Все о религии и вере - "молитва в чистый понедельник" с подробным описанием и фотографиями.
Содержание
Молитва в чистый понедельник
Первый день Великого Поста называется Чистым понедельником. Это нецерковное название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от “духа масленицы”, завершившейся накануне, и ходить в баню, чтобы вступать в Великий Пост очищенными духовно – через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье – и телесно.
Великий пост установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Это самый длительный и строгий из четырех постов в году. Наиболее строгими являются первая неделя и последняя – Страстная (строго говоря, Страстная седмица находится уже за пределами календарного Поста, это особое время, отличное от великопостного, но строгий пост сохраняется, его строгость на Страстной седмице усиливается). Во время поста не разрешается вкушать мясную и молочную пищу, рыба дозволяется лишь дважды в течение Поста – в праздник Благовещения (7 апреля по новому стилю) и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Ослабление поста по благословению священника разрешается больным, пожилым людям, путешествующим, беременным.
Во время Великого Поста изменяется весь строй повседневной жизни православного христианина. Дух покаяния и плача о своих грехах, самоуглубленного внимания к тому, что происходит в душе, исключает многое из того, в чем может не быть ничего плохого, но что не соответствует “светлой печали” великопостного времени. Раньше в православных странах на весь Великий Пост повсеместно отменялись все увеселения (балы, салоны, приемы), закрывались театры, на первой неделе Великого Поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, были закрыты все государственные и церковные (кроме, конечно, храмов) учреждения. Для состоящих в браке на все время Великого Поста устанавливается брачный пост, для детей сознательного возраста – некоторое ограничение игр и веселья, позволяющее и им проникнуться атмосферой непохожести Поста на все прочее время церковного года.
Существенные изменения происходят в домашней и церковной молитве. В храме пение уступает место продолжительному чтению, все облачения в храме заменяются на темные, во время богослужения в храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами.
В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого Поста вечерами совершается чтение Великого Покаянного канона св. Андрея Критского. Это очень большой по объему, разделенный на четыре части канон, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета увидена сквозь призму состояний, грехов, страстей и покаяния человеческой души. Персонажи и события священной истории аллегорически представляют все многообразие духовной жизни человека: от рабства безобразию страстей и порабощения плоти до красоты покаяния и царственной свободы духа, даруемой Богом.
“Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний, кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию; но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление”, – такими словами начинается Великий канон. “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”, – повторяет хор особым великопостным распевом после каждого “куплета” (тропаря) канона.
Также на всех богослужениях читается молитва св. Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего” (вдохновившая Пушкина на стихотворение “Отцы пустынники и жены -непорочны”, являющееся, по сути, парафразой этой великопостной молитвы). В этой молитве – несколько прошений, каждое из которых сопровождается земным поклоном. “Дух праздности, уныния, любоначалия и празнословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков”.
В течение всего Великого Поста по будним дням не совершается Литургия – главное христианское богослужение, во время которого хлеб и вино благодатию Святого Духа претворяются в Тело и Кровь Христовы, преподаваемые верным. Но в среду и пятницу Великим Постом служат Литургию Преждеосвященных Даров – особое богослужение, во время которого верующих причащают Святыми Дарами Тела и Крови Христовых, освященными заранее (отсюда название -“преждеосвященных Даров”) на воскресной Литургии и оставленными на Престоле в алтаре.
Каждую субботу, кроме первой, совершается поминовение усопших, а каждое воскресенье Великого Поста имеет особенное посвящение. Первое воскресение именуется Неделей Торжества Православия, во второе – Церковь вспоминает великого богослова XIV века святителя Григория Паламу, третье воскресенье называется Крестопоклонным, когда на поклонение верующим для укрепления их сил выносится Св. Крест, четвертое воскресенье посвящено преподобному Иоанну Лествичнику, пятое – преподобной Марии Египетской.
В некоторых храмах по обычаю, возникшему в XVII-XVIII веках в западных русских землях, каждое воскресенье (кроме первого) вечером совершаются т.н. пассии – чиноспоследования, посвященные Страстям (страданиям) Господним с чтением акафиста Божественным Страстям Христовым и соответствующих мест из Евангелия, в которых описаны события страстных дней и Распятия Господа Иисуса Христа. “Покланяюся страстем Твоим, Христе, и святому Воскресению”, – поет Церковь на пассиях, уже предчувствуя наступление светлого праздника Пасхи.
(Святитель Василий Великий)
(Святитель Иоанн Златоуст)
Чистый понедельник
Чистый понедельник — первый день Фёдоровой недели и Великого Поста.
В Русской православной церкви «Чистый понедельник» — нецерковное название первого дня великого поста, а в ряде других Поместных церквей (например, в Элладской православной церкви) официальное, церковное.
Название «Чистый понедельник» происходит от стремления провести первый день поста в чистоте. Литургически этот день начинается накануне вечером, в воскресение, когда во всех православных храмах совершается чин вечерни, по окончании которого совершается церемония взаимного прощения. Все присутствующие в храме кланяются и просят друг у друга взаимного прощения. Таким образом, христиане начинают Великий пост с чистой совестью, с прощения и с новой христианской любовью.
В «Чистый понедельник», как и в последующие 2 дня, практикуется очень строгий пост. По возможности, верующие стараются воздерживаться от пищи, усерднее молиться, бороться с греховными страстями. На Руси и ряде других православных народов существовал обычай в этот день чистить дом от «духа масленицы» и ходить в баню, то есть наводить физическую (телесную) чистоту. В крайнем случае, можно поесть, но не более одного раза (желательно вечером, после захода солнца), не вкушая при этом масла и варёной пищи. Например, можно немного утолить голод небольшим количеством чёрного хлеба с солью и водой или несладким чаем.
В «Чистый понедельник» во время первого великопостного Великого повечерия начинается чтение Великого покаянного канона св. Андрея Критского и другие покаянные молитвы, напр., молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», которая в дальнейшем будет возноситься во все дни Великого Поста.
Название «Чистый понедельник» также носят рассказы И. Бунина и И. Шмелева, повествование в которых соотносится с церковным содержанием первого дня Великого Поста.
В конце XIX века большая часть масляничных кутил, несмотря на строгий пост, в этот день «полоскали рот», то есть опохмелялись. Говорили: «У кого скором в зубах навязнет, тот будет чертей во сне видеть». Затем они ходили в баню и покрикивали: «поддай пару маслянице». После бани опять «полоскали рот». Некоторые «полощут свой рот очищенной» почти в продолжении всей первой недели поста. В некоторых местах устраивались кулачные бои, которые должны были способствовать «очищению» от скоромного, их называли «выколачивать лепёшки» (вятск.) или «блины вытрясать» (тульск.).
На Нижегородчине существовал обряд «козья масленица», приуроченный к Чистому понедельнику или первому воскресенью Великого поста и отмеченный вождением по улицам убранного венком и лентами козла.
Зачатьевский дамский монастырь вы сможете отыскать по адресу: Москва, 2-й Зачатьевский пер., 2 либо
Ваши Блаженства, Предстоятели и представители Святых Божиих Церквей! Глубокоуважаемый Дмитрий Анатол
Мир не стоит на месте и мирских ловушек прибавляется с каждым днем. Одна из таких ловушек – это инте
Молитвенный дом Успения Пресвятой Богородицы в Нагатино вы сможете отыскать по адресу: Москва, ул. С
Церковь Кирилла и Мефодия на Дубровке вы сможете отыскать по адресу: Москва, ул. Мельникова, 7 либо
Часовня Жору Победоносца при ГУБОП МВД РФ вы сможете отыскать по адресу: Москва, ул. Садовая-Спасска
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступивший день. Дай мне в
Рождественский пост — христианский пост, установленный в честь Рождества Христова. Соблюдается с 15
Иисусова молитва – это молитва-обращение к Иисусу Христу, Сыну Божию и истинному Богу о помиловании
30 ноября в Неделю 24-ю по Пятидесятнице Предстоятель Русской Православной Церкви в сослужении архие
Leave a Reply Cancel reply
Сайт поддерживается приходским советом храма.
Молитва в чистый понедельник
27 февраля 2017 года
Первая седмица (неделя) Великого Поста – по православной традиции, время особо усердной молитвы и говения.
Первый день Великий Поста называется « Чистый понедельник ». Название «Чистый понедельник» происходит от стремления провести первый день поста в чистоте. Литургически этот день начинается накануне вечером, в воскресение, когда во всех Православных храмах совершается чин вечерни, по окончании которого совершается церемония взаимного прощения. Все присутствующие в храме кланятся и просят удруг друга взаимного прощения. Таким образом, христиане начинают Великий пост с чистой совестью, с прощения и с новой христианской любовью.В «Чистый понедельник», как и в последующие 2 дня, соблюдается очень строгий пост. По возможности, Верующие стараются воздерживаться от пищи, усерднее молиться, бороться с греховными страстями.
Первый день Великого Поста называется Чистым понедельником. Это название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от « духа масленицы», завершившейся накануне, и ходить в баню, чтобы вступать в Великий Пост очищенными духовно – через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье – и телесно.
Великий Пост установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Это самый длительный и строгий из четырех постов в году. Наиболее строгими являются первая неделя и последняя – Страстная седмица. Строго говоря, Страстная седмица находится уже за пределами календарного Великого поста, это особое время, отличное от великопостного, но строгий пост сохраняется, его строгость на Страстной седмице усиливается). Во время поста не разрешается вкушать мясную и молочную пищу, рыба дозволяется лишь дважды в течение Поста – в праздник Благовещения (7 апреля по новому стилю) и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Ослабление поста по благословению священника разрешается больным, пожилым людям, путешествующим, беременным.
Во время Великого Поста изменяется весь строй повседневной жизни православного христианина. Дух покаяния, самоуглубленного внимания к тому, что происходит в душе, исключает многое из того, что не соответствует «светлой печали» великопостного времени. Раньше в православных странах на весь Великий Пост повсеместно отменялись все увеселения (балы, салоны, приемы), закрывались театры, на первой неделе Великого Поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, были закрыты все государственные и церковные (кроме храмов) учреждения. Для состоящих в браке на все время Великого Поста устанавливается брачный пост, для детей сознательного возраста – некоторое ограничение игр и веселья, позволяющее и им проникнуться атмосферой непохожести Поста на все прочее время церковного года.
Существенные изменения происходят в домашней и церковной молитве. В храме пение уступает место продолжительному чтению, все облачения в храме заменяются на темные, во время богослужения в храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами.
В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого Поста вечерами совершается чтение Великого Покаянного канона св. Андрея Критского. Это очень большой по объему, разделенный на четыре части канон, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета увидена сквозь призму состояний, грехов, страстей и покаяния человеческой души. Персонажи и события священной истории образно представляют все многообразие духовной жизни человека: от рабства безобразию страстей и порабощения плоти до красоты покаяния и царственной свободы духа, даруемой Богом.
« Откуду начну плакатиокаяннаго моего жития деяний, кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию; но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление », – такими словами начинается Великий канон. « Помилуй мя, Боже, помилуй мя », – повторяет хор особым великопостным распевом после каждого « куплета» (тропаря) канона.
Также на всех богослужениях читается молитва св. Ефрема Сирина « Господи и Владыко живота моего». В этой молитве – несколько прошений, каждое из которых сопровождается земным поклоном. « Дух праздности, уныния, любоначалия и празнословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зретимоя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков ».
В течение всего Великого Поста по будним дням не совершается Литургия – главное христианское богослужение, во время которого хлеб и вино благодатию Святого Духа претворяются в Тело и Кровь Христовы, преподаваемые верным. Но в среду и пятницу Великим Постом служат Литургию Преждеосвященных Даров – особое богослужение, во время которого верующих причащают Святыми Дарами Тела и Крови Христовых, освященными заранее (отсюда название -“преждеосвященных Даров») на воскресной Литургии и оставленными на Престоле в алтаре.
Каждую субботу, кроме первой, совершается поминовение усопших, а каждое воскресенье Великого Поста имеет особенное посвящение. Первое воскресение именуется Неделей Торжества Православия, во второе – Церковь вспоминает великого богослова XIV века святителя Григория Паламу, третье воскресенье называется Крестопоклонным, когда на поклонение верующим для укрепления их сил выносится Св. Крест, четвертое воскресенье посвящено преподобному Иоанну Лествичнику, пятое – преподобной Марии Египетской.
В некоторых храмах по обычаю, возникшему в XVII-XVIII веках в западных русских землях, каждое воскресенье (кроме первого) вечером совершаются т.н. пассии – чиноспоследования, посвященные Страстям (страданиям) Господним с чтением акафиста Божественным Страстям Христовым и соответствующих мест из Евангелия, в которых описаны события страстных дней и Распятия Господа Иисуса Христа. « Покланяюся страстем Твоим, Христе, и святому Воскресению », – поет Церковь на пассиях, уже предчувствуя наступление светлого праздника Пасхи.
В деревнях пост в Чистый понедельник был особенно строг. Предписывалось « сухоястие», не варили ничего горячего, ели только тёртый хрен с квасом и солью.
Повсеместно было принято топить баню. Хозяйки начинали готовить постную пищу, « очищали» посуду от остатков скоромной: перемывали её с щёлоком, пережигали в печи, сковороды накаляли до красна, обваривали кипятком, а затем натирали речным песком. Иногда старую посуду разбивали, но чаще посуду, в которой готовили скоромное, выносили в погреб или в кладовку, доставали « постные» горшки и другую посуду. Кое-где мыли также кадушку из-под питьевой воды. Остатки скоромной пищи сушили,оставляя их до Пасхи, или скармливали скоту и птице.
В Курской губернии в понедельник первой недели пекли « туженники» или « тужички» – небольшие хлебцы из гречневой или пшеничной муки, из остатков блинного теста. По словам крестьян – « они тужуть по Масленой» и в память о ней пекут хлебцы.
В южнорусских губерниях устраивались кулачные бои. Называлось это – « выколачивать лепёшки». Так же устраивались первые весенние гусиные, петушиные и собачьи бои.
Особое пограничное значение Чистого понедельника видно из следующего обычая. Во Владимирской губернии с вечера Прощёного воскресенья зеркала в домах завешивались, подобно тому, как если бы в доме находился покойник. Крестьяне говорили: « Посмотреться в Чистый понедельник в зеркало, всё одно, что поглядеть на покойника».
© 2013-2017. храм Рождества Христова в д. Сенино. Все права защищены.
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя
Чистый понедельник
Поздравляем всех с первой светлой службой Великого поста. «Прииде пост, мати целомудрия», — воспевает Церковь. Радостное время, приятный пост. «Постимся постом приятным», — говорим мы. Потому что истинный пост есть злых отчуждение — воздержание от всего противного, всего мерзкого. Постимся от всякой горечи греха, для того чтобы узнать сладость заповедей Господних. Красота великопостного богослужения открывает красоту Господню. Христос постился ради нас, и мы узнаем, что тайна поста заключается в тайне Воплощения Сына Божия, Бога, ставшего человеком, приобщившегося всей нашей худости, нашей смертности. Неотлучившегося от Своей превечной славы, чтобы нас привести к этой славе.
Мы вступили в пост вчера, в день, который называется воспоминанием Адамова изгнания из рая в напоминание нам, где мы сейчас находимся: вне истинной жизни, вне рая, вне любви, вне благодати Христовой. Мы недостойны той жизни, которую Господь нам предлагает. Мы недостойны причастия Святых Христовых Таин, потому и не совершается Божественная литургия сегодня и в другие дни. Мы недостойны слышания Евангельского слова, потому и не слышим Евангелия за богослужениями. Нам предлагается только ветхозаветное чтение, возводящее нас от жизни по совести и правде к благодатной жизни, которую принес на землю Христос.
Мы недостойны обычной человеческой пищи, потому и храним воздержание. Но благодаря тому, что мы храним пост, вернее, благодаря тому, что мы приобщаемся тому посту, который Господь хранил ради нас, нам дано узнать, что главный смысл поста — не воздержание, а вкушение: «Вкусите и видите, яко благ Господь». Узнать, что не хлебом единым жив человек, а всяким словом, исходящим из уст Божиих. Чтобы дано нам было это вкушение, чтобы не просто мы открывали страницы Священного Писания, а узнавали, что это Господь нас питает Своей премудростью, Своей благодатью, Своей любовью, Своей вечной жизнью. Чтобы мы не просто причащались Святых Христовых Таин, как это часто бывает у нас, почти по инерции, а узнавали о том, что мы становимся едиными с Господом, с Его Пречистой Плотью и Кровью, с Его Крестными Страданиями и Его славным Воскресением.
В течение Поста мы должны молиться как можно больше. Каждый столько, сколько может вместить, и в каждодневное молитвенное правило мы обязательно включаем, кроме обычных наших молитв, молитву на каждый час: третий, шестой, девятый — как мы слышим это в храме. Если кто еще не помнит эти тропари наизусть — надо обязательно выучить. Не все имеют возможность каждый день быть в храме, не у всех есть Постная Триодь, но эти молитвы должны быть обязательно нами произносимы. Точно так же молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». И Псалтирь — кто сколько может вмещать, но обязательно осмысленно. Богу надо петь разумно, понимая, что ты говоришь Ему, какие слова произносишь. Псалтирь, говорят святые отцы, — это молитвы, где молится Сам Христос, приобщившийся нашей человеческой жизни, нашим страданиям, нашему состоянию изгнания из рая. Когда мы молимся словами Псалтири, Господь молится вместе с нами.
Церковь на протяжении всего Поста предлагает нам ветхозаветное чтение: пророчества Исаии, книга Бытия и Притчи Соломоновы. Это самый минимум. Мы уже говорили, что раньше был очень хороший обычай среди христиан, у тех, у кого есть возможность, — в течение Великого поста прочитать всю Библию. Преподобный Серафим Саровский говорит: кто хоть однажды разумно прочтет всю Библию, того ум Господь просветит благодатным разумением.
Будем помнить о том, что не нашими трудами, не нашими личными подвигами совершается наше спасение, а только милостью Божией и заступничеством за нас Божией Матери и всех святых. Так мы будем на каждом повечерии произносить: «Господи, аще не быхом святые Твоя имели молитвенники и благостыню Твою, милующую нас, како смели быхом, Спасе, пети Тя. Сердцеведче, пощади души наши». Вся Церковь земная сейчас молится покаянными молитвами, и с ней Церковь Небесная, предстательствуя за нас пред Господом. И мы знаем, что то, что совершается сейчас в храме Божием, больше, чем все дела, вместе взятые, которые совершаются в мире, не знающем Бога, не понимающем самого главного, что есть в мире. Самое главное, что есть в мире, весь смысл жизни заключается в одном-единственном: чтобы мы узнали, что такое грех и как он связан с тайной смерти. Что грех измеряется благодатью Божией, тайной Воплощения Христова, Его Крестной смертью, Его Воскресением, Вознесением, Пятидесятницей. Страшен грех, но милостив Господь. И все Он нам дает для того, чтобы мы всю жизнь свою, все труды свои, все лучшее, что в нас есть, посвятили, во-первых, познанию того, что грех — это смерть, и смерть вечная, и во-вторых, избавлению от греха даром Господним.
Нам дано — тем, кто приходит в храм в эти дни, — молиться за всех людей, не знающих Бога. Бог дает нам этот исключительный дар, чтобы мы представляли собой весь наш народ, весь род человеческий, чтобы наше покаяние, которое углубляется даром всей Церкви, земной и Небесной, было предстательством за тех, кто далек еще от Бога и таинственным приведением их к Нему.
В течение дня, в особенности в первую седмицу, будем стараться быть предельно внимательными к тому, что с нами происходит. Помнить о том, что могут быть различные искушения. Время поста — всегда время искушений, потому что это выход на борьбу с грехом, за которым стоит сам диавол. И чем серьезней, чем решительней вступаем мы в это сражение с грехом, тем большим может быть искушение. Но на нашей стороне сила, которая несравненно превосходит всю силу вражию — Сам Господь. Будем стараться освящать нашу жизнь краткой молитвой — внимательной, не механической — бодрствованием и упованием на Господа. Чтобы в конце нашего великопостного пути мы смогли «победителями греха явитися» и сподобились «неосужденно поклонитися Христову Воскресению», чтобы страх Господень, который веселит душу, раскрылся в нас в грядущем к нам Воскресении Христовом, Пасхи Его, веселием и радостью неотъемлемою. Аминь.
протоиерей Александр Шаргунов