Все о религии и вере - "молитва умершим в библии" с подробным описанием и фотографиями.
Содержание
Молитвы за умерших в Библии.
Все чаще многие враги Церкви навязывают нам, что поминовения умерших не нужно и, что оно не находит себе подтверждение в Св. Писании. Но такие выводы поспешны и крайне натянуты. Посмотрим, что об этом свидетельствует Библия.
Практика молитв за усопших берёт своё начало ещё с времён Ветхого Завета. Так, в Писании мы читаем, что по случаю кончины близкого, или родственника, у евреев существовал обычай налагать на себя пост. «И взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней» (1Цар.31:13); «И рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча» (2Цар.1:12). Пост же, естественно, не мыслим без молитв.
Во второй Маккавейской книге написано следующее: «Потом Иуда, взяв с собою войско, отправился в город Одоллам, и так как наступал седьмой день, то они очистились по обычаю и праздновали субботу. На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах. И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвящённые Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали. Итак все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине павших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мёртвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! – Посему принёс за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2Мак.12:38-45).
Хотя данная книга и относится к неканоническим, однако в ранней Церкви неканонические книги были также читаемы. Даже Апостолы иной раз обращались к апокрифам. Так св. Иуда пишет: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: “да запретит тебе Господь”.» (Иуд.9). В канонических книгах Ветхого Завета нигде не повествуется об этом диалоге между Архангелом Михаилом и диаволом. О нём упоминается лишь в апокрифе «Успение Моисея». И ещё: «О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: “се, идёт Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произносили на Него нечестивые грешники”.» (Иуд.14-15). Апостол ссылается на апокрифическую книгу «Еноха» (1,9). Также и Апостол Пётр ссылается на иудейское предание, запечатлённое в книге «Еноха». Согласно сказанию этой книги, перед потопом тварные духи сошли на землю, чтобы соблазнять людей, научить их магии и волхованиям. За это они были скованы в тёмной бездне преисподней. Сказание возникло как комментарий к Бытие, 6-ой главе. Пётр пишет: «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания…» (2Пет.2:4). И Апостол Павел не пренебрегал иудейскими преданиями, называя по именам волхвов, Ианния и Иамврия (2Тим.3:8), что противились Моисею, потворствуя Фараону (Исх.7:11). В канонических же книгах Ветхого Завета эти имена отсутствуют. Более того, тот же Апостол Павел не гнушался и явно языческих источников, когда те источники не противоречили истине: «Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые». Свидетельство это справедливо» (Тит.1:12).
Иными словами, мы не должны пренебрегать изучением и неканонических книг. Хотя приравнивать их к каноническим нельзя, но и отвергать их полностью тоже немудро. Так, внимательно исследуя эти книги, мы вполне можем признать за факт, что иудеи молились за умерших и приносили за них жертвы умилостивления, как о том повествуется во Второй Маккавейской книге (Подчеркнём, речь идёт в данный момент только о том, что события имели место, а не о том, являлось ли поведение иудеев угодным Богу делом).
В другой неканонической книге написано следующее: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не послушали гласа Господа Бога своего, за то и постигло нас бедствие» (Варух.3:4). Исходя из этого текста даже скептически настроенный критик должен согласиться, что в ветхозаветные времена иудеи (Пусть и не все, ведь были и «саддукейски» настроенные личности) верили, что умершие во грехе взывают о помиловании.
Далее, у иудеев существовала практика раздавать милостыню за умерших: «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умерших не лишайте милости» (Сираха.7:36). И ещё: «Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам» (Товита.4:17).
Таким образом, из выше приведённых текстов мы видим, что многие иудеи верили в то, что раздаяние милостыни могло как-то благотворно отразиться на состоянии умерших душ. Опять же, оговоримся, что мы пока не заняты разрешением вопроса о том, была ли эта вера истинной. Сейчас мы только говорим о том, что имело место быть.
А вот теперь самое время обратиться к каноническим книгам. Подтверждают ли богодухновенные книги верования иудеев? Вот что говорит Моисей: «Я не ел от неё в печали моей, и не отделял её в нечистоте, и не давал из неё для мёртвого» (Втор.26:14). Пророк говорит о десятине. Он наставляет иудеев, чтобы они не давали для мёртвого из десятины, а из десяти частей произведений земли можно. Таким образом, и Священное Писание подтверждает мысль о том, что иудеи помнили о мёртвых. Моисей знал об обычаях единоверцев и не обличал их в «язычестве».
А вот что пишет другой Божий пророк, Иеремия: «И умрут великие и малые на земле сей… и не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради них. И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их» (Иер.16:6-7).
Иеремия также знаком был с практикой поминовения умерших. И, как и Моисей, он не критикует единоплеменников за их обычай преломлять хлеб за усопших. Более того, из вышеприведённого текста видно, что преломление хлеба за умершего приносило некое утешение преломляющим, и выпитая чаша утешала, каким-то образом, пьющего. Т.е. это был не просто обряд, а некое таинство, во время которого в загробном мире нечто происходило. Иудеи верою воспринимали эту перемену в загробном мире с их умершими родственниками, из-за чего и утешались.
Попробуем составить очередную последовательность действований иудеев, когда у них кто-то умирал. Итак, получив известие о смерти, Давид схватив одежду свою разодрал её (2Цар.1:11). Потом – пост, плач и молитвы об умершем (2Цар.1:12). Потом – приносилась умилостивительная жертва за грех (2Мак.12:43). Потом – от имени умершего раздавали милостыню (Сир.7:36; Втор.26:14). И потом – преломление хлеба за умершего и питие из чаши (Иер.16:6-7).
Однако следует уточнить, что не за всех умерших позволительно было молиться иудеям. Так священник Илий, увещевая свих развратившихся сыновей, которые отвращали израильтян от веры в Господа, сказал: «Если согрешит человек против человека, то помолятся о нём Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нём?» (1Цар.2:25). И Иеремие Господь говорит: «Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя» (Иер.7:16). И ещё: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Моё Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; пусть они отойдут от лица Моего, отгони их» (Иер.15:1). И Иоанн Богослов пишет: «Если кто видит брата своего согрешающим грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающим грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» (1Иоан.5:16-17). Ну и Сам Господь сказал: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа Святого не простится человекам… ни в сем веке, ни в будущем» (Мат.12:31-32). Т.е. бывают грехи против Бога, а бывают против ближнего. Хотя всякий грех, в том числе и против ближнего, является преступлением против Заповедей Божиих, однако в глазах Бога грех греху рознь.
А о том, что за гробом возможно прощение для грешников (согрешивших грехом не к смерти, т.е. не против Бога, а только против ближнего), ясно приоткрыл нам и Сам Милующий, говоря: «в сем веке» и « в будущем» веке. А вот хула против Бога не простится и за гробом (т.е. в будущем веке).
А что говорит христианская традиция на интересующую нас тему?
В древнейшем чине литургии, авторство которого по преданию (которое признавали все Отцы ранней Церкви) приписывается первому епископу Иерусалимскому Апостолу Иакову, мы находим молитву об усопших: «Господи, Боже духов и всякой плоти, помяни православных (здесь термин «православных» имеет ещё не денаминационный смысл), которых мы помянули, и которых не помянули, от Авеля праведника до сего дня; Сам упокой их а селениях живых, в Царствии Твоём, в сладостях рая; в недрах Авраама, и Исаака, и Иакова, святых отцов наших, откуда отбежала болезнь, печаль, воздыхание и где посещает свет лица Твоего и освещает всегда». (Взято по творениям св. Кирилла Иерусалимского, IV век).
Критик может оспаривать подлинность авторства чина этой литургии, принадлежит ли это творение подлинно Апостолу Иакову Иерусалимскому, но он не может не признать за факт, что уже в первом веке существовала литургия, во время которой осуществлялись молитвы за умерших (даже если составил чин этой литургии не Апостол Иаков, а кто-то из других пастырей Церкви).
Для ранних Отцов Церкви не вызывало сомнения, что молитвы за усопших восходят от Апостольского Предания. Вот, как пишет св. Иоанн Златоуст: «Не напрасно узаконено апостолами творить пред Страшными Тайнами поминовение усопших: они знали, что бывает великая польза от сего для усопших, великое благодеяние."
- Добавить комментарий
- 0 комментариев
Android
Выбрать язык Текущая версия v.209
Обсуждения
Что говорит Библия о молитвах за умерших?
97 сообщений
14 но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын.
15 И пошел Нафан в дом свой. И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело.
16 И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле.
17 И вошли к нему старейшины дома его, чтобы поднять его с земли; но он не хотел, и не ел с ними хлеба.
18 На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо, говорили они, когда дитя было еще живо, и мы уговаривали его, и он не слушал голоса нашего, как же мы скажем ему: `умерло дитя'? Он сделает что-нибудь худое.
19 И увидел Давид, что слуги его перешептываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И сказали: умерло.
20 Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел.
21 И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал [и не спал]; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб [и пил]?
22 И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?
23 А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне.
3Цар.17:22 И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил.
1Фесс.5:23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
В Библии несколько значений ДУШИ в зависимости от контекста:
а) ДУША – это кровь, жизнь для человека. "Душа человека есть кровь"(Лев.17:14)
смерть Рахили была от кровопотери, ушла душа, т.е жизнь(Быт.35:18)
б) ДУША – это весь человек. "Во дни Ноя восемь ДУШ(метафора) спаслись от воды"(1Петр.3:20).
в) Душа – это психика человека, выражение эмоций: радость,горе, переживание.
"Душа Моя скорбит смертельно"(Мф.26:38)
Из трёх примеров подходит по смыслу только "а)". Отрок или потерял сознание-(остановка дыхания, кровь не поступает в мозг), или действительно смерть до 5мин(не сказано), но по молитве пророка Илии "душа возвратилась"(простонародный язык перевода), ОЖИЛ, т.е. ЖИЗНЬ возвратилась (кровь прилила к мозгу и к сердцу).
А благословение в 1Фесс.5:23 подтверждает тринитарность сущности Бога и тринитарность существа человека как подобие Бога и единство трёх.
Вспомним, что одно из значений слова «душа» — это «жизнь». Поэтому душа Рахили выходила из нее в том смысле, что из нее выходила жизнь. Некоторые переводы Библии передают выражение «когда выходила из нее душа» как «Рахиль умерла» (Современный перевод) или «испуская дух» (Смысловой перевод). Подобным образом, когда о сыне вдовы говорится, что в него возвратилась душа, это означает, что в мальчика возвратилась жизнь (3 Царств 17:23)."
Душа в Библии – чаще всего означает жизнь, свойства живого создания, как животного, так и человека, но иногда по отношению к человеку означает свойства его бессмерт-ного духа, который нельзя убить (Мф 10.28) – Матф.10:28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
Иногда этим словом обозначается свойство характера и состояние духа (Деян 4.32) или просто личность, человек (Иез 27.13; Деян 2.41; Отк 18.13)
И вот здесь есть мое тело, и внутри этого тела у меня есть дыхание жизни — это дух. Дух подобен ветру. Мое тело заполнено чем-то вроде воздуха, который пропитывает все это тело. Это — дух человека: “Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия” (1Кор. 2:11). Есть четыре духа в мире, согласно той Книге. Есть Божий Дух, дух дьявола, человеческий дух и дух животных. “Кто знает дух человеческий, который идет вверх, и дух зверя, который идет вниз, в землю?” (Еккл. 3:21, KJV). Знаете, почему вы не можете общаться с собакой? Потому, что у нее иной дух, чем у вас. Вы когда-нибудь садились и говорили собаке: “Что ты думаешь о той последней игре втроем? Это было неплохо, правда?” Собака отвечает только: “Гав-гав-гав-гав”. Вы не можете разговаривать с животными. Вы говорите: “О, у нас есть обезьянки, которые нажимают кнопку и кладут сливки в кофе, и. ” Я знаю, я все знаю об этом человеке. Но я сейчас не об этом. Я имею в виду: дайте собаке подоходный налог и скажите, чтобы она поняла это. Купите попугая, ласточку, воробья и синицу, посадите их в клетку и учите их петь в четыре голоса. Вы не можете этого сделать. Знаете, почему? Их дух — дух животных, а в вас — дух человеческий.
И Бог хочет говорить с вами, но вы не можете понять Его. “Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия. и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно” (1Кор. 2:14). Душевный человек не может принять это, потому что у него другой уровень. Знаете, в чем основное ваше отличие от животных? Это тот факт, что вы не можете беседовать с животными, но можете общаться с кем-либо другим с помощью слов. Знаете, чем бы воспользовался Бог, если бы Он захотел пообщаться с человеком? Он бы воспользовался словами. У вас есть Книга? В ней есть какие-то слова? Это средство общения. Смотрите: “В начале было Слово” (Ин. 1:1). Вот так вот, дружище! Вот откуда вы узнаете, что Дарвин был неправ; то слово не принесло бы животным совсем никакой пользы. У них нет общения. То есть, животное будет покорно Богу, но оно покоряется инстинктивно. Господь говорит: “Укуси его”, и оно идет и кусает вас. Животные покоряются Богу. Говорит ласточке: “Лети на юг. Холодает”. Ласточка улетит. Она пролетит 1500 миль. Он говорит птицам на Аляске: “Летите на Гавайи и стройте себе гнезда”. Мать и отец однажды погибают, и дети прилетают на следующий год и находят то же самое гнездо на Гавайях. Посмотрим, как вы это постигнете. Это — мудрость, которую Бог вкладывает в этих животных, но Бог не садится с ними и не говорит: “Что вы думаете об Ионе? Как, по-вашему, он очень вкусный? Что вы чувствовали, когда вы выплюнули его? Вы собираетесь написать книгу об этом?” Нет, Бог общается с людьми с помощью слов, и точка соприкосновения прямо здесь, в Библии. В этой Книге — Дух.
“Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше” (Ин. 3:6-7). Хорошо, внутри моего тела, у меня, — дух). Вы говорите: “Где это?” Об этом говорится в Луки 16:19-24 “Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал
Я предлагаю след вариант-Учитывая, что Библия-это не только книга пророчеств и откровений, но и историческая,а значит,согласуется с историей. Найдите мне пожал. истоки учения о бессмерт. душе. Только из исторических энциклопедий а не из религиозных (тк. в религиях каждый "подгонит" под себя). Кто был основателем и приверженцем этого учения?
Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис
Есть ли какая-нибудь связь между живущими еще на земле и уже умершими христианами?
У нас, живущих еще на земле христиан, самая близкая связь с нашими братьями, переселившимися ко Господу: Бог соблаговолил «все небесное и земное соединить под главою Христом» ( Еф. 1:10 ). Таким образом, мы с умершими – одна семья, а Глава нашей семьи – Христос.
Нет ли большой разницы между живущими и умершими христианами?
Апостол Павел так отвечает на это: «Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» ( Рим 14:7–9 ). Значит, во Христе нет разницы между мертвыми и живыми: все христиане составляют тело Христово, все они братья, обязанные любить друг друга и заботиться друг о друге.
В чем должна выражаться любовь христиан друг к другу?
Главным образом в молитве. «Молитесь друг за друга» , – говорит Ап. Иаков ( Иак. 5:16 ). И Ап. Павел наставляет: «всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время . о всех святых» ( Еф 6:18 ), т.е. о всех христианах.
Но, быть может, здесь говорится о молитве к Богу только за таких христиан, которые живут еще на земле?
У Господа такого деления нет, потому что Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Бога все живы» ( Лук. 20:38 ).
Умершие христиане нуждаются-ли в том, чтобы Церковь Христова возносила за них молитвы к Богу?
Чем вызывается эта их нужда?
Она вызывается тем, что они люди, и, как люди, не свободны от недостатков ( Иов 4:17–19 ) и никто из них, умирая, не мог сказать: «я очистил сердце мое, я чист от греха моего» ( Притч 20:9 , ср. Лк. 17:10 ; Иак. 3:2 ).
Какое может быть основание для умилостивления Божия за грехи людей умерших?
Ап. Иоанн разъясняет, что Христос «есть умилостивление за грехи наши и не только наши, но и за грехи всего мира» ( 1 Ин. 2:2 ). К этому умилостивителю, Грядущему Судии и обращаются христиане с молитвами о прощении грехов братьев своих по вере.
Можно ли думать, что эти христианские молитвы будут услышаны?
Можно, ибо Сам Спаситель сказал, что христианам «должно всегда молиться и не унывать» ( Лк. 18:1 ). Спаситель также говорит истинно верующим: «если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то, чего не пожелаете, просите, и будет вам» ( Ин 15:7 ).
Но, может быть, Христос не имеет власти облегчить участь многогрешных ( Иак 3:2 ) христиан, переселившихся в загробный мир?
Господь имеет полную возможность и власть сделать это, потому что Он Сам сказал о Себе: «дана мне всякая власть на небе и на земле» ( Мф. 28:18 ). Если так, то у Спасителя есть власть облегчить участь согрешивших грехами несмертными.
Правильно ли рассуждают сектанты, когда доказывают, что нельзя изменить судьбу человека в мире загробном и ссылаются при этом на слова Господни в притче о богатом и Лазаре?
Нет, не правильно. В приводимой притче о богатом и Лазаре, действительно, говорится о том, что перехода из ада в рай нет, но говорится это не о новозаветных, а о ветхозаветных людях, о бывшем прежде, а теперь уже отмененном.
О каком времени говорит притча о богатом и Лазаре?
О времени ветхозаветном, т.е. о времени до совершения Христом Спасителем искупления.
Откуда это видно?
Из слов Господних видно, что тогда действовал закон Моисеев и пророки: «у них» , т.е. у тогдашних людей, говорит Спаситель, «есть Моисей и пророки; пусть их слушают» ( Лук. 16:29 ). Спаситель Сам объяснил в той же 16 главе Ев. Луки, что «закон и пророки до Иоанна (Крестителя), а с сего времени, т.е. после Иоанна, Царство Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» ( Лк. 16:16 ). Что теперь не Моисеев закон царствует, это говорится и в Еванг. Иоанна: «закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» ( Ин. 1:17 ). Моисеев закон был «детоводителем ко Христу» ( Гал. 3:24 ) «и конец закона Христос» ( Рим. 10:4 ).
Как же объяснить слова Господа, что между адом и раем утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти из «ада в рай» не могут сделать этого ( Лк. 16:26 )?
Эти слова Господни вполне справедливы: перехода из ада в рай не было до того времени, пока Сам Спаситель наш не перешел этой пропасти. Господь в Апокалипсисе говорит о Себе: «имею ключи ада и смерти» ( Откр. 1:18 ). Своею смертью на кресте Он сокрушил вереи (затворы) вечные, содержащие связанных, т.е. отворил двери ада. «Христос , – повествует Ап. Петр, – чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым (т.е. духом Своим Божественным) Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» ( 1 Пет. 3:18–20 ).
Что это за непокорные духи, которым проповедал Христос?
Это современники патриарха Ноя. Перед потопом люди очень развратились, так что «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» ( Быт. 6:5 ). Господь повелел праведному Ною сто двадцать лет призывать их к покаянию ( Быт. 6:3 ), а самому строить ковчег. И так как люди не покаялись в своем развращении, то Господь повелел Ною войти с семьею в построенный ковчег, и навел на всех потоп. Никто из непокорных людей не остался живым на земле, все погибли в воде. Но когда затопляла их вода, тогда они вспомнили Ноеву проповедь и каялись, однако, наказания избежать было уже невозможно, и плодов покаяния они не могли принести. Они были в адской темнице и ожидали милосердия Божия. К ним-то и пришел Спаситель «духом Своим» в то время, когда плоть его, умерщвленная на кресте, лежала во гробе. Об этом событии поет наша Церковь так, что Христос был «во гробе плотски, в аде же с душею, яко Бог».
Вывел ли, действительно, Спаситель из ада в райскую жизнь Божию находившихся в темнице духов, с верою ожидавших Его?
Да, вывел, «ибо , – говорит Ап. Петр, – для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, т.е. значит, умерши плотски, как все люди, жили (далее) по Богу духом» ( 1 Петра 4:6 ). Посему и Ап. Павел говорит о ветхозаветных людях, что «они не без нас достигли совершенства» ( Евр. 11:40 ) 9 . Итак, переход из адской жизни к райской, (по Богу), возможен. И сектанты, если отвергают его, то только потому, что «не знают Писаний, ни силы Божией» ( Мф. 22:29 ).
Можно ли доказать, что Господь действительно сходил к пребывавшим в адской жизни?
Это доказывает убедительно Апостол Павел, когда говорит, что Христос «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает , – говорит вопросо-ответно Апостол, – как не то, что Он (Спаситель) и нисходил прежде в преисподние места земли!» ( Еф. 4:8, 9 ).
А как думают сектанты о состоянии умерших?
Они считают, что все умирающие тотчас после смерти получают полное воздаяние за свою жизнь.
Можно ли думать по сектантски, что души отшедших людей теперь же получают полное и окончательное воздаяние за свою жизнь на земле?
Такое понятие неразумно и неосновательно. Если бы загробное состояние людей окончательно определялось тотчас после их смерти, тогда и Страшный суд, о котором предсказал Господь, был бы совершенно не нужным. Но Спаситель сказал, что Страшный суд непременно будет, и тогда воздастся всем должное: грешники пойдут в «муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф. 25:46 ).
Все ли люди должны предстать на Страшный суд, или, может быть, верующие на суд не пойдут?
Все люди, все до одного, будут на Страшном суде, ибо, говорит Апостол, всем нам «должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2 Кор. 5:10 ).
Как же сектанты говорят , что они не подвергнутся суду, потому что сказано-де: «Верующий в Него (Сына Божия) не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал в имя Единородного Сына Божия» ( Иоан. 3:18 )?
Сектанты «заблуждаются, не зная Писания, ни силы Божией» ( Мф. 22:29 ). В приведенном месте из Ев. Иоанна Спаситель говорит о том, что искренно верующие в Него не подвергнутся наказанию, тогда как неверующие в Божество Его осудятся. А что суд будет одинаково и для праведных и для грешных, это видно из слов Ап. Петра: «время начаться суду с дома Божия» (т.е. с Церкви Христовой, которая есть дом Божий ( Евр. 3:6 )), «если же прежде , – говорит Апостол, – с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» ( 1 Петр. 4:17, 18 ). Пусть же не думают сектанты, что по смерти они сразу в рай пойдут; будет и на них еще суд!
Если притчей о богатом и Лазаре Спаситель не отвергает молитв за умерших, то какой-же истинный смысл ее?
Главная мысль Господня в притче та, что, если люди на земле закона Божьего слушать не хотят, то их ничем не исправишь: если даже мертвый воскреснет, то и тогда не поверят.
Чем можно доказать, что главная мысль притчи именно такова?
Для доказательства нужно рассмотреть самую притчу и некоторые события, случившиеся после ее произнесения. Фарисеи не хотели верить Христу, хотя все, что Он говорил и что делал – было согласно с законом Моисеевым и с предсказаниями пророков о Мессии. Фарисеям хотелось признавать только то, что им нравилось, и потому жили они не по Моисееву закону, но по прихотям своим. Вот Спаситель и говорит притчею, что таких людей ничто не изменит: если они закона Божия не слушают, то, пусть даже мертвый воскреснет, не поверят. В притче Господь показывает нечестивца богатого и благочестивого нищего. Богатого Он никак не называл, а нищему дал имя – Лазарь. Затем Господь изображает загробную судьбу обоих. Богач в муках узнал, что ему нет помощи, и жалея своих братьев, которые еще жили на земле, начал просить Авраама о том, чтобы к ним для вразумления был послан вестником Лазарь. Но Авраам на эту просьбу ответил так: «у них (у братьев богача на земле) есть Моисей и пророки; пусть их слушают. Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто из мертвых воскрес, не поверят» ( Лук. 16:29, 31 ). Тогда многие говорили, что они поверили бы только воскресшему мертвецу, и теперь многие повторяют то же; также и сектанты иные говорят, что не желают молиться за умерших, и что, пожалуй, они стали бы молиться, если кто-либо с того света сказал бы, что молитва за умерших полезна. Но Спаситель прямо объясняет, что, кто Писания не слушает, тот даже воскресшему из мертвых не поверит. А чтобы никто не сомневался в словах Господних, Христос доказал это и на деле. В притче Он назвал человека нищего Лазарем, а через некоторое время воскресил Лазаря из Вифании.
Что же, враги Христа стали ли верить в Него после того, как Он воскресил четырехдневного мертвеца?
Нет, не поверили. Узнав о воскрешении Лазаря, враги Господа, посоветовавшись между собою ( Ин. 11:45–52 ), «положили убить его» (Господа) ( Ин. 11:53 ). Таким образом, Спаситель притчей о богатом и Лазаре объяснил и предсказал, что кто Писания не слушает, тот даже и воскресшего не признает за достоверного свидетеля и не поверит ему. Против же молитв за умерших Господь ничего здесь не говорит.
Чего должно просить у Господа в наших молитвах об умерших?
Того же, чего мы просим в своих молитвах о живых: должно просить милости Господней к умершим и благодати Божией, очищающей души их и доставляющей им блаженное состояние.
Молились ли за умерших верующие в истинного Бога?
Молитвы за умерших были еще в Ветхом Завете. Из жизни народа Израильского узнаем, что после одного сражения Иуда Маккавей от всего общества Божия молился о павших воинах: «на другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших . И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям. и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он (Иуда Маккавей) послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» ( 2 Мак. 12:39–45 ).
В Библии приводится и другой, подобный же, пример, а именно, пророк Варух молился за умерших, говоря: «Господи Вседержителю, Боже Израиля. Не вспоминай неправды отцев наших» ( Вар. 3:4, 5 ).
Также и премудрый Сирах говорит: «милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не минай милость» ( Сир. 7:36 ).
Что отвечать сектантам, если они скажут, что не верят книгам Маккавейским, потому что это книги неканонические?
Нужно спросить у сектантов, где в слове Божием сказано, что Маккавейские книги не хороши? – А что они называются неканоническими, так это так их назвала древняя Православная Церковь, когда диавол не выдумал современных сектантских глупостей. Но Церковь всегда признавала книги Маккавейские как книги правильные, рассказывающие о жизни Иудеев далеко до пришествия Господня, а 85 правило св. Апостолов повелевает признавать книги Маккавейские.
Что означает слово «апокриф», как любят сектанты называть Маккавейские и другие неканонические книги?
Наименование: «книги апокрифические», по переводу с греческого, означает: «книги сокровенные». Древние еретики давали это наименование составлявшимся в их среде подложным книгам, дабы лучше уверить других, будто эти книги не вновь составлены, а только неизвестны были, как сокрываемые.
Наши неканонические книги вовсе не апокрифы, потому что все лживые книги, как, например, Ев. Петра, Ев. Фомы, сон Богородицы и др. отвергнуты Церковью 10 .
Можно ли найти подтверждение молитв за умерших в книгах канонических?
Такие подтверждения есть.
В кн. Второзакония, 26 гл. 14 ст говорится: «я не ел от нее (от десятины, посвященной Богу) в печали моей. и не давал из нее для мертвого» ( Втор. 26:14 ). Следовательно, из оставшегося имущества можно было уделять на поминовение мертвецов.
Молились ли за умерших свв. Апостолы?
Да, молились. Ап. Павел в благодарность своему ученику Онисифору, который верно служил ему, молился о здравствовавшей еще семье его так: «да даст Господь милость дому Онисифора» ( 2 Тим. 1:16 ). Видим, что самого Онисифора Апостол не поминает; через несколько слов Ап. Павел молится и о самом Онисифоре, очевидно, уже умершем: «да даст ему Господь обрести милость у Господа в день оный» ( 2 Тим 1:18 ).
Точно так же и теперь Православная Церковь молится за умерших, прося им «милости Божией у Христа, – бессмертного Царя и Бога нашего».
Было ли у христиан с первых дней существования Церкви Христовой поминовение усопших в Церковном богослужении?
Несомненно, было. В литургии Ап. Иакова, которая и поныне ежегодно совершается в Иерусалиме в день памяти этого Апостола Господня, 22-го октября; в этой литургии есть молитвы об умерших; точно так же и в Литургиях Василия Великого и Иоанна Златоустого, совершающихся постоянно у нас.
Ап. Иаков поучал христиан так молиться об умерших: «Господи Боже духов и всякия плоти, помяни православных, которых мы помянули, от праведного Авеля до нынешнего дня; Сам упокой их. В Царстве Твоем, в наслаждениях райских, в недрах Авраама, Исаака и Иакова, святых отцев наших, откуда удалились болезнь, печаль и воздыхание, где зрится свет лица Твоего, и сияет свет непрестанный.» Молитвы св. Иоанна Златоустого и Василия Великого очень схожи с изложенной.
Какие еще мы имеем доказательства, что у христиан всегда были молитвы за умерших?
Это доказывают нам памятники первых веков христианства. В римских катакомбах, где христиане хоронили своих мертвых с первых дней христианства, там над гробами их сделаны надписи, в которых христиане выражают свои молитвы к Богу об умерших. Вот какие надписи там есть: «Господи, да никогда душа Венеры не будет омрачена. Антония сладкая душа, Бог да освежит тебя. Бог, да освежит твою душу! Господи, прошу Тебя, да увидит он свет рая. Покойся спокойно. Вечный свет тебе, Тимофей во Христе». Мученически сгоревшим сделана такая надпись: «Да освежит, да прохладит нас Тот, Кому все возможно.» Таковы надписи на гробницах, доказывающие, что у христиан всегда были молитвы за умерших.
Вот еще одно доказательство от истории. В Иерополе доныне хранится камень, чудесно перенесенный из Рима по желанию равноапостольного Аверкия, скончавшегося около 167 года. Под этим камнем похоронен равноап. Аверкий, и на камне выбиты слова святителя, в которых он просит помолиться о нем весь синод. Если бы у христиан не было молитв за умерших, то и равноапостольный епископ не завещал бы их.
Итак, молитвы Церкви за умерших идут с первых дней христианства.
И сектанты ни от Писания, ни от истории, не могут доказать того, что когда-либо было такое время, когда православные не молились за усопших. Такого времени никогда не было.
Возможно ли прощение грехов в жизни будущей?
Возможно, но только не для всех грехов. Для «грехов к смерти» ( 1 Ин. 5:16 ) или смертным, общее название которым «хула на Духа Святого», не может быть прощения ни в сем веке, ни в будущем. Спаситель так говорит: «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.» ( Мф 12:32 ). Ясно отсюда, что иные грехи могут быть прощены в «будущем веке» , а другие никогда не простятся.
Что такое хула на Сына Человеческого, которая может быть прощена?
Это многократное нарушение заповедей Божиих, сопровождаемое исправлением человека, т.е. такое состояние, когда человек, согрешив, не пребывает в неисправлении. «Всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти» ( 1 Ин. 5:17 ). Такими обыкновенными падениями, говорит Ап. Иаков, «все мы много согрешаем» ( Иак. 3:2 ). И если бы эти грехи не простились ни в этом веке, ни в будущем, тогда и райской жизни никто не достиг бы.
Что такое хула на Духа Святого, которая не может проститься никогда?
Это явное, сознательное противление Божией Истине, упорное отвержение Православной веры Христовой, которую охраняет «Дух Святый» ( Иоан 14:26, 15:26, 16:7–15 ). Подобное противление истине можно видеть в сектантах, которые безумно противятся Правде Божией и этим оскорбляют Духа Божия, научающего этой Правде. Сектанты отвергают, например, молитвы за умерших, хотя Дух Святый научает молиться за отошедших в загробный мир, и вот этим они явно противятся Духу Божию, и это «не простится им ни в этом веке, ни в будущем.»
Почему сектанты не могут оправдываться словами Писания, что «человек никак не искупит брата своего, и не даст Богу выкупа за него» ( Пс. 48:8 )
Прежде всего, здесь говорится не о молитве, а про избавление от смерти. Как это выясняют дальнейшие слова псалма: «дорога цена искупления души их, и не будет того во век, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы» ( Пс. 48:9, 10 ). Действительно, никто не избавил человека от смерти, как только Богочеловек Иисус.
Затем, если сектанты понимают слова псалма – «человек никак не искупит брата своего, и не даст Богу выкупа за него» – в том смысле, что молиться за мертвых нельзя, то пусть они и за живых не молятся, потому что для человека и живых искупить невозможно. Однако сектанты за живых молятся, а если так, то нельзя в словах псалма усматривать отрицание молитвы за умерших.
Можно ли христианам после молитвы за умерших совершать поминальные трапезы?
Можно, потому что обычай устраивать поминальные обеды весьма древний. Пророк Иеремия говорит, как о несчастных, таких людях, которые после смерти своей остаются без поминовения. «И умрут великие и малые на земле сей; и не будут погребены, и не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради них. И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их» ( Иер. 16:6, 7 ).
Какими вопросами можно доводить сектантов до признания необходимости молитв за умерших?
Прежде всего должно спрашивать сектантов об их отношениях к живущим на земле их братьям: «Любите ли вы ваших братьев живущих в этом мире?» Они скажут: «Любим». – «В чем выражается любовь к ним?» Они скажут: «Мы братьям нашим желаем добра, помогаем, когда можем, и молимся о них Богу». Если сектанты так любят живущих еще здесь своих братьев, то пусть скажут: продолжают ли они любить их отошедших в загробный мир? Они скажут, что любят. Тогда должно спрашивать сектантов: в чем выражается ваша любовь к покойным? Хлеба они теперь не едят, и деньги им не нужны, ваша материальная помощь им не требуется. Как же вы выражаете свою любовь к своим усопшим? Сектантам ответить нечего, потому что благожелательства к своим умершим братьям без молитвы они выразить не могут, а молиться тоже не хотят, значит, и любовь сектантов к своим братьям, со смертью последних, прекращается.
Из этого видно, что у сектантов не Христова вера, не христианское понятие об отношениях к умершим. Слово Божие говорит, что христианская «любовь никогда не перестает» ( 1 Кор. 13:8 ), она никогда не прекратится, «хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1 Кор. 13:8 ). Значит, у христиан любовь к братьям некогда не может закончиться, хотя бы эти братья и отошли в загробный мир. И действительно, у нас в Церкви Православной любовь никогда не прерывается: когда наши братья живут здесь, мы выражаем к ним свою любовь в благожелательстве и молитве за них; мы, не прерывая своей любви к ним, продолжаем благожелать и молиться за них и после их отшествия на тот свет. У сектантов же любовь не христианская, не по слову Божию: она у них прерывается в тот час, когда те, кого они любят, умирают. Плохая это, никуда негодная, любовь.
О том, что из ада были выпущены многие, говорит Мф. 27:52, 53 ; а Иоанн, говорит о первом воскресении в Откр 20:5, 6 – Sm.
Недавно на свет извлекли очередной апокриф – так наз. «Евангелие от Иуды». – Sm.
Источник: Переиздано (с изменениями) с издания “Доброе исповедание”, Почаев, 1910 г. Благословение Свято-Успенской Почаевской Лавры Миссионерский отдел Львовской епархии УПЦ, 2003 г.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»