Православная молитва орксэ в 4 классе

Все о религии и вере - "православная молитва орксэ в 4 классе" с подробным описанием и фотографиями.

Урок ОРКСЭ (модуль ОМРК). Тема: "Православная молитва. Храмы и монастыри"

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В настоящее время второй год в школах РФ взят курс на религиозно-культурологическое образование. Изучение предмета ОРКСЭ (как и любого другого), формирует у детей отношение к этому предмету, исходя из того, какие знания отбираются, как они методически организуются, с каких позиций преподаются.

Изучение религий в школе тесно связано с духовно-нравственным воспитанием, одним из важных направлений которого является воспитание истинного, (не квасного!) чувства патриотизма, то есть утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к ее традициям. Этой цели способствует, на мой взгляд, только хорошо продуманная, тонкая, доступная по возрасту четвероклассника и четко организованная работа на уроках ОРКСЭ.

Урок по данной теме представляет собой логическое продолжение серии из 7 уроков, посвященных христианской культуре, и является предпоследним в теме (преподавание модуля ОМРК ведется по учебнику «Основы мировых религиозных культур» Н.Ф.Виноградовой). После него следует урок обобщения изученного материала и контрольная работа.

Главной отличительной особенностью описываемого урока (и используемой в нем авторской презентации) является значительное расширение и углубление изучаемого материала по сравнению с освещением его в учебнике. В то же время необходимо было ограничиться только самым главным (что было непросто!), не создавать перегруженности однообразным просмотром и помочь детям осознать свои впечатления – с этой целью рассказ учителя прерывался и вопросами к учащимся с привлечением их жизненного опыта, и чтением учениками притчи, и прослушиванием отдельных музыкальных и звуковых фрагментов; также на заключительном этапе урока была организована беседа-рефлексия полученного на уроке знания и своих переживаний.

Материал для презентации был подобран таким образом, чтобы вовлечь учеников в эмоциональное его проживание, высокое эстетическое восприятие его. Этой цели служат:

– фотографии интерьеров и внешнего облика прекрасных православных храмов и

– звуковой ряд, сопровождающий некоторые слайды (православная просительная

молитва, колокольный звон);

– акцент на символическом смысле деталей храмов (сравнение формы купола с небесным сводом или пламенем свечи, форма основания храма, цвет купола и др.);

– цветовые решения фона слайдов (мягкие и разнообразные тона);

– выбор типа переходов от слайда к слайду, основанных как на смысловом делении презентации на отдельные разделы (их четыре), так и подходящих по теме отдельным слайдам (например, все 4 слайда в разделе «Монастыри» открываются в форме креста);

– выбор типа и времени начала анимации в соответствии с видом и значимостью материала (наличие текста, звука, картинки; прочтение текста до, во время или после просмотра и т.п.).

На мой взгляд, все эти детали очень важны для организации восприятия современными 10-11-летними школьниками такого сложного явления, как религиозная культура.

  • Ознакомление учащихся с понятием и функциями православной молитвы, храма, монастыря. Установление связей между данными понятиями. Расширение представлений о вкладе православного искусства в мировую сокровищницу.
  • Развитие эстетических чувств учащихся на основе знакомства с отечественной православной культурой (живопись, архитектура, музыка); формирование осознанных эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
  • Формирование и развитие основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

В соответствии с ФГОС НОО в контексте усвоения предметного содержания модуля «Основы мировых религиозных культур» на описываемом уроке должны формироваться (в большей степени) следующие виды универсальных учебных действий (УУД):

  • Личностные УУД:
    • интерес к себе и окружающему миру;
    • эмоциональное, позитивное отношение к себе и окружающему миру.
  • Регулятивные УУД:
    • целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
    • саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии).
  • Познавательные УУД:
    • Общеучебные универсальные действия:
      • структурирование знаний;
      • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (как в диалоге, так и монологически).
    • Логические универсальные действия:
      • анализ (с выделением существенных и несущественных признаков);
      • синтез;
      • сравнение;
      • классификация объектов.
  • Коммуникативные УУД:
    • умение задавать вопросы;
    • допущение возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с собственной.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийное оборудование (для показа компьютерной презентации), учебники-тетради по ОМРК (Виноградова Н.Ф.) по числу учащихся, авторская презентация (31 слайд).

1. Закрепление изученного на прошлом уроке («Библия. Иконы» по стр. 24, 32-34 учебника-тетради).

Фронтальная беседа (предполагаются краткие ответы на эти вопросы по освещению их в учебнике и по рассказу учителя на предыдущем уроке)

– Какую религиозную культуру мы сейчас изучаем?

– О чем мы говорили с вами на предыдущем уроке?

– Какую главную книгу христиан вы знаете?

– Из каких частей она состоит?

– О чем рассказывается в Ветхом и Новом Заветах? Назовите имена евангелистов.

– Что такое икона? Как переводится это слово с греческого языка?

– Какого великого русского иконописца вы знаете?

– Кому посвящались иконы?

2. Проверка письменного домашнего задания (придумать вопросы по тексту учебника-тетрадистр. 34 (фронтальное обсуждение предложенных вопросов, выбор лучших вариантов с объяснением, почему они лучшие).

3. Подготовка детей к восприятию нового. Фронтальная беседа.

– Для чего иконописцы пишут иконы, что делают верующие перед ней?

– Как вы думаете, что такое молитва и зачем она нужна верующим? (Свободное рассуждение 2-3 учеников).

– Кто знает, где молятся православные христиане? Да, можно молиться и дома, но считается, что молитва в храме (или монастыре) самая действенная. Обо всем этом мы с вами сегодня и поговорим. Тема нашего сегодняшнего урока – «Православная молитва. Храмы и монастыри» (слайд 1).

II. Изучение нового материала (25 мин.)

Рассказ учителя, сопровождающийся презентацией

1. Рассказ о православной молитве

а) Постановка задачи этой части урока (слайд 2). Прослушивание фрагмента просительной православной молитвы.

б) Виды православных молитв: просительная (самая широко употребляемая), благодарственная (благодарность Богу), хвалебная (восхваление Его), покаянная (просьба человека простить его грехи) (слайд 3).

– Понравилось ли вам церковное пение?

в) – Кто знает, какая главная молитва у христиан? («Отче наш»). Учитель читает ее сослайда 4, ученики по желанию читают ее про себя также со слайда.

г) – Давайте прочитаем притчу «Молитва и труд – два весла нашего корабля в житейском

море» (слайд 5). (Притчу читают по ролям три заранее подготовленных ученика).

Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака:

– Быстрее, опаздываю на работу!

И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом – «трудись».

– Зачем это? – спросил он.

– Для памяти, – ответил рыбак. – Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться.

– Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться не обязательно.

– Не обязательно? – переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись»,

а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте.

– Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках оба весла.

– О чем эта притча? Какова ее главная мысль? (Возможны разные ответы. Все они по-своему правильные, только обращают внимание на разные аспекты притчи, что и подчеркивает учитель по окончании всех выступлений).

г) Сравнение молитвы и магического заклинания (слайд 6).

– Как вы думаете, молитва и магическое заклинание похожи?

– Молитва противоположна магии. С помощью заговоров и заклинаний верящий в

магию человек пытается управлять не только миром, созданным Богом, но и Самим Богом. А тот, кто ставит себя выше всех, рано или поздно падает с этой высоты. Во всех мировых религиях этот путь считается недостойным и опасным.

2. Рассказ о православных храмах (слайды 7-25)

а) – Кто из вас был когда-нибудь в христианском храме? Что делали там люди?

– Храм – это место, где верующие молятся, то есть говорят с Богом или святыми перед иконами, а священнослужители совершают богослужения. По-другому можно сказать, что храм – это Дом Божий. В Библии сказано: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», то есть, по мнению верующих, совместная молитва имеет особую значимость.

Та́инство – по учению христианской церкви это священнодействие, в котором верующим сообщается невидимая благодать или спасительная сила Божия. В Православии принято 7 таинств: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение (соборование).

Крещение – погружение в воду или обливание человека водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов;это таинство духовного рождения, именно поэтому оно возможно лишь единожды.

Миропомазание – таинство, при котором через помазание священным миром

(ароматической смесью) сообщаются крещенному силы благодати Божией для укрепления его в жизни духовной. Принято совершать миропомазание непосредственно после Крещения.

Евхаристия (греч. «благодарение») или Причащение – таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Иисуса Христа. Евхаристия – главное таинство Церкви, в нём осуществляется то, к чему призван христианин – единение с Господом.

Покаяние есть таинство, в котором христианин при раскаянии в своих грехах и исповеди их перед священником, получает через него от Бога прощение и отпущение грехов.

Соборование (елеосвящение) – это таинство, в котором при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия, которая исцеляет болезни духовные и телесные, больному прощаются все его грехи.

Священство (рукоположение) – посвящение в священнослужители, совершаемое епископом.

– Как надо вести себя в храме? (слайд 7)

б) Каждая деталь храма имеет глубокий символический смысл (слайд 8).

в) – На что похожи купола с крестами на них, как вы думаете?

– Золотой купол с крестом символизирует небесный свод или пламя горящей свечи, которое связывает небо и землю (слайд 9).

г) Форма храмов чаще всего бывает в виде креста, круга, восьмиконечной звезды или корабля (ковчега) (слайды 10-13).

д) По цвету купола можно определить, кому посвящен этот храм (слайд 14).

Так как золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двенадцати главным праздникам церковного года, кроме Пасхи.

Синие купола со звёздами говорят о том, что храм посвящен Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Храмы с зелёными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому что зелёный – цвет Святого Духа.

е) Храмы по своему наружному устройству отличаются от обычных зданий.

Наружные особенности храма – это купола, главы, колокольни или звонницы и кресты на главах. С древнейших времен христиане предпочитали строить храмы на местах возвышенных: в равнинной части России такой храм был издали виден жителям многих окрестных деревень, где церкви не было, а видневшийся храм был для них символом Божьего присутствия в их жизни (слайд 15).

Русская земля всегда славилась красотой своих храмов (слайды 15-19).

ж) Одной из главных деталей интерьера храма является иконостас – стена из икон, которая отделяет алтарь от главного помещения храма. Иконы расположены ярусами, символизирующими историю спасения человечества Богом. В центре иконостаса находятся ведущие в алтарь Царские врата, которые открываются во время литургии (главнейшего богослужения, во время которого совершается таинство Евхаристии) – через них выносят Святые дары. Символически через них проходит Христос, как Царь Славы, отсюда и название – «Царские врата» (слайд 20).

Алтарь – основная святыня храма (туда не позволяется входить непосвященным), символически изображает «селение Божие». Алтарь всегда находится на восточной стороне храма (слайд 21). Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник» (лат. – alta aru). Традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенностях, как бы приближая их к небу.

В центре алтаря, напротив царских врат, располагается престол; по форме он представляет собой стол, изготовленный из камня или дерева, он служит для совершения на нем Евхарист ии. Кто помнит, что это за таинство? Престол является наиболее священным местом алтаря; прикасаться к немумогут только священнослужители (слайд 22).

з) Православные храмы очень красивы. Полюбуемся интерьерами наших знаменитых храмов. Замечательны внутреннее убранство храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, внутренняя роспись купола храма Христа Спасителя (в самом центре изображена Святая троица), роспись стен храма Василия Блаженного (слайды 23-25).

3. Рассказ о монахах и православных монастырях (слайды 26-29).

а) – Знаете ли вы, что такое монастырь? Бывали ли вы там? Где? Кто живет в монастырях?

Чтение со слайда 26 о происхождении и двух значениях слова «монастырь».

б) – Кто такие монахи? (Обращаем внимание на общую часть слов «монах» и «монастырь» и на сходное их происхождение).

В монастырях (а они бывают раздельные для монахов и монахинь) живут люди, которые решили уйти от мирской суеты и посвятили свою жизнь Богу. Они усердно молятся, заботятся о неимущих, больных, сиротах; также они трудятся в монастыре: занимаются овощеводством, скотоводством, рыбной ловлей (если рядом река), плотничают, шьют одежду и т.д. (слайд 27).

в) Монахи строго соблюдают все посты, ведут очень скромную жизнь; вы видите келью (комнату) монаха, в ней нет ничего лишнего (слайд 28).

г) Монастыри на Руси играли роль центров духовной культуры и просвещения: в них создавались летописи, иконы, переписывались книги. В каждом монастыре обязательно есть храм. Сегодня монастырей не так много, как раньше, но многие из сохранившихся являются поистине жемчужинами архитектуры, например, Ферапонтов монастырь в Вологодской области (слайд 29).

4. Рассказ о колокольном звоне, его роли в жизни христиан, о колокольнях и звонницах (слайд 30) . Прослушивание фрагмента колокольного звона.

– Вы узнали эти прекрасные звуки? Да, это колокольный звон – непременный атрибут христианской культуры.

Храмы часто имеют колокольни или звонницы. Звонница – сооружение для подвешивания колоколов, обычно при христианском Храме. В отличие от колокольни, которая представляет собой башню, звонница может быть вытянутым прямоугольником, стенообразным сооружением или надстройкой на стене храма.

Но колокол – это не просто часть церкви, это самое настоящее лекарство.

В давние времена, когда в мире свирепствовала чума, была такая традиция: как только где-то становилось известно о том, что чума пришла и сюда, тут же начинали звонить в церковные колокола. Ещё недавно считалось, что делали это для того, чтобы предупредить, что пришла большая опасность. Однако сегодня известно, что, оказывается, колокольный звон способен убивать многие микробы и бактерии. И именно поэтому звонили в колокола во время чумы.

Как же может лечить колокол? Дело в том, что под воздействием колокольного звона, а этот звон происходит в определённых частотах, оболочка микроорганизмов разрушается, они кристаллизуются и уже не несут никакой опасности для людей.

Уже давно известно, что все органы человеческого тела настроены на определённую частоту. А при правильной музыке весь организм как бы резонирует с окружающим звуковым полем. Именно под главным куполом в церкви накапливается вся мощь от колокольного звона, и здесь без каких-либо лекарств многие люди исцелялись от недугов.

III. Итог урока (9 мин.) Рефлексия – осознание и обсуждение увиденного и услышанного – фронтальная беседа.

– О чем вы узнали сегодня на уроке? (кратко)

– Какая картина, текст или звуки из презентации всплывают сейчас у вас в памяти?

– Что вы не поняли? Может быть, что-то вам не понравилось?

– Что вам особенно понравилось? Где было радостно? Где вы были удивлены? Были ли такие моменты, где вам было грустно или вы испытали смешанные чувства?

– А в жизни вы переживали что-то подобное? Когда?

Объяснение задания учителем и запись его в дневнике. Вопросы учащихся по домашнему заданию.

1. Читать стр. 35-36 и письменно ответить на вопросы стр. 37 учебника-тетради (о главных внешних особенностях православного храма).

2. По желанию: найти в интернете фотографии храмов и монастырей (принести на съемных носителях, чтобы можно было просмотреть на следующем уроке слайд-шоу), или нарисовать рисунок по теме урока.

1. Метлик И. В. Преподавание в школе истории религий и религиозных культур в контексте введения ФГОС общего образования второго поколения». – Вестник московского образования. – 2011. – № 13.

2. Материалы сайта ru.wikipedia.org

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Урок ОРКСЭ на тему ‘Православная молитва’ (4 класс)

Тема: Православная молитва.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – изучение нового.

Оборудование: раздаточные листы для самостоятельной работы.

Средства обучения: интерактивная доска, презентация.

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.

Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.

Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.

Организационный момент: Здравствуйте ребята! Сегодня для работы нам понадобятся цветные листы, ножницы, клей, у вас все лежит на столе, они нам понадобятся чуть позже. У на необычный урок. Мы постараемся разобраться, что такое православие , и главное как православные христиане могут общаться с Богом.

Скажите, что вы делаете, если хотите, чтобы мама вам что-то дала или купила?

(просите об этом)

-А как вы просите?

– С друзьями, близкими

А как нужно обращаться к Богу?

Чтобы ответить посмотрим притчу.

Просмотр притчи. 10 мин

Как вы думаете в чем не правы люди?

Почему молитвы этих людей не услышал Бог?

А чью молитву было только слышно? И почему?

Давайте сделаем вывод: как же нужно молится?

II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности. 10мин

– Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.(слайд 1)

– Мы сегодня будем говорить о молитве.

III. Открытие новых знаний.

1. Определение понятия “молитва”.

Молитва – обращение верующего к Богу.

– А что значит православная молитва?

– “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться. (Слайд 2)

Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.

И потому обращение к Богу называется молитва. (Слайд 3)

– Давайте вспомним какие бывают молитвы? Выполним задание на карточках

Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд 4)

(Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…

Но, мудрее, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.

Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.)

Молитва – благодарение – за всякое благодеяние Божие.

– За что можно благодарить Бога?

– Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.

– Молитва благодарственная по исцелении от болезни.

– Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.

– Молитва благодарственная по получении просимого.

В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: Аллилуйя!

– Кто знает, что это означает? -Слава Богу!

Молитва – покаяние – прости Боже.

Задание выполним в парах. Двое за партой одна группа.

свящ. Павел Покровский

1. Из всех молитв, какие знаю,

Держу в уме иль вслух читаю

Какою дивной дышит силой

Молитва «Господи, помилуй!»

мон. Антония (Берг)

2. Где-то там далеко, и когда-то давно

Жил премудрый и опытный старец.

Он всегда говорил, беспрестанно твердил:

«Слава Богу за скорбь и за радость».

архиеп. Иоанн (Шаховской)

3. Молитву, Боже, подай всем людям.

Мы так немудры, а – всех мы судим.

В нас нет молитвы и нет виденья,

Нет удивленья и нет прощенья.

4. Молю Тебя, Спаситель мой:

Смири во мне страстей волненье,

Избавь меня от искушенья,

Исполни кротости святой!

5. Прости мне, Боже, прегрешенья

И дух мой темный обнови.

Дай мне терпеть мои мученья

В надежде, вере и любви.

6.О, Боже мой, благодарю

За то, что дал моим очам

Ты видеть мир, Твой вечный храм,

И ночь, и волны, и зарю.

Проверка по группам.

VI. физкультминутка. 1мин

V. Вторичное закрепление. 10мин

О чём бы вы молили Господа?

Согласны ли вы с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа?

Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Равнозначны ли эти молитвы?

Одни корыстные, а другие справедливые

А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?

Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?

Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?

Православные люди должны чаще говорить с Богом, молиться, пусть даже и своими словами, но от души. Просить о помощи, благодарить за все и славить Бога.

Перед вами три цвета желтый, голубой, зеленый.

Голубой означает – я узнал много нового на уроке.(слайд5)

Зеленый – мне понравился урок.

желтый- я поделюсь дома тем, что услышал сегодня на уроке.

На выбранный фон из цветного картона наклеивается вырезанная из белой бумаги овечка, раскрашивается травка, место для шерсти мажется клеем и наклеивается тертый пенопласт.

Давайте выйдем к доске и покажем, что у вас получилось.

И подведем итог.

VIII. Итог урока. (Слайд 6)

Мысли вслух: Должны подвести дети – что усвоили

Молитва похожа на беседу с близким человеком. Не забывайте не стоит ждать какого-то особого случая или не хорошего происшествия, чтобы помолиться Богу. Он в состоянии слышать и отвечать на твои молитвы в любое время. Поэтому не стесняйтесь обращаться к Нему.

Бог всегда слышит и отвечает на наши искренние молитвы.

если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Оценка 4.3 проголосовавших: 55
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here