Молитва за вразумление сына

Все о религии и вере - "молитва за вразумление сына" с подробным описанием и фотографиями.

Молитва за вразумление сына

О молитве за детей

Сторонники современного безбожного самопознания в заботе о детях все стремятся их получше одеть, повкуснее напитать. А вот о духовной пище, то есть о молитве, не имеют представления, не молятся о детях. Даже не подозревают, насколько может быть силен молитвенный покров от простой материнской молитвы. Но ведь недаром сказано — молитва матери со дна моря достает.

Мы не можем постоянно находиться рядом с детьми, водить их за руку, оберегая от бед. Но молиться за них мы можем и обязаны. Молитва родительская защищает любимых наших от врагов видимых и невидимых, от всякой скверны и нечистоты. Нужно просить Бога своими словами о вразумлении на всякий день и час, просить здравия душевного и телесного. Для новоначальных нет нужды во многословии. Просто попросить Господа утром и вечером перед сном: «Господи, вразуми меня и моих детей и ближних моих». Или иными словами, которые лягут вам на сердце.

Если вы посмотрите внимательно на православный крест с распятием, то на обороте его заметите такие слова: «Спаси и сохрани». Вот и эту простую молитву легко запомнить. Множество есть и других канонических молитв. Например, Иисусова молитва — «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Эту молитву по благословению духовника можно творить в уме непрерывно.

Немало есть удивительных случаев, когда молитва матери охраняла детей и спасала их от погибели.

Один известный священник, ныне здравствующий, рассказывал, что мать его молилась о нем святому Николаю Чудотворцу, когда еще носила во чреве. И даже паломничала, ходила в Почаев и в Киев с Иконою Святителя Николая. Всю жизнь до преклонных лет помогал Николай Чудотворец этому священнику. Много раз являлся ему наяву. Так, во время Великой Отечественной войны явился отче Николае батюшке, тогда еще молодому офицеру, и сказал: «Завтра будет кровопролитное сражение — взятие Гольдберга. Многие погибнут. Ты же увидишь смерть в лицо, но по молитвам матери останешься жив». Так потом и вышло. Молодой офицер безстрашно прошел всю войну, заслужил множество наград, остался невредим. Впоследствии закончил аспирантуру, стал врачом-физиологом, а уж потом и на священника выучился.

Сила родительской молитвы такова, что бывают случаи, когда Господь не отказывает родителям даже тогда, когда полезнее было бы отказать. Свидетельством этому является случай в роду московского купца Азурина. За страшный,грех клятвопреступления был наказан не только сам Азурин, но и его потомство: все мужское поколение Азуриных погибало от самоубийства или сумасшествия. На этом роде оправдались слова Святого Писания: «ЯГосподь Бог Твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Мя и творящий милость до тысячи родов любящим Мя и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:5,6).

Одна из Азуриных при смертельной болезни ребенка всю ночь в исступлении молилась и рыдала перед образом Святого, особо чтимого семьей. Умоляла спасти сына. Под утро в полусне она видит, что Святой вышел из иконы и сказал ей: «Неразумна твоя молитва, ты не знаешь, кем будет ребенок. Но если ты так просишь, то пусть будет по твоей просьбе». Сын выздоровел, вырос и жизнь его стала как проклятие для его матери. Этот случай также вразумляет и о том, что ко всякой болезни ребенка, даже смертельной, нужно относиться со смиренномудрием. И прежде искать волю Божию.

«Здоровье есть дар Божий», — говорил преподобный Серафим Саровский. Но не всегда бывает полезен этот дар. Как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаживать наши грехи, смирять и смягчать нашу душу. Заставляет одумываться, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге и вечности. Поэтому болезни нужны и нам, и нашим детям — другое дело, как мы можем потерпеть болезни и скорби. Но Господь не дает испытания выше сил.

Природа детей чиста в своей основе, мягка и восприимчива к добру. Если взрослым требуется много усилий в борьбе с греховными привычками, то в детях при благодатных условиях добродетели могут развиваться легко и быстро. Подражание старшим и соприкосновение с благодатными плодами Святого Духа в благочестивой семье — один из главных источников духовного роста. На примере постоянной, неленостной молитвы родителей к Отцу Небесному вырастает потребность молитвы, общения с Богом у детей.

Счастье детей, если они от младенчества могут участвовать в Таинствах Церкви и наблюдать ее священнодействия. У ребенка на всю жизнь откладываются воспоминания, сияющие миром и благодатью — богослужения, молитвы, песнопения — скорбные или жизнеутверждающие.

Церковь со своими высокоторжественными обрядами, природа с дивною красотой и устроением времен года, семья — со своим христианским укладом и праздниками — наиболее ярко озарены в памяти ребенка и имеют в его жизни безценные формирующие начала, ибо детская душа без особых объяснений объемлется светлым, благоговейным чувством прикосновения к гармонии, радости и красоте Божественной премудрости, устрояющей мир земной и Небесный.

Светлые часы радости помогают нести многие тяготы, труды и лишения. Всякий знает, что жизнь на грешной земле состоит не только из праздников. И в наши лихие, безбожные времена семейный православный крест приравнивается к мученическому.

Быть православными родителями — это неусыпная тревога и бдительность. Это и огромная ответственность за детей перед Богом. Потому что наши дети не совсем наши. Господь доверил нам их на воспитание. Христиане всегда помнят о том, что придет время, когда Отец Небесный, Творец и Создатель мира видимого и невидимого, призовет к ответу своих чад — всех живущих на земле, и спросит о том, угодны ли были дела наши Богу. Господь крепко спросит, как соблюдали мы души детей, которые суть Его. А родители, наделившие их плотью и кровью, обязаны давать образование, воспитание и, конечно, свою любовь.

Из Священного Писания известно: родители, воспитывающие детей согласно слову Божию, приучая их к порядку, дисциплине и благочестию, имеют одобрение и благословение Небес. Ленивые родители со временем понесут гнев Божий за нерадивое соблюдение детей. Так, в Ветхом Завете, в Первой Книге Царств показано, как Бог наказал священника Илию именно за то, что он не воспитывал в строгости своих сыновей: «Я объявил ему, что Я накажу дом его навеки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздал их» (1 Цар. 3:13).

Слово Божие делает отца ответственным за обуздание детей. Притчи Соломоновы предупреждают: «Слушайте, дети, наставление отца и внимайте, чтобы научиться разуму, ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей, и они учили меня» (Пр. 4:1-3).

Если ребенок приучен иметь много прав и никаких обязанностей, не знаком с порядком и дисциплиной в семье, то это прежде всего говорит о неспособности к воспитанию у родителей, их лени, безпорядочности и неумении заглянуть в будущее, увидеть, чем обернется их иллюзия — «все воспитается само собой».

Прежде родители были более ответственными и с ранних лет приучали детей к их обязанностям. К сожалению, прошли те времена, когда малышу подставляли под ноги ящик, чтобы он научился мыть посуду.

Нетрудно догадаться, почему так много молодежи обращается к легкому и нередко преступному или спекулятивному заработку. Эти молодые люди с детства не обременялись заботами и трудами. Им разрешалось без ограничения играть с утра до поздней ночи; они ничему не научились, кроме разнообразной неутомимой глупости. Как могут они принять необходимость честного заработка, изнурительную усталость трудового дня, когда не было труда в раннем детстве. Не было повседневных обязанностей по дому. Но было слишком много времени, свободного для безделья и телевизора. Для них безделье стало смыслом существования. Такой паразитический образ жизни явно или неявно поддерживают родители, целиком обезпечивая своих любимых чад. Немало теперь таких мальчиков в модных брюках с мятежным духом, этих девочек с всклоченными волосами и раскрашенными лицами. Они ходят лениво, осматривая все вокруг и пытаясь решить, какое волнующее переживание им предстоит сегодня. Эти души уже готовятся к аду.

Их родители, как правило, трудяги. Ничему дурному не учат, а слепой любовью своей ограждают детей от трудов и забот. Плоды же такого воспитания всегда обратны. Когда детям позволено все, и они ни за что не отвечают, то объект для эксплуатации находится быстро. В первую очередь это свои же родители, которых дети нещадно дрессируют. Что же, достойная расплата пусть за неосознанное, но растление детей. Процессы растления трудно обратимы. Когда дух своеволия слишком развит, лучше всего помогает непрестанная молитва о вразумлении детей.

Господь не замедляет с ответом. Лучшим лекарством, которым врачуются безумные мира сего, являются их скорби и болезни.

Родителям никогда не поздно взять власть в свои руки. Находится немало таких, которые сокрушенно заявляют, что уже ничего не могут сделать с ребенком. Подобные заявления обличают прежде всего родительскую слабость. Чтобы крепко вразумить свое чадо, нужно, конечно, приложить немало усилий, потратить время, нервы, здоровье. Пожертвовать своим покоем, авторитетом, иногда и престижем в глазах общества.

Но не нужно бояться задействовать все возможные вразумления. Результаты могут проявиться сразу же и в особенности много позже, когда дети вырастут и войдут в меру иных пониманий. Они всегда будут благодарны Богу за то, что Он дал им решительных и твердых родителей.

Время детства — это время игр. И нельзя запрещать эти невинные игры, хотя бы они и безпокоили взрослых. Однажды к преподобному Серафиму Саровскому пришла женщина с ребенком малых лет. Пока преподобный разговаривал с матерью, сын начал резвиться. Мать хотела запретить ему, но преподобный остановил ее, говоря: «Оставь, с ним играет ангел Господень».

Детям, как и цветам, нужны и нежное греющее солнце, то есть наша любовь, тепло, ласка, но вместе с тем и влага наставлений и вразумлений, а подчас и гроза наказания. Наказание детей есть не только право родителей — это их важная обязанность.

Наказывать необходимо по разумению, чтобы не возникала опасность ожесточения сердца, угасания любви и отчуждения.

Вот пример, как наказывают и исправляют своих детей родители. Старец схиархимандрит Гавриил из Спасо-Елеазоровской пустыни так рассказывал о своем воспитании:

«Бывает, нашалишь, а матушка и скажет — не шали.

Вот ты все слушаешь, а мне ответ надо за тебя отдать Богу. Ты своими шалостями грехи выращиваешь, потом и сам с ними не сладишь.

А молодость берет свое: как не удерживаюсь — опять нашалю. Тут матушка встанет на колени перед образами и начнет со слезами вслух жаловаться на меня Богу и молиться: «Господи, вот я вымолила у Тебя сына, а он все шалит, не слушается меня. Что же мне с ним делать? И сам погибнуть может и меня погубить. Господи, не оставь, вразуми его, чтобы слушался. » И все в таком роде. Молится вслух и плачет. А я стою возле, притихну и слушаю ее жалобы, да Господь и вразумит. Стыдно станет, да и матушку жаль, так и начну сам молиться рядом с ней и прощения просить».

Как рано надо начинать наказывать детей и как это делать? Премудрый царь Соломон говорит: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда и не возмущайся криком его». И далее: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притчи, 19:18, 13:24).

Народная же мудрость говорит: «Наказывай дитя, пока оно лежит поперек лавки, поздно будет, когда оно ляжет вдоль лавки».

Древним и самым простым способом вразумления детей являются прут и ремень. Конечно, найдется немало возражений среди современных эстетов и воспитателей. Мол, розги — это неэтично, непедагогично, негуманно. Однако в житейской практике мы не строим архитектурных излишеств педагогики, а поступаем именно так, как надо, то есть беремся за прут. При этом совершенно необходимо, чтобы родитель был в полном спокойствии и мирном состоянии духа. При раздражении человека его покидает Дух Святой, Дух любви и милосердия. Тогда обрываются сердечные струны, связующие родителя и ребенка. В результате наказание может привести к озлоблению и причинит больше вреда, чем пользы.

Вот как вспоминает один благочестивый христианин:

«В нашей семье было пятеро детей. Каждый из нас имел огромное уважение к ремню отца, который висел на большом гвозде. Отец никогда не шлепал меня, когда сердился. Он ждал того момента, когда я думал, что он забыл о моем непослушании. Тогда спокойным голосом он говорил: «Ну хорошо, пойдем вниз и выучим другой урок послушания». Я крепко получал свое наказание, а потом должен был встать на колени и просить у Бога прощения за мое упорство. После того, как я примирялся с небесами, я должен был обнять своего отца и сказать, что я его люблю».

Наказание и прощение вины являются важнейшим воспитательным моментом. Иначе прощение может быстро превратиться в пустой ритуал, если ослушание окажется безнаказанным.

Другой пример необходимости применения наказания по рассказу одного православного психолога.

«Бывает часто — маленький ребенок раздражен, капризничает, изводя и себя, и окружающих. При этом сам не понимает, что ему нужно. Утешения и уговоры безполезны, ребенок плачет — только еще хуже каприз. Родителям невдомек, что причиною тому служат невидимые безплотные силы — демоны. Они раздражают чадо, приводя в состояние истерики, нытья, безконечных слез. Эти слезы не могут нести ребенку успокоения, но наоборот — разрушают его психику и здоровье. В этом случае необходимо тут же переломить ситуацию, твердо пресечь каприз. Предупредить несколько раз и крепко наказать по разумению, чтобы чадо почувствовало боль, перестроило внимание. Тогда польются другие слезы, вполне осознанные — оттого, что больно, оттого, что заслуженно наказан за плохое поведение. Тут и в угол не мешает поставить, и подождать, когда созреет решение попросить прощения. Примиряясь со всеми, ребенок находит защиту и успокоение в своих же родителях. Стоит немного спустя приласкать малыша, как он уже затихает, улыбается, доволен. Дети в подобных ситуациях лишний раз понимают, что

есть в семье некто умнее, чем они, способные подчинять и любить».

Уважение к родительской власти — главнейшее качество, в котором нуждаются дети, чтобы быть готовыми к полезной полноценной жизни. Такое воспитание поддерживает атмосферу устойчивости, внимания, взаимного уважения и любви в доме.

Родители должны помнить простой факт — вы являетесь властью для вашего ребенка. Вам не должно умолять его о послушании. Не надо угрожать. Вы должны произносить слово, полное власти и авторитета, которое ребенок сможет понять и исполнить. Такое слово одобрит Господь. Ваше дитя должно быть приучено повиноваться вашему слову. При этом оно может протестовать, кричать, но в глубине души будет довольно, что у вас есть твердое суждение и сила для защиты его против собственных же глупостей и недостатка опыта.

Ребенок, приученный повиноваться родительской власти, послушен и счастлив оттого, что живет под защитою власти отца и в согласии с Божьим порядком. Только тот, кто приучен жить под властью, годится для того, чтобы властвовать самому.

В Домострое — книге, по которой благочестиво жили многие поколения наших праотцев, сказано: «Чада, слушайтесь заповедей Господних, любите отца своего и мать свою, слушайтесь их и повинуйтесь по-божески во всем. И старость их чтите, и немощи и скорби их на себя берите. И благо вам будет и долго будете жить; за это простятся вам грехи ваши, и от Бога помилованы будете, и от людей прославитесь, дом ваш благословится навеки . и достигнете старости маститой».

В православных русских семьях всегда свято чтилось благословение родителей. Исполнение его считалось залогом благоденствия и всякого успеха в жизни. Изучая жития святых, можно найти множество примеров полного послушания детей родителям.

Так, преподобный Серафим Саровский, прежде чем поступить в монастырь, куда стремилась его душа, про— сил для этого благословения матери. А преподобный Сергий Радонежский, имея горячее желание уйти в пустынь, откладывает исполнение желания ради просьбы родителей не покидать их до смерти.

Благословение родителей важно в выборе жизненного пути детей: при определении профессии, вступлении в брак. Но не должно быть и особого принуждения. Совесть родителей чиста перед Богом, если дети совершают ошибки, нарушая родительское благословение. Детям же подобное нарушение вменяется в тяжкий грех.

Вот случай, почерпнутый из писем оптинского старца Амвросия.

Чтобы понять его, следует вспомнить обычай иноков Афона открывать тела усопших братии через три года после смерти. По виду останков монахи судят о загробной участи усопшего брата: белые, чистые кости свидетельствуют о том, что грехи брата прощены, а черное или истлевшее тело, наоборот — о скорбной судьбе брата за гробом. В последнем случае весь монастырь усиленно молится о прощении грехов усопшего.

В одном из монастырей случайно открыли тело иеродиакона. Оно было темное и нерастлевшее. Местный архиерей в это время ездил по епархии. Владыку попросили прочитать разрешительную молитву над этим телом. Но и по прочтении молитвы тело оставалось неизменным. Владыка спросил, кто усопший и в чем причина такого положения. Вспомнили, что он был единственным сыном бедной вдовы и против воли матери пошел в монастырь, а мать из-за бедности всегда на него роптала. По велению владыки отыскали мать иеродиакона — девяностолетнюю старушку. Владыка стал

увещевать ее простить сына, но та не соглашалась, говоря: «Я много горя претерпела через него». Владыка сказал: «Если не простишь, сама будешь связана». Тогда мать как бы нехотя сказала: «Ну Бог его простит, и я прощаю». Темное тело тотчас рассыпалось в прах.

Детей обязательно нужно приучать к молитве и направлять их, как правильно совершать молитву и крестное знамение. Нужно молиться утром, восстав с постели, и вечером перед сном, а также при всякой необходимости.

Дети охотно впитывают в себя школу молитвенных правил. Сложные молитвы им запомнить трудно, поэтому надо во всем поступать по разумению, исходя из характера ребенка, и по благословению духовника. Молиться можно и своими словами. Другое дело, что не каждый может отыскать высокодуховные слова, и тогда прибегают к каноническим молитвам. Со временем от постоянного употребления молитвы запоминаются слово в слово.

Очень важно приучить детей творить молитву перед едой и после нее. Благодатный покой от Божьего присутствия бывает весьма ощутим за трапезой — она проходит чинно, без торопливости и пустословия. Дети не вертятся, не капризничают и слушают родителей. После молитвы пищу еще необходимо осенить крестным знамением. В наше время на стол поступает много продуктов, опасных для здоровья. Крест и молитва оберегают нас от повреждения пищей. От их благодатного воздействия исчезает даже радиация. Сейчас уже известно, что в Чернобыле после аварии на атомной станции вокруг небольшой церкви, расположенной в зоне заражения, повышения радиации не наблюдалось.

От питания детей много зависит в последующей их жизни. Там, где кормят дитя всякий раз, как оно заплачет, и потом всякий раз, как захочет есть, не согласуясь с установленным временем, там оно привыкает к своенравию оттого, что успевает выпрашивать и выплакивать желаемое.

Слишком вкусная и изысканная пища также не полезна к частому употреблению. Еда должна быть простой. «Голод — лучший повар», — так говорит французская поговорка.

Говорить о том, как приучать детей к посту, для многих будет преждевременно. В наши дни мало кто из взрослых сам способен правильно поститься. Но в семьях благочестивых, где взрослые молятся и получают вразумление от Господа на решение той или иной проблемы, где детей причащают и они чувствуют дыхание Божественной любви, трудности в соблюдении поста рано или поздно решаются положительно. Духовные же плоды не замедляют проявляться на формировании воли, воздержания и смиренномудрия детей.

Большинство родителей много и с радостью мечтают о том, кем станут их дети, когда вырастут. Как правило, в этих мечтаниях отражается не реальная действительность, а дух времени и мода, собственные идеалы или несбывшиеся стремления.

Для Господа важно не то, кем станут наши дети и какие посты займут, но какими они будут. Как сформируется их душа? Сможет ли она достойно пройти множество искушений и испытаний жизни? Легко ли будет она соглашаться с волей родителей, а значит, и с волей Божьей? Способна ли будет любить Отца Небесного и соблюдать Его законы, единые для всего мироздания?

Ленивцы и гордецы труднее всего управляются Божественным водительством. Труднее всего идут ко Господу образованные умники. Поклониться и подчиниться Христу им мешает интеллектуальная гордыня и самолюбование. А ведь таких мы активно готовим еще со школьной скамьи. Как известно, знания и навыки учащихся оцениваются отметкой в классном журнале. Но является ли такая оценка отражение знаний и трудов?

Вот типичный пример из школьной жизни. Один ученик, обладая хорошей памятью, легко запоминает весь учебный материал. Другой не имеет такого дара. Чтобы запомнить урок, ему приходится учиться в два раза больше. В первом случае может вырасти способный ленивец, привыкший к легким путям и победам. Он верит в себя и в свои способности. Именно ему всегда ставили хорошие отметки, которые оценивали в конечном итоге не труд и знания, а хорошую память. Знания — нечто большее, чем память. Это способность правильно применить в деле накопленную информацию. А вот тут-то способному ленивцу всегда лень, для него процесс обучения не идет на пользу.

Господу нужно иное. А именно — какие усилия прикладывают дети, чтобы выполнить поставленное задание. «Царство Небесное усилием берется» (Мф. 11:12). Если не приучать ребенка с детства во всяком деле прикладывать усилия, то и в трудах духовного продвижения к Богу усилий не будет.

Неожиданно для многих оказывается, что дефектные дети и инвалиды, вливаясь в стремительный поток жизни, прикладывают значительно больше усилий, иногда просто невероятных, чтобы не отстать от здоровых. Терпение, трудолюбие и старание более всего ценятся Господом. Ему угодно, чтобы мы неленостно трудились, не почивали на лаврах, не превозносились умом от собственных дел. Он же завершает наши усилия Сам.

Важно, чтобы всякий труд и начинание оценивались ребенком как послушание родителям и Богу, как долг перед Ним. Плоды таких трудов благодатны. Напротив, даже самые похвальные труды становятся неугодными Богу, если их плодами становится горделивое превозношение ума, которое соделывает нас учениками диавола — противника Божия.

Иным деловым людям, живущим ради успеха и богатства, наши рассуждения покажутся более чем странными. Многолетнее безбожие породило непонимание и неприятие православного мышления. Поколение, неспособное быть мудрым, видеть свое завтра и соблюдать законы Христовы, ищет свои цели и опору в жизни — в славе, деньгах, престиже. Но опыт духовного делания знает, что эти достояния полезны и безвредны людям простым, незлобливым, независтливым. Когда душа смиряется пред Богом, перестает искать своего, во всем полагается на волю и милость Божию, то обретает иные сокровища — покой, любовь, сострадание. Более всего нужно искать Царства Небесного, все остальное прилагается.

Неверующие люди не нуждаются в Боге. Они считают, что всего добиваются сами. И действительно, — на что им Бог, когда и без него неплохо.

В одной из песен Новеллы Матвеевой поется: «Плыл кораблик. Веселый и стройный. Над волнами как сокол парил. Сам себя, говорят, он построил. Сам себя, говорят, смастерил. Сам смолою себя пропитал. Сам оделся и в дуб и в металл. Сам повел себя в рейс. Сам свой боцман. Сам свой лоцман. Сам свой капитан».

Милая песенка, безумие которой видно только верующему человеку. Все хорошо в ней, да только в те ли моря плывет тот кораблик? Ведь он сам выбирает себе дорогу, и капитан ему не нужен, и боцман, и лоцман. Эта песенка хорошо отражает состояние души современного человека — плыть в никуда, но вроде бы по делам.

Но не знает кораблик, что ждет его завтра. Что впереди неминуема погибель, потому что плывет он по своему умишку, без Бога. На всех парусах и. не в ту сторону.

Трудно жить, не понимая той великой брани, которая идет за каждую душу между силами тьмы и света. Как научиться противостоять соблазнам, растлевающим душу? Ведь растление входит в сердце многими путями под воздействием демонических сил, невидимо окружающих нас. Бороться с таким врагом без опасности для души возможно, только имея опыт православного делания, который приобретается многими трудами. Это целая жизнь испытаний, служения Богу и ближнему. В ней необходимы великое терпение и мужество.

«В мире скорбны будете» (Ин. 16:33), — говорит Священное Писание. Это подтверждает и наш житейский опыт. По-настоящему счастлив тот, кто обрел терпение и покой в Боге и не отступает от Него.

Для достижения Царства Небесного мало одного желания войти туда. Многие пожелают быть с Богом после смерти, но узок путь, ведущий к Небу. Нужно обладать немалым умением идти по жизни скорбным путем.

«Если гнали Меня, будут гнать и вас» (Ин. 16:20), — говорит Господь. Святоотеческая литература во множестве примеров учит о скорбях, которые суждены христианам.

Вот как говорил преподобный Исаак Сирин: «Путь Божий есть ежедневный Крест. Никто не восходит на Небо, живя прохладно. Тем и отличаются сыны Христовы от прочих, что живут в скорбях, а мир гордится роскошью и покоем».

Православным родителям необходимо готовить детей к трудному христианскому пути, чтобы они имели силы среди безбожия и растления нести крест чистоты, веры и благочестия, умели постоять за веру.

Одна женщина, любившая свою нежную, хрупкую, чувствительную дочку превыше всего, высказывала свои опасения духовнику: «Мне нестерпимо думать, что дочери придется страдать. Я хочу оградить ее от всякого горя и, если возможно, взять его на себя».

Духовник в ответ упрекнул ее в эгоизме, в том, что она отнимает у дочери Крест и тем лишает ее спасения: «Нельзя развивать в дочери излишнюю сентиментальность и чувствительность. Приучайте ее к испытаниям. Молитесь за нее и саму научите призывать в молитве Имя Господне как лучшую опору в жизни в любых обстоятельствах, при любых невзгодах. Не разрешайте ей всего того, что хочется страстно. Пусть она приучится переносить неудачи, не раздражаясь, сможет ждать с терпением. Нужно, чтобы она могла лишаться приятного без слез и терпеть недостатки в жизни, не считая при этом все безвозвратно пропавшим.

Если у нее горе, не спешите в тот же час врачевать рану. Лучше вместе подойдите к Распятию и на коленях помолитесь, поцелуйте дочь. Господь Сам пошлет Свою помощь, а вы — свою.

Укажите дочери, каков ее долг, работа. Не исполняйте эту работу сами. Назначайте дело на каждый день и требуйте строгого исполнения. Работа укрепляет душу.

Учите своего ребенка не опираться на вас, уметь обходиться без вас и всецело надеяться на Господа. Тогда в час вашей кончины она не останется одинока, без помощи и поддержки.

Сердце девушки, рядом с которой нет матери и которая не умеет сама прибегать к помощи Господа — падает, разбивается и часто загрязняется».

Духовник замолчал. Мать плакала.

Завершить все сказанное хочется стихотворением, написанным более чем 20 лет назад. Одна из его строчек дала название всем опубликованным материалам. Да не оставит Господь в милостях Своих автора этих мудрых строк, имя которого нам неизвестно.

Мальчик мой милый, в коротких штанишках,

Я ухожу, а ты остаешься.

И будут твердить тебе устно и в книжках,

Что ты перестройки всемирной добьешься.

Что ты полетишь на другие планеты,

Поставишь на службу расщепленный атом.

У космоса новые вырвешь секреты

И сделаешь мир безконечно богатым.

Что ты чудодействием техники брызнешь

На все, что подвержено смерти и горю.

И люди придут к ослепительной жизни

Не где-то, когда-то, а быстро и вскоре.

Мой милый, мой бедный, доверчивый мальчик,

Все эти игрушки — твое обольщенье.

Чем дольше играешь, тем дальше и дальше

Отводится час твоего просветленья.

Но смерть приведет этот час за собою.

Поймешь ты, да поздно, уж силы иссякли,

Что Целую жизнь понапрасну ты строил

Удобное кресло к финалу спектакля.

Что путь твой был предков извечной тропинкой,

Что двигался, дедов своих не догнав ты,

Хотя они шли в большинстве по старинке,

А ты пролетел в корабле астронавта.

И вот уже смерти всеобщие двери.

Войдешь в них и ты со всемирным теченьем.

И скажешь: зачем я, зачем я не верил,

Что жизнь — это к вечности приготовленье.

Зачем не собрал я богатство другое —

Сокровища сердца — они б не иссякли.

Ведь целую жизнь я безсмысленно строил

Удобное кресло к финалу спектакля.

Оценка 4.7 проголосовавших: 327
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here