Молитва лиддской нерукотворный

Все о религии и вере - "молитва лиддской нерукотворный" с подробным описанием и фотографиями.

Лиддская нерукотворная (в Лидде на столпе) икона Божией Матери

Наш рассказ — об иконе, созданной не человеческими руками. По преданию, когда по вознесении Господнем апостолы Петр и Иоанн проповедовали в окрестностях Иерусалима, то посетили и городок Лидду, где основали общину с храмом во имя Пречистой. А когда вернулись в Иерусалим, то попросили Богородицу посетить Лидду, осмотреть посвященный Ее имени храм и благословить его. Матерь Божия ответствовала любимым ученикам Христовым: «Идите с радостью. Я буду там с вами». И молящиеся в лиддской церкви в тот же миг узрели на одном из его столпов неведомо как появившееся изображение Пречистой с Младенцем на Своей левой руке, принадлежащее к типу «Одигитрии». Отличительная особенность этой иконы — в том, что десницы Спасителя и Пречистой соприкасаются, причем Она словно прикрывает кистью Своей руки руку Сына.

О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех и будущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуиа.

Лиддская икона в культуре и искусстве

Израиль. Центральный округ.

Храм вмч. Георгия Победоносца

(Ἱερός Ναός Ἁγίου Γεωργίου ἐν Λύδδῃ)

Последнее обновление страницы: 05.01.2015 16:03:57

Координаты: N31.95309 E34.89970 –

Фото Н. Андрущенко.

10 октября 2014 г.

Для того, чтобы увидеть изображение крупнее, щелкайте по нему мышкой.

Наружные виды

Вид от парковки

Интерьер храма

Надпись под праздничным рядом:

«ΔΑΠΑΝΗ ΜΕΛΕΤΙΟΥ ΑΡΧΙΜΑΝΔΡΙΤΟΥ

ΣΑΜΙΟΥ ΕΧΡΩΜΑΤΙΣΘΗ ΤΟ ΠΑΡΟΝ

ΕΙΚΟΝΟΣΤΑΣΙΟΝ ΤΗ 15 ΦΕΒΡΟΥΑΡΙΟΥ 1872

ΕΠΙ ΤΗΣ ΗΓΟΥΜΕΝΕΙΑΣ ΙΕΡΟΘΕΟΥ ΣΑΜΙΟΥ»

(«На средства Мелетия архимандрита

Самиоса (уроженца о. Самос?) расписан

настоящий иконостас 15 февраля 1872

в игуменство Иерофея Самиоса»)

Крипта с гробницей (мраморным кенотафом) вмч. Георгия

Память вмч. Георгия Победоносца: 23 апреля / 6 мая.

Празднование Обновления храма вмч. Георгия в Лидде: 3/16 ноября.

Лиддская нерукотворная икона Божией Матери

Лиддская икона Божией Матери, или Римская икона Пречистой — это почитаемый Православной церковью нерукотворный образ с ликом Пресвятой Богородицы и Младенца Иисуса. Празднование святынь совершается по дням их обретения:

  • 12 марта (по старому стилю 25 марта) Лиддской нерукотворной на столпе икон Божией Матери;
  • 26 июня (по старому стилю 9 июля) Лиддская (Римская) икона Богородицы.

Верующим людям известно существование Нерукотворного образа Христа, который первый появился на его пути к Голгофе. Иисус, падая и поднимаясь, проходил свой последний Крестный путь. Добрая женщина, видящая его муки, подала Сыну Божьему плат, чтобы он смог вытереть кровавый пот со своего лба. Иисус взял ткань: после того как он вытер лицо, оно отпечаталось на материале. Так была создана первая икона с ликом Господа. Позже появились другие.

Удивительное появление образа Богородицы на столпе

Святые апостолы Иоанн Богослов и Петр несли свет своего учителя Христа людям. На этот раз проповеди звучали неподалеку от Иерусалима, в городе Лиде (более позднее его название Диоспол). Община из новообращенных христиан собиралась в новом, только что построенном, храме, посвященном Пречистой Деве.

Вернувшись на время в Иерусалим, апостолы обратились к Божьей Матери, вымаливая для Лиддского храма благословения, освящения, просили ее посетить новую христианскую обитель. На что Пречистая молвила любимым ученикам Иисуса, чтобы те спокойно возвращались к пастве, а Приснодева там будет. Войдя в Лиддский храм, апостолы вдруг увидели настоящее чудо – на одном из столпов, служивших опорой свода здания, появился удивительной красоты образ Царицы Небесной, причем он проявился сам по себе, без участия рук человеческих. Позднее Матерь Божия пришла во храм, она освятила его, передала дивному изображению божественную силу и благодать.

Особенности нерукотворной Лиддской иконы Богоматери

Изображение Пречистой Девы Марии с Младенцем Христом, восседающем на левой руке, принадлежит к иконописному типу «Одигитрия». Мария склонила голову к голове Сына Божьего. Основная черта, отличающая этот образ от других богородичных композиций, – положение рук: правая Спасителя и левая Пречистой соприкасаются между собой. Выглядит так, будто Богоматерь старается прикрыть своею кистью руку Младенца Христа.

Нерукотворная икона привлекала все больше людей к христианскому храму, которые желали воочию увидеть чудесный Лиддский образ. А увидев однажды, в их сердцах рождалась и росла вера Господу Иисусу Христу, желание следовать очерченным им путем.

Иконоборчество против нерукотворного образа

Спустя почти триста лет во время властвования Юлиана Отступника (с 361 по 363 год), убежденного язычника, противника христианства, икона Божией Матери Лиддская вновь явила чудо. Правитель послал в храм Матери Божией каменотесов, наказав им уничтожить нерукотворную икону. Мастера старались выполнить задание – стесать святое изображение, но оно не исчезло. Казалось, что образ Богородицы уходит вглубь каменного столпа.

Известие о чудесной силе иконы быстро распространялось среди христиан Палестины, они шли со всех концов страны, чтобы поклониться святому образу Царицы Небесной. С обретенного лика изготовили копию, которую отвезли в Рим. Эта икона проявила силу, стала чудотворной.

Нерукотворный Лиддский образ Богородицы в церкви Энея

Есть свидетельства, что христиане владели еще одним Лиддским нерукотворным образом Матери Христа. Изображение видели в Лиддской церкви, созданной неким Энеем, человеком, которого исцелил от болезни сам святой апостол Петр. Христианское здание храма хотели забрать себе язычники и иудеи. Чтобы разрешить спор, правитель принял решение закрыть помещение на трое суток, ожидая какого-то знамения, которое подскажет правильный вердикт. Открыв храм спустя оговоренное время, участники конфликта увидели нерукотворное изображение Царицы Небесной.

Появление и существование двух Лиддских икон было подтверждено тремя восточными Патриархами: Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским. О них упоминалось письмом к Феофилу, императору-иконоборцу (829-842 годы). Информация об упомянутом письме встречается в историческом трактате о нерукотворном образе Иисуса Христа города Едесса. Его авторство принадлежит императору Константину Багрянородному (912-959 годы).

Чудеса Лиддских образов

Сегодня не известна точная судьба и нахождение первообретенного Лиддского нерукотворного изображения Богоматери. Последние свидетельства о нем, повествуют о многочисленных чудесах, творимых в XI веке.

Высоко ценил чудесную богородичную икону святой Герман (будущий Константинопольский патриарх), живший в VIII веке. Он направился к Палестине с желанием повидать все святые прославленные места. Придя в Иерусалим, Герман поклонился гробу Иисуса Христа, затем направился к святым местам Лидды. Находясь под сильным впечатлением от увиденного, будущий патриарх заказал у местного иконописца написать на доске точную копию нерукотворной иконы. С благоговением паломник взял ее с собой в Константинополь. А после всегда держал образ при себе и ежедневно перед ним молился.

С восхождением на престол императора-богоборца Льва Исавра Герман стал подвергаться гонениям. Находясь в нужде и изгнании, владыка понимал, что приближается его кончина. Он написал послание Папе Римскому Григорию, поместил его в образ и опустил на волю волн, говоря, чтобы Владычица (икона) уходила сейчас же не от Ирода в Египет, а от врага с именем зверя в Рим, «к благочестивым христианам». На следующий день образ остановился в устье Тибра, достигнув Рима. Папе Григорию II было видение во сне, известившее о появлении образа. Он отправился навстречу со всеми служителями храма, принял шествовавшую по воде святыню, а затем установил ее в алтарь собора Св. Петра. Скоро множество паломников устремились к новой римской иконе за исцелениями.

После восстановления почитания святых образов (842 год) римляне обратили внимание на повторяющиеся колебания Лиддской иконы. И вдруг во время церковной службы она поднялась и, шествуя над головами прихожан, вышла из храма и снизошла на воды реки Тибр. Римляне испугались, что образ покинул их в знак гнева Всевышнего. Икона тем временем приплыла к Царьграду, остановилась недалеко от царских палат, в гавани. Благочестивые люди взяли ее и доставили императору Михаилу и царице Феодоре, его матери. Вновь обретенную святыню император, патриарх, свита поместили в храме Богородицы (площадь Халкопратия). Так Лиддская икона Богородицы получила название Римской.

Списки Лиддской нерукотворной иконы в России

Один из изводов Лиддского образа Пресвятой Богородицы до переворота 1918 года хранился в Борисоглебском мужском монастыре (Ростовской епархии). Это почти 18 км от Ростова Великого. 1588 года ее принес в обитель старец Валаам, который был строителем храма. Копия содержит надпись о том, что это список иконы, которая самостоятельно изобразилась на церковном столпе в храме, построенном апостолами Христа.

В сложные годы лихолетия над святой нерукотворной реликвией Борисоглебского монастыря надругались, сняв с нее драгоценное покрытие – ризу. Немного позже и сам монастырь закрыли, а икону забрали. Дальше следы ценного списка теряются. Лиддский образ передали (1937 год) Государственной Третьяковской галерее, но только согласно документации. На самом деле здесь находится и описана совсем иная икона.

Создание нового списка Лиддской иконы Пресвятой Девы Марии состоялось в мастерской школы иконописи при Троице-Сергиевой Лавре (2001 год) по благословению архиепископа Ростовского и Ярославского Михея. Размеры, композиция и цвета извода полностью совпадают с первообретенной Лиддской нерукотворной иконой. Несмотря на поругания и утраты, Богородица продолжает помогать тем, кто к ней обращается, слышит каждого, просит за каждого.

Лиддская нерукотворная икона Божьей Матери: знак с небес о Великом Спасении

Лиддская нерукотворная икона Божьей Матери– наиболее известное изображение Пречистой Девы, которое появилось не от человеческих рук. Обстоятельства его обретения не так трагичны, как первогонерукотворенного изображения Спасителя. Во время преодоления мученического пути на Голгофу женщина подала Иисусу платок, чтобы утереть кровь и пот с лика Страдальца. После чего на куске ткани остался священный отпечаток.

История появления нерукотворного образа на столпе

Перед тем как разойтись в разные концы света, проповедуя святое Евангелие, апостолы Иоанн Богослов и Петр освещали души христианской верой в городах, приближенных к Иерусалиму. При посещении городка Лидда они основали общину и воздвигли новый храм,посвященный Пречистой Деве Марии.

По возвращении в Иерусалим апостолы рассказали Божией Матери о новых христианах. Попросили побывать в Лидде, чтобы увидеть, оценить посвященный Ей храм, а затем осенить его своим благословением. На что Заступница отвечала, чтобы они отправлялись в путь с радостью, а она пребудет в храме с ними. Обещание было исполнено. Уже во время соборной молитвы в новом храме христиане увидели на одном из каменных столпов, поддерживающих свод церкви, удивительной красоты изображение Божьей Матери с Младенцем Иисусом. Оно появилось неожиданно, и никто из людей не знал, откуда оно произошло. Так Матерь Христа вошла в храм Господа и осталась вместе с его духовными детьми.

Описание нерукотворного Лиддскогообраза на столпе

Перед христианской общиной предстало нерукотворное изображение Пречистой ДевыМарии с Божественным Младенцем, восседающем на левой материнской руке.Общая композиция образасоответствовалаиконописному канону Одигитрияс небольшим отличием. Руки Божьей Матери и Младенца Иисуса Христа соприкасались таким образом, словно Царица Небесная желала прикрыть кистью руки небольшую ручку Спасителя.

Слава о чудесном появлении Лиддской иконы Пречистой Девы быстро разошлась по миру. К ней стали приходить паломники со всех концов света. Богородица отвечала помощью и напутствием каждому, кто к ней через образ обращался со словами молитвы.

История нерукотворного образа

Прошло почти три сотни лет. Римский император Юлиан(361–363 годы), прозванный за свои нечестивые дела Отступником, противился христианской вере, стремился уничтожить все, что с ней связано. Он послал в Лиддский храм каменотесов с наказом уничтожитьсвятой чтимый христианами образ Божьей Матери. Предание гласит, что много усилий приложили крепкие мужи, много времени потратили, но ничего не смогли сделать. Чудотворное изображение не исчезало.Казалось, чтоонопрячется от варваров, углубляясь внутрь столба. Но сам рисунок не повредился, краски не потускнели. Как ни страшились работники императорского гнева, и они убедились в преобладании силы и власти Божией Матери.

Рассказы об этом случае быстро распространилось за пределы города Лидда. Еще большее количество людей стало приходить и приезжать в город, чтобы увидеть святыню, поклониться, превознося славу благодатному образу. А не веровавшие ранее, крестились, обращаясь к Истиной Вере.

Последние данные о чудотворениях от Лиддского образа относятся к XI веку. Дальнейшая судьба нерукотворной иконы, к сожалению, скрыта. Православная церковь совершает празднование чудотворнойЛиддскойиконе Царице Небесной на столпе 12 марта (по старому стилю 25 марта).

Лиддская Римская икона Божией Матери

VIII век в римских землях также не был простым для христиан. К гонениям добавились нападения иконоборцев. Несмотря на враждебную обстановку Константинопольский патриарх Герман, посещая Иерусалим и храм в Лидде, распорядился сделать точный список с нерукотворногообраза Богородицы. Получив желаемое изображение, онзабрал его в Константинополь, чтобыежедневно молиться перед драгоценной святыней, на которой было благословение самой Девы Марии. Еретики-иконоборцы (вместе с императором Львом Исаврянином) обвинили патриарха Германа в благоговейном почитании образов и изгнали с кафедры.

Чувствуя, что жить ему осталось недолго, владыка решил спасти чудотворную копию великой иконы. До XX века среди христиан был распространен обычай опускать в волны рек священные лики, которые стали ветхими. Таким образом, наши предки предоставляли Господу решать судьбу старых икон. Именно это и сделал Герман – пустил удивительный список иконы в морские воды, завещая безвредно преодолеть большое море, спастись Владычице не от Ирода, а от врага со звериным именем (Лев) к благочестивым римским христианам, чтобы скрыться от мерзких рук иконоборцев.

Практически на следующий день морские волны принесли образ Богородицы к итальянскому побережью. Иноки оповестили благочестивого папу Григория II обудивительной находке. Священник, собрав духовенство, в тот же часпоспешил к морскому берегувозле устья реки Тибр. Когда процессия остановилась, образ Богородицы, словно под действием невидимой силы,медленно поднялсявверх, а затем опустилсяпрямо на протянутые навстречу руки папы. Римляне поместили новообретенный богородичный лик на алтарь храма Святого Петра. И только спустя некоторое время пришло письменное известие патриарха Германа, объясняющее происхождение образа и причины, которые привели нерукотворный лик на новое место обитания.

На итальянских берегах Лиддскую(Римскую) икону Богородицы ожидала не меньшая слава и христианское паломничество. Появились новые свидетельства о совершаемых через обращение к образу чудесах, исцелениях.

Только по прошествии еще одного столетия иконоборчество во Втором Риме было окончательно остановлено.Христиане, приходившие молиться к нерукотворному образу вхрам Святого Петра,обратили внимание на появлениенеобычных движений чудотворной Лиддскойиконы Богородицы, находящейся в алтаре. Одного дня на глазах всех, кто был в храме, святой лик оторвался от своего места, медленно поднялся, проплылпо воздуху над верующими, а достигнув Тибра, опустился на воду. Послушное течение увлеклоикону к морю. Римский народ, духовенство во главе с папой Сергием были склонны трактовать это событие, как Матерь Божия покинула их, оставив без защиты от еретиков и прочих врагов праведной веры.

Икона тем временем по воле волн и провидения оказалась в море, а затем у пристани города Константинополя. Царица Византии Феодора приняла нерукотворный образ за одну из тех икон, которые еретики-иконоборцы бросали в Босфор, предварительно привязывая тяжелые камни. Ясность внесло послание патриарха Мефодия и императора Михаила, в котором было описано чудесное событие, случившееся ранее в Поместном Соборе. Так икона сама возжелала вернуться на прежнее место. Возрадуясь торжественному событию – новому обретению святыни, патриарх Константинополя с почестями установил образ в церкви Богородицы (на площадиХалкопратия). Празднование Лиддской (Римской) иконе Пречистой установлено 26 июня (по старому стилю 9 июля).

Икона Божией Матери Лиддская

Тайна христианства начинается с вопроса о его начале. Он (Бог) столько познается нами, сколько может кто увидеть безбрежного моря, стоя на краю его ночью с сжатой в руках зажженною свечою.

Наш рассказ — об иконе, созданной не человеческими руками. По преданию, когда по вознесении Господнем апостолы Петр и Иоанн проповедовали в окрестностях Иерусалима, то посетили и городок Лидду, где основали общину с храмом во имя Пречистой. А когда вернулись в Иерусалим, то попросили Богородицу посетить Лидду, осмотреть посвященный Ее имени храм и благословить его. Матерь Божия ответствовала любимым ученикам Христовым: «Идите с радостью. Я буду там с вами». И молящиеся в лиддской церкви в тот же миг узрели на одном из его столпов неведомо как появившееся изображение Пречистой с Младенцем на Своей левой руке, принадлежащее к типу «Одигитрии». Отличительная особенность этой иконы — в том, что десницы Спасителя и Пречистой соприкасаются, причем Она словно прикрывает кистью Своей руки руку Сына.

Прошло триста лет, и отпавший от христианства римский император Юлиан, так и вошедший в историю под именем Юлиан Отступник, начал гонения на «суеверия» и среди прочего послал в Лидду каменотесов, дабы те уничтожили сей чтимый образ. Но какими бы орудиями ни пытались стереть чудесное изображение, оно лишь глубже врезывалось внутрь столпа. Весть о чуде быстро разошлась по всему христианскому миру, и в Лидду начали стекаться паломники для поклонения нерукотворному образу Богородицы.

Минуло еще четыре столетия, и в VIII веке Констатинопольский патриарх Герман, поклонявшийся палестинским святыням, сделал список с нерукотворного образа Богоматери, привез его в Царьград и еженощно молился перед ним. Именно за свое благоговейное почитание православных икон он вскоре был изгнан с патриаршей кафедры еретиками-иконоборцами во главе с императором Львом Исаврянином. Предчувствуя свою скорую кончину, владыка Герман доверил список с чудотворной морским волнам, воскликнув в слезах: «Гряди, Владычице, и спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероименитого врага (то есть Льва) в Рим к благочестивым, дабы там укрыться с Предвечным Младенцем от мерзостных рук иконоборческих; прейди сие море великое и пространное плаванием безбедным».

Заметим, что подобным же образом поступали с обветшавшими иконами и наши предки: вплоть до начала XX столетия такие образы нередко опускали в воды рек на волю Божию. Наши пращуры считали, что «человек предполагает, а Бог располагает» и Сам определит дальнейшую судьбу образа.

Именно так и произошло в далеком восьмом столетии: уже на следующий день море вынесло образ к побережью Италии. Благочестивый папа Григорий II был немедленно извещен о чудесной находке, прибыл на берег моря к устью реки Тибр вместе со своим духовенством, и тогда икона невидимою силою всплыла на воздух и опустилась в простертые руки папы. Римский епископ поместил обретенный образ в алтарь собора Святого Петра, а спустя некоторое время получил письменное известие от патриарха Германа, откуда узнал, какую именно святыню приняли итальянские берега. Чудесные исцеления привлекли к ней множество паломников.

Спустя еще столетие с лишним иконоборческая ересь во Втором Риме была окончательно побеждена (в память чего мы доселе отмечаем особый праздник Торжества Православия). Тем временем молившиеся в соборе Святого Петра стали замечать странные колебания чудотворной иконы. Однажды на виду у всех она поднялась со своего места, проплыла над головами верующих и опустилась в воды Тибра. Течение понесло образ обратно в сторону моря, и тогда народ римский во главе с папой Сергием в слезах возопил: «Увы нам, Госпоже и Царице! Куда отходишь Ты от нас! Не потому ли Ты удаляешься из Рима, что и нам грозит иконоборческая ересь, по причине которой покинула Ты Константинополь? О Всемогущая, доколе не укротишь Ты еретической бури, возмущающей Церковь Христову?»

Тем временем икону вынесло в море, и вскоре ее увидели на волнах прямо у константинопольской пристани. Византийская царица Феодора решила, что это один из тех образов, которые иконоборцы топили в Босфоре, привязывая к ним тяжелые камни.

Но когда до Рима дошло послание императора Михаила и патриарха Мефодия, извещавших собратьев на Западе о состоявшемся во Втором Риме Поместном Соборе, восстановившем иконопочитание, все поняли, что обретенный образ и есть та самая икона, которая чудесным образом покинула Рим.

Тогда патриарх в сопровождении константинопольского духовенства, в присутствии императора со свитой сановников торжественно водрузил образ в храм Богородицы на площади Халкопратия. Именно тогда он получил наименование Римского с установлением ему особого празднования 26 июня. Главное же празднование нерукотворной Лиддской иконе (на столпе) совершается 12 марта по старому стилю.

О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех и будущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуиа.

Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья

Возвращение в Китай

Начало Второй мировой войны

При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна

Оценка 4.7 проголосовавших: 327
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here