Молитва о воцерковлении ребенка

Все о религии и вере - "молитва о воцерковлении ребенка" с подробным описанием и фотографиями.

Рассказ о чудесном воцерковлении!

Рассказ о чудесном воцерковлении!

Мир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Посетительница нашего сайта – Татьяна, прислала в редакцию повествование о своем чудесном опыте воцерковления, в котором чувствуется помощь Божия, и предстательство Пресвятой Богородицы и святой блаженной Матроны Московской!

«О Матушке Матронушке узнала несколько лет назад, просто услышала о ней и полюбила… Появилось желание попасть к мощам, но у меня были сомнения казалось, что люди едут с какими то серьезными скорбями, а у меня на тот момент жизнь казалось бы сложилась – любимый муж, доченька, неплохая работа (были некоторые проблемы со здоровьем, но я мало обращала внимание на это). И еще было чувство вины, что не смотря на мои жизненные ошибки, Господь даровал мне то счастье о котором я и не мечтала (просто знаю что такое и трудности и нужда), а от Церкви я была далека… казалось мне, что Матушка обидится и так все хорошо))

И снится мне сон: очень, очень сильно я плачу, и сестра моя припав к коленям Матушки с двух сторон, а она сверху обнимает нас и плача вместе с нами, жалея говорит: «Вы мои, молитесь мне»! (ударение на первый слог).

Проснувшись, поняла, что не обидится, а всех нас любит и ждет… только вот понять не могла, что же я так сильно плачу… (о сестре отдельная история) и еще давно хотела я исповедоваться, но по природе своей я нерешительная. И зная, что в первый раз надо исповедоваться за всю жизнь, начиная с 7 лет, вообще считала для себя это невозможным (не представляла как это «вывернутся на изнанку» перед незнакомым человеком, пусть даже и священником).

И вот узнаем, что в Россию привозят Пояс Пресвятой Богородицы: самолет, Москва, очередь. Когда прикладывалась к Поясу, словно вложенные в ум мысли: «Пресвятая Богородица, спаси нас», и ощущение важности события происшедшего с нами… Заказали молебен за всех близких. На следующий день, конечно же, мы поехали к нашей Матушке, там казалось бы стены слышат! Поработали на послушании, трижды приложились к мощам, взяли цветочков, написали молебен за всех близких, в их числе была семейная пара, у которой более 10 лет не было детей, еще в Москве мы им позвонили и предложили приехать к Поясу Богородицы попросить о даровании ребеночка, но они не смогли… Я подрасстроилась, а в ответ неожиданно само собой в голове родились мысли: «Отдай им святыни (поясок и цветочки) и они приедут ко мне». Верю, что это Матушка подсказала))

Снова самолет, родной город, раздали родным святыни.

Хочу сразу написать, что после этой поездки жизнь моя разделилась на до и после. Через несколько недель я оказалась на исповеди, невозможное оказалось возможным. То ощущение облегчения трудно передать словами, словно груз упал с плеч, многие вещи стали понятны, затем причастие, очень сильно мне помог Батюшка, его мне тоже Матушка помогла найти. Сон сбылся, точь в точь за это время у меня были проблемы со здоровьем, подозрение на серьезное заболевание, по молитвам Матушки, Пресвятой Богородицы и Святителя Николая диагноз не подтвердился. За что безгранично благодарна.

Было очень много чудес, всего не опишешь (исцеление от миомы, продали за хорошую цену квартиру, купили такую о которой и мечтать не могли, устроили ребенка в лучший дет.сад бесплатно, нас даже спрашивали работники, как вы сюда попали, экзамен на отлично, о каждом случае можно написать отдельную историю и многое-многое. Всего не опишешь, да и не знаю, можно ли писать, другое).

НО. самое главное чудо совершенное по молитве Пресвятой Богородицы и Матронушки – это начало моего воцерковления, жизни своей без Церкви и регулярного (не реже 1 раза в месяц) участия в таинствах исповеди и причастия я не представляю. Стала читать Святых Отцов, утреннее, вечернее молитвенное правило. Жизнь поменялась….

Ходим в храм вместе с доченькой, ей очень нравится, часто ходит с нами мой родной, любимый муж, благодарна Господу за него))

За эти три года было много сложностей и трудностей, но ВСЕГДА и ВО ВСЕМ Матушка помогает мне и моей семье!

Главное, о чем молю, еще не исполнилось, но верю что Господь не оставит по молитве Пресвятой Богородицы и Матронушкиной. Прошу прощения за нетерпение и часто ропот Родная моя. Я очень тебя люблю. Дивен Бог во Святых Своих. Слава Богу за все.

А у той пары про которую писала выше, у которой более 10 лет не было деток, через 9 месяцев родились чудесные двойняшки))))))) я крестная! (через короткое время после того как мы передали им святыни они «случайно» оказались в Москве у Матушки и вскоре забеременели))))))))).

На сегодняшний день ждем второго ребеночка, собиралась пойти в ж.к. вставать на учет, резкая боль и я в постели, даже до таблеток не смогла дотянуться, лишь Матушкино маслице под рукой оказалось, с молитвой помазала животик и боль отступила, а я осталась дома и с благодарностью к Господу, Пресвятой Богородицы и Матушке Матронушке, с надеждой что кого-то моя история укрепит в вере пишу Вам…»

Желаем Татьяне и её семье помощи Божией, укрепления в вере, благополучной беременности и рождении здорового ребенка, молитвами и заступлением Пресвятой Богородицы и святой блаженной Матроны Московской!

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Святая блаженная мати Матроно, моли Бога о нас!

Похожий материал:

К записи “Рассказ о чудесном воцерковлении!” есть 1 комментарий

Слава Богу!!От чтения таких рассказов на душе становиться радостно!А вы Татьяна молитесь и верьте,Господь даст вам ребенка, обязательно даст!

Оставить комментарий

Рождественская молитва!

Рождественский пост

Молебны перед святынями

Соборные молитвы

Записки в Храм

Счетчик

2010-2017 © Православный сайт “Семья и Вера”

Воцерковление детей

Эта статья — приглашение к разговору о воцерковлении детей.

Маленькие дети часто с радостью посещают храм и воскресную школу, но со временем у многих пропадает желание ходить в церковь, а у некоторых возникает откровенный бунт против посещения церкви. Порой доходит до серьезного конфликта между повзрослевшим ребенком и его воцерковленными родителями. Кризисную ситуацию решать всегда сложнее, особенно когда она касается наших родных. Дети не хотят идти к пастырям или психологам на беседу, а решить проблему без их прямого участия и желания очень сложно. И остается нам в такой ситуации только молитва за заблудших наших овечек.

Поэтому профилактика, предвидение ситуации в этом вопросе очень важна, как вообщем-то и в других вопросах воспитания. Эта статья большей частью обращена к родителям маленьких детей, к родителям, которые, возможно, еще не задумываются о предстоящих проблемах и живут в блаженном неведении, радуясь тому, как ребенок с удовольствием шагает в храм.

Имея даже не очень большие знания по агиографии (изучения жития святых), мы можем припомнить оттуда слова: «родился он от благочестивых родителей и с раннего детства был наставляем в любви к Богу».

Благочестие родителей — одно из самых важных условий благочестия детей.

Очень часто бывает так, что взрослые путают внешнее благочестие с подлинным. Живя так называемой церковной жизнью, на деле совсем не идут за Христом. В сердце самих родителей скрыто будущее отношение ребенка к церкви, к Богу и к ближним, в том числе и к самим родителям.

Недавно мне довелось посмотреть передачу о. Димитрия Смирнова с участием родителей многодетной семьи. В студии присутствовали отец Иоанн и матушка Надежда, у которых 18 детей. Удивительно ласково и с глубоким почтением батюшка и матушка говорили о своих родителях, так же с улыбкой и теплотой они говорили о своих детях. Выросшие сами в любви и послушании Богу, они сумели передать такие же чувства детям.

Примеры праведности родителей, усвоенной их чадами, можно черпать и в Евангелии: Иоаким и Анна — родители Богородицы, Захария и Елисавета — родители Иоанна Предтечи, и в житиях святых: Кирилл и Мария — родители Сергия Радонежского, Стефана и Вассы — родители Александра Свирского, список можно продолжать. Я подробно останавливаюсь на этом вопросе не для того, чтобы указать читателю на их удаленность от тех благочестивых людей, которые стали родителями великих святых, а с целью пробудить желание больше напитываться такими примерами, читать жития, святоотеческую литературу и строить свою жизнь на их основе. В этом лежит большая часть успеха всего воспитания детей.

После того, как мы еще раз для себя повторили известную нам истину — хочешь воспитать ребенка, воспитай себя, — перейдем к практической стороне этого вопроса.

Что такое воцерковление? Воцерковление ребенка – это научение его жить по Евангелию. Т.е. наша задача не столько приучить ребенка регулярно ходить в храм (хотя и это тоже), сколько приучить его к постоянной внутренней духовной работе на основе святоотеческого учения. Что, в свою очередь, непременно положительно отразится на его желании регулярно бывать на богослужениях, участвовать в таинствах. Итак, подковавшись сами в вопросах православной аскетики в теории и хоть немного на практике, приступим к разговору о том, «Как же воцерковить ребенка?».

Любовь родительская – любовь Господня

Взрослые люди по-разному видят Бога. Для кого-то Он карающий, для кого-то -милующий, а от кого-то вообще сокрыт. А все от того, что первые шаги в познании Бога ребенок делает, принимая любовь родительскую. От того, какой была любовь родителей к ребенку, во многом зависит то, как в будущем подросший ребенок будет воспринимать любовь Господню.

Господь нам дарует полную свободу, но для спасения нам нужно послушание. Это мы понимаем не сразу, а постепенно, спотыкаясь и падая. Часто взрослый человек строит свои отношения с Богом по модели, которую ему предложили в детстве родители. Недаром говорит, что вся наша жизнь – это трагедия раннего детства. Если в детстве с ребенком обращались очень строго и несправедливо, то когда он вырастет, ему сложно будет принять мысль о том, что Господь милостив и справедлив. Первое, что должны сделать родители – это пересмотреть весь строй семейной жизни и обратить внимание на то, как часто они позволяют себе срываться на детях, раздражаться, относятся ли со вниманием к интересам ребенка.

Важно: ровоное, всегда внимательное, но вместе с тем и строгое, без вседозволенности отношение родителей к детям.

Напоминайте себе: «в детях очень глубоко живут добрые или негативные впечатления об их родителях» ( Митрополит Лимассольский Афанасий);

«… потерпите, не раздражайтесь, главное, не злитесь. Злом зла никогда не уничтожишь, не выгонишь его. Оно боится только любви, боится добра…» (Свт. Афанасий (Сахаров).

Всему свое время

Надо учитывать, что маленькие дети сначала питаются молоком, потом кашками и растертыми овощами, потом уже переходят к твердой пище, постепенно приобретая вкус к разным продуктам. Все мы помним, что в детстве многие продукты были для нас неприятны и отвергались нами, а с взрослением они постепенно переходили из разряда нелюбимых в любимые. В нелюбимых остались в основном те, которые нас заставляли есть насильно.

В воспитании очень важна постепенность и аккуратность.

Не нужно бросаться с места в карьер и пытаться ребенку объяснить все и сразу, но и затягивать тоже не стоит. Мировоззрение формируется постепенно, по крупице каждый день.

Жизнь в среде и вне ее

Самое сложное — это научить ребенка быть верным Господу в любом окружении, в любых ситуациях. Перед родителями часто встает вопрос: нужно ли запрещать смотреть современные фильмы, играть в компьютерные игры, общаться с детьми из нецерковных семей? С одной стороны, невозможно посадить ребенка под колпак и защитить его от всех вредных воздействий. С другой стороны, вред от этого воздействия может оказаться настоящей отравой на всю жизнь. Враг рода человеческого расставляет сети с изощренной хитростью. И здесь никто не даст готового рецепта, как же обойти все ловушки. Помните фильм «Хозяйка детского дома»? Как верно замечает героиня Натальи Гундаревой о своем опыте: «Вот Вы говорите — опытный человек. А я с каждым ребенком все сначала начинаю. Появится новенький — и весь мой опыт можно быстренько в форточку выбросить. Потому, что рецептов тут никаких нет и быть не может»

И действительно, рецептов нет. Только любящее сердце, уважение к личности маленького человека и личный духовный опыт могут привести к верному подходу к каждому ребенку и, конечно же, усердная молитва родителей.

Поделиться:

Один комментарий на “ Воцерковление детей ”

Желаю родителям помнить всегда слова : «Невольник — не богомольник!»

Был в моей родительской жизни период, когда сын, буквально с рождения выросший в храме, лет в 8 -9 стал отказываться идти на службу. Каждая верующая мама поймет, с какой тревогой я к этому отнеслась. Спасибо Господу и Ангелу-Хранителю — у меня все же достало выдержки не ругать его и не тянуть против воли. Молилась, конечно, за него. Так прошло года 3 или 4, когда я, войдя однажды вечером в его комнату, застала его молящимся перед иконами над его диванчиком. Я несказанно обрадовалась, и через малое время как бы между прочим предложила ему сходить в храм на службу. Я была готова к отказу, но он неожиданно согласился. Потом, после службы сказал мне:»Спасибо, что позвала.»

Сейчас ему уже 19, он учится в другом городе в очень серьезном вузе, но в храм, слава Богу, продолжает ходить и там. Это не значит, что я уверена, что в его жизни больше никогда не будет периодов охлаждения к вере, т.е. что он застрахован от этого. Нет, конечно. У каждого человека свой путь и свои личные отношения с Богом. Буду молиться за него, пока жива…

И еще об одной вещи хотелось бы сказать. Я в храмах наблюдаю две крайности в поведении родителей с детьми. Первая — вседозволенность, когда ребенок 4 -6 лет ведет себя, как на детской площадке, а родители ни слова ему не говорят. Но это не так страшно, как другая крайность, когда маленького человека самым жестким образом «строят». » Туда не смотри, крестись, стой, не шевелись и т.п….» Иногда и ругают до слез, и за руку дергают прямо в храме. Как правило, эти родители сами недавно пришли к вере, и теперь с горячностью хотят все сразу поставить на церковные рельсы. Сердце кровью обливается, понимаешь, что у этого ребенка храм и вера будет вызывать только отвращение, но как ему помочь? Такие авторитарные родители редко готовы послушать постороннего человека…

Почему дети воцерковленных родителей уходят из Церкви?

Беседа с протоиереем Георгием Тарабаном, священником Виталием Шатохиным и иеромонахом Макарием (Маркишем)

У одного моего знакомого есть взрослый сын, недавно поступивший в институт. С самого детства он регулярно ходил в храм, ездил в паломнические поездки, занимал призовые места на олимпиадах по ОПК. А став студентом, совсем отошел от веры, в храм даже просто зайти не хочет. Так почему же дети верующих родителей уходят из Церкви? Размышляют об этом протоиерей Георгий Тарабан – секретарь Сумской епархии Украинской Православной Церкви, педагог, священник Виталий Шатохин – преподаватель Калужской духовной семинарии и иеромонах Макарий (Маркиш) – руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии.

– Так в чем же причина того, что дети из воцерковленных семей, вырастая, уходят из Церкви?

Главная причина, на мой взгляд, – это отсутствие действительной любви. Любовь должна быть не только к своим детям, но ко всем людям, которые встречаются на жизненном пути. Если любви на самом деле нет, а на ее месте – непрерывное наставление, как в ней преуспеть, – это начало конца. Маленькие дети это еще будут терпеть, но в их голове будет зреть и укрепляться желание освободиться от такой «любви». И когда мы видим результаты «усиленного воцерковления» уже после 20 лет, то понимаем, что человеку нужен новый жизненный опыт, который бы опроверг ложное понимание духовной жизни, некогда ставшее причиной мировоззренческого кризиса.

Я не хочу приуменьшать силу антицерковного влияния современного мира (даже не столько «антицерковного», сколько «антирелигиозного»). Современное общество формирует такое мировоззрение, в котором нет места духовным ценностям. И это правда. Духовное трактуется как лично-интимное, не имеющее права на внешнее проявление. Кроме того, взрослеющему ребенку еще предстоит завоевать право исповедовать свою веру в среде сверстников. Это взрослому хорошо: он уже имеет какой-то социальный статус, в конце концов многие вопросы социализации уже решены. А ребенку надо одновременно вписаться в среду одноклассников, друзей, оставаясь при этом верующим. Это очень непросто! А если его еще и дома не понимают самые близкие люди, добиваясь ложного «духовного совершенства», то результат будет очевиден.

Так что если повзрослевшие дети уходят из Церкви, то во многом это «заслуга» школы фарисейства, которая была пройдена в детстве, но на самом деле не являлась приобщением к духовной жизни.

Думаю, в большинстве случаев из Церкви уходят дети тех родителей, которые сами пришли к вере не так давно. Оно и понятно: 1990-е годы, массовый приход людей в храм, ко Христу. Теперь они пытаются своих детей воцерковлять. А то, как они это делают, – большой вопрос. Обычно, конечно, стараются водить малышей в Церковь, записать их в воскресную школу. Но, собственно, этим подчас все и ограничивается. А нужно, если говорить простым языком, дружить с детьми. Нужно постоянно находиться с ними в тесном личном общении. И если родитель – авторитет для ребенка, и если взрослый является большим старшим другом и наставником для него, то он сможет передать своему чаду любовь к Богу и Его Церкви.

Большая проблема – это переходный возраст. Известно, что после 12–13 лет многие дети перестают ходить в храм. Как правило, детей в воскресных школах мы видим от 7 до 13 лет. Если есть 14–16-летние прихожане, то это достижение воскресной школы, что смогли удержать подростков в переходном возрасте. По опыту работы духовником в воскресной школе нашего храма твердо могу сказать, что остаются те дети, у которых родители, действительно, давно и серьезно воцерковлены. Именно эти дети остаются в воскресной школе. Почему? Потому что они вместе с мамой и папой исповедуются, вместе с ними причащаются, встречают праздники, ездят в паломнические поездки. Для них это естественная, нормальная жизнь, а не какая-то неожиданность: мама вдруг привела дите в храм: мол, давай, исповедуйся, тебе это надо и полезно.

Ну и, во-вторых, очень важна среда. Родители должны заботиться о том, чтобы окружить ребенка, особенно подростка, его верующими сверстниками, а желательно даже – серьезными, хорошими ребятами чуть и постарше. Ведь что такое переходный возраст? Ребенок переходит из детского состояния во взрослое. И он начинает искать авторитетов для себя вне своего семейного круга. Для него становится авторитетом кто-то с улицы, из класса, какие-то знакомые, преподаватели. И здесь умный родитель должен позаботиться о том, чтобы ребенок приобрел себе в качестве авторитета верующего человека, на него ориентировался, с него копировал поведение. То есть запоминал его слова, принимал его упреки, старался удержать в памяти его поучения как что-то важное для себя. Для этого, повторюсь, родителям необходимо приложить максимум усилий. А там уже на все воля Божия. Конечно, куда-то занести может любого человека, в том числе и воцерковленного взрослого. А уж ребенка, познающего мир и увлекающегося в переходном возрасте, и подавно. Если вдруг подросток встретит интересного неверующего человека, который станет для него авторитетом, то велика опасность, что ребенок уйдет из Церкви. Родители для повзрослевших детей именно в этом возрасте перестают быть авторитетом, и их слова уже не имеют прежней силы.

– Говорят, что есть два пика ухода из Церкви: подростковый и студенческий.

Священник Виталий Шатохин: Студенчество – это время, когда человек становится личностью, созревает для ответа на принципиальные вопросы: зачем он живет, чем он хочет заниматься в жизни, что в жизни для него самое главное и т.д. Но, как правило, дозревает он до этих мыслей в обстановке общежития, в обстановке какой-то уличной жизни, просто неформальной андерграунд-среды. И это не всегда способствует обретению Истины. На основании собственного опыта могу сказать: обычно у молодых людей в этом возрасте есть очень большое желание узнать мир религиозный, мистический. Но в это же время часто молодой человек или девушка впадают порой в тяжкие или даже смертные грехи, которые будут мешать им гармонично войти в церковную жизнь. Если на волне поиска чего-то мистического, когда молодая душа стремится познать мир духовного и религиозного, человеку встретится думающий христианин или хорошая православная книга, то велик шанс, что он придет в храм. Но чаще всего церковная среда, незнакомая и непонятная для современного подростка, отталкивает его, а если он уже был до этого воцерковлен, то часто ему мешают просто тяжкие грехи. Допустим, блуд или увлечение ложной мистикой. К тому же, молодой человек, особенно в 20 лет, хочет быть современным. Конечно, если в семье в нем воспитали стояние на своих принципах, независимо от духа мира сего, то он это испытание выдержит. Если же нет, то желание быть современным вынесет его из храма: здесь все ему чуждо, все ориентировано на какую-то древность, архаичность, здесь бабушки, мало молодых людей. Тут призывают следовать устаревшим представлениям, здесь к тому же просто непонятный язык. Здесь как бы все из истории, а молодому человеку требуется что-то ультрасовременное. Но Православие никогда не будет ультрасовременным, если под «современностью» понимать нынешнюю моду, дух времени, потворство страстям.

– Некоторые священники говорят, что примерно 75% воцерковленных подростков перестают ходить в храм. Мне, когда я осознал эти страшные цифры: из десяти подростков восемь уходят, стало как-то не по себе. По вашему мнению, эта статистика соответствует действительности?

Священник Георгий Тарабан: Я бы осторожнее относился к такому соотношению – 8 из 10. Не знаю, так ли это. Но даже если эти данные и меньше, то все равно есть о чем беспокоиться. Мне кажется, что в золотое время младенчества ребенку никто так и не объяснил, что впереди другой жизненный этап. Иногда годами ребенка регулярно причащают, даже не объясняя, в чем именно он участвует (я сейчас не о грудных младенцах, а о детках с 3–4 лет, которым вполне уместно хотя бы сказать, что в чаше – святые дары, а причастие – это праздник, его ждут и радуются люди, которые в праздничной одежде приходят в храм, чтобы тоже причащаться). Литургическое богословие будет потом (и, скорее всего, в виде ответов на задаваемые ребенком вопросы). Важно дать доступное понимание (а скорее, переживание) всей важности и величия происходящего в храме. Иначе ребенок, не получая понимания, воспринимает все как некий ритуал, обязательный к исполнению ради мамы или бабушки или кого-то еще, кого не хочется расстраивать. А в исполнении ритуала возможны и маленькие хитрости, усвоив которые легко скатиться до обычного цинизма.

Застыв в состоянии вечного «младенца», послушно идущего за руку в храм, ребенок не получает духовной основы своего взросления.

Иногда и взрослые, приходя в Церковь, не всегда знают, как это – быть христианином не только в храме, но и дома, на работе, в той среде, где действуют другие правила. А ребенку каково? Кто-то из питерских психологов как-то писал про социальное сиротство. Так что если из церковной среды и уходят, то чаще всего это ставшие сиротами (не духовными, а социальными) дети, которые не услышали, что Господь знает их тревоги и любит больше самых близких людей.

Что делать? Полагаю, что ответ находится в ответе на первый вопрос. Научиться любить детей – это самое главное и самое большое, что необходимо сделать. Во всяком случае, об этом следует неустанно молиться, чтобы Господь открыл и направил каждого из нас на этот путь. Все остальное – это детали. Основное препятствие – это личный эгоизм, произрастающий из секулярного мировоззрения. Вот главный враг, отнимающий наших детей у нас самих и у Христа.

– Сейчас при храмах создают спортивные секции, кружки, клубы, чтобы удержать молодежь. Как вы думаете, это поможет?

Священник Георгий Тарабан: Что касается кружковой работы, то этим я занимался на заре моей трудовой биографии. Могу сказать, что, по моему глубокому убеждению, это весьма перспективное направление. Вне учебного процесса, который и так весьма насыщен, очень трудно побудить детей снова садиться за парту и изучать закон Божий в классическом виде. Мнение специалистов, которые глубоко в теме, таково: надо искать такие методы, которые бы влагали духовно-нравственную суть в различные виды активности современного человека (и детей в том числе). И попытки есть. Степень успеха зависит от того, насколько интересна и целостна личность педагога (это не всегда священник) и насколько искренне все это делается. Дети готовы прощать случайные промахи, но «отбывание номера» не пройдет – никто ходить не будет. Вот и вопрос: а все ли способны к такой постановке задачи? Если нет – не надо и затевать, лучше поискать в себе иные таланты. А кто способен – Бог в помощь!

Священник Виталий Шатохин: Нужна приходская жизнь – богатая и разносторонняя. Необходимо организовать какое-то общее дело. К примеру, можно пойти почистить местные пруды или устроить «субботник»; организовать диспут с протестантами, с иеговистами; пойти ветеранов поздравить, навести порядок в их квартирах; сделать какие-нибудь поделки, которые можно будет отнести в детский дом. А можно просто вместе ходить в походы. В общем, приходская жизнь должна быть живая и как можно более разнообразная; главное – чтобы не было скучно.

Любое дело как-то может пригодиться в жизни человеку. Немножко соли православного миропонимания туда добавить, и это будет приемлемо для ребенка, чтобы он остался в Церкви. А если там живая молодежная атмосфера и он найдет там друзей, то шансы удержать молодого человека в лоне Церкви достаточно велики. К слову сказать, я и сам пришел к Богу в подростковом возрасте.

И еще. Для меня показатель – когда ребенок сам приходит на службу, без мамы. Приходит не для того, чтобы ему денежку заплатили за пономарство, и не потому, что завтра экзамен, а просто приходит помолиться, понимая, что ему нужно очистить свою совесть. Таких детей мало, но те, кто так поступают, уже не уходят из Церкви. А остальные… Пока ребенок не может противиться родительской воле, его тащат в храм, но как только у него появляется возможность отказаться от церковной «повинности», он скажет: «Не хочу», – и больше в храме не появится. Можно ли в таком случае будет сказать, что это был церковный ребенок, если он приходил на службу только с мамой? Большие сомнения…

«Подростков вообще» не существует, существуют личности, все разные. Первое различие – между полами, и любой священник (и педагог, и милиционер, и следователь по уголовным

делам) подтвердит, что с юношами «проблем», бед и скорбей куда больше, чем с девушками. Почему – вопрос отдельный, а пока просто признаем, что именно юноши требуют особой заботы и внимания, причем в тем большей степени, в коей у них проявляются чисто мужские качества.

Отсюда вывод: да, военно-патриотические клубы, спортивные секции (бокс и борьба, а не художественная гимнастика), группы патрулирования улиц, народные дружины – наиболее перспективные формы приходской молодежной работы.

– Многие священники говорят, что у нас общинно-приходской жизни нет, поэтому подростки и уходят из Церкви. Как восстановить общину?

Священник Виталий Шатохин: Общинная жизнь начинается с готовности священника все свободное время проводить с прихожанами. Если у него есть решимость восстановить общину, то он будет оставаться с людьми, предлагать попить чаю вместе, обсудить сегодняшнее Евангелие или решить какую-то проблему: к примеру, у бабушки Мани сгорела дача, давайте поможем построить, и тому подобное. То есть из каких-то вполне обычных действий и складывается жизнь приходской общины, если, повторюсь, священник готов этим заниматься. Как правило, священнику просто этого не очень хочется. Но бывает еще и другая причина: у священника обычно большая загруженность. Священники могут быть задействованы на пяти-шести послушаниях: больница, казачество, семинария, вечерняя школа, средняя школа, воскресная школа… Но ведь работа с людьми не терпит какой-то халатности. Если на человеке висит сразу много дел, то, естественно, он будет делать их небрежно. А для того чтобы качественно работать с людьми, заниматься нужно чем-то одним. Идеально, когда в обязанности священника входит только богослужение и приход. Вот тогда батюшка может много сил отдавать своему приходу и действительно учить людей духовной жизни, помогая им решать насущные проблемы.

– От некоторых священников слышал, что подросткам изучать Священное Писание не очень интересно. А вы что думаете по этому поводу? К примеру, если подросткам предложить собираться за чаепитием, чтобы изучать и разбирать Писание со священником, им это будет интересно?

Священник Георгий Тарабан: Это хорошо, что батюшки стали замечать, что не всегда их стереотипы актуальны. Ведь существует наука педагогика, в ней много ответвлений (общая, возрастная, сравнительная педагогика, теория и методика преподавания, методика воспитательной работы, педагогическое мастерство и др.), которые, к сожалению, не преподаются на должном уровне в духовных школах. Вот батюшки и пользуются воспоминаниями своего далекого школьного прошлого. А ведь сейчас еще интереснее: становится доступным опыт зарубежный. Я как-то наблюдал, как проводят иностранцы-педагоги урок: задействованы все органы чувств на общем положительном эмоциональном фоне. Такое впечатление, что они просто шаг за шагом делали то, что написано в наших старых учебниках по педагогике. Так что не про чаепития нужно думать, а всерьез садиться за изучение педагогики и психологии.

Чаепития же не воспринимаю как метод обучения или воспитания категорически. Это мое личное мнение. Неорганизованное в педагогическом отношении времяпрепровождение всегда неконструктивно. В церковной среде чаепития рано или поздно трансформируются в перемывание костей священноначалия, передачу сплетен и небылиц. Если не ставится никакая дидактическая или воспитательная задача, то наши греховные навыки и немощи быстро заполняют этот пробел.

Если же беседа за чашкой чая – это грамотно подготовленный педагогический прием, который ставит конкретные задачи. Например, батюшка или кто-то из уважаемых взрослых лично разносит угощение, подавая пример готовности послужить даже самому маленькому, – это производит глубокое воспитательное впечатление; главное, чтобы это было искренне. В такой атмосфере легче говорить о том, как Спаситель омыл ноги Своим ученикам. И, поверьте, ни о какой скуке никто и не вспомнит.

Чаепитие само по себе не панацея, но при умелой организации может стать хорошим способом усвоения важных вещей. А может и не стать.

Мне кажется, главное – быть рядом с ребенком во всех видах его жизненной активности и научить его выживать как христианина во всех обстоятельствах современного мира. Ведь современные дети не только чай пьют. И нужно, чтобы кто-то из взрослых помог подростку разобраться, как ему действовать, где грань, пересекать которую без последствий нельзя, как создать и сохранить целостность своей души.

Иеромонах Макарий (Маркиш): Считаю, что такая форма изучения Священного Писания, как чаепитие, не будет полезна ни подросткам, ни взрослым. Сегодня есть гораздо более эффективные и разумные пути изучения Священного Писания, открытые для всех желающих. Литература в избытке, звукозаписи лекций и бесед тоже, не говорю уж об Интернете.

Но регулярное чаепитие со священником, застольные беседы – это, безусловно, замечательная форма приходской работы; ее надо стимулировать, рекламировать и правильно организовывать. Как правильно – зависит от целевой аудитории. Коль скоро мы говорим о подростках, надо добиваться того, чтобы именно для подростков они были интересны и привлекательны. Можно совмещать их с демонстрацией и обсуждением каких-либо материалов, предложенных ими самими, или

заранее просить кого-либо из них рассказать о чем-то интересном и волнующем.

Священник Виталий Шатохин: Полгода назад я начал со старшей группой воскресной школы – с 13 до 17 лет – разбирать Священное Писание, причем разбирать серьезно, глубоко: пять занятий мы рассматривали одну главу из Евангелия от Матфея. Им нравилось. Конечно, если подходить к этому формально и воссоздавать ту же бездушную и безрадостную атмосферу, которая знакома детям по общеобразовательной школе, только с молитвой перед началом занятий, то, конечно, так они долго не выдержат. А если это неформально: устали – давайте чайку попьем, интересный фильм или даже мультик интересный посмотрим, то, думаю, эффект будет совсем другой. То есть все должно быть просто и по-дружески. Причем именно в подростковом возрасте необходимо, чтобы преподаватель был старшим другом для ребят. Если он не смог завязать с ними нормальные, дружеские отношения, а просто пришел, лекцию прочитал и ушел, то, конечно, это никакого впечатления не произведет. Молодых людей надо заинтересовать, а сделать это можно, только создав на занятиях теплую и дружескую атмосферу. Если у подростка будет два-три друга или подруги в воскресной школе, то он будет туда ходить. И неважно, что он будет там делать: рисовать, изучать Евангелие или учиться пению.

16 сентября 2010 г.

скрыть способы оплаты

скрыть способы оплаты

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Оценка 4.7 проголосовавших: 328
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here