Все о религии и вере - "молитва от лешего домового" с подробным описанием и фотографиями.
Молитва от лешего домового
"И в детской игре кроется иногда глубокий смысл".
Всякого вида нечистой силы в природе водится множество. Вероятнее всего почти вся обитающая на земле нечисть — это поверженные с небес падшие ангелы, кто из них где упал, тот там и остался. Демонических существ, представляющих собой нижнюю ступень восточнославянского пантеона, принято называть в народе нежитью. К нежити принадлежат все вредоносные духи, не имеющие души и плоти, но живущие в виде человека. Типичные представители нежити — леший, домовой, полевик, банник, водяной, кикимора. К нежити относится и ряд менее известных духов, таких как овинник (гуменник), дворовый, хлевник и подполянник, а также полудница, водяниха, лешачиха, жердяй, игоша, жихарь, лаюн и щекотун, межевики и луговики, прокураты и окоёмы, лихорадки, планетники, дубовики, лесовики, моховики и т.д. и т.п. Все эти твари бессловесны и способны разговаривать разве только в сказках. Переходное звено от нежити к нечисти, имеющей явно земное происхождение — русалки (их разновидность шишиги, мавки), в отдельных случаях они наделены даром речи. К этой же категории можно отнести ночниц, богинок и шуликунов, — всё это бесплотные духи из разряда «заложных» покойников, т.е. умерших неестественной смертью, и тоже определённо причисляются к нежити. К заложным покойникам, имеющим плоть, относятся ведьмаки, домовики (не путать с домовыми) и упыри — это не духи, а мертвяки. А вот такие представители нечистой силы, как двоедушники и волкодлаки — это и не духи, и не мертвяки, они имеют и душу, и тело, у двоедушника даже две души. Несколько особняком стоят Кащей, баба Яга и одноглазое лихо, персонажи изначально не сказочные, но ставшие героями многих народных сказок, этих следовало бы отнести скорее к мертвякам. Бесы же и их подвид анчутки (помесь чёрта и утки) — племя особое, наделены душой, почти такой же, как у людей, и наиболее точное этому семейству определение — чертовщина. Из нежити ближе всего к ним водяной, которого нередко называют чёртом. У вышеперечисленных персонажей есть одна общая черта, все они по своей сути — оборотни.
Леший (лешак) — лесной дух, враждебный человеку, хозяин леса. Это человекообразное существо, у которого верхняя часть тела человеческая, а ниже пояса — козлиное туловище. Он остроголовый, имеет козьи уши, рога и бороду. Глаза его горят зелёным огнём, кожа мохнатая, отливает синевой, поскольку кровь у него синяя. Волосы на голове, если есть, зачёсывает налево. Леший нем и бессловесен, но голосист, поёт голосом без слов, бьёт в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет. Иногда одевается в звериную шкуру или кафтан, левая пола которого запахнута на правую и обувь у него всегда перепутана. Предпочитает селиться в глухих еловых лесах, чаще в тех, за которыми начинается сосняк, водит дружбу с медведями, пасёт волков. Леший — оборотень, может являться зверем, птицей, грибом или кустом. Жена его лешачиха (лешуха, лисунка) — некрасивое, неряшливое, высокое существо женского пола, с длинными грудями, закинутыми за плечи. Она забирает в домах оставленную без благословения пищу, крадёт детей; оборотившись в молодую женщину, берёт себе в любовники путников, остановившихся в лесных избушках. Чтобы избавиться от лешачихи, нужно надеть ей крест на шею или отстегать рябиновой веткой. От лешего у лешачихи рождаются дети — лешени. Леший любит заманивать в лес женщин, до которых особенно охоч, ворует у людей скот. Всё проклятое — женщины, дети, мужчины, еда, вещи — становятся его добычей. Поступки лешего непредсказуемы: то украдёт ребёнка, то сбережёт от дикого зверя. Обиженным и убогим он обычно помогает. Леший подходит греться к кострам, но прячет рожу. Он «обходит» человека, зашедшего в лес, то есть заставляет долго плутать на одном месте. Особенно любит наказывать рассеянных людей, но сильнее карает за произнесение проклятий. Избавиться от лешего можно крестным знамением и молитвой. Днём в знакомом лесу встреча с лешим почти невозможна, нельзя только кричать, свистеть и громко, вызывающе разговаривать — это привлекает внимание лешего.
Баба Яга — лесная старуха-волшебница, «большуха над ведьмами», злая гнусная колдунья. Вид её ужасен и страшен. Как и все ведьмы, она имеет маленький хвост, а также большие груди, свисающие до земли. У неё костлявые руки, костяная нога, и длинный синий нос. Баба Яга очень чувствительна к запахам, запах живого человека переносит с трудом, она плохо видит, но прекрасно слышит. Свои большие зубы постоянно подтачивает. Ходит баба Яга в одной рубахе без опояски, с растрёпанными седыми космами, что считается верхом бесчиния. Ростом она довольно велика. Всегда безмужняя. Живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, обычно лежит на лавке, вечно прядёт кудель и в то же время «глазами в поле гусей пасёт, а носом вместо кочерги и ухвата в печи поварует». Иногда «сидит на печном столбе, ноги на лавках, груди на полках, голова на кожухе». Похищает баба Яга и пожирает людей. Старается изжарить украденных детей, которых забрасывает в печь на лопате. Бывает, что из спины незваного гостя вырезает ремень. Баба Яга — оборотень, может оборачиваться в разных животных, чаще в собаку, свинью, змею, сороку, куст или пень. Разъезжает она по белу свету в ступе и погоняет ступу железным пестом, следы же заметает помелом. Иногда может летать по воздуху на помеле или кочерге. Отправляется баба Яга на тёмные дела, непременно вылетая из избы через печную трубу, как правило, со свистом и шумом. Считается хозяйкой лесных зверей и хранительницей леса. Над всеми дикими зверями имеет она неограниченную власть. Кроме чёрного кота ей служат совы, филины, вороны, а иногда мыши.
Бес (чёрт, шиш, лукавый и т.д.) — злобное бесплотное существо, враг рода человеческого. Мстителен, хитёр и коварен, само олицетворение зла. Бес наделён многими человеческими чертами. Внешне отличается от человека тем, что имеет рога, хвост, козлиные ноги с копытами, в отдельных случаях свиной пятачок вместо носа, весь покрыт мелкой чёрной шерстью. Считается также, что бес непременно хром и остроголов. Существуют сонмы этих духов, и количество их не поддаётся исчислению. На свете мало таких заповедных святых уголков, куда не могли бы проникнуть бесы. Но всё-таки излюбленные места их обитания, которые они охотнее всего населяют, это дремучие чащобы и недоступные болота, куда никогда не ступала нога человека. Болотные бесы живут семьями, имеют жён, плодятся и размножаются, сохраняя свой род на бесконечные времена. Иногда бес может вылупиться из петушиного яйца, которое лихой человек выносил под левой подмышкой. Все бесы — слуги дьявола, они всячески стараются вредить людям, прежде всего, пытаются склонить человека к угодным им мыслям и поступкам. Искушать людей соблазнами — основная цель пребывания их на земле. Бесы имеют власть над пространством и стихиями, они обладают свойством быть невидимыми и менять по желанию свой облик. Они способны являться в образе ангелов, принимать вид того или иного человека, превращаться в различных животных и птиц. Бес может обернуться свиньёй, лошадью, зайцем, чёрной собакой или кошкой, щукой или сорокой. Как правило, характерный признак появления беса — удушливый серный запах. Бесы способны входить в людей и могут овладеть человеком в полной мере. Так вселяется бес во всякого человека, страдающего запоем, и не найти тому несчастному нигде покоя и места от страшной тоски. С бесом невозможно договориться, он закоснел во зле и не желает делать ничего, что имеет отношение к добру. Одолеть его можно только молитвой и постом.
Баба Яга запросто может обернуться сычом, усесться на дерево и угрюмо высматривать свою добычу. Мухомор — ядовитый гриб, красная шляпка с белыми мушками. Лакомство для лешего и бабы Яги и отрава для человека. Сухим деревом, мухомором или слизняком иногда может прикинуться и сам леший.
Камни наши предки считали костями земли. Разной породы камни обладают разными свойствами. Некоторые из них могут исцелять, отгонять нечистую силу и ночных призраков, другие напротив способны поглощать жизненные силы человека и притягивают к себе всякую нечисть.
Ступа, пест и метла – неизменные атрибуты бабы Яги. Используется бабой Ягой в качестве самокатной колесницы. Когда баба Яга в ней прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя её железным пестом. А чтобы не оставлять за собой следов, заметает их помелом, в иных случаях приделанным к ступе. Случается, что баба Яга хватает детей, которые «ходят одни по полям и огородам, бросает их в свою ступу, толчёт и ест».
Представление о сове всегда связывалось с понятием о мудрости. Мудрая сова — советница бабы Яги. Согласно народным поверьям, сова сторожит клады. Филин, «совкин деверь», постоянный спутник лешего, а сычи — его гонцы.
Одно из преданий о происхождении огня на земле говорит, что «первый огонь изобрели бесы в то самое время, когда они были изгнаны с неба». В легенде рассказывается, «как Бог со святыми Петром и Павлом ходили по земле и неожиданно увидели костёр, разведённый и охраняемый бесами. Бог приложил палочку, и, когда она загорелась, бесы вздумали её отнимать. Тогда Господь ударил этой палочкой о камень, полетели искры, и с той поры люди узнали, как добывают огонь из камня».
Избушка на курьих ножках — дом бабы Яги. Избушка сама по себе небольшая, стоит на куриных ногах, почти всегда на поляне возле дремучего леса или на берегу моря. Самостоятельно может вращаться, повёртывается во все стороны по просьбе того, кто к ней обращается с определённым заклинанием. Обычно её просят или ей приказывают: «Встань, избушка, ко мне передом, а к лесу задом!» Бывает, что у избушки нет ни окон, ни дверей. Открытой стороной она обращена к недоступному для нас потустороннему свету, а закрытой — к видимому нам миру. Забор вокруг избы из человеческих костей, увенчанный людскими черепами с глазами. Вместо засовов на воротах — человеческие ноги, вместо запоров — остовы рук, вместо замка — челюсть с острыми зубами. В избе обязательно стоит печь, в которой баба Яга зажаривает непрошеных гостей. А через печную трубу она вылетает в своей ступе. В языческих верованиях жилище бабы Яги считалось вратами в мёртвое царство, а сама хозяйка почиталась как привратница между миром живых и мёртвых.
Водяной (водяник, водяной дедушка) — злой дух, хозяин водоёмов. Обитает в прудах, омутах, озёрах и водоворотах рек, преимущественно в чёрной воде. Живёт под водяной мельницей, возле самого колеса, может поселиться и в старой заброшенной мельнице. Самый зловещий из всей нежити, людям приносит один лишь вред. Имеет облик безобразного старика с отдельными чертами животного. Водяной похож на лешего, но не оброс шерстью, у него «коровье брюхо», зелёные усы и борода, весь опутан тиной. Он товарищ лешему и полевому, недруг домовому. Просыпается от зимней спячки на Никитин день, по весне ломает на реках лёд, может снести в половодье мельницу. Существовал обычай держать на водяных мельницах чёрных животных, любезных водяному. Ему приносили в жертву чёрного козла, чёрного петуха или чёрную свинью. По поверьям, у водяного есть коровы чёрного цвета, которые выходят из воды по ночам и пасутся на прибрежных лугах. Он утаскивает людей к себе на дно, пугает и топит купающихся, особенно таких, кто ходит купаться без креста. Иногда схватывает свою жертву, когда та пригибается к воде. Водяной склонен к оборотничеству, — может прикинуться бревном или рыбой, а также каким-либо животным. Он может принимать и человеческий облик. В этом случае узнать его легко: с левой полы у него постоянно капает вода, и где не сядет — место всегда оказывается мокрым. На земле сила его слабеет, в воде же всё ему подвластно. Обыкновенно водяной ездит верхом на соме, в некоторых местностях рыбу эту называют «чёртовым конём». При ловле рыбы рыбаки с большой осторожностью пользовались острогой, боясь попасть в водяного. Жена водяного водяниха имеет большие отвислые груди и длинные волосы. «Водяниха из воды выходит нагою в полночь и садится на камень; тут она расчёсывает свои волосы большим гребнем».
Русалка (мавка, берегиня, водяница) — вредоносное существо женского пола из числа нежити, злой дух. В некоторых случаях, как и прочая нежить, считается полудухом. Русалками становятся утопленницы, удавленницы или самоубийцы, а также умершие некрещёными дети. По виду это красивые нагие девушки с распущенными, как правило, зелёными, волосами, иногда с рыбьим хвостом. Характерная черта в облике русалок — длинные, крупные груди. Русалок можно встретить на берегах рек и водоёмов или в лесу и роще, они любят качаться на ветвях деревьев, преимущественно дубов. Раскачиваясь на ветвях, они разматывают пряжу, украденную у женщин, которые ложились спать без молитвы. Из воды русалки выходят на Троицу и до Петрова дня блуждают по суше: бегают по полям, висят на деревьях; эту неделю называют русальной и купаться в это время нельзя, особенно в понедельник (Духов день). Власти над водой и лесом русалки не имеют, полностью подчиняются водяному. Они не переносят женщин и всячески стараются соблазнить мужчин. Русалки портят посевы, топят людей, встречного могут защекотать до смерти или свести с ума, увлечь за собой в воду. Они могут напустить мор на домашний скот, наслать проливной дождь и град. Если русалка окликает человека по имени, следует хранить молчание. Не зная имени, она не в силах причинить вред. Русалки очень опасны, потому что обижены на мир людей. Защитой от них служит крест и начерченный на земле круг, осенённый крестным знамением. Также русалки боятся ладана и травы полынь. На просьбу русалки дать ей одежду, женщины вешали на деревья пряжу, полотенца, нитки, а девушки — венки, то ли чтоб задобрить русалку, то ли из жалости к ней.
Банник (банный, баенник, лазьник) — злой дух, особая порода домового, поселяющегося в бане. Хозяин и сторож бани. Обычно он невидим, но может принять облик небольшого голого старикашки, облепленного листьями от веника, также может представляться и в образе какого-либо животного, например, белой коровы. Живёт банник за каменкой или под полком. Пар выживает его временно, а в нетопленой бане он живёт всегда. Опасен для тех, кто моется в «третий пар», может испугать, задушить, содрать с них живьём кожу. Чтобы не рассердить банника, ему оставляли воду в лохани, веник и мыло, иначе он начинал брызгаться кипятком, швыряться раскалёнными камнями или напускал угар. Сам он моется после всех в четвёртую очередь. «Банник не любит тех, кто парится по ночам, и душит таких смельчаков, особенно если они творят омовение без молитвы». Он не любит рожениц, которых обычно выводят в баню — традиционное место родов, и оставлять роженицу одну там нельзя. Если в бане оставить ребёнка, банник может его подменить или похитить из-за неосторожно сказанного в его адрес слова. С помощью банника девушка может узнать, за кого выйдет замуж. Если в полночь возле бани она задерёт юбку и банник прикоснётся к ней мохнатой лапой, то жених её будет богатый, а если голой рукой — бедный. Чтобы задобрить банника, в новую баню приносят хлеб и соль и хоронят под порогом чёрную курицу; такую курицу не режут, а душат, и не ощипывают с неё перьев. В своей бане банник защищает людей от других нечистых. Иногда он хозяйничает вместе с женой-баннихой или баенной матушкой, которая выглядит как лохматая голая старуха. Входя в баню, люди говорят: «Крещёный на полок, некрещёный с полка». Любая баня считается местом нечистым, и ни в коем случае нельзя, например, на месте сгоревшей бани строить дом, а человек, посетивший баню, не должен был идти в тот же день в церковь.
Комары-кровососы — непременные спутники многих водоёмов. Иногда могут досаждать человеку почище любой нечистой силы.
Так же как бревном, корягой или кочкой водяной способен обернуться колодцем, а иногда может и сам в колодце поселиться, в этом случае его называют колодезником или колодезным.
Долгое время держался повсюду слух, что водяной требует себе жертв живыми существами, особенно от того, кто строил новую мельницу. В давние времена во время бури в реку или озеро бросали людей по жребию. Бывало, что в омут сталкивали и случайного путника. Спустя время жертвоприношения водяному стали намного умеренней. Принято считать, что в качестве жертвы водяной готов довольствоваться скромной едой или привязанным для него возле мельницы чёрным петухом.
Как и вся бесовская сила, водяной любит задавать пиры и на них угощать родичей из ближних и дальних омутов. Хорошо осведомленные люди никогда не едят раков и голых рыб вроде налимов и угрей — любимых блюд на столе водяного.
Из болота бес может выйти не обязательно в своём исконном облике, но и в образе земноводной четвероногой лягвы. В этом случае болотные птицы и змеи могут представлять для него лишь мнимую опасность, бесу ведь всё нипочём, реально боится он только священника.
Как известно, бесы более всего предпочитают являться людям в благопристойном образе ангелов. Собственной наружности они не любят, а изображений в своём истинном обличье, т.е. с рогами и копытами, не переносят. Они всячески стараются скрыть от людей реальность своего существования, подобные же изображения, напротив, об этом существовании напоминают. Картины, отражающие их подлинную сущность, и на которых они предстают в своём натуральном виде, способны ввергать бесов в ярость. Определённо бесы стараются всячески препятствовать распространению такого компромата и никогда не допустят пребывания этих картин там, где сами они обитают. Очевидно, что если какие-либо рисунки, иллюстрации или иконы с изображениями нечистой силы приводят кого-то в неистовство, то, вероятнее всего, такой человек не иначе как одержим бесами.
Водяная мельница — под её колесом находится основное пристанище водяного, где он обычно сидит. Мельник вынужден дружить с водяным и приносить ему жертвы, иначе тот может напакостить: испортить колесо или разорить запруду. Чтобы мельница стояла благополучно, её хозяин порой заключал договор с водяным. О таком мельнике в момент разносилась молва как о колдуне, знающемся с нечистой силой. По условию соглашения через определённый срок мельник вынужден был отдать водяному или собственную душу, или кого-то из своих близких родственников, или принести водяному любую другую человеческую жертву, чаще не одну. В последнем случае мельник хитростью заманивал какого-нибудь прохожего и сталкивал несчастного под колесо, причём подобная жертва могла приноситься ежегодно. Издревле водяная мельница считалась местом нечисть освящать её не полагалось, так как молебен мог разъярить водяного. Иногда на своей мельнице мельник-колдун мог подрядить работать и чертей.
Домовой (постен, суседко) — злой дух, хранитель и обидчик дома. Иногда доброхот весёлого и шутливого нрава. В его ведении все жилые и хозяйственные помещения дома. На вид космат, но более этой приметы нельзя упомнить ничего, он отшибает память. Чаще всего его представляют в образе плотного, не очень рослого мужичка, с лицом, покрытым белой шерстью. Увидеть домового можно на Светлое Воскресенье в хлеву, но это не к добру, особенно если он будет в шапке. Живёт он в углу за печкой, куда следует бросать мусор, «чтобы домовой не перевёлся». Считалось, что с ним опасно ссориться. При переезде в новый дом надлежало совершить особый ритуал, чтобы уговорить домового переехать вместе с хозяевами, которым в противном случае грозили беды. Домовой часто стучит и возится по ночам, шаркает, топает, гремит, хлопает дверью, бросает чем попало. Особенно старается вредить ленивым и нерадивым хозяевам. Раз в году, на Иоанна Лествичника, с вечерней зари до первых петухов домовой бесится, вопит дурным голосом. В это время он не узнаёт никого из домашних, тоскует и злится так, что готов весь дом сокрушить. Объясняется это тем, что у домового спадает старая шкура или что ему хочется жениться на ведьме. Иногда просто так от нечего делать он швыряется посудой. Бывает, что гладит спящего по лицу мохнатою ладонью, может ущипнуть или сорвать одеяло. Ради шутки способен придушить сонного, но никогда насмерть. Он любит хозяйничать на конюшне, часто мучает животных, сбивает лошади гриву в колтун, нелюбимую лошадь может вогнать в мыло, разбить параличом, даже протащить в подворотню. От его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. Чтобы обезопасить себя от проказ и гнева домового, ему приносили жертву (немного еды, табак и т.п.). Домовыми могли стать люди, умершие без причастия. Как и прочая нежить, домовой — оборотень, ему не составит труда обратиться в собаку, ужа, крысу или лягушку.
Кикимора (шишимора) – злой дух женского рода, живущий в доме, чертиха. Выглядит как сгорбленная безобразная старуха с длинным носом, маленького роста, с распущенными волосами, в лохмотьях или старом нищенском сарафане. Как правило, селится в домах, построенных на «нечистых» местах. Или же кикимору могут напустить плотники и печники, желающие навредить хозяину, не уплатившему денег за работу. Напустить кикимору несложно
— нужно сделать из щепок и тряпок куклу и положить её под главную балку или в передний угол. Кикимора считается женой домового. Живёт она, как и домовой, в подполье или около печи. Досаждает хозяевам: по ночам пугает детей, путает пряжу, издевается над мужчинами, к которым настроена очень враждебно. Может вредить домашним животным, в особенности курам. Чтобы кикимора кур не воровала, вешают над насестом отшибленное горло кувшина или камень со сквозной природною дырой — «куриный бог». На святках она рожает детей, которые сразу вылетают в трубу и остаются среди людей до Крещения. Любимое занятие кикиморы — рукоделье. Но хотя она и прядёт — рубахи от неё не дождёшься. Обычно она проказит с веретёнами, прялкой и начатой пряжей. Может спутать нитки у пряхи или оборвать начатое плетение у кружевницы, если они не положены на место с молитвой. Прогнать кикимору крайне сложно. Средства для этого существуют разные, но самым верным против подобной нечисти служит святой крест. Вне дома кикимора поселяется в лесу или на болоте. Там она запутывает человека, заманивает его в непроходимые места. По сути, это существо слабое, смерть в себе не несёт, но является воплощением страха смерти или просто страхов. Увидеть кикимору наяву — к несчастью.
Полевик (полевой) — злой дух, полевой демон, дальний родственник домового. По образу уродливый низкорослый старик, облик его меняется в зависимости от местности, где он обитает. Угловатая бесформенная его фигура, напоминающая скорее копну сена, сливается с произрастающими на поле злаками или травами. У полевика большие лапы и кривые ноги, он бородатый и волосатый. Волосы его похожи либо на траву, либо на солому. Ходит он в длинной рубахе из мешковины, достающей до пят, всегда босой. Увидеть его непросто, и передвигается он очень быстро. Полевик живёт в поле, может прятаться в меже или в стогу. Творит свои чёрные дела не ночью, а средь бела дня, в полдень он нападает на людей, поражая их солнечным ударом. Подобно лешему сбивает путников с дороги, заводит в болото, особенно любит потешаться над пьяными. Вместе с тем полевик оберегает посевы от посягательства диких и домашних животных, а также от недоброго человека. Как и прочей нежити полевику суеверный люд приносит дары. Глухой ночью под Духов день ему несут пару яиц и старого безголосого петуха, обязательно украденного. Оставляют всё это где-нибудь подальше от проезжей дороги и притом так, чтобы никто не увидел, иначе полевик может рассердиться и истребить в поле весь хлеб. Если за ночь эти дары исчезли, стало быть полевик принял их и до самой осени будет усердно сторожить урожай. Дети полевика луговики и межевики бегают по межам, шугая птиц и грызунов. Если они найдут спящего в меже человека, то наваливаются на него и душат. Есть у полевика сподручница — полевой дух полудница (она же ржица), по виду красивая высокая девушка, одетая во всё белое. Во время жатвы она ходит по полосам ржи и тех, кто в самый полдень работает, «берёт за голову и начинает вертеть, пока не натрудит шею до жгучей боли». Она заманивает в рожь малых ребят и заставляет их долго там блуждать.
Постукивание и возня на чердаке означает, что домовой хочет выгнать жильцов из дома. Чтобы выжить неугодных ему квартирантов, в дом он может напустить крыс и мышей, а также рыжих и чёрных тараканов.
Троица Троицей, а трёх свечей на стол не ставят, признак это дурной; считается, что три свечи на столе — к покойнику.
Паук-тенётник — один из образов, в котором может предстать домовой.
Снопы, вязаные в бабку — место, где может притаиться полевик. «Не дерзают злые духи прикидываться петухами — вестниками приближения светлого дня, который столь ненавистен всякой злой силе». Если петух закричит ранее обычного, то значит, что он видит нечистую силу и пением своим прогоняет её.
Изображение оскаленного черепа на спине бражника «мёртвая голова» придаёт бабочке зловещий вид и, соответственно, право разорять соты лесных пчёл. Крылатый летающий череп, издающий жужжащие звуки, может ввергнуть в оцепенение кого угодно.
Из птичьего рода, в кого предпочитает оборачиваться нечистая сила, это сорока. Неспроста она и вертлява, как бес. В Москве сорок нет, эта птица там проклята. По одному из преданий митрополит Св. Алексий запретил сорокам летать на Москву, потому именно, что под их видом залетали туда ведьмы. Из всей нежити сорок терпеть не может только домовой, почему и полезно подвешивать в конюшне убитую сороку, она спасает от домового.
От прочей нечисти домового отличает и то, что он не боится первых криков петуха.
Ветряная мельница — типичное прибежище нечистой силы. Когда выясняется, что на мельнице завелась нечисть, такую мельницу называют чёртовой. Иногда мельницу черти строят сами, чтобы перемалывать на ней человеческие кости. Стоит их мельница где-нибудь за дальним лесом. Заманят черти туда глупую бабу, заставят её танцевать, закрутят в танце, завертят. Так баба ни за что и пропадёт, целой косточки от неё не останется, всю в муку её и перемелют. Трудятся на мельнице тринадцать чертей, один из которых главный. Лопасти мельницы начинают вращаться ровно в полночь, и закипает работа на всю ночь. Крутятся жернова, перемалывают чьи-то косточки. Но лишь где-то далеко прокричит петух, всё останавливается, черти разбегаются кто куда. И так до следующей полночи. Бывает, черти между собой подерутся и разнесут всю мельницу, или того хуже – спалят дотла.
Кащей (Кощей, Кош, Кощун) — злой дух, божество мрачных подземелий, языческий демон, символизирующий окостенение и оцепенение природы в зимнюю пору. Кащей — жестокий чародей, способный к различным перевоплощениям. Он прозван «бессмертным» и скрывает тайну своего бессмертия. Предстаёт в облике непомерно измождённого худобой старика, омерзительного, костлявого, воинственного и богатого, с множеством отрицательных черт характера, главным образом — скряга, корпящий над своею казной. Он — воплощение живого остова, олицетворение смерти, «косящий и собирающий зловещий кошт, урожай мёртвых». Кащей хотя и называет себя бессмертным, власть его недолговечна. В фольклоре «Кащей приносит горе и беду, разоряет города и сёла, похищает и уносит красивых девушек в своё жилище на край света, принуждая их выйти за него замуж. Победить Кащея непросто, так как он наделён способностью превращаться в различных животных и существ, делаться невидимым и превращать или делать невидимыми других. Смерть Кащея таится на кончике иглы, спрятанной в яйце (само же яйцо хранится в утке, утка — в зайце, заяц — в сундуке, сундук — на могучем дубе, а дуб на необитаемом острове). Сломанный конец иглы знаменует смерть Кащея, крушение его царства и злых чар». Жертвенных даров ему не приносят. В восточнославянской мифологии Кащея относят не к самым низшим представителям демонических сил, и имя его пишется с прописной буквы. Его супругой считается Мара — демон колдовства, ночной тьмы, дурных снов и кошмаров.
Лихо (лихо одноглазое) — демоническое существо, олицетворение злой доли, персонифицированное воплощение несчастья, нужды и горя. Предстаёт в облике высокой и худой старой женщины с одним глазом. Лихо очень опасна для всех повстречавших её, сослепу способна накинуться на кого попало, не разбирая ни правого, ни виноватого. Если оседлает человека, то тогда у того пойдёт всё наперекосяк. Она заманивает, ловит, набрасывается на людей, а затем пожирает их. Встреча с ней может привести к определённой беде: в лучшем случае к какому-нибудь несчастью, к утрате имущества, к болезни, к потере руки или ноги, в худшем — к гибели человека. По легенде живёт лихо в лесу в большой избе и держит овец, которые ночуют тут же с нею в доме. Ложе её представляет собой гору из костей съеденных ею людей. Лихо непомерно велика, возлегая на своём ложе, она вынуждена упираться головой в один из углов дома, а ногами в печку. Широко известна притча о двух мужиках, которые от хорошей жизни отправились искать лиха. На ночлег остановились в избе великанши. Один из них сразу был ею зарезан и съеден. Второй, который оказался кузнецом, пообещал ведьме выковать недостающий глаз, но обманул и выколол у неё единственный. Сразу убежать он не смог, — старуха уселась возле двери. Поутру она стала выгонять из дома на выпас овец, выпускала их по одной, хватая каждую за шкуру и выкидывая за дверь. Мужик вывернул тулуп наизнанку и подполз к разъяренной старухе, она и его выкинула, приняв за овцу. Выбравшись на волю, он отправился домой, но по дороге увидал воткнутый в дерево топор. Хотел его взять, но рука пристала к топорищу так, что невозможно было её оторвать. А ведьма шла за ним следом и уже приближалась. Мужику ничего больше не оставалось, как ножом отрезать себе руку. Так он нашёл лихо, оставшись без руки и потеряв товарища. В другой притче лихо уселось мужику на шею. Он «долго мучился с тяжкой ношей, пока не решил утопиться вместе с нею в реке, чтобы хоть семью свою избавить от бед и разорения. Сам утонул, а лихо выплыло и пошло, как ни в чём не бывало, искать себе новую наживу».
Упырь (вурдалак, вампир) — мертвец-кровосос, встающий ночью из могилы и нападающий на людей и животных, дабы полакомиться их кровью. Отличительная его черта — увеличенные клыки и особой формы уши, обычно заострённые. Упырём становится после смерти человек, рождённый от нечистой силы или испорченный ею умерший, через гроб которого перескочила чёрная кошка, а вернее чёрт в её образе. В упыря может превратиться «заложный» покойник, то есть самоубийца, умерший неестественной смертью, обязательно двоедушник, при жизни имевший два естества — человеческое и демоническое, а также человек, отлучённый от Церкви, и особенно колдун. В глухую полночь упырь проникает в избы и высасывает кровь из спящих людей, которые вслед за тем непременно умирают. Особенно упыри любят сосать кровь младенцев. Жертва, погибшая от зубов упыря, тоже в свою очередь может стать упырём. Так сохранились свидетельства о существовании целых селений, жители которых были упырями. Отогнать упыря возможно только крестом и святой водой, также он не переносит колокольного звона и запаха чеснока. Упырь должен вернуться в свою могилу до рассвета и первых криков петухов. Если крик петуха застанет его врасплох, то упырь может мгновенно рассыпаться и исчезнуть или пасть поверженный наземь в полном бесчувствии. Многие упыри — оборотни, могут принимать образы некоторых животных, чаще всего летучих мышей. Чтобы покончить с упырём, необходимо вбить в его могилу осиновый кол. Но выследить его сложно, иногда для этого посыпают пол у постели мелкой солью, а поутру обнаруживают следы ног, оставленные ночным гостем. При подозрении, что некий мертвец может быть упырём, раскапывают его могилу, и если видят, что у покойника свежий румянец на щеках, а на губах запекшаяся кровь, то к нему принимают меры, а именно вколачивают в сердце осиновый кол. Вбивают кол наотмашь осиновым поленом одним ударом, затем труп сжигают на осиновом костре.
Кустарнику волчье лыко название такое дано неспроста — это растение-оборотень. Привлекательные на вид плоды его ядовиты, имя им – волчьи ягоды. Соприкосновение с этим растением для человека часто оборачивается тяжёлыми последствиями. Не говоря о пищевом отравлении, только лишь попадание на кожу ягодного сока может послужить причиной серьёзного ожога, а приятный запах волчьего лыка в результате вызывает сильную головную боль.
Череп козла или барана на шесте — тотемный символ, призванный охранять от злых духов поселения и жилища примитивных языческих племён.
В дупле всякого старого дуба живёт злой дух дубовик. Проходящему мимо путнику он может предложить отведать яства из мухоморов. Дубовик способен обернуться усачом дубовым, жуком, известным каждому энтомологу.
Близкий к упырям род нечисти — волкодлаки. Но волкодлак не всегда мертвец. Это человек (чаще всего колдун), способный оборачиваться каким-либо зверем: медведем, собакой, котом или вороном, а в первую очередь — волком. Крови он не сосёт, но нападает на людей и загрызает их. Тот, кто был укушен волкодлаком, со временем превращается в такого же оборотня, иногда вопреки своей воле. Против волкодлака, как и против упыря, оружием служат святой крест и осиновый кол, кроме того, волкодлака можно уничтожить серебряной пулей.
Для того чтобы колдуну обернуться волком, он должен найти в лесу срубленный ровно пень, воткнуть в него с приговорами нож и перекувырнуться через него. Порыскав волком, ему необходимо забежать с противоположной стороны пня и перекувырнуться обратно. Если же кто случайно или нарочно унесёт нож, то оборотень человеком стать уже не сможет и вынужден будет остаться волком навеки.
Все ползучие гады в народных поверьях восточных славян — воплощение коварства и зла. Вид пресмыкающейся гадюки у суеверных людей всегда вызывал смешанное с ужасом отвращение. В простонародном воображении змея во всякие времена оставалась живым олицетворением всего нечистого, злого, лукавого и вредоносного. Змеи считались порождением всё той же нежити и, соответственно, никакого почитания или поклонения для себя не заслужили, но напротив дурная молва в народе о них вынуждала ограждаться от этих гадов всякими заговорами. Известно, что змеиный яд являлся обязательным ингредиентом варимого ведьмами зелья. А основная из них, злобная баба Яга, сама способна была обернуться подколодной змеюкой. Зловещий Кащей с лёгкостью мог перевоплотиться в крылатого огнедышащего змея, пожирающего людей, кем он, по сути, и был. Из куста шипуля, за ногу типуля, кто? Змея кусает не ради сытости, а ради лихости, — говорят о ней. На Исакия змеиный праздник, змеи собираются и идут поездом на змеиную свадьбу.
Столетний дуб — старый и дуплистый, но всё же могучий. Обычно символизирующий жизнь и бессмертие, предстаёт в образе древа смерти. Под его корнями хранится сундук, в котором спрятана смерть Кащея. Дуб столь же бессмертен, как и Кащей, но в отличие от безблагодатного закостенелого бессмертия Кащея в бессмертии дуба заложена особая жизненная сила, передающаяся во времени и пространстве. Этой чужой жизненной силой и воспользовался Кащей для сбережения собственного бессмертия. Тот грешник, кто решался срубить всякое старое дерево, а тем более дуб, либо сходил с ума, либо ломал себе руку или ногу, либо скоропостижно умирал. В ветвях дуба поселился ворон — птица вещая. Живёт ворон до трёхсот лет, а всё оттого, что питается одной только мертвечиной. Считается, что своим прилётом к людскому жилью ворон приносит несчастье. В дупле всякого старого дуба часто обитает злой древесный дух — дубовик.
Черти — духи дьявольской породы, самый многочисленный род нечистой силы. Наделены они некоторыми человеческими качествами, в том числе подвержены многим людским привычкам и слабостям. Одно из самых любимых их занятий, превратившееся в неутолимую страсть — это игра в карты. «В игре для чертей нет удержу и законов: проигрывают всё, что есть за душой». «Нечистая игра в карты с передержкой и подтасовкой отнесена прямо к бесовским вымыслам и науке». В нынешние времена суеверные люди причисляют к бесовскому занятию и просто игру в карты.
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. // М., «Русский язык», 1980.
2. Даль В.И. О повериях, суевериях и преданиях русского народа. – Материалы по русской демонологии. // СПб, «Литера», 1996.
3. Максимов С.В. Нечистая, неведомая сила (главы из книги). // М., «Эдельвейс», 1990.
4. Пропп В.Я. Морфология / Исторические корни волшебной сказки. // М., «Лабиринт», 1998.
5. Мифы древних славян. Велесова книга. Авт. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. // Саратов, «Надежда», 1993.
6. Мифы народов мира. Т. 1 – 2. // М., «Советская энциклопедия», 1982.
7. Энциклопедия сверхъестественных существ. Сост. Королёв К. // М., «Локид», «Миф», 1997.
8. Словарь славянской мифологии. Сост. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. // Н.Новгород, «Русский купец», «Братья славяне», 1995.
9. Большой толковый словарь русского языка. // СПб, «Норинт», 1998.
10. Русские суеверия. Сост. Власова М.Н. // СПб, «Азбука-классика», 2001.
11. Криничная Н.А. Русская народная мифологическая проза: истоки и полисемантизм образов: в 3 т. Т. 1. // СПб, «Наука», 2001.
12. Музей мифов и суеверий русского народа (г. Углич). // М., «Северный паломник», 2002.
13. Народные русские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева. // М., «Художественная литература», 1979.
Можно верить или не верить в духов, домовых, леших; можно видеть в них представителей иного мира, а можно — нелепые дедовские суеверия. Однако, несомненно, с нечистью и нежитью связан целый пласт национальной культуры. Нечистая сила представляет собой низовой уровень древней славянской мифологии дохристианских, языческих времен. В ряде случаев вера в нее сохранялась до наших дней. Русалки, водяные, лешие, кикиморы во множестве встречаются в сказках, преданиях, песнях славянских народов. Но не только фольклорная традиция отличалась вниманием к этим персонажам. Художественная литература также не раз обращалась к подобным загадочным существам. Достаточно вспомнить произведения классиков русской литературы: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.К. Толстого и др. Не раз находила отражение эта тема и в изобразительном искусстве. Деревянные фигурки домовых встречаются при раскопках древних славянских поселений. В народном искусстве — в лубке, в резьбе по дереву — также можно видеть изображения русалок, леших, водяных и т.п. Нечистая сила присутствует и в произведениях многих известных русских художников: М. Врубеля, В. Васнецова, Н. Рериха, И. Билибина.
Произведения изобразительного искусства и художественной литературы стали своеобразными источниками для художника Алексея Орлеанского, взявшегося сделать героями своей карточной колоды самую разнообразную нечисть. Особенно же важным для него оказалось обращение к Толковому словарю В.И. Даля и народным русским сказкам, собранным А.Н. Афанасьевым. Именно в них были почерпнуты наиболее важные и интересные сведения о нечистой силе, которые оставалось только претворить в яркие запоминающиеся образы карточных фигур.
(Из статьи Демиденко Ю.Б. "Нечистая сила на игральных картах», 7995 г., СПб).