Все о религии и вере - "молитва ангелу михаилу" с подробным описанием и фотографиями.
Содержание
Молитва (ежедневная) Архистратигу Михаилу (от злых сил)
Молятся Архангелу Михаилу с просьбой о помощи и покровительстве от воров, зла, врагов, стихийных бедствий, войны и напрасной смерти, в скорбях и напастях.
Пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имя). Защити, Архангеле, нас от всех врагов, видимых и невидимых.
О, Господень Великий Архангеле Михаиле!
Демонов сокрушителю, запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их яко прах перед лицом ветра.
О, Господень Великий Архангеле Михаиле!
Архистратиже, шестокрылый первый княже, воевода Небесных Сил – Херувим и Серафим и всех святых.
О Угодный Михаиле Архангеле!
Хранителю неизреченный, буди нам великий помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустынях, на распутьях, на реках и на морях тихое пристанище.
О, Господень Великий Архангеле Михаиле!
Избави нас от всякия прелести лукавыя диавольския, егда услышишь нас, грешных (имя), молящихся Тебе, призывающих имя Твое Святое, ускори на помощь нам и услыши молитву нашу.
О Великий Архангеле Михаиле!
Победи вся противящееся нам, силою Честнаго и Животворящего Небесного Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы, святых Ангелов и святых апостолов, святаго пророка Божия Илии, святаго великого Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, святаго Андрея Юродивого, святых великомучеников Никиты и Евстафия, святых Царственных страсторерпцев, преподобных отец и святых святителей и мучеников и всех святых Небесных Сил.
О, Господень Великий Архангеле Михаиле!
Помоги нам, грешным рабам Твоим (имя), избави нас от труса, потопа, от огня и меча, от напрасныя смерти, от всякого зла и от врага льстивого, и от бури поносимыя, и от лукаваго избави нас, великий Михаиле Архангеле Господень, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь
Молниеносным мечом Твоим отжени от меня духа лукавого, искушающего и томящего мя.
Молитва сия древняя написана на паперти Чудова монастыря в Кремле в Церкви Михаила Архистратига.
Аще который человек прочтет сию молитву, того дня не прикоснется к нему ни диавол, ни зол человек, ни лестию соблазнится сердце его.
Аще ли преставится от жития сего, то и ад душу его не примет!
А также – всю страстную неделю Великого Поста (обязательно!)
По преданию, в это время Архангел Михаил находится на берегу долины огненной, и опускает свое правое крыло в геену огненную и она гаснет.Называйте в эти в два дня усопших по именам, и Архангел Михаил выведет их души из ада.
(Взято из книги: “акафисты и каноны святым царственным мученикам и страстотерпцам”)
Комментарии Перейти к форме написания комментария
Можно еще читать акафист Архангелу Михаилу.
Конечно не стоит забывать про свое молитвенное ежедневное правило.
Еще полезно размышлять об устройстве Божьего мира, о Господе Иисусе Христе, Его Матери, об Ангелах и Архангелах, о святых Божиих, читать жития святых и их труды. Читать Евангелие и поступать по Евангель ски, соблюдать каноны установленные семью Вселенскими соборами, не грешить, а в случае падения поспешить встать и покаяться перед Богом, перед Иисусом Христом, призвать на помощь Богородицу, Иоанна Предтечу, святого, имя которого носишь и иметь страх Божий, ходить перед Богом в простоте, вот тогда есть надежда на спасение в любой день.
Конечно Архангел Михаил всегда рад помочь, но и нам самим требуется быть бдительными, чтобы не подпасть под гнев Божий, когда тот же Архангел Михаил может нас и наказать, не будем забывать и об этой стороне служения этого Великого Архангела.
Храенителю – Хранителю неизреченный буди нам великий помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустынях, на распутьях,на реках и на морях тихое пристанище.
Мир Ликийских (с большей буквы) и запятые . О, .
Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом Твоим отжени от менЕ духа лукавого, искушающего и томящего мя. Аминь
Спасибо за молитву!
Благодарю Бога, что есть кому просвещать.
БЛАГОСЛОВИ Господь ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ,спаси, помилуй,сохрани, изцели, прости, помоги Нам. АМИНЬ.
Молитва святому Архангелу Михаилу — очень сильная защита
Православные христиане верят, что помимо видимого физического мира существует еще мир духовный, невидимый. Подтверждение этому мы находим и в Святом Писании. Населен этот мир ангелами – бестелесными духовными существами. В переводе с древнегреческого языка слово «ангел» означает «вестник». Такое название они получили за то, что именно через своих ангелов Господь часто помогает нам в нашей земной жизни, дает понять Свою Волю.
Достоверно мы не можем знать об устройстве тонкого духовного мира, но знаем, что и там действует своя иерархия. Так, одним из «главных» ангелов считается Архангел Михаил.
Приставка «архи» указывает на более высокое служение у Престола Господня по сравнению с другими небесными сущностями.
В каких же случаях читается молитва Архангелу Михаилу и для чего?
Как правильно молиться святому Архангелу
Наша церковь учит, что всего существует девять ангельских чинов. Полагаясь на вероучение, у любого православного нет оснований отрицать подобную ангельскую иерархию. Арахангелу Михаилу молятся как предводителю всего ангельского войска. Недаром на иконе он изображен с мечом – по преданию именно этим мечом был свергнут из Рая Денница, ставший Сатаной.
Молитву Архангелу Михаилу с древних времен читали православные воины, отправляясь на битву. Конечно же, кощунством будет обращаться с молитвой перед тем, как пойти на какое-либо бесчестное или преступное дело, беззаконие. Прибегать к духовной помощи можно только с чистой совестью и перед борьбой за правое дело.
Молятся предводителю ангелов в таких случаях:
- перед сражениями;
- в военных конфликтах;
- для защиты от воздействия злых сил;
- для помощи в духовной борьбе со страстями.
Читая молитвенное прошение, не стоит забывать, что нельзя вкладывать злобу в свои слова и помыслы. Даже если предстоит какая-либо борьба с врагом, молиться о помощи нужно без ненависти.
Любая злоба и негатив от лукавого, и слова такого обращения к Богу никогда не будут услышаны. Кроме того, нужно всегда помнить, что самое большое зло человек всегда носит в своей душе. Молитва Архангелу Михаилу на каждый день может стать мощным оружием в борьбе с собственными грехами и страстями. Стоит только искренне попросить о помощи, и она обязательно придет. Самый сильный человек тот, кто сумел победить самого себя. А настоящая победа над самим собой заключается в укрощении своих страстей. Сам человек справиться с такой задачей не в состоянии, поэтому нужно просить Божьей помощи.
Важным моментом является и общее отношение к молитве, как к таковой. Сегодня можно повстречать множество взглядов, когда молитвенное обращение превращают в некий ритуал или магический заговор. Такое подход противоречит духу православной веры и кроме духовного вреда ничего не несет человеку. Обращаться к Богу нужно только лишь уповая на Его милость к нам и веря, что Господь никогда не пошлет ничего, что может послужить во вред человеку.
Чудеса Архистратига Михаила
Множество христиан по всему миру смогли лично убедиться в неоспоримой помощи, которую подает небесный заступник всем, кто с верой и чистым сердцем обращается к нему за помощью. Но откуда же вообще пошло его почитание?
Предание свидетельствует о том, что храм главному ангелу был возведен во Фригии. Возле этого храма находился источник с целительной водой. Был построен храм человеком, чья немая дочь заговорила после того, как попила этой воды.
После возведения величественного храма, к нему потянулись самые разные люди из всей округи, ища выздоровления и духовной помощи в немощах и бедах. Даже многие язычники получили исцеление от храмового источника, что привело к массовым отречениям от идолопоклонства и крещениям в веру Христову. Конечно же, такое распространение новой веры не могло остаться незамеченным ярыми язычниками.
Служил в новом храме некий человек Архипп, который отличался особым благочестием и богобоязненностью. Его молитвами и стараниями многие противники христианства крестились и приняли истинную веру. И вот враги христианства, озлобившись на святого, решили убить его, а заодно уничтожить ненавистный для них храм. Для этого решили соединить воды двух рек, которые текли рядом. Вода единым мощным потоком должна была ринуться в сторону храма, сметая все на своем пути.
Узнав о предстоящей беде, Архипп усердно читал молитву Арахистратигу Михаилу, очень сильная защита которой не вызывала у святого ни малейшего сомнения. И свершилось настоящее чудо – около храма явился сам предводитель небесного воинства Михаил. Своим мечом он сделал глубокую щель в ближайшей скале, и вся вода ринулась туда, минуя храм. Став свидетелями столь очевидного Божьего вмешательства, язычники струсили и убежали. Святой же Архипп не переставал благодарить Господа вместе с преданными учениками.
Воспоминание об этом чуде празднуется в нашей церкви по сей день, получив название чуда Архистратига Михаила в Хонах.
Собор Архистратига Михаила
Еще одним почитаемым праздником нашей церкви, связанным с предводителем небесного воинства, является Собор Архистратига Михаила. Святая Церковь отмечает его ежегодно в ноябре месяце. В день этого праздника почитаются все бесплотные небесные силы, которые защищают нас ежедневно в земной жизни.
Молитва Архистратигу Михаилу от злых сил в этот день имеет особое значение, поскольку на борьбу с духами злобы заступают абсолютно все бесплотные сущности, заселяющие духовный мир. Учением Святой Церкви выделяется девять ангельских чинов, которые все находятся под предводительством первоверховного Архангела.
В этот день очень желательно посетить богослужение в храме, чтобы лично обратиться к небесным силам со своими просьбами. Во многих храмах проводятся молебны с водосвятием – освященную воду с них можно пить ежедневно во время чтения правила или же в сложных жизненных обстоятельствах.
Молитва Архангелу Михаилу каждый день – большая защита всем верующим православным христианам от любого зла. Не стоит забывать о том, что по великой Божьей милости к людям, нам дана защита целого войска духовных сил. Следует только не забывать обращаться за помощью и стараться делать это с искренней верой и чистым сердцем.
Святый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимыя и пресущественныя Троицы первый во Ангелех предстоятелю, рода же человеческаго приставниче и хранителю, сокрушивый с воинствы своими главу прегордаго Денницы на небеси и посрамляяй выну злобу и коварства его на земли! К тебе прибегаем с верою и тебе молимся с любовию: буди щит несокрушим и забрало твердо Святей Церкви и Православному Отечествию нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг, видимых и невидимых. Не остави же, о Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас, прославляющих днесь святое имя твое: се бо, аще и многогрешни есмы, обаче не хощем в беззакониих наших погибнути, но еже обратитися ко Господу и оживленным быти от Него на дела благая. Озари убо ум наш светом лица Божия, иже выну сияет на молниевиднем челе твоем, да возможем разумети, что есть воля Божия о нас, благая и совершенная, и ведети вся, яже подобает нам творити и яже презирати и оставляти. Укрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше, да, утвердившеся в законе Господнем, престанем прочее влаятися земными помыслы и похотении плоти, увлекающеся по подобию несмысленных детей скорогибнущими красотами мира сего, яко ради тленнаго и земнаго безумне забывати вечная и небесная. Над всеми же сими испроси нам свыше дух истиннаго покаяния, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение о гресех наших, да остающее нам число дний временнаго живота нашего иждивем не во угождении чувств и работе страстем нашим, но во изглаждении зол, содеянных нами, слезами веры и сокрушения сердечнаго, подвигами чистоты и святыми делами милосердия. Егда же приблизится час окончания нашего, освобождения от уз бреннаго сего телесе, не остави нас. Архангеле Божий, беззащитных противу духов злобы поднебесных, обыкших преграждати душе человечестей восход в горняя, да, охраняеми тобою, безпреткновенне достигнем оных преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная, и, сподобльшеся узрети пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего, падше со слезами у ног Его, в радости и умилении воскликнем: слава Тебе, дражайший Искупителю наш, Иже за премногую любовь Твою к нам, недостойным, благоволил еси послати Ангелы Твоя в служение спасению нашему! Аминь.
Апокрифическая молитва Архангелу Михаилу
«Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» является, вероятно, одной из наиболее распространенных в наши дни апокрифических молитв 1) . Она часто называется просто «Молитва Архангелу Михаилу» (ее не следует смешивать с молитвами Архангелу Михаилу, не содержащими апокрифических элементов).
Приведем тот из современных вариантов этой молитвы, который, по нашим наблюдениям, является одним из самых популярных (орфография и пунктуация текста оставлены нами без изменений):
Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имярек). Защити, Архангеле, нас от всяких врагов, видимых и невидимых. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Демонов сокрушитель, запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах перед лицем ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестикрылый первый Князь и Воевода Небесных Сил – Херувимов и Серафимов, буди нам помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всякия прелести диавольския, егда услышишь нас, грешных, молящихся Тебе, и призывающих имя Твое Святое. Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, св. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. мучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Помоги нам грешным (имярек) и избавь нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла, от врага льстиваго, от бури поносимой, от лукавого избавь нас всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом Твоим отжени от мене духа лукавого, искушающего и томящего мя. Аминь.
Этот текст представляет собой несколько измененную версию широко распространенной в народной среде в XVI-нач. XX вв. «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» 2) . В 1913 г. А. И. Яцимирский опубликовал несколько списков этой апокрифической («ложной») молитвы и указал на русское происхождение этого текста 3) . Один из вариантов молитвы («Молитва к Господу нашему Исусу Христу, ко святому архангелу Михайлу») был опубликован Д. С. Лихачевым по списку XVII века из Библиотеки Российской Академии наук. Д. С. Лихачев считал, что данная молитва была написана в 1572 или 1573 г. Иваном Грозным под псевдонимом Парфений Уродивый вместе с Каноном Ангелу Грозному воеводе 4) .
Однако А. А. Турилов и А. В. Чернецов указали на сомнительность подобной атрибуции. Они обнаружили список молитвы, составленный не позднее середины XVI в. Кроме того, исследователи отметили, что данная молитва была очень популярна в письменности XVI–XIX вв. и сохранилась в сотнях списков, нередко она включалась в сборники заговоров 5) . Одним из вариантов «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» является «Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам» 6) .
Распространенные в наши дни варианты «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» не особенно отличаются друг от друга. Различия могут быть вызваны ошибками и искажениями при копировании. Так, вместо сотвори их яко овцы мы можем найти сотвори их яко выцы. Разнится также степень «осовременивания» языка молитвы. Церковнославянские языковые формы (посли, сокрушителю, княже, воеводо, Пресвятыя, льстиваго, мечем 7) ) могут заменяться русскими (пошли, сокрушитель, князь, воевода, Пресвятой, льстивого, мечом).
В последние годы «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» распространяется также под названием «Молитва за президента России». В этом варианте «имярек» заменяется на имена и В. В. Путина, и Д. А. Медведева: Господи Боже, Великий Царю, Безначальный, пошли Господи Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Своим Димитрию и Владимиру; или: Господи Боже, Великий Царю, Безначальный, пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Своему Владимиру (Димитрию).
Субъект «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» просит защитить его от лукавого (избави нас от всякия прелести диавольския; отжени от мене духа лукавого, искушающего и томящего мя). Молящийся хочет получить защиту от всяких врагов, видимых и невидимых (запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах перед лицем ветра; избавь нас… от врага льстиваго). Он стремится обеспечить собственную безопасность в разных жизненных ситуациях, которые подробно перечисляются (буди нам помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище; избавь нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла).
Отметим, что в тексте «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» отсутствуют такие обычные для канонической молитвы прошения, как, например, следующие: «Царствия Божия причастника мя сотвори» 8) , «настави мя на путь спасения,… молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем» 9) , «испроси… падшим возставление» 10) , «умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов» 11) , «возстави мя падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием» 12) . Прошений о даровании покаяния, об оставлении грехов нет и в другой распространенной апокрифической молитве – современной «Молитве задержания» 13) .
Но там, где нет истинного покаяния и самоуничижения, там не может быть и правильного молитвенного настроения. Искание «Царства Божия и правды Его» ( Мф. 6:33 ) вытесняется из сознания субъекта молитвы заботой о земном и страхом перед видимыми и невидимыми врагами.
Одно из прошений «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» звучит так: Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, св. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. мучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил.
Однако в церковной традиции обращаться с подобным прошением можно только к Господу! Складывается впечатление, что в сознании субъекта молитвы Архангел Михаил занимает место Бога. Епископ Сумской Евлогий (Гутченко) замечает: «В этой молитве неизвестными сочинителями приписывается Архангелу Михаилу чуть ли не Божеское достоинство, к нему молится Матерь Божия и святые угодники. Православное вероучение ставит Богородицу выше Херувимов и Серафимов и всех Небесных Сил. Матерь Божия, святые архангелы и ангелы и угодники Божии совершают свою молитву о нас не перед Архангелом Михаилом, а перед Господом Богом». Таким образом, в «Молитве Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» имеет место откровенное искажение учения Церкви 14) .
В некоторых списках XVI-нач. XX вв. Архангелу Михаилу усвояется Святой Дух: «О чюдный архистратиже страшный Михайле архангеле, хранителю неизреченных таин, егда услышиши глас раба Божия имрек, призывающаго тя на помощь, Михайле архангеле, услыши и ускори на помощь мою и прожени от мене вся противныя нечистыя духи, силою Святого твоего Духа, молитвами святых апостол и святых пророк, святых святитель и святых мученик и святых пустынник, святых безмездник и святых столпник, святых мучениц и всех святых праведник, угодивших от века Христу молитвами их» 15) . Существовали списки «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», в которых субъект молитвы обращается к Господу и Архангелу Михаилу как к одному лицу: «Господи, Господи великий Архангеле Михаиле, услыши глас грешнаго раба своего (имярек), молящагося к тебе и призывающаго на помощь мою имя твое пресвятое, ускори щедрый на помощь мою и услыши молитву мою» 16) . В том варианте, который известен под названием «Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам», в сознании субъекта молитвы смешиваются образы Господа и обоих этих Архангелов: «Господи, Господи, великий архистратизе, демонов сокрушницы, запретите всем врагам, борющимся со мною… Господи, Господи велики, Михаиле и Гаврииле архистратизи, когда услышите глагол раба своего (имя река), призывающаго вас на помощь себе, скорите на помощь мою… оградите мя силою Святаго Духа и молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснадевы Марии, святых небесных сил, ангел и архангел, и святых апостолов, пророков и святых святителей, преподобных отец, праведников и безсребреников, и святых мучеников, и мучениц, преподобных жен и всех святых отец молитвами великим воеводам небесных сил» 17) .
В отличие от апокрифических текстов, церковное вероучение не допускает какого-либо смешения ангелов с Господом – Творцом ангелов.
В некоторых вариантах «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» сопровождается приписками, свидетельствующими о том, что она могла играть роль оберега: «Аще который человек котораго дни прочитает молитву сию, того дня не прикоснется к нему диавол, ни злой дух, и той человек будет иметь на души и сердци своем веселие. И аще который человек преставится от жития сего, то ад душу его не примет» 18) ; «Аще который человек котораго дни прочитает молитву сию и того дни не прикоснется к нему дьявол незлой человек ниленостию блазнится сердце его аще или человек преставится от жития сего, то над душой его не примет силы» 19) .
Из подобных «инструкций» следует, что владельцу молитвы нет необходимости стремиться к жизни во Христе, соблюдая заповеди. Действительно, зачем нужно жить «достойно благовествования Христова» ( Флп. 1:27 ), если достаточно лишь ежедневно читать «молитву сию», и избавление от ада и «на души веселие» гарантированы.
В народной среде функциями оберега наделялась не только «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», но и другие апокрифические тексты, например, «Сон Богородицы»: «Кто этот сон станет по трижды в день читати, на главе держати и в чистоте носити, тот человек от Бога спасение получит» 20) ; «И аще кто его в пути своем с собою носит, тому человеку во всяком пути не прикоснется диявол, ни злой человек, ниже нечистой дух. И еще который человек сон твой, Богородице, в дому у себя держит, и тому человеку ни татьбы, ни разбойникам; в том дом – рабом здравие и скотом житие, господину прибыток; по водам – тихое пристанище и во беседе – честь» 21) ; «Аще которой человек при смерти своей помянет или прочитает, или кому даст прочитать, и кто с верой послушает сего Божественнаго писания, тот человек муки вечной и огня палящаго, и тартарара преисподняго избавлен будет… Аще который сему листу будет верить и при себе иметь будет, или кто напишот, или кто с верою послушает сего Божественнаго писания,… и тот человек иметь себе будет отпущение грехов, и восприимут душу его ангелы господни из тела его, и донесут до царствия небеснаго Аврааму в рай» 22) .
Во всех такого рода случаях мы встречаемся с суеверной убежденностью в том, что можно достичь земного благополучия и вечного спасения путем чтения либо просто хранения текста, которому приписывается магическая сила.
Порой к тексту «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» делаются следующие примечания: «Сия молитва написана на паперти Архангела Михаила в Москве, яже именуется Чудов монастырь»; «Молитва эта была написана на паперти храма Архистратига Михаила в Москве, в Кремле, в Чудовом монастыре, взорванном вскоре после октябрьского переворота».
Нет никаких достоверных источников, которые могли бы подтвердить истинность этой версии происхождения молитвы. Здесь мы имеем дело со стремлением создателей и распространителей апокрифических произведений вызвать доверие к сомнительным текстам. Скажем, ссылка на имя святого подвижника должна придать апокрифам больше веса в глазах читателей. «Молитва Киприана», например, связывается с именем сщмч. Киприана, епископа Антиохии Писидийской (память 2/15 окт.), одна из редакций апокрифического «Сказания о двенадцати пятницах» – с именем сщмч. Климента, папы Римского, «Молитве задержания» приписывается происхождение из сборника молитв афонского старца Пансофия. Попытка связать происхождение «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» именно с Чудовым монастырем объясняется, вероятно, тем, что этот монастырь был основан свт. Алексием Московским при храме, освященном во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех 23) .
Рассказы о чудесном появлении текста и о его магической силе встречаются и в так называемых «магических письмах». К этому типу сакрального текста относятся «святые», «небесные» письма и «письма счастья». Чудесное появление «небесного письма» является обоснованием его магической силы: «Эта молитва берет свое начало в Иерусалиме, и кто получит ее, должен в течение 9 дней посылать ее другим лицам. Кто исполнит это – будет иметь освобождение от несчастий» 24) ; «В Иерусалиме, во время литургии, был слышен голос говорящий: „всякому, кто будет читать эту молитву, того Бог избавит от бедствий!“ Эта молитва была прислана Епископу, чтобы он разослал ее девяти лицам, и сказано: кто не хочет этого сделать, того постигнет большое несчастье» 25) . Чудесное появление магического письма, как и происхождение «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», может связываться с папертью монастыря. В одном из «небесных писем», которые распространялись в СССР во второй половине 1920-х – начале 1930-х гг., сказано: «Послание это найдено на паперти закрытого монастыря во имя 42х мучеников на Новом Афоне. Кто прочтет это послание и перепишет на 7 листах и разошлет 7 верующим, тому прощается 49 грехов» 26) . Сверхестественное «обретение» некоторых вариантов «святых писем» связывается с иконой или алтарем Архангела Михаила: «Это письмо было найдено в городе Риме, в алтаре Святого Архангела Михаила, никто не знал откуда оно, написанное золотыми буквами…»; «письмо… висело на иконе святого архангела Михаила на Маслиновой горе, письмо висело на маслиновом дереве»; «сие письмо найдено в земле Британской, на горе Таборе, под образом св. Михаила» 27) .
В тех списках «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», которые были распространены в XVI-нач. XX вв., встречались заговорные формулы: «соблюди раба Божия в бедах и в скорбех и в печалех, на распутиях, на реках, и в пустынях, в ратех, в царех, и в князех, в вельможах, и в людех, и во всякой власти» 28) , «сотворите мя честна у царя и у властей, и у князей, и у вельмож и у людей» 29) . В вариантах молитвы, имеющих хождение в наши дни, фольклорные элементы стали менее заметны. И все же «оцерковить» текст, изначально бывший нецерковным, не удается. Отсутствие подлинно христианского молитвенного настроения вкупе с ложным представлением об Архангеле Михаиле продолжают свидетельствовать об апокрифическом происхождении «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил».
[1] Об апокрифических, или неканонических, молитвах см.: «Молитва задержания».
[2] См., напр.: Молитва Архангелу Михаилу, грозному воеводе небесных сил // П. С. Ефименко. Заклинания, наговоры, обереги. М.: 1878. Ч. 2. Народная словесность. С. 164—165. ; Молитва архангелу Михаилу // Там же. С. 165. ; Молитва Архистратигу Михаилу Грозному воеводе небесной силы // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. Отд. II. С. 83—84. ; Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводе Небесных сил // Там же. С. 11—12. .
[3] См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005. .
[4] Там же. См. также: Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного). .
[5] См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005. .
[6] Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11. .
[7] Здесь и далее цитаты из «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» выделены курсивом.
[8] Молитва Ангелу Хранителю. Из канона Ангелу Хранителю // Православный молитвослов и Псалтирь. Издание Свято-Данилова монастыря, 1995. С. 70.
[9] Молитва 9-я, ко Ангелу Хранителю. Из молитв утренних // Там же. С. 16.
[10] Молитва Преподобному Сергию, Радонежскому чудотворцу // Там же. С. 211.
[11] Молитва Святителю Николаю // Там же. С. 215.
[12] Молитва ко святому Иоанну Предтече. Из канона святому Иоанну Предтече // Там же. С. 81.
[14] Архимандрит Евлогий (Гутченко), ректор Одесской Духовной Семинарии. Основные условия правильной молитвы. .
[15] Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного). .
[16] См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005. .
[17] Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11. .
[18] Цит. по: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005. .
[19] Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводе Небесных сил // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 11—12. .
[20] Сон Пресвятыя Богородицы («Мати моя возлюбленная, где ты была-побывала. ») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 81. .
[21] Сон Пресвятыя Богородицы («Пресвятыя Владычицы, Мати Христа Бога нашего спала еси…») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 18—19. .
[22] [Сон Пресвятыя Богородицы] («Опочивала еси Владычица наша…») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 87—88. .
[23] См., напр.: Алексий, свт., митр. всея Руси. .
[24] А. А. Панченко. Ускользающий текст: пророчество и магическое письмо. .
[25] Молитва («…помилуй нас и всех людей твоих. ») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 85. .
[26] Цит. по: А. А. Панченко. Ускользающий текст: пророчество и магическое письмо. .
[27] Е. Н. Квилинкова. Варианты «эпистолий» о воскресном дне, зафиксированные в гагаузских селах юга Молдовы. .
[28] Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного). .
[29] Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11. .