Все о религии и вере - "тост осетинская молитва" с подробным описанием и фотографиями.
Содержание
Тост осетинская молитва
– иХЩГБХ, НЩ ЧУЕ, Й УФБТ Й НМБД, Й НХЦЮЙОЩ Й ЦЕОЭЙОЩ, ДПЧЕТСЕН ФЕВЕ УЧПЙ УХДШВЩ – РТЙНЙ ЙИ РПД уЧПЕ РПЛТПЧЙФЕМШУФЧП.
– иХЩГБХ, ЧУЕ, ЮФП УМХЮБЕФУС У ОБНЙ – Й ТБДПУФЙ Й ЗПТЕУФЙ -ЧУЕ РТПЙУИПДЙФ У ФЧПЕЗП ЧЕДПНБ. сЧЙ ОБН уЧПА НЙМПУФШ -УДЕМБК ФБЛ, ЮФПВЩ НЩ ЧУЕЗДБ ЧПЪОПУЙМЙ НПМЙФЧХ фЕВЕ У ФТЕНС РЙТПЗБНЙ!
оБ МАВПН ФПТЦЕУФЧЕ: ОБ УЧБДШВЕ, ОБ ЛХЧДЕ (ДБЦЕ ЪБ РПНЙОБМШОЩН УФПМПН) ПУЕФЙОЩ РЕТЧЩК ФПУФ РТПЙЪОПУСФ ЪБ уФЩТ иХЩГБХБ (вПМШЫПЗП вПЗБ). чФПТПК ФПУФ РТПЙЪОПУЙФУС ЪБ хБУФЩТДЦЙ – УБНПЗП ЗМБЧОПЗП РЕТУПОБЦБ Ч РБОФЕПОЕ ПУЕФЙОУЛЙИ ДЪХБТПЧ. ч ТЕМЙЗЙЙ ПУЕФЙО ПО РТЕДУФБЧМСЕФУС РПЛТПЧЙФЕМЕН НХЦЮЙО, РХФОЙЛПЧ, ЪБЭЙФОЙЛПН УМБВЩИ Й ПВЙЦЕООЩИ, ВЙЮПН ЧПТПЧ, ЛМСФЧПРТЕУФХРОЙЛПЧ , ХВЙКГ, ЙНС ЕЗП ПЛТХЦЕОП ПТЕПМПН ПВПЦБОЙС Й РПЮЕФБ. НХЦЮЙОЩ ПВТБЭБАФУС Л ОЕНХ ОЕ ЙОБЮЕ ЛБЛ "ъПМПФПЛТЩМЩК хБУФЩТДЦЙ", "зТПНПРПДПВОЩК хБУФЩТДЦЙ", "йУЛТПЗМБЪЩК хБУФЩТДЦЙ" Й Ф.Д. цЕОЭЙОЩ ЦЕ, РПУЛПМШЛХ хБУФЩТДЦЙ СЧМСЕФУС НХЦУЛЙН ВПЦЕУФЧПН, ОЕ УНЕАФ ПВТБЭБФШУС Л ОЕНХ РП ЙНЕОЙ Й ОБЪЩЧБАФ "мБЗФЩ ДЪХБТ" – РПЛТПЧЙФЕМШ НХЦЮЙО.
Тосты на осетинском застолье
Первый. Завершив чтение молитв и освятив осетинские пироги, старший («хистар») произносит тост за единого Бога («Иунаг Кадджын Стыр Хуыцау»), чокается сначала со вторым, а затем с третьим старшим. В Осетии нельзя пить молча. Каждый гость обязан в краткой форме передать смысл тоста следующим двоим (тем, кто сидит напротив и рядом), чокнуться с ними и только после этого выпить и съесть кусок пирога. При этом соблюдается строгая последовательность – от старшего к младшему, то есть от начала стола к концу. Одновременно только три или пять человек могут держать бокалы: четное количество разрешено только на поминках. Принцип таков: один гость выпивает за сказанное, очередь переходит к следующему, а сидящий четвертым от только что выпившего поднимает бокал, чтоб дополнить тройку.
Произношение тостов. Когда старший произносит свой тост, принято прервать разговор, приостановить прием пищи и внимательно его послушать. Осетины во все времена относились к пище сдержанно, даже к популярным осетинским пирогам. До сих пор в ходу поговорка: «На пир уходи сытым, возвращайся голодным». Находясь в гостях, нельзя показывать аппетит: пироги и другие блюда нужно есть, не торопясь. В Осетии нельзя что-то «выбрасывать» из тоста старшего, но можно добавлять по теме. Последний сидящий, когда до него доходит тост, встает и обращается к старшим: «Уважаемые старшие! Ваш тост до нас дошел». После этого старший говорит следующий тост.
Второй тост. Далее произносится тост за покровителя всех мужчин, воинов и путников Уастырджи, который с приходом христианства стал ассоциироваться с образом Святого Георгия. Уастырджи – самый почитаемый святой среди осетин. «Хистар» просит святого о том, чтобы в дороге мужчин сопровождали верные друзья и удача, а у молодежи всегда были силы защищать родную землю.
Третий. Третий тост посвящается поводу, по которому собрались гости: благосклонности святого, в честь которого устроен праздник, возвращению из армии, рождению ребенка, счастливому браку, дню рождения и т.д. Произносить тост и выпивать нужно стоя, если повод радостный. На осетинских поминках можно высказаться стоя, но пить полагается сидя.
Почетные бокалы. Сказав три тоста, старший может передать слово второму старшему, на месте которого обычно сидит представитель принимающей семьи или рода («фысым»). Второй старший благодарит гостей за честь, которую они оказали своим присутствием, и выпивает за здоровье всех сидящих за столом. Он также может от имени старших своего рода преподнести всем присутствующим почетные бокалы в знак признательности и уважения. Отказаться от почетного бокала – значит обидеть преподносящего, нежелание пить – дурной тон и нарушение Агъдау (неписанного свода правил жизни). Если гость вообще не употребляет алкоголь или планирует после застолья сесть за руль, он может пригубить напиток и извиниться, объяснив ситуацию.
Молитвы. После первых трех-четырех тостов «хистар» возносит осетинские молитвы:
- покровителю дома («Бынаты хицау»), чтобы защищал дома всех гостей от невзгод;
- покровителю домашних животных Фалвара и Покровителю урожая Уацилла;
- «Мады Майрам» (обычно за женским столом), чтобы женщины были счастливы, здоровы и растили такими своих детей.
В разных районах Осетии также упоминают Тутыр, Хетаджы Уастырджи, Рекомы Дзуар и других святых. Раньше праздники длились по несколько дней, готовилось много осетинских пирогов, гости произносили десятки тостов.
Доставка по Москве бесплатно Заказать звонок
Обсуждения
Осетинские тосты – молитвы (Ирон куывдтæ)
3 сообщения
Æмае хуыздæрæн кæй кувинæгтæ, кæй куывд айстай, Уый æмбал мах дæр фæкæн.
Абон цы дыууæ мыггаджы æмæ дыууæ кæстæры амонды тыххæй кувæм,
Уый рæстмæ фæкæн! Кæрæдзи уарзгæйæ куыд фæцæрой,
Сæ хæстæгдзинад мыггагæй мыггагмæ фидардæр куыд уа
Дыууæ кæстæры æмзай-æмзæронд куыд бауой æмæ дыууæ мыггаджы кæрæдзиуыл куыд бæттой!
Байраджы — бæхгæнæг, лæппуйы — лæггæнæг Уастырджи,
Ацы саби-чызджы амондджын фæкæн,
Иге райгуырагн хæдзарæй йæ цæрæн хæдзармæ амондджындæр къах чи æрбавæрдта,
Иæ авд лæппуйæн авд авдæны куыд ауза, Цы бинонтæм æрцыд, уыдонмæ лæппуйы кæхцытæ куыд фæхæссой!
Уæ раттæггаг хор æмæ фосæй æфсæст куыд уæм
Уæд æз хуыздæр баххуыс кодтаин, зæгъгæ, Уымæн дæр нæ кувинæггаг барст уæнт!
Осетинское застолье
Осетинские застолья совсем не похожи на наши разудалые гулянки, даже если повод к ним появляется самый радостный. Ни рождение в семье ребенка, ни юбилей, ни большой религиозный праздник не могут нарушить традиционного порядка, которому следуют аланы в своих застольных традициях тысячи лет.
Есть в этом что-то языческое – в непременном обряде трех пирогов, совершаемом в честь небесных и земных стихий, в трепетном отношении к подаваемым блюдам, их количеству и порядку чередования.
Незыблемая патриархальность и строгая иерархичность – еще одни характерные черты осетинского застолья, которые стразу бросаются в глаза любому гостю, впервые участвующему в родовой трапезе.
Фынджы хистар: самый мудрый и уважаемый
Фынджы хистар – старший и самый уважаемый участник, который берет на себя обязанности распорядителя. Нет, это не наш забубенно-веселый и часто бесцеремонный свадебный тамада: хистар – человек мудрый, степенный, пользующийся непререкаемым авторитетом, к тому же – в совершенстве знающий все правила сложного застольного этикета.
Еще одно обязательное качество фынджы хистара – красноречие, ведь именно хистару принадлежит право произнесения молитвы и самых важных здравиц. Ну и, конечно, алкогольная стойкость – за столом принято выпивать после каждого тоста, хотя пьяных после праздника не бывает – это считается постыдным, недостойным мужчины.
С востока на запад
Большой обеденный стол, за который потом рассядутся гости, размещают в направлении с востока на запад. Западная часть стола – место особое: туда усаживается хистар, а остальные гости рассаживаются в строгой иерархии – чем ближе к старшему, тем почетнее место, чем ближе к востоку – тем больше молодых лиц.
Западная часть стола – еще и место, где ожидают начала торжества исходящие жаром и упоительным ароматом три пирога на круглом подносе: именно с этого обряда и молитвы у осетин принято начинать трапезу.
Человеку, впервые приглашенному на осетинское застолье, нужно быть очень внимательным: опростоволоситься – легче легкого, если не знать правил рассадки за столом и по ошибке занять место одного из старейшин.
Начало трапезы: обряд трех пирогов
К столу подают пироги с тремя начинками – просто с сыром (уалибах), с сыром и картошкой (картофджин), с сыром и свекольной ботвой (цахараджин). Это – дар, предназначенный Богу, Солнцу и Земле.
Пироги перед подачей щедро пропитывают маслом и складывают стопкой, чтобы потом раздвинуть их в разные стороны перед нарезкой. Смысл этого действа таков: и Господь, пославший обильную трапезу, и стихии должны увидеть, что всем им испекли и принесли в дар по пирогу, никого не забыли и не проявили неуважения.
Раздвигает пироги кто-то из старейшин, сидящих рядом с хистаром, причем верхний пирог (уалибах) всегда поворачивают влево от распорядителя.
Хистар распоряжается наполнить бокалы и начинает читать молитвы, чтобы освятить пироги. После освящения выпечку опять сдвигают в аккуратную стопку и уырдыгстаг – молодой участник застолья, выбранный специально для обслуживания гостей, – разрезает пироги по диаметрам так, чтобы получилось восемь частей.
Резать нужно не только аккуратно, но и не поворачивая блюдо с пирогами: поворот считается дерзостью и вызовом Богу – ведь только он может вращать Землю, направлять в разные стороны человеческие судьбы, а смертным вертеть блюдом с жертвенными дарами никак нельзя!
К еде приступают, как только закончена молитва, разрезаны пироги и произнесен первый тост: до этого момента никто не имеет права даже прикоснуться к яствам. Это правило касается и малышей – их с раннего детства учат управлять своими желаниями и капризами.
«Ваш тост до нас дошел»
Красноречием и витиеватостью осетинские хистары не уступят никому на Кавказе: во время застолья тосты звучат почти постоянно. Как и у других кавказских народов, во время их произнесения важна преемственность.
Осетинский вариант известной грузинской присказки «алаверды» в переводе звучит примерно так: «Ваш тост до нас дошел, уважаемые старейшины». Это говорит самый молодой гость, сидящий с восточной стороны стола.
Задача всех, кто будет продолжать начатый хистаром тост, – добавить что-то «в тему» к сказанному старейшиной.
Пока произносятся тосты, все присутствующие молчат, внимательно слушают и не прикасаются к еде – разве что могут отхлебнуть немного воды или другого напитка, если жажда совсем уж одолела от огненной остроты съеденной пищи.
За что пьют на осетинском застолье
Тост первый – во славу Господа, Земли и Солнца. С него начинают, как уже говорилось, любое застолье.
Второй бокал выпивают за покровителя мужчин – осетинского святого Уастырджы. Пьют, как и произносят тост, стоя.
И только тост третий хистар произносит в честь повода, по которому собрались гости в хлебосольном доме.
После третьего тоста в некоторых семьях гостям дарят почетные бокалы в знак особого расположения и признательности. Разумеется, их не дарят пустыми: в каждый налит напиток, который гость должен выпить со словами благодарности.
А как же женщины?
В патриархальных осетинских семьях женщинам сидеть за одним столом с мужчинами до сих пор не принято: для них накрывают отдельный стол в другом помещении. Кстати, и у женской части семьи тоже есть своя иерархия – мать, старшие и младшие дочери, старшие и младшие невестки имеют свой круг прав и обязанностей. Нарушить принятые традиции – значит обидеть хозяйку дома.
Во время праздника (примерно в середине) всегда произносятся слова благодарности и выпивается бокал за здоровье и кулинарное мастерство афсинт – умелиц, приготовивших пироги и другую еду для гостей. Пьют его на кухне – там, где спозаранку трудятся соседки, которых хозяйка дома позвала в помощь, чтобы успеть все приготовить.
В более современных семьях жены и дочери сидят рядом с мужчинами, да и сам порядок ведения застолий существенно изменился и стал демократичнее. Теперь их принято делить на обязательную и произвольную части. Обязательная часть состоит из трех-пяти тостов, завершающая – из двух-трех.
На посошок
Завершающие тосты на осетинском застолье – за Хранителя порога и за Покровителя путников – Къасары Уастырджи и Фандагсар Уастырджи. Оба тоста выпивают обязательно стоя.
В первом произносят пожелания хозяевам дома – чтобы их порог никогда не переступали несчастья, а во втором просят святого помочь им без помех вернуться домой, застать домочадцев в добром здравии, а свое жилище – в целости и сохранности.
Еще несколько правил
- За столом не ссорятся, не сквернословят
- Во время застолья не принято курить. Если уж очень хочется выйти подымить, следует спросить разрешения у хистара
- Вставать из-за стола тоже можно только по разрешению старейшин
- Опоздавшие к застолью садятся в самом конце стола
- Прибывшего издалека гостя обязательно подводят к старейшинам – поздороваться и выпить с ними амбалаггаг – бокал за встречу
- Бокалы держат только правой рукой, даже если пьющий из него – левша от рождения
- Чокаться бокалами может только нечетное количество гостей: четное допустимо лишь на поминках
Взаимное уважение, теплая атмосфера, изобилие блюд, остроумные тосты – таково осетинское застолье во всем своем великолепии, во всей своей строгости и почтении к древним законам, обычаям и традициям.
При использовании материалов с сайта обязательно указание прямой ссылки на источник.
Комментарии
Некоторые незыблемые правила осетинского застолья.
– Всё то, что считается неприличным для любого цивилизованного застолья, не принято и за осетинским столом. Но кроме этого, для осетина.
– Стол – святое место. За ним нельзя сквернословить, ругаться, кричать, злословить. Не принято также упоминать собак, ослов, пресмыкающихся или каких-либо других «грязных» животных. А если что-то такое вырвалось невзначай, нужно обязательно извиниться (Фынг бахатыр кæнæд, табу фынджы Фарнæн).
– За одним столом в Осетии не садились дед и внук, отец и сын, дядя и племяник, тесть и зять, родные братья. Также не садились за старших представители одной фамилии. Молодые, неженатые парни за стол со старшими не садились вообще. Нарушая эти обычаи, младшие по возрасту или же по положению выказывают неуважение к старшим.
– Если вне каких-либо празднований в дом пришли гости, хозяин дома (старший взрослый мужчина) садится за старшего, независимо от возраста своего и гостей. Если в доме большое торжество или свадьба, хозяин дома вообще за стол не садится. Он смотрит за тем, чтобы гостей торжества принимали как можно лучше, передавая свои замечания и просьбы распорядителю праздника.
– Нельзя напиваться допьяна. Нужно знать свои возможности и пользуясь принятыми традициями и нормами вовремя останавливаться. Те же, кто напивается якобы для поддержки осетинских традиций (æгъдау) и являются их первыми нарушителями. Непьющий в Осетии никогда не считался ущербным, а вот пьяницы всегда были в большом позоре.
– Нельзя приходить уже явно выпившим. Обычно сам человек в таком состоянии плохо себя контролирует, и те, кто отвечает за застолье должны проявлять достаточно твердости, чтобы держать таких подальше от стола. Они ведь могут испортить всё застолье и настроение гостям.
– Курение за столом – проявление неуважения к окружающим. Если терпеть пару часов без сигареты невмоготу, наверно лучше за стол не садиться. Отпрашивание «на перекур» вносит в застолье беспорядок и вольные хождения. Зачастую после таких перекуров старший стола долго упрашивает всех сесть на места, чтобы иметь возможность продолжить застолье. В любом случае отпрашиваться выйти нельзя до того как старший произнес три тоста.
– Свободное хождение является проявлением неуважения к старшим и всем сидящим за столом. Тем более нельзя покидать застолье без уведомления старших.
– Если кто-то опоздал к началу застолья, он, независимо от возраста, поздоровавшись со всеми, должен сесть в конце стола, или там, где ему определят место уырдыглæууæг. Если же к застолью прибыл гость издалека, его подводят к старшим чтобы поздороваться и пожелать всем чаще встречаться на таких торжествах. Старшие преподносят ему "æмбæлæггаг" (встречный) бокал. Гость, после короткого пожелания участникам застолья всегда встречать гостей приносящих счастье, выпивает бокал и садится там, где ему приготовят место.
– На официальное осетинское застолье не принято приходить неопрятным, в неподобающей одежде (шорты, спортивная форма, и тп). Не подобает также делать то, что идёт вразрез с общими нормами поведения осетина в обществе (например, кричать на кого-то или оскорблять, спорить со старшими, или сидя за мужским столом, сажать детей на колени или рядом.)
– Нельзя произносить свои тосты или давать почётные бокалы без ведома старших или в промежутках между их тостами. Нельзя пить "без очереди" (исключение – если человек хочет попить воды или сока). Это ломает основы вековых осетинских традиций, давая любителям напиваться возможность своевольничать за столом. Попытки выпить лишнее или заставить кого-то делать это должны пресекаться сразу же и вполне категорично.
– Если старшие встают, чтобы произнести очередной тост, все остальные должны также встать. В последние десятилетия в Северную Осетию извне пришла «традиция», когда один из младших остаётся сидеть (символически «сторожа» стол). Поступать так неправильно. У наших предков такого обычая не было. Нельзя оставаться сидеть за столом, когда старшие стоят.
– В осетинских традициях брать, держать бокал или передавать его полагается всегда правой рукой. Соответственно, наполняют его тоже из левой в правую.
– Нельзя произносить тост или выпивать до того, пока не выпил сидящий за столом выше. Когда тот произносит тост, необходимо внимательно слушать, чтобы понять о чем речь.
– Нельзя указывать или подсказывать старшим, выражать недовольство ходом ведения застолья. Вместе с тем, нельзя потакать грубым нарушениям осетинских традиций с чьей-либо стороны, особенно, когда кто-то заставляет выпить лишнее, вне какого-либо æгъдау.
– Важен также порядок рассаживания участников застолья. Глава стола должен сидеть с торца стола. «Младшинство» остальных переходит зигзагом поперёк стола, начиная от второго старшего и до конца всего стола. То есть, следующий за произносяшим тост, сидит напротив, а другой рядом. К ним и нужно обращаться при «передаче» тоста. Перед тем, как выпить, с ними чокаются в такой же последовательности (напротив-рядом). Держащих бокал (и чокающихся) одновременно не должно быть чётное количество. По 2-е или 4-ро пьют только на поминках.
– Во время произнесения тоста кем-то из старших молодые дружно и громко поддерживают тост возгласом «Омен Хуыцау!» или «Омен уæд!».
Однако, этого никогда нельзя делать на поминках.
– Если сидящий за столом видит, что старший обращается к нему или высказывает какие-то благодарственные слова в его направление, должен встать и стоя выслушать говорящего до конца. При этом он может скромно вставлять свои «Стыр бузныг» (Большое спасибо) или «Хуыцау зæгъæд не’ппæтæн дæр» (Дай Бог нам всем).
– На стол по случаю осетинских народных праздников (Уастырджийы бонтæ, Реком, Уацилла и других) не ставят мясо птицы, яйца. Продукты изготовленные из них во время этих праздников осетины не употребляют. Всё мясное в эти дни должно быть приготовлено из говядины или баранины.
На столе во время традиционных осетинских праздников никогда не должно быть свинины и изготовленных из неё продуктов. В качестве обычного продукта питания, она допустима на пикниках, днях рождения и других подобных неофициальных мероприятиях. Но и здесь продукты из свинины ставятся на стол только после того, как старший вознесёт молитву Богу и освятит три пирога или же произнесёт первые три тоста.
– Застолье по хорошему поводу всегда сопровождается весельем, песнями, шутками. В основном в этом усердствуют молодые. Но им не подобает начинать, скажем, песню до того, как это сделают старшие. В некоторых случаях, старшие отказываясь от своего первого права, сами просят молодых спеть что-то или сыграть на каком-то инструменте.
В последние десятилетия прижилось еще одно нововведение. Когда во дворе или в доме шумит полным ходом веселье, молодые гости, сидящие за столом, после 3-5 тостов могут попросить разрешения старшего, навестить «Хъаст» (место веселья, танцев). И мудрый старший всегда даёт своё разрешение, формально посоветовавшись со вторым и третьим старшими. При этом нужно знать, что раньше молодежь за стол со старшими не садилась вообще, и соответственно традиции отпрашиваться тоже не было. Им нельзя было садиться за этот стол не только потому, что молодые, но и потому, что обычно там сидели их старшие из семьи и рода. В этой связи было бы правильным и сегодня соблюдать этот обычай.
Обязанности обслуживающего застолье
(Уырдыглæууæг или уырдыгстæг)
В официальных осетинских празднованиях обычно участвует довольно большое количество людей. И без помощи определённой группы молодых людей, из числа соседей и родственников (обязательно – зятья данной фамилии ), здесь трудно обойтись. Они распределяют стол между собой («от сих до сих») и каждый обслуживает свой участок. Обычно они стоят вдоль стола с правой стороны (на праздничных застольях) с сосудами араки в левой руке. Видимо поэтому их называют «уырдыглæууæг» (дословно: «стоящий»). На поминках уырдыглæууæг должен стоять с левой стороны стола. По мере продвижения тоста от старшего вниз по столу, обслуживающий берёт и наполняет бокалы каждого сидящего на его участке в строгой последовательности следования тоста. Одновременно должно быть наполнено 3 или 5 бокалов (или четное количество на поминках). Бокал держат и передают только правой рукой. Время от времени, по мере опорожнения сосуда с аракой, уырдыглæууæг идёт в «къæбиц» (помещение для хранения всех продуктов и напитков предназначенных для празднования), и просит «къæбицы хицау» (ответственного) наполнить "графин".
Обслуживающий застолье также смотрит за тем, чтобы на столе было всё в достатке. Он может восполнять нехватку того или иного продукта или блюд опять же через «къæбицы хицау». Они же приносят «лывзæ» (осетинский аналог рагу), «фыдджынтæ» и «бас» (бульон, обычно по просьбе сидящих за столом). Всё это подаётся горячим по ходу застолья.
Раньше «уырдыглæууæг» был неотъемлемым атрибутом любого застолья. Мужчины пили в основном один напиток – араку (осетинский самогон, по вкусу близкий виски). Пиво же обычно ставили на стол. В наше время столы обычно заставлены разнообразными напитками и «уырдыглæууæг» с аракой уже не так необходим. Обычно после 3-5 тостов старшие отпускают его, так как каждый сидящий за столом выбирает напиток по душе со стола. Эту практику нельзя считать правильной, потому что младшие в роли уырдыглæуджытæ не только обслуживали сидящих за столом, но и слушали разговры старших, учились у них мудрости, умению вести себя, перенимали æгъдау.
Наливать самому себе в Осетии не принято. И поэтому в отсутствии уырдыглæууæг делает это кто-то из сидящих рядом, но «ниже». При этом 2-3 человека из числа молодых, не участвующих в застолье, всё же присматривают за столом, частично выполняя функции «уырдыглæууæг».