Все о религии и вере - "молитва русский композитор" с подробным описанием и фотографиями.
Содержание
Православная церковная музыка и русская музыкальная классика
В светские произведения выдающихся русских композиторов органично вошли образы православной духовности, и нашли яркое воплощение интонации православной церковной музыки. Введение колокольного звона в оперные сцены стало традицией в русской опере XIX в.
Припадая к истокам
Обладающая высокими ценностными ориентирами, несущая нравственную чистоту и внутреннюю гармонию православная духовность, питала русскую музыку, в противовес, представляя и обличая ничтожность мирской суеты, низменность человеческих страстей и пороков.
Выдающуюся героико-трагическую оперу М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), драму «Царская невеста», народные музыкальные драмы — М. П. Мусоргского, эпические оперы Н.А. Римского-Корсакова и др., постичь глубоко возможно только через призму православной религиозной культуры. Характеристики героев этих музыкальных произведений даны с точки зрения православных нравственно-этических представлений.
Мелос русских композиторов и церковные песнопения
Начиная с XIX в., православная церковная музыка проникает обильно в русскую классическую музыку на интонационно-тематическом уровне. Напоминает партесный стиль церковных песнопений квартет-молитва, которую поют герои оперы «Жизнь за царя» гениального Глинки, заключительная сольная сцена Ивана Сусанина является, по существу, молитвенным обращением к Богу перед кончиной, эпилог оперы начинается ликующим хором «Славься», близким к церковному жанру «Многолетия». Сольные партии героев в известной музыкальной народной драме о царе Борисе Мусоргского, раскрывающие образ православного монашества (старец Пимен, Юродивый, калики перехожие), пронизаны интонациями церковных песнопений.
Суровые хоры раскольников, выдержанные в стиле знаменного распева, представлены в опере Мусоргского «Хованщина». На интонациях знаменного пения построены главные темы первых частей знаменитых фортепианных концертов С.В. Рахманинова (второго и третьего).
Сцена из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского
Глубинная связь с православной культурой прослеживается в творчестве выдающегося мастера вокально-хорового жанра Г.В. Свиридова. Самобытный мелос композитора представляет собой синтез народно-песенного, церковно-канонического и кантового начал.
Знаменный распев главенствует в хоровом цикле Свиридова «Царь Федор Иоаннович» – по трагедии А.К. Толстого. «Песнопения и молитвы», написанные на церковные тексты, но предназначенные для светского концертного исполнения, являются непревзойденными творениями Свиридова, в которых старинные литургические традиции органично сливаются с музыкальным языком XX в.
Звучат колокола
Колокольный звон считается неотъемлемой частью православной жизни. У большинства композиторов русской школы в музыкальном наследии присутствует образный мир колокольности.
Впервые в русскую оперу ввёл сцены с колокольным звоном Глинка: колокола сопровождают заключительную часть оперы «Жизнь за царя». Воссоздание в оркестре колокольного звона усиливает драматизм образа царя Бориса: сцена коронации и сцена смерти. (Мусоргский: музыкальная драма «Борис Годунов»).
Колокольностью наполнены многие произведения Рахманинова. Одним из ярких примеров является в этом смысле Прелюдия до-диез минор. Замечательные примеры воссоздания колокольного звона представлены в музыкальных сочинениях композитора XX в. В.А. Гаврилина («Перезвоны»).
А теперь — музыкальный подарок. Чудесная хоровая пасхальная миниатюра одного из русских композиторов. Уж здесь то колокольность проявляет себя более чем явно.
Молитва русский композитор
Урок музыки по теме: "Жанр молитвы в творчестве русских композиторов"
Коваленко Елена Николаевна, учитель музыки, обществознания, гимназия №9 им.С.Г.Горшкова г.Железнодорожный, Московской области
- оргдеятельностные – создать образовательную ситуацию урока, способствующую развитию познавательной мотивации учащихся, рефлексивного мышления;
- личностные цели – расширить личный опыт учащихся через осознание понятий «молитва», «вера», «выбор» посредством сопоставления собственного жизненного опыта учащихся и жизненных ситуаций, в которых происходит действие героев музыкальных произведений; формировать коммуникативную компетенцию в условиях групповой работы.
- предметные – актуализировать предметные знания учащихся с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе;
- когнитивные – научить учащихся задавать вопросы, отыскивать причины и условия развития музыкальных жанров, в частности, жанра молитвы; обозначать свое понимание или непонимание вопроса; совершенствовать навыки работы с первоисточниками.
- креативные – создать условия на уроке для развития фантазии, гибкости ума, генерации идей, чуткости к противоречиям; предоставить возможность для защиты и отстаивания своего мнения через развитие аналитических способностей.
- частично – поисковые ( метод проведения аналогий) ,
- проблемно – сообщающие ( метод «мозгового штурма) ,
- проблемно-эвристические ( метод ассоциации, метод эмпатии, метод символического и образного видения, метод конструирования понятий, метод эмоциональной драматургии.)
- когнитивные (сравнение, анализ, синтез).
мультимедийное оборудование, компьютер, презентация, аудио и видео-записи.
Ожидаемые результаты урока:
- предметные– расширение объёма известных знаний учащихся о развитии православной культуры и её проявлениях в жанре молитвы от истоков до современности;
- личностные, метапредметные – создание условий для рождения у учеников собственного образовательного продукта.
Учебно-методическое обеспечение: компьютер; экран; презентация по теме, аудио-записи.
Центр "Эйдос" приглашает учащихся и педагогов на Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады Музыка, Мировая художественная культура и другие.
Этап 1. а) организационный – взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
б) мотивация деятельности учащихся.
Этап 2. Попытка разрешения ситуации учениками, возможно с проектированием социодрамы или творчестводрамы.
Этап 3. Представление вариантов разрешённых проблем в сопоставлении с другими образцами культурно-исторических аналогов на основе метода «возвращения» уже к пройденному материалу, методов размышления, сопоставления и анализа.
Этап 4. Рефлексия познанного и результатов.
Отцы пустынники и жёны непорочны,
После приветственного слова учителя учащимся предлагается проблемное задание с целью организации деятельности и постановки учениками собственных целей.
Учитель : сформулируйте вопросы к предложенной цитате .
Варианты вопросов учащихся :
Что означает выражение «отцы пустынники и жёны непорочны»? Какое отношение данная цитата имеет к уроку музыки? Может ли молитва звучать в музыке? Как вы думаете, для чего нужны человеку божественные молитвы? Человек обращается к молитве только по необходимости? Может ли молитва изображать что-либо? Какие средства выразительности использовали композиторы для звучания молитвы?
Учитель: Какие слова можно считать ключевыми, кульминационными в данном фрагменте великого русского поэта?
Дети высказывают различные точки зрения, но приходят к мнению, что кульминационными являются слова «божественных молитв».
Учитель: Так что такое молитва? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. У каждого из вас, конечно, своё представление о том, что такое молитва:
а) для одних – это столь нужное общение с Богом, откровение, скрытое от посторонних глаз;
б) для других – пустая трата времени, занятие мистиков; в) третьи считают молитву чем-то из области прошедших веков.
Я считаю, что молитва – это настолько сокровенное необходимое человеку общение с Богом, в котором человек может хоть на мгновение приблизиться к Возвышенному.
Наша задача – сегодня познакомиться с ещё одной возможной позицией в отношении к молитве. Мы рассмотрим молитву как жанр произведения искусства, конкретно – музыки. Какая из версий и подходов к пониманию сущности молитвы оказались более убедительными и нашли отражение в языке музыки?
Итак, тема урока «Жанр молитвы в творчестве русских композиторов» .
Для организации целеполагания учащимся предлагается список целей, которые учащиеся записывают на листы:
1) узнать об истории появления молитвы в музыке;
2) составить собственное представление о том, что такое молитва;
3) усвоить основные понятия темы;
4) выполнить самостоятельно творческую работу, поиск, исследование по данному вопросу;
5) научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы;
6) рассмотреть возможность различного «звучания» молитвы в музыке;
7) получить хорошую отметку и др.
Учитель: Конечно, о молитве и с молитвой в музыке размышляли не только русские композиторы, но и зарубежные авторы. Можете ли вы вспомнить и назвать произведения, в которых композиторы размышляли о мире с помощью молитвы?
Дети называют имена В.А. Моцарта и его знаменитый «Реквием», «Страсти по Матфею» и мессу си минор И.С. Баха.
Учитель : К продолжению вашего списка можно упомянуть имя композитора Э.Л. Уэббера и его рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда». Однако с этим произведением мы будем знакомиться в 7 классе, а сегодня более подробно остановимся и сконцентрируемся на русской музыке. Задача наша проста и сложна одновременно. Мы будем слушать, думать, обсуждать музыку в жанре молитвы, которая знакома и незнакома вам, которая создавалась в разные эпохи различными русскими композиторами, начиная со времени становления христианства на Руси и заканчивая современными авторами.
Этап 2. Попытка разрешения ситуации учениками, возможно с проектированием социодрамы или творчестводрамы.
Учитель: Сформулируйте ваши версии, почему именно русским композиторам тема молитвы оказалась наиболее близка и понятна?
Дети высказываются : Русские композиторы, художники, писатели в своём творчестве воплощали идею русской духовности, которая основывается на православии как вере и религии. Вспомним даже «Детский альбом» П.И. Чайковского, где представлен день из жизни простого русского ребёнка. И утро этого ребёнка начинается с «Утренней молитвы». Православные традиции обряды и нормы жизни ребёнок впитывал с молоком матери, и православие сопровождало ребёнка всю жизнь.
Учитель : Объясните значение понятия «христианство». Какие исторические события связаны с развитием православия на Руси?
(вопросы учителя сопровождаются демонстрационным рядом изображений икон, православных храмов и картин православной тематики по выбору учителя для создания художественно-эмоционального контекста содержания учебного материала)
Дети : Православие было принято на Руси в 988 году, а пришло оно на Русь из Византии. (Упоминается личность князя Владимира и его роль в принятии христианства на Руси).
Учитель : Вот уже тысячу лет каждое утро величаво восходит над нашим Отечеством солнце истины – Православие. И от этого могучего светила вспыхивают по всей Руси великой сотни тысяч малых солнышек – золотые маковки православных храмов и монастырей.
Святые старцы говорят: «Пока стоит на земле хоть один православный храм, есть у человека надежда на спасение». Действительно, когда мы приходим в храм и вслушиваемся в чудесные песнопения, нас не оставляет чувство прикосновения к тайне в надежде на спасение нашей души.
Под звучание духовной музыки («Свете тихий»):
Любил я в детстве сумрак в храме,
Любил вечернею порой
Его, сияющий огнями
Перед молящейся толпой;
Любил я всенощное бденье,
Когда в напевах и словах
Звучит покорное смиренье
И покаяние в грехах…
И в час, когда хор тихо пел
О «Свете тихом» – в умиленье
Я забывал свои волненья
И сердцем радостно светлел…
– так выразил свои чувства от услышанной музыки в православном храме И.А. Бунин (1770-1853).
Ребята, какие созвучия слов стихотворения и услышанной музыки вы можете отметить?
Дети высказываются : состояние светлого покоя, умиротворения, умиления, покорного смирения, возвышенности, потусторонности, оторванности от всего мирского земного.
Учитель : В трудные минуты жизни, а мы живём с вами в непростое время, человеку свойственно припадать к родному порогу, возвращаться к истокам. Вот к истокам – то мы с вами и обратимся. Уже к X веку в Византии сложились храмовые виды искусства, в т.ч. «сладкогласное» богослужебное пение. Мы уже говорили с вами в 4 классе о том, что древнерусское богослужебное пение являлось формой возвышенной соборной молитвы. Исходя из имеющегося опыта, дайте определение того, как назывался основной вид этого пения?
Учитель , используя метод эвристических вопросов, выясняет область знания и незнания учащихся и в ходе совместной деятельности вырабатывается понимание данного явления в русской музыке (знаменное пение).
Учитель: Кто создавал знаменные распевы?
Дети : Их создавали распевщики, а слова композитор в Древней Руси не было. Распевщик, переписывая старые тексты, был не создателем нового, а толкователем (интерпретатором) старого.
Учитель: Что такое знаменное пение? Как оно записывалось?
Дети : Для записи знаменного пения (знаменного распева) употреблялись не ноты, а специальные знаки – знамена (от славянского слова «знамя», т.е. знак), или крюки ( крюк – тот же знак). Такая запись не могла точно фиксировать высоту звука, она лишь указывала направление движения одноголосной мелодии и служила средством напоминания о песнопениях, которые хранились в памяти певчих.
Учитель : Кто исполнял эту музыку? Где и как она исполнялась?
Дети : Мужской хор в унисон, реже соло без сопровождения каких-либо инструментов. Когда пел хор, то пение как бы улетает вверх к Богу. Звук делается неземным. Звучание хора строгое, торжественное, чтобы не нарушить покой и умиротворение в храмовой архитектуре. Голос связан с дыханием, а значит и с душой. Только одухотворённый голос может выразить религиозное чувство, а у инструмента нет души.
Учитель : Почему же знаменное пение звучало acapella , т.е. без сопровождения музыкальных инструментов?
Дети : Древние авторы считали, что голос – самый совершенный музыкальный инструмент, который должен обращаться к Богу без помощи каких-либо музыкальных инструментов и воплотить слово в музыке. Звучание инструментов рассеивает внимание молящихся и мешает общению с Богом.
Учитель : Когда получает развитие знаменное пение?
Дети : Оно развивалось на Руси в период с XI – XVII века.
Учитель: И вот что говорил по поводу богослужебного пения Иоанн Златоуст, живший в Византии ещё до крещения Руси в VIII веке:
«… мужи, старцы и юноши полом и возрастом различны в отношении к пению; потому что Дух, соединяя голоса каждого в отдельности, из всех устрояет одну мелодию».
Итак, безымянность, унисон, мужской хор. Что-нибудь ещё вспомним ( распеть «Богородице, Дево, радуйся»).
Дети : Вы распевали гласную «а», и хор тоже распевал гласные звуки. По своей интонационной природе (по напевности, по певучести) византийские песнопения более созвучны русской музыке.
Учител ь: Совершенно верно, основная причина того, что византийские песнопения смогли прижиться на Руси, – это те же напевность, певучесть, содержащиеся и в русской песне. Распев очень характерен для древнерусской музыки, как и в русских народных песнях. Всё это соединение русского и византийского сделало древнерусскую музыку самобытной и неповторимой.
Задание: Представим, что в данную минуту мы с вами попали в православный храм и попытаемся изобрести и изобразить свой символ знаменного пения. Он может быть представлен в виде знака, слова, графического изображения. Данный символ представьте на листах бумаги как описание тех чувств, которые вы испытали после прослушивания знаменного распева. (Учитель предлагает учащимся разделиться на 3 группы с целью выполнения работы).
(На данном этапе используется м етод символического видения, где символ выступает неким глубинным образом реальности, содержащий в себе ее смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности).
Прослушивание музыки сопровождает демонстрационный ряд по выбору учителя.
После прослушивания музыкального фрагмента группы представляют и аргументировано объясняют свои варианты символов.
Этап 3 . Представление вариантов разрешённых проблем, выявление культурно-исторических аналогов.
Учитель (после завершения работы учащихся): Не вспомните ли вы имя русского героя, с которым мы знакомились на уроках музыки, который на пути от сомнения, страха перед решительным выбором к бессмертию, обращается к Богу как к Вечному Судье?
Дети : Иван Сусанин в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин».
Учитель : Совершенно верно, в своей арии из 4-го действия Иван Сусанин тоже обращается к Богу. Какие средства выразительности использует композитор для того, чтобы передать эмоциональное состояние героя?
Дети (рассуждают) : Основное средство выразительности – это форма арии (3-х частная с репризой) как большой развёрнутый монолог героя, в котором передаются различные душевные состояния героя (непреклонная вера в русский народ, ненависть к врагу, воспоминания и любовь к семье). По–видимому, Сусанин, обращаясь к Богу, в молитве обретает силы. Так он утверждается в правоте своего решения. Этим обращением Глинка подчёркивает духовное и душевное величие своего героя.
Учитель: Какими интонациями композитор передаёт сложный душевный мир простого русского человека?
Дети : Интонациями мелодии, русской по своей напевности, мотивы знаменных распевов, берущие начало из византийской напевности.
Учитель : Итак, мы не можем говорить о том, что Глинка создаёт молитву в полном смысле, но, несомненно, перед нами мольба человека перед смертью. Герой ничего не просит лично для себя (не местоимение «мне», «я», а в трагический последний час все его мысли обращены к близким, семье, Родине и Вечному Судье). Отсюда так ярок контраст между духовной силой Сусанина и одновременно его глубокой скорбью и печалью, скорбь сердца («Последний час настал»).
В самые решительные и трудные моменты своей жизни русский человек обращался с мольбой Богу: это могла быть молитва-просьба к Господу, но это могла быть и покаянная молитва в надежде на искупление грехов за все злодеяния в этом мире. Именно такую молитву создаёт в XX веке композитор Валерий Александрович Гаврилин.
В конце XX века русский советский композитор Валерий Александрович Гаврилин сочиняет симфонию-действо для солистов, хора и ударных инструментов под названием «Перезвоны». Произведение весьма сложное и неоднозначное. В основе его – впечатления композитора от рассказов известного писателя, актёра и режиссёра Василия Макаровича Шукшина (целесообразно представить портрет В.Шукшина в презентации и фрагмент из рассказа).
В рассказе В.М. Шукшина «Слово о малой родине» есть такие слова:
«Когда буду умирать, в последний миг успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет… Всю жизнь мою несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько. Красота её, ясность её поднебесная редкая на земле. Дело, наверное, в том, что родина – каждому из нас – в дорогу…»
А вот что говорил композитор о своём сочинении: «… и выстраивается «действо»: начало и конец – трудная дорога. А в середине – свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна Русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежда»
В центре произведения – жизнь человека, дорога от начала до конца. Человечество вступает на путь жизни и идёт по нему упрямо, с верой/, с грехом, и каждого человека ожидает конец, но люди продолжают идти.
Одна из частей «Перезвонов» имеет название «Молитва» (№17). В центре внимания – разбойник, который в свой последний час подводит итог прожитой жизни. Вся жизнь проходит перед умирающим человеком в последний час, и, оглядываясь на начало жизни, герой взывает к Господу с мольбой о прощении: «Зачем же Тебе не простить меня, Господи!»
(Перед прослушиванием обозначить вопросы для дискуссии).
Кого вы увидели в этой музыке? Какой образ рисует музыка В. Гаврилина, написанная в жанре молитвы? Что нового, необычного появляется в этой молитве?
Дети рассуждают (после прослушивания): Это необычная молитва, так как в ней смешалось буквально всё: интонации просьбы, исповеди, благодарности и добавляется звучание колокола. В целом на фоне колокольного звона – звучание мужского хора без слов, которому противостоят выкрики человека, возможно разбойника, о котором вы говорили.
Учитель : Итак, вы правы. В самом начале «Молитвы» на фоне колокольного звона звучит мужской хор – наше воображение рисует монахов времён Ивана Грозного. Перед этими «судьями» разбойник почти кричит свой монолог – речитатив. Текст молитвы составлен из фрагментов «Поучения Владимира Мономаха» в переводе Д.С. Лихачёва и канонических песнопений.
Как вы думаете, какое эмоциональное состояние героя передаётся композитором? Как называется звучание голоса (голосов) без слов?
Дети: Звучание голосов без слов называется вокализом. В молитве слышатся не столько интонации просьбы, а сколько крик о помощи, поэтому нет распевности.
Учитель : Дело в том, что в православии существуют различные жанры молитв. Одна из жанровых разновидностей молитвы называется молитва-вопль. Перед нами разбойник, который почувствовал и осознал всю бессмысленность своего существования, поэтому его выкрики переходят в вопль.
Учитель: Как вы считаете, какие средства выразительности оказались главными в изображении молитвы для композитора М.И.Глинки и для композитора В.А.Гаврилина? Чем схожи и чем различны эти средства выразительности? Можете ли вы найти смысловые и интонационные связи и различия с арией-молитвой Ивана Сусанина?
Дети рассуждают: Общее: 1) ария Сусанина и речитатив разбойника звучали как исповедь людей, стоящих перед лицом смерти; 2) голоса героев – бас
Различия: различные эмоциональные состояния героев, форма, интонации (ария Сусанина, основанная на интонациях русской песни, большая роль оркестрового сопровождения; а молитва Гаврилина строится на речитативе, фон – звучание хора и звуки колокола, большая сдержанность, строгость звучания)
Учитель: Мы выделили основные смысловые, интонационные особенности этой молитвы. А ещё какие особенности музыкального языка подчёркивают принадлежность к жанру молитвы?
Дети: Внутри молитвы грешника мы слышали звучание женских голосов, напоминающее знаменные распевы.
Учитель : Это была херувимская молитва ангелов, кружащих вокруг престола Всевышнего. Мы слышим троекратное церковное звучание: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!
Учитель: Итак, давайте попытаемся представить, какие же интонации молитвы прошлого и настоящего переплелись в «Молитве» В. Гаврилина?
Дети: Герой раздумывает о будущем и спрашивает с себя, испытывает себя покаянием и молитвою. Прошлое здесь представлено интонациями знаменного распева, интонациями русской колокольности, интонациями жанров молитв (молитва-вопль и молитва ангелов). Учитель предлагает задание учащимся : Если бы вам предложили написать молитву сейчас, то чтобы она представляла из себя и о чём бы вы поведали в ней ?
Ученики обсуждают свои варианты молитвы, при этом споря и отстаивая свои взгляды.
Учитель: Возможно, кто-нибудь из вас подарит нам к следующему уроку свой вариант молитвы Человека XXI века. Но сегодня у нас есть возможность познакомиться с молитвой XX века.
XX век подарил русской культуре такое явление, как авторская песня, с авторами и представителями которой мы с вами уже знакомились. В авторской песне достаточно часто композиторы обращаются к жанру молитвы.
(Желательно разучить с детьми «Молитву» Б.Окуджавы).
На данном этапе урока целесообразно прослушать современные варианты молитв, например, фрагмент из рок-оперы А.Рыбникова «Юнона и Авось» (сцена «Молитвы об удаче»), песни Р.Паулса-Е.Евтушенко «Дай Бог!», Р.Паулса – И.Резника «Я за тебя молюсь».
Учитель (после прослушивания музыкальных фрагментов): Как вы считаете, в современной музыке есть место молитве? Как изменился этот жанр?
Учащиеся: Молитва XX века приобрела новые черты и в большей мере обращена к реальности человеческой жизни. Настоящее здесь выражено прежде всего новой энергетикой звука, контрастными ритмосочетаниями, характерными для музыки XX века.
Учитель: Представьте, что вам предложили создать музей музыкальных жанров. Необходимо заполнить один из залов, посвящённых жанру молитвы в музыке. Для этого вы должны з афиксировать все Ваши знания, понятия по теме (имеющиеся и новые), открытия, которые Вы сделали во время изучения темы, выполнения заданий. В особенности, проанализируйте открытия для Вашей будущей планируемой деятельности.
Поставь себе оценку (от 2 до 5): уровень познавательного интереса на уроке; мой уровень активности и участия на уроке; изменения внутренних личных качеств и новые ощущения.
Учащиеся получают домашнее задание: создать свой творческий продукт по теме: «Моя молитва – это….». Предлагаются варианты: а) музыкальный образ, б) рисуночный, в) словесный (сказка, загадка, стихотворение, песня, очерк, трактат, эссе и т.д.), г) можно изготовить поделку, модель, макет, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, придумать кроссворд.
- Андреев, В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань, 1994.
- Андрианова, Г.А. Дистанционные эвристические олимпиады в начальном, основном и профильном обучении /Г.А. Андрианова, А.В. Хуторской, Г.М. Кулешова // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие "ИНЭК", 2007.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации / Г.К. Селевко // Селевко Г.К. – М.: Народное образование, 1998.
- Хуторской, А.В. Эвристическое обучение [Текст] / А.В. Хуторской. – М.: Просвещение, 1998.
- Хуторской, А.В. Технология эвристического обучения [Текст] / А.В. Хуторской // Школьные технологии. – 1998. – №4.
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме или по e-mail
Коваленко Е.Н. Урок музыки по теме "Жанр молитвы в творчестве русских композиторов ". // Интернет-журнал “Эйдос”.- 2012. – №5.