Пятничная и обеденная молитва

Все о религии и вере - "пятничная и обеденная молитва" с подробным описанием и фотографиями.

Пятничная и обеденная молитва

ПОЛУДЕННАЯ МОЛИТВА ПОСЛЕ ПЯТНИЧНОЙ

Все ханафитские, шафиитские, маликитские, ханбалитские ученые говорят о допустимости совершения дневной молитвы после пятничной. Они указывают следующие причины для совершения этой молитвы:

Во-первых, когда в одном населенном пункте совершается несколько пятничных молитв, то неизвестно, какая совершена пер­вой, поэтому есть необходимость совершения дневной молитвы, так как неизвестно, где была принята пятничная.

Во-вторых, если отсутствует одно из условий пятничной молитвы.

В-третьих, если верующий успел только на ташаххуд, то ему следует встать после приветствия имама и совершить четыре ракяата дневной молитвы. Однако среди ученых есть разногласия по поводу того, ваджиб ли эта молитва, мандуб или мустахаб. Причина этого разногласия в том, что ученые придерживаются различных мнений по поводу дозволенности нескольких пятничных молитв в одном населенном пункте. Имам аш-Шафии сказал: «Города будут расти, в них станет много различных зданий, в том числе много больших и маленьких мечетей, но несмотря на это я считаю более предпочтительным совершение пятничной молитвы только в одной мечети, самой большой. Если же и в других мечетях будут совершаться молитвы, то следует совершать полуденные, если же кто-либо совершит пятничную, тот должен после этого совершить и полуденную молитву» [131, 1, 171]. Этого же мнения придерживались такие шафиитские имамы, как ан-Навави, ас-Субки и ар-Рамли. Имам Ибн Абидин в своем знаменитом комментарии пишет: «Известно, что маликиты не дозволяют совершения нескольких пятничных молитв в одном населенном пункте» [46, 1, 542].

Аль-Макдаси в своем трактате «Hyp аш-шама фи зухр аль-джума» пишет: «В одном из риваятов от имама Ахмада передается запрет на совершение нескольких пятничных молитв в одном населенном пункте». Также Ибн Абидин в своем комментарии пишет, что имам Абу Ханифа придерживался мнения о том, что в одном населенном пункте следует совершать только одну пятничную молитву, этого же мнения придерживался ат-Тахави, автор «Аль-мухтар» аль-Гитаби и др. Возвращаясь к нескольким пятничным молитвам, совершенным в одном населенном пункте без уважительной причины, следует сказать, что имам аш-Шафии считал совершение дневной молитвы после пятничной обязательным (ваджиб). Что касается ханафитов, то они разделились во мнениях, одни сказали, что это обязательно, другие сказали, что это желательно (мандуб). Их мнению последовал и имам Ахмад. Как видите, этот вопрос связан с иджтихадом, поэтому мы не имеем права порицать тех, кто не читает, также не имеем права за­прещать тем, кто читает эту молитву. Несмотря на это разногласие нам необходимо следовать хадису Пророка: «Мусульмане подобны одному телу, когда болит какой-либо орган, то все тело отзывается жаром».

Я слышал, если после пятничного намаза не совершать обеденный, его можно не возмещать, потому что он окажется шестым, а нам велели только 5 намазов. Верно ли это?

– Что касается совершения обеденного намаза после пятничного, то об этом много говорить не нужно, т. к. его необходимость доказана в книгах выдающихся алимов и самими алимами. А что касается человека, который говорит, что вы якобы делаете шестой намаз, то это не сойдет ему с рук.

Мухаммад Рамали, когда его спросили об этом, сказал: «Этот человек лгун, невежа, заблудший и, что если он убежден, что шафииты обязывают к этому как к шестому фарзу, он станет неверным (кафиром) и будет похож на вероотступника. А если он это говорит, потому что так говорят другие, то таких нужно наказывать».

Пятничный намаз по мазхабу имама Абу Ханифы

Среди дней недели особое место у мусульман занимает пятница. В этот день начинается всеобщее движение, подготовка к чему-то особенному, значительному. Это особенно заметно в мусульманских странах. Люди, одетые в праздничные одежды, чистые, со светящимися лицами, радостно идут на пятничный намаз, придавая этому дню особое значение.

Обязательность пятничного намаза установлена в кораническом аяте, смысл которого заключается в следующем: «О те, которые уверовали! Когда призовут на молитву в пятничный день, то стремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас. О, если бы вы только знали! А когда окончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто; может быть, вы будете счастливы!» (62: 9–10).

Как высоко ценил этот день Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), видно из хадисов: «Пятница – это самый благословенный день! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника Жертвоприношения (Курбан-байрам), так как в этот день был создан наш праотец Адам, мир ему, в этот же день он из Рая был спущен на землю, в этот день была взята его душа, и Судный день состоится также в пятницу». Также необходимо помнить слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): « Кто оставит пятничную молитву три раза подряд, пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Всевышним, т. е. не войдёт в его сердце истинная вера ».

Пятничная молитва обязательна:

1. Для жителей данного города, населённого пункта. А также для тех, кто живёт в пределах одного фарсаха (5544 метра).

Те же, кто находятся за пределами этой территории, обязаны посещать молитву в том случае, если услышали призыв высоким голосом с минаретов. Одним словом, пятничная молитва обязательна для жителей города и пригорода, связанного с ним, и не обязательна для тех, кто живёт в отдельном от города населённом пункте (в селе или деревне). Тот же, кто находится в городе проездом и не является его жителем, обязан совершить пятничный намаз, если намеревается остаться там в течение 15 полных дней. Путешественникам пятничный намаз не обязателен.

2. Для тех, кто здоров. Больным и тем, кто не может оставить больного одного, молитва в мечети не обязательна.

3. Для свободных людей. Работа или учёба не являются уважительной причиной для пропуска молитвы более 3-х раз подряд. Существуют различные формы соглашений и с работодателями, и с преподавателями. Правда, и тут существуют случаи, когда договориться просто невозможно. Тогда эти люди становятся несвободными.

4. Для мужчин. Женщинам и детям пятничный намаз не обязателен.

5. Для совершеннолетних и дееспособных.

6. Для зрячих. Слепым, хотя бы и имеющим поводыря, пятничный намаз не обязателен.

7. Имеющим возможность ходить. Безногим, прикованным к инвалидному креслу и парализованным пятничный намаз не обязателен.

8. Обязателен для тех, кто не сидит в тюрьме, не боится преследования властей, не боится попасть в плен, подвергнуться нападению разбойников и т. п.

Не обязателен в случае стихийных бедствий (сильные морозы, угроза схода лавин, ливневые дожди и т. п.).

Те, которым пятничный намаз не вменяется в обязанность, совершают обеденный намаз дома поодиночке без азана и икамата, а если вдруг они пойдут на пятничный намаз, то совершение его хватает вместо обеденного.

Семь условий для того, чтобы пятничная молитва считалась действительной

1. Молитва должна читаться в достаточно крупном населённом пункте, имеющем представителя власти. Учёные говорят: «Это такой населённый пункт, где главная мечеть не вмещает весь джамаат». В больших городах, где несколько мечетей, пятничную молитву могут совершать в нескольких местах, если считают, что это необходимо для того, чтобы не приводить людей к проблемам и трудностям, особенно в больших городах, где бывает порой трудно добраться до центра с окраин.

2. Имам должен иметь разрешение от местной власти. Или же молитву может вести человек, уполномоченный этим имамом. Если же молитву ведёт человек, не получивший разрешения, но за ним эту пятничную молитву читает тот, кто имеет полномочия на это, то молитва действительна. Исключения составляют те случаи, когда ни представители власти, ни люди, получившие от них разрешение, не ходят в мечеть. Тогда пятничную молитву может вести имам, избранный джамаатом.

3. Совершается во время полуденной молитвы.

4. Чтение проповеди перед обязательной пятничной молитвой. 5. При этом необходимо присутствие хотя бы одного мужчины в здравом уме. Если проповедь слушали только женщины и дети, то такая хутба недействительна.

6. Чтение пятничной молитвы джамаатом. Кроме имама, необходимо наличие джамаата в количестве трёх совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мужчин-мусульман, даже если они будут больными или путешественниками.

7. Двери мечети, где проводится молитва, должны быть открыты для всех. Нельзя одних впускать в мечеть, а другим запрещать входить.

Обстоятельства, при которых можно пропустить пятничную молитву

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) приводятся следующие категории людей, кому выполнение пятничной молитвы не обязательно, – это раб, женщина, ребёнок и больной. Для них выполнение пятничной молитвы не обязательно, следовательно, они могут её пропустить, выполняя при этом обычную обеденную молитву. А остальные должны выполнять её неукоснительно и в лучшем виде.

Если пятничная молитва пропускается без уважительных причин – это является запрещённым. Известны слова Пророка (мир ему и благословение): «Или прекратят люди оставлять пятничные молитвы, или поставит Аллах на их сердца печать, и будут они после этого из тех, кто проявляет небрежность».

Желательные действия пятничного дня

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил о пятнице: «Поистине, пятница – и праздник, и день, отданный упоминанию Аллаха ». В другом хадисе: «В этот день Всевышний Аллах прощает по своему усмотрению шестьсот тысяч грешников, освобождая их от ада». Но чтобы попасть в число избранных Аллахом , необходимо выполнить некоторые условия. Вот что об этом говорит Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Если мусульманин, очистившись насколько хватит сил, надушив себя благовониями, придёт в мечеть и, никого не беспокоя, выполнит предписанные обязанности, да ещё не будет разговаривать или глядеть по сторонам, а молча и со смирением выслушает проповедь, то от этой и до следующей пятницы будут прощены все его ошибки». Собираясь в мечеть, нельзя есть чеснок, лук и другие продукты с острым запахом.

Перед пятничной молитвой мусульманину желательно искупаться, остричь ногти, надеть чистую и нарядную одежду, использовать самый приятный запах, и пораньше, насколько это возможно, прийти в мечеть. Там приносить покаяния за вольные и невольные грехи, совершённые в течение недели, читать Коран, вспоминать прекрасные имена Аллаха и прославлять Его, Всемогущего и Всесильного (произносить зикр). В пятницу у входа в мечеть сидят ангелы и отмечают: «Первым пришёл такой-то мусульманин, вторым – тот-то, третьим – тот…».

Как только имам начинает проповедь, ангелы прекращают запись, и книга закрывается.

Является сунной читать в ночь на пятницу суру 44 («Дым»), а днём до полудня – суру 18 («Пещера»).

Имаму желательно до проповеди сесть на минбар, повернувшись к джамаату. Второй азан муаззину желательно произносить перед ним. Хутбу сначала начинают с восхваления Всевышнего Аллаха , затем с произнесения обоих свидетельств и чтения салавата Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Желательно также прочитать несколько аятов из Корана и хадисов, разъяснить их смысл. Затем прочитать проповедь, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман.

Во время второй проповеди желательно совершить дуа мусульманам. Так как совершают две проповеди, то желательно между ними сесть.

Также желательно вместе с имамом, в соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение), прочитать тасбихи. Это особенно желательно в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джамаате) мольбах-дуа, особенно в такой великий день, как пятница. Совершив вместе тасбихи, верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются, делятся радостями.

Нежелательные действия пятничного дня

1. Нежелательным, приближённым к запрещённому действию, является перешагивать через других верующих с целью пройти в передние ряды мечети, так как этим вы приносите им определённый вред. Придя в мечеть, нельзя ходить между рядами и, бесцеремонно раздвигая людей, беспокоя их, стараться занять место в передних рядах.

Безусловно, передние ряды весьма почётны. Но они для тех, кто пришёл раньше. После азана или икамата, когда люди встанут для молитвы плотнее друг к другу, свободные места в переднем ряду займут стоящие сзади. Тем, кто пришёл позже, лучше всего занять любое свободное место, чтобы не впасть в грех, пробираясь вперёд.

Пробираясь в передние ряды, задевая других, вы отвлекаете их, мешаете им сосредоточиться, оскорбляете их чувства и навлекаете на себя гнев Аллаха . В хадисе сказано: «Если кто-либо, придя на пятничную молитву, будет, беспокоя людей, пробираться в передние ряды, то пусть знает, что он прокладывает себе мост прямо в ад».

2. Нежелательно имаму во время выхода для чтения хутбы приветствовать джамаат, так как этим он вынуждает их отвечать ему, а это является порицательным для них.

3. Также относится к порицаемому, приближённому к запрещённому, продавать что-либо или покупать что-либо после пятничного азана, и также относятся к порицаемому, приближённому к запрещённым вещам, все действия, которые отвлекают человека от намаза.

4. Нежелательным является есть, пить в мечети во время хутбы.

5. Нежелательным является поднимать другого человека, чтобы сесть на его место, так как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Пусть никто из вас не поднимет другого с его места в пятничный день, чтобы сесть туда, однако пусть скажет, чтобы ему дали место».

6. Также запрещено совершать намаз или дуа, здороваться и разговаривать в то время, когда имам поднялся на минбар для чтения проповеди, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас зайдёт в мечеть в то время, когда имам делает хутбу, пусть он не совершает намаз и не разговаривает до тех пор, пока имам не завершит свою хутбу, и пусть также не отвечает на салам». С момента восхождения имама на минбар и до окончания двух ракаатов фард-намаза все люди в джамаате должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему и благословение) предупреждал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему “Замолчи”, то твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую». «Кто во время пятничной проповеди скажет другому всего лишь “молчи”, тот проболтался, а кто проболтался, тому нет пятницы». Учёные-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будет полным». Но все богословы без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва засчитывается данному человеку, то есть она канонически действительна, и перечитывать её не надо.

В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо слушать имама и строго сохранять молчание. В противном случае мы уходим с пятничной молитвы без вознаграждения (саваб), в котором мы так сильно, особенно сегодня, нуждаемся.

Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!

Отличия пятничной молитвы от обеденной

1 519 Апрель 11, 2012

Данная статья является переводом работы Мухаммада Ибн Салиха аль-Усаймина, оригинал которой можно прочитать по следующей ссылке: (http://www.alsalafway.com/cms/topic.php?action=topic&id=99).

1) Пятничная молитва не совершается если нет кворума (джамъ), количество которых отличается у разных ученых. Обеденная молитва совершается — индивидуально или коллективно (вне зависимости от количества людей).

2) Пятничная молитва не совершается кроме как в городах и селах. Обеденная молитва совершается в любом месте.

3) Пятничная молитва не совершается путниками. Если даже путники прибыли в город где совершается пятничная молитва, им нет необходимости совершать ее там. Обеденная молитва совершается как в путешествии так и дома.

4) Пятничная молитва не совершается кроме как в одной мечети населенного пункта, если нет необходимости в увеличении количества джума-мечетей. Обеденная молитва совершается в любых мечетях.

5) Пятничная молитва не восполняется если прошло время ее совершения. Ибо одним из условий пятничной молитвы является установленное для нее время. Вместо этого совершается обеденная молитва. Обеденная молитва восполняется если была пропущена по уважительной причине.

6) Пятничная молитва не обязательна для женщин ибо она является специальной молитвой для мужчин. Обеденная молитва обязательна как для мужчин так и для женщин.

7) Пятничная молитва не обязательна для рабов, кроме определенных обстоятельств и пояснений. Обеденная молитва обязательна как для свободных так и для подневольных.

8) Пятничная молитва обязательна даже для того кто не может присутствовать в ней кроме как на носилках. Обеденная молитва коллективно не обязательна для того кто не может присутствовать в ней кроме как на носилках.

9) Пятничная молитва имеет определенные деяния соблюдаемые до ее совершения — полное купание (гусль), умащение благовониями, облачение в самую красивую одежду и т.д. Обеденная молитва не имеет таких особенностей.

10) В пятничной молитве если был пропущен один ракат, то при присоединении к молитве совершается четырех ракатный обеденный намаз а не джума. В обеденной молитве если пропущен ракат, то при присоединении полностью следуешь за имамом совершив четыре раката, если нет права на сокращение (для путника).

11) Пятничную молитву можно совершить до пересечения солнца зенита (заваль), согласно мнению многих ученых. Обеденную молитву нельзя совершить так, согласно единогласному мнению.

12) В пятничной молитве Сунной является чтение «Фатихи» громко. В обеденной молитве Сунной является чтение «Фатихи» тихо.

13) В пятничной молитве Сунной является чтение конкретных сур — либо суру «Высочайщий» (первый ракат) и «Покрывающее» (второй ракат), либо суру «Пятничный день» (первый ракат) и «Лицемеры» (второй ракат). В обеденной молитве нет такой конкретики.

14) О пятничной молитве в Сунне говорится что за ее совершение есть награда, а за оставление — наказание. Но такого нет в Сунне об обеденной молитве.

15) В пятничной молитве не существует дополнительных ратибат намазов перед ней. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел тому кто совершил пятничную молитву совершать ратибат в четыре раката. В обеденной молитве есть ратибаты до нее и после.

16) Пятничной молитве предшествует две проповеди (хутбы). В обеденной молитве нет проповеди (хутбы).

17) После второго призыва на пятничную молитву тех кто обязан ее совершать — их договора на покупки и продажи считаются не действительными. Договора на покупки и продажи считаются действительными после призыва тех кто должен совершить обеденную молитву.

18) Пятничная молитва если была пропущена в мечети не повторяется в ней или другой мечети. Обеденная молитва если была пропущена в мечети, может повторяться в ней или в другой мечети.

19) Условием действительности пятничной молитвы является разрешение имама — как сказали некоторые ученые. Для обеденной молитвы такого разрешения не требуется.

20) Пятничная молитва по своей награде имеет несколько уровней в зависимости от прихода к ней, когда ангелы сидя у ворот мечети записывают каждого прибывающего. Про обеденную молитву такого не сказано в Сунне.

21) Пятничная молитва не откладывается на позднее время если будет сильная жара. Для обеденной молитвы Сунной является откладывание (ибрад) на позднее время если будет сильная жара.

22) Пятничная молитва не совмещается с послеобеденной (аср) в случаях когда такое совмещение дозволено. Обеденную молитву можно совместить с послеобеденной (аср) если есть уважительные на то причины.

Некоторые ученые подобные отличия привели более тридцати, но они не так однозначны как выше приведенные отличия.

Другие материалы:

Последние материалы из рубрики:

2 комментарии

ассаламуалайкум не понял при присоединении после 1 рукуа джумаа я должен ният иметь на обеденный намаз?

Оставить комментарий

Как мы проводим Рамадан. Хутба в мечети Ихляс 19.06.2015

Оценка 4.3 проголосовавших: 55
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here