Обязательна ли пятничная молитва

Все о религии и вере - "обязательна ли пятничная молитва" с подробным описанием и фотографиями.

Обязательна ли пятничная молитва

Admin » 30 сен 2013, 23:22

Молитва должна читаться в границах достаточно крупного населённого пункта.

В одном населенном пункте для совершения пятничной молитвы, необходимо собираться в одном месте. Если пятничная молитва будет совершаться в нескольких мечетях без какой либо нужды, то в таком случае джума-намаз считается действительным, только в той мечети, в которой его совершили раньше.

Имам мечети в которой совершается пятничная молитва должен иметь разрешение от местной власти.

Время совершения молитвы должно совпадать с временем полуденной молитвы.

Перед обязательной пятничной молитвой должна быть прочитана проповедь.

На проповеди должен присутствовать хотя бы один здравомыслящий мужчина.

Наличие джамаата в количестве трёх совершеннолетних, разумных мужчин-мусульман.

Мечеть в которой совершается молитва должны быть открыты для всех, исключения составляют здания закрытые из соображений безопасности.

Admin Site Admin Сообщения: 2529 Зарегистрирован: 19 апр 2011, 23:00 Откуда: Республика Золотая Орда. Город Сарай

Пятничный намаз по мазхабу имама Абу Ханифы

Admin » 30 сен 2013, 23:28

Те же, кто находятся за пределами этой территории, обязаны посещать молитву в том случае, если услышали призыв высоким голосом с минаретов. Одним словом, пятничная молитва обязательна для жителей города и пригорода, связанного с ним, и не обязательна для тех, кто живёт в отдельном от города населённом пункте (в селе или деревне). Тот же, кто находится в городе проездом и не является его жителем, обязан совершить пятничный намаз, если намеревается остаться там в течение 15 полных дней. Путешественникам пятничный намаз не обязателен.

3. Для свободных людей. Работа или учёба не являются уважительной причиной для пропуска молитвы более 3-х раз подряд. Существуют различные формы соглашений и с работодателями, и с преподавателями. Правда, и тут существуют случаи, когда договориться просто невозможно. Тогда эти люди становятся несвободными.

4. Для мужчин. Женщинам и детям пятничный намаз не обязателен.

5. Для совершеннолетних и дееспособных.

6. Для зрячих. Слепым, хотя бы и имеющим поводыря, пятничный намаз не обязателен.

7. Имеющим возможность ходить. Безногим, прикованным к инвалидному креслу и парализованным пятничный намаз не обязателен.

8. Обязателен для тех, кто не сидит в тюрьме, не боится преследования властей, не боится попасть в плен, подвергнуться нападению разбойников и т. п.

Admin Site Admin Сообщения: 2529 Зарегистрирован: 19 апр 2011, 23:00 Откуда: Республика Золотая Орда. Город Сарай

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Пятничный намаз. Порядок выполнения

«О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).

Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)»[1].

Также необходимо помнить слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[2], сердце того будет запечатано Господом»[3].

Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники[4] и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву («Джум‘а»), она будет им засчитана вместо полуденной (Зухр) [5].

Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)»[6].

Из чего состоит пятничный намаз (джума)

Время совершения – это время полуденной молитвы (Зухр). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза.

Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны[7].

Четыре ракяата сунны

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы Зухр. Выполняется, как все молитвы-сунны, каждым самостоятельно[8].

Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматуллах», после чего садится.

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

Проповедь начинается словами восхваления Господа миров и прошением благословения для пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман[9].

По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на одну из ступенек минбара и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер.

Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]»[10].

Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.

Два ракяата фарда

Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего»[11].

Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.

Четыре ракяата сунны

Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре ракяата сунны пятничной молитвы.

По завершении четырех ракяатов сунны и тем самым всей пятничной молитвы («Джум‘а»), продолжая сидеть, желательно[12] вместе с имамом выполнить «тасбихат».

Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр[13].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 363, пункт 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.

[2] То есть не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной.

[3] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 1024, хадисы № 1371–1373, «хасан», «сахих».

[4] По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т.д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре и более дней. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать дней и более. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится (2) в пути или (2) на новом месте пребывания менее указанных сроков.

[5] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1285.

[6] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари.

[7] Первые четыре ракяата сунны признаются сунной всеми учеными-богословами, последние четыре ракяата – богословами всех мазхабов, кроме маликитского. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1291, 1326.

[8] Шафииты также совершают четыре ракяата, но разделяя их на две молитвы по два ракяата.

[9] Ученые-шафииты говорят: «Проповедь имеет пять обязательных положений: три из них должны быть соблюдены в обеих проповедях – слова восхваления Всевышнего; прошение у Него благословения для пророка Мухаммада («салават») и наставления, касающиеся богобоязненности («таква»), а объяснение аята из Священного Корана и мольба-ду‘а о благополучии верующих мужчин и женщин в жизни вечной должны быть соблюдены в одной из двух проповедей».

[10] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 287, хадис № 1250, а также с. 288; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 639, хадис № 421, «хасан ли гайрихи».

[11] Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним молящимися. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.

[12] Это желательно и в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джама‘ате) мольбах-ду‘а, особенно в такой знаменательный день, как пятница. Совершив вместе «тасбихат», верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются.

[13] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1335.

Обязательна ли пятничная молитва

Джума-намаз – пятничная молитва

Пятничный намаз или пятничная молитва – обязательное к выполнению действие для каждого совершеннолетнего мусульманина (мужчины). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил, что коллективное совершение пятничной молитвы в мечети обязательно для тех, кто уверовал в Аллаха и Судный день. Исключение составляют женщины, рабы, дети и больные. Не посещать мечеть в пятницу дозволено во время стихийных бедствий и непогоды: сильные морозы, ливень, град.

Джума намаз совершается каждую пятницу во время полуденного намаза. Состоит он из четырех ракяатов сунны, двух ракаятов фарда и четырех ракаятов сунны. Существуют определенные условия проведения джума намаза:

  1. Точное время: намаз совершается именно во время аз-зухра (полуденной молитвы).
  2. Проповедь: религиозные проповеди способствуют укреплению веры, получению новых знаний.
  3. Определенное место: должно находится в населенном месте и быть открытым для каждого желающего посетить его.
  4. На молитве помимо имама должно присутствовать минимум трое мужчин.
  5. Имам должен иметь разрешение от религиозного управления своей области на проведение джума-намаза, чтения проповедей.

Люди с больными ногами, слепые, находящиеся в пути, женщины не обязаны посещать мечеть в пятницу.

Перед отправлением в мечеть мусульманин должен совершить полное омовение. Рекомендуется надеть свою лучшую и обязательно чистую одежду, использовать духи (не на спирту!). Пятница признана лучшим днем для подстригания ногтей и укорачивания бороды. Приходить в мечеть в грязной одежде – грех .

Что нельзя делать, придя на джума намаз в мечеть:

  • Опоздав в мечеть нельзя беспокоить и доставлять неудобства уже собравшимся там людям.
  • Запрещены и греховны разговоры во время проповеди: мусульманин должен ловить каждое слово проповедника.

Отправляться в мечеть рекомендуется пешком и заранее. В пятницу есть такой час, когда все молитвы принимаются и обязательно будут услышаны. Существуют различные мнения, на какое время приходится этот час, но большинство склоняется, что это время от начала проведения имамом проповеди до завершения намаза.

Время после молитвы мусульмане могут посвятить общению друг с другом, делится радостями и новостями, обсуждать религиозные вопросы. Коллективная молитва мусульман по пятницам благотворно сказывается на укреплении уммы: мусульманину необходимо общение с единоверцами (а особенно проживающим в странах, где ислам не является основной религией).

Статья оказалась полезной? Будем благодарны за репост!

Смотрите также:

Читайте также:

Срочно! Мусульманcкий ученый изобрел лекарство против СПИДа

Врач Абдуль Маджид Зиндани объявил о том, что он получил патент на изобретение лекарства против СПИДа от Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС). По словам Зиндани, в настоящее время он пытается защитить права на свое изобретение в 185 странах мира. Аль Джазире Зиндани заявил, что он единственный в мире изобрел лекарство, устраняющее вирус СПИД. Зиндани сказал, что в первую очередь, в этом ему помог Всевышний Аллах, затем – его специализация в научных исследованиях чудес в Коране и Сунне и следование за пророческой медициной

  • Какую молитву лучше всего читать на четках?

    Мама купила четки, она не знает какую молитву читать. И еще: она не читает намаз, можно ли ей читать зикр? Спасибо. (Мариам)

  • Разрешается ли в Исламе бить жену?

    В отношении этого только в одном месте Благородного Корана сказано об этом и это Сура «Ан-Ниса», аят 34: وَاللَّاتِي تَخَافُونَ نُشُوزَهُنَّ فَعِظُوهُنَّ وَاهْجُرُوهُنَّ فِي الْمَضَاجِعِ وَاضْرِبُوهُنَّ (Смысл): «А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте». «Непокорность» – это социальное и нравственное противоречие, когда женщина отказывается выполнять свои обязанности, среди которых права супруга.

  • Как следует поступать с найденными деньгами с точки зрения Ислама?

    Подобрав что-то на улице необходимо сразу же найти свидетелей, сказав.

  • Эта дуа – самая совершенная молитва о прощении грехов

    Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) рекомендовал читать молитву покаяния «сайидуль-истигфар». Это — самая главная молитва покаяния, поскольку её содержание вбирает в себя все дуа подобного рода. Из-за глубокого и широкого смысла её и называют — «Вершина молитв покаяния». В хадисе Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), переданном Шададдом ибн Авсом, говорится: «Самая совершенная молитва о покаянии — обращение раба к своему Создателю:

  • Эти 7 дуа не подпустят к вам шайтана

    Шайтан является худшим врагом человека, для защиты от которого от верующего требуются благие деяния, воздержание от запретного поминание Аллаха и специальные дуа для защиты от шайтана. Стремитесь к защите от шайтана в дуа-взываниях к Аллаху.

  • Важно знать: правила аурата мусульманки перед родными людьми

    Для женщины местами аурата перед мужчиной-махрамом являются те же места, какие являются ауратом для мужчины перед мужчиной.

  • Могут ли дети спать в одной постели с родителями?

    На этот вопрос алимы ислама давали следующий ответ:«По достижении десятилетнего возраста мальчики и девочки обязательно должны спать отдельно от своих родителей и отдельно от своих братьев и сестер. Категорически запрещено спать мальчикам с мальчиками, а девочкам с девочками, даже если спят на разных сторонах одной кровати» (Фатава Навави, стр. 215; Ибрагим Джанан, Воспитание детей в сунне посланника Аллаха, стр.309).Современные педагоги и психологи подходят более строго к данному вопросу, говоря, что, уже начиная с года, дети должны спать отдельно от своих родителей. Однако критерии и рамки, установленные сунной, являются безошибочными и самыми верными.

    Обязательна ли пятничная молитва

    Вопрос: Какие причины являются уважительными для непосещения пятничной молитвы, и какая должна быть степень опасности, чтобы было дозволено не пойти на молитву?

    Ответ: Ученые единогласны в том, что пятничная молитва является обязательной для каждого мусульманина. В священном Коране говорится: «О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали». Также существует множество хадисов указывающих на достоинства этого дня и на обязательность пятничной молитвы:

    1. Причины, при наличии которых разрешается пропускать любую коллективную молитву, например: проливной дождь, сильная слякоть, сильный мороз и др. Передается от Ибн Аббаса (да будет Аллах им доволен), что он сказал муаззину (тому, кто возглашает азан) в один из дождливых дней, чтобы он во время азана после свидетельства, что Мухаммад посланник Аллаха, не говорил: «Торопитесь на молитву», а сказал: «Молитесь дома». Когда Ибн Аббасу показалось, что люди не одобряют его поступок, он сказал: « Так делал тот, кто был лучше меня (то есть пророк (да благословит его Аллах и приветствует), пятничная молитва обязательна, но я не захотел призвать вас на нее, так как вам придется ходить в грязи и слякоти». (Муслим, Абу Дауд, Ибн Мажа)

    3. Путник, даже если он остановился, прервав путь, во время пятничной молитвы. Так как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) часто бывал в пути и не передается, что он совершал пятничную молитву, находясь в пути.

    Пятничный намаз в странах неверующих

    Пятничный намаз в странах неверующих

    Вопрос: Есть люди которые утверждают что пятничный номаз в странах куфра не совершаются.и они опираются на то что посланик Аллаха не совершал номаз находясь в Мекке, а повелел его читат тем кто был в Медине. Обязательно ли совершать в даруль куфре или нет?.

    Уалейкум ассалам уа рахматуЛлахи уа баракатуху.

    Была спрошена Постоянная коммисия (ал-Ляджанату ад-Даима):

    “Если мы скажем что некая страна является даруль харб или даруль куфр, то будет ли совершение пятничной молитвы обязательно там?”

    Или если сказать по другому : “Является ли обязательным собираться для пятничной молитвы в даруль харб или даруль куфр?”

    “Всевышний Аллах обязал мусульман постоянно проживающих в городе или поселении пятничной молитвой, запретил отвлекаться от нее покупкой или продажей или подобным этому, и на это указывает обобщенность слов Всевышнего Аллаха(смысл):

    “О те которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали.”

    (сура аль-Джумуа 9).

    Также на это указал достоверный хадис от Абдуллах ибн Умар и Абу Хурейры – да будет доволен ими Аллах- то что они слышали как Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует- говорил стоя на минбаре:

    Клянусь Аллахом, либо перестанут некоторые люди оставлять пятничные молитвы , или же Аллах запечатает их сердца, после чего они станут из числа безразличных ” (к устрашению, приказам , запретам).

    Хадис передал Ахмад 1239,254,335,284, Муслим2591, ан-Насаи38889,ибн Маджа1260, ибн Аби Шейба 2154, аль-Байхаки 3171.

    Также на это указывает иджма общины.

    И нет в шариате достоверного доказательства указывающего на особенность обязательности пятничной молитвы только для даруль Ислам помимо даруль Куфр. Поэтому является обязательным для мусульман постоянно проживающих в даруль куфр совершать пятничную молитву, при наличии условий необходимых для нее. И это опираясь на общие тексты Корана и Сунны (приказывающих ее совершение и не разделющих между даруль Ислам и даруль куфр) указывающих на то что пятничая молитва является фардуль айн для мусульман при наличие условий признаных шариатом.”

    Постоянная Комиссия для научных исследований и фетв.

    Председатель комиссии: Абдур-Разак Афифи.

    Члены комисси – Абдуллах ибн Кауд, Абдул-Лазиз ибн Абдуллах ибн Баз.

    Что же касается того что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – не делал пятничную молитву в Мекке, то для того чтобы это заявление было достаточным аргументом для конкретизации им общих текстов обязывающих совершать пятничную молитву – необходимо чтобы было доказано что аль-джумуа была обязательна в Мекке, затем если даже это в самом деле так, то именно присутствие в даруль куфр является причиной позволяющей оставить пятничную молитву, а не страх например за себя в случае ее совершения.

    Что касается времени когда была вменена в обязанность пятничная молитва, то среди ученых есть разногласие в этом.

    И сказал ибн Раджаб что мнение о том, что аль-джумуа была вменена в обязанность в Медине – мнение джумхура (большинства ученых).

    См. Фатхуль Бари 1456

    Однако доказательства указывающие на обязательность аль-джумуа уже в Мекке более очевидны в этом.

    И поэтому ибн Раджаб после того как привел доказательства обоих сторон сказал:

    “И стало ясно на основе этого то что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – приказал совершать аль-джумуа в Медине (тем кто переселился уже), и не совершал ее в Мекке.

    И это указывает на то что она была вменена в обязанность в Мекке…

    Что же касается того что он не совершал ее в Мекки, то это можно отнести к тому, что он приказал совершать ее в даруль хиджра (Медине, месте переселения), а не в даруль-куфр , ведь Мекка была в тот момент даруль-куфр, и мусульмане не могли в ней выявлять свою религию, они боялись за себя, поэтому и переселисисьв Медину.

    А ведь аль-джумуа спадает по многим причинам и из которых страх за себя и имущество.

    И некоторые поздние шафиитские ученые указали на другой смысл (причину) несовершения аль-джумуа в Мекке. А это то, что аль-джумуа под совершением ее подразумевается выявление внешних обрядов Ислама, и это возможно только в даруль-Ислам.

    Поэтому аль-джумуа не совершается в тюрьме, даже если в ней будет сорок человек, и не известно в этом разногласие среди ученых. И из числа тех кто сказал об этом – аль-Хасан (аль-Басри), ибн Сирин, ан-Нахаи, ас-Саури, Малик, Ахмад, Исхак и др.

    И по аналогии этого – если пленники (мусульмане) будут вместе, в одном месте, то они не совершают аль-джумуа, также как заключенные в даруль-Ислам, даже больше этого.

    Тем более что Абу Ханифа и его последователи считают что нахождение в даруль- куфр – даже если оно будет долгим – берет положение путешествия. Поэтому сокращается постоянно молитва, даже если мусульманин добровольно там находится. Что тогда сказать если он пленен и принужден к этому?

    Что касается упоминания другой причины несовершения аль-джумуа в Мекке которую упомянули некоторые шафиитские ученые, то она в принципе возвращется по смыслу к первой, а это страх за себя и невозможность совершения этого без никаких проблем, хоть между этими двумя мнениями и есть доля разницы, но это не имеет большого значения как это скоро станет ясно с позволения Аллаха.

    Говорит имам аль-Маурди, один из шафиитских ученых:

    “Если же будет сказано: Почему Посланника Аллаха – да благословот его Аллах и приветствует – приказал Мусъабу совершать аль-джумуа в Медине, и не совершал ее в Мекке со своими сподвижниками?

    Будет отвечено что это может быть по двум причинам (вероятностям)….

    Вторая, и наверное она более очевидна – то, что суть аль-джумуа – выявление ее, знания о ней. В то время как Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – боялся курейш, не мог совершить ее у них на виду, поэтому и не совершал ее.

    Хотя может аль-джумуа до хиджры не была обязательна для каждого (фардуль-айн), а затем после хиджры Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует- стала обязательной для всех.

    См. аль-Хауи аль-Кабир 4972

    Как мы видим – основной смысл которым мотивировано несовершение Посланником Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – возвращается к возможности спокойно совершить аль-джумуа со всеми ее условиями и обрядами, без того чтобы за этим последовали какие то проблемы.

    Т.е. наличие страха, за себя, имущество, семью, и есть причина по которой спадает аль-джумуа. И если это так, то нет в этом случае разницы между даруль-Ислам или даруль-куфр.

    И поэтому ученые говорят что страх перед правителем, даже мусульманским (несправедливым), или ворами – причина для оставления молитвы в джамаате даже если это будет даруль Ислам. Затем упоминают в разделе причин позволяющих оставить аль-джумуа то, что все те причины позволяющие оставить коллективную молитву, позволяют также оставить аль-джумуа.

    См. аль-Маджуа 4409, аль-Мугний 1259260, 1397.

    Что же касается слов имама ибн Раджаба “Поэтому аль-джумуа не совершается в тюрьме, даже если в ней будет сорок человек, И не известно в этом разногласие среди ученых…..”

    То очевидно смысл их в том , что нет разногласия среди ученых в случае когда нет возможности спокойно, без фитны, и проблем совершить аль-джумуа в тюрьме.

    Так как нет единогласного мнения среди ученых о том, что аль-джумуа спадает с заключенных во всех положениях, т.е. то что тюрма как таковая – причина для этого..

    Был спрошен ибн Хаджар аль-Хайсами:

    “Обязательно ли для заключенных совершать аль-джумуа в тюрьме?”

    На что он ответил:”Аналогия (на обычные состояния когда есть условия для совершения) требует обязательности совершения для них если существуют условия обязательности аль-джумуа и условия ее достоверности, и нет опасения фитны в тюрьме в случае ее совершения.”

    См. аль-Фатава аль-Кубра 4972

    Затем упомянул что имам аль-Буейти, один из ближайших учеников имама аш-Шафии будучи заключеным, каждую пятницу совершал омовение, одевал чистые одежды и просил у надзирателей выйти из камеры для совершения аль-джумуа. И после того как они запрещали ему, он возвращался на свое место. И это указывает на то, что если бы ему дали совершить аль-джума в тюрьме с другими заключеными, то он бы сделал это.

    См. аль-Фатава аль-Кубра 4972

    Конечно некоторые условия обязательности и достоверности в шафиитском мазхабе разнятся от других мазхабов, однако суть в том, что имам аль-Буейти и ибн Хаджар не посчитали тюрьму как таковую причиной для спадания аль-джумуа .

    Также другой шафиитский ученый аль-Хатыб аш-Ширбини упоминая причины сбрасывающие обязательность аль-джумуа по причине заключения и разногласие среди шафиитских ученых в некоторых формах этого сказал:

    “Сказал аль-Иснауи (известный шафиитский ученый) – кияс (аналогия) – на то, что аль-джумуа обязательна для них (заключеных при наличии условий аль-джумуа).”

    См. Мугний аль-Мухтадж 1612.

    Также это мазхаб ибн Хазма.

    Сказал ибн Хазм: “Заключеные совершают ее (аль-джумуа).”

    И доказательством конечно на это положение служат общие тексты из Корана и Сунны, а также иджма на обязательность этой молитвы.

    И это мнение взяла Постоянная Комиссия (ал-Ладжанату ад-Даима).

    Была спрошена Постоянная Комиссия:

    “Является ли обязательной пятничная молитва для каждого заключенного? Все равно он заключен на какой то определенный срок, или на период которого не знает? Так как слышал что свобода – одно из условий аль-джумуа?”

    “Если аль-джумуа совершается в тюрьме или в другом каком то месте, и заключенный может совершить ее, то это будет обязательным для него. Если же не может совершить аль-джумуа то он должен совершать зухр. Что же касается свободы которую упоминают факихи как условие обязательности аль-джумуа, то они подразумевают свободу от рабства, так как раб, для него аль-джумуа необязательна.

    Постоянная Комиссия для научных исследований и фетв.

    Председатель комиссии: Абдур-Разак Афифи.

    Члены комисси – Абдуллах ибн Кауд, Абдуллах ибн Гудаян ,Абдул-Лазиз ибн Абдуллах ибн Баз. Номер фатвы 8267

    • Добавить комментарий
    • 0 комментариев

    Android

  • Выбрать язык Текущая версия v.209

    Оценка 4.7 проголосовавших: 328
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here