Молитва высшая добродетель

Все о религии и вере - "молитва высшая добродетель" с подробным описанием и фотографиями.

Оптина Пустынь

ставропигиального мужского монастыря

Толкования

7 декабря ст. ст.

Свт. Амвросия, еп. Медиоланского (397). Прмч. Гурия (1937)

Расписание Богослужений

Сегодня, 20 декабря 7 декабря ст. ст.

Последний фотоальбом

Всякая добродетель обращается в навык, а молитва является следствием подвига

Н ельзя стать святым, т.е. исполнить заповеди Божии без труда, а этот труд состоит из молитвы, поста и бдения. В Евангелии говорится, что однажды привели к ученикам Христовым бесноватого. Сколько Апостолы ни старались изгнать злого духа, он не слушал и говорил: “Не выйду”. Тогда бесноватого отвели ко Христу, и Сам Господь изгнал беса.

Ученики, оставшись наедине со Христом, с оттенком упрека говорили Ему: “Почто мы не возмогохом изгнати его?” Господь сначала сказал: “За неверие ваше”, затем же добавил: “Сей же род (т.е. злые духи) не исходит, токмо молитвою и постом” (Мф. 17, 21). Итак, молитва, пост и бодрствование над собою, т.е. хранение своих мыслей и чувств, делают нас победителями врагов нашего спасения. Самое трудное из этих дел есть молитва. Всякая добродетель вследствие управления обращается в навык, а молитва до самой смерти требует побуждения и является следствием подвига.

Враг сильно нападет, внушая уныние, отчаяние и какой-то необычайный страх. “Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх” (Пс. 52, 6). Иногда человек чувствует свое полное бессилие и руки опускает, но такая печаль незаконна: нужно молитвой и крестным знамением, в котором сокрыта непостижимая сила, противиться козням врага.

опечатку, выделите текст

и нажмите Ctrl+Enter

© 2010—2017. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь. Официальный сайт.

Молитва высшая добродетель

Кафедральный собор Святых Новомучеников и Исповедников Российских и Святителя Николая в г. Мюнхене

Русская Православная Церковь Заграницей

Молитва и добродетели

Больше возгревайте страх Божий, смирение и болезненное к Богу припадение, ходя всегда в присутствии Божием. Се – главное.

Не обиліе словъ умоляетъ Бога, но чистая душа, ревнующая о добродѣланіи.

Если дѣлаешь доброе предъ Богомъ, и Онъ дастъ тебѣ дарованіе, умоли Его научить тебя смиряться, или взять у тебя оное, чтобы оно не было для тебя причиною погибели.

Водрузимъ молитву въ сердце своемъ, и къ ней приложимъ смиреніе и кротость.—Ибо Господь говоритъ: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмъ и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ.

Возвращение ума к себе есть хранение себя, а восхождение его к Богу производится молитвою.

Если же он приискивает целесообразные врачевства для каждой силы душевной, очищая деланиями деятельную свою часть, познаванием — мысленную, молитвою — созерцательную, и чрез них достигая истинной, совершенной и прочно установившейся чистоты сердца и ума, которая не стяжавается никем никогда, иначе, как совершенством в действовании, постоянным сокрушением, созерцанием и молитвою.

Если вниманием храним молитву чистою, то преуспеваем, а если не внимаем, чтоб хранить ее чистою, но оставляем неохраняемой, и она оскверняется злыми помыслами, то бываем непотребными и безуспешными.

Совесть же свою хранить чистою должен ты в трояком отношении: в отношении к Богу, в отношении к духовному отцу своему и в отношении к прочим людям, также к вещам и предметам мира (житейским).

В отношении к Богу долг имеешь хранить совесть свою чистою, не позволяя себе делать ничего такого, о чем знаешь, что оно не упокоевает Бога и неприятно Ему.

В отношении к духовному отцу своему, делай одно то, что он заповедует тебе, и ни больше ни меньше того не позволяй себе делать, но шествуй по намерению его и по воле его.

В отношении к другим людям соблюдешь совесть свою чистою, не позволяя себе делать им ничего такого, что сам ненавидишь и чего не желаешь, чтоб они делали тебе самому.

В отношении к вещам долг имеешь хранить совесть свою чистою, употребляя их всегда, как должно, – именно пищу, питие и одежду.

И вкратце, все делай так, как бы ты был пред лицом Бога, и ни в каком деле не допускай себя до того, чтоб обличала и уязвляла тебя совесть, что ты не сделал его хорошо.

Ибо каждому, кто приневоливает и нудит себя, даже против желания сердца, к молитве, надобно так же принуждать себя и к любви, и к кротости, и ко всякому терпению, и великодушию, по написанному, с радостью: а таким же образом принуждать себя к уничижению, к тому, чтобы почитать себя худшим и низшим всех, чтобы не беседовать о неполезном, но всегда поучаться в словесах Господних и их изрекать устами и сердцем. Еще надобно принуждать себя к тому, чтобы не раздражаться.

Если смиренномудрие и любовь, простота и благость не будут в нас тесно соединены с молитвою, то самая молитва, лучше же сказать, – эта личина молитвы, весьма мало может принести нам пользы.

Девство ли кто возлюбилъ, или ревностно чтитъ брачное целомудріе, гневъ ли кто укрощать и кротость сожительницею своею иметь положилъ, отъ зависти ли чистымъ себя блюсти, или другое что подобающее делать кто возревновалъ,—легко и удобно совершитъ благочестное теченіе свое, если пріиметъ въ руководительницы молитву и ею напередъ будетъ углаждать таковый путь жизни.

Кто проситъ у Бога целомудрія, праведности, кротости и милостивости, тому невозможно не получить просимаго.

Господь всехъ убеждаетъ насъ прилежать молитве; намъ же надлежитъ, повинувшись Его божественному внушенію, проводить жизнь свою въ песнопеніяхъ и молитвахъ, ревнуя наиточнейшимъ образомъ благоугождать Богу. Только такъ живя, будемъ мы жить настоящею человеческою жизнію.

Душа, очистившись полнотою заповедей, приуготовляет незыблемое положение ума, делая его способным воспринять искомое состояние.

Господь одобрилъ усердіе обеихъ женщинъ: но Марію предпочелъ Марфе. Марфа— образъ деятельнаго служенія другимъ; Марія — образъ созерцательнаго предстоянія Богу въ молитве. Подражай чему хочешь: темъ и другимъ пріобретешь плодъ спасенія; впрочемъ последнее выше перваго.

Кто имеетъ у себя предъ глазами этотъ день и часъ, и всегда помышляетъ объ оправданіи на непогрешимомъ судилище, тотъ или вовсе не согрешитъ, или согрешитъ весьма мало; потому что грешимъ мы по отсутствію въ насъ страха Божія.

Веры, добродетели, достойной сего имени, царства небеснаго, если не будешь просить съ трудомъ и многимъ терпеніемъ, не получишь, потому что должно прежде пожелать, а пожелавъ искать деятельно въ вере и терпеніи, употребивъ съ своей стороны все, такъ чтобы ни въ чемъ не осуждала собственная совесть.

Въ этомъ выказывается и вера наша и любовь къ Богу, когда, и нескоро получая, пребываемъ благодарными Ему. Будемъ же всегда благодарить Его.

Пусть каждый размыслитъ самъ съ собою, какъ онъ ведетъ себя въ присутствіи другихъ, хотя бы и равныхъ себе, какъ старается достигнуть того, чтобы не осудили чего въ уменье его держать себя, въ походке, въ движеніи каждаго члена и въ выговоре. Но какъ предъ людьми стараемся соблюдать видимое для людей, такъ и гораздо еще более кто несомненно уверенъ, что имеетъ зрителем Бога, по написанному, испытующаго сердца и утробы – тотъ возлагаетъ на себя важнейшій и труднейшій подвигъ, какъ благочестіе свое сделать богоугоднымъ; и такимъ образомъ сильнее и совершеннее утверждается въ немъ неразсеянность.

Вверь Богу все телесные потребности свои, и ясно будет, что ты доверяешь ему и потребности духа.

Внимание, взыскующее молитву, ее и обретет, ибо как раз молитва, а не иное что, следует за вниманием, и именно ею и следует ревностно заниматься.

Положи упование на Бога и проси Его помощи, да умей прощать ближним своим – и тебе дастся все, о чем ни попросишь.

Уединение, молитва, любовь и воздержание суть четырехсоставная колесница, возносящая дух на небо.

Ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и , сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая – с другими.

Почему св. отцы наши, слыша Господа говорящего, что «из сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы», и что «сия (вся) суть сквернящая человека» (Мф. 15, 19, 20), – слыша также, что в другом месте Евангелия заповедуется нам очищать внутреннее сткляницы, да будет и внешнее чисто (Мф. 23, 26), – оставили всякое другое духовное дело и стали всецело подвизаться в этом одном делании, т. е. в хранении сердца, будучи уверены, что вместе с этим деланием удобно стяжут и всякую другую добродетель, а без него не могут установиться ни в одной добродетели.

Что безъ молитвы никакъ невозможно иметь сожительницею себе добродетель и съ нею тещи путемъ жизни, думаю, для всякаго само собою ясно. Ибо какъ бы кто сталъ подвизаться въ добродетели, не приступая и не припадая часто къ Тому, кто есть податель и дарователь добродетели?

Кто бы даже желаніе быть целомудреннымъ и праведнымъ въ себе постоянно питать былъ силенъ, не держа съ удовольствіемъ беседы съ Темъ, кто требуетъ отъ насъ и это, и еще большее того?

Молитва есть глава всехъ добродетелей, корень и основаніе спасительной жизни.

Ни целомудріе одно не можетъ спасти безъ другихъ добродетелей, ни попеченіе о бедныхъ, ни благость, ни другое какое изъ похвальныхъ делъ; но надобно, чтобъ все добродетели стеклись въ нашу душу, а молитва чтобъ какъ основаніе и корень лежала подъ ними.

Души при действіи молитвъ благоустроенны бываютъ, тверды и легко текутъ путемъ благочестія.

Добродетели

Источник любой добродетели – Бог. Во Христе все добродетели существуют в высшей и совершенной степени;

кроме того, они неделимы и составляют единое целое. Ибо мы – Его творе­ние, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог пред­назначил нам исполнять. (Еф.2:10)

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона » (Гал. 5:22-23).

Прочее: степени, связь, образы

Добровольное согласие человеческой воли на принятие Богооткровенной Истины, доверие к Богу как Любящему Отцу и Его Всеблагому Промыслу.

Безусловное доверие Богу. Следование Христовым Заповедям.

Все поступки совершаются в согласии с волей Божией и являются исполнением её. Стяжевается упование на всеблагой и премудрый Промысл Божий в любых обстоятельствах.

Верующий православный христианин является членом Церкви и ведёт активную духовную жизнь. Вера взращивается участием в Таинствах (Исповеди и Причастия), изучением Священного Писания, Житий святых и личным общением с подвижниками благочестия.

Удержание желаний, не согласующихся с волей Божией.

Греческое слово «воздержание» означает: держать под контролем, владеть собой. Часто оно переводится словом «самообладание» и подразумевает «сдерживать пыл, влечение, желания».

Объектом воздержания могут быть: 1) порочные страсти и греховные влечения человеческой природы и 2) ее естественные нужды и необходимые потребности.

С 1-м требуется беспощадная борьба, а 2-е должно подчинить духу и удерживать в разумных пределах.

Преподобный Герасим Иорданский

Тело должно покориться душе, а душа — духу.

Подвиг воздержания простирается вообще на все, что препятствует богоугодной жизни. С этой точки зрения воздержание (принимаемое в широком смысле), как добродетель, является родоначальной, основной по отношению к другим добродетелям.

Добродетель, заключающаяся в желании и готовности жертвовать собой, своим временем, силами, средствами ради исполнения заповедей любви к Богу и ближнему, самоотречение.

Христианская жертвенность основывается не просто на чувстве долга, но на любви. Тем не менее, святые отцы учат, что даже понуждение себя к исполнению заповедей без сочувствия сердца все равно полезно для нас. Потому что душа обретает навык делать добро, а со временем может откликнуться и сердце.

Любовь как главное сокровище сердца.

Высшими формами жертвенности являются мученичество и смерть во имя Бога.

Добродетель кротости заключается в совершенном безгневии и неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах.

Испрашивание помощи у Бога.

Преподобный Павел Препростый

Святитель Спиридон Тримифунтский

Терпение, безгневие, Возможность при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться.

Терпение оскорблений и гонений.

Кроткие силой воли своей, своим терпением укрощают гнев, успокаивают раздраженного и всегда остаются в пределах самообладания.

(Венец добродетелей) совокупность совершенств, по происхождению есть дар Духа Святого, по своей сущности – обо́жение человека, по форме – жертвенное служение предмету любви – Богу и Его творению.

«Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Преподобный Амвросий Оптинский.

Апостол Иоанн Богослов

Жертвенное служение Богу и людям.

Зрение в ближних образа Божия. (Отсутствие страха).

Плод любой добродетели – умножение любви.

Христианская любовь – деятельная и жертвенная.

Сострадательное отношение к ближним, способность откликаться на их нужды.

Деятельное проявление милосердия.

Св. Иоанн Златоуст: «Начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать и больше и даже с лишением себя; и, наконец, уже готов будешь отдавать и все, что можешь».

Праведный Филарет Милостивый

Святитель Николай Чудотворец

Святитель Иоанн Милостивый

Милосердие – лекарство от эгоизма.

Оно облагораживает душу, умиротворяет совесть, дает внутренний покой и радость, укрепляет веру.

Милостыня – царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей в Небесные своды, наилучшая защитница, учил свт. Иоанн Златоуст.

Оказание милости при жизни станет заступничеством в день Страшного суда.

Обращение человека к Богу, Богородице, Ангелам или святым угодникам Божиим.

Внимание, неспешность, памятование о Боге, пост, уединение, сосредоточенность, тишина. Молитву можно сделать потребностью только через молитвенный труд.

Преподобная Мария Египетская

Праведный Иоанн Кронштадский

Непрестанная память о Боге, сердечная теплота, любовь к Богу и ближним.

Молитва – барометр духовной жизни.

Три степени молитвы: устная, умная, умно-сердечная.

Молитва является зеркалом духовного возрастания.

Надежда – уверенность в добром исходе нашей жизни, укорененной в вере в Бога, убеждение, что несмотря на всю тьму и весь грех, свет любвеобильного прощения Божия нисходит на нас и изменяет нас.

Главным предметом христианской надежды является вечное спасение.

Упование на Промысл Божий в любых обстоятельствах.

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Святая царица-страстотерпица Александра

Она ободряет дух в искушениях, воодушевляет на подвиги.

Надеждой гордый может быть смирен, нечистый – очищен, слабый – укреплен, грешный – исправлен.

Надежда имеет своим основанием веру.

Познается надежда только в приключившейся скорби. Случившаяся неожиданность, внезапная потеря, болезнь близкого человека открывают христианину глаза – на кого в действительности он надеялся.

Удовлетворение себя (одним) только необходимым.

Любление евангельской нищеты.

Блаженная Ксения Петербургская

Новосвященномученик Фаддей Тверской

Милосердие к нищим, презрение к роскоши, готовность отдать последнее.

Исторгается из сердца страсть к наживе.

Фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной к житию по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу.

Совершение в течение всей (человеческой) жизни, (никогда не бывает излишним)

Авва Сисой Великий

Царь и пророк Давид

Видение своей греховности; появление желания служить Богу и ближним; нрав становится непритворным и нелицемерным; искренность исповедания грехов; видение даже тонких греховных помыслов.

Переход на качественно иной образ мыслей.

Вектор жизни изменяет направление от собственного «я» к Богу.

Послушание – это особое отношение пастыря и пасомого, которое строится на глубоком доверии, взаимном уважении, творчестве, смирении, молитве, стремлении искать и находить правду Божию.

В более широком смысле – согласование своей воли с волей Божией.

Отсечение своей воли (имеется в виду воля греховная и гордость).

Для него необходимы: смирение, вера, надежда, любовь, чистота намерений, жертвенность, рассудительность.

Духовный руководитель может указать на какие-то ориентиры, но проходить путь от ориентира до ориентира человек должен сам.

Исаак при жертвоприношении Авраама

Преподобный Симеон Псково-Печерский

Преподобный Акакий Синайский

Приходит внешний порядок жизни.

Смирение рождает послушание, а послушание рождает смирение.

Церковь созидает Божию благодать, которая дается только смиренным и послушным.

Настоящее послушание должно быть сознательным и творческим, потому что это есть не желание угодить и формально исполнять чьи-то предписания, а быть активным, решительным и инициативным, понимать, что нужно для пользы дела.

Образом послушания указывают ртуть, т.к. она спускается ниже всякой жидкости и не смешивается с нечистотою.

Правда – стремление к справедливости. Она отражена в Божиих заповедях. Исполнять заповеди Божии, возлюбить ближнего своего – тоже, что и творить правду.

Для развития этого чувства необходимо: — чаще прислушиваться к голосу совести; — исполнять заведи Бога.

Святитель Николай Чудотворец

Праведный Иоанн Кронштадтский

Плод правды — совершенство добродетели; из него вырастает древо жизни (свт. Иоанн Златоуст).

Вставший на путь правды, прилепится к свободе во всяком деле (прп. Исаак Сирин).

Признаком совершения всякой правды является радость (прп. Феодор Студит).

Человеческая правда, по аналогии с Божественной, в высшем своём проявлении должна соизмеряться с такими добродетелями как мудрость и милосердие.

Благодатный дар духовного зрения и различения воли Божией.

1. Самоконтроль. Внутреннее внимание. 2. Избегание крайностей. 3. Сообразование собственной аскезы и духовной пользы окружающих. 4. Чтение святых отцов и Житий святых. 5. Развитие навыков рассуждения.

Рассуждение невозможно для новоначальных. Поэтому неопытным необходимо недоверие к себе и послушание духовному руководителю.

Святитель Иоанн Златоуст

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

Просвещенный ум. Способность принимать правильное решение в любых обстоятельствах и подавать душеполезный совет ближнему.

Когда человек стяжает добродетель рассуждения, тогда он будет защищен от осуждения других.

Рассуждение – Дар Божий, а не просто интеллектуальная развитость.

Без рассуждения ни одна добродетель не имеет настоящей цены в очах Божиих. Будет ли то молитва, или пост, или милостыня — без рассуждения все это может обратиться даже во вред.

Образом добродетели рассуждения в церковной письменности являются руль и соль.

Сердечная сила души, выражающаяся в пламенном стремлении к добру и ненависти ко злу, христианская решимость к бесповоротному оставлению греха и исполнению Божией воли.

Необходимо преобразить противоестественную ревность о временном и преходящем, изначально присущей человеку, – ревностью к познанию Бога и соединению с Ним.

Праведный Иоанн Кронштадтский,

Новосвященномученик Иоанн Рижский

Отвага, усердие, душевная сила и телесная старательность.

С ослаблением ревности приходит теплохладность.

Ревность в духовной жизни не должна исключать такую добродетель, как рассуждение. Ревность без рассуждения в патристике именуется ревностью не по разуму, неразумной ревностью (Рим. 10:2).

Высшая степень приобщения подвижника к божественной благодати, причастность к Богу.

Святые отличаются от обычных людей той решительностью и решимостью, с которой они меняют жизнь после обращения к Богу.

О святости свидетельствуют не подвиги, а богоподобные качества.

Три степени: освящение, просвещение, усовершение.

Добродетель проявляемая в нежелании выказывать свои достоинства и заслуги.

1. Смиренное отношение человека к себе, как к творению Божьему. 2. Сокрушение о грехах. 3. Телесные труды.

Скромность и смирение явственно рождается в душе от исполнения заповедей.

Преподобный Сергий Радонежский

Скромный никогда в жизни не проигрывает; его таланты и достоинства не унижаются его скромностью, наоборот, еще больше вырастают, писал архиепископ Иоанн Шаховской. Скромных все любят; тщеславные всех отталкивают.

Скромность не означает слабости, но, напротив, она подчёркивает силу и доблесть духа.

Смирение – почитание себя грешником, не сделавшим ничего доброго перед Богом, уничижение духа, трезвое видение своих грехов.

Смиренномудрие – одна из граней смирения, правильный образ мыслей человека о самом себе и окружающем его мире.

Преподобный Сергий Радонежский

Андрей, Христа ради юродивый

Преподобный Агафон Египетский

Чем более приближаются подвижники к Богу, тем более грешными себя видят.

Есть два смирения: считать себя ниже всех и приписывать Богу свои подвиги (это совершенное смирение святых). Признак глубочайшего смирения, когда человек ради уничижения, в некоторых случаях принимает на себя такие вины, каких в нем нет.

Цель христианской жизни – обо́жение, а кто больше познает Бога, тот более и смиряется.

Если любовь является вершиной дома добродетелей, то фундаментом ему служит смирение. Благоразумные строители начинают возведение дома с основания, а не с крыши.

Благоговение перед Богом, боязнь оскорбить Бога греховным помыслом или поступком, утратить ощущение благодатного Божественного присутствия.

Никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободится от всех забот житейских; когда ум будет беспопечителен, тогда движет его страх Божий и влечет к любви, учил прп. Серафим Саровский.

Отречение от суеты мира во имя любви к Богу ведет к стяжанию новоначального страха Божия, а в свою очередь страх Божий начинает вести человека к любви совершенной, к тем семи дарам Святого Духа, о которых сообщает Писание.

Страх Божий – основа прочих добродетелей. Страх Божий следует отличать от панического страха перед Богом.

Стойкое перенесение скорбей с благодарением Богу.

Терпение есть готовность к скорби и ежедневное ожидание ее.

В терпении нужно упражняться прежде необходимости, чтобы, когда она настанет, быть во всеоружии.

(Нужно считать любое бесчестие посланным от Бога для упражнения в его преодолении.)

Праведный Иов Многострадальный

Богоотцы Иоаким и Анна

Благоверная княгиня Анна Кашинская.

Терпеливому чужда обида.

Терпеливый стяжевает всегдашнее спокойствие и сохраняет душевный мир в любых обстоятельствах.

Терпение вырабатывается несением скорбей.

Терпение даётся Богом по мере смирения.

Высшей степенью является перенесение обид с радостью, даже имея возможность отразить их.

С одной стороны, трезвение есть внимание к спасению души среди скорбей и искушений преходящего мира, противостоящее рассеянности и лености. С другой стороны, трезвение – это правильная (здравая) оценка своих сил и своего духовного состояния, основанная на познании своей немощи и уповании на Божественную благодать.

Хранение ума от помыслов и сердечное безмолвие. Ежедневное испытание ума и сердца.

Исправляя сердце, исправляем внутреннее зрение своей души.

Приобретается свобода от искушений, свобода от самообмана, видение своих грехов и упование на Бога, сдержанность в радости и сохранение благоразумия в скорбях.

Духовная бдительность помогает очищению ума и сердца и стяжанию прочих добродетелей.

Любовь к богоугодному труду, желание старательно и добросовестно трудиться.

1. Избегание праздности. 2. Понуждение себя к труду.

Преподобный Арсений Трудолюбивый

Преподобный Серафим Саровский

«Возлюби труд: он, в соединении с постом, молитвой и бдением, освободит тебя от всех скверн. Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод», учил прп. Антоний Великий.

Святитель Феофан Затворник писал, что нужно каждое дело воспринимать, как данное Богом, тогда уйдут суетливость, многозаботливость и нерадение о делах домашних и общественных.

Совершенное подчинение тела душе, чистота души и тела.

«По своему этимологическому составу греческое слово «целомудрие» указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека» (свящ. Павел Флоренский)

Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний. Уклонение от сладострастных бесед, скверных слов, хранение чувств, особенно зрения, слуха и осязания. Телесные труды. Пост, молитва. Избегать всего, что может положить и малейшее пятно на чистоту души. Целомудрие есть воздержание и преодоление (всяких) похотей борьбою.

Телесная и духовная чистота.

По определению святого Григория Нисского, «целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил».

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Оценка 4.7 проголосовавших: 328
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here