Все о религии и вере - "святитель серафим соболев молитва" с подробным описанием и фотографиями.
Содержание
Канонизирован архиепископ Серафим (Соболев)
Москва, 3 февраля 2016 г.
3 февраля 2016 года на пятом пленарном заседании Освященного Архиерейского Собора в Храме Христа Спасителя был рассмотрен вопрос о прославлении в лике святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева).
С докладами, посвященными жизненном подвигу и почитанию святителя, выступили митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн (Болгарская Православная Церковь) — сопредседатели Совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Серафима.
О необходимости прославления архиепископа Серафима в лике святых в своих выступлениях говорили Святейший Патриарх Кирилл, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, митрополит Рижский и всея Латвии Александр,митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, митрополит Рязанский и Михайловский Марк, архимандрит Филипп (Васильцев), настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Софии — подворья Московского Патриархата (архиепископ Серафим погребен в крипте этого храма).
Члены Собора единогласно проголосовали за канонизацию архиепископа Серафима, много лет почитаемого как в Болгарии, так и в России.
Затем митрополит Волоколамский Иларион огласил Деяние Освященного Архиерейского Собора о прославлении в лике святителей архиепископа Богучарского Серафима.
Члены Собора пропели величание новопрославленному святому.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил митрополиту Варненскому и Великопреславскому Иоанну образ святителя Серафима, написанный в иконописной мастерской Санкт-Петербургской духовной академии, — для передачи в дар Болгарской Православной Церкви.
3 февраля 2016 г.
скрыть способы оплаты
скрыть способы оплаты
Вопрос о канонизации архиепископа Серафима (Соболева) будет рассматриваться на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
24 декабря 2015 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион доложил членам Священного Синода Русской Православной Церкви о состоявшемся 3 и 4 декабря в Софии заседании Совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева, 1881-1950), иерарха Русской Православной Церкви, долгие годы жившего в Болгарии и широко почитаемого болгарскими православными верующими.
4 декабря 2015 г. после двух дней работы совместная комиссия духовников и богословов Русской и Болгарской Православных Церквей, созванная в связи с начатой РПЦ процедурой канонизации архиепископа Серафима (Соболева), пришла к единодушному заключению: препятствий для прославления в лике святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) нет
2 декабря в Софии прошла первая встреча совместной болгаро-русской комиссии, цель которой — изучить и подготовить данные для канонизации архиепископа Серафима (Соболева), погребенного в крипте русской церкви свт. Николая в болгарской столице
"Владыка Серафим был редким примером святого, благодатного архиерея с чистой пастырской совестью…"
Подпишитесь на рассылку Православие.Ru
Рассылка выходит два раза в неделю:
- В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
- Новые книги издательства Сретенского монастыря.
- Специальная рассылка к большим праздникам.
Архиепископ Серафим Соболев: биография, чудеса, фото
Ветреным ноябрьским днём 1920 года от причала Севастополя отошёл комендантский пароход «Херсонес», увозя в эмиграцию тех, кто ещё вчера с оружием в руках пытался противостоять надвигающемуся хаосу. Среди офицеров, столпившихся на палубе, и провожавших взглядами исчезающий вдали берег, был высокий сорокалетний человек в монашеском облачении – епископ Серафим (Соболев).
Детство и годы учёбы будущего подвижника
Родился будущий святитель Серафим (Соболев) 13 декабря 1881 года в Рязани. Во святом крещении его нарекли Николаем. Получив предварительно домашнее образование, в 1894 году тринадцатилетний Коля был зачислен в Рязанское духовное училище. Так как на вступительных испытаниях он по своим знаниям превосходил сверстников, то инспектор счёл возможным зачислить Николая сразу во второй класс.
Молодому человеку, одарённому от природы пытливым умом и усидчивостью, не составляло труда на протяжении шести лет, проведённых в училище, быть в числе лучших учеников и по окончании учёбы в 1904 году поступить в Санкт-Петербургскую духовную академию. Здесь, глубоко осознав, что единственным предназначенным ему путём в жизни является служение Богу, молодой студент изъявил желание навсегда порвать с суетным миром и стать монахом. В конце января 1908 года, уже на последнем курсе академии, он принял иноческий постриг с именем Серафим, в честь угодника Божьего преподобного Серафима Саровского, на которого во всём стремился походить, а через месяц был рукоположен в священнический сан.
Начало активной религиозной деятельности
В сентябре того же года иеромонаху Серафиму предстояла защита диссертации. Её темой он избрал учение о смирении в изложении святых отцов V-XV веков, на основе трудов которых был составлен сборник, получивший название «Добротолюбие». Учёный совет академии, ознакомившись с работой выпускника, единодушно одобрил её, а председатель комиссии профессор Ф. Ф. Бронзов счёл необходимым внести в аттестационные документы запись о том, что уровень данной работы выходит за рамки кандидатской диссертации.
Перед молодым богословом открылась перспектива скорой и успешной карьеры. Сразу по получении диплома иеромонах Серафим (Соболев) направляется на педагогическую работу в Житомир, а затем в Калугу, где исполняет должность смотрителя духовного училища. Теперь каждый год становится для него ступенью служебной лестницы. В 1911 году он – инспектор семинарии в Костроме, а в 1912 году – ректор Воронежской семинарии. Соответственно, повышается и его духовный сан. В Воронеже он становится архимандритом. Параллельно с преподавательской деятельностью отец Серафим (Соболев) исполняет обязанности редактора местной газеты «Епархиальные ведомости».
Работа в бунтарской семинарии
Должность ректора он занимает вплоть до 1918 года, но уже в самом начале деятельности сталкивается с первыми знамениями будущей катастрофы. Общеизвестно, что одной из движущих сил на пути свержения существовавшего тогда в России монархического строя было студенчество.
Это и неудивительно. Молодые, легко поддающиеся новым, подчас внешне эффектным и привлекательным социальным идеям, студенты часто становились игрушкой в руках политических авантюристов. Как ни странно, но это в равной степени относилось не только к учащимся советских вузов, но и к студентам духовных учебных заведений, принимавших активное участие в политических стачках и манифестациях.
Учащиеся Воронежской семинарии, ректором которой был архимандрит Серафим (Соболев), не стали исключением. Более того, ещё до его назначения на эту должность учебное заведение «прославилось» на всю Россию тем, что его студенты совершили попытку покушения на предыдущего ректора и инспектора. Сохранилось письмо отцу Серафиму от одного из его коллег, в котором тот, сочувствуя вновь назначенному ректору, называет эту семинарию «наибезнадёжнейшей» и «бунтарской».
Вынужденная эмиграция
После октябрьского переворота и с началом Гражданской войны, архимандрит Серафим, сложив с себя ректорские обязанности и прервав сотрудничество с редакцией «Епархиальных ведомостей», отправляется на юг России. Там он поступает в распоряжение структуры церковной власти, сформированной состоявшимся в 1919 году в Ставрополе церковным собором. Её создание было вызвано тем, что значительные территории юга страны оказались отрезанными от высшего церковного руководства фронтами Гражданской войны.
В октябре 1920 года в Симферополе, под грохот орудий наступающей Красной армии архимандрит святитель Серафим (Соболев) был возведён в епископский сан. Это была его последняя хиротония на родной земле. 14 сентября он отплыл в Константинополь. Позади остались сорок лет жизни, проведённой в России, впереди ждали годы эмиграции.
На чужом берегу
В тот период Константинополь стал прибежищем многих, кто, спасаясь от бессмысленной и беспощадной ярости опьянённых победой большевиков, покинул Россию. Оказавшись в чужой стране, без связей, без знания языка, а часто и без денег, люди нуждались в горячем и искреннем слове пастыря, способном утешить и придать силы тем, кого они оставили. Таким духовным лидером среди них и стал св. Серафим (Соболев), сам оказавшийся в не менее тяжёлом положении.
Нахлынувшая в 1920 году на Константинополь волна русской эмиграции уже к следующему году стала постепенно растекаться по всему миру. Вместе со своими соотечественниками берега Босфора покинул и епископ Серафим. Свой путь он держал в Болгарию, где, несмотря на длительный период турецкого ига, исторически сложились давние православные традиции.
Среди братьев по вере
Прибыв весной 1921 года в Софию, он получает вначале назначение епископа Богучарского, а вскоре становится настоятелем бывшего посольского храма и благочинным русских православных приходов. Здесь, в болгарской столице, продолжает он свой подвиг служения Богу, столь же ревностно исполняя возложенные на него послушания, как делал когда-то в России.
В 1935 году будущий святитель Серафим возводится в сан архиепископа. Именно в тридцатые годы начинается его широкая деятельность богослова и публициста. В 1935 году из печати выходят его труды, в которых святитель вступает в богословский диспут с такими признанными авторитетами религиозной философии, как В. Соловьёв, П. Флоренский и С. Булгаков.
Политические и философские взгляды владыки Серафима
В августе 1937 на Всезарубежном Церковном Соборе архиепископ Богучарский Серафим (Соболев) выступил с непримиримой критикой входившего тогда в моду экуменизма – идеологии всехристианского единства. Ссылаясь на труды отцов церкви, он неоспоримо доказал неприемлемость этого учения для русского православия.
Через два года из печати появилась книга, над которой все последние годы трудился владыка Серафим (Соболев). «Русская идеология» – так он обозначил своё сочинение, поставившее его в первые ряды идеологов православного монархизма. В книге он рассматривал самодержавие, как единственно возможную форму правления в России, осуждал западническую политику Петра I и его дальнейших последователей, а также призвал к возрождению российской монархии.
Заявления, шокировавшие публику
В своих высказываниях владыка Серафим был порой крайне радикален. Например, многих читателей приводила в недоумение его идея о применении смертной казни к лицам, пропагандирующим атеизм и уличённым в кощунстве. Трудно сказать, как автор увязывал подобные взгляды с принципами христианского милосердия и всепрощения.
Круг тем, затрагиваемых архиепископом Серафимом, был весьма широк. В своих газетных публикациях он не обошёл стороной и такой вопрос, как имевшееся, на его взгляд, противоречие Григорианского календаря Церковному Уставу. Полемика, разгоревшаяся вокруг этой статьи, не умолкала ещё длительное время.
Смелая инициатива
Важным событием в жизни владыки Серафима стало его письменное обращение, направленное в апреле 1945 года в СССР, Патриарху Алексию I. В нём он излагал просьбу о принятии его в Московский Патриархат. Учитывая пропасть, разделявшую в те годы религиозных деятелей эмиграции и их братьев во Христе, исполнявших свой пастырский долг в Советском Союзе, можно представить, каких душевных сил ему стоило это решение.
Вопрос такого уровня мог решить только Сталин. В направленной на его имя докладной записке архиепископ Псковский Григорий (Чуков), посетивший незадолго до этого Болгарскую церковь, охарактеризовал владыку Серафима как человека недалёкого, политически безграмотного, хотя и пользующегося любовью прихожан. Едва ли эту характеристику можно в полной мере считать объективной, учитывая, что написана она была для главы тоталитарного государства, и говорилось в ней об эмигранте, то есть, по меркам того времени, предателе родины.
Возвращение на родину
Однако Сталин, изменивший в годы войны политику в отношении церкви, удовлетворил его просьбу. В конце октября 1945 года в юрисдикцию Московского Патриархата были приняты семь болгарских приходов, и тогда же в лоно родной церкви вернулся архиепископ Серафим (Соболев). Но главное событие было ещё впереди – в 1946 году особым правительственным указом ему было предоставлено советское гражданство.
Летом 1948 года, после двадцативосьмилетнего перерыва владыка Серафим вновь вступил на российскую землю. Он был приглашён в Москву для участия в работе конференции, на которой главы автокефальных православных церквей должны были выработать общую позицию в отношении экуменических настроений, появившихся тогда у некоторых архипастырей.
Кончина праведника и попытки его прославления
Архиепископ Серафим отошёл ко Господу 26 февраля 1950 года в Софии, где до самой кончины продолжал пастырское служение. Ещё при жизни о нём шла молва как о старце, наделённом даром прозорливости, а после упокоения по молитвам к нему стали совершаться чудеса. Несмотря на то что верующие неоднократно обращались к высшим церковным властям с просьбами о его канонизации, рассмотрение вопроса долгое время откладывалось. Прославление Серафима (Соболева) Болгарской церковью произошло в 2002 году. Этот акт был признан всеми субъектами Русской православной церкви за рубежом. Однако на родине архиепископ Серафим (Соболев) канонизирован был лишь спустя четырнадцать лет.
Официальная канонизация святого угодника Божьего – длительный и сложный процесс. Недостаточно лишь всеобщего поклонения и непререкаемого авторитета. Необходимы документальные и правдивые доказательства того, что действовал он не сообразно своим личным желаниям и способностям, а был непосредственным исполнителем Воли Божьей. Такими доказательствами, в частности, могут служить свидетельства очевидцев чудес, совершённых усопшим при жизни, или явленных по молитвам к нему после кончины.
Подготовка канонизации и её завершающий этап
Сбором таких свидетельств занялся архимандрит Филипп (Богучаров). Он поместил в интернете соответствующее объявление, и к нему стали поступать сведения о благодатной помощи, которую даровал людям владыка Серафим (Соболев). Чудеса, совершённые им, были детально описаны, задокументированы, а вся информация отправлена в Москву. Это были рассказы людей, которые по молитвам к святителю Серафиму обрели здоровье, нашли своих спутников в жизни и познали счастье материнства. Свидетельств его чудотворений было так много, что пред ними смолкли даже самые ярые скептики.
Хочется привести лишь один рассказ болгарской крестьянки. Эта женщина долгое время считала себя атеисткой и, несмотря на врождённую болезнь сердца, никогда не прибегала к помощи молитвы. Однако со временем состояние её настолько ухудшилось, что по совету своей матери она отправилась на могилу, где покоится святой Серафим (Соболев), и просила его о помощи. Через некоторое время она почувствовала улучшение самочувствия, а вскоре смогла вернуться к обычным домашним делам.
В 2015 году Болгарская православная церковь отмечала шестьдесят пять лет со дня преставления святителя Серафима. На торжествах, проходивших в Софии, демонстрировался фильм болгарских кинематографистов о его жизни и деятельности, а в декабре этого же года было принято решение о передаче вопроса о канонизации архиепископа Серафима на рассмотрение Архиерейского Собора Русской православной церкви, созыв которого намечался через два месяца.
3 февраля 2016 года было принято окончательное решение, на основании которого, в лике святых был прославлен выдающийся религиозный деятель русской эмиграции архиепископ Серафим (Соболев). Икона, написанная к этому торжественному дню, являет нам лик святого, много повидавшего и прочувствовавшего в своей земной жизни, и сумевшего до самой кончины оставаться истинным сыном православной церкви.
святитель Серафим (Соболев)
святитель Серафим (Соболев) (1.12.1881–26.02.1950)
На пути к пастырству
Серафим (Соболев) — мирское имя: Соболев Николай Борисович — родился в Рязани, в мещанской семье Бориса Матвеевича и Марии Николаевны Соболевых, 1 декабря 1881 года.
В 1894 году Николай был зачислен в Рязанское духовное училище. Знания его увлекали, учился он старательно, хорошо и охотно.
После училища продолжил образование в Рязанской духовной семинарии. Изучая Писание, Жития святых, произведения отцов Церкви, он все больше склонял себя к мысли стать служителем Божьим. Будучи семинаристом, много времени уделял самообразованию, самовоспитанию, впрочем, не бесконтрольно, но под надзором духовных наставников.
После успешного прохождения семинарского курса, в 1904 году отправился в Санкт-Петербург и, пройдя надлежащий отбор, стал студентом Санкт-Петербургской духовной академии. Здесь Николай всё больше и больше проникался идеей связать свою дальнейшую судьбу с монашеским служением. Он смог реализовать это желание под конец обучения.
Зимой 1908 года епископ Сергий (Тихомиров) постриг его во ангельский образ с именем Серафим (в честь великого подвижника Русской земли Серафима Саровского).
Священнический путь
Вскоре Серафим удостоился посвящения в иеродиакона, а весной его рукоположили в иеромонаха.
По результатам итоговой научной работы отца Серафима, посвященной христианскому учению о смирении, совет академии счёл уместным присудить ему степень кандидата богословия. При этом он получил право на получение, в будущем, степени магистра без дополнительных устных испытаний.
В 1908 года отец Серафим вступил на преподавательскую стезю. Первое время он трудился в Житомире, в Пастырском богословском училище. Хотя он не имел достаточного опыта преподавательской деятельности, тем не менее, благодаря высокому уровню образованности и ответственности, его деятельность осуществлялась успешно.
В 1911 году руководство доверило ему пост инспектора Костромской семинарии.
В 1912 году иеромонах Серафим удостоился звания архимандрита и ректорской должности в Воронежской духовной семинарии.
В то время состояние Воронежской семинарии было более чем удручающим. Среди священства и профессуры она слыла едва ли не худшей в стране. 1912 год был отмечен в её истории как год мятежа семинаристов (во многом это было связано с общей ситуацией в государстве, с брожением в массах революционных идей).
Архимандрит Серафим приложил немало усилий, чтобы хоть как-то стабилизировать ситуацию, а затем и улучшить состояние дел, усилить дисциплину, ввести в надлежащее русло учебный процесс.
Революционные и послереволюционные годы
С революциями 1917 года, Февральской, а особенно с последней, Октябрьской, народ погрузился в кровавую смуту, наступила разруха. Богоборческая власть, не желая делить сферы влияния с Православною Церковью, устроила против священства жестокий красный террор. Во всей этой неразберихе народ стал утрачивать нравственные и мировоззренческие ориентиры. Не имея возможности одолеть Церковь Христову извне, её начали подрывать изнутри, возбуждая раскольничьи настроения, склоняя к сотрудничеству духовенство.
Все это не могло не отразиться на пастырской деятельности тех сынов Церкви, священнослужителей, кои готовы были хранить верность Христу. Кто-то оставался на Родине, кто-то эмигрировал за рубеж.
После революции архимандрит Серафим (Соболев) встал под начало ВВЦУ (Временного высшего церковного управления).
В 1920 году он был возведен в архиерейское достоинство. В том же году вынужденно оставил Россию и отбыл в Константинополь, затем перебрался в Болгарию.
В 1921 году он стал епископом Богучарским (при этом какое-то время именовался епископом Лубенским). В том же году епископ Серафим принял под управление русские общины православных, располагавшиеся и действовавшие на территории Болгарии, возглавил русские приходы в составе Болгарского благочиния.
Несмотря на отъезд заграницу, епископ Серафим, в отличие от ряда своих современников, не осуждал априори тех пастырей и архипастырей, которые остались служить на территории советского государства, возглавляемого богоборческой властью. В 30-е годы XX века он поддерживал отношения с некоторыми архиереями, подчинявшимися юрисдикции Московского Патриархата.
В 1934 году епископа Серафима посвятили в архиепископское достоинство.
В эти и последующие годы святитель пребывал на острие борьбы за чистоту Православного мировоззрения: в частности, он выступал против ложного понимания почитания Божьего имени, против превратной интерпретации роли Церкви в экуменическом движении.
В отношении государственного строя России он был сторонником монархии, при этом осуждал ряд реформ одного из активнейших самодержцев, Петра. Дело в том, что в основе его отношения лежала идея о слаженном, гармоничном взаимодействии церковных и светских властей.
Во время Великой Отечественной войны архиепископ радел за русский народ, скорбел за сирот и вдов. В 1943 году он ответил решительным отказом на предложение участвовать в совещании архиереев Православной Русской Церкви заграницей, проходившем под эгидой Германских властей.
В марте 1945 года святитель Серафим отправил поздравительное послание недавно избранному на пост Патриарха Алексию I. Спустя некоторое время он обратился к нему же с сердечным прошением принять его, грешного Серафима, в Московский Патриархат.
О прошении было доложено товарищу И. Сталину. В качестве одной из характерных особенностей архиепископа Серафима, в докладе вождю, указывалось на его аполитичность. В октябре 1945 года просьба святителя была удовлетворена.
В 1946 году он принял советское гражданство; в том же году, по инициативе советского правительства, принял в ведение Софийскую церковь святого Николая Чудотворца.
Летом 1948 года посетил Москву. Цель — участие в Совещании представителей, в том числе высших чинов, Православных автокефальных Церквей.
26 февраля 1950 года он мирно скончался вдали от своей Родины, в Софии. Проститься пришло множество архипастырей, пастырей, мирян.
Литературное творчество
В назидание верующим святитель Серафим оставил большое количество работ, от малых статей до объемных трактатов.
Тропарь святителю Серафиму, архиепископу Богучарскому, глас 4:
Божественною ревностию присно распалаемь,/ Православия столп явился еси/ в Софии граде возсияв,/ и благочестием твоим многия люди ко Христу привел еси,/ пастырю добрый, святителю Серафиме,/ моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Ин тропарь святителю Серафиму, архиепископу Богучарскому, глас 5:
Сосуд Божественных даров/ и дом Святыя Троицы явился еси,/ чудотворче святителю отче Серафиме,/ темже, имея дерзновение ко Господу,/ не остави нас сирых/ и, якоже обещался еси,/ испроси нам молитвами твоими/ мир и велию милость.
Кондак святителю Серафиму, архиепископу Богучарскому, глас 4
Подобен : Вознесыйся на Крест:
Вознесыйся на высоту смиренномудрия,/ благочестия учитель явился еси,/ Православия поборниче и странных предстателю,/ монашествующих похвало и пастырю изрядный./ Темже любовию зовем ти:/ радуйся, Серафиме, чудотворче.
О, чудотворче предивный, святителю отче Серафиме! Ты, еще жив сый, рекл еси верным: яко аще улучу дерзновение у Господа, не оставлю вас сирых. Сего ради, поминающе глаголы твоя и дела милосердия твоего в жизни временней, любовию припадаем и усердно просим: молися непрестанно у Престола Царя Славы о всех нас, ближних и дальних, присных и странных, немощных и грешных, любовию почитающих тя. Ты от младенства благодатию Божиею просвещен был еси, в юности же ум совершенный стяжав, юноши и девы умудрил еси. Достигше же мужеска возраста, усердный делатель Божественных добродетелей явился еси. Сего ради утверди и нас во благоугождении Богу и, яко пастырь добрый изрядно еже овцы Христовы упасл еси, настави нас на путь покаяния. Яко светильник Света Истиннаго просвети нас и сохрани от заблуждений и соблазнов мира сего, и, яко чудотворец дивный, не престай являти милость свою всем, с любовию притекающим к тебе. Пастырю добрый, не остави паству в землях Болгарской и Русской и инуде сущей. Буди скорый помощник призывающим тя от всех концев земли, да прославится неизреченное милосердие Пастыреначальника и Господа нашего Иисуса Христа, присно прославляемаго и спокланяемаго со Безначальным Его Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
• Новое учение о Софии, Премудрости Божией. магистрская диссертация, София, 1935
• Защита софианской ереси прот. С. Булгаковым перед лицом архиерейского собора. София, 1937
• Искажение православной истины в русской богословской мысли. 1943
• «О новом и старом стиле». Доклад на Московском Всеправославном совещании 1948г.
• Акафист прп. Иоанну Рыльскому.
• «Отступление русского народа от православной веры». Православная Русь, 1978, № 23, 2–4
• Русская идеология. София 1939 (репринт: Джорданвилл, 1981)