Все о религии и вере - "ислам молитва когда умирает человек" с подробным описанием и фотографиями.
Содержание
Ислам молитва когда умирает человек
Дуа за умершего
اللهُـمِّ عَبْـدُكَ وَابْنُ أَمَـتِك، احْتـاجَ إِلى رَحْمَـتِك، وَأَنْتَ غَنِـيٌّ عَنْ عَذابِـه، إِنْ كانَ مُحْـسِناً فَزِدْ في حَسَـناتِه، وَإِنْ كانَ مُسـيئاً فَتَـجاوَزْ عَنْـه
Перевод смысла: O Аллах, раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоём милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!
Транслит: Аллахумма, ‘абду-кя ва-бну ама-ти-кя ихтаджя иля рахмати-кя, ва Анта ганийун ‘ан ‘азаби-хи! Ин кяна мухсииан, фа зид фи хасанати-хи, ва ин кяна му- си’ан, фа таджаваз ‘ан-ху!
Дуа за умершего
اللهُـمِّ اغْفِـرْ لَهُ وَارْحَمْـه ، وَعافِهِ وَاعْفُ عَنْـه ، وَأَكْـرِمْ نُزُلَـه ، وَوَسِّـعْ مُدْخَـلَه ، وَاغْسِلْـهُ بِالْمـاءِ وَالثَّـلْجِ وَالْبَـرَدْ ، وَنَقِّـهِ مِنَ الْخطـايا كَما نَـقّيْتَ الـثَّوْبُ الأَبْيَـضُ مِنَ الدَّنَـسْ ، وَأَبْـدِلْهُ داراً خَـيْراً مِنْ دارِه ، وَأَهْلاً خَـيْراً مِنْ أَهْلِـه ، وَزَوْجَـاً خَـيْراً مِنْ زَوْجِه ، وَأَدْخِـلْهُ الْجَـنَّة ، وَأَعِـذْهُ مِنْ عَذابِ القَـبْر وَعَذابِ النّـار
Перевод смысла: O Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его (от мучений и искушений могилы.) , и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём (то есть, сделай его удел в раю хорошим), и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисти его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!
Транслит: Аллахумма-гфир ля-ху (ля-ха), ва-рхам-ху(ха), ва ‘афи-хи(ха), ва-‘фу ‘ан-ху(ха), ва акрим нузуля-ху(ха), ва васси’ мудхаля-ху(ха), ва-гсиль-ху(ха) би-ль- ма’и, ва-с-сальджи ва-ль-баради, ва нак- кы-хи(ха) мин аль-хатайа кя-ма наккайта- с-сауба-ль-абйада мин ад-данаси, ва аб-диль-ху(ха) даран хайран мин дари-хи(ха), ва ахлян хайран мин ахлихи(ха), ва зауд-жан хайран мин зауджи-хи(ха), ва адхыль-ху(ха)-ль-джанната ва а’ыз-ху(ха) мин ‘азаби-ль-кабри ва ‘азаби-н-нари! (В скобках приведены окончания женского рода при мольбе за покойную женщину)
Мусульман ский календарь
Самое популярное
Рецепты Халяль
Наши проекты
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна
Священный Коран на сайте цитируется по Переводу смыслов Э. Кулиева (2013 г.) Коран онлайн
Аллах простит грехи умершего, если его родственник сделает это
Как мы знаем, как только человек покидает этот мир, у него больше не остаётся возможности совершать деяния, за которые он получит вознаграждение. Однако каждый человек имеет возможность получить вознаграждение и после смерти.
Если человек завещает (своим наследникам) расходовать имущество, которое он оставляет после смерти на благие дела, то сможет получить за это такое же вознаграждение, какое он получил бы, если расходовал его при жизни. Такое же вознаграждение получает человек, если он израсходовал своё имущество на благое дело (например, строительство мечетей, медресе, дорог, мостов, водопроводов и тому подобное), плодами которого люди будут пользоваться и после его смерти. Имеются еще два пути, какими человек может продолжать получать награду и после ухода в мир иной – это оставленные человеком полезные знания и ребенок, который будет молиться за него.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إذا مات الإنسان انقطع عمله إلاّ من ثلاث: صدقة جارية أو علم ينتفع به أو ولد صالح يدعو له
«Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трех деяний, награда за которые не прекращается даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария), знания, от которых люди получают пользу, и праведные дети, которые молятся за родителей». (Муслим, Абу Давуд, Тирмизи)
Как мы видим, в этом хадисе Пророк ﷺ указывает на то, что мольбы праведных детей приносят пользу умершему, следовательно, его грехи тоже могут быть прощены. Сюда же относится и чтение Корана за умершего. Хотя чтение Корана любым человеком может принести пользу умершему, если это делает кто-то из его детей, соответственно, умерший получает большую награду. Коран за усопших родителей и за других родственников можно читать дома, в мечети или в других подходящих для этого местах, но предпочтительнее делать это возле могил умерших.
Посещение могил родных и близких, и в особенности родителей, является важной сунной. Как передаётся от Посланника Аллаха ﷺ, самым утешительным для покойного является время, когда его посещает человек, которого он любил в мирской жизни.
Также от Абу Бакра Ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Пророк ﷺ сказал:
مَنْ زَارَ قَبْرَ وَالِدَيْهِ كُلّ جُمُعَةٍ أَوْ أَحَدِهِمَا ، فَقَرَأَ عِنْدَهُمَا أَوْ عِنْدَهُ يس ، غُفِرَ لَهُ بِعَدَدِ كل آية وحرف منها
«Кто бы ни посещал каждую пятницу могилы своих родителей или одного из них и читал возле них суру «Ясин», тому Всевышний простит столько грехов, сколько букв и слов в этой суре». (Дайлами)
Бывает так, что человек при жизни родителей мучал их. Но если после их смерти он непрестанно будет совершать за них молитву, Всевышний Аллах может простить и записать его имя среди тех, кто был покорен своим родителям.
Из этого тоже явствует, что человек, посещающий могилы своих родителей, является повинующимся им, не причиняющим им вред и мучения и исполняющим свой долг перед ними. Посещая могилы родителей, необходимо вести себя подобающим образом, соблюдая этические нормы. Необходимо становиться рядом с ними на таком же расстоянии, на каком становились и при их жизни, проявляя к ним уважение и почёт. Не следует возвышать голос рядом с ними.
Стучать по их могилам, обнимать их, совершать обход вокруг них не следует и, уходя, необходимо вести себя так же прилично и уважительно, как вы вели с ними и при жизни.
Следует также делать дуа после чтения Корана, будь это около могил или в других местах, чтобы Всевышний Аллах принял чтение и довёл вознаграждение за него до умерших. В таком случае надежда на принятие будет намного больше.
Имам Ан-Навави об этом говорил следующее: «Наиболее известно мнение Имама Аш-Шафи‘и, что вознаграждение за чтение Корана не может дойти до умершего, но шафиитские богословы считали, что это возможно. Если человек читает Коран, то в заключение пусть скажет:
اَللَّهُمَّ أَوْصِلْ ثَوَابَ مَا قَرَأْتـُهُ إِلىَ فلان
«Аллахумма авсил саваба ма караътуху иля фулян…»
«О Всевышний! Доведи воздаяние (саваб) за то, что было прочитано мною, до такого-то (называется имя)». («Мухтасар тафсир Ибн Касир»; «Аль-Азкар»)
Также Ибн Хаджар Аль-Хайтами пишет об этом:
«Получение вознаграждения за чтение Корана умершим не является самоцелью, целью же является дуа, чтобы Аллах смилостился и довёл такое же вознаграждение до того человека, за которого делается дуа». («Аль-Фатава альфикхийя аль-кубра»)
Ибн Аль-Касим в своей книге «Хашия ‘аля Тухфат аль-мухтадж» добавляет:
«Если человек в начале чтения (Корана за умершего) намеревается передать вознаграждение умершему и делает дуа, то умерший получает вознаграждение за это чтение. Однако подразумевает ли это, что умерший получает такую же награду, как и прочитавший, то есть прочитавший получает свою награду, а умерший тоже получает такую же награду, или только умерший получает награду за чтение, а прочитавший – нет? На этот счёт имеется разногласие, но сердце всё-таки склоняется к первому (умерший получает такую же награду, как и прочитавший). Это мнение также соответствует тому смыслу, который подразумевают слова Ибн Ас-Саляха».
Исходя из всего вышеприведённого, мы можем сказать, что Всевышний Аллах прощает грехи умершего и доводит до него вознаграждение за чтение Корана, если его родственник, особенно дети, читает за него Коран и делает дуа, чтобы Аллах довел до него вознаграждение за чтение и простил ему грехи.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Ислам молитва когда умирает человек
Существует несколько версий «конца времен».
Тепловая смерть Вселенной – когда вся материя распадется до уровня атомов водорода,
которые будут равномерно распространены по всей Вселенной.
после чего произойдет Большой Взрыв и новая возникнет Вселенная. Научных версий существует множество, но не только ученые имеют свое мнение на этот счет. Л
как окончания земного испытания человечества.
«Когда умирает раб Божий, к нему приходят два ангела.
Один из них Мункар, другой – Накир.
Они оба спрашивают его, что он знает о Пророке (мир ему и благословение).
Если раб был из числа уверовавших, то он скажет: «Это раб Аллаха и Его Посланник.
И я свидетельствую, что нет божества, которому нужно поклоняться, кроме Аллаха, а Мухаммад — Посланник Его».
Потом они скажут: «Мы знали, что ты так скажешь», и расширят ему могилу на семьдесят локтей в одну и другую сторону, и осветят его могилу светом. Потом ему говорят: «Спи, пока не воскресит тебя Всевышний из могилы».
А если раб был лицемером, то он ответит на их вопрос: «Я не знаю, я слышал, что люди говорили, и говорил то же самое». Тогда они скажут ему: «Мы знали, что ты так скажешь».
Затем они повелевают земле: «Соберись (соединись)!», и она сомкнется так, что его ребра войдут друг в друга и его муки продолжатся до тех пор, пока не воскресит его Аллах».
или, другими словами, малый суд над душой и определение ее временной участи до Судного Дня.
либо подобно ощущениям человека лежащего в ужасной тесной яме.
Для праведных, это состояние преддверия Рая, а для нечестивых – Ада.
Согласно Корану он может быть введен в Рай по Милости Аллаха и молитвам пророка Мухаммеда: «Есть [в Медине и близлежащих степях] и другие люди, которые, совершив как праведные, так и недобрые дела, осознали свои грехи. Возможно, Аллах простит их, ибо Аллах – прощающий, милосердный.
Бери (, Мухаммад), с их имущества взносы на пожертвования, чтобы ими смыть скверну их грехов и возвысить их достоинства (перед Аллахом). Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для их [душ], ибо Аллах – слышащий, знающий». (Коран 9:102-103)
Нужно отметить, что существует несколько мнений по этому поводу могильного наказания: не все мусульмане признают Сунну (собрание изречений и поступков пророка Мухаммеда).
Каково же учение ислама о Судном Дне?
Время наступления Судного Дня неизвестно никому, кроме Самого Аллаха: «Люди спрашивают тебя о [Судном] часе. Отвечай: “Это ведомо только Аллаху”. Ведь что можешь ты знать?
Существует множество хадисов, описывающих признаки приближения Судного Дня.
Непосредственно о Судном Дне в Коране есть множество аятов, в том числе о нем повествует 69-я сура аль-Хакка (в пер.- неизбежное). Судный День начнется с трубного гласа, который издаст Рог Ангела Исрафила, это будет началом великого события: «И когда раздастся вдруг трубный глас, и когда взлетят вверх земля и горы и рассыплются во прах, в тот день случится то, что случиться должно, – разверзнется небо, ибо оно в тот день немощно.
Ангелы воспарят по краю небес, и восемь [ангелов] понесут престол Господа твоего над собой. В тот день вы предстанете [пред Аллахом], и ни одна ваша тайна не останется сокрытой». (Коран 63:13-18)
С первым гласом Рога, за редким исключением, умрет все живое и на небе и на земле. Со вторым – воскреснет и предстанет на Суд каждый, кто когда-либо жил. От Адама, до последнего человека, жившего на земле: «В День воскресения] затрубят в трубу и будут повержены [словно] молнией и те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает [помиловать]. Потом протрубят еще раз, и люди [выйдут из могил] и станут, озираясь». (Коран 39:68)
От тесноты и солнце люди начнут потеть, и пот, подобно морю, зальет людей до мочек ушей. Конечно, это скорее образ состояния человека на Суде. Человек уже не сможет оправдаться в своих грехах и поступках.
Само его тело будет свидетельствовать на Суде: «Сегодня наложили Мы печать на их уста, и будут говорить Нам их руки, и будут свидетельствовать их ноги, что они приобрели» (Коран 36:65).
Праведные мусульмане и грешники получат в руки книги, свидетельствующие об их делах. Первым они будут в радость, а вторым в отчаяние и боль. Сразу за вручением книг следует определение участи человека: «Тот же, кому будет вложена в правую руку запись [его деяний], скажет: “Подойдите, прочтите мою запись! Воистину, я верил, что предстану перед счетом [своих деяний]”. Он – в жизни, которая радует, в вышнем [райском] саду, где [доступны] низко [склоненные] плоды. [Им скажут]: “Ешьте и пейте во здравие за то, что вы вершили в минувшие дни”. А тот, кому запись [его деяний] будет вложена в левую руку, скажет: “О, если бы мне не вручили мою запись! Я тогда не знал бы, каков мой счет. О, если бы [смерть] была концом [всего]! Не спасло меня [от Судного дня] мое достояние, и силы покинули меня”. [Аллах повелит ангелам – стражам ада]: “Схватите его и закуйте [в цепи]! Потом ввергните в ад, потом посадите на цепь длиной в семьдесят локтей, ибо он не веровал в великого Аллаха и он не призывал [людей] кормить бедняков. В сей день нет здесь у него верного друга, нет пищи, кроме гноя и крови – [могут] есть это только грешники”. (Коран 69:19-37)
Врата рая и Ада раскроются, и Ангелы сопроводят грешников и праведников. Первых – в геенну, вторых – в Райский Сад: Тех, которые не уверовали, толпами препроводят в ад.
Когда они подойдут, отворятся врата и скажут им стражи: “Разве не приходили к вам посланники из вашей среды, которые читали вам аяты Господа вашего и увещевали вас, [говоря], что предстанете [перед Ним] в сей день?” Они ответят: “Как же, приходили”. Но свершилось над неверными предопределение о наказании. Им будет сказано: “Войдите во врата ада и пребудьте там вечно!” Как отвратительно местопребывание гордецов! А тех, которые боялись Господа своего, толпой препроводят в рай. Когда они приблизятся и отворятся врата, скажут им стражи: “Мир вам! Благоденствуйте! Входите же на веки вечные!». (Коран 39:71-73)
Явление Ангела Смерти умирающему
Что чувствует человек в свой смертный час ?
Душа в промежуточном мире
«Благословен будь Тот,
В Руке Которого вся власть (над миром),
Кто всемогущ над всем и вся!
Кто создал смерть и жизнь,
Кто праведней из вас в своих деяньях.
Велик в могуществе Своем
И отдающ во всепрощенье Он!» (Коран, 67:1, 2)
Цель жизни мусульманина – повиновение Аллаху во всех своих действиях на протяжении всей своей жизни. Заповеди, касательно всех сфер жизни мусульманина даны в Шариате – систематизированном своде мусульманских законов основанных на Священной Книге мусульман – Коране. Слово «Шариат» переводится буквально как «правильный путь», «образ действия», «источник».
«. Ни один человек не знает, что случится с ним завтра; ни один человек не знает, на какой земле он умрет. Воистину, Аллах – знающий, ведающий» (Коран 31:34).
Строгое выполнение всех правил напутствия умирающего и погребения умершего есть религиозная обязанность каждого мусульманина.
Мекка – родина пророка Мухаммеда, в ней находится мусульманская святыня Кааба. Во время молитвы лицо мусульманина должно быть обращено в сторону Мекки, поэтому в первую очередь умирающего необходимо положить на спину, ногами в сторону Мекки. Если это невозможно – то повернуть умирающего на бок, лицом к Мекке. После этого умирающему читается шахада – исламский символ веры: «Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха, Его Пророк».
Глоток воды для облегчения жажды – последний долг мусульманина перед умирающим собратом. Хорошо, если это будет вода, набранная из священного источника Зам-Зам, расположенного в Мекке у Каабы.
Наступила смерть. Умершему закрывают глаза, подвязывают подбородок, ноги и руки выпрямляют, зарывают тканью лицо, а на живот кладут тяжелый предмет(чтобы избежать вздутия).
Покойному совершают омовение и полное обмывание. Для этого тело умершего можно отвезти в мечеть, где есть специальное ложе для этого ритуала.
В обмывании и омовении должны участвовать минимум четыре человека. Гассалом(обмывающим) может быть близкий родственник. Остальные участники помогают поворачивать тело покойного и поддерживают его во время обмывания. Нужно отметить, что покойного во время обмывания запрещено поворачивать лицом вниз. Умершего поворачивают на правый и левый бок для совершения полного обмывания.
Тело мужчины могут обмывать только мужчины и жена умершего, а тело женщины – только женщины. Маленьких детей могут обмывать как мужчины, так и женщины.
Если вокруг нет взрослых людей одного пола с умершим, то совершается только сухое очищение землей (таяммум).
Омовение и полное обмывание совершаются от одного до трех раз, в зависимости от возможности. Перед обрядом помещение окуривается благовониями. Для ритуала используется вода с кедровым порошком, вода смешанная с эфирными маслами и просто чистая вода.
После этого тело покойного вытирают полотенцем, после чего оно натираются благовониями.
Согласно Шариату, перед похоронами покойного необходимо закутывать в саван, предварительно удалив с умершего одежду. Во время окутывания происходит прощание родственников с умершим. По качеству материи савана можно определить, был бы умерший богатым и уважаемым членом общины, или нет.
Центральное значение в похоронном обряде имеет погребальная молитва, которую возглавляет имам. Перед ее началом имам обращается к собравшимся с вопросами, остались ли у покойного невыплаченные долги и неразрешенные споры, нет ли у кого-либо из присутствующих долгов перед умершим. Если таковые имеются, имам просит их простить, или рассчитаться с семьей покойного.
После этого начинается молитва, в ходе возносятся прошения о прощении грехов умершего и даровании ему милости от Всевышнего.
В могиле тело умершего должно располагаться так, чтобы голова была повернута в сторону Мекки. У мусульман не принято хоронить усопших в гробах. Вместо этого в могиле сооружается полка для покойного, а сама могила обкладывается кирпичами или доками. В могилу тело покойного опускают ногами вниз, а если хоронят женщину, то ее саван прикрывают от взглядов мужчин покрывалом. В могилу бросают горсть земли со словами молитвы на арабском: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» (Сура «Аль-Бакара», 156). После молитвы могилу засыпают землей.
Засыпанную могилу поливают водой и еще раз бросают на нее землю с молитвой: «Из нее мы сотворили вас, и в нее возвращаем вас, и из нее изведем вас в другой раз».
Наконец у могилы остается один человек, который читает свидетельство о вере покойного в Аллаха, Пророка Мухаммеда и Священные Писания мусульман, чтобы облегчить ему допрос Ангелов Мункара и Накира.
Как дуа может помочь умершему человеку
В исламе большое внимание уделяется заботе о том, чтобы человек удостоился лучшей участи после смерти. Родственники, друзья и близкие покойного, как правило, молят Всевышнего поместить душу умершего в райские сады и простить его прегрешения. Этой цели служат различные дуа, тексты которых приведены ниже.
«Аллахуммэгъфир (назвать имя покойного) уэрфэгъ дэраджэтаху филь-мадийинэ уэхлюфху фии а’къыбихи филь-гъабириинэ уэгъфирлэнээ уэ лэху йээ раббэль аляямиин. Уэфси лээху фии къабрихи уэ нэууир лээху фиих»
Перевод: «О, Аллах! Прости (имя покойника), возвысь его степень среди ведомых правильным путём, стань его преемником для тех, кто останется после него, прости нас и его, о Господь миров! И сделай просторной для него его могилу и освети её для него!»
Многим мусульманам известна фраза, которую следует произносить, услышав весть о чьей-либо кончине:
إِنَّا لِلّهِ وَإِنَّـا إِلَيْهِ رَاجِعونَ
Иннэ лиЛлэхи, уэ иннэ илэйхи раджигун
Поистине, принадлежим мы Аллаху и к Нему возвращаемся!
Непосредственно после погребения желательно обратиться к Всевышнему со следующими словами:
«Аллахуммэ-гъфир лэхуллахуммэ сэббитху»
Перевод: «О, Аллах, прости его! О, Аллах, укрепи его!»
«Аллахуммэгъфир-лэху уэрхэмху уэгафихи уэгъфу а’нху уэ акрим нузулляху уэ уэсси’ мудхъаляху уэгъсильху биль-мэ-и уэссэльджи уэбэради уэ нэкъкыхи минэл-хъатаайэ кэмээ нэкъкайтэль-сэубэль-эбйяда минэд-дэнэси уэ абдильху дэран хъайран мин дээрихи уэ эхлял хъайран мин эхлихи уэзэуджэн хъайран мин зэуджихи уэ-аджильхуль-джэннэтэ уэ эгъинзху мин а’зэбиль-кабри уэ а’зэбин-нээр»
Перевод: «О, Аллах, прости его и помилуй его, и избавь его, и окажи ему милость. И окажи ему хороший приём, и сделай место его входа (имеется ввиду могила – прим. Islam.Global) просторным, и омой его водой, снегом и градом (т.е. метафорически выражается просьба об оказании покойному всех видов милостей и даровании ему прощения за все его грехи и упущения – прим. Islam.Global), и очисти его от прегрешений подобно тому, как очищаешь Ты от грязи белую одежду, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и жену лучше его жены, и введи в рай, и защити его от мук могилы и от мук огня!» (Такой текст дуа приведён в хадисе, переданном Муслимом)
«Аллахуммэ-гъфир лихиййэнэ уэ мэййитинээ уэ шээхидинээ уэга-и-бинээ уэ сагъыиринээ уэ кэбиииринэ уэ зэкэринээ уэ унсэнээ. Аллахуммэ мэн ахйэйтэху миннэ фэ-эхйихи а’лэль-ислями уэ мэн тэуэффэйтэху миннээ фэтэуэффэху а’лэль-имээн. Аллахуммэ лэ тэхримнэ эджраху уэ лээ тудыллэнэ бэ’дэх»
Перевод: «О, Аллах, прости нашим живым и мёртвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О, Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по (установлениям) ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере! О, Аллах, не лишай нас награды на него (то есть награды за терпение во время испытаний – прим. Islam.Global) и не сбивай нас с пути после него (т.е. после его смерти)!» (Встречается в сборниках хадисов Ибн Маджи и Ахмада).
«Аллахуммэ а’бдукэ уэбну эмэтикэ ихтэджэ илээ рахмэтикэ уэ энтэ гъаниййун а’н а’зээбихи ин кээнэ мухсинн фэзид фии хэсэнээтихи уэ ин кээнэ мусии-эн фэтэджээузз а’нху»
Перевод: «О, Аллах! Раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоём милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!» (Текст дуа по хадису, переданному аль-Хакимом).
Существует также отдельная дуа, к которой прибегают в ситуации вознесения заупокойной молитвы за умершего ребёнка:
«Аллахуммэ-джа’лху лэнээ фэратан уэ сэлэфэн уэ эджран»
Перевод: «О, Аллах, сделай так, чтобы он опередил нас (в раю) и стал нашим предшественником и наградой для нас!»
Доводы тех, кто выступает «за»
Для начала необходимо привести аргументы, которые позволят утвердительно ответить на поставленный выше вопрос:
«А те, которые пришли после них, говорят: “Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный”» (59:10)
Этот аят является примером того, как мусульмане должны обращаться к Всевышнему за предыдущие поколения мусульман, которые уже покинули этот мир. Если бы в этом действии не было особой пользы для умерших, то, очевидно, ниспослание подобного аята не имело бы смысла.
Аргументы противников мольбы за умерших
Можно привести ещё множество других доводов в пользу необходимости совершать от имени умершего благие поступки. Однако представители мутазилитской школы в Средние века решительно выступали против этого. Приведём некоторые их аргументы:
«Каждый человек является заложником того, что он приобрёл» (74:38)
Они утверждают, что человек не может рассчитывать на успех за счёт других людей. Однако мутазилиты упускают из внимания тот факт, что в аяте речь идёт только о греховных деяниях. На благие поступки аят не распространяется.
«Человек получит только то, к чему он стремился» (53:39)
Из этого следует вывод, что раб Аллаха не может рассчитывать на деяния, совершённые другими людьми. Однако ответить на этот довод мутазилитов можно сразу с нескольких позиций.
«Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний» (52:21)
Исламские богословы трактуют этот текст Священного Писания в том русле, что в Судный день праведные дети родителей смогут утяжелить их чашу весов, в которой будут находиться благие поступки. Об этом же говорится в приведённом выше хадисе о трёх вещах, которые будут приносить человеку божье воздаяние после смерти.
Человек конечно может помолиться за душу умершего, ничего плохого от этого никому не станет.
Помогут ли эти молитвы умершему в Вечной жизни, станут ли для него облегчением в тот момент когда он станет отвечать за свои поступки?
В статье на мой взгляд дан исчерпывающий ответ.