Все о религии и вере - "молитва мусульманам на 40 дней после смерти" с подробным описанием и фотографиями.
Содержание
40 дней после смерти — поминание усопших в разных религиях
40 дней после смерти — как поминать усопшего, какие есть традиции связанные с этим днем? Люди полагают, что этот поминальный день весьма важен для человеческой души, так как в это время дух скончавшегося появляется перед Господом в третий раз и узнает, где он будет находиться до страшного суда.
40 дней после смерти — как поминают православные?
Гибель близкого человека — это всегда горе для близких людей и друзей. Если верить христианской религии, то 40 день считается одним из наиболее значимых среди поминальных (православная традиция). Однако не всем известно, как нужно вести себя в в поминальный день.
Крайне важно осознавать, что живые способны помочь покойнику перейти безболезненно в иной мир, очиститься, обрести спокойствие и гармонию. Этого можно достичь благодаря молитвам.
Вы поможете усопшему близкому человеку выдержать Божий суд, если в этот день будете говорить про него добрые слова, вспоминать его лучшие деяния и молиться. Сделать это можно самостоятельно либо позвать на поминки священника.
В православии за трапезой собираются не только члены семьи, но и друзья, знакомые усопшего. Бытует мнение, что чем больше народу на 40 день произнесет молитву, помянут усопшего, тем лучше будет душе.
Важная часть поминального обряда — это посещение кладбища. С собой обязательно берутся цветы и свечки. Помните, с собой берется только парное число цветков, возлагаемых на могилу. Таким образом вы высказываете уважение усопшему.
Придя на кладбище, в обязательном порядке зажгите свечку и помолитесь об упокоении души. Постойте немного у могилы, вспомните все хорошие моменты, которые у вас ассоциируются с этим индивидуумом. У могилы запрещено громко разговаривать, что-то бурно обсуждать. Должна царить абсолютная атмосфера тишины и спокойствия.
Помянуть можно и в храме. Для этого заказывается литургия для спасения души. Важно: заказывать литургию можно только тем, кто был крещен в православной церкви. Члены семьи могут ставить свечи за усопшего. В тот момент, когда вы будете поджигать свечу, обязательно помолитесь за упокой души и попросите, чтобы человеку отпустили все грехи: вольные и невольные.
В православии запрещено проводить поминки раньше назначенной даты. Однако, если провести корректно обряд на эту дату невозможно, то на следующую после 40 дней субботу следует раздать милостыню бедным.
Помните, поминки — это не пиршество с изощренными яствами, которое устраивается для встречи знакомых. В такой день следует вспомнить усопшего, помолиться за него, сказать «спасибо» за всё добро, что он сделал.
Приготовить следует самые простые блюда, прием алкоголя следует ограничить. Считается, что на столе должно быть как можно больше постных блюд. В обязательном порядке следует приготовить кутью. Эта каша с медом, орехами и изюмом является символом возрождения души. Зачастую также делают блины, щи, различные каши.
Если поминальный день совпадает с постом, то свинина, говядина, баранина обязательно заменяются на рыбу.
Если вы желаете произнести речь об усопшем, то помните, изначально слово дается детям/братьям, сестрам/родителям, потом близким друзьям, далеким знакомым — в последнюю очередь. Речь обязательно заканчивается обещанием всегда помнить усопшего человека.
Где находится душа умершего до 40 дней?
Почему же 40 день после смерти такой особенный и какое значение он имеет? Верующие христиане считают, что дух умершего индивидуума до 40 дней преодолевает долгий путь. Со дня гибели до 3 дня она находится рядом со своей семьей, близкими и дорогими людьми, может перемещаться куда угодно.
Верующие люди уверены, с 3 до 40 дня человеческий дух посещает Ад и Рай. На протяжении всего этого периода еще неизвестно, куда именно попадет душа. Духу предстоит пережить мытарства, истязания, которые являются воплощением греховных страстей, знакомы всем людям.
После чего бесы предоставляют перечень человеческих грехов, в свою очередь ангелы предоставляют список хороших деяний. Учение о мытарствах не является каноническим и не входит в основной вероучительный свод православия.
По учению православных христиан, после того как душа усопшего увидела Ад и Рай, она в третий раз появляется перед Всевышним. Как раз в такой момент должна решиться ее судьба. Там, куда душа направится, она будет пребывать вплоть до самого Страшного суда.
До этого момента она уже увидела все прелести Рая, осознала, действительно ли она достойна или не достойна там пребывать. Увидела все ужасы Ада и должна полностью раскаяться и молить Бога о снисходительности. Именно поэтому к 40 дню православные относятся как к решающему моменту.
Для того чтобы помочь своему усопшему родственнику, следует усердно молиться. Это поможет повлиять на вердикт Всевышнего относительно души. Если человека всё-таки направят в Ад, это все равно не свидетельствует о том, что для него всё кончено. Ведь окончательная судьба всех смертных будет решена во время Страшного суда, а усердная молитва поможет изменить вердикт Господа.
В такой ситуации, если душу отправляют в Рай, то усердной молитвой родственники будут благодарить Всевышнего за оказанную благодать. Кстати, число 40 весьма символично в христианстве. Неудивительно, что поминовение недавно скончавшегося происходит именно на 40 день.
Ровно столько дней оплакивали праотца Иакова и пророка Моисея. Именно по прошествии 40-дневного поста на горе Синай пророк Моисей получил скрижали Завета от Всевышнего, именно за столько дней пророк Илия достиг горы Хорив.
40 дней после смерти — традиции разных религий
Поминки на 40 сутки важны не только в православии. У мусульман трапеза в память об усопшем также проводится на 40 день после гибели. Однако в этой религии очень значима формальная сторона ритуала. Мужчины и женщины, принимающие участие в обряде, поминают умершего человека не в одном помещении, а в разных. В некоторых случаях принимают участие в ритуале только мужчины.
Зачастую на стол ставят сначала сладкий чай, после чего плов. Люди верят, что разговаривать во время трапезы между собой людям не стоит, нужно лишь усердно молиться. Плакать в исламе об умершем не принято. В этот день необходимо сдерживать горе. Если всё-таки вы не можете сдержаться, сделать это нужно как можно тише.
Сами поминки проходят в быстром темпе, после них все идут на кладбище. В период с 3 до 40 дней после гибели родственника можно организовывать благотворительные трапезы для обездоленных, нищих, раздавать им блюда.
В то же время самим родственникам запрещается много есть, делать роскошные блюда для поминающих. Но каждый четверг до 40 дня необходимо вспоминать усопшего, накрывать стол, пить чай с халвой, приготовленной по особому рецепту.
В иудаизме люди также не превращают трапезу в застолье. На протяжении первой недели вообще запрещено накрывать большие столы. После того, как человека похоронят, все его близкие скорбящие (кто хочет отдать дань уважения усопшему) принимаются за очень скромную трапезу.
Зачастую в нее входят яйца, фасоль, чечевица, немного хлеба. Во время поминок не принято есть мясо, не употребляют алкоголь. Еще одна особенность состоит в том, что семья умершего человека не должна готовить обширную поминальную трапезу.
Через год после смерти уже устраиваются обширные и торжественные проводы умершего. На эту трапезу приглашаются как родственники, так и друзья усопшего. На этих поминках можно накрывать большой стол, рассказывать добрые истории о жизни человека.
40 день после смерти действительно значимый и особенный для души умершего. Именно в этот день душа узнает, какое место ей уготовано, и задача членов семьи и знакомых в этом мире — усердно молиться для того, чтобы усопший чувствовал поддержку близких в этот нелегкий час.
- Гадания
- Заговоры
- Ритуалы
- Приметы
- Сглаз и Порча
- Обереги
- Привороты
- Отвороты
- Нумерология
- Экстрасенсы
- Астрал
- Мантры
- Существа и
В этот день были обширные празднества, народ пил и гулял. Считалось, что не грех выпить много, если закрома полны. Не даром говорили: «Наниколился!». На зимнего Николая принято делать заговоры против алкоголизма. Можно заказывать молебен о здравии родственника с алкогольной зависимостью. 19 декабря святой Николай приносит детям подарки, а родственники читают молитвы об их здравии.
Молитва мусульманам на 40 дней после смерти
Существует несколько версий «конца времен».
Тепловая смерть Вселенной – когда вся материя распадется до уровня атомов водорода,
которые будут равномерно распространены по всей Вселенной.
после чего произойдет Большой Взрыв и новая возникнет Вселенная. Научных версий существует множество, но не только ученые имеют свое мнение на этот счет. Л
как окончания земного испытания человечества.
«Когда умирает раб Божий, к нему приходят два ангела.
Один из них Мункар, другой – Накир.
Они оба спрашивают его, что он знает о Пророке (мир ему и благословение).
Если раб был из числа уверовавших, то он скажет: «Это раб Аллаха и Его Посланник.
И я свидетельствую, что нет божества, которому нужно поклоняться, кроме Аллаха, а Мухаммад — Посланник Его».
Потом они скажут: «Мы знали, что ты так скажешь», и расширят ему могилу на семьдесят локтей в одну и другую сторону, и осветят его могилу светом. Потом ему говорят: «Спи, пока не воскресит тебя Всевышний из могилы».
А если раб был лицемером, то он ответит на их вопрос: «Я не знаю, я слышал, что люди говорили, и говорил то же самое». Тогда они скажут ему: «Мы знали, что ты так скажешь».
Затем они повелевают земле: «Соберись (соединись)!», и она сомкнется так, что его ребра войдут друг в друга и его муки продолжатся до тех пор, пока не воскресит его Аллах».
или, другими словами, малый суд над душой и определение ее временной участи до Судного Дня.
либо подобно ощущениям человека лежащего в ужасной тесной яме.
Для праведных, это состояние преддверия Рая, а для нечестивых – Ада.
Согласно Корану он может быть введен в Рай по Милости Аллаха и молитвам пророка Мухаммеда: «Есть [в Медине и близлежащих степях] и другие люди, которые, совершив как праведные, так и недобрые дела, осознали свои грехи. Возможно, Аллах простит их, ибо Аллах – прощающий, милосердный.
Бери (, Мухаммад), с их имущества взносы на пожертвования, чтобы ими смыть скверну их грехов и возвысить их достоинства (перед Аллахом). Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для их [душ], ибо Аллах – слышащий, знающий». (Коран 9:102-103)
Нужно отметить, что существует несколько мнений по этому поводу могильного наказания: не все мусульмане признают Сунну (собрание изречений и поступков пророка Мухаммеда).
Каково же учение ислама о Судном Дне?
Время наступления Судного Дня неизвестно никому, кроме Самого Аллаха: «Люди спрашивают тебя о [Судном] часе. Отвечай: “Это ведомо только Аллаху”. Ведь что можешь ты знать?
Существует множество хадисов, описывающих признаки приближения Судного Дня.
Непосредственно о Судном Дне в Коране есть множество аятов, в том числе о нем повествует 69-я сура аль-Хакка (в пер.- неизбежное). Судный День начнется с трубного гласа, который издаст Рог Ангела Исрафила, это будет началом великого события: «И когда раздастся вдруг трубный глас, и когда взлетят вверх земля и горы и рассыплются во прах, в тот день случится то, что случиться должно, – разверзнется небо, ибо оно в тот день немощно.
Ангелы воспарят по краю небес, и восемь [ангелов] понесут престол Господа твоего над собой. В тот день вы предстанете [пред Аллахом], и ни одна ваша тайна не останется сокрытой». (Коран 63:13-18)
С первым гласом Рога, за редким исключением, умрет все живое и на небе и на земле. Со вторым – воскреснет и предстанет на Суд каждый, кто когда-либо жил. От Адама, до последнего человека, жившего на земле: «В День воскресения] затрубят в трубу и будут повержены [словно] молнией и те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает [помиловать]. Потом протрубят еще раз, и люди [выйдут из могил] и станут, озираясь». (Коран 39:68)
От тесноты и солнце люди начнут потеть, и пот, подобно морю, зальет людей до мочек ушей. Конечно, это скорее образ состояния человека на Суде. Человек уже не сможет оправдаться в своих грехах и поступках.
Само его тело будет свидетельствовать на Суде: «Сегодня наложили Мы печать на их уста, и будут говорить Нам их руки, и будут свидетельствовать их ноги, что они приобрели» (Коран 36:65).
Праведные мусульмане и грешники получат в руки книги, свидетельствующие об их делах. Первым они будут в радость, а вторым в отчаяние и боль. Сразу за вручением книг следует определение участи человека: «Тот же, кому будет вложена в правую руку запись [его деяний], скажет: “Подойдите, прочтите мою запись! Воистину, я верил, что предстану перед счетом [своих деяний]”. Он – в жизни, которая радует, в вышнем [райском] саду, где [доступны] низко [склоненные] плоды. [Им скажут]: “Ешьте и пейте во здравие за то, что вы вершили в минувшие дни”. А тот, кому запись [его деяний] будет вложена в левую руку, скажет: “О, если бы мне не вручили мою запись! Я тогда не знал бы, каков мой счет. О, если бы [смерть] была концом [всего]! Не спасло меня [от Судного дня] мое достояние, и силы покинули меня”. [Аллах повелит ангелам – стражам ада]: “Схватите его и закуйте [в цепи]! Потом ввергните в ад, потом посадите на цепь длиной в семьдесят локтей, ибо он не веровал в великого Аллаха и он не призывал [людей] кормить бедняков. В сей день нет здесь у него верного друга, нет пищи, кроме гноя и крови – [могут] есть это только грешники”. (Коран 69:19-37)
Врата рая и Ада раскроются, и Ангелы сопроводят грешников и праведников. Первых – в геенну, вторых – в Райский Сад: Тех, которые не уверовали, толпами препроводят в ад.
Когда они подойдут, отворятся врата и скажут им стражи: “Разве не приходили к вам посланники из вашей среды, которые читали вам аяты Господа вашего и увещевали вас, [говоря], что предстанете [перед Ним] в сей день?” Они ответят: “Как же, приходили”. Но свершилось над неверными предопределение о наказании. Им будет сказано: “Войдите во врата ада и пребудьте там вечно!” Как отвратительно местопребывание гордецов! А тех, которые боялись Господа своего, толпой препроводят в рай. Когда они приблизятся и отворятся врата, скажут им стражи: “Мир вам! Благоденствуйте! Входите же на веки вечные!». (Коран 39:71-73)
Явление Ангела Смерти умирающему
Что чувствует человек в свой смертный час ?
Душа в промежуточном мире
«Благословен будь Тот,
В Руке Которого вся власть (над миром),
Кто всемогущ над всем и вся!
Кто создал смерть и жизнь,
Кто праведней из вас в своих деяньях.
Велик в могуществе Своем
И отдающ во всепрощенье Он!» (Коран, 67:1, 2)
Цель жизни мусульманина – повиновение Аллаху во всех своих действиях на протяжении всей своей жизни. Заповеди, касательно всех сфер жизни мусульманина даны в Шариате – систематизированном своде мусульманских законов основанных на Священной Книге мусульман – Коране. Слово «Шариат» переводится буквально как «правильный путь», «образ действия», «источник».
«. Ни один человек не знает, что случится с ним завтра; ни один человек не знает, на какой земле он умрет. Воистину, Аллах – знающий, ведающий» (Коран 31:34).
Строгое выполнение всех правил напутствия умирающего и погребения умершего есть религиозная обязанность каждого мусульманина.
Мекка – родина пророка Мухаммеда, в ней находится мусульманская святыня Кааба. Во время молитвы лицо мусульманина должно быть обращено в сторону Мекки, поэтому в первую очередь умирающего необходимо положить на спину, ногами в сторону Мекки. Если это невозможно – то повернуть умирающего на бок, лицом к Мекке. После этого умирающему читается шахада – исламский символ веры: «Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха, Его Пророк».
Глоток воды для облегчения жажды – последний долг мусульманина перед умирающим собратом. Хорошо, если это будет вода, набранная из священного источника Зам-Зам, расположенного в Мекке у Каабы.
Наступила смерть. Умершему закрывают глаза, подвязывают подбородок, ноги и руки выпрямляют, зарывают тканью лицо, а на живот кладут тяжелый предмет(чтобы избежать вздутия).
Покойному совершают омовение и полное обмывание. Для этого тело умершего можно отвезти в мечеть, где есть специальное ложе для этого ритуала.
В обмывании и омовении должны участвовать минимум четыре человека. Гассалом(обмывающим) может быть близкий родственник. Остальные участники помогают поворачивать тело покойного и поддерживают его во время обмывания. Нужно отметить, что покойного во время обмывания запрещено поворачивать лицом вниз. Умершего поворачивают на правый и левый бок для совершения полного обмывания.
Тело мужчины могут обмывать только мужчины и жена умершего, а тело женщины – только женщины. Маленьких детей могут обмывать как мужчины, так и женщины.
Если вокруг нет взрослых людей одного пола с умершим, то совершается только сухое очищение землей (таяммум).
Омовение и полное обмывание совершаются от одного до трех раз, в зависимости от возможности. Перед обрядом помещение окуривается благовониями. Для ритуала используется вода с кедровым порошком, вода смешанная с эфирными маслами и просто чистая вода.
После этого тело покойного вытирают полотенцем, после чего оно натираются благовониями.
Согласно Шариату, перед похоронами покойного необходимо закутывать в саван, предварительно удалив с умершего одежду. Во время окутывания происходит прощание родственников с умершим. По качеству материи савана можно определить, был бы умерший богатым и уважаемым членом общины, или нет.
Центральное значение в похоронном обряде имеет погребальная молитва, которую возглавляет имам. Перед ее началом имам обращается к собравшимся с вопросами, остались ли у покойного невыплаченные долги и неразрешенные споры, нет ли у кого-либо из присутствующих долгов перед умершим. Если таковые имеются, имам просит их простить, или рассчитаться с семьей покойного.
После этого начинается молитва, в ходе возносятся прошения о прощении грехов умершего и даровании ему милости от Всевышнего.
В могиле тело умершего должно располагаться так, чтобы голова была повернута в сторону Мекки. У мусульман не принято хоронить усопших в гробах. Вместо этого в могиле сооружается полка для покойного, а сама могила обкладывается кирпичами или доками. В могилу тело покойного опускают ногами вниз, а если хоронят женщину, то ее саван прикрывают от взглядов мужчин покрывалом. В могилу бросают горсть земли со словами молитвы на арабском: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» (Сура «Аль-Бакара», 156). После молитвы могилу засыпают землей.
Засыпанную могилу поливают водой и еще раз бросают на нее землю с молитвой: «Из нее мы сотворили вас, и в нее возвращаем вас, и из нее изведем вас в другой раз».
Наконец у могилы остается один человек, который читает свидетельство о вере покойного в Аллаха, Пророка Мухаммеда и Священные Писания мусульман, чтобы облегчить ему допрос Ангелов Мункара и Накира.
Молитвы о новопреставленном рабе божьем до 40 дней
Новопреставленным называется умерший человек, с момента смерти которого прошло не более сорока дней. Согласно православному верованию, после смерти, в течение первых двух дней, душа находится на земле и посещает те места, где проходила земная жизнь человека. На третий день душа переносится в мир духовный. Православные молитвы родственников о новопреставленном помогают душе пройти воздушные мытарства. Господь способен по горячим и искренним молитвам близких простить грехи умершего. Освобождение от грехов делает возможным воскрешение души для вечной блаженной жизни.
День смерти. Что делать
Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. После смерти, когда душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия.
Для чего нужна смерть тела?
Для многих людей смерть является средством спасения от духовной гибели.
Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы-Каины, предающие Господа Иуды и другие им подобные?
Святые отцы Церкви учат, что самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божией – поминание их на Литургии.
Какие продукты можно положить на канун?
Господь только тогда прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление.
Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался – тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности и независимо от времени кончины.
Если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту предсмертную волю не грешно.
Зачем делаются поминки на 40 дней
А еще по одному народному поверью именно на 40 вой день поминок на целые сутки душа возвращается в родной дом, и уходит только после того как её проводят.
Иногда к такому приходу души даже тщательно готовились, стелили с вечера постель белой простыней и накрывали одеялом.
Молитвы о новопреставленном рабе божьем до 40 дней
Рождение человека приносит семье большую радость. К сожалению, в книге жизни уже отмечена дата смерти. Только от человека зависит, как и с чем он придет к этому дню. Как он проживет отведенный ему период.
Молитвы написаны в основном на старославянском. Их большое множество. В зависимости от того, в чем причина смерти и кто умер. Существует молитва и для тех, кто умер и не успел принять крещение. Среди них есть молитва Богородице о новопреставленном. Она мать Господа, и молитва к ней может помочь смягчить Небесного Царя. Найти ее можно практически в любом молитвослове. Цель поминального обеда – вспомнить умершего человека, помолиться за упокой его души, оказать психологическую поддержку нуждающимся, поблагодарить людей за участие и помощь. Нельзя устраивать обед с целью поразить приглашенных дорогими и изысканными блюдами, похвастаться обилием яств или накормить до отвала. Главное — не пища, а объединение в горе и поддержка тех, кому тяжело.
Не стоит воспринимать поминки как застолье.
Посещение могилы умершего человека – обязательная часть поминального ритуала. С собой нужно взять цветы и свечу. На кладбище принято нести парное количество цветов, четные числа – символ жизни и смерти. Возложение цветов — самый лучший способ выказать уважение умершему.
Придя, следует зажечь свечу и помолиться об успокоении души, потом просто можно постоять, помолчать, вспоминая хорошие моменты из жизни усопшего человека.
На кладбище не устраивают шумных разговоров и обсуждений, все должно проходить в атмосфере спокойствия и умиротворения.
Молитва об усопшем до 40 дней
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), имярек, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Помощь себе и близкому
Молитвы о новопреставленном является высшим видом подвижничества. Плоды коего узнаются только на страшном суде. Когда люди что-то просят у Господа, то получают желаемое. За это они благодарят Господа. Если произносить их с чистым сердцем и благими намерениями, то многие грехи человека уже умершего простятся. Гнев Царя Небесного сменится на милость.
Молитва о новопреставленном является исполнением главной двуединой заповеди. Она говорит о любви к Богу и ближнему. Любить ближнего не значит просто помогать ему в мирской жизни. Это значит помочь ему тогда, когда от него уже ничего не зависит. Он пришел к Господу, и душа запятнана грехами.
Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать.
Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. Очищались» также прикосновением рук к печи, хлебу, раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного.
За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили в доме завершались приготовления к трапезе. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника.
Поминальные тризнысуществовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки.
Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность. Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение.
Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями.
Число сорок — знаменательное, часто встречается в Священном Писании.
На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также — обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться.
За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.
Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой.
В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).
Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.
В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков.
Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких. Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.
Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.
При каждой смене блюд православные старались прочесть молитву. Поминальный стол часто украшали ветками ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть стелили однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям могли декорировать черной лентой.
Народной традицией регламентировался и порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству.
Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.
Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой «Благодарим, Тя, Христе Боже наш…» и «Достойно есть…», а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.
Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.
После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца.
На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы «не призвать покойного с кладбища» по народному поверью.
Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.
Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода.
Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок.
Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев — даже заплетать косы девушкам.
В семьях верующих траур отмечался усиленными молитвами, чтением религиозных книг, воздержанием в пище, времяпрепровождении.
Произвольное сокращение траура в обществе с определенным укладом, соблюдением народных традиций тотчас резко бросается в глаза и может вызвать осуждение. В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе.
Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств. Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим.