Вечерня чин прощения молитва

Все о религии и вере - "вечерня чин прощения молитва" с подробным описанием и фотографиями.

Вечерня чин прощения молитва

  • Взрослая группа
  • Детские группы
  • Кружки
  • Тактильные книги
  • Сотрудничество с ЦСПСиД
  • ГКБ-2
  • ВОС
  • Интернат для слепых
  • ЦСА для БОМЖ и З
  • Основы православия

Вечерня с Чином прощения

14 февраля, накануне Великого поста, вечерню с Чином прощения в нашем храме соборно совершили: ключарь игумен Викентий (Брылеев), протоиерей Николай Земцов, иерей Александр Сирин, иерей Дионисий Габбасов, иерей Павел Скрынский, иерей Николай Цаплин, диакон Александр Аренков, диакон Игорь Москвичев.

Цель Великого поста – очиститься от грехов и возродиться духовно. Чтобы Господь Бог простил нам наши грехи, мы должны простить всем людям их «прегрешения» перед нами: «не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете»(Лк. 6: 37).

Чин прощения совершается в воскресенье за вечерним богослужением. Нужно прийти к началу службы в храм и вместе со всеми стать участником совершения этого чина.

Вместе с тем мы стараемся попросить прощение у всех близких. Нет такого человека, который, регулярно общаясь, не огорчил бы другого словом, делом или нечуткостью. Здесь нет какого-то чина. Важно, чтобы наши слова были искренними.

«Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой – Бог не примет тебя» (преподобный Ефрем Сирин).

Приуготовив верующих к подвигам поста и покаяния, Церковь вводит их в самый подвиг. Богослужения Великого поста, как и богослужения подготовительных к нему недель, постоянно побуждая к посту и покаянию, изображают состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому соответствует и внешний образ совершения великопостных богослужений: в седмичные дни Великого поста, исключая субботы и воскресенья, Церковь не совершает полной литургии, этого самого торжественного и праздничного христианского богослужения. Вместо полной литургии по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб изменяется сообразно с временем. В седмичные дни почти прекращается пение, предпочитается чтение из ветхозаветных писаний, особенно Псалтири, во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина с великими (земными) поклонами, а третий, шестой и девятый часы соединяются с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное воскресенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего прощения в храме.

Чин прощения совершается так: на солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери; настоятель обычно произносит слово, испрашивает прощения своих грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика (что) согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». При этом он творит общий земной поклон духовенству и народу. Все отвечают ему также земным поклоном, говоря: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». Затем настоятель берет напрестольный Крест, и все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют честный Крест и руку его, держащую Крест, лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются к святым образам и Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга.

Во время обряда прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и другие покаянные песнопения. В некоторых храмах поют также при этом и стихиры Пасхи, до слов «и тако возопим» включительно (в последней стихире).

Сообразно с словами Евангелия, читаемыми в это воскресенье, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники египетские собирались в последний день сырной седмицы для общей молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, при пении пасхальных стихир, как бы в напоминание ожидаемой Пасхи Христовой, уходили по окончании вечерни в пустыни для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы и собирались снова только уже к Неделе ваий. Поэтому-то и теперь, следуя этому древнему благочестивому обычаю, сыны Православной Церкви в знак примирения и прощения молятся о умерших и посещают друг друга в сырную седмицу.

Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужения продолжительнее, чем в следующие дни. С понедельника по четверг на великих повечернях читается покаянный канон святого Андрея Критского (+ 712). Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах нх около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней.

В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской (+ 522), пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию.

Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского.

Главная

Чин Прощения

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие о Господе, братья и сестры, мы с вами стоим в преддверии святого, великого, душеспасительного, светлого Великого поста. Святая наша матерь Церковь называется вождём спасения. И мы действительно сегодня отправляемся в плавание – долгое, семинедельное, в котором будут свои бури, свои напасти, свои волны, но будет и тихая пристань – Светлое Христово Воскресение, ибо мы сегодня слышали с вами стихиры, которые пелись на вечерни: « Постное время светло начнем, к подвигам духовным себе подложивши, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа. да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и Святую Пасху, духовно радующеся»

Кто-то спросит: «что такое пост?» Кто-то может ответить: «пост – это когда не едят рыбы, кефира, молочного».

Другой скажет, и это будет правильно: «пост – это время, когда особо стараются воздержаться от телевизора, компьютера, интернета». И это тоже будет правильно; кто-то скажет:» пост – это тогда, когда люди ходят в тёмных одеждах, в тёмных платках, и это тоже будет правильно. Но это мало. Пост – это не скорбь о кефире или яйцах, пост – это не скорбь о постной пище, а пост – это, ещё и ещё раз, нам возможность и шанс от Бога встретиться с Ним, чтобы именно в эти маленькие сроки – всего семь недель, постараться жить так, чтобы главное было главным, а второстепенное стало второстепенным.

Главным для нас должна быть забота о душе, забота о спасении, то есть главным стало бы то, что у нас внутри, то, что мы говорим, мыслим и поступаем, вместо того, что мы едим; не пропитание должно стать главным, а главным должна стать наша жизнь во Христе.

И пост – это ещё и ещё одна попытка, ещё и ещё один шанс нам возвыситься от земли к Небу, чтобы мы, из плоти, пленненной врагом, по благодати Божией, стали духом нетленным, из скверны стали чистыми, из мирских, постарались хотя бы, с помощью Божией, стать духовными людьми, из привязанных к этой земле, ну хотя бы в эти несколько недель, стать гражданами Небес

Потому, что если в нашей жизни произойдёт только перемена на столе, когда мы говядину переменим на картошку, а кефир, переменим на кисель – это будет очень-очень мало. Это недостойно нас. В нас должно произойти нечто большее, нечто более важное: должна произойти перемена ума. Это есть на самом деле покаяние, когда происходит перемена ума, чтобы человек отказался от рабства греху и, как однажды святитель Николай Сербский сказал, что человек вообразил себя благородным рыцарем, а надо, чтобы он сорвал с себя эту маску, которой он прикрывает свою суть, сорвал маску праведности, и, перед Богом, себя увидел бы жалким горбуном, которым он по-настоящему только и является, а не благородным рыцарем.

Именно время и пространство Великого поста – это время взгляда внутрь, в самих себя, в глубину своего пространства. Церковь нам даёт остановку в сутолоке жизни. Никакое другое время, как время Великого поста, не способствует так возрастанию в духе, потому, что всё это время мы находимся в пространстве песнопений, особых напевов, особого богослужения, особых молитв, даже особой одежды – мы, всё время великого поста, будем в тёмных одеждах, как воспоминание о том, какими мы стали нашей душой – потемнённые, запятнанные, живущие без Бога, чтобы ко дню Светлого Воскресения Христова, сразу преобразились и внешне, и внутренне.

Но быстро растворимой благодати не бывает, это целый подвиг, подвиг восхождения от земли на Небо, от этой повседневной суетности к горнему.

Таким образом мы вступаем в Великий пост, имея цель, чтобы мы переменились – переменились душой, переменились образом нашей с вами жизни, а не только трапезой.

Во время Великого поста вся наша с вами богослужебная жизнь будет иная. Это неповторимый канон преподобного Андрея Критского, в первые четыре дня Великого поста, это всегдашняя молитва преподобного Ефрема Сирина, которую вы сегодня впервые услышали: «Господи, и Владыка живота…».ю

Те же, кто работает, должны молиться во время утренних и вечерних молитв, так что, если мы будем на работе, то душой – с Церковью. Поэтому, благочестивые христиане, стараются , особенно в первую неделю Великого поста, до работы, насколько это возможно, на 15-ть, 20-ть, полчаса, но побыть в храме, чтобы напиться этим воздухом Неба, благодатной духовной атмосферой, чтобы быть сопричастными к Виноградной Лозе, на Которой мы все являемся духовно бедными, но мы бедными являемся тогда, когда сок этой Виноградной Лозы течёт в наших жилах, и если этого привития не происходит, тогда мы лишаемся этой благодатной духовной силы, которая называется церковной молитвой, молитвой Церкви.

Поэтому ревностные христиане стараются в первую неделю святого Великого поста умножить молитвенное состояние перед Богом или в храме, или, если нет такой возможности, на работе, или, во всяком случае, после работы, когда Великий канон будет начинаться, специально для работающих людей, в семь часов вечера.

Мы должны знать, что то время, которое мы посвятим своей собственной душе – это будет благословением нам на весь пост, и однажды архиепископ Саратовский и Вольский Александр сказал (тот епископ, который рукополагал меня в 86-м и в 87-м году в диякона и священника): «Как вы проведёте первую неделю святого Великого поста, так вы проведёте весь пост. Как вы проведёте весь пост, так вы проведёте весь год».

Потому что Великий пост является нашей жертвой для Бога, нашей десятиной для Бога, и жертва должна быть чистой, без уныния, без ропота, со светлым лицом, Господь так нам и сказал: “А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.” (Мф.6,17-18).

Но еще прежде, Бог сказал в книге пророка Исайя об истинном посте: «Вот, вы поститесь для ссор и распрей, и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы ваш голос был услышан на высоте. Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом свой; когда увидишь нагого, одень его и, от единокровного твоего, не укрывайся»

Вот о чём должны мы помнить. Мы кладём фундамент всей жизни в течение года. Мы знаем заповедь Церкви и духовную пословицу: «тот, кто хранит пост, того хранит Бог; кто не хранит поста, того не хранит Бог».

Мы должны помнить заповедь поста, данную нам праведным царем Давидом: «Уклонись от зла и сотвори благо».

Многие говорят на исповеди: «Я ничего плохого не делаю», и это хорошо, и это похвально, и это благочестиво. Но этого мало. Ты плохого не делаешь. А что ты в своей жизни делаешь хорошего, доброго, светлого, духовного? Поэтому нам царь Давид так и говорит: «Уклонись от зла и сотвори благо». Какое благо должны мы сотворить в течение Великого поста? Пусть это будет личное дело, цель и задача каждого из нас. У кого-то это будет борьба со своей гордостью, у кого-то со злобой и нечистой страстью, у кого-то – с пустомелием, у кого-то с ложью, с враньём, с завистью, с унынием, с печалью, с недовольством своей жизнью – у каждого своё. Но каждый должен поставить маленькую задачу и стремиться к тому, чтобы хотя бы во время этого Великого поста вступить на путь покаяния и всё-таки подняться, а не ползать, как черепаха по земле.

У одной прихожанки я спросил: «А как ты думаешь, какую бы высоту хотела бы ты взять во время Великого поста?». И она сказала: «Не смотреть телевизор».

Наверное, она права, главное – это стараться во время Великого поста не включать телевизор. Это действительно много, это действительно душеполезно. Влияние компьютера и интернета – действительно душепагубно. Мы не можем с вами молиться молитвой преподобного Ефрема Сирина, в которой такие слова: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения даруй ми, рабу Твоему». О каком целомудрии может идти речь, когда человек «лазит», где ему не следует.

Я вам всем советую перед началом Великого поста, если интернет не связан с работой, а просто какие-то поиски, чего-то, по ненужным сайтам , всем советую, особенно мужчинам, набрать на компьютере одну молитву, которой нет ни в одном молитвослове, но которая будет чрезвычайно защищительна для вас от духовного облучения, которое вы неизменно получите от захождения на ненужные сайты. Приклейте на панель эту молитву, она звучит так: «Не суй мене, Господи, туды куды мене не просют», чтобы не пришлось каяться на исповеди, как часто происходит. когда говорят: «Ой, батюшка, ой, я такого насмотрелся в Интернете, я такого насмотрелся в Интернете!» Я говорю: «Да разве? Да ты всё врёшь! Это всё всплыло не без твоей воли, это ты щёлкнул на это окошечко и ты зашёл на этот адрес. Так что, если бы ты сам не захотел и не лез куда тебя не просят, ты там бы не оказался». И если бы вы смотрели сайт Православие.ру, вы читали бы одну духовную информацию, были бы на сайте Покров.ру, Седьмица.ру, Фома и пр., во всяком случае, какие-то духовные статьи, назидания – вы бы нашли.

В нашей воле – не залазить туда, куда нас не просят, чтобы нам этот дух целомудрия, хотя бы в эти небольшие семь недель, приобрести и, не терять.

Мало нам воздерживаться от скоромной пищи, от кефира, молока и колбасы. Надо воздерживаться и от другого, как советуют святые отцы: «Пусть воздерживается не только твоё чрево, пусть воздерживается твой язык, твои глаза, твои уши, твои руки, твои ноги, чтобы ты не шёл на путь нечестивых, чтобы ты не брал того, что ты не клал, чтобы ты не слышал клеветы, осуждений, досады, сплетен». Надо порой твердо сказать: «Это меня не касается».

Как однажды, в Оптиной пустыни, был такой монах, который, слыша, что братья начинают осуждать других, подходил и говорил: «Дай Бог всем спасения». Братьев отрезвляло это и они понимали, что они куда-то не в ту степь уже во время своей беседы зашли. Дай Бог это всем постичь.

Нам, начиная с этого поста, также надо поступать, когда услышим осуждение, вот так надо прекращать сплетни, разговоры о других, пересуды какие-то – решительно. Потому, что мы молимся во время Великого поста:

«Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Мы с вами вообразили, и очень много вообразили – мы игумены, мы священники, мы академики, мы регенты, мы певчие, мы алтарники, мы вообще-то прихожане храма святых апостолов Петра и Павла, святогоМихаила Архангела, мы вообще полусвятые люди. Бывает такое, нет? Бывает. Это всё ложь, это всё наветы, яд, который нам потихонечку-потихонечку внушает диавол.

Но преп. Исидор Пелусиот сказал: «Самая страшная болезнь – считать себя духовно здоровым». В народе говорят: «Пьяный проспится, а гордец никогда». Пьяный проспится и грешник покается, а мнимый праведник не покается.

Почему же мы не видим себя? Посмотрите, с кем вы себя сравниваете? С бомжами и пьяницами? Надо сравнивать себя со святыми людьми, с заповедями Евангелия – вот с кем надо себя сравнивать, вот надо на что равняться. Преподобный Максим Исповедник об этом так и говорит, что не сравнивайте себя со слабейшими человеками, а равняйтесь по заповеди о любви.

Читайте Великим постом преп. Иоанна Лествичника и авву Дорофея. Это всем нам даёт духовную подпитку, поэтому эти две книги обязательно во время Великого поста советую прочитать, вместо телевизора, одна – 250 страниц, другая – 280 страниц.

На ночь романы читаете взахлеб, не считая страниц, хотя подозреваю, что вы сейчас ничего не читаете, только всё смотрите по ТВ и видео.

Вот к чему мы должны стремиться, вот в чём мы должны навести порядок, вот какие мы должны планки перед собой поставить. Будем просить у Бога , в течение Великого поста, целомудрия, смирения, смиренномудрия, терпения, любви. Надо вдалбливать в свою пустую голову и в своё сердце, что вот такой у нас должен быть дух – дух смиреномудрия, терпения и любви. А терпения у всех не хватает, не хватает терпения внешних обстоятельств жизни, безработицы, безденежья, одиночества, неустройства.

Многие из вас сейчас здесь стоят – предпенсионного, пенсионного и постпенсионного возраста, и таким себя тоже надо терпеть и знать, что молодыми уже не будем. Бегали, прыгали в свое время – теперь это уже не для нас, могли поднимать духовные штанги, а теперь мы, так сказать, духовные дистрофики, расслабленные из-за давления или из-за стенокардии; и таких себя надо потерпеть, и таких себя надо принимать, и Бога благодарить, что, слава Господи, пьем таблетки и они действуют. Себя такого принимать и не думать: «Ой, какой я был в 30 лет». Ну и чего нагородил в 30 лет? А сейчас, хоть чего-то понял, с Божьей помощью.

Время Великого поста, не дай Бог, всем нам провести напрасно, чтобы не получилось, что Великий пост состоял только из первой недели поста. Это великая неделя, но нам нужно провести весь пост в бодрствовании и трезвлении.

Ведь бывает часто так: прошла первая неделя поста – и пост прошёл. Кефира нет – картошку напихаем, колбасы нет – пряников наедимся с халвой, с зефиром и пр.; нам всё нипочём. Только тяжела будет первая неделя поста, а потом нам и пост уже не страшен. Но чтобы первая неделя поста не закончилась, надо приложить усилия: кто не читал утренних и вечерних молитв, пусть те читают в полночь, кто не читал кафизмы в течение дня, пусть приложит кафизмы; кто читал утренние и вечерние молитвы, и кафизмы, пусть главу Евангелия приложит.

Многие духовники советуют, чтобы пост действительно был духовным, а не только физическим делом, в день прибавить ещё и по канону: канон Спасителю, на следующий день канон Божьей Матери, на следующий день канон Ангела-хранителя, потом акафист Спасителя, акафист Божьей Матери, акафист святителю Николаю Чудотворцу.

И так получится, что в течение 6-ти дней мы всю подготовку к Причастию проходим, так мы соприкасаемся с этими благодатными молитвами святой нашей Церкви.

Если вы в течение недели читали эти каноны и читали эти акафисты, остаётся только прочитать канон и молитвы ко святому Причащению. Все это ради того, чтобы мы соединились со Христом, с этой главной целью поста, потому что для нас важен не пост сам по себе, а важно, чтобы мы через этот труд, через этот маленький подвиг, ради Христа, обрели Христа. Очень важно, чтобы это было нашей духовной жизнью, духовной составляющей Великого поста, потому что, если будет только составляющая телесная, то наш пост – это иллюзия, так как и неверующие – и те стараются святой Великий пост соблюдать. Ради чего? Ради здоровья, ради чистки организма.

Но мы-то знаем о большем, о том, что мы состоим из души и тела, и сколько мы отняли у тела, столько же прибавилось душе. Мы молимся с вами словами: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему».

Вот именно это – главная цель поста. Об этом нам сказал апостол Павел: «Любовь да будет моим знаменем до конца моей жизни. Буду всегда помнить, что ныне пребывают три: вера, надежда и любовь, но любовь из них больше (1Кор.13, 13). И апостол Иоанн нам говорит: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем»

(1 Ин. 4, 16). «Любящий Бога любит и брата своего» (1 Ин. 4, 21).

И мы с вами, верующие люди, знаем об этом, хотим, чтобы это действительно было в нас, а в нас этого нет. Когда-то любим, а когда-то ненавидим; когда-то обожаем, а когда-то терпеть не можем; когда-то очарованы, а когда-то разочарованы. И всё это в одной душе, и всё это – в одну неделю, и всё это может даже быть в один день. Как кто-то сказал: «От любви до ненависти один шаг». Почему? Из-за нашего непостоянства, из-за того, что мы постоянно во власти не Бога, а во власти дьявола, который в нашем сердце, в нашем уме полностью, и возводит напраслину на одного, на другого, на третьего, на мужа, на жену, на духовника, на сослуживцев, на собратьев. Почему? А потому, что голова пустая. Мы с вами должны знать, что праздный ум, как нам сказал преп.Исаак Сирин – седалище для дьявола. Он говорит: «Если ты не покоришь своего ума Богу, твой ум покорит супротивник». Кто такой супротивник? Дьявол.

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Противостойте ему твердою верою. » (1 Петр. 5, 8-9), – пишет святой апостол Петр.

Диавол всегда ищет праздный ум. Надо, чтобы наш ум постоянно был в пище духовной, чтобы он не был голодным, потому что, если ты не забросишь туда духовной пищи, дьявол забросит тебе другую пищу. Как кто-то сказал о западном мире: «Люди, которые очень любят вещи, в конце концов, сами становятся вещью».

Наша задача, чтобы не вещи занимали наш ум и не еда, а заповеди Божии, в которых ум должен участвовать день и ночь.

Очень полезно: то, что мы не знаем наизусть, утренние и вечерние молитвы, попытаться выучить, тропарь своему святому выучить, заповеди блаженств, те песнопения, которые мы с вами часто слышим в Церкви. Желательно, чтобы все это стало содержанием нашего ума, потому что только то, что стало содержанием ума, становится содержанием души.

Ты читаешь духовные книги, а дурак дураком. Почему? А ты их так читаешь, что ничего не помнишь, а если ты не помнишь, то это не стало содержанием твоей души; это как в трубу – вошло и вышло; и больше читаешь – а толку никакого до тех пор, пока не станешь запоминать и исполнять. Это чрезвычайно важно.

Царь Давид говорит: «Поучался в законе Твоём день и ночь». А мы что учим? Английский язык учим. (Молодёжь, вы сейчас уже ничего не учите) Духовный язык никогда учить не поздно. И одна бабушка, которой 80-ть лет, утренние и вечерние молитвы выучила наизусть. Почему? А потому, что Бога любит и неустанно Ему молится. На случай, что когда уже катаракта и глаукома будет, а бабушка уже без молитвослова может пребывать в молитвах с Богом. А уж эту молитву может любой человек твердить и быть с Богом, вот она: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Мы знаем о том, что этой молитвой испрашивается у Бога дух любви, который самый главный, самый ценный для нашего спасения.

Помните: «Если не имеешь любви, делай хотя бы дела любви, и придёт любовь». Делай хотя бы дела любви, и придёт любовь – вот это чрезвычайно важно. Потому что, как сказал святитель Феофан Затворник, любовь – форменная одежда христиан, как у генерала его генеральский мундир, и «если, – говорит он, – мужик не оденет мундира, никто и не узнает, что он генерал, так и останется мужик мужиком; и если мы не будем носить одежду любви, как узнают люди, что мы христиане?».

Что нас должно отличать? Платки, чёрные юбки? Вот пошла монашка или богомолка. Ну и что? А если богомолка – скажи ей слово, она тебе такое в ответ такое скажет или начнёт по-русски разбираться: «А чего всех повысили, а меня не повысили?», пятое-десятое, «в суд подам», и туда и сюда, и пошло, и поехало. Форменная одежда христиан – любовь. Вот в какую одежду мы должны одеться. Не чёрные платки на себя надеть во время Великого поста.

Кстати, не надо надевать чёрные платки. Синенькие, зелёненькие. Почему? А чтобы даже мысли не возникало, что мы проходим Великий пост. Почему? А потому, что чёрный платок ношу или тёмный. Ну и что? Дух праздности и уныния так и остался, ничего не переменилось, только платок. Мысли должны перемениться. А знаете, почему женщины носят платок? Они должны быть овцами, а часто они бывают баранами, и чтобы эти рога не росли, женщины платок носят, чтобы это всё прижималось, не давало роста этому. Вот из-за чего. А некоторые в платке и спят даже, чтобы утром не проснуться и не увидеть вдруг какие-то изменения.

Платок – это знак для женщин – знак покорности. Пусть будет платок светлый, как напоминание, какая должна быть душа. А когда чёрный оденет или тёмный, тоже пусть это будет символом твоей души. Но никак это не орден, никак это не медаль – «я прохожу Великий пост», потому что что-то другое на себе ношу. Нет. Всё должно быть внутри, как и сам Господь.

Великий пост – это восхождение на гору. В низине и в огороде толком ничего не увидишь. Поднялись на какой-то пригорок – уже видны более красивые места, поднялись на гору – с горы такая красота. Некоторые из нас были на Синайской горе, где были даны заповеди Моисею самим Богом, там вообще неописуемая красота, её можно увидеть только с горы. Поэтому Бог, Великим постом, нам предлагает приподняться над своей приземлённостью, вещественностью, над своей житейской суетой, потому что только духовное восхождение дает нам силы. Когда кто-то из опытных альпинистов поднимаются на гору, они баулы и мешки с собой не тащят, они с собой берут необходимое – воду, шоколад, страховку и скалоруб.

Вот когда мы сейчас будем подниматься на личную нашу духовную гору, не дай Бог, чтобы баулы, чемоданы и разный хлам нас тянули вниз. Этот хлам есть у всех нас – это злопамятство, неверность, непримиримость, которые мы с собой носим.

Не тяжело сейчас будет, здесь – среди нашего братства, среди нашей общины, среди наших прихожан, среди братьев и сестёр – не тяжело будет подойти и попросить прощение и отпустить все свои обиды. В конце концов, мы стараемся любить друг друга, стараемся быть на самом деле братьями и сёстрами. Тяжело попросить прощения у тех, кого здесь нет. Вот о ком мы должны подумать.

Вернувшись домой из храма, позвоните и попросите прощения у тех, перед кем вы виноваты. Не получится в этот день – в течение недели, не получится в течение недели – в течение всего поста, но надо сделать для прощения всё возможное от нас, помня слова Христа Спасителя: «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» Мф.5, 23-24).

Поэтому мы, с нечистой совестью пред кем-то, подняться духовно не можем, почему так важно испросить прощение в начале Великого поста, когда мы должны начать с чистого листа свои отношения в семье, с братией, в общине, на работе, среди друзей, родственников – всё с чистого листа. «Бог простит» и «ты меня прости» – будет слышаться и произноситься повсюду миллионам и миллионами людей. Так будут начинать этот Великий пост христиане.

Кто-то рассказал такую историю о прощении. Что значит «прости»? Это не просто что-то взболтнули или сказали языком. Это подвиг сердца, это наступание на свою гордыню, на своего эгоиста. Вот история, как прощение способно дать жизнь, жизнь не только душе, но жизнь и для тела.

Кто-то рассказывал об афганском событии. Десантники высадились на гору. Были преданы, окружены, бой, одна атака, другая, третья, и уже никто не остаётся, никаких боеприпасов, и осталось 10–15 десантников от целой роты (было более 100 человек).

И вот они все забрались в какую-то расщелину, выбрали какое-то место, благоприятное для ведения ответного огня, посчитали, сколько у них осталось патронов, гранат, и вдруг один другому говорит: «Слушай, Серёга, а ты помнишь, когда тебя не отпустили в отпуск, потому что ты на посту заснул, мы все спали».

– «А я тебя старшине сдал, что ты спал, и поэтому ты в отпуск не поехал, а я поехал. Ты знаешь, сволочью я был. Прости меня».

Другой услышал это и говорит: «А помнишь, тебя ротный избил?»

– «Да, – говорит, – помню».

– «Это я ящик тушёнки на складе стырил, а банку тебе в сумочку подложил. Тебя избили, а я остался».

– «Помню. Это, – говорит, – ты был?»

– «Я. Меня, – говорит, – прости».

И так что-то начали вспоминать один, другой, третий, и навспоминали всю грязь, что на душе у всех была, и друг друга простили, чтобы красиво умереть. Поняли, что ну нельзя переступать эту черту. А случилось так: когда началась атака, они с одной стороны обошли и с другой, а на десантников не вышли, потому что им отстреливаться нечем было. И Бог их за прощение покрыл, дал им не только жизнь, но и душе чистую совесть, а через чистую совесть подарил им жизнь. Вот что такое прощение.

И сейчас мы испросим друг у друга прощение, по уставу Церкви, это тоже был обычай святой Церкви, когда братья святой обители собирались в Прощенное воскресенье, а проводили пост не в монастыре, в пустыне, где каждый подвизался и жил каждый сам по себе, и приходили в монастырь, возвращались только на Вербное воскресенье, чтобы вместе встретить праздник Вайи, Страстную седмицу и светлый праздник Христова Воскресения. И многие в этом подвиге не доживали до праздника Святой Пасхи, и поэтому в это время, в день Прощёного воскресенья, звучали стихиры Пасхи в храме. И мы сегодня эти стихиры услышим, чтобы мы поняли конечную цель нашего поста, чтобы мы знали, ради чего, ради какого праздника, ради какой высоты мы с вами подвизаемся. И в то же время встретить Пасху – этот всерадостный праздник духовными, светлыми, преображёнными, смиренными.

Эти пасхальные стихиры направлены на ту мысль, что есть из-за чего подвизаться, так как сколько отнимем у тела, столько прибавим духу. Апостол Павел так и говорит: « Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную».

Вот к этому сеянию все и приступим, чтобы сеять слезами покаяния, молитвами церковными и домашними, сеять добрыми делами и делами любви, чтобы стяжать эту любовь. Есть добродетели, из-за которых мы, как дети похожи на отца родного, так и мы – хоть чуточку, но будем похожи на Христа.

И в этот святой день, который именуется Прощёным воскресеньем, у всех моих собратьев, помощников, у всех вас испрашиваю прощения за то, что сам не был тем примером, которым должен был быть, не был, не носил имени христианина-монаха. Кому-то ответил резким словом, замечанием, не дослушал; чего только в нашей жизни не было. Но у всех прошу прощения, чтобы начало Великого поста начать с чистого листа, с примирённой душой и сердцем, чтобы через ваше благословение Господь укрепил и меня в подвиге святого Великого поста. Чтобы мы, как один организм, как одно тело, как одно целое, как одна семья – на этом корабле, именуемым Церковью, помогали бы плыть друг другу к тихой пристани, именуемой Царствием Божием. Аминь.

Оценка 4.7 проголосовавших: 327
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here