Молитва для человека который покончил с собой

Все о религии и вере - "молитва для человека который покончил с собой" с подробным описанием и фотографиями.

Молитвы о самоубийцах

Текст чинопоследования утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года (журнал № 87).

Предисловие

Церковные каноны запрещают "приношение и молитву" за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи "вне ума", хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и "приношения" о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Примечание МС. На чтение данной молитвы нужно взять благословение священника. Желательно это делать во время многодневных постов, и при этом часто приступать к исповеди и Причастию. Из-за возможных искушений (в том числе и ухудшения здоровья) не рекомендую молиться за самоубийц (и тем более за некрещеных самоубийц) болящим, беременным и кормящим женщинам, имеющим малых младенцев до 4 – 5 лет. При возникновений серьезных искушений, лучше прекратить чтение молитвы, и положиться на благой промысл Бога.

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь.

Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас:

Слава: Господи, помилуй нас:

И ныне: Милосердия двери:

И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, Любвеобильне, Человеколюбче, Милостив, милостив, милостив буди нам, о, вся Объемлющий и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, Любвеобильне, Человеколюбче, Милостив, милостив, милостив буди нам, о, вся Объемлющий и всех Приемлющий!

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон. Чт., п. 8, тр. 4).

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Именем Господним благослови, отче.

Обычный (малый) отпуст.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Выбери жизнь со Христом!

"Ибо так возлюбил Бог мир,

что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16)

“Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…” (Втор. 30:19-20)

Читайте другие публикации раздела "Православие о самоубийстве (суициде)"

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В день памяти святителя Николая Чудотворца Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве

В канун дня памяти святителя Николая Чудотворца Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

Епархиальное собрание г. Москвы под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоится 21 декабря

Святейший Патриарх Кирилл провел расширенное заседание Епархиального совета г. Москвы

Святейший Патриарх Кирилл встретился с делегацией Болгарской Православной Церкви

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Текст чинопоследования утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года (журнал № 87).

Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.

Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас:

Слава: Господи, помилуй нас:

И ныне: Милосердия двери:

И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Именем Господним благослови, отче.

Обычный (малый) отпуст.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Молитва для человека который покончил с собой

Метки

Получить помощь

Поддержать проект

Если близкий покончил с собой: ответы священника

— Когда близкий, родной человек кончает с собой, то обычно его родственники остаются один на один со своим горем. Люди стараются избегать темы самоубийства, поэтому не с кем поделиться своей болью. Нет возможности церковно поминать погибшего и в этом найти какое-то утешение. И получается, что человек оказывается в изоляции — именно в то время, когда он очень нуждается в помощи и поддержке. Что бы вы могли сказать человеку в такой ситуации?

— Конечно, тяжело давать какие-то советы людям, которые пережили такое горе, потому что никакие наши слова, насколько бы ласковыми, теплыми, сердечными они ни были, не смогут восполнить эту ужасную утрату. Это горе, когда уходит из жизни твой близкий. Самое страшное, если это происходит с ребенком. И пережить до конца, осознать, принять это, наверное, невозможно. Это боль, с которой человеку предстоит прожить всю оставшуюся жизнь.

Часто окружающие стараются обходить эту тему стороной. И вовсе не из-за того, что боятся пошатнуть свое душевное равновесие или испортить себе настроение, а из боязни лишний раз задеть и разбередить рану.

Я уверен — человека никогда нельзя оставлять одного, без внимания, если он сам не ищет одиночества. Большинство из главных проблем современной жизни — как раз от недостатка общения и внимания друг к другу. Мы оказались совершенно неспособными уделять внимание друг другу и жить болью, бедой другого человека. И в этом наша печаль. Мы совершенно забыли один из главных принципов первой христианской общины, где не было чужих, где все были друг другу родные и боль и радость каждого были болью и радостью всей общины. Сейчас мы порой даже не знаем имя того, кто стоит и молится рядом с нами в храме (единственное, что мы о нем знаем, это то, что у него красная куртка, которая раздражает).

К людям, пережившим горе и боль утраты близкого человека, нужно проявить в десять раз больше любви, внимания, заботы, чем к кому бы то ни было. Это поможет, дай Бог, хоть немного сгладить боль.

И, конечно же, мы должны молиться друг за друга. Если это произошло с близкими людьми — нужно молиться за них! Если сам тот человек, с которым произошла эта беда, вам не чужой – нужно молиться за него! Потому что молитва — это то, что нас связывает друг с другом. Если мы отказываемся молиться за человека, значит, мы тем самым говорим, что он нам чужой, что мы его не любим. Тогда все наши выражения сочувствия — лицемерие. Никто и ничто не может запретить нам молиться.

Конечно, могут быть какие-то установки — традиции, сложившаяся практика, запрет священноначалия — которые ограничивают тот или иной вид богослужебного поминовения. Но не все так просто. Слава Богу, сейчас идет дискуссия по этому поводу. Здесь в принципе не может быть никаких штампов. Не может быть никаких окончательных законов и догм, регламентирующих молитву человека.

— Во время бедствия спасают прежде всего тех, кто не может сам себе помочь: детей, стариков, инвалидов. А в Церкви получается так, что христиан отпевают, а самоубийцы остаются без церковного поминовения.

— Я выскажу свою личную точку зрения, как священник, как христианин: по моему твердому убеждению, та традиция, которая сложилась в Русской Православной Церкви, отказывающая в отпевании и ограничивающая церковное поминовение в случае, если человек покончил жизнь самоубийством, — это практика, которая сформировалась в дореволюционный период и была обусловлена исключительно педагогическими соображениями. В то время человек знал, что, если он покончит с собой, он будет лишен церковного отпевания, будет похоронен за оградой кладбища, и близкие люди за него никогда не смогут молиться.

Все эти факторы оказывали очень сильное психологическое воздействие, которое останавливало если не всех, то большинство людей, задумавшихся или приступивших к этому шагу. Это был весомый педагогический аргумент, который делал свое дело.

Сегодня, нужно сказать честно, всё это мало кого останавливает. Людей, находящихся в таком состоянии, церковное поминовение не в первую очередь заботит. Поэтому я считаю, что мы должны отпевать самоубийц, если об этом просят родственники и если человек был христианином.

Формально мы ссылаемся на 14 правило Тимофея Александрийского, которое говорит, что самоубийц нельзя отпевать. Надо сказать, что нынче мы очень свободно относимся к канонам, что-то оставляем, что-то не оставляем. И с легкостью можем найти канон, чтобы оправдать или же подтвердить то или иное суждение или поступок. Мы часто говорим о том, что в каноническом праве есть понятия «икономия» и «акривия». Я считаю, что разрешение на отпевание самоубийц — это как раз тот путь милосердия, икономии, по которому мы должны пойти. Есть масса примеров, когда мы отпеваем людей, лишь формально бывших христианами, умерших своей естественной смертью, но бывших при жизни богохульниками, безбожниками. Их моральная и нравственная жизнь под большим вопросом, но мы поем «со святыми упокой», и ничто нашу душу не терзает. Это тоже совершенно неправильно.

Известно множество случаев, когда люди покончили с собой, совершили этот страшный грех, ужасное преступление по отношению к своей душе и, конечно же, и к окружающим тоже — но при этом они были христианами. Мы не знаем, что творится в душе каждого человека, который на это решается. Это тайна. В чинопоследовании погребения есть замечательные слова: смерть — это таинство. Один Господь будет судить душу человека.

Парадокс: с другой стороны, мы отпеваем массу людей, которые, может быть, не желают, чтобы их вообще отпевали…

Я считаю, что это вопрос, находящийся в сфере пастырской ответственности, к которому нельзя подходить просто так, формально. Если принести доказательство психической болезни самоубийцы, то отпеть разрешат. «Разрешите отпеть сына, который покончил с собой». — «Принесите нам справку из психушки, что он был больной, тогда мы его отпоем». Так очень часто бывает.

Недавно ко мне приходил мужчина, у которого сын покончил с собой. Он не мог найти себе места, ходил за мной день и ночь. Он обратился к священноначалию. Ему сказали: принесите справку из психушки. И он отказался принести справку, потому что сын его был психически здоров. Он посчитал, что эта ложь тоже будет предательством — как и все, что произошло с сыном, он считал следствием предательства по отношению к нему. Я думаю, что это правильно.

Отпевали же Марину Цветаеву, отпевали еще очень многих других людей. Значит, кого-то можем отпевать. Если за кого-то походатайствовать, им в грех уже не вменяется. Если человек высокопоставленный, или справку от психиатра принести, или с архиереем договориться… А если к архиерею не пробиться, если ты живешь в Сибири и вообще в деревне и не знаешь, как поступить, значит, твой сын или дочь не будут отпеты…

В каждый случай нужно всматриваться отдельно, потому что внезапная смерть не подпадает под какие-то правила. Важно, чтобы священник очень личностно воспринимал смерть каждого человека. Если он захочет войти в боль человека, пришедшего к нему, я думаю, он сможет принять правильное решение.

Слава Богу, что у нас появился «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». На мой взгляд, он краткий, не до конца понятный, оставляющий немножко странное впечатление, но слава Богу, что он есть как некое начало. Это уже какое-то утешение родственникам, потому что молитва о упокоении нужна как душе самого человека, покончившего с собой, так и, прежде всего, родственникам. Потому что, когда уходит твой ребенок, в жизни не остается ничего, что могло бы восполнить эту утрату. А молитва способна поддержать, способна предотвратить другие самоубийства. Она способна исцелить душу этих людей, повернуть их к Богу, побудить их переосмыслить свою жизнь.

Если раньше самоубийц не отпевали по педагогическим соображениям, то сейчас надо бы отпевать — тоже по педагогическим соображениям (по отношению к их родственникам). Еще раз повторю, что это мое личное мнение.

— А в чем родственникам искать надежду, утешение, если им не дали разрешение на церковное поминовение?

— Я считаю, что нужно приложить все усилия для того, чтобы отпевание состоялось. Это в силах родственников. Нужно теребить батюшку, священноначалие просьбами, не опускать руки, никогда не отчаиваться. Когда нам что-то нужно, мы способны горы свернуть. И если нам что-то нужно, мы должны говорить об этом день и ночь, кричать, просить, требовать, ходить, что-то еще. А если мы не молимся, если мы не просим — значит, нам это не нужно.

Если отпевание не случается по каким-то причинам (или же наоборот — случается), тогда опять-таки нужно понять, что само отпевание – это не амнистия, равно как и его отсутствие — не приговор. Это не единственное, что способно изменить жизнь человека в будущем, это не окончательный вердикт. Есть миллион примеров монахов-пустынников, которые не были отпеты. Есть множество святых, с телом которых после смерти поступили очень кощунственно. Я не сравниваю самоубийц с монахами-аскетами, но говорю о том, что отпевание не решает жизнь человека в вечности.

В конечном итоге, что такое отпевание? Священник при этом не сам совершает какое-то сакральное действие. Он от лица собравшейся общины произносит слова молитвы к Богу вслух. И если он не произнес их вслух, давайте мы все вместе соберемся и сами скажем эти слова. Да, конечно, я не ставлю знак равенства между келейной молитвой и церковным богослужением, вовсе нет. Но не нужно перекладывать все на священника, тем самым решив проблему. Тебе самому надлежит молиться. Ты должен помнить об этом всю жизнь. Не то что — душа поболела, потом наконец-то отпели, земельку благословили, повезли на кладбище, высыпали там, и камень с души свалился. Ничего подобного. Всю жизнь нужно будет молиться за человека.

А лично молиться нам никто запретить не может. Молитва – это то, для чего нет ни времени, ни пространства, ни каких-либо иных границ. Если мы чувствуем связь с близким человеком, значит, мы должны за него молиться каждый день и час. Молиться о том, чтобы Господь простил ему все то, за что он сам не успел попросить прощения в этой жизни. Молиться, чтобы Господь простил ему этот грех, чтобы Он смилостивился над ним, чтобы Господь нас умудрил, как же поступать так, чтобы людям, которых Господь поставил на этой земле рядом с нами, мы могли чем-то помочь. Сила человека только в молитве. Молитва – это то, что связывает людей друг с другом. Ничто иное не способно восстановить эту связь.

Конечно, мы плачем. Потому что нам жалко… прежде всего самих себя. Это естественное человеческое качество. Но если нам не безразлична судьба души ушедшего человека, значит, мы должны за него молиться.

Мы верим в то, что по молитвам живых Господь меняет участь умерших. Церковь в своем богослужении очень ясно говорит об этом. В день Святой Пятидесятницы, на Троицу, в коленопреклоненных молитвах мы молимся «о иже во аде держимых». Значит, у нас есть твердая уверенность, что по молитвам общины Господь способен изменить участь этих людей. Так зачем же мы предвосхищаем суд Божий, говоря, что это невозможно? Тем паче мы должны молиться за самоубийц, предавая их душу, как и душу каждого человека, суду Божьему.

— Есть такое распространенное мнение, что молиться за самоубийц — это значит, возможно, повредить себе. Это миф?

— Конечно, это миф. Залезть в воду и спасать человека — это тоже навредить себе. Люди, которые в Крымске спасали других, вредили себе. В лучшем случае — воспаление легких, а в худшем — мы знаем примеры, что люди гибнут, спасая других. Чем угодно можно навредить себе, если очень трепетно к себе относиться. Мы себя часто носим очень бережно, боимся себя «расплескать». Ручку взять чернильную — пятно поставишь на штаны, тоже навредишь себе. Поэтому что уж говорить о молитве… Молиться за людей — кровь проливать, как говорил преподобный Силуан. Если тяжело себя чем-то обременять, в том числе и молитвой, то — забудьте и не думайте, берегите здоровье.

Что такое молитва? Прежде всего — разговор с Богом. Как можно навредить разговором с Богом?

— Если только мы рассматриваем Бога как какого-то грозного судью, который даст нам подзатыльник за то, что мы за кого-то попросили. Чем можно навредить себе, если просишь у Бога о прощении за другого человека? Не за себя — это очень важно. Мы слишком часто просим за себя. Если мы просим за другого, как можно себе навредить? Это то, чего Бог ждет. Эта молитва в десять раз ближе к Богу, чем молитва за нас самих. Потому что она бескорыстная, потому что она за тех, кто сам за себя попросить уже не может. Может, Господь нас терпит на земле как раз для того, чтобы мы молились за другого человека.

Старец Зосима в «Братьях Карамазовых» говорит: «На каждый день, и когда лишь можешь, тверди про себя: «Господи, помилуй всех днесь пред тобою представших». Ибо в каждый час и каждое мгновение тысячи людей покидают жизнь свою на сей земле и души их становятся пред Господом, — и сколь многие из них расстались с землею отъединенно, никому неведомо, в грусти и тоске, что никто-то не пожалеет о них и даже не знает о них вовсе: жили ль они или нет».

Эту заповедь нам всем надлежит помнить. На каждый день и час молиться о том, кого Господь призвал от земли.

Каковы были причины ухода — давайте оставим это в руках Божиих. На том свете нас ожидает очень много сюрпризов. Мы встретим там того, кого совершенно не ожидаем встретить, и не встретим, может быть, того, в чьей загробной участи не сомневались. Поэтому оставим это на суд Божий. А Господь судит с любовью.

У нас не хватает любви. Мы слишком часто говорим о справедливости и о правде. Справедливость и правда — без любви пустые слова. Более того, наше понимание и справедливости и правды искажено без любви. Суд Божий очень сильно отличается от суда человеческого.

— Мы много раз слышали истории, когда Господь в последнюю минуту спасал самоубийцу — веревка обрывалась или внезапно в гости кто-то заходил. И родственники тех, кто все-таки покончил с собой, недоумевают: почему одних спасает Господь, а других не спасает?

— Не может быть никакого ответа, почему Господь поступает так, а не иначе. Почему Господь забирает людей в определенный момент, кого-то раньше, кого-то позже. Почему Господь допускает боль, страдания на этой земле. Мы можем, конечно, говорить: наверное, это произошло с нами, потому что так и так. Наверное, я сегодня поскользнулся и упал, потому что я утром спешил на работу и старушку через улицу не перевел. Мы можем найти какие-то объяснения, хотя все они будут весьма и весьма натянутыми. Конечно, слава Богу, что мы начинаем копаться в себе, искать ответы…

Единственно правильный ответ на все, что происходит, — такова воля Божья. Если бы мы могли объяснить решения Бога, мы сами бы встали на одну ступень с Богом — «я знаю все, я могу растолковать волю Божью». Мы не можем её знать.

Совершенно непонятным, неизъяснимым для человеческого ума и разумения, трудно принимаемым порой для сердца образом Господь ведет людей ко спасению и устраивает так, чтобы все было на благо для души. И нам нужно довериться Богу, вверить свою жизнь Богу: «Господи, не могу понять, не могу уразуметь, не понимаю, очень тяжело смириться, но верю Тебе, доверяю Тебе». Нужно довериться Богу и принимать все то, что происходит, именно с доверием Богу. С благодарностью, если можем вознести ее, но прежде всего — с доверием.

Необъяснимо, почему Господь так поступает. Что-то мы понимаем спустя какое-то время, что-то мы не понимаем на земле, а поймем в жизни вечной, но таков промысел Божий о каждом из нас. Не всегда нужно лезть в механику бытия. Все наши падения происходят от того, что мы не доверяем Богу.

— Нам все время хочется подкорректировать Его, мы не принимаем в своем сердце то, что с нами происходит.

Доверять — не значит плыть по течению. Очень часто бывает, что мы, православные, говорим: «Такова воля Божья. Значит, так Бог благословил», — и с радостью умываем руки. Особенно если это ложится на наши представления о том, как следовало поступить.

А нужно, не отказываясь от участия в своей жизни, принимать все происходящее — и скорби, и радости — твердо веря в то, что это от Бога. «Я это принимаю, Господи. Принимаю без ропота. Прошу, помоги мне, пожалуйста, это пережить, с этим жить, действовать в тех рамках, в том русле, которое Ты обозначил». Вот это есть доверие к Богу.

— Многих родственников самоубийц гложет чувство вины, что не успели вовремя остановить, не разглядели, что с человеком творится что-то страшное. Как можно от этого чувства вины избавиться?

— Никак. И не нужно искать избавления от чувства вины. Или же забудьте человека этого, вычеркните его из вашего сердца. Если мы чувствуем свою вину — это наша вина, и не нужно от нее отмахиваться. Господь сам исцелит, смягчит эту боль. Как-то затянется рана, Господь даст утешение. Но искать, как нам это забыть — это неправильно, потому что если такое произошло с человеком, то в этом есть вина каждого из нас.

Ничего не происходит просто так. Виноват не кто-то другой. Виноваты мы — те, кто жил рядом с этим человеком. В корне трагедии самоубийства всегда есть предательство, совершённое близкими людьми. Это мы не услышали, не захотели услышать, не увидели, не захотели увидеть, не оглянулись, не посмотрели, не спросили, не были рядом, не переспросили, отказали в любви, отказали во внимании. Любой отказ во внимании близкому человеку — это есть предательство по отношению к нему. Потому что мы все призваны дарить друг другу любовь, заботиться друг о друге. Господь пришел на землю в образе человека, Он всегда отвечает через человека и приходит к нам через человека.

Мы очень часто предаем друг друга. Все по-разному переживают предательство. Иногда утерлись и забыли, иногда не обратили внимания, иногда сердце наше поболело и отношения восстановились. А иногда происходит то, что изменить нельзя. Жизнь, к сожалению, нельзя написать на черновик, а потом переписать набело. Есть вещи — если мы совершили их сегодня, завтра мы их отменить не сможем. Или наоборот — если мы не совершили что-то сегодня, мы этого уже не сможем сделать больше никогда.

Поэтому с чувством вины придется жить всю жизнь. И надо жить и просить у Бога прощения за себя и за ушедшего человека всю жизнь. Очень важно помнить об этой ответственности.

— Что еще родственники самоубийцы могут сделать для своего близкого, который покончил с собой?

— Безусловно — добрые дела. Господь забрал кого-то из нас, а нас оставил на земле. Это тоже не просто так, чтобы мы ходили, небо коптили. Каково предназначение человека? А предназначение наше — любить и дарить свою любовь другим людям. Поэтому мы должны дарить любовь тем, кто остается с нами на этом свете. Помочь тем, кому мы можем помочь. И очень часто наша помощь, совершенно мизерная, ничего для нас не значащая, может облегчить, а порой и кардинально изменить жизнь другого человека. Для нас какая-то денежная сумма — мелочь, а кому-то эти деньги спасут жизнь сегодня.

К сожалению, не все можно решить при помощи денег. Нужно что-то глобальное от себя отдавать, причем и в материальном плане, и в моральном. В нравственном и физическом. Мое личное мнение, что Господь тем паче смилостивится над умершим, видя наши добрые дела, нашу помощь. Не зря же мы совершаем поминки, приглашаем убогих, больных, кормим их в память об ушедшем. Эта милость наша не Богу нужна, это душе человека. Господь принимает эту жертву.

Вспомним подвиг святой блаженной Ксении Петербургской, как она приняла на себя юродство после смерти мужа. Для чего? Для того, чтобы облегчить посмертную участь внезапно умершего без покаяния супруга. А достигала она этой цели поступками милосердия, делами молитвы, посвящением себя всецело Богу.

— Иногда советуют давать милостыню и мысленно говорить Богу, что это за такого-то.

—Господь сам разберется. Милостыню нужно давать не за кого-то, а кому-то, потому что этот человек нуждается. Ему нужно дать, а Господь зачтет. На наш счет положит, на счет усопшего — у Бога свои счета. Видишь нуждающегося — вынь и дай.

— Не думая о том, настоящий ли это нуждающийся?

— Очень сложный вопрос, на который у меня нет собственного однозначного ответа. У нас масса аферистов, которые в том числе используют и детей. Конечно же, нужно иметь какое-то рассуждение. Не просто отдать рубль и тем самым откупиться, снять грех со своей души. Конечно же, нужно как-то давать тому, кто действительно нуждается.

Но лучше ошибиться в другую сторону, чем вообще не дать. Знаете, мы так редко подаем и отдаем, что наше разумение о том, что не тому дали, — такое лукавство, такая ложь! Мы сто раз прошли и не дали тому, о котором точно знаем, что нуждается.

Не зря в наших городах — у стен храмов, у эскалаторов, у станций метро — такое большое количество нуждающихся, нищих, убогих, увечных. Это одно из знамений нашей жизни. Господь так стучится в наше сердце.

Хорошо что вы предупреждаете что это лишь ваше личное мнение 🙁

Вы хотите всех самоубийц отпевать чтобы родственники так ужасно ушедших из жизни людей получили утешение ?

а Вы задумались о том что будет с душой себя убившего человека , отпевая его ?

Бог всё видит Сам !Один Господь будет судить душу человека! Да !

кого обмануть хотите не понятно ?

Человек в тяжёлом состоянии души ушёл -ушёл во тьму -сам ,а его вдруг потому что («надо бы отпевать — по Вашим педагогическим соображениям») тащат в свет .

это как человеку после операции глаз -содрать защищающую повязку .кто нибудь задумался над тем что это возможно прибавляет им страдания ?

а если своей домашней молитвой и смирением ,добрыми делами и надеждой на милость и помощь Божью день за днём делать их прибывание там светлее ?( в келейной молитве)я думаю это по человечески и не жестоко по отношению к самовольно ушедшему .

«И аду Бог позволил существовать тоже по Своей любви. Чтобы грешники, отправляясь туда к подобным им, получали некое утешение. Потому что если бы Бог поместил их в рай, они бы еще больше страдали.

Вы хотите быть милосердным и сочувствующим ,но в тоже время Вы противоречите себе и мне думается не очень знаете жизнь ,всё теория -Ваша собственная теория,Ваше имхо … .Ваши высказывания и обвинения в вашей первой статье на этом сайте ,цитирую :

«Мое твердое убеждение в том, что всякое самоубийство имеет причиной предательство со стороны близких.»

Вы кто ? Судья ? Бог? Психолог? вы вообще когда нибудь встречали семьи которые пережили или переживают такое горе ?

Вы говорите о молитве за самоубийцу что она не может повредить ? Вы убеждаете людей ,которые возможно сами не умеют «плавать» чтобы они бросились в воду спасать?не умеющий «плавать» не может спасти человека !Одумайтесь батюшка !

Помоги вам Господи !

Алла, в публикации Батюшки я не нашла ничего , что могло бы вызвать Ваш достаточно, с моей точки зрения, не-по-христиански агрессивный выпад. Вы считаете, что нужно спросить мнение тех, кто пережил суицид близкого. Так отвечаю Вам, пережившая его … Я готова подписаться под каждым словом Батюшки. И не дай Бог другим понять это посредством испытания ужаса такой потери.

Алла, судя по Вашему комментарию, могу предположить, что Вы наверное встречали «..семьи которые пережили или переживают такое горе..» Возможно не раз и не два. Но то что Вы не теряли близкого (храни Вас Господь) при таких страшных обстоятельствах, почти уверена.

Вы со стороны можете видеть благополучную, добрую семью, искренне заботящуюся о своих родных и вдруг такое страшное горе. Но оставьте им самим всю их поломанную жизнь искать причину ухода любимых и дорогих людей. Вы не поверите, сколько хороших людей винят себя именно в предательстве, неважно в какой степени оно пребывало в их прошлой жизни, но то что оно присутстует в осознании горя почти всегда, это правда.

По поводу ВСЕХ самоубийц. Батюшка сказал, «В каждый случай нужно всматриваться отдельно..» Милосердие и Неосуждение никто не отменял. И как Вы правильно отметили, Бог разберется.

Есть еще вопрос, откуда у Вас такие познания о том, каково им там после отпевания? Только не примите вопрос за ерничание? Я серьезно спрашиваю.

По поводу молитвы за самоубийц, Вы знаете конкретных людей, кто пострадал именно за это? И если «да», то как Вы узнали, что эти люди «утонули» из-за молитвы за самовольноушедших?

И последнее, а для Вас судья и психолог авторитетнее священника?

простите ,я только сегодня зашла в почту и увидела ваше сообщение …

Aigul ,чувствовать себя виноватым и быть виноватым реально разные вещи или нет? брошенные самоубийцей близкие всегда будут чувствовать себя виноватыми ,но виновны ли они ?

я говорю — НЕТ ! человек взрослый принимает решение уйти из жизни из за того что обанкротился ,развёлся ,нет работы ,неразделённая любовь …вообщем причин может много и разных быть .Батюшка перекладывает вину на близких …подождите ,а близкие не люди ? у них нет проблем в жизни ? им не надо бороться и нести свой крест ? или надо ? а когда тяжко становится -всем так уходить как уходят самоубийцы ? и что будет на земле ?

вам жалко самоубийц ? а мне жалко брошенных ими людей .мне жалко матерей и отцов потерявших так своих детей ,мне жалко детей потерявших так отца или мать,мне жалко мужа и жену потерявших так своего супруга !в чём они виновны ? им жизнь жить с этой страшной раздирающей болью по воле близкого человека ! а некоторые не выдерживают и уходят за ними 🙁

на ваш вопрос про отпевание я серьёзно отвечаю — кто знает ? батюшка знает ? вы знаете ? отпевание не билет в рай !или всё же билет и можно по жизни быть эгоистом ,а под конец жизни не боятся ничего ,потому что крестили когда то в детстве ,а родственники позаботятся после о отпевании …

вы представьте ,вот вы отвергаете например что то ,а вас туда силком -из педагогических соображений …вы будете себя хорошо чувствовать или плохо?

а самоубийство -предательство ,как ни крути . мне близкий человек ушёл в расцвете сил по своей воле ,его родители ни в чём не виновны . после его смерти отец пытался два раза уйти за ним .родители убиты горем потери . они живут как мёртвые . как будто пустые тела без души ходят по земле .

В ЧЁМ ОНИ ВИНОВАТЫ Aigul . в том что любили сына ?

насчёт молитвы о самоубийцах . человек молясь берёт на себя ответственность ? или нет ? вы готовы перед Богом взять ответственность за сотни и тысячи самоубийц ?

Церковь не готова . я лично могу помолится за самоубийцу только тогда когда испытываю мир в душе или любовь к нему -потому что он мне был близок и дорог ,потому что я надеюсь что Бог и мою молитву услышит и облегчит и упокоит душу мне близкого человека разрушившего храм Божий -тело своё .

но я не буду толкать батюшку и заставлять отпеть его ,потому что не известно ЧТО происходит за порогом смерти с людьми разрушившими храм Божий -тело своё .

Бог видит всё Сам !

а знаете как тяжело в молитве за самоубийцу взять ответственность на себя ? особенно когда сам сбит с ног и растерзанно ,растоптано сердце и душа после такого поступка близкого? когда сам готов себя казнить и убить ? когда свет померк только потому что близкий посчитал -хватит с меня ?

а насчёт кто авторитетнее … Aigul ,тот авторитетнее ,кто не пытается близким угодить и прославится тем что церковные правила которые не день не два создавались вдруг револиционирует ,предлагая отпеть по педагогическим соображениям ,при том семьи обвиняя в самоубийстве члена семьи .может и Бог ещё виноват ?

С Новым годом и Рождеством хочу поздравить всех и пожелать одно храни Вас всех Бог и дай каждому здоровья!Спасибо за эти статьи,прочла, поплакала,сделала выводы для себя. Не знаю что писать, не знаю что сказать, вы правы, наверное все, каждый по-своему. У меня 14 декабря 2012 года ушел из жизни папа, ушел по своему желанию, так он решил. Очень тяжело,очень больно, даже нет слов сказать и описать,что внутри на сердце. Если бы, вдруг,нет ничего такого не случилось.Он ушел и его нет.Не оставил ничего, ни записки,ни письма,ничего.Осталась семья,благополучная семья: жена,трое детей,семеро внуков. Да,здоровье у него было плохое,инвалид по зрению 1 группы,практически не видел ничего. Это стало не сразу,он жил с этим больше двадцати лет, жил энергичной жизнью, был все время в движении, живчик одним словом. Возглавлял общество слепых у себя в районе, пел в хоре,а когда после перенесенной на ноге операции стал плохо двигаться, ушел в себя,нас не слышал, не видел можно сказать. С больниц не вылазил, при этом анализы были хорошие. Напридумывал болезни, а ведь на самом деле ничего такого не было. При вскрытии сказали,что прожил еще бы не один десяток лет. А ведь ему было 67 лет, всего! Ушел в такой день когда одному внуку 8 лет исполнилось, другому 1 годик и родной племяннице(крестнице) 41 год. Но папа не захотел жить , устал, наверное. Господи, как тяжело. Вопросов много, а ответов нет. Видимо не досмотрели, не допоняли, мало внимания уделяли. Сейчас только молиться за папу.

Очень сочувствую вашему горю. Так тяжело, когда видишь, что человек мог бы жить и жить, но он выбрал другое. Много непонимания, а в первое время — и злость на ушедшего, которую тоже очень можно понять по-человечески. Вам, наверное, очень тяжело сейчас. Приходите к нам на форум: http://nosuicid.ru/forum/ Вместе будет полегче.

Спаси Господи, батюшка!

Ваши слова очень важны для людей, переживших это горе в своих семьях..

Доброго Вам, здоровья! Прочла Вашу заметку. От куда в Вас столько ЗЛОБЫ. Мы прожили при атеизме 90 лет. Нас учили другому…. Зачем обвинять близких, готовых схватиться просто за паутинку, лишь бы что- то изменить…, но ничего не изменишь. Господь, всё сам рассудит, как ему поступить в каждом конкретном случае. Нужно объяснять людям, а не писать гневные обвинения. У меня умер сын! Мне очень больно, я молюсь за него дома, молитв я не знаю, хотя крещёная в младенчестве…молюсь сердцем, как умею. Что есть БОГ — ЛЮБОВЬ. Как Отец любящий своих детей, он САМ всё рассудит. Сколько людей, столько и мнений…., Человек приходит в мир один и уходит ОДИН. СпасиБог.

Этот Батюшка, на которого здесь вылили столько злобы, единственный человек, который помог мне почувствовать какую-то надежду и любовь. Он говорит замечательные вещи. Люди, вы не ведаете, что творите. Те, кто пережил подобное, должны ноги целовать этому человеку за то, что он здесь сказал. Опомнитесь.

странные люди …на всё готовы -любой ценой .

даже если близкому человеку ,ушедшему так страшно ,ушедшему в неверии (у решившегося на самоубийство нет веры!)даже если его силком протолкнуть туда -где ему возможно будет тяжко ….оставьте люди всё как есть ! БОГ ВИДИТ ВСЁ САМ .

Бог так же видит виновны ли близкие иль нет в самоубийстве родного человека ….и не батюшке об этом судить ! Бог Судья!

скажите, пожалуйста, а в чём причина такого Вашего внимания к этой теме? что-то личное?

если бы меня не волновали высказывания выше

-прошла бы мимо и мне были бы просто безразличны слова и обвинения батюшки в другой его статье тут

но вы правы …задержалась тут .наконец то нашла как отписаться от рассылки оповещений с этой статьи

на этом прощаюсь . всем всего доброго и помощи Божией

Ну что можно сказать… Самоубийство — страшный грех; грех которому нет оправдания. Но нужно помнить что любому греху нет оправдания(. ), и то что все до единого грехи совершаются из-за одного — неверия (слабости веры). Но ещё нужно помнить, что нет такого греха, который бы Бог не смог простить, ведь Бог это любовь. Это лишь мы, люди можем не простить что-то друг другу. А на Суде, где каждого деяния обнажаться воздастся КАЖДОМУ по делам его, прощение же будет по ВЕРЕ каждого. Нужно это понимать и молиться усердно и постоянно, кроме того, что за себя, ещё и за ближнего своего. Молитвой мы помогаем друг другу. Так почему же не желаем мы молится в вере и надежде за оставление и прощение такого страшного греха, как самоубийство, но молим за оставление более мелких грехов. Это тоже говорит о неверии, ведь тем самым мы показываем то, что не верим, в Его любовь и человеколюбье. А то что будет на Суде нам знать не велено, судья осудит, но не люди. Мы же, какими словами судим, такими и будем осуждены. Нам остаётся только верить. Как известно основа веры это смирение. Но не тот смиренен кто себя осуждает, а тот, кто человека, творящего напасть не перестанет любить.

Так давайте же любить ближнего и верить, верить в спасение всех и каждого, и молится за ближнего, что бы он не совершал. Спасая ближних спасём и себя.

Спасибо за статью! Очень тронула…

Статья не только очень тронула, но и облегчила душу.Была уверена и еще больше убедилась, что все беды наших детей-это вина родителей. Эта статья дает понимание как жить, если такая беда случилась, как пережить беду, у кого просить прощения за всех нас, что и как надо делать,если, не дай Бог, такая беда пришла в наш дом.Молю, избави ,Бог, всех от такой беды. Огромное спасибо за статью, всем здоровья, взаимного понимания!

муж покончил жизнь самоубийством — вчера похоронили — научите молитвам чтобы помочь ему и себе — очень тяжело на душе

Здравствуйте, Надежда! Соболезную Вашей утрате…

Обычно предлагают вот такую молитву пеподобного Льва Оптинского:

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения:

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

За себя можно молиться, как мне кажется, любыми молитвами и своими словами. А еще облегчение приносит, когда делаешь какие-то небольшие добрые дела (подаешь милостыню, например) и говоришь про себя, что это за ушедшего (называешь имя).

И если что, мы на нашем форуме готовы помочь всегда: http://nosuicid.ru/forum/

Очень мудрая и милосердная статья. Спасибо священнику.

Все эта статья-истина

Очень нужная статья. Спасибо и дай Бог Вам здоровья

спасибо. статья очень помогла мне.

Понятно, что отпевают по икономии самоубийц, имевших душевное заболевание. Конечно, границы болезнь/здоровье размыты, но всё же. Если человек уходит из жизни лишь потому, что она пуста и бессмысленна, то он скорее здоров, чем болен.

Но больные это исключение. В целом запрет отпевания, по моему скромному мнению, необходим. Но это не строгость ради строгости. Это — указание пути. Своего рода послание: «Церковь есть. Ты ей небезразличен. Смотри в ту сторону, ищи исцеление в вере, укрепление — в молитве.»

И это указание не только человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации на пороге самоубийства, но и его родственникам. Самоубийства, алкоголизм, наркомания — это проблемы семьи. Именно семьи, а не отдельного индивидуума. И учиться жить и побеждать должна семья, а не каждый из нас в одиночку.

Все правильно говорите, но Вы были родителем самоубийцы? Не дай Бог, конечно, этого несчастья

Вы правы формально. А в словах о.Димитрия сквозит любовь к человеку. Такому, каков он есть. Поэтому он и понимает страдающее сердце. Помоги ему, Господи, не очерстветь душой.

Истинный Божий человек! Понимает, как родным тяжело и он сделал бы все от НЕГОзависящее, чтобы отпеть самоубийцу по просьбе родных. А некоторые священники, являясь приятелями умерших, не приходят на похороны вообще.

Это жестоко по отношению к родным такого человека — подчеркивать их вину. Им нужны силы, чтобы жить дальше, не все могут найти утешение в молитвах. После такого клеймения, обвинения в предательстве, хочется только одного:уйти вслед за ним. Разве это по христиански? Священник судит несчастных, оставшихся один на один со своим горем. Судить может только бог.

Спасибо ! Очень многое понято . Господи , дай утешение и покой всем нуждающимся на небе и земле ! Аминь. Аминь. Аминь .

Спасибо за статью! Она принесла мне хоть немного покоя в мою душу,которая просто рвется на части после смерти сына.

9 днеи назад мои 20 летний сын ушел из жизни земнои добровольно. В последние 5 месяцев он пережил, наверное, больше, чем кто-то за всю жизнь..Он искал помощи даже у психиатров, но.. те сказали, ты — не псих и … пошел. А через 10 дней его не стало. Он впитывал в себя всю боль, котораю забирал у других, поддерживая их. Он был — лучиком света. Перед смертью часто сидел у иконы… И последняя СМС, не отосланная — Я люблю… Всю его боль я переживала с ним… Но, он всегда говорил — мама, я, не такои ка кве и мне страшно, я ж не псих? Я просто слишу, как шевелится трава и дышит земля, о чем говорят птицы… Он замечательным сыном был..

Молю Бога лишь об одном — чтоб принял его душеньку и простил…

18 дней назад умер мой муж, так же ушел из этой жизни добровольно, ему было всего 30 лет, человеком он был золотым, руки золотые, красный диплом, на похоронах было более 80 человек, его многие уважали, но он очень быстро решил уйти из жизни, я молюсь за него. эту боль и утрату не передать словами, как теперь жить дальше без него, не могу представить, только молитвы дают немного сил, но временно, не знаю когда эта боль утихнет, молюсь, чтоб душу его Бог принял к себе, чтоб там он нашел покой

Скоро будет 40 дней как ушел из жизни мой сын, 24 года, я жила для него, дышала, мой сыночек,а теперь все кончено, больше ни чего нет пустота,Правда написано, что человек остается один на один со своим горем. Выкарабкается или пойдет следом…..Я молилась и при жизни, и теперь чтоб Господь Взыскал, погибшую душу моего сына;аще возможно есть, помиловал.Да будет святая воля Твоя.

Господь имеет ключи от ада и смерти, молитесь и не унывайте. И ещё написано: кому простите грехи -тому простятся. Просите Бога простить грехи сына. По вере вашей да будет вам. «Не бойся -только веруй» -великие слова Христа. Верьте сердцем, не слушайте законников и фарисеев, они не пережили вашего горя, не им судить. А милость Божья превозносится над Его судом! Стойте на этом и вы встретитесь с сыном. Аминь.

У меня горе сын покончил жизнь самоубийствому него на душе было плохо мы все это видели но не находили нужные слова.полтора года назад у него умер близкий друг от рака.сыночек увлекался наркотиками которые сейчас везде продают (накурка химия).,я постоянно из за этого с ним ругалась но при этом ни каких кардинальных мер не принимала должна была положить его в больницу.в тот последний вечер я опять с ним поругалась.и сказала ужасные слова что то вроди надо делать выбор как жить .а на последок еще и сказала что умрет так похороню.но мой мальчик буквально принял мои слова.хотя я и мы сли не допускала чтобы было самоубийство.в мыслях у меня было то что он может когда нибудь перекупить этой отравы.теперь я не могу смириться со своими словами прошу молю и Сашеньку о прощении и бога чтобы простил его за его грех и меня за мой еще более тяжкий грех.должна была вернуться поговорить успокоить а я….моему мальчику было ,23 года он очень начитанный умный добрый.кпк теперь жить с грехом с этим.

Господь имеет ключи от ада и смерти. «Не бойся -только веруй» -великие слова Христа. Верьте сердцем, не слушайте законников и фарисеев, они не пережили этого горя, не им судить. А милость Божья превозносится над Его судом! Стойте на этом и по вере вашей да будет вам.

Спасибо Вам! Какие глубокие слова! Господи,очисти наши сердца и умножь в нас любовь.

Статья очень полезная… Спасибо ! Зульфия, я за сына читаю коротенькую Льва Оптинского и Отче Наш, а что ещё можно почитать. чтоб облегчить страдания сына. Если можно напишите. с Любовью Анастасия…

Спасибо большое за статью, скажите где вы служите, в каком городе и в какой церкви, я бы очень хотела с Вами лично пообщаться, мне кажется вы очень хороший Батюшка и можете утешить и помочь справится с горем, если увидите это сообщение, ответьте пожалуйста, моя почта [email protected] и телефон 89168564705

Что мне делать, ушел из жизни очень близкий человек! Молитв мне сказали самоубийцам нет, но что мне говорить господу что бы облегчить её страдания? Я слышал что Милосердие, помогать людям и вспоминать о ней доброе, это может помочь вытянуть её от туда! Я хочу быть рядом и заставлять улыбаться! Что делать?

Оценка 4.9 проголосовавших: 23
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here