Все о религии и вере - "молитва спас на крови" с подробным описанием и фотографиями.
Содержание
Спас на Крови
достопримечательностей Санкт-Петербурга. Его построили при довольно
драматических обстоятельствах, а его история стала не менее трагичной. Со
знаменитым сооружением связано немало мистики. К примеру, таинственным образом
он смог избежать разрушения. Более того, говорят, в нем находится икона,
способная открыть будущее…
Для многих удивительно расположение
храма – он буквально висит над каналом, разорвав набережную. Как такое могло
получиться в городе, который застраивался, используя самые строгие архитектурные
расположен на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и
Конюшенной площадью. Высота храма составляет 81 метр. Это число
символизирует год гибели царя. Вместимость собора – 1600 человек.
Утром 1 марта 1881 году российский
император Александр II, как обычно посетил развод войск в Михайловском манеже, а
после него поехал домой в Зимний дворец. Его путь проходил рядом с
Екатерининским каналом (сейчас это канал Грибоедова). Внезапно к его карете
подбежал какой-то человек и бросил в нее сверток.
Прогремел взрыв, но никого не задело.
Невредимый царь смог выбраться из кареты и подойти к раненому юноше, который,
уже связанный, лежал на снегу. Им оказался народоволец Рысаков. Но в этот момент
к императору подбежал Гриневицкий, второй убийца, который бросил бомбу.
Террористы на всякий случай подстраховались. Вновь раздался взрыв, который
оказался мощнее предыдущего. Александра вместе с убийцей отбросило к решеткам
канал. Это оказалось концом.
Константин Маковский."Александр II на смертном одре".
предсказывали, что именно восьмое покушение на его жизнь станет роковым. До
этого на жизнь царя покушались уже шесть раз. Он смог пережить седьмое, но
восьмое стало фатальным.
Гибель императора стала потрясением для всей России. Уже на
следующий день от наследника престола Александра III поступил приказ начать
строительство храма на месте гибели его отца.
строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила
под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей
площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить
колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. В соборе
было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689
Строительство собора затянулось на 24 года. Оно было завершено
только в 1907 году. Все дело в том, что более чем 7000 кв.м. пространства храма
были украшены мозаичными фресками, созданными знаменитыми художниками Нестеровым
и Васнецовым. На месте, где погиб император, был построен особый придел. В нем
оставили брусчатку, на которой умер монарх.
Сразу после освящения храма
Спаса-на-Крови стали появляться мистические легенды. Многие говорили, что иногда
можно расслышать стоны убитого императора. А простой люд верил, что новый храм
может уберечь от бед. Была даже своеобразная молитва-заговор:
Спаси нас, спаси!
От дождя, от ножа,
От ночной мороки,
Еще ходило поверье, что этот собор
невозможно разрушить. Вскоре оно получило подтверждение. В 1941 году власти
приняли решение взорвать храм Спаса-на-Крови, назвав его «объектом, который не
имеет художественной и архитектурной ценности. В стенах были просверлены
отверстия, туда уже заложили взрывчатку. Но началась Великая Отечественная
война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на
В блокаду в храме разместился морг,
в котором находились замороженные тела ленинградцев, погибших от голода или от
обстрелов. Но снаряды и бомбы чудесным образом пролетали мимо собора, как будто
он и вправду был заговоренным.
опять хотели уничтожить. На этот раз под предлогом начала строительства
транспортной магистрали. И хотя в те времена в Ленинграде было взорвано примерно
сто церквей, «заговоренный» храм остался невредимым. Появились слухи, что этому
помогла кровь погибших ленинградцев, пропитавшая все стены здания. А кое-кто
уверен, что собор защищен от разрушения символами равносторонних крестов в
круге, которые украшают кокошники окон. Якобы, это защитный знак, дошедший к нам
В 1970 году началась реставрация
храма Спаса-на-Крови, были установлены леса. Но реставрация надолго затянулась,
все привыкли к виду храма, окруженного лесами. А в середине 80-х пошли разговоры
о пророчестве – якобы, советская власть продлится до тех пор, пока остаются леса
вокруг Спаса-на-Крови. Сняли их как раз накануне путча в августе 1991
Есть предание, что в храме находится
икона, на которой, если пристально смотреть, проступают роковые для истории
России даты: 1917, 1941, 1953, а также еще какие-то, пока нечеткие. Вполне
возможно, что они относятся к будущим событиям, но пока никто не смог их
И молитва тихая струится.
Внутренне убранство храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге
не был рассчитан на массовое посещение. Это и повляло на его внутреннее
убранство, поражающее своей красотой. Оформление включает в себя
собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью покрывают
стены, пилоны, своды и купола. В соборе мы видим богатую коллекцию
самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими
мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера
Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик. Из всего
многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы,
выполненные по оригиналам художников В.М.Васнецова, М.В.Нестерова,
А.П.Рябушкина, Н.Н.Харламова, В.В.Беляева.
Орнамент из яшмы на северном киоте.
коллекция собора является одной из крупнейших в Европе. В качестве
декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и
полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол
здания. Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова –
"Богоматерь с Младенцем" и "Спаситель".
значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение
на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой была
сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из
серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза. Под
сенью хранятся реликвии собора – часть решетки Екатерининского канала и
камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.
очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили что леса будут
стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это
совпадение. Но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве
Спас-на-крови – это первый храм, построенный на том месте, где погиб
император государства. Построенный памятник архитектуры явился символом
Фрагмент решетки набережной.
Храм "Спас на крови" в живописи:
Художники Дубникова Елена и Чернякова Лидия.
Художники Дубникова Елена и Чернякова Лидия.
Молитва спас на крови
ХРАМ СПАСА -НА- КРОВИ
Собор Спаса-на-Крови – это одна из самых главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Его построили при довольно драматических обстоятельствах, а его история стала не менее трагичной. Со знаменитым сооружением связано немало мистики. К примеру, таинственным образом он смог избежать разрушения. Более того, говорят, в нем находится икона, способная открыть будущее…
Для многих удивительно расположение храма – он буквально висит над каналом, разорвав набережную. Как такое могло получиться в городе, который застраивался, используя самые строгие архитектурные каноны.
Утром 1 марта 1881 году российский император Александр II, как обычно посетил развод войск в Михайловском манеже, а после него поехал домой в Зимний дворец. Его путь проходил рядом с Екатерининским каналом (сейчас это канал Грибоедова). Внезапно к его карете подбежал какой-то человек и бросил в нее сверток.
Прогремел взрыв, но никого не задело. Невредимый царь смог выбраться из кареты и подойти к раненому юноше, который, уже связанный, лежал на снегу. Им оказался народоволец Рысаков. Но в этот момент к императору подбежал Гриневицкий, второй убийца, который бросил бомбу. Террористы на всякий случай подстраховались. Вновь раздался взрыв, который оказался мощнее предыдущего. Александра вместе с убийцей отбросило к решеткам канал. Это оказалось концом.
В прошлом Александру II предсказывали, что именно восьмое покушение на его жизнь станет роковым. До этого на жизнь царя покушались уже шесть раз. Он смог пережить седьмое, но восьмое стало фатальным.
Гибель императора стала потрясением для всей России. Уже на следующий день от наследника престола Александра III поступил приказ начать строительство храма на месте гибели его отца.
Строительство собора затянулось на 24 года. Оно было завершено только в 1907 году. Все дело в том, что более чем 7000 кв.м. пространства храма были украшены мозаичными фресками, созданными знаменитыми художниками Нестеровым и Васнецовым. На месте, где погиб император, был построен особый придел. В нем оставили брусчатку, на которой умер монарх.
Сразу после освящения храма Спаса-на-Крови стали появляться мистические легенды. Многие говорили, что иногда можно расслышать стоны убитого императора. А простой люд верил, что новый храм может уберечь от бед. Была даже своеобразная молитва-заговор:
Спаси нас, спаси!
От дождя, от ножа,
От волка, от дурака,
От ночной мороки,
От кривой дороги…
Еще ходило поверье, что этот собор невозможно разрушить. Вскоре оно получило подтверждение. В 1941 году власти приняли решение взорвать храм Спаса-на-Крови, назвав его «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности. В стенах были просверлены отверстия, туда уже заложили взрывчатку. Но началась Великая Отечественная война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт.
В блокаду в храме разместился морг, в котором находились замороженные тела ленинградцев, погибших от голода или от обстрелов. Но снаряды и бомбы чудесным образом пролетали мимо собора, как будто он и вправду был заговоренным.
В эпоху Хрущева «Спас-на-Крови» опять хотели уничтожить. На этот раз под предлогом начала строительства транспортной магистрали. И хотя в те времена в Ленинграде было взорвано примерно сто церквей, «заговоренный» храм остался невредимым. Появились слухи, что этому помогла кровь погибших ленинградцев, пропитавшая все стены здания. А кое-кто уверен, что собор защищен от разрушения символами равносторонних крестов в круге, которые украшают кокошники окон. Якобы, это защитный знак, дошедший к нам из древности.
В 1970 году началась реставрация храма Спаса-на-Крови, были установлены леса. Но реставрация надолго затянулась, все привыкли к виду храма, окруженного лесами. А в середине 80-х пошли разговоры о пророчестве – якобы, советская власть продлится до тех пор, пока остаются леса вокруг Спаса-на-Крови. Сняли их как раз накануне путча в августе 1991 года.
Есть предание, что в храме находится икона, на которой, если пристально смотреть, проступают роковые для истории России даты: 1917, 1941, 1953, а также еще какие-то, пока нечеткие. Вполне возможно, что они относятся к будущим событиям, но пока никто не смог их расшифровать.
В северном направлении от Невского проспекта открывается четкая перспектива верхнего течения канала Грибоедова, где приковывает взгляд пестрый хоровод глав храма Воскресения Христова, часто называемого «Спас-на-крови». Он выделяется живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и своими древнерусскими формами составляет резкий и неожиданный контраст окружающей его классицистической архитектуре. Шатер церкви возносится на высоту 81 метр . Это девятиглавый храм, вмещающий 1600 человек.
Храм Спас-на-крови был возведен в 1883-1907 годах, на месте, где 1 марта 1881 года смертельно ранили Царя-Освободителя Александра II . Можно сказать, что храм – олицетворение допетровского церковного зодчества Московской Руси на берегах Невы. Храм Воскресения Христова «в чисто русском вкусе» сооружен по проекту Альфреда Парланда, который использовал многие композиционные приемы и формы церквей Москвы и Ярославля XVII века.
Здание является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Живописные композиции из мозаики создавались в мастерской Александра и Владимира Фроловых по оригиналам художников Виктора Васнецова, Николая Бруни и др.
Внутри храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. Над бережно воссозданным местом ранения Александра II установлена шатровая сень.
Все достижения архитектурного убранства как в зеркале отразили построенный в неорусском стиле музей Санкт-Перербурга Спас-на-крови.
Собор привлекает многочисленностью декора – фигурными наличниками, кокошниками, заполненными мозаичными вставками, поясками, изразцами, разноцветной черепицей. Особый интерес представляет покрытие пяти глав собора ювелирной эмалью площадью 1000 квадратных метров. Впервые широко применялось и наружное декорирование здания мозаикой .
В память о мученической смерти императора Александра II на месте его убийства построили храм. Он был освящен при его внуке как храм Спаса на крови .
Люди, провозгласившие себя выразителями народной воли, смертельно ранили Александра II , русского императора, названного народом царем-освободителем. Тяжелую рану получила вся Россия. Не стало императора, в значительной мере отразившего чаяния и надежды передовых русских людей, русской интеллигенции.
1 марта 1881 года бомба, брошенная народовольцем Игнатием Гриневицким, повернула колесо истории России, направив её, по существу, на тот путь, по которому она, обливаясь кровью лучших людей страны, идет второе столетие.