Иона пророк молитва

Все о религии и вере - "иона пророк молитва" с подробным описанием и фотографиями.

Пролог

05 октября 2014

5 октября – день памяти святого пророка Ионы

Пророк Иона занимает особое место среди ветхозаветных пророков и почитание его в Православной Церкви тоже совершенно особенно. Книга пророка Ионы – единственная из книг Ветхого Завета, которая полностью читается на одном богослужении. Причем это — одна из самых важных и таинственных церковных служб, на вечерне Великой Субботы. В Древней Церкви именно на этой службе происходило крещение новообращенных. Следом за ней служится Литургия Василия Великого, на которой впервые звучат пасхальные песнопения, читается Евангелие о Воскресении Христа и духовенство переоблачается из темных в светлые одежды. Наступает Великая преблагословенная Суббота, время тихого и радостного ожидания воскресшего Спасителя.

В этот важный момент богослужебного года в Церкви как раз и читаются 15 паремий, отрывков из Ветхого Завета, содержащих указания и пророчества о грядущем Мессии, Его воскресении из мертвых и спасении человеческого рода от власти греха и смерти. Не случайно, что среди этих ветхозаветных чтений присутствует и книга пророка Ионы, причем полностью.

Эта книга, впрочем, не так велика по объему: она состоит всего из четырех главок и в издании Библии на русском языке Московской патриархии занимает лишь разворот, да и то не весь: на этот разворот помещаются еще два стиха из книги пророка Авдия и два стиха из книги пророка Михея. Здесь нет поучений и пророчеств от первого лица, а содержится всего лишь лаконичный, хотя и поэтически совершенный рассказ о самом важном эпизоде из жизни самого пророка Ионы. Однако в этом коротком повествовании отразились по сути все существенные моменты великой драмы бытия человеческого перед лицом Бога. Эта история в равной степени относится как к самому пророку Ионе, так и к каждому человеку в отдельности и ко всему человечеству в целом.

В Библии имя пророка Ионы, сына Амафиина, упоминается не только в посвященной ему книге. Из IV Книги царств об Ионе известно, что он происходил из города Гафхефера и был одним из пророков Божиих. Через него Господь открыл, что царь Иеровоам II (786—746 гг. до н.э.) «восстановил пределы [т.е. прежние границы] Израиля» (4 Цар. 14, 25). Таким образом, и до удивительного призыва Божия, описанного в книге Ионы, пророк слышал волю Господа и доносил ее до израильского народа.

Однако новое веление Божие сильно испугало Иону. Однажды Господь сказал ему: «встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня» ( Ион. 1, 2). Ужас пророка вполне объясним и понятен. Ниневия была столицей могущественной Ассирийской империи, известной многими жестокими завоеваниями. Сам этот город был, действительно, великим, и по размерам, и по богатствам, и по власти, сосредоточенной в нем. Разумеется, в Ниневии процветали разврат, стремление к обогащению любыми путями, притеснения слабых и бедных, и прочие неправды, распространенные в любом мегаполисе. Отправляться в центр враждебного языческого государства со словами обличения должно было показаться пророку Ионе явным безумием, по крайней мере, делом, по человеческим понятиям, бесполезным и грозящим почти неминуемой гибелью. Мы знаем, как правда режет глаза злу. Много раз пророков Божиих убивали и сами иудеи, единственный народ, которому была открыта правда об истинном Боге, — и сложно было предположить, чтобы смелого проповедника пощадили бы в стране идолопоклонников.

На самом деле, призвание Ионы — это призвание каждого христианина. Самой своей жизнью верующий человек должен свидетельствовать о Христе. И место этой проповеди, современный мир, в нравственном отношении явно не лучше древней Ниневии. И нести правду Божию перед лицом этого мира так же страшно и трудно, как трудно и страшно было пророку Ионе идти проповедовать в Ниневию.

Иона с наивностью человека патриархального общества пытался просто убежать от Бога в далекую страну, где бы Бог его не нашел и не требовал бы от него, как ему казалось, невозможного. Точно так же и Адам после грехопадения попытался спрятаться от Бога в райских кущах. Интересно посмотреть, куда направился Иона, скрываясь от Господа. Он сел на корабль и отправился в Фарсис (Таршиш), весьма далекий от Палестины город на берегу Средиземного моря в Испании. Фарсис, так же, как и, например, Карфаген, был финикийской колонией. Как мы знаем, в том числе и из археологических раскопок, финикийцы поклонялись богу Ваалу и приносили ему человеческие жертвы, в основном – детей, которых они сжигали на вытянутых руках медного истукана. Возможно, Иона рассчитывал, что милосердный Бог, сотворивший небо и землю, никогда не появится в стране с такой мрачной людоедской религией.

Современный человек уже не пытается скрыться от Бога, а сам пытается прогнать Его из своего мира; он не плывет за море, а вокруг себя строит Карфаген, где Богу не нашлось бы места. (Не случайно, число убитых во чреве младенцев сейчас превышает число рожденных, а открытое и твердое исповедание христианской веры считается чем-то неприличным, неполиткорректным; в Европе из школ выносят распятия, а в России во многие школы упорно не допускают даже ознакомительный, культурологический курс об основах православной культуры). Человек все больше погружается в суету и шум, лишь бы не думать о Боге и не слышать Его голос. Жить перед лицом Бога трудно: только в свете истины открывается всё достоинство человека, а значит, на него накладывается и огромная ответственность. Проще жить со своими хоть и низенькими, но понятными страстями и грехами. Бегство от Бога — вечная тема человеческой истории. И это бегство неизменно приводит в бездну. В пучину мрака и смерти попал и Иона.

Корабль, на котором плыл пророк-беглец, был застигнут сильнейшей бурей. Команда пыталась спасти судно. Чтобы облегчить его вес, она выбросила весь груз корабля за борт, матросы усиленно гребли к берегу, но ничто не помогало. Опытные моряки поняли, что это не обычный шторм, что какие-то высшие силы чем-то прогневаны и чего-то хотят от пассажиров судна. Они бросили жребий, чтобы узнать, кто виноват в случившемся бедствии. Жребий пал на Иону, который в это время крепко спал в трюме.

Психологически поведение бежавшего пророка, так неожиданно выключившегося из жизни в самый страшный и ответственный момент, вполне понятно. Решение скрыться от Бога так измотало его душу, что он впал в некий нравственный обморок, обратившийся и обмороком физическим. Многие из нас долгие годы живут в таком духовном обмороке, даже не замечая его.

Но в тот момент Господь руками команды корабля разбудил Иону. Моряки спросили его, кто он такой. Тогда пророк рассказал, что он еврей и «чтит Господа Бога, сотворившего море и сушу», и «сам объявил» как бежал от лица Всевышнего. Все присутствующие на корабле ужаснулись. Язычники тоже знают о существовании Единого Бога, Творца вселенной, но Он кажется им столь далеким, ужасающим и непонятным, что Ему, наверное, и дела нет до простых смертных. Поэтому народы, не имеющие истинной веры, и поклоняются не Богу, а низким и приземленным божкам: обожествленным природным стихиям или героям, духам предков, собственным фантазиям, а часто и просто злым демонам, падшим ангелам, стремящимся утащить за собой в бездну и человека.

Здесь же, на корабле, язычники встретили человека, который дерзал поклоняться Единому непостижимому Богу и так согрешил перед Ним. Сам Всевышний, казавшийся далеким и неприступным, явил Свою силу перед ними.

Поняв, что застигнут Богом, Иона попросил бросить его в море, «и море утихнет для вас, — говорил он, — ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря» (Ион. 1, 12). Гребцы еще раз взялись за весла, но вывести к берегу корабль им снова не удалось. Тогда они, может быть, впервые в жизни, помолились Богу-Творцу, чтобы он не погубил их из-за Ионы и не вменил им в вину кровь этого человека. После этого Иона был брошен в море, и шторм тут же прекратился.

«И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона в чреве этого кита три дня и три ночи» ( Ион. 2, 1). Еврейское слово «даг», которое традиционно переводится как «кит», означает собственно «большую рыбу», по-гречески «китами» (ketos) назывались вообще все большие морские животные: и собственно киты, и акулы, и другие крупные рыбы, и даже тюлени. Впрочем, не столь важно, к какому ныне существующему или вымершему виду принадлежало животное, поглотившее Иону; или Господь сотворил этого «кита» специально для чуда над Ионой; или даже «большая рыба» была лишь иносказанием морской пучины, в глубине которой Бог трое суток чудесно сохранял пророка (еврейский текст дает возможность и такого толкования).

Водная стихия почти у всех народов является символом первозданного хаоса. Вода не имеет собственной формы и поглощает в себе любую другую форму — и потому оказывается и символом уничтожения и смерти. Иона еще живым оказывается в самой глубине царства смерти, и не только в символическом смысле. В китовом чреве (что бы оно не означало) – пророк отделен от жизни окружающего мира, вокруг него лишь мрак и склизкие внутренности морского чудовища, а за ними – безграничные толщи вод океана.

Иона в чреве кита символизирует собой все человечество после грехопадения. До Боговоплощения и Воскресения Христова смерть царствовала над человеческим родом: даже праведники попадали в ад, в мрачный и скорбный «шеол». И вот Иона, еще недавно хотевший навсегда скрыться от Бога, взывает к Нему из этой адской глубины. Молитва Ионы в китовом чреве — один из шедевров библейской поэзии, отчаянный вопль человека, который «отторгнут от очей» Господа и «заключен в бездне». Бог слышит этот вопль и спускается к Ионе в адскую бездну. Тогда «кит изверг Иону на сушу» (Ион. 2, 11), «выплюнул», «изблевал». Точно так же, когда распятый Спаситель душою спустился во преисподнюю, ад, воплощение смерти и пустоты, не мог вытерпеть приход Христа – полноты жизни – и он изверг порабощенные в нем души.

Таким образом, история Ионы становится прообразом смерти и тридневного Воскресения Христова, сошествия Спасителя во ад и избавления из него душ ветхозаветных праведников. Именно поэтому эта часть истории Ионы так часто вспоминается в православном богослужении. Шестая песня каждого богослужебного канона, какому бы празднику или святому он ни был посвящен, развивает тему погружения в бездну и избавления из нее Ионы.

Спасшийся из чрева кита Иона пошел в Ниневию. «И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!» ( Ион. 3, 4) Удивительно, но его проповедь достигла необычайного успеха. Услышав о грядущем бедствии, ниневитяне «поверили Богу, и объявили пост, и оделись во вретища [бедные разорванные одежды], от большого из них до малого» (Ион. 3, 5). Даже грозный ассирийский царь «снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле» (Ион. 3, 6). Все жители Ниневии ничего не ели, даже не выводили на пастбище свою скотину, «и крепко вопияли к Богу, и каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих». Даже самые жестокосердные сердца способны на покаяние. Это покаяние само по себе великое чудо, гораздо большее, чем чудо Божией кары, которое предвещал Иона Ниневии. «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. 3, 10).

Как ни странно, сам пророк не осознал значения чуда, случившегося с ниневитянами. Он даже обиделся на Бога за то, что его пророчество не исполнилось, соответственно и он, как сам думал, оказался выставленным на посмешище. Книга Ионы не скрывает слабостей своего героя, во многом именно через них открывается сила Божия и сила духа самого пророка.

И в этот раз Господь очень мудро и трогательно вразумил своего угодника. Крайне раздраженный, Иона ушел в предгорье восточнее Ниневии, откуда с высоты хорошо был виден город, надеясь все же увидеть гибель столицы Ассирийского царства. Тоска и раздражение пророка были столь сильными, что он говорил Богу: «И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» ( Ион. 4, 3). В ответ на упреки Ионы Бог сотворил еще одно небольшое чудо: «произрастил Господь Бог растение (в еврейском тексте «кикайон», слово больше нигде в Библии не употребляющееся; в греческом переводе «тыква», очевидно, Cucurbita pepo, вид быстрорастущей тыквы с вьющимся стеблем) и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению» (Ион. 4, 6). Все, кто сам сажал деревья, знает с какой радостью и трепетом садовод относится к молодому, еще хрупкому саженцу, и как горько и до боли обидно будет, когда его сломает какой-нибудь бестолковый мальчишка. Так и Иона радовался чудесно разросшейся тыкве, которая в этом жарком и пустынном месте давала прохладную тень. Потом Господь устроил так, что растение засохло, и Иона опять «огорчился, даже до смерти» (Ион. 4, 9). «Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой?» (Ион. 4, 10-11). О бесконечной любви Бога к Своим неразумным потерявшимся людям (именно это значит на библейском поэтическом языке «не умеющие отличить правой руки от левой») и было открыто пророку Ионе в Ниневии, языческом городе, который он по воле Божией обратил к покаянию.

Пророк Иона

Иона жил в VIII веке до Р. Х. Он родился в городе Геф-Хефер в Галилее. Предание не без основания считает его учеником пророка Елисея.

Господь посылает Иону проповедовать в языческий город Ниневию, жители которого жили нечестиво. В начале своего служения Иона разделял общепринятое тогда у евреев мнение, что все язычники — враги Бога и заслуживают лишь Его гнева и наказания. Но безграничный в Своем милосердии Господь во все времена желает спасения всем. Книга пророка Ионы, повествующая о посольстве его в языческую Ниневию, — откровение любви Божией, которая обращается не только к избранному народу, но и ко всем людям. Мысль эта станет одной из главных в Новом Завете. Ионе еще предстояло понять, что Бог, хотя и избрал еврейский народ и заключил с ним завет, не оставляет и другие народы. Поэтому пророк, вместо того чтобы исполнить повеление Божие, отправился в Иоппию (современная Яффа), сел на корабль и отплыл в Финикийскую колонию в Испании — Фарсис. Однако Господь вызвал на море сильный ветер. Поднялась великая буря. Кораблю грозила гибель. Мореходы устрашились и стали взывать к своим богам. Иона же полностью покорился воле Божией. Он спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул.

Его разбудил начальник корабля и сказал: встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем (Иона 1, 6). Моряки решили бросить жребий, чтобы узнать: из-за кого случилась буря? В древности не только у евреев, но даже и среди язычников было распространено мнение, что бедствия постигают людей за какие-то грехи. Жребий пал на Иону. Моряки спросили его: кто он и где его страна? Пророк Иона исповедал Единого Бога — Господа Вселенной: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу (Иона 1, 9). Затем Иона сказал, что бежит от лица Господа. Моряков охватил страх. Они спросили, что им сделать с ним, чтобы утихла буря. Иона попросил бросить его в море, уверяя, что море утихнет. В этой просьбе — и глубокое сознание своей вины перед Богом, и жертвенный подвиг. Пророк поднимается до высоты евангельской любви. Смерть свою он воспринимает как единственный способ спасти невиновных спутников. Пророк Иона является здесь прообразом Спасителя, Который пострадал до смерти, чтобы спасти людей.

Корабельщики, прежде чем исполнить просьбу Ионы, обратились с молитвой к Богу, Которого исповедует Иона. Они бросили Иону в море, и буря сразу же утихла. Моряки устрашились и дали обеты Господу.

Господь повелел киту проглотить Иону. В еврейском тексте книги говорится о большой рыбе (даг гадол). Переводчики на греческий язык поставили слово кэтос, которое может означать не только большую рыбу, но и всякое большое морское животное. Точно так же в церковнославянском языке кит — большое морское существо (рыба или животное).

Иона был во чреве кита три дня. Сам Спаситель указывает на событие как на прообраз Своего трехдневного погребения и воскресения (см.: Мф 12, 40). Пророк Иона вознес Богу горячую покаянную молитву. По Божественному повелению кит изверг Иону на берег.

После этого было вторичное повеление Господа Ионе идти в Ниневию и проповедовать там. Бог установил для жителей сорок дней. Если они не покаются и не оставят нечестие, то город погибнет.

Миссия, которая предстояла пророку Ионе, могла быть исполнена только с помощью Божией. Город был обширный и многолюдный. Это подтверждается трудами древних историков (Геродота, Ктезия и других). Из одного конца в другой можно было пройти за три дня.

Грозное слово пророка о приближающейся гибели города поразило сердца царя и народа. Они раскаялись в нечестии и наложили строгий пост на себя и на свой скот. Господь пощадил город и его жителей. Иону постигла человеческая немощь: он огорчился, что не исполнились его угрозы, и скорбел. Ожидая исполнения приговора, он вышел из Ниневии, сделал себе кущу и скрылся в тени от солнца. Господь вразумил его, сотворив чудо. По особому действию Божию над головой Ионы в одну ночь выросло тенистое растение. Иона очень обрадовался. Но Бог устроил так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение. Оно засохло. Солнце палило голову Ионы. Он изнемог и просил себе смерти. Господь сказал ему, что он жалеет растение, над которым не трудился. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой (Иона 4, 11).

Книга пророка Ионы весьма назидательна. Покаяние жителей Ниневии Спаситель ставит в пример Своим современникам (см.: Лк 11, 32).

ПРОРОК ИОНА (IX в. до Р.Х.)

Пророк Иона — библейский пророк (относящийся к так называемым «малым пророкам»), автор Книги пророка Ионы, которая входит в состав Библии и содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима, кончине мира. Иона стоит особняком среди ветхозаветных пророков, потому что ему выпало пророчествовать не в землях Иудейской и Израильской, а в Ниневии — столице Ассирийского царства, среди язычников. В христианской традиции считается показательным тот факт, что Бог послал своего пророка к неевреям, с целью проповедования отказа от греховности, что должно говорить о любви Господа ко всем племенам и народам, а не только к избранному им народу Израиля.

Пророк Иона был сыном Амафия из города Гафхефера (в северной части Галилеи, выше Назарета). Мать Ионы, по преданию, была той вдовой из Сарепты Сидонской (финикийский город близ Сидона), к которой во время 3-летнего голода, когда пересох поток Хорив, по велению Божию пришел пророк Илия, и у нее не истощались мука и масло.

По преданию, Иона был отроком, которого воскресил пророк Илия после молитвы. Иона, в то время маленький мальчик, заболел, и болезнь его была так сильна, что он умер. Тогда сказала мать Ионы Илии: «Что я сделала тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне вспомянуть грехи мои и наказать меня смертью сына». И воззвал Илия ко Господу: «Господи, Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него!» И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока, и он воскрес.

Достигнув совершеннолетнего возраста, Иона проводил добродетельную жизнь и неуклонно исполнял все заповеди Господни. Он настолько благоугодил Богу, что, по преданию, сподобился вскоре пророческого дара и предрек, среди других предсказаний, о страданиях Господних, о запустении Иерусалима и о кончине мира.

Получив от Бога свыше дар пророчества, Иона выступил на общественное пророческое служение вслед за пророком Елисеем (ученик и преемник пророка Илии), являясь продолжателем его дела, как сам Елисей был продолжателем дела Илии. Древнее иудейское предание называет святого пророка Иону учеником Елисея. По смерти Елисея, Иона заступил его место.

Чтобы вдохнуть мужество царю Израильскому Иеровоаму в предстоявшей ему войне с сильным сирийским царством, пророк Иона, получив о том повеление от Бога, предсказал ему великие успехи в сей войне, и Иеровоам, по его глаголу, восстановил пределы Израильского царства от Емафа до Мертвого моря, возвратив, таким образом, древние области своего царства, отторгнутые сирийцами.

В царствование израильского царя Иеровоама II Иона был призван к новому служению. Он получил от Бога повеление идти для проповеди покаяния к нечестивым и враждебным по отношению к израильтянам иноплеменникам – в языческий город Ниневию, столицу ассирийского царства, что находится примерно в 900 км от Самарии, столицы Северного царства.

Город Ниневия был главным городом ассирийцев, с которыми евреи тогда находились во враждебных отношениях. Город лежал на восточном берегу Тигра в Месопотамии и имел около 84 верст в окружности, что вполне соответствует библейскому определению ее в книге пророка Ионы «городом великим у Бога, на три дня ходьбы» (Иона 3:3), ибо путь одного дня восточных народов соответствует нашим 25-30 верстам.

Ниневия утопала в роскоши, что, разумеется, вело к религиозно-нравственному падению ее жителей. Это был самый красивый, цветущий и многолюдный город древнего мира. На протяжении 90 км Ниневия была защищена высокими стенами. Ширина стен была так велика, что три колесницы могли ехать по ним рядом. Полторы тысячи сторожевых башен были построены на случай внезапного нападения неприятеля. Внутри города находились прекрасные дома, сады, пастбища, великолепные дворцы, парки, пруды. В Ниневии жили потомки Ассура, сына Симова. И вся окрестная страна называлась Ассуром, или Ассирией. Но здесь же в шатрах Симовых поселилось много потомков Иафета. С прибытием Нимрода там же поселились потомки Хама.

Полагают, что прежде чем Иона вошел в этот город-крепость, Ниневия дважды (в конце первой трети VIII века) пострадала от голода. В то же примерно время, а именно 15 июня 763 года, ниневийцы стали свидетелями полного солнечного затмения. Все это могло быть воспринято ими как знаки Божьего гнева, и в этом может быть причина массового покаяния ниневийцев в ответ на проповедь Ионы.

И вот в этот развращенный и враждебный Израилю город Господь посылает пророка Иону с тем, чтобы возвестить его грешным жителям близкую гибель, если они не покаются. "Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, — сказал Бог, — ибо злодеяния его дошли до Меня".

Но Иона не захотел идти с проповедью к врагам народа израильского и не послушался голоса Божия. Вместо этого, он отправился в Иоппию (ныне Яффа), сел на корабль и отправился в Фарсис, финикийскую колонию в Испании.

За свое непослушание ему пришло получить незабываемый урок. Во время морского пути корабль был застигнут страшной бурей. Пассажиры и матросы были объяты ужасом. В корабле оказалась сильная течь, и он начал наполняться водой. Капитан приказал выбросить груз, чтобы облегчить корабль. Но и это не помогло. Оставалась надежда на помощь свыше. Тогда пассажиры и матросы начали молиться о спасении каждый своему Богу. А пророк Иона в это время крепко спал. Такое поведение изумило капитана. Он спустился вниз, разбудил его, говоря: «Что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас, и мы не погибнем» (Иона 1:6). Иона поднялся, увидел грозящую гибель и понял всю свою вину пред Богом.

Корабельщики решили бросить жребий, чтобы узнать, за чьи грехи они навлекли на себя гнев Божий. Жребий пал на Иону. Иона признался в своем грехе и сказал: «Да, я согрешил пред Господом! Бросьте меня в море, и буря утихнет». Когда его бросили в море, буря утихла.

По изволению Божию, Иону в море поглотила большая рыба, которая в Библии названа большим китом. Иона 3 дня и 3 ночи пробыл во чреве кита, молясь Богу о помиловании. Здесь Господь явил особенную Свою славу, Он сохранил его невредимым во чреве кита и помиловал. Через 3 дня кит выбросил пророка живым на берег.

После своего избавления пророк Иона получил вторично Божие приказание идти в Ниневию, куда он и отправился. Обходя город, он всех призывал покаяться: «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена!» Его проповедь поразила ужасом сердца ниневийского царя и народа; они раскаялись в своем нечестии. Все ниневитяне объявили пост и оделись во вретища.

Покаяние ниневитян было так сильно и искренне, что Бог пожалел о бедствии, о котором сказал, что наведет на них и помиловал их.

Но Иона возроптал на такое милосердие Божие, и просил себе смерти у Бога. Вероятно он думал, что теперь его сочтут за ложного пророка.

Господь же и на этот раз вразумил Иону. Перед палаткою, которую Иона устроил для себя близ Ниневии, в одну ночь выросло большое растение и защищало его от солнечного зноя. Но на другой день червь подточил это растение и оно засохло. Иона очень горевал и сожалел о засохшем растении.

Тогда Господь сказал ему: «ты сожалеешь о растении, над которым не трудился и которого не растил. Так Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»

Этим и оканчивается книга пророка Ионы. О последующей его судьбе не сказано ни слова. Но сохранилось предание. Когда по прошествии 40 дней, погибель Ниневии не совершилась, а напротив воссияло солнце, ниневитяне усмотрели в этом знак милости Божией и прощения. Они вышли из города к пророку, сидевшему уединенно на горе, и торжественно внесли его на руках в город. Были принесены дары для Иерусалимского храма. И с этими дарами Иона был с почетом отправлен в свое отечество.

Вразумлённая и помилованная Богом Ниневия существовала после того ещё более 200 лет, пока не была разрушена в 610-м году до н. э. Набополассаром, царём вавилонским, и Циаскаром, царём мидийским.

Пророк Иона вернулся в свое отечество и там, богоугодно пожив, мирно скончался ок. 800 года до Р.Х..

Пророк Иона оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 4-х глав. Книга пророка Ионы читается вся сполна за богослужением на вечерне в Великую Субботу наравне с другими пророчествами Ветхого Завета о воскресении Спасителя.

Книга пророка Ионы отличается от писаний других пророков. В ней нет апокалиптических пророчеств (как у пророка Исаии, например), нет необыкновенных видений (как у пророка Иезекииля), не предсказывает Иона судьбы государств (как пророк Амос). Это всего лишь малый отрывок из жизни пророка, жившего более 2 тысяч лет назад. В отрывке автор описывает свою миссию в Ниневию.

О чем же хотел Бог сообщить Израилю посредством миссии Ионы к ниневитянам и перечисленных природных феноменов? Прежде всего, о том, что Он, Бог Израиля, отнюдь не безразличен и к языческим народам. Через Израиля, народ завета, Бог хотел донести до остальных народов эту мысль. А также и другую мысль: о любви Бога к каждому человеку в каждом народе (Ис. 49:3). Да, Создателю дорого каждое из Его творений, даже и такие грешники, как ниневитяне, и спасение их не менее важно для Него, чем спасение иудеев.

Трехдневное пребывание святого Ионы во чреве кита было прообразом трехдневного пребывания Господа Иисуса Xриста во гробе. Сам Иисус Христос так свидетельствует о прообразовательном значении пророка Ионы: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:39-40). Это главный пункт книги, но идея книги – спасение через покаяние может быть даровано Богом не только иудеям, но и язычникам. Иегова – не национальный Бог евреев, а Бог всех людей. Последующие пророки, вплоть до Иоанна Предтечи, продолжали учить о спасении всех людей в Царстве Мессии, т.е. раскрывать основную идею книги пророка Ионы, и в этом заключалась главная задача их пророческого служения.

Материал подготовила Светлана ФИНОГЕНОВА

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Оценка 4.7 проголосовавших: 327
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here