Икона божьей матери благодатная и молитва к ней

Все о религии и вере - "икона божьей матери благодатная и молитва к ней" с подробным описанием и фотографиями.

Икона божьей матери благодатная и молитва к ней

http://juristic-help.ru/ центр юридического обслуживания: единый центр юридических.

БЛАГОДАТНОЕ НЕБО ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

[(«Благодатная», «Что Тя наречем»)] (празд. 6 марта), чудотворный образ из Архангельского собора Московского Кремля. Наименования иконы восходят к написанному на иконе внутри краю сияния, исходящего от Богоматери с Младенцем Христом, тексту богородична 1-го часа: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим». Почитание иконы в XIX в. связано с деятельностью митр. Филарета (Дроздова), к-рый в 1853 г. в период поновления иконостаса Архангельского собора, распорядился собрать исторические сведения о ней. В описи XVII в. Архангельского собора (не сохр.) сообщалось, что образ является копией, сделанной по указу царя Феодора Алексеевича мастерами Оружейной палаты с находившейся в соборе древней иконы. Прот. А. Тяжелов привел рассказ знатока древностей А. Ф. Малиновского о том, что, по преданию, икона была привезена в Москву Софией Витовтовной, супругой вел. кн. Василия Димитриевича. Предание возникло как интерпретация записи в Троицкой летописи за 1398 г. о привозе Софией Витовтовной из Смоленска мн. древних икон, присланных из К-поля, и вошло во все печатные издания XIX – нач. XX в. о чудотворных иконах Божией Матери. В Клинцовском иконописном подлиннике (XVIII в.?) содержится указание на то, что икона была привезена Софией Фоминичной Палеолог, супругой вел. кн. Московского и всея Руси Иоанна III, из Литвы, при этом отмечается «западный перевод» образа.

«Б. Н.» (242х181 см), находящаяся в наст. время в местном ряду иконостаса Архангельского собора, слева от царских врат, исполнена царскими иконописцами при создании нового иконостаса в 1678-1680 гг. Через год для нее был изготовлен серебряный чеканный оклад с надписанием, как и на иконе, текста богородична (украден в 1812). Новый оклад был сделан в 1815 г.; в 1916 г. его заменили серебряной ризой и накладными серебряными херувимами на полях (не сохр.).

Богоматерь на иконе представлена в рост, с Младенцем Христом на руках, в окружении ярко-красной мандорлы и исходящими от нее волнистыми лучами сияния. Первоначально под ногами Богоматери было изображение лунного серпа (сохр. только графья). Образ восходит к изображениям, иллюстрирующим слова Откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна… И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным. » (Откр 12. 1, 5). Иконографический прототип возник в Германии в XV в. и получил распространение в зап. искусстве; в XVII в. из Польши через Украину, Белоруссию и Литву подобные изображения попали в Россию.

Небольшого размера копия с «Б. Н.» помещалась на укрепленном на левой колонке иконостаса деревянном резном позолоченном клейме (раме). Близкое иконе Архангельского собора изображение Богоматери было исполнено в 1682 г. царским изографом Василием Познанским для ц. Распятия Христова Большого Кремлевского дворца (в наст. время там же). Вариантами этой иконографии являются Виленская икона Божией Матери. образ «Жена, облеченная в солнце», а также многочисленные изображения Богоматери в росписях ярославских храмов кон. XVII – нач. XVIII в. Список (вольная копия) иконы Архангельского собора был создан в 1900 г. иконописцем Я. Е. Епанечниковым для ризницы ц. Успения Пресв. Богородицы в усадьбе сенатора В. П. Мордвинова в с. Ваулове Романово-Борисоглебского у. Ярославской губ. (в наст. время находится в Воскресенском соборе г. Тутаева Ярославской обл.).

Во 2-й пол. XIX – нач. XX в. празднование иконе было дважды: 6 марта и в Неделю Всех святых. По пятницам после литургии перед ней совершался молебен с акафистом и водоосвящением. Множество богомольцев приносили к образу лампады, свечи и масло. Известны случаи исцеления от иконы, в т. ч. одной лютеранки, о к-рой в течение 6 недель усердно молилась ее гувернантка.

Лит. Изображение икон Пресв. Богородицы, в правосл. Церкви почитаемых, с краткими о них сказаниями. М. 1853. С. 66; Лебедев А. Моск. кафедральный Архангельский собор. М. 1880. С. 161-163; Ровинский Д. Народные картинки. Кн. 4. С. 676; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 66; Поселянин Е. Богоматерь. С. 182; Скворцов Н. А. Археология и топография Москвы. М. 1913. С. 294; Извеков Н. Д. Моск. придворный Архангельский собор. Серг. П. 1916. С. 16, 18, 44, 94; Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л. 1950. С. 449; Щенникова Л. А. Забытые святыни, чтимые в Москве XV – нач. XX в. // Погибшие святыни: Сб. мат-лов. СПб. 1996. Вып. 10. Ч. 2. С. 126-128; она же. «Богоматерь Благодатное Небо» из Архангельского собора Моск. Кремля: Иконография и почитание образа // Florilegium: К 60-летию Б. Н. Флори. М. 2000. С. 441-453; она же. Чудотворные иконы Моск. Кремля // Христианские реликвии. С. 234; она же. О двух чтимых Богородичных иконах в храме-усыпальнице московских государей // Архангельский собор Моск. Кремля. М. 2002.

Эта чудотворная икона была привезена на русскую землю из Константинополя, еще до основания русских иконописных школ. Предположительно икона «Благодатное небо» была написана в конце семидесятых годов семнадцатого века. Первоначально икона хранилась в одном из храмов Смоленска. Когда великий князь Василий Дмитриевич (Василий Первый) решил взять в жены дочь литовского князя Витовта – Софью Витовтовну, последняя привезла чудотворную икону с собой из Смоленска. Согласно преданию, князь Витовт благословил дочь на брак этой иконой. Так икона попала в Москву, где ее разместили в иконостасе Архангельского собора Кремля.

Богородица изображена на иконе с младенцем Иисусом на руках. На головах Богоматери и младенца – золотые короны. В руках Иисуса – Евангелие. От Богородицы и Иисуса исходят яркие лучи. Существует несколько вариантов написания этой иконы. На некоторых других иконах корону над головой Богородицы и младенца держат в руках ангелы.

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и молимся пред святою иконою Твоею и смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице: помози нам немощным и грешным и сподоби нас Твоего Матернего заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь святую, град сей, страну нашу и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию и умиленно просящих со слезами Твоего заступления. О, Милостивая Мати, умилосердися на ны, обуреваемыя грехми многими, простри ко Христу Господу Богоприятныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи прегрешений наших прощения, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Его, да спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя достопокланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери «БЛАГОДАТНОЕ НЕБО» и молитва и акафист к ней

19 марта (6 марта по старому стилю)

Описание иконы Божией Матери Благодатное Небо:

Иногда этот образ по первым словам молитвам называют «Что Тя наречем». Старообрядческие варианты этой иконы Божией Матери часто называют «Что Тя наречем, Обрадованная». Именно так начинался текст молитвы Богородице до реформ патриарха Никона.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо» молятся о наставлении на путь, ведущий ко спасению и наследию Царствия Небесного, а также об исцелении различных душевных и телесных недугов, о благополучном путешествии на воздушном транспорте, от ересей и расколов, о наставлении в Православной вере .

Существует также совершенно другой – многофигурный, иконографически сложный извод образа Божией Матери «Благодатное Небо» с изображением Христа, древних пророков, православных святых и евангельских сюжетов. Из-за сложности изобразительного языка и символики данный образ встречается довольно редко.

икона Божией Матери «БЛАГОДАТНОЕ НЕБО»

19 марта (6 марта по старому стилю)

Описание иконы Божией Матери Благодатное Небо:

Иногда этот образ по первым словам молитвам называют «Что Тя наречем». Старообрядческие варианты этой иконы Божией Матери часто называют «Что Тя наречем, Обрадованная». Именно так начинался текст молитвы Богородице до реформ патриарха Никона.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо» молятся о наставлении на путь, ведущий ко спасению и наследию Царствия Небесного, а также об исцелении различных душевных и телесных недугов, о благополучном путешествии на воздушном транспорте, от ересей и расколов, о наставлении в Православной вере.

Часто с иконой Богородицы «Благодатное Небо» путают схожий образ под названием Икона Богородицы «ЖЕНА, ОБЛЕЧЕННАЯ В СОЛНЦЕ».

Существует также совершенно другой – многофигурный, иконографически сложный извод образа Божией Матери «Благодатное Небо» с изображением Христа, древних пророков, православных святых и евангельских сюжетов. Из-за сложности изобразительного языка и символики данный образ встречается довольно редко.

Источники: http://www.pravenc.ru/text/149309.html, http://iconochka.com.ua/shop/blagodatnoe-nebo, http://ostrov-pravoslav.io.ua/s426228/ikona_bojiey_materi_blagodatnoe_nebo_i_molitva_k_ney, http://www.deva-maria.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=82:—l—r&catid=30:2010-04-10-17-09-58&Itemid=3NULL Комментариев пока нет!

Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

“Благодатное Небо” – икона Божьей Матери. О чем молятся перед иконой?

В храмах дореволюционной Москвы было много чудотворных икон, которым поклонялись, у которых просили помощи во всех житейских делах. Под звон колоколов спешил к ним православный народ. Но были среди них особенно почитаемые. К ним шли со всех концов России. Одна из них называется “Благодатное небо”. О ней и будет наш рассказ.

Появление на Руси чудотворного образа

О том, как появился на Руси этот чудный образ, бытуют разные мнения. По одной версии, в XIV веке икону привезла в Москву из Смоленска благочестивая жена князя Василия Дмитриевича – Софья Витовтовна. В Смоленск же она была прислана из Константинополя вместе с другими древними образами. По другой версии икона имеет западное происхождение. Но эта версия менее убедительна, так как основывается исключительно на иконографических особенностях её письма.

Существует особая группа богородичных икон, именуемая «акафистные». Основной их смысл заключается в прославлении Царицы Небесной. Каждая из них является радостным, хвалебным гимном в Её честь. К этой группе принадлежит и «Благодатное небо» – икона Божией Матери. О чём молятся перед ней? О многом. Но главное – о наставлении на путь, приводящий в Царство Небесное. Не оставляет Пречистая Дева всех, с верой припадающих к Ней.

Прототип благодатного образа

Принято считать, что икона Божьей Матери «Благодатное небо» в качестве прототипа имеет другой образ, известный как «Жена, облачённая в солнце». Изображённая на нём фигура Богородицы с Младенцем на руках стоит на полумесяце. Её главу венчает корона, а вся Она окружена лучами. Мотивом его написания стали строки из книги Иоанна Богослова.

Святой апостол описывает, как сподобился узреть в небе жену, облачённую солнечными лучами, родившую младенца, которому уготовано было стать пастырем для всех людей мира. Созданный в Западной Европе в XV веке, этот иконографический тип через двести лет попал в Россию. Он и дал начало написанию богородичных икон, среди которых «Солнечная» и икона Божьей Матери «Благодатное небо».

Образ из московского храма

На православной Руси эти иконы были в особом почёте. Самой древней из них была икона Богородицы «Благодатное небо», находившаяся в Архангельском соборе Московского Кремля. Она являлась копией более древней иконы, написанной по указу благочестивого царя Алексея Михайловича. Для неё был изготовлен чеканный серебряный оклад. В 1812 году он был похищен, но через несколько лет заменён новым. Некоторые из его деталей, к сожалению, не сохранились.

В наши дни икона хранится в Московском Архангельском соборе. Широкое почитание её связано с именем московского митрополита Филарета (Дроздова). В 1853 году он распорядился собрать все имевшиеся документы, связанные с образом «Благодатное небо». Икона заняла свое место в обновлённом иконостасе собора, и по указанию митрополита дважды в год совершалось её празднование. Кроме того, ежедневно в её честь совершался особый молебен. Многочисленные паломники несли к ней свечи, масло и лампады. В самом начале прошлого века был сделан новый список с образа «Благодатное небо». Икона находится в настоящее время в одном из храмов Ярославской области.

Знаменитая фреска В. М. Васнецова

Рассказ об этом чудотворном образе будет неполным, если не вспомнить знаменитую фреску Владимирского собора в Киеве работы В. М. Васнецова. Произведение это настолько значительное, что на нём стоит остановиться подробнее. Его история не только интересна, но и чудесна.

В 1885 году один из руководителей работ по оформлению только что построенного храма, профессор А. Прахов, пригласил Васнецова для росписи стен, но болезнь сына помешала художнику принять предложение. Однако вскоре мысли об образе Богоматери так завладели им, что он изменил своё решение. Толчком послужила сцена, свидетелем которой он был: его жена, держащая на руках младенца – сына, вскинувшего в радостном порыве ручонки.

«Благодатное небо» – икона, ставшая частью храма

Тем временем в Киеве заканчивали подготовку храма к росписи. Профессор Прахов с группой помощников осматривал только что оштукатуренные стены. Штукатурка, как известно, сохнет неравномерно, и высохшие светлые участки чередуются с тёмными, ещё сырыми. Подойдя к той части стены, где должен быть заалтарный образ, все вдруг увидели на сухой и побелевшей части стены ещё сырую и потому тёмную область, очертанием своим подобную изображению Богородицы с младенцем на руках.

Прахов немедленно зарисовал увиденное, а все присутствующие удостоверили подлинность. Когда же Васнецов приехал в Киев и ему показали этот эскиз, он был поражён – очертания Богородицы в точности соответствовали виденному им образу жены с сыном на руках. Под впечатлением от увиденного он приступил к работе.

Через два года стену собора украсила знаменитая фреска «Благодатное небо». Икона, ставшая частью собора, щедро одаривала благодатью всех с верой приходящих к ней.

Икона – покровительница защитников неба

В наши дни эта икона остаётся одной из самых почитаемых в народе. Её празднование совершается 19 марта. Икона «Благодатное небо», значение которой вышло за рамки чисто религиозного символа, стала покровительницей российских воздушно–десантных войск, выполняя тем самым важную патриотическую миссию. Указом правительства России была учреждена медаль «Благодатное Небо».

Ею награждаются за особые заслуги по охране неба нашей родины. Известно, что легендарный военный лётчик А. И. Покрышкин родился в день её празднования, и всю войну берегла его в сражениях Матерь Божья.

19 марта «Благодатное небо» — икона Пресвятой Богородицы.

(6 / 19 марта и в Неделю Всех Святых)

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо» молятся о наставлении на путь, ведущий ко спасению и наследию Царствия Небесного, а также об исцелении различных душевных и телесных недугов, о благополучном путешествии на воздушном транспорте, от ересей и расколов, о наставлении в Православной вере.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Благодатное Небо»

Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотроковице, Пренепорочная Марие? Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося.

О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоносном семени жены и исполнися и совершися в Безмужней Деве. О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невесто Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходяшаго на небе солнца? Но Ты — самое Небо, из Тебе бо возсия Солнце Правды — Христос Бог наш, Спаситель грешных. Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий и отгоняющий смердение греха и зловоние прародительскаго тления. Наречем ли тя юною Непорочною Девою, не познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачною и девственною до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси. Наименуем ли Тя Чистою и Святою Мариею, превозшедшею Своею чистотою всех матерей и праматерей? Но Ты не токмо родила Того Младенца Христа, но и носила Его при Своих персех и питала Твоим матеродевственным млеком, Того, Иже питает всякое создание, Емуже со страхом и трепетом предстоят Небесные силы и Его же хвалит всякое дыхание и тварь. О, воистину Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоим Божественным ликом припадаем и пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да имиже весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. Аминь.

Что Тя наречем, о Благодатная? Небо? — яко возсияла еси Солнце Правды; рай? — яко прозябла еси Цвет нетления; Деву? — яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь? — яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим.

Кондак, глас тойже

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

«Благодатное небо» — икона Пресвятой Богородицы, по преданию, привезённая в Москву из Литвы супругой великого князя Василия I

Софией Витовтовной в качестве родительского благословения.

По привезённому Софьей образцу иконописцами Оружейной палаты в 1678—1680 годы был сделан список иконы для Архангельского собора Московского Кремля (в местном ряду иконостаса, слева от царских врат). 1682 году мастер Василий Познанский написал икону-аппликацию для церкви Распятия Теремного дворца Кремля.

Иконография воспроизводит видение Иоанном Богословом Жены, облечённой в солнце. Богоматерь изображена в полный рост, с Младенцем на левой руке. Её фигура окружена солнечной мандорлой, под ногами — серп луны. Головы Марии и Иисуса увенчаны коронами.

Празднование иконе совершается 19 марта (6 марта по старому стилю), а также в неделю Всех Святых.

Местночтимые списки образа имеются в московских храмах Троицы на Воробьёвых горах и Архангела Гавриила (Меншикова башня).

Иконе Божией Матери «Благодатное Небо» молятся об исцелении от душевных и физических болезней.

К ней обращаются, когда просят о наставлении на путь христианской веры тех, кто ведет неправедный образ жизни. На иконе Богородица изображена в полный рост, на левой руке Ее – Богомладенец.

Некоторые этот образ Богоматери называют по словам молитвы «Что Тя наречем». Икона Матери Божией «Благодатное Небо» пользуется особым почитанием в Москве, так как издревле находится в Архангельском соборе Московского Кремля.

http://ThePrayerBook.info/3619-molitva-pred-ikonoy. gorodicy-blagodatnoe-nebo.html

Понравилось: 3 пользователям

  • 3 Запись понравилась
  • 4 Процитировали
  • 0 Сохранили
    • 4Добавить в цитатник
    • 0Сохранить в ссылки

    Ответ на комментарий TimOlya

    TimOlya, TimOlya, TimOlya, Спасибо милая .

Оценка 4.3 проголосовавших: 54
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here