Молитва пекущего просфоры

Все о религии и вере - "молитва пекущего просфоры" с подробным описанием и фотографиями.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

+7 (8452) 28-30-32, 23-04-38,

Главный редактор портала “Православие и современность” игумен Нектарий (Морозов)

Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт “Православие и современность”.

Перепечатка материалов портала в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.

БАННЕРЫ

Сделано с любовью:

©2004—2017 Информационно-издательский отдел Саратовской епархии – Все права защищены

Как мы выпекаем просфоры

— Валентина Петровна, расскажите пожалуйста, как для богослужений нашего храма изготовляются просфоры.

— Я подробно расскажу, как мы с Геннадием Ивановичем, моим мужем, месим тесто и т. д. до самой выпечки.

Во-первых, начинается все с «молитвы на всякое благое дело». С молитвой «Господи, благослови!» на устах мы идем в квартиру-просфорную, в которой мы будем выпекать наши просфорочки. Для начала, переодеваемся в одежду, в которой будет происходить весь процесс. Одежда должна быть особо чистая, как и посуда и весь инвентарь, не используемые в других делах.

Вот и переоделись. «Господи, благослови! Господи, помоги!» Будем ставить опару. Берем святую крещенскую воду, 3 столовые ложки. Добавим 1 стакан теплой кипяченой воды. Воду мы берем из горного, чистого родничка, она там прозрачная, голубая, на вкус особая. Затем добавим 3 чайные ложки сахара и один пакетик сухих дрожжей. Дрожжи символизируют животворящую силу Святого Духа, дающую жизнь всякому созданию. И, наконец, добавляем просеянную муку высшего качества до густоты сметаны. Вот наша опара – закваска готова, благодаря ей поднимется все тесто.

Далее, перекрестясь, возьмем стакан кипятка, в котором заварим 3/4 стакана муки, тщательно лопаточкой разотрем, всыплем 1 столовую ложку соли, а затем 1 стакан холодной воды, которую вольем постепенно. В общей сложности у нас получилось 3 стакана воды.

В эту жидкость добавляем опару. Посуду из-под нее ополаскиваем стаканом воды и тоже выливаем в смесь. Размешиваем, а сами ум свой все время устремляем к молитве. Добавляем муку. И очень круто, в течение часа, замешиваем тесто, добавляя постепенно муки.

В нашей церкви мы готовим все вручную, крутое тесто замешивать – натирать трудно. Поэтому основную работу делает Геннадий Иванович.(рис. 1) Пока он в течение часа мешает тесто, читаются пяточисленные молитвы, молитвы к Господу и всем Святым, особо к святым просфорникам Никодиму, Прохору, Спиридону.(рис. 2)

Наше готовое тесто положим в чистую посуду на расстойку на 1,5 – 2 часа, перекрестим и накроем. Помолимся, отдохнем, а затем поднявшееся тесто разделим на 3 равные части. Каждую часть Геннадий Иванович опять намесит с мукой в течение 15-20 минут. Разложим каждый кусок в отдельную кастрюлю на расстойку на 20 минут.

Затем берем первый кусок, раскатываем, из него вырезаем основание просфоры. Используем для вырезания специальный металлический стаканчик с острыми краями. Основание круглой формы, в знак вечности Спасителя нашего Иисуса Христа.(рис. 3 и 4) Раскладываем их на противень и закрываем мокрой салфеткой на 20 минут. Оставшееся тесто смешиваем и оставляем пока.

Берем второй кусок, раскатываем и вырезаем уже верхнюю часть, так называемую крышку. На нее ставим печать Богородичную, или с Крестом. Это символ присутствия в просфоре Самого Иисуса Христа. Печать изготовить самостоятельно практически невозможно, ее надо приобрести в церковном магазине, например, «Софрино». На службу мы готовим одну Богородичную просфору и четыре с Крестом.

Из третьего куска вырезаем заказные просфоры, они меньше, чем служебные.

Соединяем две части просфоры – нижнюю, символизирующую земное в человеке, с верхней, с печатью, символизирующую духовное начало в человеке, Дух Божий. После этого нужно специальной иглой обязательно проколоть просфору с молитвой «Во имя Отца, Сына, и Святого Духа. Аминь.» Это для того, чтобы при выпечке просфоры не перекосились, и они получились ровные, без пустот. Накрываем их влажной салфеткой и оставляем на 15 минут на расстойку.(рис. 5)

Разогреваем духовку до 200 градусов, ставим просфоры выпекать. Большие пекутся 15-20 минут, маленькие 10-15.

Готовые просфоры выкладываем на чистое полотенце, и сверху закрываем чистым полотенцем. Все время, пока выпекаем, читаем молитву «Богородице Дево, радуйся:»

Горячий листик нужно смазать воском, тогда в следующий раз просфоры не прилипнут и не пригорят.

Все с самого начала и до конца делаем с большим благоговением, желанием, с любовью, и, конечно, всегда с молитвой.

Если у вас остались неиспользованные просфоры, храните их в морозильной камере, конечно, чтобы кроме просфор там ничего не лежало. А по мере необходимости их можно использовать.

Если наш рецепт, или какие – то советы помогут другим, мы будем рады. Помогай вам Господи! И мы благодарим Господа за все Его милости к нам! (рис. 6)

Кто печет Просфоры

Выпечка просфор — настоящее церковное искусство, во многом сходное с иконописью, считает просфорник храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе Александр КУДРЯВЦЕВ — по первому образованию физик, по основной профессии театральный режиссер. Это служение требует от человека многого, отчасти оно сродни монашескому. Но путь к этой высоте может начаться вполне обыденно и где угодно: для Александра, например, с вишневого сада — в кавычках и без. Нашему кореспонденту Анне ПАЛЬЧЕВОЙ Александр рассказал об искусстве печь просфоры, о творчестве, точных технологиях и роли случая в жизни православного человека.

— Как вы стали просфорником?

— Я занимаюсь этим уже лет восемь. Но прежде я стал прихожанином храма Всех Святых в Красном Селе, где настоятелем священник Артемий Владимиров. Сначала я был сторожем при храме, в саду. Этот-то вишневый садик отца Артемия меня и привел в просфорню.

Это было так. К нам в ГИТИС наведывался отец Артемий. Он проводил цикл бесед по Ветхому и Новому Завету. И вот он как-то спрашивает меня: «Вы чем занимаетесь?» Я отвечаю: «Театром». Он мне: «Очень хорошо, у меня есть вишневый садик, который надо охранять. Не захотели ли бы вы охранять вишневый садик?» Он почувствовал, что мне тогда надо было, и по ночам я стал охранять храм Всех Святых. А по утрам просфорники приходили и начинали печь. Мы, сторожа, голодные с ночи, они нам говорят: «Вот у нас тут бракованные просфоры есть». Постепенно я начал это дело изучать и сам стал просфорником.

— То есть это все случайно получилось, такое стечение обстоятельств?

— Если честно, до того была еще Оптина пустынь. На третьем курсе в ГИТИСе у нас был курсовой спектакль «Братья Карамазовы». Я там играл Федора Павловича Карамазова и одного из монахов в прелести, отца Ферапонта. Ну и, естественно, после этого мы поехали в Оптину с тем однокурсником, который играл старца Зосиму. После этого я зачастил в Оптину, и однажды так случилось, что мне определили послушание на просфорне. И тот священный трепет, который охватывает, когда видишь большие просфоры, предназначенные для Агнца, конечно, остается на всю жизнь. Это была моя первая просфорня, я впервые видел, как делаются просфоры, как иеродиакон Илиодор их увлажнял и сажал в печь, как молитва творилась перед тем, как делать просфоры, и как непрерывно читали Иисусову молитву: один закончил, другой тут же подхватывает. Это настоящее монашеское дело, и представляете — сразу туда попасть! Через такое хлебное послушание практически все монахи проходили. А после Оптиной был храм Всех Святых. А так, конечно, «случай», как и у всех православных.

— Как вы научились печь просфоры?

— Исследованием этого дела у нас занимался Виктор Яговитов. Он учился в Даниловом монастыре, в Новоспасском, чтобы потом в храме Всех Святых основать просфорню. Мы были знакомы, и поэтому, когда он занялся оборудованием просфорни и подбирал команду, я попал в нее. Ведь когда в просфорне работают несколько человек, это должна быть именно команда. Если один что-нибудь не успел сделать, другой в это время подхватывает и доделывает. Если один открывает зев печи, другой в это время хватает поддон с просфорами, чтобы поставить их в печь, третий должен подхватить клеенку, которой был закрыт поддон. Все это очень быстро, как один человек. На просфорню я не стремился, но так получилось, что сработались.

— Служение в просфорне — мужское дело?

— В мужском монастыре — мужское дело, в женском — женское. Смешанных же просфорен не может быть по определению. Я не знаю, как это рационально логически объяснить, но вы побудете в просфорне минут десять-пятнадцать и поймете, что здесь трудно женщинам и мужчинам одновременно. Ну хотя бы потому, что здесь ужасно жарко. Это пусть богословы обсуждают, но многие считают, что просфоры должны печь только мужчины. Я думаю, что вот почему: ведь изначально священник сам пек просфоры перед тем, как на них служить. До этого был короткий период, когда члены общины приносили свои хлебы, затем из них выбирали лучшие и на них служили. Потом это перешло к священникам. Поэтому я искренне считаю, что я исполняю часть того дела, которое положено делать священнику. И наверное, поэтому мужчины должны печь просфоры либо монашествующие женщины. Сколько раз получалось, что просто присутствие женщины в просфорне портило дело.

— Сложно печь просфоры?

— Тут очень много требований. Просфоры должны быть гладкими, без пузырей, без единой трещинки, с четким рисунком. Патриарх просфорного дела из Новоспасского монастыря отец Антипа насчитал около 150 моментов, которые нельзя упустить. Например, нужно угадать, за какое время до максимума подхода теста поместить ее в печь. Тогда в печи она еще немного раздуется и закрепится, станет упругой. Если чуть-чуть опоздать, просфора сморщится. Мы стараемся максимально придерживаться этих критериев. Когда священник дробит просфору, она должна быть плотной-плотной. И в то же время это квасной хлеб. Так что необходимо все время удерживаться на этой грани. Поверхность просфоры должна быть гладкой, как кожа. Лучше всего, если по форме просфора будет грушевидной. Но такие редко удаются. Тут нужен особый процент клейковины — 36 как минимум. В нашей муке если есть 20 процентов — это уже хорошо. Раньше мука была лучше, крупчатая. Такого сорта уже просто не существует. Приходится мириться с тем, что сейчас такой разнобой в стандартах.

— Существуют ли школы печения просфор, и к какой вы себя относите?

— Везде свои нюансы. В Греции, например, употребляется одна большая просфора с пятью печа¬тями, крестообразно расположенными.

Просфора состоит из двух частей, что символизирует две природы — Божественную и человеческую — во Христе. По нашей технологии эти части соединяются перед тем, как сажать в печку. Есть храмы, где их соединяют сразу.

Вообще же у нас существует несколько школ выпечки просфор: в Даниловом монастыре, в Лавре, в Оптиной. В нашем храме даниловская школа — Виктор Яговитов служил в Даниловом.

— Как вы считаете, достаточно ли просто очень хорошо знать технологию и точно ей следовать?

— Выпечка просфор — творческий процесс. И тут важно прежде всего исполнять канон. Как в иконописи. Там есть, например, московская школа. Можно добавить чуть-чуть фиолетового или другого цвета, но школа-то остается той же. Так же и с просфорами — надо строго следовать технологии и чуть-чуть что-то менять. В общем, это, конечно, одно из церковных искусств.

Я сейчас уже что-то из оптинской технологии взял, что-то еще добавил. Вот тут батюшка из Баку приехал, рассказал, как они муку подготавливают. Я попробовал — хорошо получается. Я естественно воспринимаю другие технологические приемы. Это же живое дело. Изменил температуру воды при замесе теста — допустим, взял ледяную воду, — и у тебя совсем другое тесто получится. А потом смотришь, оказывается, есть уже такая технология. Она даже описана в поварских книгах, называется технология рубленого теста. Это когда тес¬то со льдом подходит. Масса мелочей: на два-три градуса изменил температуру печи — и уже другая просфора. Поэтому я стараюсь следовать традиции и чуть-чуть от себя добавляю.

— Ваша профессия, образование как-то помогают вам в вашем церковном послушании?

— Я человек творческой специальности, творческой профессии, и еще я творческий человек в той же мере, как и каждый православный. Уровень ответственности очень высокий. Я уже восемь лет пеку просфоры и каждый раз не могу заранее сказать, что получится. Ведь тесто ведет себя, как плоть. Оно имеет свою поверхность, свою кожу. Оно имеет даже ощутимое, фактурное сходство с человеческой плотью. В храме Всех Святых просфорник Коля, когда мы еще только учились, объяснял: прикоснись к щеке — когда просфора на ощупь такая же, значит, ее пора печь. А если такая, как кожа руки, то рано еще.

По первому образованию я физик. Мы с четвертого курса института два дня в неделю проходили практику в НИИ в Черноголовке. И вот тема у меня была — поверхностное натяжение металлов и сплавов. И я сейчас обратил внимание, что по поверхностному натяжению поверхность просфоры ведет себя так же, как человеческая кожа. Потом, вы же понимаете, что это символизирует. Именно вино и хлеб из пшеничного теста пресуществляются в Святые Дары. Правда, когда печешь, стараешься об этом не думать, иначе груз ответственности становится совсем уж невыносимым.

— Не могли бы вы раскрыть свой рецепт просфор?

— Не дерзну. Я могу понять, что у меня было за тесто, только после того, как я испек просфоры. Тесто пробовать смысла не имеет. Я просто чувствую его консистенцию. Когда в Оптиной этим занимался русский Кулибин инок Лазарь (а он закончил МФТИ, знаменитый физтех), у него везде были формулы. Он отладил это дело и сказал, что количество дрожжей нужно соблюдать до миллиграмма. Это уникальный человек, который поставил там особые термостаты, точно выверял температуру, заводил будильник, ставил просфоры в печь и ровно через 1 час 10 минут выпекалась Агничная просфора того качества, которое требовалось. Но это же отец Лазарь.

— У вас бывали неудачи?

— Помню, когда сторожил, пришлось мне применить физическую силу. Буквально была драка. И вот потом я пришел в просфорню, поставил тесто, а оно не подошло. Мне пришлось все переделывать, опять молиться, но уже более покаянно. Тогда получилось.

— Существуют ли особые молитвы, которые читают просфорники?

— Кроме всех прочих читаемых перед началом всякого дела, читают молитву печерским просфорникам Спиридону и Никодиму. Здесь мы Иисусову молитву попеременно не читаем, не получается. А в Оптиной еще читали Псалтирь, на это в монастыре есть послушники.

— Когда готовят просфоры?

— Просфора должна быть испечена не более чем за пять дней до службы, иначе она зачерствеет. На подход теста очень влияет внутреннее состояние. Должен быть запас в день-два до службы, особенно в большие праздники. У нас был случай, когда перед Рождеством мы ставили просфору для Агнца, а она рванула: если клейковины в тесте недостаточно, просфора трескается. Мы взяли другую муку, еще раз поставили — то же самое, опять и опять. По свидетельству многих просфорников, Агничная просфора рвется, если ты ее делаешь накануне, по странному, мистическому стечению обстоятельств. И вот тогда мы сели в машину, поехали в Даниловский монастырь — нет лишнего Агнца. Объехали так несколько монастырей. Тогда я приехал в итоге к отцу Антипе в Новоспасский. И он мне говорит: «Ну что ж ты тянул до последнего дня, надо было заранее сделать! Я за четыре дня делаю Пасхальный или Рождественский Агнец».

— Просфорня и театр — как это сочетается?

— Что касается театра, я пытаюсь отделить собственно русский театр от привнесенных элементов других театров. Театр отражает человеческое сознание в его полноте, и наш театр должен быть радостным, как должен быть радостным человек, который сознает, что за его физической кончиной последует жизнь вечная. В западном театре преобладают отрицательные эмоции во взаимодействии актеров и в атмосфере сценического действия. По поводу совместимости жизни в

Церкви и театра у меня была долгая беседа с покойным владыкой Василием (Родзянко). Тогда владыка Василий сказал: «Занимайтесь театром с молитвой».

Я думаю, что нужно примирить светскость и церковность, ведь государству был нанесен большой урон, когда вся интеллигенция рванула в Церковь, отвергнув напрочь все светское. Тот опыт, который мы получаем в Церкви, надо реализовывать в практической жизни, в каждом нашем деле, в тех талантах, которыми Господь нас одарил.

Как будет выглядеть ссылка:

Выпечка просфор — настоящее церковное искусство, во многом сходное с иконописью, считает просфорник храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе Александр КУДРЯВЦЕВ — по первому образованию физик, по основной профессии театральный режиссер. Это служение требует от человека многого, отчасти оно сродни монашескому. Но путь к этой высоте может начаться вполне обыденно и где угодно: для Александра, например, с вишневого сада — в кавычках и без. Нашему кореспонденту Анне ПАЛЬЧЕВОЙ Александр рассказал об искусстве печь просфоры, о творчестве, точных технологиях и роли случая в жизни православного человека.

Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.

Обсуждения

51 сообщение

Шпиль для проколов

Кисточка для смазки Св. водой

Формочки для выдавливания больших просфор (разница в диаметре 0.5 см.)

Формочки для маленьких просфор ( разница 5 мм.)

Печати для больших и маленьких просфор.

800 гр. воды, 2 кг. муки, неполная кофейная ложечка сухих дрожжей 2 чай. ложки соли.

6-служебных просфор (5 Спасителя 1 Богородицы)

25-служебных маленьких поровну Богородичных и с крестом.

В воду налить святую воду.

А) 250 гр. для клейстера – закваски:Разделить 250 гр. на 2 части:2/3 и 1/3. 2/3 вылить в мисочку и довести до кипения, в 1/3 воды, из приготовленной заранее просеянной муки брать крестообразно муку чайной ложечкой, Во имя Отца и Сына и Святого Духа, и так 3 раза (итого 12 ложек ) тщательно размешать. Закипевшую воду убрать с огня и потихоньку перемешивая влить

1/3 воды с мукой.

2. В тазик просеять муку (2 кг.). Крестообразно влить сначала закваску потом, не размешивая, опару и обмыв 200 гр.воды посудинки влить туда же. Последовательность вливания очень важна поэтому не следует её менять.

Месить нужно только крестообразно,подгребая муку из под дна наверх до тех пор пока масса не превратится в "лохмотья".

Получившуюся массу вывалить на стол (муку вмешать всю). Хорошо вымесить однородную массу как на хлеб, месить минут 15-20. Оставить подходить в тепле на 2 часа, максимум на 2.5.

Вымешивать тесто так: для удобного и качественного вымешивания тесто разделить на 2 часа. Вымешивать в течении 30мин.,10мин. один кусок, 10мин. второй и так поочередно. (5 мин. руками 5 мин. об стол).

3. Из вымешенной массы сразу отделить 5 хлебцов , выпекать в формочках смазанных пчелиным воском. Выпекать последними.

вдавливая в тесто. Опять взять круглую форму и окончательно выдавить из теста,

это верхушки больших просфор, их положить на палатенце и накрыть им же.

Оставшееся тесто собрать вместе и вымесить до однородной массы.

Раскатать на толщину 7-8 мм. и вырезать кругленькие формочки меньшим диаметром . Выравнить края боками ладоней.

Благодаря этим движениям тесто слегка приподнимается и края станут гладкими.

Тесто выложить на противень. Оставшееся тесто опять перемесить и раскатать толщиной 3-4 см. Вышеописанным способом поставить печати. Оставить подходить в теплое место на 15 минут.

В мисочку налить воду, сверху св. водудля купания просфор.

На время приготовления низа просфор верхушки положить в эту воду.

Низы крестообразно проколоть до низа и аккуратно кисточкой смазать всю просфору этой же водичкой, кроме низа.

Вытянуть по очереди верха и симметрично положить на низа. Крестообразно не нарушая рисунка сверху до низа проколоть просфору, (8 проколов ). Так же сделать маленькие.

Предварительно разогреть духовку до 250-270 оС (хорошо печь в газовой духовке).

Сначала печь большие служебные просфоры. Поставить вниз , 10 мин. пекутся поменять местами, но не сверху вниз а сторонами, еще через 10 мин. поставить сверху вниз. Там так же 10 мин. пекутся развернуть и печь еще 10 мин. Итого 40 мин.

Затем выпекать маленькие.

Хлебцы все 40 минут печь внизу, поворачивая каждые 10 мин.

Если верхушки хлебцов не пропеклись, их вытащить из формочек и печь на противне чтобы хлебцы запеклись.

Печь просфоры только с благословения с молитвой и благоговением.

Господа нашего Иисуса Христа.Поэтому начиная этот благословенный труд необходимо оградить себя благоговением и страхом Божиим.

1) Тщательным образом вымыть своё тело. Одеться в чистую одежду (для кухни). На том месте,

где будут приготовляться просфоры должно навести порядок и чистоту. Если

просфоры печет женщина (как правило – благочестивая вдова)– ей должно быть в телесной чистоте. Головной убор – обязательно. Руки вымыть – как хирург перед операцией.

Столов может понадобиться не менее двух. Также пригодятся несколько картонных ящиков, простеленных чистым полотенцем или тканью.

Если мука пожертвована из домашних запасов прихожан, а не магазинная, то её обязательно необходимо просеять на предмет моли, затвердевших комочков и мышиной деятельности.

Духовку разогреть и пока будет приготовляться тесто поставить на минимум. Противни разогреть и смазать тонким слоем воска.

Приступать к приготовлению просфор нужно прежде всего с благословения и молитвы – зажечь лампадочку или свечку (свеча или лампада горит до тех пор пока не окончатся полностью все труды) – трижды осенить себя крестным знамением,

(если свящ. – «Благословен Бог наш…»)

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе

Царю Небесный…Трисвятое…По Отче Наш… :

Скорый в заступление и помощь, предстани благодатию силы Твоея ныне и благословив

укрепи и в совершение намерения благаго дела рабов Твоих произведи, вся бо

елика хощеши яко Всесильный Бог творити можеши. (поклон).

святыми вашими молитвами. Аминь.-

Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго (грешную).крестимся, поклон.-

Пресвятая Богородице спаси нас. крестимся, поклон.

Молитвами преподобных отец наших Спиридона и Никодима, святых просфорников

печерских, Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас. крестимся, поклон.

Затем тропарь храмовому святому.

– Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго (грешную)!

– Пресвятая Богородице спаси нас!

– Преподобнии отцы наши Никодиме и Спиридоне молите Бога о нас!

-Святый великомучениче Димитрие моли Бога о нас! (молитва святому в честь которого освящен храм.Можно молиться ещё и другим угодникам Божьим.

Взять шестую часть от пачки (100 грамм) нормальных дрожжей. В чашку налить 150 грамм теплой воды, в неё добавляют немного крещенской воды, и в ней размешиваются дрожжи, 1,5 – 2 чайной ложки соли. В миску через сито выливается эта смесь, добавляется ещё где-то около 1,5 литра тёплой воды.

Кратко: дрожжи должны быть свежие, не перемороженные не старые, размешиваются обязательно именно в тёплой воде.

Сухие дрожжи – я ставлю по одной чайной ложке на 1 кг муки.

Всыпается 2,5- 3 кг.муки. На практике – это пять – шесть пол-литровых баночек.15 минут хорошо вымешивать до однородности.

От себя добавлю – тесто лучше делать совсем «вкрутую» – потом лучше с ним работать.

Укрыть и поставить в теплое место на 2-2,5 часа. Увеличиться должно в два раза. Чем более

упругое тесто, тем дольше оно подымается. Вывалить на стол и вымешать до упругости.

Что самое интересное – у меня ни разу тесто не получилось одинаковым. (Да, ещё, это важно – лучше чётко отмерить пропорцию на один замес, и всегда её придерживаться). Если тесто

после подъема не упругое, то еще добавить муки. Отделяется часть для работы, остаток можно положить в целлофан, чтобы не подсыхало. Следить за тем, чтобы не было слишком упругим, иначе не будет хорошо скатываться.

Заготовки (верхняя и нижняя части) вырезаются пресс-формой одного диаметра – так просфоры

Нижние части поставить на противень, проколоть по несколько раз (агничные нижние части прокалывают раз по 5-8 каждую) и поставить в теплое место, пока будут приготавливаться верхние части.

раскатать под верхнюю часть просфоры толщиной примерно – полсантиметра,затем вырезаются заготовки, и на них ставится печать сразу.(для агничных лучше немного подержать верха на тёплом месте и после этого напечатать, а можно и сразу.)

Затем мокрой тряпочкой смачиваются заготовки для нижней части просфор (можно прямо каждую сверху легонько протереть очень мокрой тряпочкой) и на них приклеивается

верхние части просфор.Делаются для профилактики ещё два-три незаметных прокола.

Можно дать постоять в теплом месте, можно в печь. Температура в духовке должна быть около 250-ти градусов. В зависимости от плиты держать 15 мин. или дольше. Если плита герметична, то влага не выходит, их можно держать дольше, желательно при меньшей температуре.

Можно поставить поддон с водой, если печь не очень герметична.

Если духовка плохая и просфоры подгорают, то одна женщина у меня на приходе поступила так: на противень насыпала тонкий слой песка, а сверху поставила противень чуть поменьше, и на таком вот трёхслойном противне и испекла. Просфорки в тот раз у неё не подгорели.

Вообще, агничные просфоры делаются большими. Их – пять. Четыре крестовых и одна богородичная. Для архиерейского богослужения – шесть крестовых и одна богородичная (или пять крестовых и две богородичные). Если архииереев больше – то плюс по две просфоры на каждого архиерея.

простелить газетой или бумагой и одним слоем чистой ткани. Готовые просфоры вынимают на стол, кладут в специально приготовленные для них картонные коробки, покрывают сухим полотном, затем мокрым, опять сухим и сверху чистым специально для этого приготовленным одеялом. Просфоры «отдыхают» 1 час; когда они станут мягкими и остынут, их убирают в корзины или другие вместилища, куда ничего более, кроме просфор не кладется.

Я храню их в тех же коробках, в которые их положил сразу из духовки. Только покрывало ставлю сухое после того, как они «отдохнут».

4) Поблагодарить Бога:

Благодарни сущее недостойнии раби Твои Господи, о

Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим,

благодарим поем и величаем Твое благоутробие и рабски любовию вопием Ти:

Благодателю и Спасе наш, Слава Тебе!

Слава и ныне: Господи помилуй (трижды) Благослови…

Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе,

Боже наш, помилуй нас!

Конец и Богу нашему слава.

Милостью Божией иерей Роман, настоятель Св.-Дмитриевского храма с.Криничное Болградского

выпустить лишний воздух, иначе верхняя часть, на которой напечатано имя Господне или лик святого, может потерять форму. А ведь это маленькая икона! У искусных просфорниц просфоры получаются идеально ровными, мягкими и немного сладкими на вкус, хотя сахара в них совсем нет.

По традиции после богослужения просфоры раздаются верующим. Едят просфоры натощак.

По окончании Божественной литургии, придя домой, приготовь на чистой скатерти трапезу из просфоры и святой воды.

Перед употреблением трапезы сотвори молитву: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь».

Просфору принимают над тарелкой или чистым листом бумаги, чтобы крошки святые не упали на пол и не были попираемы, ибо просфора — хлеб святой Небесный. И принимать его надо со страхом Божиим и смирением.

О тонкостях выпечки просфор Беседа с просфорницами нашего храма святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове Н.В. Осепян и Л.В. Акимшиной.http://www.svt-innokentiy.ru/life_o_prikhodskih_poslushaniah..

Что такое просфора? Нет в Церкви большей святыни, чем на Литургии. Православные христиане приносят на Литургию просфорный хлеб и вино. Часть приношения становится Святыми Дарами – Телом и Кровью Спасителя, Которыми мы за Литургией причащаемся. А часть приношения возвращается нам из алтаря в виде просфор с уже «вынутыми» частичками. Перед началом Литургии священник «вынимает» частицы из просфор и одновременно поминает нас, совершивших хлебное приношение, по именам.

Чтобы просфоры не плесневели, воцерковленные прихожане их разрезают на ломтики и высушивают. Каждый день по кусочку просфоры принимают со святой водой. В засушенном виде они могут храниться долго – без опасности заплесневеть.

Есть обычный способ решить проблему, когда произошло что-то недолжное и просфора заплесневела: была в доме святыня, да не уследили за ней. Можно аккуратно срезать заплесневелые части, сжечь это, а остальную часть просфор размочить в воде и потребить. И перед Богом покаяться: «Прости, Господи, не уберег я Твою святыню».

Мы вкушаем просфоры, сознавая, что это не просто ритуальная пища, освященная обычаем. Это духовная пища с Божественной Литургии. Ее принимать могут только православные христиане. Никакие другие люди, даже самые прекрасные и благонамеренные, – не могут. Не говоря уже про животных и птиц. Очень плохо, если голуби будут клевать просфоры. Просфоры не обычный хлеб, а великая христианская святыня. Давайте это помнить и не отдавать святыню на профанацию.

Оценка 4.7 проголосовавших: 327
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here