Все о религии и вере - "молитва с джамаатом" с подробным описанием и фотографиями.
Содержание
Намаз с джамаатом
Чтение намаза вместе с общиной является распространённой практикой. Согласно высказываниям Милости миров Мухаммада (с.г.в.), она заслуживает высокой награды для верующего.
В сборниках хадисов Аль-Бухари и Муслима приводятся следующие известные слова Пророка (с.г.в.): «Совершение молитвы вместе с джамаатом (общиной) в 27 раз лучше, чем её чтение в одиночку».
Кому быть имамом?
В другом хадисе говорится о том, что если трое мусульман, когда они находятся в селении либо в пустыне, не читают коллективно намаз, то, вероятно, между ними прошёл шайтан, нарушив их отношения. Так или иначе, люди, верящие во Всевышнего и в Его посланника (с.г.в.), должны объединиться, ибо одинокая овечка неизбежно станет жертвой кровожадного волка (Ахмад, Абу Дауд, Ан-Насаи).
Совершение молитвы с джамаатом предполагает, что у коллектива будет предстоятель, то есть имам. В сборнике хадисов имама Аль-Байхакый есть такое высказывание Пророка (с.г.в.): «Выбирайте из своего числа имамом того, кто является лучшим из вашего числа, ведь именно имамы будут вашими представителями перед Всевышним».
Имам избирается по принципу наличия знаний в области Шариата и Благородной сунны Заключительного Божьего посланника (с.г.в.). Вслед за таким человеком по предпочтительности следует тот мусульманин, который лучше знает текст Священного Корана. После этого имамом может стать тот, кто отличается наибольшей богобоязненностью. Наконец, вслед за ним идёт самый старший по возрасту верующий.
Женщины и коллективный намаз
Об участии женщины в коллективной молитве мнения факихов разделились. Если Абу Ханифа полагал, что совершать намаз пожилым женщинам без излишних украшений в утренней, вечерней и ночной молитвах допускается, то его ученики Абу Юсуф и Мухаммад полагали, что такие женщины могут присутствовать на всех намазах в мечети. Если говорить о молодых женщинах, то для них нежелательно принимать участие в коллективной молитве в мечети. Тем не менее, прямого запрета как такового на это нет. Пророк ислама (с.г.в.) сказал следующее: «Не объявляйте запрещённым присутствие рабынь Аллаха в Его мечетях» (Аль-Бухари). Главным моментом в вопросе участия женщин в коллективной молитве является безопасность семей и стабильность общественного порядка.
Если говорить о проведении женщинами молитвы отдельной общиной, то, согласно мнению богословов всех мазхабов, такое событие является нежелательным. Основанием является хадис, приводимый Ахмадом: «Нет пользы в общине, которая полностью состоит из женщин, если только она не в мечети или не образована по причине необходимости прочитать погребальную молитву (намаз джаназа)». Однако в случае, когда женщины всё-таки совершают молитву вместе, имам должна встать в середине первого ряда, на одном уровне с другими участницами молитвы.
Прочие особенности молитвы с джамаатом
- Если совместно читают намаз только имам и ещё один мужчина, то последний должен встать от предстоятеля молитвы по правую сторону и двинуться немного назад. Если во время намаза к ней примкнут другие верующие, то имам должен сделать шаг вперёд, чтобы показать, кто именно предводительствует в этой коллективной молитве.
- Если вместе с имамом читает молитву только одна женщина, то она должна встать позади него. В ситуации, когда община является смешанной, то есть в её составе присутствуют мужчина, женщины и дети, то расстановка рядов в такой молитве носит следующий характер: позади имама выстраиваются мужчины, вслед за ними следуют дети, после которых идёт ряд, состоящий исключительно из женщин.
- Читать намаз, стоя за имамом, можно только в том случае, если речь идёт об одной и той же молитве. Например, если имам совершает дневной намаз этого дня, а человек, вставший в джамаат, хочет восполнить дневную молитву вчерашнего дня, то такая ситуация неприемлема.
- Тот, кто сделал омовение посредством таяммума, имеет полное право быть имамом для верующего, который взял вуду (тахарат).
- Человек, который вместо мытья ног просто протёр специальные носки (т.е. сделал масх), может выступать имамом в общине, где есть люди, кто мыл ноги в рамках малого омовения.
- Читающий намаз в сидячем положении может быть имамом для тех, кто совершает молитву стоя. В своде хадисов имама Аль-Бухари говорится, что Посланник Аллаха (с.г.в.) в свою последнюю молитву сидел, тогда как община, которая находилась позади него, стояла.
- Тем не менее, тот, кто совершает намаз посредством жестов, не может выступать в качестве имама для верующих, которые читают молитву в стоячем положении. Кроме того, хронически больной также не может быть в роли имама. Женщине, которая страдает хроническим кровотечением (истихада), запрещено выступать в качестве предстоятельницы в молитве.
- Человек, который совершает фардовую часть молитвы, может выступить имамом для того, кто читает добровольный (нафль) намаз. Однако обратное не разрешается ни в коем случае.
- Неграмотный не должен быть имамом для тех, кто знает хоть что-нибудь из Священного Корана.
- Верующий, который не имеет одежды, не может выступать имамом для тех, кто одет.
- Если по какой-то причине потерявший состояние ритуальной чистоты имам до конца прочитает коллективный намаз, то молитву должны будут перечитать все стоявшие вслед за ним мусульмане.
"Если по какой-то причине потерявший состояние ритуальной чистоты имам до конца прочитает коллективный намаз, то молитву должны будут перечитать все стоявшие вслед за ним мусульмане" – это понятно.
Немогу пройти мимо темы женщины в исламе, и опять же, хочу выразить свое несогласие с некоторыми запретами. Женщина в молодом привлекательном возрасте считается соблазном для мужчин, видимо поэтому им не положено молиться с мужчинами, и даже женщине-имаму нельзя стоять впереди женщин. Ну что за бред? Почему мужчины вместо того, чтобы воспитывать свой нафс, проблему решают путем изолирования женщин от мужчин? Такое ощущение, что женщина создана только для сексуального удовлетворения мужчины, на нее не смотрят как на Личность!!
Молитва с джамаатом
18 важных правил совершения намаза с джамаатом
В хадисах сообщается, что намаз совершенный джама‘атом, в 25 или в 27 раз превосходит по вознаграждению намаз, совершенный в одиночку.
1) Мужчина не может следовать за женщиной или ребенком.
2) Точно так же джама‘ат не может следовать за человеком, который страдает каким-либо недугом, проявляющимся в постоянном нарушении малого омовения.
3) Намерение. Имам, приступая к намазу, делает следующее намерение: “Я намереваюсь провести намаз ради Всевышнего Аллаха, в качестве имама для следующих за мной мужчин и женщин (Ана имамун лиман таби‘ани ва таби‘атни)”.
Имамом может быть только мужчина.
4) Первые два рака‘ата утреннего намаза, вечернего и ночного, а также джум‘а-намаз, праздничные намазы, а также все рака‘аты таравих и витр-намаза, имам проводит вслух (это является ваджибом).
Муктади (человек, следующий за имамом)
5) Намерение: “Я намерился ради довольства Всевышнего Аллаха совершить (такой-то) фард-намаз, повернувшись к кыбле (которой является Ка‘аба) и следуя за присутствующим здесь имамом”.
6) Джама‘ат, стоя на ногах, читает “Ду‘а Субханакя” только в первом рака‘ате.
Масбук (человек, присоединившийся к джама‘ату позже, не с самого начала намаза):
7) Тот, кто успеет присоединиться к имаму, находящемуся в руку‘, считается успевшим на этот рака‘ат.
8) Если же человек не успел присоединиться к имаму до этого момента, то он считается пропустившим этот рака‘ат (при присоединении к имаму такбир необходимо произнести, стоя на ногах).
Пропуск одного или нескольких рака‘атов намаза (положение масбука)
9) Тот, кто пропустил один или несколько рака‘атов намаза, во время последнего сидения читает только “Ат-тахият” и ждет имама. Когда имам начинает отдавать второй салям, масбук встает на ноги и совершает пропущенные рака‘аты.
10) Если масбук пропустил один рака‘ат, то естественно это будет считаться первым рака‘атом, поэтому при совершении этого рака‘ата он должен прочесть все то, что читается в первом рака‘ате, то есть «Ду‘а Субханакя”, «Аль-Фатиху” и дополнительную суру.
11) Если масбук пропустил два рака‘ата, то точно так же они будут считаться для него первым и вторым рака‘атами, и он должен будет прочесть все то, что читается в первых двух рака‘атах намаза.
12) Если масбук пропустил три рака‘ата, то это означает, что он совершил с имамом только четвертый рака‘ат.
13) Встав на ноги, он совершает первый рака‘ат и, перед тем как встать на второй рака‘ат, читает «Ат-Тахият” (так как в общей сложности он совершил два рака‘ата).
14) Второй рака‘ат он совершает с чтением дополнительной суры и, не оставаясь сидеть после него, встает на третий рака‘ат.
15) Третий рака‘ат он совершает без чтения дополнительной суры, и затем, сев, завершает свой намаз. (Точно так же совершается намаз, если были пропущены два рака‘ата вечернего намаза).
16) Если же масбук пропустил все рака‘аты, присоединившись к имаму только в самом конце намаза, то в этом случае он совершает все рака‘аты намаза (так, как будто он только что приступил к намазу).
17) При совершении пятикратного намаза, када-намазов, а также джум‘а-намаза, для мужчин является сунной-муаккада чтение азана и икамата.
18) Однако повторное чтение азана и икамата в мечети, где азан и икамат уже были прочитаны, не требуется.
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
Смотрите также:
Читайте также:
Со скольких лет девушка имеет право вступить в брак?
Салам алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух! С какого возраста девушке можно вступать в брак? (Россия, Татарстан)
-
Большой грех совершает тот, кто поверит в слова ясновидящего, знахаря или звездочета
В 102 аяте суры «Бакара» Священного Корана Аллах Тагаля упоминает об истории знахарства и его носителях (смысл): «Даже если эти люди в бренном мире добьются высокого материального положения в обществе, разбогатеют, убедив кого-то в своих способностях, добьются желаемого результата, все равно в Судный День их место будет в аду».
-
Были ли у Пророка Мухаммада (мир ему) проблемы в семье?
Благородные супруги Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), матери правоверных, не всегда были спокойными и терпеливыми, не всегда были приветливы и дружелюбны. Иногда они поддавались чувствам, отчего у них менялось отношение к близким людям
-
Исламские праздники 2014
Курбан-байрам (Ид аль-Адха) – самый значимый мусульманский праздник. Дни этого праздника – это дни жертвоприношения. Всё, что приносится в жертву, делят на три части, две из которых отдают соседям и бедным.
-
Следуем Сунне: 2 правила обращения с горячей пищей
Известно, что в природе не существует пищи, температура которой превышала бы 36-38 градусов по Цельсию. И организм человека также ни функционально, ни морфологически не приспособлен к переработке высокотемпературной пищи. Однако же, будучи вынужденным переваривать горячие блюда или напитки, он терпит большие нагрузки, со временем перерастающие в хронические болезни.
-
Чего не следует допускать во время ифтара?
Священный месяц Рамадан – месяц блага и бескрайней милости Всевышнего Создателя. Однако человек, к сожалению, не всегда бывает в состоянии осознать величие значения этого благословенного подарка от Всемогущего Творца, и вместо блага может совершить грех.
-
Современные узбекские имена
Современные узбекские имена имеют тюркские и иранские корни. Распространение ислама в странах Азии повлекло за собой и видоизменение традиционных имен. Так под влиянием арабов в узбекском языке появились новые имена: Юнус, Якуб, Исмаил (не забыты и сегодня). А после тщательного ознакомления с Кораном возникли и быстро приобрели популярность имена Фатхулла, Карим, Абдулла. Но остались и традиционные узбекские имена.
-
Украинская девочка, читающая Коран, покорила соцсети
Видео с очаровательной украинской девочкой, читающей суры аль-Фатиха, Аль-Каусар и Аль-Ихлас, в считанные часы стало хитом в Сети.
Совершение намаза с джамаатом – что нужно произносить вслух, а что можно про себя?
Что мы должны произносить вслух, а что про себя (мысленно) во время коллективного намаза? Я знаю, что мы (те, кто следует ханафитскому мазхабу) не читаем вслух Коран, но должны ли мы произносить вслух такбиратуль-ихрам или дуа ат-тахийят?
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Произнесение вступительного такбира является обязательной частью (фард) намаза, и без его произнесения молитва не будет действительна, при этом не имеет значения – читает ли человек намаз в одиночку или следуя за имамом.
Пророк Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
مفتاح الصلاة الطهور، وتحريمها التكبير، وتحليلها التسليم
«Ключ к молитве – омовение, ее начало – такбир (такбиратуль-ихрам), и ее завершение – салям» (Тирмизи, хадис 3, передал Али).
Основываясь на этом хадисе, ученые всех четырех мазхабов единодушны в том, что вступительный такбир является обязательной частью намаза и условием для его действительности, как тахарат (ритуальная чистота) есть предварительное условие для действительности намаза.
Минимальное требование для произнесения такбира – произносить его звуки, шевеля губами и языком. Простое произнесения его про себя, мысленно не будет достаточным, так что если человек произнесет его лишь мысленно, не шевеля губами и языком, его намаз не будет действительным.
الإمام يحتاج إلى الجهر لإسماع غيره والمنفرد يحتاج إلى إسماع نفسه لا غير، وذلك يحصل بالمخافتة
تصحيح الحروف أمر لا بد منه، ولا تصير قراءة إلا بعد تصحيح الحروف، فإن صحح الحروف بلسانه ولم يسمع نفسه؛ حكي عن الكرخي أنه يجزيه، وبه كان يفتي الفقيه أبو بكر الأعمش؛ لأن القراءة فعل اللسان، وذلك بإقامة الحروف، لا بالسماع، فإن السماع فعل السامع، وإلى هذا أشار محمد رحمه الله في «الأصل»
Что касается произнесения ташаххуда (дуа ат-тахийят) – его произнесение согласно ханафитскому мазхабу есть ваджаб (но не фард) для молящегося (не имеет значения, следует ли он за имамом или читает намаз в одиночку) (Аль-Фатава аль-Хиндийя, том 1, с. 71).
ويجب التشهد في القعدة الأخيرة وكذا في القعدة الأولى وهو الصحيح
Если же имам или тот, кто читает намаз в одиночку, пропустит ташаххуд или произнесет его только мысленно, не двигая языком и губами, ему нужно будет совершать саджа ас-сахв (земной поклон по забывчивости) для исправления этой ошибки (аль-Фатава аль-Хиндийя, т.1, с. 127).
(ومنها) التشهد فإذا تركه في القعدة الأولى أو الأخيرة وجب عليه سجود السهو
Если же муктади (следующий за имамом) пропустит ташаххуд или произнесет его лишь мысленно, то хотя он пропустил действие, которое является ваджибом намаза, его намаз будет действительным, поскольку чтение ташаххуда имамом будет достаточным (а также потому, что ташаххуд – это ваджиб намаза, но не фард) (аль-Фатава аль-Хиндийя, том 1, с. 128).
Молитва (намаз) Таравих
Данная молитва Таравих [1] является обязательной сунной (сунна муаккяда) как для мужчин, так и для женщин. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой [в ее значимость] и ожиданием вознаграждения [за нее только от Господа], тому будут прощены предшествовавшие грехи» [2].
Время выполнения молитвы Таравих наступает после совершения ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления утренней зари. Эта молитва совершается каждый день в течение всего месяца Рамадан (месяца обязательного поста). Намаз Витр в эти дни выполняется после молитвы Таравих.
Наилучшим является совершение этой молитвы совместно с другими верующими (джама‘атом) в мечети, хотя допустимо ее совершение и индивидуально. Сегодня, когда люди словно пребывают в прострации [3], в условиях духовной пустоты и отсутствия позитивного общения, посещение коллективных молитв, а тем более таких, как Таравих, способствует появлению чувства общности, единения. Мечеть — это место, где люди общаются, совместно совершая молитвы, восхваляя Всевышнего, читая Коран вне зависимости от социальных, интеллектуальных или национальных различий.
«Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) в 23, 25 и 27-ю ночи месяца Рамадан совершал эту молитву совместно со своими сподвижниками в мечети. Он не делал этого ежедневно, чтобы люди не восприняли данную молитву как обязательную; чтобы она не перешла в ранг обязательных (фараид). Вместе с ними он читал восемь ракяатов, остальные ракяаты они дочитывали дома»[4].
О том, что Пророк и его сподвижники читали в Таравихе до двадцати ракяатов, стало ясно из действий второго праведного халифа ‘Умара. Он канонически закрепил в этой молитве двадцать ракяатов. ‘Абдурахман ибн ‘Абдуль-Кари передал: «Я вошел вместе с ‘Умаром в мечеть в месяц Рамадан. В мечети мы увидели, что все читают отдельно, маленькими группами. ‘Умар воскликнул: «Было бы очень хорошо сделать их единым джама‘атом!» Именно так он и поступил, поставив имамом ‘Убейю ибн Кя‘ба»[5]. Имам Малик дополняет: «Во времена ‘Умара читали двадцать ракяатов молитвы Таравих. С того момента двадцать ракяатов утвердились в качестве сунны[6]. В то же время есть упоминание и о восьми ракяатах»[7]. Однако ритуал Таравиха, состоящий из двадцати ракяатов, был окончательно утвержден халифом ‘Умаром с согласия сподвижников Пророка, что было признано значительной частью богословов более позднего периода[8].
Совершается молитва Таравих после двух ракяатов сунны ночной молитвы (‘Иша’). Желательным является выполнение ее по два ракяата, порядок совершения которых соответствует обычным двум ракяатам сунны. Время данной молитвы завершается с наступлением зари, то есть с началом времени утренней молитвы (Фаджр). Если человек не смог совершить молитву Таравих до истечения ее срока, то восполнять ее не нужно[9].
По примеру сподвижников Пророка, после каждых четырех ракяатов желательно делать небольшой перерыв, в течение которого рекомендуется восхвалять и поминать Всевышнего, слушать короткую проповедь или предаваться размышлениям о Боге.
Одной из формул восхваления Всевышнего может быть следующая:
سُبْحَانَ ذِي الْمُلْكِ وَ الْمَلَكُوتِ
سُبْحَانَ ذِي الْعِزَّةِ وَ الْعَظَمَةِ وَ الْقُدْرَةِ وَ الْكِبْرِيَاءِ وَ الْجَبَرُوتِ
سُبْحَانَ الْمَلِكِ الْحَيِّ الَّذِي لاَ يَمُوتُ
سُبُّوحٌ قُدُّوسٌ رَبُّ الْمَلاَئِكَةِ وَ الرُّوحِ
لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ نَسْتَغْفِرُ اللهَ ، نَسْأَلُكَ الْجَنَّةَ وَ نَعُوذُ بِكَ مِنَ النَّارِ
«Субхаана зиль-мульки валь-малякуут.
Субхаана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-кудрати валь-кибрияяи валь-джабаруут.
Субхааналь-маликиль-хайиль-лязии ляя ямуут.
Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-руух.
Ляя иляяхэ илля ллааху настагфируллаа, нас’элюкяль-джанната ва на‘уузу бикя минан-наар…»
«Свят и Идеален тот, Кто обладает земным и небесным владычеством. Свят тот, Кому присуще могущество, величие, безграничная сила, власть над всем и бесконечная мощь. Свят тот, Кто является Властелином всего, Кто вечен. Его никогда не постигнет смерть. Он — восхваляем и свят. Он — Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила — Гавриила). Нет бога, кроме Единого и Единственного Творца. О Всевышний, прости нас и помилуй! У Тебя мы просим Рая и к Тебе прибегаем, моля об удалении от Ада…»
«Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух» (Он — восхваляем и свят. Он — Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила — Гавриила)… В некоторых риваятах упоминается, что ангел Джабраил (Гавриил) обратился к Аллаху с вопросом: «О Всевышний! Почему пророк Ибрахим (Авраам) столь выделен, что считается «халилюл-лах», Твоим другом?»
В ответ Господь направил его к Аврааму со словами: «Поприветствуй его и произнеси «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух».
Как известно, пророк Авраам был очень богат. Только количество собак, охранявших его стада, исчислялось тысячами. Но он был богат как материально, так и духовно. Так вот, когда Джабраил (Гавриил) предстал перед Авраамом в облике человека и, поприветствовав, произнес эти слова, Авраам, прочувствовав их Божественную сладость, воскликнул: «Произнеси их еще раз, и половина моего богатства — твоя!» Ангел Джабраил (Гавриил) произнес их еще раз. Тогда Авраам вновь попросил повторить, сказав: «Произнеси их еще раз, и все мое богатство — твое!» Джабраил (Гавриил) повторил в третий раз, тогда Авраам сказал: «Произнеси их еще раз, и я — твой раб».
Есть вещи, великолепие, красоту и ценность которых могут постичь лишь специалисты. Например, алмаз. До огранки кому-то он покажется обычным природным ископаемым, а профессионал заметит в нем ценный камень и найдет способ превратить его в сверкающую драгоценность. Причем только знаток сможет определить степень его ценности. Также и со словами «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух». Авраам, прочувствовав их красоту и великолепие, не мог насытить свой слух и каждый раз просил повторить их снова.
Вопросы по теме
(ответы имама на вопросы о намазе Таравих)
1. Какие дополнительные намазы читают во время поста?
2. Я хочу после тахарата (омовения) прочитать дополнительный намаз. Какими должны быть слова намерения? В.
1. Таравиха, Витра и Тахаджуда достаточно.
2. Обычное намерение на два ракяата дополнительной молитвы[10].
Уважаемый имам, когда восполняешь пропущенные дни поста, можно ли совершать пропущенную молитву Таравих? Э.
Дни обязательного поста необходимо восполнять, но Таравих восполнять не нужно. Таравих относится к категории дополнительных молитв, а не обязательных.
Можно ли читать Таравих в 8 ракяатов или в 12? Зияадулло.
Можно читать 8 (это больше соответствует мнению шафиитского мазхаба), а можно и 20, на чем сделали акцент ученые ханафитсткого мазхаба.
Сейчас, во время Рамазана, читают молитву Таравих. В ближайшей мечети города, где я живу, прихожане договорились за весь намаз прочитывать один джуз Корана. Но сам имам читает джуз во время Таравиха с Книги — в одной руке Коран, другая на поясе. И так весь намаз. Насколько я понимаю, Пророк так не делал, он знал Коран наизусть и не умел читать. Вопрос: была ли такая практика у сподвижников или у праведников, признанных ученых? Может, стоит посещать другую мечеть на время данного намаза?
Такое возможно (по мнению некоторых ученых-суннитов), но обычно ставят Коран на специальную подставку, дабы освободить руки и не делать лишних движений в молитве-намазе. Если продолжительность молитвы Таравих в ближайшей мечети вас устраивает, тогда нет необходимости идти в другую.
Дозволено ли в Таравихе читать суры, глядя в Коран? Ильдар.
По мнению некоторых ученых такое возможно.
Должны ли женщины совершать Таравих? Если да, то можно ли совершать его дома, одной? Ая.
Как для мужчин, так и для женщин совершение данной молитвы-намаза является сунной, то есть желательным действием. Вы можете совершить ее дома, одна.
Почему в этом году в вашей мечети до Таравиха не читалась проповедь? С чем это связано?
Канонической необходимости в этом нет, а потому имам может читать ее, если видит потребность, а может и не читать.
Если я намереваюсь сделать Таравих-намаз в 20 ракяатов, то как их читать? По 2 ракяата (10 раз) или по 4 ракяата (5 раз)? Какие молитвы и ду‘а читать в перерывах?
Все это на ваше усмотрение.
Читается ли Таравих в последний день поста, ведь вечером начинается первый день следующего месяца? Тимур.
Вы правы, в последний день поста молитва Таравих не читается.
Можно ли мне ездить на Таравих в мечеть, если я не держу пост? У меня лечение, в течение которого необходимо месяц пить лекарства. Есть большое желание держать уразу, но врач сказал, что надо пропить курс, а то не будет пользы от предыдущих двух недель принятия лекарств. Меня терзают сомнения и мне неудобно и непривычно, что не держу пост, хотя сам понимаю и чувствую, что лекарства необходимо пропить. У.
Можете ездить на Таравих.
В мечети нашего города после Таравиха имам зачитывает хадис о вознаграждении, получаемом человеком, пришедшим на намаз. И причем это относится к каждому дню на протяжении всего месяца поста. Скажите, правда ли это? Слышали ли вы такие хадисы? Рамиль.
Достоверных хадисов по этому поводу нет.
Недавно наткнулась на статью в местной газете, где подробно описывались вознаграждения каждой ночи за чтение молитвы Таравих во время поста. Например, в первый день месяца Рамадан прочитавшему Таравих Всевышний простит все его грехи, во второй день Аллах простит все грехи родителей читавшего Таравих и так далее до конца поста. Расскажите об этом подробнее. Еркежан, Казахстан.
В Коране и достоверной Сунне об этом не говорится.
Мы с друзьями на второй день поста опоздали на молитву ‘Иша, сразу же встали с джамаатом на Таравих-намаз. Считается ли фард молитвы ‘Иша пропущенным или его вместе с сунной можно совершить после Таравиха и Витра? Мурат.
Пятая обязательная молитва не считается пропущенной, вам необходимо совершить ее после Витра. На будущее: если вы опаздываете, то в первую очередь отдельно от имама совершаете пятую молитву и только после присоединяетесь к Таравиху.
Я езжу на Таравих в мечеть. Домой приезжаю около полуночи. Моя супруга жалуется на то, что я каждый вечер ухожу в мечеть, а когда прихожу, то ложусь спать. Ей не хватает времени, которое я с ней провожу. Мне же очень нравится совершать Таравих в мечети, я ждал этого весь год. Как мне лучше поступить? Отвергнуть ее претензии и, несмотря на ее обиду, пойти в мечеть или ходить в мечеть через день, как я сейчас и делаю? Искандер.
Обязательно ходите в мечеть, это зарядит вас позитивно, облагородит и положительно настроит на весь последующий год.
Что же касается супруги, то настоятельно советую найти мою книгу «Семья и Ислам», которая откроет вам глаза на многие тысячи обстоятельств семейной жизни. То, что ваш поход в мечеть раздражает супругу, говорит об очень низком уровне взаимопонимания между вами. Этот пробел необходимо восполнить за счет знаний и опыта других.
Хазрат, почему вы раньше читали Таравих-намаз в 20 ракяатов, а сейчас в 8 ракяатов? Разве можно так? Я послушал одного знаменитого хазрата, он говорит, что так нельзя. Ответьте, пожалуйста, это для меня и моих друзей очень важно! Махмуджон.
В последние два года (2010, 2011 гг.) мы перешли на 8 ракяатов по той простой причине, что большинство прихожан нашей мечети — это работающие люди, а не пенсионеры. Читая 8 ракяатов, мы завершаем за полночь, а читая 20 ракяатов, получится и того позднее. К тому же учитывайте, что людям в 3 часа ночи вставать на утренний прием пищи, а потом в 7 утра ехать на работу.
Наиболее известными с точки зрения Сунны являются два варианта — 8 и 20 ракяатов. На период, пока пост приходится на летнее время, согласовав наше решение с муфтием, мы проводим в нашей мечети только 8 ракяатов Таравиха. Желающие могут дочитывать дома до 20.
В религиозной практике я следую ханафитскому мазхабу, но не являюсь строгим приверженцем мнений лишь одного мазхаба, тем более когда эти мнения могут серьезно затруднить жизнь простым верующим. Религия дана нам в легкость, а потому нужно все разумно соизмерять.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал:
(1) «Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не вызывайте отвращения, не отталкивайте»[11].
(2) «Религия — это легкость. И кто бы ни препирался с нею [проявляя излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость, например желая превзойти других проявлением «особой» набожности], проиграет»[12].
(3) «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут!»[13]
(4) «Бойтесь чрезмерности в вопросах веры, религии! Воистину, [многие] кто был до вас, погибли именно из-за этого»[14].
(5) «Погибнут [иссохнут духовно, душевно, психологически] те, кто щепетильны и чрезмерно строги». Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) повторил эти слова трижды»[15].
Проблема в том, что во время Таравиха из-за непонимания смысла читаемого мысли уходят в сторону. Бывает, что почти засыпаешь. Дома, когда читаю намаз, после арабского читаю и его перевод. Посоветуйте, как справиться с проблемой. Надим.
Меньше есть во время разговения.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Таравих (араб.) — множественное число от «тарвиха», что переводится как «отдых». Молитва называется так потому, что после каждых ее четырех ракяатов молящиеся сидя отдыхают, восхваляя Господа или слушая назидания имама. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 127.
[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ан-Насаи и Абу Дауда. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 536, хадис № 8901, «сахих».
[3] Прострация — состояние предельной истощенности, расслабленности, неориентации во времени; упадок сил, сопровождаемый безразличным отношением к окружающему. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Современный литератор, 2007. С. 664.
[4] Хадис от Абу Зарра, а также от ‘Аиши; св. х. Муслима, аль-Бухари, ат-Тирмизи и др. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1059; он же. В 8 т. Т. 2. С. 43; аш-Шавкяни М. Нэйл аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 54, 55.
[5] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 314, 315, хадис № 2010; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 57, хадис № 946.
[6] Пророк Мухаммад говорил: «Для вас обязателен мой путь [Сунна] и путь праведных халифов». ‘Умар был одним из них — вторым праведным халифом.
[7] Совершение в Таравихе двадцати ракяатов поддержали богословы ханафитского мазхаба. Богословы шафиитского мазхаба считают достаточным восемь ракяатов, что также соответствует Сунне. См., например: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Каир: аль-Хадис, 1993. С. 114; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 57, 58.
[8] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1060, 1075, 1089.
[10] Подробнее об этой молитве читайте в моей книге «Мусульманское право 1–2». С. 263.
[11] Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари, Муслима, Ахмада и ан-Насаи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 590, хадис № 10010, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]: В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 50, хадис № 69; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 6. Ч. 12. С. 40–42, хадисы № 6 (1732), 7 (1733), 8 (1734)
[12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 261, хадис № 4301, аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 1. С. 366, хадис № 1323.
[13] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 569, хадис № 9594, «сахих»; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 220, хадис № (2670) 7.
[14] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и аль-Хакима. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 174, хадис № 2909, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 328, хадис № 3029, «сахих».
[15] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 398, хадис № 1738, «сахих».