Все о религии и вере - "православная молитва орксэ в 4 классе" с подробным описанием и фотографиями.
Содержание
Урок ОРКСЭ (модуль ОМРК). Тема: "Православная молитва. Храмы и монастыри"
Презентация к уроку
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
В настоящее время второй год в школах РФ взят курс на религиозно-культурологическое образование. Изучение предмета ОРКСЭ (как и любого другого), формирует у детей отношение к этому предмету, исходя из того, какие знания отбираются, как они методически организуются, с каких позиций преподаются.
Изучение религий в школе тесно связано с духовно-нравственным воспитанием, одним из важных направлений которого является воспитание истинного, (не квасного!) чувства патриотизма, то есть утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к ее традициям. Этой цели способствует, на мой взгляд, только хорошо продуманная, тонкая, доступная по возрасту четвероклассника и четко организованная работа на уроках ОРКСЭ.
Урок по данной теме представляет собой логическое продолжение серии из 7 уроков, посвященных христианской культуре, и является предпоследним в теме (преподавание модуля ОМРК ведется по учебнику «Основы мировых религиозных культур» Н.Ф.Виноградовой). После него следует урок обобщения изученного материала и контрольная работа.
Главной отличительной особенностью описываемого урока (и используемой в нем авторской презентации) является значительное расширение и углубление изучаемого материала по сравнению с освещением его в учебнике. В то же время необходимо было ограничиться только самым главным (что было непросто!), не создавать перегруженности однообразным просмотром и помочь детям осознать свои впечатления – с этой целью рассказ учителя прерывался и вопросами к учащимся с привлечением их жизненного опыта, и чтением учениками притчи, и прослушиванием отдельных музыкальных и звуковых фрагментов; также на заключительном этапе урока была организована беседа-рефлексия полученного на уроке знания и своих переживаний.
Материал для презентации был подобран таким образом, чтобы вовлечь учеников в эмоциональное его проживание, высокое эстетическое восприятие его. Этой цели служат:
– фотографии интерьеров и внешнего облика прекрасных православных храмов и
– звуковой ряд, сопровождающий некоторые слайды (православная просительная
молитва, колокольный звон);
– акцент на символическом смысле деталей храмов (сравнение формы купола с небесным сводом или пламенем свечи, форма основания храма, цвет купола и др.);
– цветовые решения фона слайдов (мягкие и разнообразные тона);
– выбор типа переходов от слайда к слайду, основанных как на смысловом делении презентации на отдельные разделы (их четыре), так и подходящих по теме отдельным слайдам (например, все 4 слайда в разделе «Монастыри» открываются в форме креста);
– выбор типа и времени начала анимации в соответствии с видом и значимостью материала (наличие текста, звука, картинки; прочтение текста до, во время или после просмотра и т.п.).
На мой взгляд, все эти детали очень важны для организации восприятия современными 10-11-летними школьниками такого сложного явления, как религиозная культура.
- Ознакомление учащихся с понятием и функциями православной молитвы, храма, монастыря. Установление связей между данными понятиями. Расширение представлений о вкладе православного искусства в мировую сокровищницу.
- Развитие эстетических чувств учащихся на основе знакомства с отечественной православной культурой (живопись, архитектура, музыка); формирование осознанных эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
- Формирование и развитие основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
В соответствии с ФГОС НОО в контексте усвоения предметного содержания модуля «Основы мировых религиозных культур» на описываемом уроке должны формироваться (в большей степени) следующие виды универсальных учебных действий (УУД):
- Личностные УУД:
- интерес к себе и окружающему миру;
- эмоциональное, позитивное отношение к себе и окружающему миру.
- Регулятивные УУД:
- целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии).
- Познавательные УУД:
- Общеучебные универсальные действия:
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (как в диалоге, так и монологически).
- Логические универсальные действия:
- анализ (с выделением существенных и несущественных признаков);
- синтез;
- сравнение;
- классификация объектов.
- Общеучебные универсальные действия:
- Коммуникативные УУД:
- умение задавать вопросы;
- допущение возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с собственной.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийное оборудование (для показа компьютерной презентации), учебники-тетради по ОМРК (Виноградова Н.Ф.) по числу учащихся, авторская презентация (31 слайд).
1. Закрепление изученного на прошлом уроке («Библия. Иконы» по стр. 24, 32-34 учебника-тетради).
Фронтальная беседа (предполагаются краткие ответы на эти вопросы по освещению их в учебнике и по рассказу учителя на предыдущем уроке)
– Какую религиозную культуру мы сейчас изучаем?
– О чем мы говорили с вами на предыдущем уроке?
– Какую главную книгу христиан вы знаете?
– Из каких частей она состоит?
– О чем рассказывается в Ветхом и Новом Заветах? Назовите имена евангелистов.
– Что такое икона? Как переводится это слово с греческого языка?
– Какого великого русского иконописца вы знаете?
– Кому посвящались иконы?
2. Проверка письменного домашнего задания (придумать вопросы по тексту учебника-тетрадистр. 34 (фронтальное обсуждение предложенных вопросов, выбор лучших вариантов с объяснением, почему они лучшие).
3. Подготовка детей к восприятию нового. Фронтальная беседа.
– Для чего иконописцы пишут иконы, что делают верующие перед ней?
– Как вы думаете, что такое молитва и зачем она нужна верующим? (Свободное рассуждение 2-3 учеников).
– Кто знает, где молятся православные христиане? Да, можно молиться и дома, но считается, что молитва в храме (или монастыре) самая действенная. Обо всем этом мы с вами сегодня и поговорим. Тема нашего сегодняшнего урока – «Православная молитва. Храмы и монастыри» (слайд 1).
II. Изучение нового материала (25 мин.)
Рассказ учителя, сопровождающийся презентацией
1. Рассказ о православной молитве
а) Постановка задачи этой части урока (слайд 2). Прослушивание фрагмента просительной православной молитвы.
б) Виды православных молитв: просительная (самая широко употребляемая), благодарственная (благодарность Богу), хвалебная (восхваление Его), покаянная (просьба человека простить его грехи) (слайд 3).
– Понравилось ли вам церковное пение?
в) – Кто знает, какая главная молитва у христиан? («Отче наш»). Учитель читает ее сослайда 4, ученики по желанию читают ее про себя также со слайда.
г) – Давайте прочитаем притчу «Молитва и труд – два весла нашего корабля в житейском
море» (слайд 5). (Притчу читают по ролям три заранее подготовленных ученика).
Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака:
– Быстрее, опаздываю на работу!
И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом – «трудись».
– Зачем это? – спросил он.
– Для памяти, – ответил рыбак. – Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться.
– Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться не обязательно.
– Не обязательно? – переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись»,
а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте.
– Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках оба весла.
– О чем эта притча? Какова ее главная мысль? (Возможны разные ответы. Все они по-своему правильные, только обращают внимание на разные аспекты притчи, что и подчеркивает учитель по окончании всех выступлений).
г) Сравнение молитвы и магического заклинания (слайд 6).
– Как вы думаете, молитва и магическое заклинание похожи?
– Молитва противоположна магии. С помощью заговоров и заклинаний верящий в
магию человек пытается управлять не только миром, созданным Богом, но и Самим Богом. А тот, кто ставит себя выше всех, рано или поздно падает с этой высоты. Во всех мировых религиях этот путь считается недостойным и опасным.
2. Рассказ о православных храмах (слайды 7-25)
а) – Кто из вас был когда-нибудь в христианском храме? Что делали там люди?
– Храм – это место, где верующие молятся, то есть говорят с Богом или святыми перед иконами, а священнослужители совершают богослужения. По-другому можно сказать, что храм – это Дом Божий. В Библии сказано: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», то есть, по мнению верующих, совместная молитва имеет особую значимость.
Та́инство – по учению христианской церкви это священнодействие, в котором верующим сообщается невидимая благодать или спасительная сила Божия. В Православии принято 7 таинств: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение (соборование).
Крещение – погружение в воду или обливание человека водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов;это таинство духовного рождения, именно поэтому оно возможно лишь единожды.
Миропомазание – таинство, при котором через помазание священным миром
(ароматической смесью) сообщаются крещенному силы благодати Божией для укрепления его в жизни духовной. Принято совершать миропомазание непосредственно после Крещения.
Евхаристия (греч. «благодарение») или Причащение – таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Иисуса Христа. Евхаристия – главное таинство Церкви, в нём осуществляется то, к чему призван христианин – единение с Господом.
Покаяние есть таинство, в котором христианин при раскаянии в своих грехах и исповеди их перед священником, получает через него от Бога прощение и отпущение грехов.
Соборование (елеосвящение) – это таинство, в котором при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия, которая исцеляет болезни духовные и телесные, больному прощаются все его грехи.
Священство (рукоположение) – посвящение в священнослужители, совершаемое епископом.
– Как надо вести себя в храме? (слайд 7)
б) Каждая деталь храма имеет глубокий символический смысл (слайд 8).
в) – На что похожи купола с крестами на них, как вы думаете?
– Золотой купол с крестом символизирует небесный свод или пламя горящей свечи, которое связывает небо и землю (слайд 9).
г) Форма храмов чаще всего бывает в виде креста, круга, восьмиконечной звезды или корабля (ковчега) (слайды 10-13).
д) По цвету купола можно определить, кому посвящен этот храм (слайд 14).
Так как золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двенадцати главным праздникам церковного года, кроме Пасхи.
Синие купола со звёздами говорят о том, что храм посвящен Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Храмы с зелёными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому что зелёный – цвет Святого Духа.
е) Храмы по своему наружному устройству отличаются от обычных зданий.
Наружные особенности храма – это купола, главы, колокольни или звонницы и кресты на главах. С древнейших времен христиане предпочитали строить храмы на местах возвышенных: в равнинной части России такой храм был издали виден жителям многих окрестных деревень, где церкви не было, а видневшийся храм был для них символом Божьего присутствия в их жизни (слайд 15).
Русская земля всегда славилась красотой своих храмов (слайды 15-19).
ж) Одной из главных деталей интерьера храма является иконостас – стена из икон, которая отделяет алтарь от главного помещения храма. Иконы расположены ярусами, символизирующими историю спасения человечества Богом. В центре иконостаса находятся ведущие в алтарь Царские врата, которые открываются во время литургии (главнейшего богослужения, во время которого совершается таинство Евхаристии) – через них выносят Святые дары. Символически через них проходит Христос, как Царь Славы, отсюда и название – «Царские врата» (слайд 20).
Алтарь – основная святыня храма (туда не позволяется входить непосвященным), символически изображает «селение Божие». Алтарь всегда находится на восточной стороне храма (слайд 21). Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник» (лат. – alta aru). Традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенностях, как бы приближая их к небу.
В центре алтаря, напротив царских врат, располагается престол; по форме он представляет собой стол, изготовленный из камня или дерева, он служит для совершения на нем Евхарист ии. Кто помнит, что это за таинство? Престол является наиболее священным местом алтаря; прикасаться к немумогут только священнослужители (слайд 22).
з) Православные храмы очень красивы. Полюбуемся интерьерами наших знаменитых храмов. Замечательны внутреннее убранство храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, внутренняя роспись купола храма Христа Спасителя (в самом центре изображена Святая троица), роспись стен храма Василия Блаженного (слайды 23-25).
3. Рассказ о монахах и православных монастырях (слайды 26-29).
а) – Знаете ли вы, что такое монастырь? Бывали ли вы там? Где? Кто живет в монастырях?
Чтение со слайда 26 о происхождении и двух значениях слова «монастырь».
б) – Кто такие монахи? (Обращаем внимание на общую часть слов «монах» и «монастырь» и на сходное их происхождение).
В монастырях (а они бывают раздельные для монахов и монахинь) живут люди, которые решили уйти от мирской суеты и посвятили свою жизнь Богу. Они усердно молятся, заботятся о неимущих, больных, сиротах; также они трудятся в монастыре: занимаются овощеводством, скотоводством, рыбной ловлей (если рядом река), плотничают, шьют одежду и т.д. (слайд 27).
в) Монахи строго соблюдают все посты, ведут очень скромную жизнь; вы видите келью (комнату) монаха, в ней нет ничего лишнего (слайд 28).
г) Монастыри на Руси играли роль центров духовной культуры и просвещения: в них создавались летописи, иконы, переписывались книги. В каждом монастыре обязательно есть храм. Сегодня монастырей не так много, как раньше, но многие из сохранившихся являются поистине жемчужинами архитектуры, например, Ферапонтов монастырь в Вологодской области (слайд 29).
4. Рассказ о колокольном звоне, его роли в жизни христиан, о колокольнях и звонницах (слайд 30) . Прослушивание фрагмента колокольного звона.
– Вы узнали эти прекрасные звуки? Да, это колокольный звон – непременный атрибут христианской культуры.
Храмы часто имеют колокольни или звонницы. Звонница – сооружение для подвешивания колоколов, обычно при христианском Храме. В отличие от колокольни, которая представляет собой башню, звонница может быть вытянутым прямоугольником, стенообразным сооружением или надстройкой на стене храма.
Но колокол – это не просто часть церкви, это самое настоящее лекарство.
В давние времена, когда в мире свирепствовала чума, была такая традиция: как только где-то становилось известно о том, что чума пришла и сюда, тут же начинали звонить в церковные колокола. Ещё недавно считалось, что делали это для того, чтобы предупредить, что пришла большая опасность. Однако сегодня известно, что, оказывается, колокольный звон способен убивать многие микробы и бактерии. И именно поэтому звонили в колокола во время чумы.
Как же может лечить колокол? Дело в том, что под воздействием колокольного звона, а этот звон происходит в определённых частотах, оболочка микроорганизмов разрушается, они кристаллизуются и уже не несут никакой опасности для людей.
Уже давно известно, что все органы человеческого тела настроены на определённую частоту. А при правильной музыке весь организм как бы резонирует с окружающим звуковым полем. Именно под главным куполом в церкви накапливается вся мощь от колокольного звона, и здесь без каких-либо лекарств многие люди исцелялись от недугов.
III. Итог урока (9 мин.) Рефлексия – осознание и обсуждение увиденного и услышанного – фронтальная беседа.
– О чем вы узнали сегодня на уроке? (кратко)
– Какая картина, текст или звуки из презентации всплывают сейчас у вас в памяти?
– Что вы не поняли? Может быть, что-то вам не понравилось?
– Что вам особенно понравилось? Где было радостно? Где вы были удивлены? Были ли такие моменты, где вам было грустно или вы испытали смешанные чувства?
– А в жизни вы переживали что-то подобное? Когда?
Объяснение задания учителем и запись его в дневнике. Вопросы учащихся по домашнему заданию.
1. Читать стр. 35-36 и письменно ответить на вопросы стр. 37 учебника-тетради (о главных внешних особенностях православного храма).
2. По желанию: найти в интернете фотографии храмов и монастырей (принести на съемных носителях, чтобы можно было просмотреть на следующем уроке слайд-шоу), или нарисовать рисунок по теме урока.
1. Метлик И. В. Преподавание в школе истории религий и религиозных культур в контексте введения ФГОС общего образования второго поколения». – Вестник московского образования. – 2011. – № 13.
2. Материалы сайта ru.wikipedia.org
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.
Урок ОРКСЭ на тему ‘Православная молитва’ (4 класс)
Тема: Православная молитва.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – изучение нового.
Оборудование: раздаточные листы для самостоятельной работы.
Средства обучения: интерактивная доска, презентация.
Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.
Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.
Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.
Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.
Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.
Организационный момент: Здравствуйте ребята! Сегодня для работы нам понадобятся цветные листы, ножницы, клей, у вас все лежит на столе, они нам понадобятся чуть позже. У на необычный урок. Мы постараемся разобраться, что такое православие , и главное как православные христиане могут общаться с Богом.
Скажите, что вы делаете, если хотите, чтобы мама вам что-то дала или купила?
(просите об этом)
-А как вы просите?
– С друзьями, близкими
А как нужно обращаться к Богу?
Чтобы ответить посмотрим притчу.
Просмотр притчи. 10 мин
Как вы думаете в чем не правы люди?
Почему молитвы этих людей не услышал Бог?
А чью молитву было только слышно? И почему?
Давайте сделаем вывод: как же нужно молится?
II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности. 10мин
– Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.(слайд 1)
– Мы сегодня будем говорить о молитве.
III. Открытие новых знаний.
1. Определение понятия “молитва”.
Молитва – обращение верующего к Богу.
– А что значит православная молитва?
– “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться. (Слайд 2)
Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.
И потому обращение к Богу называется молитва. (Слайд 3)
– Давайте вспомним какие бывают молитвы? Выполним задание на карточках
Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд 4)
(Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…
Но, мудрее, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.
Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.)
Молитва – благодарение – за всякое благодеяние Божие.
– За что можно благодарить Бога?
– Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.
– Молитва благодарственная по исцелении от болезни.
– Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.
– Молитва благодарственная по получении просимого.
В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: Аллилуйя!
– Кто знает, что это означает? -Слава Богу!
Молитва – покаяние – прости Боже.
Задание выполним в парах. Двое за партой одна группа.
свящ. Павел Покровский
1. Из всех молитв, какие знаю,
Держу в уме иль вслух читаю
Какою дивной дышит силой
Молитва «Господи, помилуй!»
мон. Антония (Берг)
2. Где-то там далеко, и когда-то давно
Жил премудрый и опытный старец.
Он всегда говорил, беспрестанно твердил:
«Слава Богу за скорбь и за радость».
архиеп. Иоанн (Шаховской)
3. Молитву, Боже, подай всем людям.
Мы так немудры, а – всех мы судим.
В нас нет молитвы и нет виденья,
Нет удивленья и нет прощенья.
4. Молю Тебя, Спаситель мой:
Смири во мне страстей волненье,
Избавь меня от искушенья,
Исполни кротости святой!
5. Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой темный обнови.
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере и любви.
6.О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир, Твой вечный храм,
И ночь, и волны, и зарю.
Проверка по группам.
VI. физкультминутка. 1мин
V. Вторичное закрепление. 10мин
О чём бы вы молили Господа?
Согласны ли вы с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа?
Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Равнозначны ли эти молитвы?
Одни корыстные, а другие справедливые
А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?
Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?
Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?
Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?
Православные люди должны чаще говорить с Богом, молиться, пусть даже и своими словами, но от души. Просить о помощи, благодарить за все и славить Бога.
Перед вами три цвета желтый, голубой, зеленый.
Голубой означает – я узнал много нового на уроке.(слайд5)
Зеленый – мне понравился урок.
желтый- я поделюсь дома тем, что услышал сегодня на уроке.
На выбранный фон из цветного картона наклеивается вырезанная из белой бумаги овечка, раскрашивается травка, место для шерсти мажется клеем и наклеивается тертый пенопласт.
Давайте выйдем к доске и покажем, что у вас получилось.
И подведем итог.
VIII. Итог урока. (Слайд 6)
Мысли вслух: Должны подвести дети – что усвоили
Молитва похожа на беседу с близким человеком. Не забывайте не стоит ждать какого-то особого случая или не хорошего происшествия, чтобы помолиться Богу. Он в состоянии слышать и отвечать на твои молитвы в любое время. Поэтому не стесняйтесь обращаться к Нему.
Бог всегда слышит и отвечает на наши искренние молитвы.
если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском
Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.
После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!