Все о религии и вере - "поминальная молитва иудаизма" с подробным описанием и фотографиями.
Содержание
ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ В ИУДАИЗМЕ
Еврейское мировоззрение базируется на вере в бессмертие души и жизнь в будущем мире. Смерть – не более чем переход от жизни в материальном мире к жизни в мире духовном, мире абсолютного добра. Иудаизм утверждает неколебимую веру в то, что душу Всевышний дает лишь на время, как драгоценность на хранении, и по истечении определенного срока её необходимо вернуть хозяину.
Сразу после смерти человека в доме открывают все окна и выплескивают воду, которая находилась в каких-либо сосудах. Тело умершего кладут на пол. У изголовья зажигают свечи. Извещают похоронное сообщество, которое отвечает за выполнение надлежащих ритуалов и проведение похорон. Похоронный обряд от момента смерти до закрывания могилы выполняют мужчины.
После смерти близкие обязаны скорбеть 30 дней. По отцу и по матери скорбят целый год. Скорбящие (поражённые горем) освобождаются от исполнения всех заповедей Торы, чтобы посвятить себя только делам, необходимым для погребения покойного.
Хоронить покойника следует как можно скорее. Сопровождающие тело покойного собираются в специальном помещении, которое обычно находится при входе на кладбище. Здесь оплакивают умершего, говорят в его честь последнее слово, читают отрывки из Священного Писания. Затем сын покойного произносит Кадиш.
После произнесения Кадиша на кладбище надрывают ворот или лацкан верхней одежды скорбящего. Разрыв, сделанный в знак скорби по отцу или матери, более не зашивают. Покойника несут к месту его последнего успокоения и хоронят в саване. Саван одинаков для всех – в мире истины все равны, «вельможа не отличается от бедняка», когда приходит на суд к Творцу.
После похорон для близких родственников начинается семь дней траура. Во время траура нельзя есть мясо, пить вино (за исключением суббот и праздников). Запрещено устраивать любые застолья. В доме, где скорбящие соблюдают траур, прикрывают драпировками зеркала и картины, на которых изображены человеческие лица (экран телевизора, на котором появляются лица, также принято закрывать).
Первую трапезу после похорон готовят друзья или соседи, близких родственников умершего «освобождают» от приготовления пищи. Все семь дней скорбящим нельзя работать, они не выходят из дома, сидят на низких табуретах, скамьях или просто на подушках, не моются, не имеют супружескую близость.
В дни траура принято оставлять дверь дома открытой – знак для тех, кто приходит утешать скорбящих, что приход их желанен. Пришедшие не приветствуют скорбящих, а уходя – не прощаются. На время молитвы зажигают свечи, свеча в честь души умершего горит постоянно.
Утром седьмого дня скорбящие переодеваются в обычную, но не новую одежду. Им теперь можно отправиться на работу, заняться обычными делами. Однако, прежде чем выйти на работу принято посетить могилу умершего. Теперь, до тридцатого дня от похорон, начинается период менее строгого траура.
На 30-й день после смерти принято посещать могилу покойного и устраивать около неё церемонию поминовения. Она включает в себя чтение священных текстов и молитв, нравственное наставление присутствующим и утешение скорбящим. Памятник устанавливают на могиле либо в 30-й день, либо по истечении года.
Перед уходом с кладбища на могилу кладут камешек. В знак того, что об умершем не забыли, что побывали на его могиле. Есть обычай положить руку на надгробье. Выйдя за ворота кладбища, снова омывают руки и не вытирают их – как бы желая унести с собой напоминание об усопшем и месте его успокоения.
Двенадцать месяцев траур соблюдают только по отцу и матери. В течение всего этого времени следует избегать веселья и развлечений. Нельзя покупать новую вещь или новую одежду, только если это абсолютно необходимо. В этот год не переезжают на новую квартиру.
В день годовщины смерти зажигают поминальную свечу, горящую круглые сутки. Созывают родственников и друзей на памятную трапезу с праздничными блюдами. Но главное не меню, а поминальная молитва.
Спустя год после смерти начинают поминать покойного в дни, когда читают поминальную молитву Изкор. Она произносится за усопших в синагогах четыре раза в году после чтения Торы в праздничные дни: в Йом-Кипур, в Шмини-Ацерет, в последний день праздника Песах и во второй день праздника Шавуот. Главным является поминовение, совершаемое в Йом-Кипур, поскольку это день искупления, как для живых, так и для мертвых.
Как поминают усопших у евреев?
Всем добрый день. Мои ближайшие родственники по отцовской линии евреи. Я сама православная. У нас есть "Деды" – день когда поминают усопших: пекут блины, идут в церковь ставить свечи и отдают поминальную записку с именами ушедших родственников. Но вот как мне поминать отца, который не крещеный? Подскажите пожалуйста.
В еврейском народе всех ушедших в вечность есть поминают черыре раз в год в праздничные дни . Йом Кипур (День искупления), Шмини Ацерет, последний день Песаха и Шавуот (день дарования Торы). Есть две поминальные молитвы – Изкор – поминовение родителей, и аскара – поминовение родственников, друзей, знакомых. Молитву принято произносить в синагогах после чтения Торы.
Если синагоги нет, или же нет возможности ее посетить можно эту же молитву прочитать дома. Поскольку дни чтения исрора праздничные – поминальной трапезы не устраивают.
Естественно поминают усопших в день их мамяти на иврите "йом зикарон," на идиш "ер цайт." В этот день (следует отмечать день памяти по еврейскому лунно солнечному календарю) друзья,близкие приходят кладбище. Зажигают свечу памяти, читают аскару (поминальную молитву) отрывки из книги Теилим (псамлы). Если среди собравшихся есть десять или более совершеннолетних мужчин то читают "Кадиш" – молитву прославляющую имя Всевышненго. Текст молитвы вслух произносит кто-нибудь из близких.
В этот день устраивают поминальную трапезу – ее меню не регламентировано, трапеза может быть не продолжительной. Но перед ее началом участники трапезы говорят упоминая имя усопшего, что эта трапеза устроена для подъема его души. Собсвенного говоря весь смысл действий дня памяти – это подъем души.
Поминальная молитва
Какую молитву читают за упокой души умерших родственников?
Отвечает рав Реувен Пятигорский
В среде российских евреев эта молитва называется изкор, но ее полное название — азкарат нешамот, поминовение душ умерших людей. Читается она четыре раза в год в синагоге (или в присутствии не менее десяти молящихся взрослых евреев) перед молитвой Мусаф сразу после чтения по свитку Торы. По ашкеназскому обычаю: в последний день пасхальной недели, а также на Шавуот (за границей — на второй день праздника), Йом-Кипур и Шмини-Ацерет. Любопытно, что некогда в России и Польше изкор читали каждую субботу (если среди молящихся не было жениха или в этот день не происходило обрезание). Но со временем этот обычай отменили.
В этой молитве мы просим успокоения души умершего. Молитва очень короткая. Она красива и несколько торжественна. Впрочем, произносится она индивидуально. Люди, у которых живы оба родителя, во время ее произнесения выходят из зала. Обычно поминаются покойные души отца и матери. А также других родственников, если после них не осталось сыновей, которые прочли бы молитву; причем каждый упоминается отдельно. В завершение ведущий общественную молитву поминает вслух души уважаемых людей общины и всего еврейского народа, а также жертв Катастрофы и других трагедий. Во многих общинах заведен свой порядок поминовения.
После упоминания имени умершего молящийся произносит: «Да приобщится эта душа к легиону живущих вечно — к душам Авраама, Ицхака и Яакова, Сары, Ривки, Рахели и Леи вместе с душами других праведников и праведниц, обитающих в Ган-Эден. И скажем: амен». Завершается поминовение молитвой «Ав Арахамим» (Милосердный Отец).
Даже те, кто, как правило, не посещают синагог по праздникам и субботам, стараются прийти и прочесть изкор по своим умершим родителям в указанные четыре дня года.
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
рав Реувен Пятигорский
В чём специфика юмора евреев Торы?
4 марта 2013 года
Хороший вопрос. Все знают, что у евреев такое качество имеется, и даже в гипертрофированном виде, но — встречается ли оно у религиозных евреев? В тексте Торы нет ни намёка на юмор или сатиру. То.
Кто такой хазан?
20 января 2010 года
Хазан (кантор) — на иврите шлиах цибур, «посланник общины», которому доверена общественная молитва. Он как бы представляет в час молитвы общину евреев перед Всевышним.
Слово хазан происходит от корня «хаза», смотреть. Так в древние времена называли смотрителей Иерусалимского Храма, помощников коаним-священников. Название перешло затем к служителям при си.
Материалы дня:
Зачем рожают детей?
Отвечает Мирьям Климовская
Можно ли приказать чувству?
Рав Моше Пантелят
Второй Храм был последним?
Отвечает Рав Натан Агрес
В Торе есть коды?
Отвечает Рав Натан Агрес
Сегодня читаем главу Микец
Рав Бенцион Зильбер
Материалы по теме
Как и когда нужно читать Поминальную Молитву — Изкор. Можно ли заказать ее чтение?
Что будет, если Изкор прочесть, а пожертвования не дать?
Исполняется 30 дней со дня похорон. Какой порядок поминовения?
Рав Берл Набутовский
Как выразить признательность умершему?
Что принято делать в йорцайт — годовщину смерти человека?
Рав Бенцион Зильбер
Имеет ли значение, если человек похоронен за границей?
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
По кому читают Изкор?
Рав Бенцион Зильбер
Только по покойным родителям?
Чем мы можем помочь умершим?
Рав Бенцион Зильбер
Умерших тоже судят в Йом-Кипур?
Где найти текст молитвы Изкор?
Рав Бенцион Зильбер
Пусть вспомнит Б-г…
В этом году Йом-Кипур выпадает на субботу. У этого дня особый статус?
Йорцайт, кадиш, изкор – кто и когда?
Рав Бенцион Зильбер
У меня погибла сестра.
Законы тридцати дней, двенадцати месяцев, йорцайт и изкор. Законы траура 6
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Траур по умершему родственнику»
Сколько лет после смерти человека по нему читают Изкор?
Рав Бенцион Зильбер
Изкор — это навсегда?
Переселение душ
Рав Реувен Куклин
Воспитание детей
Почему навязываете детям религиозное воспитание?
Рав Ашер Кушнир
Как ухаживать за младенцем в субботу?
Как готовить смесь, пользоваться салфетками, наносить крем?
Какое место в еврейском религиозном обществе занимает матриархат?
Рав Берл Набутовский
Приветствуются ли лидерские качества в женщине?
Как научиться не кричать, не гневаться?
Рав Ашер Кушнир
Субботний стол и дети
Рав Ашер Кушнир
Как проводить субботний стол?
Слышал, что Талмуд обязывает научить детей плавать. Так ли это?
Рав Реувен Куклин
Чем Тора отличается от всех ремёсел, которые есть в мире?
Можно ли родителям читать переписку четырнадцатилетней дочери?
Ведь существует запрет чтения чужих писем.
Можно ли маленьким детям посещать кладбище?
Рав Бенцион Зильбер
Можно ли человеку ходить на кладбище, пока живы его родители?
Отдать ли детей в нееврейскую школу?
Рав Ашер Кушнир
С какого возраста ребенок должен делать перерыв между мясной и молочной пищей?
Как объяснить ребёнку, что ёлка — это не наше?
Рав Ашер Кушнир
Они красивые, светятся, и на них игрушки висят.
Б-г нас просто любит и ничего мелочного не требует…
Рав Ашер Кушнир
Неужели недостаточно только нести в себе веру в существование Б-га?
Иудаизм и евреи
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала
Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники
Иудейские раввины о молитве за усопших и о почитании святых
Иудейские раввины о молитве за усопших и о почитании святых
Какую молитву читают за упокой души умерших родственников?
Молятся ли евреи к усопшим об их заступничестве за нас перед Богом? Если это возможно, дайте ссылку.
Посылаю Вам отрывок из книги моего отца и учителя рава Ицхака Зильбера зацал «Беседы о Торе» – об обращении к усопшим:
Вероятно, для того, чтобы люди не впадали в грех, приходя молиться на его могилу. Ведь молиться можно только Творцу. Нельзя просить помощи ни у ангелов, ни у покойных родственников. Это отдает идолопоклонством. Можно только сказать: “А вы, святые души, просите за нас Создателя”.
То, что мы посещаем могилы, читаем там отрывки из псалмов и молимся своими словами Б-гу, объясняется тем, что эти места наиболее располагают к молитве.
Ибо Бог – Судья праведный, нелицеприятный, Он сам судить кого куда определить по делам его.
Вероятно, для того, чтобы люди не впадали в грех, приходя молиться на его могилу. Ведь молиться можно только Творцу. Нельзя просить помощи ни у ангелов, ни у покойных родственников. Это отдает идолопоклонством. Можно только сказать: “А вы, святые души, просите за нас Создателя” .
То, что мы посещаем могилы, читаем там отрывки из псалмов и молимся своими словами Б-гу, объясняется тем, что эти места наиболее располагают к молитве.
Какая у вас "большая беда"? Бог тоже не слышит?
Текст молитвы Изкор
А Вы их оповестили об этом?
Или Вы иудеев ненавидите до такой степени, что не желаете им спасения?
Сообщите иудеям о Ваших знаниях, удалите от себя ненависть к ним.
Ибо Бог – Судья праведный, нелицеприятный, Он сам судить кого куда определить по делам его.
Какая у вас "большая беда"? Бог тоже не слышит?
Если Вы не увидели моего ответа, значит пост ваш более, чем тупой.
А Вы их оповестили об этом?
Или Вы иудеев ненавидите до такой степени, что не желаете им спасения?
Сообщите иудеям о Ваших знаниях, удалите от себя ненависть к ним.
Другой вопрос, что акценты надо выставлять правильно и не уклониться в грех многобожия.
У нормальных верующих есть молитвы за умерших.
Их нет у лицемеров и откровенно заблудших.
Если Вы не увидели моего ответа, значит пост ваш более, чем тупой.
У нормальных верующих есть молитвы за умерших.
Их нет у лицемеров и откровенно заблудших.
Я понимаю, в советское время, даже в начале 1990-х было сложно узнать, как же верила первая апостольская Церковь.
– имеет значение не то, что иудеи, которым вверено слово Божие, просят Бога простить умерших, а то, что иудеи никогда не просили и не просят мертвых что-то там ходатайствовать перед Богом за живых, потому, что любой, кто взывает к мертвым – мерзок Господу (Втор,18:11).
"Христиане думают, что Бог им подчиняется" (с) Ex Nihilo
У Бога, как мы знаем, все живы.
Если Вы не увидели моего ответа, значит пост ваш более, чем тупой.
Церера ли ты, исконная мать кормилица плодов, которая, обрадованная нахождением дочери, отвергнув прежний корм, приличный только животным — желуди — и указав приятную пищу, возделываешь теперь елевсинскую почву!
Или ты, небесная Венера, которая с изначала разнородные полы производительной любовию сочетала и, распространив вечное потомство рода человеческого, принимаешь теперь поклонение в обтекаемом морем святилище Пафоса!
— Или ты сестра Феба, которая, смягчив роды нежными лекарствами, воспитала столь многочисленные народы и почитаешься теперь в преславном ефесском святилище!
— или ты Прозерпина, внушающая ужас ночными завываниями, удерживающая натиск привидений своим тройственным лицом и заключающая запоры земли. Вселяясь в различные рощи, ты принимаешь умилостивления различным богослужением .
Святая и вечная спасительница рода человеческого, всегда щедрая благодетельница смертных, ты оказываешь нежную любовь матери бедствиям несчастных. Ни день, ни час, ни мгновение не бывает лишено твоих благодеяний; ты покровительствуешь людям на суше и на море, и отстраняя жизненные бури, простираешь спасительную десницу, которой распутываешь нити, безнадежно спутанные судьбой; ты смягчаешь бедствия Фортуны и препятствуешь вредному движению звезд; тебя почитают вышние, уважают подземные; ты вращаешь вселенную, освещаешь солнце, управляешь миром, попираешь Тартар. Тебе отвечают светила, возвращаются времена, радуются божества, служат стихии. Твоей волею дышат огни, питаются тучи, рождаются семена, возрастают зародыши. Твоему величеству ужасаются птицы, летящие по воздуху; дикие звери, блуждающие по горам; змеи, скрывающиеся на земле; чудовища, плавающие по морю».
"Ом мани падме хум!
Слава милостивой Гуаньинь!
Если бросят меня на груду ножей — они мне не повредят.
Если бросят меня в огненное озеро — оно меня не опалит.
Если окружат меня голодные демоны — они меня не тронут.
Если даже превращусь я в животное — все равно попаду на небеса.
Слава милостивой Гуаньинь!»
Риторика ничто, лишь совесть будь готова.
Ты будешь Казнодей, лишь только стань попом
И стыд весь отложи. Однако врешь, Пахом.
На что риторику совсем пренебрегаешь?
Ее лишь ты одну, и то худенько знаешь.
Василий, Златоуст — церковные столпы —
Учились долее, как нынешни попы:
Гомера, Пиндара, Демосфена читали
И проповедь свою их штилем предлагали;
Натуру, общую всей протчей твари мать,
Небес, земли, морей, старались испытать,
Дабы Творца чрез то по мере сил постигнуть
И важностью вещей сердца людски подвигнуть;
Не ставили за стыд из басен выбирать,
Чем к праведным делам возможно преклонять.
Ты словом Божиим незнанье закрываешь
И больше тех мужей у нас быть уповаешь;
Ты думаешь, Пахом, что ты уж Златоуст!
Но мы уверены о том, что мозг твой пуст.
Нам слово Божие чувствительно, любезно
И лишь во рте твоем бессильно, бесполезно.
Нравоучением преславный Телемак
Стократ полезнее твоих нескладных врак.[1]
И Вы не увлекайтесь, и волос у Вас не пошевелится.
Если Вы не увидели моего ответа, значит пост ваш более, чем тупой.
Он обусловлен сокращением мышц волосяных фолликулов (мышцы поднимающей волос). Животным распушение шкуры помогает сохранить тепло у поверхности кожи при похолодании, а при реакции на опасность поднятая дыбом шерсть на спине и загривке делает зверя визуально более массивным и устрашающим. С той же целью, например, угрожающе раздуваются и приподнимаются на лапах лягушки. У людей рефлекс больше не имеет практического смысла, так как в процессе эволюции волосяной покров редуцировался и поднимать больше нечего. Зато он служит напоминанием о том, какими нелепыми порой могут быть люди, отрицая очевидное (эволюция)."
Copyright © vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved.
ЕВРЕЙСКИЕ ПОХОРОНЫ И ТРАУР
Душа. Гейином и Ган Эден
Обращение Главного раввина С.-Петербурга М.-М. Певзнера в связи с запретом кремации
Последние часы жизни
Обращение с телом умершего
Правила поведения на кладбище
Молитвы во время похорон
С момента смерти до похорон
Законы траура в течение семи дней после похорон (Шива)
Законы траура с 7-го по 30-й день после похорон (Шлошим)
Траур в течение года
На седьмой день после похорон
На тридцатый день после похорон
Йорцайт — годовщина смерти
Информация о похоронном бюро «Хевра Кадиша»
Человеческая душа по сути своей является частичкой Божественности, и потому жизнь души не заканчивается со смертью тела.
Место, куда попадает душа после смерти, называется Мир Грядущий. О Мире Грядущем нам не известно почти ничего. В Талмуде сказано, что праведники в Мире Грядущем наслаждаются сиянием Шехины (Божественного Присутствия) и близостью к Всевышнему. Это наслаждение выше всех земных благ, оно дается человеку в качестве награды за его дела в земной жизни, раскаяние в дурных поступках и муки очищения, которые его душа претерпевает после смерти.
После пребывания в этом мире душе необходимо очищение. Это очищение происходит в Гейиноме. (Обычная русская транскрипция этого слова — «геенна», что понимается как «ад». Но это неверно, точнее было бы назвать Гейином «чистилищем».) Пройдя через Гейином, душа попадает в Ган Эден («райский сад»), где она постигает Божественный свет и наслаждается им. Через какое-то время душа может быть снова послана в этот мир, чтобы до конца осуществить свое Божественное предназначение.
Что же происходит в Гейиноме? Душе показывают полную картину того, что она совершила в этом мире, рассматривают отдельно каждый ее поступок и его последствия в этом мире и в Верхних Мирах. Перед душой предстает все то, от чего в этом мире она отворачивалась, на что не хотела смотреть и о чем не хотела думать; ей дают почувствовать те страдания, которые испытывали жертвы ее дурных поступков в этом мире.
Сказали наши Учителя, что один час мук Гейинома хуже, чем семьдесят лет тяжелой жизни в этом мире.
Верхние Миры — не миры действия, а потому, оказавшись там, душа уже не может исправить последствия своих действий на земле. Из-за этого она ощущает свою беспомощность и страдает.
Поэтому близкие умершего могут помочь его душе, исправив какие-то неправильные поступки, совершенные им в этом мире.
Периоды траура
За исключением особых обстоятельств, в течение семи дней шива скорбящему не следует выходить из дома (подробности см. ниже). Желательно, чтобы все ближайшие родственники собрались на этот период в доме покойного, ибо там, где жил человек, продолжает обитать его дух. Очень важно, чтобы в это тяжелое время вся семья объединилась вместе. Однако скорбящий может, если это ему удобнее, соблюдать шива у себя дома.
Традиция утверждает, что период первых семи дней после похорон особенно тяжел для души умершего. Сказали Мудрецы, что в дни шива душа умершего мечется между могилой и домом и ищет утешения.
Согласно Каббале, в семь дней шива происходит постепенный распад животной души человека, которая связывает тело человека и его бессмертную «божественную душу». Это — период перехода души умершего из нашего мира в высший «мир душ». При этом в первые три дня душа еще не может примириться со смертью и хочет вернуться в тело, однако, видя, что тело и животная душа распадаются, на третий день она примиряется с этим. Траур, соблюдаемый близкими родственниками, помогает душе умершего обрести покой.
Дни с 7-го (окончание шива) по 30-й после похорон являются для близких родственников умершего вторым периодом траура, который именуется шлошим (букв. «тридцать»).
Согласно еврейской мистической традиции, после смерти душа человека постепенно переходит в Другой Мир. Этот переход, когда душа «надевает одежды Другого Мира», полностью завершается в период шлошим. Этот же срок — минимальное время наказания, т.е. очищения для души всякого человека, за исключением полных праведников, души которых поднимаются к Божественному свету тотчас же.
Третий период траура — до года после похорон — соблюдается только в случае смерти отца или матери. В этот период сохраняются лишь отдельные элементы траура.
Этот срок обусловлен тем, что наказание в Гейhиноме длится не больше двенадцати месяцев. Обычно принято считать, что умерший не был законченным злодеем, поэтому предполагается, что срок его наказания ограничивается одиннадцатью месяцами. На протяжении этого времени читают Кадиш — поминальную молитву.
В этот день вспоминают о покойном, отдают дань его памяти. Принято в память о покойном учить Тору или Мишну.
Хотя человек обязан соблюдать йорцайт только по родителям, следует говорить Кадиш, учить Тору и Мишну также и в память о других родственниках, особенно тех, по которым некому читать Кадиш.
Йорцайт — это особое время для души умершего. В этот день она поднимается на следующую ступень в духовных мирах. С другой стороны, в этот день ее связь с живыми родственниками особо сильна, и потому для души важно, чтобы о ней вспоминали.
Обращение Главного раввина С.-Петербурга М.-М. Певзнера в связи с запретом кремации
Душа человека — частичка Божественности: как вечна Божественность, так вечна и душа. Время, когда душа находилась в теле, — лишь момент в ее вечности. Душа не умирает со смертью тела, и это — утешение скорбящим.
По обычаю, человека хоронят в простом белом одеянии, которое называется тахрихим. Наши мудрецы спрашивают: почему выбрана именно такая одежда? И отвечают: если похоронят человека в дорогих одеждах, он невольно принизит тех, у кого нет возможности быть похороненными в богатстве.
Видно отсюда, что мы должны заботиться о том, чтобы даже после смерти человек не нарушил еврейский закон.
И здесь я хотел бы перейти к очень больной теме — кремации. Еврейский закон строго-настрого запрещает кремировать тело усопшего. Написано: «прах ты и в прах возвратишься» — после смерти тело должно быть предано земле.
Но для многих камнем преткновения становится воля покойного, который оставил завещание с желанием быть кремированным. В этом случае еврейский Закон предписывает нарушить волю покойного: как было сказано выше, даже после смерти человека мы должны заботиться о том, чтобы он не преступил Закон. Кроме того, сожжение тела приводит к большим страданиям для души, ведь связь души с телом не прекращается сразу после смерти.
Еще одно соображение, которое часто можно услышать в пользу кремации,— чтобы покойный был похоронен рядом с родственниками. Однако, если исходить из соображений заботы об умершем, то для его души гораздо важнее, чтобы тело «вернулось в прах».
Сказано в книге пророка Йишаи: «. восстанут умершие. Пробудитесь и ликуйте, покоящиеся во прахе». Я хотел бы пожелать всем нам, чтобы это пророчество сбылось как можно скорее, в наши дни. Амен.
С уважением, Главный раввин Санкт-Петербурга Менахем-Мендл Певзнер.
- Запрещено любое действие, способное приблизить кончину человека -даже на одно мгновение, даже по просьбе умирающего.
- На каждом лежит обязанность выполнить любую просьбу умирающего, при условии, что она не противоречит еврейскому Закону (как, например, просьба о кремации, или о передаче тела для медицинских опытов).
- Даже если известно, что часы жизни человека сочтены, до того, как он умер, не начинают заниматься приготовлениями к похоронам и любыми другими вопросами, подразумевающими неизбежность смертельного исхода, — такими, как дележ имущества, рытье могилы, приобретение гроба и т.п.
- Моментом смерти, согласно еврейской традиции, считается полная остановка дыхания.
Обращение с телом умершего
- Человеческое тело создано по образу Всевышнего, и неуважительное отношение к нему равносильно оскорблению Творца. Тело запрещено вскрывать и кремировать.
- Запрещено выставлять покойного на обозрение.
- В комнате, где лежит умерший, нельзя есть, пить, курить и удовлетворять иные потребности, свойственные людям при жизни.
- Запрещено прикасаться к покойному без необходимости.
Всем, что касается подготовки и организации похорон в Петербургской еврейской общине занимается Похоронное бюро — «Хевра Кадиша».
- Все тело покойного должно быть очищено и омыто. Моют самым тщательным образом водой комнатной температуры, начиная с головы. Уже абсолютно чистое тело должно быть последовательно и равномерно омыто, также начиная с головы, минимум двадцатью литрами воды.
- Во время омовения следует вести себя с максимальным уважением к покойному; в это время не говорят о вещах, не имеющих отношения к очищению.
- Не начинают омовение, пока не приготовят одеяние для покойного.
- На глаза покойного кладут щепотку земли или глиняные черепки.
- После этого умершего одевают. Одеяние (тахрихим), согласно традиции, должно быть из белой материи, желательно из льна, простое и одинаковое для всех, без узлов и без карманов.
- Омывать и одевать покойного должны евреи.
- На покойного не надевают обувь.
- Очищенного и облаченного умершего кладут в гроб. Гроб должен быть деревянным, в днище его должна быть выбита одна из досок или просверлено отверстие диаметром не менее 4 см, так, чтобы тело не было отделено от земли, как сказано: «Ибо прах ты и в прах возвратишься».
- Тело умершего мужчины покрывают молитвенным покрывалом — талесом, одну из четырех кистей которого перед тем отрезают.
- На тело ничего не кладут, в том числе цветы.
- Гроб закрывают сразу же. С точки зрения еврейской традиции, выставлять тело напоказ — кощунство и надругательство над усопшим.
- Коhаним (потомкам тех, кто служил в Храме) запрещено находиться в помещении, в котором находится тело умершего.
- Не хоронят в субботу и в еврейские праздники (йом-тов).
- Кроме этих случаев, откладывать похороны даже на один день крайне нежелательно и допустимо лишь в исключительных случаях — к примеру, чтобы дать возможность участвовать в них единственному ребенку покойного. Задержка похорон — дополнительные мучения для души.
- Тело выносят ногами вперед; все присутствующие следуют за гробом.
- Высшим проявлением скорби является криа — когда те, на кого распространяются законы траура, надрывают на себе одежду в знак траура и отчаяния от потери. При трауре по родителям криа делают с левой стороны, напротив сердца, по другим близким — с правой. Криа не делают на нижнем белье и верхней одежде (куртке, пальто). Криа делают в тот момент, когда стало известно о смерти, в некоторых общинах это принято делать во время похорон.
- Не делают криа, если скончавшийся — самоубийца или выкрест.
- Во время криа скорбящий произносит благословение:
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной — Судья истинный!
Вездесущий утешит вас и всех скорбящих по Сиону и Иерусалиму.
Правила поведения на кладбище
- Мужчины должны быть с покрытыми головами.
- На кладбище нельзя:
садиться на могилы или ходить по ним
брать что-либо с кладбища домой (цветы, плоды и т.п.)
вести себя легкомысленно (например, петь, рассказывать анекдоты)
Молитвы во время похорон
В дни еврейских праздников вместо погребального Кадиша читают Кадиш ятом.
Законы траура
С момента смерти до похорон
- После того, как смерть наступила, открывают окно в комнате, где лежит покойник.
- Желательно, чтобы глаза и рот умершего закрыли близкие ему люди.
- У изголовья ставят свечи, их количество зависит от обычая, принятого в общине.
- Не оставляют покойного в комнате одного. Кто-либо из членов семьи или любой другой взрослый еврей (шомер) должен постоянно находиться с ним. Принято читать в это время псалмы Давида — Теhилим.
- Выливают всю воду из открытой посуды, бывшую в доме в момент смерти.
- Зеркала и зеркальные поверхности в квартире должны быть завешены; портреты и фотографии также завешивают или снимают со стен.
- С момента смерти и до истечения годичного траура (по меньшей мере — во время семидневного траура) в доме умершего и в домах тех, на кого распространяются законы траура, должна гореть негасимая свеча или масляный светильник — нешомэ лихт. Специально зажженная для этой цели электрическая лампочка также допустима, если нет возможности зажечь свечу или масляный светильник.
Кто обязан соблюдать траур
- Человек обязан соблюдать траур по родителям, детям, супругу, брату или сестре.
- Законы траура соблюдают только по родственникам-евреям
(в память о неевреях можно прочесть псалом 91 и зажечь свечу).
Законы траура до похорон (Онен)
- Онен (скорбящий) освобожден от исполнения всех предписывающих заповедей, но обязан соблюдать запрещающие. Его единственный долг в это время — обеспечить достойные похороны.
- Ему запрещено:
стричь волосы и ногти, бриться
мыть все свое тело, даже в холодной воде
участвовать в застольях
есть мясо и пить вино
заниматься ремеслом или торговлей
вступать в интимные отношения
здороваться
Законы траура в течение семи дней после похорон (Шива)
- Сразу после похорон начинается отсчет семи дней траура, и скорбящий называется авель.
- Этот этап траура завершается в седьмой день утром.
- Дни как семидневного, так и тридцатидневного периода траура отсчитывают со дня похорон, а не со дня кончины, — при этом отрезок времени, прошедший с момента предания тела земле до заката солнца, засчитывается вне зависимости от его продолжительности как полный день.
- Принято, если это возможно, проводить время семидневного траура в доме покойного.
- Авель:
не носит кожаную обувь
не выходит из дома в течение всего периода траура (если от этого зависит его пропитание, можно выйти на работу уже через три дня), кроме суббот и праздников
не сидит на высоком сиденье
не приветствует пришедших его утешать и не прощается с ними
не развлекается и не слушает музыку
не стирает и не гладит
не купается (можно мыть отдельные части тела); не пользуется косметикой
не использует украшения
не стрижется и не бреется
не вступает в интимные отношения
не надевает новую или свежевыстиранную одежду (кроме нательного белья)
не учит Тору (кроме изучения тех мест Священного Писания, которые вызывают скорбь, — книги Иова и т.п.)
Законы траура с 7-го по 30-й день после похорон (Шлошим)
- В период шлошим сохраняются следующие запреты:
омовение для удовольствия (например: ванна, сауна)
стрижка волос и бритье
посещение празднований и торжеств
туристические поездки и экскурсии
прослушивание музыки и посещение увеселительных заведений
- Некоторые элементы траура соблюдаются в течение полных 12 месяцев, даже в том случае, когда год (еврейский) високосный. Особенно строго соблюдают все ограничения в период траура по родителям. В это время:
не участвуют в застольях
не посещают театры, концертные залы и другие увеселительные заведения
не покупают новую одежду, квартиру
- Время установки памятника регулируется обычаем общины, в любом случае это следует сделать не позже, чем через год со дня похорон
- Установка памятника родителям рассматривается как исполнение заповеди почтения к ним
- Не принято ставить роскошные памятники, ибо не должно быть конкуренции перед лицом смерти
- Не принято сажать рядом с могилой деревья
- Запрещено помещать на памятнике скульптурные или любые иные изображения покойного.
На 7-й и 30-й день после похорон, в йорцайт или при посещении кладбища принято читать псалмы 33,16,17,72,91,104,130 и 119, Э-ль малэ рахамим и (при наличии миньяна) Кадиш.
Традиции поминовения и посещения могилы
В течение одиннадцати месяцев читают Кадиш Ятом — Кадиш сироты. Его читают по родителям и по любому умершему еврею, если больше некому это сделать. Не принято читать этот Кадиш тому, у кого живы оба родителя. Его читают стоя, только в присутствии миньяна в завершение молитвы или после чтения псалмов.
На седьмой день после похорон
- На 7-й день принято посещать могилу усопшего, читают псалмы и молитвы, дают пожертвование — цдаку.
- Если этот день выпадает на субботу или праздники, то могилу посещают на следующий день.
- Принято оставлять на могиле камешек перед уходом с кладбища в знак того, что она посещается.
На тридцатый день после похорон
На 30-й день принято посещать могилу усопшего, читают псалмы и молитвы, дают пожертвование — цдаку. Если этот день выпадает на субботу или праздники, то могилу посещают на следующий день.
Йорцайт — годовщина смерти
- Принято отмечать годовщину смерти близких (в соответствии с датами еврейского календаря).
- В первый год йорцайт отмечают в годовщину похорон, а не смерти.
- Принято посещать могилу по истечении 12 месяцев, даже в високосный год, когда этот день не совпадает с йорцайт.
- Вечером, накануне дня йорцайт зажигают свечу или масляный светильник. Специально зажженный для этой цели электрический светильник также допустим, если нет возможности зажечь свечу или масляный светильник.
- Свеча или светильник должны гореть в течение суток, до следующего вечера (до выхода звезд).
- Читают Кадиш и подборку псалмов
- Посещают могилу.
- Во многих общинах в йорцайт родителей принято поститься. В нашей общине такого обычая нет.
- Для мужчины в этот день желательно вести общественную молитву.
- Дают цдаку, чтобы она была засчитана в заслугу умершему.
- В йорцайт не развлекаются.
Изкор — молитва в дни поминовения
- Четыре раза в году: в последний день праздника Песах, в праздник Шавуот (в диаспоре — во второй день этого праздника), в праздники Йом-Кипур и Шмини-ацерет [см. раздел Календарь] после чтения свитка Торы произносят молитву за душу умершего — Изкор.
- Эту молитву обязательно читать в синагоге во время утренней праздничной молитвы т.к. Изкор читают в присутствии свитка Торы.
- Невыполнение содержащегося в тексте молитвы обета пожертвовать деньги на благотворительные цели обессмысливает ее.
- Те, у кого живы оба родителя, покидают зал во время чтения Изкор. В течение первого года скорбящие сами не читают Изкор, но не покидают зал.
- В Изкор называют еврейские имена покойного и его отца.
При чтении молитвы Изкор принято упоминать имя матери покойного, но если оно не известно, упоминается имя отца.
- Евреи не кладут цветы или венки на могилу. Цветы, положенные на могилу, а тем более в гроб, — пережиток языческого обычая жертвоприношения духам предков, запрещенного евреям. Если по ошибке цветы уже принесены, их можно положить у могилы без обрядов и церемоний.
- Запрещено принимать участие в религиозных и этнических ритуалах других конфессий и народов, однако разрешается участвовать в гражданских обрядах.
- Подойдя к могиле, кладут левую руку на могильный камень.
- Не принято посещать могилу дважды за одно посещение кладбища.
- Принято посещать могилы предков и праведников в месяце элул (месяц перед Рош-hаШана) и в дни между Рош-hаШана и Йом-Кипуром.
- Не принято посещать кладбище в те дни, когда не говорят покаянную молитву Таханун, а именно:
в субботу и праздники;
в Пурим — 14 и 15 числа месяца адар;
а также (кроме тех случаев, когда на эти дни выпадает йорцайт): в течение всего месяца нисан;
в Песах шени — четырнадцатого числа месяца ияр в Лаг ба-омер;
в месяц сиван — с новомесячья и до двенадцатого числа;
девятого числа месяца ав; пятнадцатого числа месяца ав;
с Йом-Кипура до конца месяца тишрей;
в Ту-би-шват — пятнадцатого числа месяца шват;
в Пурим-катан (14 и 15 числа первого месяца адар в високосном году);
в рош-ходеш (новомесячье).
Похоронное бюро
Информация о похоронном бюро «Хевра Кадиша»
При Санкт-Петербургской еврейской религиозной общине работает похоронное бюро — «Хевра Кадиша», куда Вы можете обратиться по вопросам:
- организации похорон
- законов траура
- обычаев поминовения
- заказа поминальной молитвы
Лермонтовский пр. д. 2 (Информационный отдел).
с 10 до 18 часов, кроме субботы и еврейских праздников.
Уход за могилами на Еврейском Преображенском кладбище С.Петербурга
Еврейская община Петербурга создала масштабный и беспрецедентный Интернет-проект www.jekl.ru, который позволяет найти любую из 80000 могил на еврейском кладбище Петербурга и удаленно заказать услугу по уходу за могилой. Введя в поле поиска фамилию, инициалы, год рождения и смерти покойного, вы получаете фотографию могилы и информацию о ее точном местоположении на кладбище. Кроме этого можно посмотреть карту кладбища и участка, и с точностью до нескольких метров определить, где находится могила. Из любой точки мира, можно прямо на сайте оформить бланк заказа, указав нужную услугу (от установки нового памятника до чтения поминальной молитвы). Сайт автоматически формирует счет, который можно оплатить через любой банк. Чтобы заказчик мог оценить результат, по завершении работ ему на электронный адрес высылается фотография могилы. Все работы осуществляются силами сотрудников кладбища, еврейская община выступает как посредник, контролирующий качество и сроки выполнения работ. Для еврейской общины это некоммерческий проект, заказчик оплачивает только работу сотрудников кладбища.
Заказ по уходу за могилой доступен и для тех, кто «не дружит» с компьютером. Для того, чтобы заказать уход за могилой можно обратиться в Информационный отдел Большой Хоральной синагоги , и сотрудники отдела оформят за вас заказ. Перед тем, как нанести визит в Информационный отдел позвоните и уточните время работы.
Информационный отдел находится на 3-м этаже Большой Хоральной Синагоги на Лермонтовском пр. д. 2.
Для тех, кто живет за границей, и затрудняется оформить заказ по уходу за могилой самостоятельно, сотрудники синагоги помогут оформить заказ по телефону +7 (812) 713-81-86