Молитва за самоубиенных на троицу

Все о религии и вере - "молитва за самоубиенных на троицу" с подробным описанием и фотографиями.

Почему Церковь не молится за самоубийц

Приближается праздник Пятидесятницы, или, как его больше знают в народе, День Святой Троицы. В субботу перед Троицей в церковном календаре есть еще одна дата –Троицкая родительская суббота. В этот день помянуть своих усопших пойдут многие люди. В том числе придут те, кто «от кого-то в народе слышали», что родительская суббота перед Троицей – это единственный день, когда Церковь молится за самоубийц. И, как показывает опыт, таких людей достаточно много. Кстати, многие с явной обидой, а иногда и агрессией, воспринимают отказ принять «записку» с именем самоубийцы.

Да, есть такое суеверие, что на Троицкую родительскую субботу поминают самоубийц. Но это не правда – Церковь никогда не молится за самоубийц. Сложно сказать откуда произошло то или иное конкретное суеверие. Читаешь сайты с разными «полезными» и «духовными» советами и просто поражаешься неистощимости народной фантазии. Нельзя точно сказать откуда произошло то или иное суеверие, но можно предположить.

Само богослужение Троицкой родительской субботы подразумевает, что мы «память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших» [1] . Выдающийся литургист и подвижник благочестия святитель Афанасий (Сахаров) в своей фундаментальной работе «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» пишет, что День Святой Троицы – это особый день церковного календаря: «Церковь возносит усиленное просительное моление о своих живущих на земле чадах, о прощении грехов их, об очищении их действием Святаго Духа, о принятии их коленопреклоненных молений, с этого дня после продолжительного перерыва возобновляемых. Совершая такое нарочитое моление о живых, Святая Церковь не могла забыть об усопших. Посему в сей всесовершенный и спасительный праздник она трогательно и умилительно сплетает воедино и приносит общие умилостивления молитвенные и о живых, и вместе об умерших, и даже о держимых в аде» [2] .

И, действительно, это особый день, но даже в такой особый день Церковь все равно не молится за самоубийц. На каноне утрени родительской субботы поминаются очень многие «категории» усопших: «иже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша и огонь яже попали верные», а также «усопшия в мори или на земли» и многие другие усопшие. Но есть одно важное НО: не самоубийцы. Нигде в богослужении не говорится о тех, кто «самовольно живот свой оставивших». Рискну предположить, что народное сознание «домыслило» сюда еще и эту категорию.

Обратите внимание на слова «от века усопших благочестивых христиан». А что это означает? Что вообще значит быть христианином? Быть православным христианином значит не просто быть крещеным и носить крестик и иногда заходить в храм за святой водой и освященными куличами. И уж ни в коем случае это не означает «верить в душе». Быть христианином означает в первую очередь реализовывать свою веру, жить по-христиански. И более того, не только жить по-христиански, но и умереть как христианин. Не случайно в богослужении часто встречаются прошения о даровании всем верующим христианской смерти. Прекрасным примером этого является просительная ектинья на вечерне: Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим».

А кто такие самоубийцы? Ведь их кончина не была такой христианской. Самоубийство – это грех против Божией воли. Это осмысленный отказ от великого дара –жизни. И, более того, это грех, который не прощается. Не прощается он потому, что в нем нельзя покаяться: ведь смерть наступает в сам момент совершения этого греха. Иными словами, самоубийцы – это те части церковного организма, которые сами себя «ампутировали».

Церковные каноны очень четко и строго говорят о церковном поминовении самоубийц: 14 правило Тимофея Александрийского гласит: «О таковом не подобает быти приношение» [3] .

Во всех правилах существуют исключения. Поэтому если какой-то человек совершил самоубийство в состоянии аффекта или страдал психическими заболеваниями, то теоретически его можно отпеть. Но только по благословению правящего архиерея. Родственники берут все справки и едут на прием к своему епископу и уже он сам решает можно ли учесть все обстоятельства и отпеть несчастного. Но ни один священник не имеет права самостоятельно принимать подобные решения и отпевать самоубийцу.

К тому же, еще одна важная деталь: само по себе отпевание – не магический обряд, само совершение которого дает «пропуск» в Царство Небесное. Один раз люди, родственник которых покончил жизнь самоубийством, спросили священника:

– А если бы мы Вас обманули? Не сказали бы, что самоубийца и все. Или вообще нашли бы какие-то способы отпеть этого человека. Что бы было тогда?

Ответ был простой:

– Бога обмануть нельзя.

В Церкви есть особый чин: «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго». Но тут есть важный момент: это не отпевание, это вообще молитва не о самоубийце – это молитва о его родственниках. Вот что говорится в самом тексте: «Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы» [4] .

И тут самое главное – это само желание родственников помочь. Ведь от родственников требуется совершить настоящий подвиг христианской любви: молиться за самоубийц. А это тяжело! Неслучайно, в предисловии к «Чину» говорится об опыте святых, «которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения» [5] .

Можно понять родственников, которые приходят в храм на Троицкую родительскую субботу и хотят как-то помянуть самоубийц. Но делать это нужно не в храме – делать это нужно дома. Читать молитву святому Уару и еще несколько молитв, которые существуют в сокровищнице православного Предания. Правда нужно быть готовым к большим скорбям и искушениям на своем собственном жизненном пути.

скрыть способы оплаты

скрыть способы оплаты

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Как молиться за самоубиенного

В настоящей статье мы расскажем вам, как молиться за самоубиенного, чтобы Господь к нему сжалился и пустил в рай. Все мы знаем, что самоубийство – это большой грех, но что делать в случае, когда самоубийство было вынужденным или совершенно по глупости? Можно ли как-то отмолить этих людей и стоит ли рассчитывать на то, что будет к ним Господь снисходителен? Об этом вы узнаете далее.

Что происходит с самоубийцами после смерти?

  • Самоубийство считается очень страшным грехом, за который Господь может жестоко наказать. Жизнь дарована Господом и только он может решать когда ее отнимать. Если человек покончил с собой, то в рай он вряд ли попадет. Если только у самоубийцы были веские причины свести счеты с жизнью или он не отдавал себе отчет при совершении этого греха.

В каких случая самоубийца может быть прощен Господом?

  • Если, к примеру, над человеком жестоко издевались, угрожали и так далее, то есть оказывали давление, и он совершил после этого самоубийство не выдержав испытаний, то за это он может быть прощен Господом и пущен в рай, спустя 40 дней после смерти. Ведь как мы знаем, до 40 дней душа находится между небом и землей и ждет Божьего Суда, чтобы потом перейти в рай или ад. В эти дни родственники могут ощущать присутствие умершего человека и слышать странные шаги, стуки, голоса и прочие явления. Это говорит о том, что хоть человека уже в живых нет, но его душа остается с нами.
  • Это же касается и ребенка или подростка, которые под давлением взрослых или сверстников кидаются с мостов, крыш и так далее, чтобы умереть. Они в большинстве случаев не отдают себе отчет в совершении этого поступка.
  • Еще может быть прощен самоубийца, который тяжело болел перед смертью и решил свети счеты с жизнью. К примеру, он испытывал по ночам страшные головные или другие боли, против которых не помогало ни одно лекарство.

Как молиться за самоубиенного ребенка?

  • Если случилось так, что ваш ребенок покончил с собой, то за его душу можно молиться так: “Господь Всемилостивый, прости моего ребенка за то, что убил он сам себя. Отпусти ты ему грех этот и не терзай его душу, позволь душе чада моего умершего обрести вечный покой. Во имя Отца, Сына и Святого Духа! Аминь!”.

Как молиться за самоубиенного родителя?

  • Если же случилось так, что потеряли вы отца или мать, но умерли они или один из них не своей смертью, то за душу родителя тоже можно помолиться.
  • Слова у молитвы такие: “Всевышний Господи, прости ты моему отцу (матери) грех этот страшный, потому как принудили его (ее) к этому обстоятельства тяжелые и невыносимые. Не допусти терзаний душевных и мук страшных родителя моего. Не навлекай и на меня наказания за грехи отца моего (матери моей). Прошу поселить душу родителя я в рай, где будет вечный покой и гармония, ведь заслужил он такой жизни, и я в это свято верю. Во веки веков, аминь!”.

Теперь вам известно, как молиться за самоубиенного родителя или ребенка, чтобы облегчить его страдания.

МОЖНО ЛИ В ТРОИЦКУЮ РОДИТЕЛЬСКУЮ СУББОТУ МОЛИТЬСЯ О САМОУБИЙЦАХ В ХРАМЕ?

Всегда перед Днем Святой Троицы отмечается Троицкая родительская поминальная суббота. В этот день мы молимся в храмах на утреннем богослужении, во время заупокойной Литургии, панихид об упокоении душ всех отныне и до века усопших православных христиан. К сожалению, в обществе бытует поверье, что именно в Троицкую родительскую поминальную субботу один раз в году можно подавать записочки на панихиду или Литургию о самоубийцах. Оно противоречит каноническим церковным правилам.

В конце IV века жил святитель архиепископ Тимофей Александрийский. В свое время в 381 году этот святой был участником II Вселенского Собора. Благодаря его учености и богоугодной жизни многие епископы обращались к нему за разрешением различных недоуменных вопросов. 18 его ответов на вопросы о причащении и нравственной чистоте 2-м правилом VI Вселенского Собора приобрели каноническую силу.

«Вопрос. Аще кто, будучи вне себя, поднял на себя руки, или повержет себя с высоты: за таковаго должно ли бытии и приношение, или нет?

Ответ. О таковом священнослужитель должен рассудити, подлинно ли, будучи вне ума, соделал сие. Ибо часто близкие к пострадавшему от самого себя, желая достигнути, да будет приношение и молитва за него, неправдуют и глаголют, яко был вне себя. Может же бытии, яко соделал сие от обиды человеческия, или по иному какому случаю от малодушия: и о таковом не подобает бытии приношение, ибо есть самоубийца. Посему священнослужитель непременно должен со всяким тщанием испытати, да не подпадет осуждению».

Конечно же, это страшная трагедия и духовная катастрофа человека, совершившего самоубийство. И огромная боль, тяжелая рана для его родственников и близких. Но фактически суицид – это бунт против Бога. Он совершается не вдруг, не внезапно. Мысль о самоубийстве зреет в человеке продолжительное время. Святые отцы признавали следующие этапы самоубийственной страсти (по возрастающей): уныние – отчаяние – самоубийство.

Человек сильно и страстно чего-то хочет. Господь ему этого не посылает, потому что для него это не полезно. Он дает человеку правильную и нужную для его спасения жизнь. Но тот, опьяненный своей страстью, гордыней, нежеланием смириться, отвергает жизнь, предложенную Богом, и будто бы говорит себе: «Ты мне не дал, чего я хочу, а я не приму того, что ты мне даешь». Наступает уныние. Человек начинает жалеть себя и, как правило, наслаждаться этим саможалением, своим позором, падением. Он утопает в сладких волнах депрессии, замешанной на эгоизме. Его не интересует мир, другие люди. Он любуется собственной болью. Постепенно в этой сладкой неге уныния наступает момент, когда стирается грань между «плохо-хорошо», между добром и злом, моралью и этикетом в человеческом поведении, и, наконец, такой человек попадает в черную пропасть отчаяния, когда мира для него будто бы уже не существует. Он, живя в нем, душевно и сердечно находится, образно выражаясь, за тысячу километров от него. Стирается последняя грань: пропадает инстинкт самосохранения. И вот уже жизнь оборвалась. Человек добровольно теряет или отвергает Бога, а без Него мир – всего лишь пустота – бездна ледяного холодного космоса. Конечно же, мы не должны ровнять всех под одну гребенку. Каждый случай самоубийства, как и каждый человек, уникален. Но факт остается фактом. Человек добровольно отказывается от Бога и Его Церкви. В этом суть самоубийства. Потому Церковь и не молится о самоубийцах. Человек сам отказался от Ее спасительной помощи по своей воле. Для него уже покаяние невозможно. Он сам отказался от рая, так имеем ли мы – священники и родственники – право насильно туда тащить его? Как говорится, насильно мил не будешь.

В первую очередь молиться за самоубийцу келейно, то есть в домашних условиях. Церковная молитва за человека, совершившего суицид, запрещена, но келейная молитва возможна.

Так, например, учили оптинские старцы.

Преподобный Леонид (в схиме Лев) наставлял своего ученика Павла Тамбовцева, отец которого покончил жизнь самоубийством: «Вручай как себя, так и участь своего родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго чудес. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись Всеблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней.

– Но каким образом молиться за таковых? – спросил послушник.

– По духу добродетельных и мудрых, так: “Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего, аще возможно есть, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя!ˮ.

– Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего, но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшею благостью – ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: “Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешноˮ. Справедливо. Но Бог без сравнения более чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?»

«Еще пишешь о несчастной кончине брата одной из ваших послушниц и спрашиваешь, можно ли его поминать. По церковным правилам поминать его в церкви не следует, а сестра и родные его могут келейно о нем молиться, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву… и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала, и утешала, и оказывалась действительною перед Господом».

«Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего или рабы Твоей (имя), аще возможно есть, помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя!» Также существует Канон о самовольне жизнь свою скончавших, написанный митрополитом Вениамином (Федченковым). Он тоже читается келейно. Его можно скачать в интернете или купить в какой-нибудь церковной лавке. На чтение всех этих молитв нужно взять благословение у духовника, а за неимением его – у священника. За самоубийцу можно и нужно творить дела милосердия: пожертвования нищим, бездомным и т. д. Только не просите людей поминать усопшего самоубийцу.

Это не отпевание самоубийцы, а молебен, который служится в храме для родственников человека, совершившего суицид, чтобы они получили утешение. Чин может быть отслужен не один раз, а многократно по мере необходимости.

Он уврачует и исцелит раненое сердце и больную душу.

Молитва за самоубиенных на троицу

Последствия молитв о самоубиенном

Последствия молитв о самоубиенном

Можно ли молиться за родного человека (в моём случае мать), который покончил собой?

Знаю, что есть молитва келейная Льва Оптинского, которую можно читать с благословления священника. Но некоторые священники утверждают, что если даже родственники и отмолят спасение для души самоубийцы, то тогда кого нибудь из рода постигнет та же судьба.

Я обязана перед матерью, должна попытаться спасти её душу, но как можно рисковать судьбами потомков?

Re: Последствия молитв о самоубиенном

Если мать не была христианкой, как вы – может, есть возможность ее в какой-то другой традиции упокоить.

Re: Последствия молитв о самоубиенном

Re: Последствия молитв о самоубиенном

Можно ли молиться за родного человека (в моём случае мать), который покончил собой?

Знаю, что есть молитва келейная Льва Оптинского, которую можно читать с благословления священника. Но некоторые священники утверждают, что если даже родственники и отмолят спасение для души самоубийцы, то тогда кого нибудь из рода постигнет та же судьба.

Я обязана перед матерью, должна попытаться спасти её душу, но как можно рисковать судьбами потомков?

Если мать не была христианкой, как вы – может, есть возможность ее в какой-то другой традиции упокоить.

Re: Последствия молитв о самоубиенном

Единого соборного церковного мнения о ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ молитвенного келейного (домашнего) поминовения душ самоубийц,

для облегчения их состояния в аду, а то и спасения их из ада НЕТ

Можно ли молиться за родного человека (в моём случае мать), который покончил собой?

Знаю, что есть молитва келейная Льва Оптинского, которую можно читать с благословления священника. Но некоторые священники утверждают, что если даже родственники и отмолят спасение для души самоубийцы, то тогда кого нибудь из рода постигнет та же судьба.

Я обязана перед матерью, должна попытаться спасти её душу, но как можно рисковать судьбами потомков?

Если беременна супруга, если в семье есть грудные и малые дети – КАТЕГОРИЧЕСКИ ВОЗДЕРЖИТЕСЬ от домашней молитвы за самоубийц и некрещеных, тем более за некрещеных самоубийц во избежание проблем со здоровьем у малых членов семьи, беременных и кормящих женщин.

Если вы начали молиться, и у вас, у ваших близких, детей, начались серьезные проблемы со здоровьем, немедленно оставьте ваши старания и просто смиритесь, уповая на Божью милость об участи этого души человека.

Миссионерского отдела Уфимской епархии

Русской Православной Церкви

Уфимские епархиальные ведомости, № 2-3, 2006. –С. 8-9.

Миссионерско-апологетический проект "К Истине" – 03.06.2007.

Re: Последствия молитв о самоубиенном

Re: Последствия молитв о самоубиенном

Re: Последствия молитв о самоубиенном

Re: Последствия молитв о самоубиенном

Не для шуток, конечно, тема, но сам процесс напомнил: "вся королевская конница, вся королевская рать, не может Шалтая, Шалтая-Болтая, собрать".

Самоубийцы, говорят, все-таки перевоплощаются, хоть и очень сложно все. Поскольку христианство отрицает возможность таких процессов, ситуация, конечно, выглядит однозначно тупиковой – но только с этой точки зрения. Не теряйте веры в хорошее, все-таки природа мудра.

Re: Последствия молитв о самоубиенном

В домашних молитвах Вы не только можете, но и должны за него молиться.

Ставить свечи и оставлять еду на поминальном столе можно, а церковные службы за самоубийц заказывают на Троицу.

Re: Последствия молитв о самоубиенном

Святому Уару. Почитайте о нем.

И помните. У Бога все живы..Ну согрешил, лишил себя жизни..смалодушничал..Душа то жива и мучается. Ей все в помощь.

А Уару дано право на это..Почитаете, узнаете почему. Только это долгий процесс.

Спасете. Не сомневайтесь. Только это большой труд. Удачи Вам и терпения.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей

Оценка 4.7 проголосовавших: 327
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here