Ференц лист молитва

Все о религии и вере - "ференц лист молитва" с подробным описанием и фотографиями.

Ференц лист молитва

Лист Ференц (1811–1886)

Ференц Лист вошел в историю музыки как смелый новатор в области музыкальной формы и гармонии. Он обогатил новыми красками звучание фортепьяно (по словам В. Стасова, “начиная с Листа для фортепьяно стало возможно все”) и симфонического оркестра, дал интересные образцы решения ораториальных жанров, романтической песни, органных произведений и создал новый жанр программной одночастной симфонической поэмы.

Многогранная творческая деятельность Листа охватывает более 60-ти лет. Он сыграл большую роль в становлении венгерской национальной композиторской и пианистической школ, оказал огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры.

Ференц Лист родился 22 октября 1811 г. в деревне Доборьян (Венгрия). В детстве был очарован цыганской музыкой и веселыми танцами венгерских крестьян. Уже в пять лет он мог подобрать на фортепьяно любую из услышанных мелодий, а в семь свободно импровизировал и поражал необычайной для его лет виртуозностью и техникой.

Отец Листа, управляющий в большом имении графа Эстерхази, был музыкантом-любителем и поощрял интерес сына к музыке. Он же преподавал ребенку основы игры на фортепьяно.

В возрасте девяти лет Ференц дал свой первый концерт в соседнем городке Шопроне, на котором исполнил концерт Фердинанда Риса для фортепьяно с оркестром. Первое свое произведение – “вариации на тему вальса Диабелли” -Лист написал в 11 лет.

Вскоре он был приглашен в великолепный дворец Эстерхази. Игра мальчика настолько поразила гостей графа, что несколько венгерских дворян вызвались оплатить его дальнейшее музыкальное образование. Ференца послали в Вену, где он обучался композиции у А.Сальери и фортепьяно у крупнейшего педагога Европы К.Черни.

В Вене Лист познакомился с Бетховеном, который его благословил.

Венский дебют Листа состоялся 1 декабря 1822 г. Критики были в восторге, благодаря чему Листу были обеспечены полные залы и слава. Несмотря на это, Лист (как иностранец) не был принят в Парижскую консерваторию, и ему пришлось продолжить свое образование частным образом с Антонином Рейхой . В это время он совершил ряд гастрольных поездок во Францию и Англию.

После смерти отца (1827 г.) шестнадцатилетний Лист начал давать уроки. Тогда же он познакомился с молодыми композиторами Г. Берлиозом и Ф. Шопеном, искусство которых оказало на него сильное влияние. В начале 1830-х гг. кумиром Листа стал итальянский скрипач-виртуоз Н. Паганини – Лист задался целью создать столь же блестящий фортепьянный стиль, и даже перенял от Паганини некоторые особенности его поведения на концертной эстраде.

Годы с 1839 по 1847 отмечены беспримерной по своему размаху концертной деятельностью Листа почти во всех странах Европы. Эти непрерывные концертные поездки, сопровождающиеся неизменным триумфом, доставили Листу огромную славу, любовь и популярность.

С 1848 по 1861 гг. композитор жил в Веймаре. В роли капельмейстера Лист поддерживал все новое, радикальное, иногда – отвергнутое другими. Лист сочинял массу виртуозной концертной музыки и не жалел времени на преподавание. Именно в Веймаре появилась единственная фортепьянная соната композитора, а также ряд оркестровых пьес, а с 1849 г. – оркестровых поэм.

В 1858 г. Лист отказался от поста капельмейстера (однако следует отметить, что именно при нем Веймар стал центром европейской музыки). К этому времени музыкант был уже признанным вождем европейской интеллектуальной элиты.

В последние годы жизни творческая активность Листа стала менее интенсивной. Музыка этого периода отражает впечатления от поездки в Рим, которая вылилась в сочинения духовного характера.

До конца своих дней Лист сохранял творческую силу и душевную молодость. Несмотря на плохое самочувствие, Лист поехал в Байрейт, чтобы послушать оперы Вагнера “Парсифаль“ и “Тристан и Изольда“.

Заболев воспалением легких, Ференц Лист умер в Байрейте 31 июля 1886 г.

Музыкальное наследие:

Опера: Дон Санчо, или Замок любви” (Don Sanchе оu lе Chateau d’Аmоur, 1825 г.)

Произведения для голоса с оркестром: оратории: “Легенда о святой Елизавете” (Legendе von der heiligen Еlisabeth, 1862 г.; 4 пьесы – обработка для фортепиано в 4 руки, 1868 г.), “Христос” (1866 г., 3 части, также обработка в 4 руки, 1873 г.), “Легенда о святом Станиславе” (Legende vom heiligen Stanislaus, неоконченное сочинение, 1863-1886 гг.;Интерлюдия, 1863 г.;2 полонеза для фортепиано в 2 руки, 1874 г.), легенды, в том числе Св. Цецилия (1874 г.), мессы – “Гранская” (“Торжественная”) [Мissа solemnis (Graner Меsse), 1855 г.], “Хоральная” (Мissа сhoralis, 1865 г.), “Венгерская коронационная” (Маgуаr koronazasi mise, 1866-1867 гг., Вenedictus из неё – для фортепиано, 1867 г.; для оркестра, 1875 г., Оffertorium – для фортепиано, 1867 г., эти части из мессы также для фортепиано в 4 руки, 1869 г.); кантаты: “Торжественная, к открытию памятника Бетховена в Бонне” (Festkantate zur Еnthullung des Веethoven-Denkmals in Воnn, 1845 г.), “К празднованию столетия Бетховена” (Zur Sakularfeier Вeethovens, 1870 г.), “Венгрия” (Ungaria-Каntate, 1848 г.) и реквием (1868 г.) и др.

Произведения для оркестра: “Фауст-симфония” (по И. В. Гёте, 1854 г., заключительный хор, 1857 г.; “Гретхен”, 2-я часть – для фортепиано в 2 руки, 1874 г.; для 2 фортепиано, 1856 г.), “Симфония к Божественной комедии Данте” (Еine Sym phinie zu Dantes Divina Соmmedia, 1856 г.), 13 симфлнических поэм (также для фортепиано в 4 руки, 1857-1881 гг.: “Что слышно на горе” (Сe qu’оn entehd sur lа montagnе, по В. Гюго, 1847-1857 гг.), “Тассо. Жалоба и Триумф” (Таssо. Lamento e Тrionfо, по И. В. Гёте, 1849-1856 гг.), “Прелюды” (по Ж. Oтрану и А. Ламартину, 1848-1854 гг.), “Орфей” (1854 г.), “Прометей” (по И. Г. Гердеру. 1850-1855 гг.), “Мазепа” (по В. Гюго, 1851 г.), “Звуки празднества” (Festklange, 1853 г.), “Плач о героях” (Heroide funebre, 1850-1854 гг.), “Венгрия” (1854 г.), “Гамлет” (по У. Шекспиру, 1858 г.), “Битва гуннов” (Hunnenschlacht, по картине В. Каульбаха, 1857 г.), “Идеалы” (Die Idealе, по Ф. Шиллеру, 1857 г.), “От колыбели до могилы” (Von der Weigе bis zum Grabе, 1882 г., также для фортепиано в 2 руки, 1881 г.; для фортепиано в 4 руки, 1881 г.); 2 эпизода из Фауста Н. Ленау [Zwei Ерisoden аus dem Faust von N. Lenau: Ночное шествие (Der Nachtliche Zug) и “Танец в деревенском кабачке” (Мефисто-вальс) [Der Tanz. in der Dorfshenkeе (Мерhisto Walzer), 1860 г.: вариант для фортепиано в 2 руки, 1859-1860 гг.: в 4 руки – 1861 и 1862 гг.], 2-й Мефисто-вальс (Zweiter Мephisto-Walzer, также варианты для фортепиано в 2 руки и в 4 руки, 1881 г.), 3 траурные оды (Тrois odes funebres, 1860 г.), марши, в том числе венгерские – Штурмовой (Маgуаr indulo, 1-я редакция 1843 г.; 2-я 1875 г.), “К коронационному празднику в Офен-Пеште 8 июня 1867” (Маgуаr indulо аz 1867 8-i budapesti koronazasi unnepseg аlkamarа, 1870 г.), “Ракоци-марш” (Rakoczi-indulo, 1865 г.; также для фортепиано в 4 руки, 1870 г.), Венгерские рапсодии (совместно с Ф. Доплером; переложено для фортепиано в 4 руки, 1874 г. ) и др.

Произведения для фортепиано с оркестром: 2 концерта: 1-й ЕS-dur (1849 г., окончат, редакция 1856 г.), 2-й А-dur (1839 г., окончательная редакция 1861 г.), Большая симфоническая фантазия на темы “Лелио” Берлиоза (Grande Fantasie symponiquе, 1834 г.), “Пляска смерти” (парафраза на Dies Irас – Тоtentanz, 1838-1849 гг.; переработана 1853 г., 1859 г.; вариант для фортепиано в 2 руки, около 1865 г.; для 2 фортепиано, около 1865 г.), “Фантазия на венгерские народные темы” (Fantasie uber ungarischе Volksmelo dien, 1852 г.) и др.; струн, квартет Ангелюс (Аngelus, 1880 г., по фортепиано редакция)

Марши: Героический марш в венгерском стиле (Heroischer Marsch im ungarischen Styl, 1840 г.), Торжественный марш по случаю празднования столетия со дня рождения Гёте (Festmarsch zur Saecularfeier von Goethe’s Gеburstag, 1-я редакция 1849 г.; 2-я редакция и вариант для фортепиано в 4 руки, 1857 г.), “Ракоци-марш” (Rakoczi-indulо, 1853 г.), “Бюлов-марш” (Bulow-Marsch, 1883 г.)

Разные пьесы: Бравурное аллегро (Allegro di bravura, 1825 г.), Бравурное рондо (Rondo di bravura, 1825 г.), Колыбельная песня (Berceuse, 1-я редакция 1854 г.; 2-я редакция 1862 г.), Экспромт (Impromptu, 1872 г.), Забытый романс (Romance oubliee, 1880 г.), “Траурная гондола” (Die Trauergondel, 1882 г.), “Серые облака” (Trube Wolken, 1881 г.), “Траурная

прелюдия” (Trauervor-spicl, 1885 г.) и др.

Произведения для фортепиано в 4 руки: “Праздничный полонез” (Festpolonaise, 1876 г.), Вариации на тему Тати-Тати (1880 г.)

Произведения для 2 фортепиано: “Патетический концерт” (Concerto pathetique, до 1856 г.), “Большая концертная пьеса на “Песни без слов” Ф. Мендельсона” (Grosses Konzertstuck uber Mendelssohns Lieder ohne Worte, 1834 г.)

Произведения для инструмента c фортепиано:

Большой концертный дуэт на романс М. Лафона “Моряк” (Grand Duo concertant sur la romanse de M. Lafont “Le marin”, 1830-е гг.) и др.

1-я и 2-я элегии (1874 и 1877 гг.; 1-я Элегия также для виолончели, фортепиано, арфы и гармониума, 1874 г.)

“Забытый романс” (Romance oubliee, 1880 г.)

Произведения для органа:

Mecca (1879 г.), Реквием (1883 г.), Фантазия и фуга на хорал “Ad nos, ad solutarem Undam” (1850 г.), Прелюдия и фуга на тему BАСН (1-я редакция 1855 г.; 2-я редакция 1870 г.), Вариации на Basso continuo, 1-й части кантаты “Плач, жалобы, заботы” и Круцификсус из мессы h-moll И. С. Баха (1863 г.) и др.

Произведения для хора: светские песни для 4-голосного мужского хора на слова И. В. Гёте Г. Гервега (1841 г.), “Кузнец” (на слова Ламенне, для мужского хора и баса с фортепиано, 1845 г.), Хор рабочих (Arbeiterchor, переложение для фортепиано в 4 руки, назван Героический марш. 1848 г.), Хор ангелов (Chor der Engel из “Фауста” Гёте, 1849 г.), хоры к “Освобожденному Прометею” Гердера [1850 г., окончательная редакция 1857 г., Пастораль и хор жнецов (Pastoralе. Schnit-tenchor), также для фортепиано в 2 руки и в 4 руки, 1861 г.], “К художникам” (An die Kunstler, 1-я редакция до 1853 г.; 2-я редакция 1853-1854 гг., 3-я редакция 1856 г.), для мужского хора – 12 песен (на cлова немецких поэтов, 1842-1859 гг.), “Песня воодушевления” (A lelkesedes dala, 1871 г.), “Венгерская королевская песня” (Magyar kiraly-dal, на cлова К. Абраньи, 1883-1884 гг., также для фортепиано) и мн. др.

Tan-tum ergo (1822 г., 1-я и 2-я редакция 1869 г.), Ave Maria (1869 г., обработка для голоса с органом, 1869; для фортепиано в 2 руки, 1873 г.), “Отче наш” (Pater noster, 1846 г., 2-я редакция 1853 г.), Te Deum (I-1859 г., II-1853 г.), “К св. Франциску из Паолы. Молитва” (An den heiligen Franzis-kus von Paula.Gebet, до 1860 г.), Ave maris Stella (1-я редакция 1865 г.; 2-я редакция 1868 г.; вариант для фортепиано, 1870 г.; обработка для голоса с органом, гармониумом или фортепиано, 1868 г.), Crux (1865 г.), О, salutaris hostia (1-я редакция 1869 г.; 2-я – около 1870 г.), Ave verum corpus (1871 г.), Via Crucis (1873-1879 гг.), Ossa arida (1879 г.) и др.

Произведения для голоса с фортепиано: песни и романсы: на слова Г. Гейне, в том числе Лорелея (1-я редакция 1841; 2-я-1855 г.; вариант с оркестра, 1840-

1850-е гг.), “Ты, как цветок, прекрасна. “ (Du bist wie eine Blume, 1840-е гг.). “Мои отравлены песни. “ (Vergiftet sind meine Lieder, 1842 г.) и др., на cлова И. В. Гёте, в том числе – Песнь Миньоны (Mignons Lied, 1-я редакция 1842 г.; 2-я – около 1856 г.), “Жил в Фуле король когда-то” (Es war ein Konig in Thule, 1-я редакция около 1843 г.; 2-я -1856 г.), “Радость и горе” (Freudvoll und leid-voll, 1-я версия 1844 г., 2-я – около 1850 г.), “Тот, кто свой хлеб в слезах не слова” (Wer nie scin Brot mit Tranen ass, 1-я версия,

1840-е гг., 2-я – около 1860 г.), “На горных вершинах покой” (Uber allen Gipfeln ist Ruh, 1-я редакция 1840-е гг.;

2-я-около 1859 г.), на cлова В. Гюго, в том числе “Когда я сплю” (Oh, quand je dors, 1-я редакция 1842 г., 2-я – около 1859 г.), “Как говорили они. “ (Comment disaient-ils, 1-я редакция 1843 г., 2-я 1859 г.) и на слова Ф. Дингельштедта – “Лейся, лейся взор лазурный” (Schwebe, schwebe, blaues Auge, 1-я редакция 1845 г., 2-я – около 1860 г.), на слова Ф. Фрейлиграта, в том числе – “Люби, пока любить ты можешь” (О lieb, so lang du lieben kannst, около 1845 г.), на cлова Г. Гофмана фон Фаллерслебена, в том числе “Вы мне дайте сном забыться” (Lasst mich ruhen, 1850-е гг.), на слова Л. Рельштаба – “Ты луч возьми у солнца” (Nimm einen Strahl dеr Sonne, 1850-е гг.), на cлова

О. Редвица – “В любви всё чудных чар полно. “ (Es muss ein Wunderbares sein, 1857 г.), на cлова Н. Ленау – “3 цыгана” (Die drei Zigeuner, также вариант для голоса с оркестра, оба – 1860 г.), на cлова Е. Мещерского – “Ты. “ (Du hist, 1840-е гг.), на cлова Каролины Павловой – “Женские слёзы” (Les pleurs de femines, 1843 г.), на cлова

М.Ю. Лермонтова – “Молитва” (Gebet, по нем. пер. Ф. Боденштедта – 1870-е гг.), на cлова К. Абраньи – “Венгерская королевская песня” (Magyar kiraly-dal, 1883 г.) и др.

Обработки, транскрипции, переложения собственных произведений:

для оркестра2 легенды (1863 г.), Большой концерт – соло (около 1850 г., возможно, обработка не Листа), Benedictus из “Венгерской коронационной мессы” (1875 г.) и др.

для голоса с оркестром: “Жанна д’Арк на костре” (слова А. Дюма, 1840-е годы), “Могила отцов” (на слова Л. Уланда, 1844 г.), “Лорелея” (слова Гейне, 1840-

1850-е гг.), 3 песни из “Вильгельма Тел-ля” Шиллера (1850-е гг.), “3 цыгана” (слова Н. Ленау, 1860 г.)

Произведения для фортепиано в 2 руки:

оркестровые“Танец в деревенском Кабачке”, 1-й Мефисто-вальс (1859-1860 гг.), “Торжественное шествие артистов, к юбилею Шиллера 1859” (около 1860 г.), “Торжественное погребение Тассо” (1866 г.),

“2 полонеза из оратории Станислав” (1870-е гг.), “Гретхен” (2-я часть из симфонии “Фауст”, 1874 г.), 2-й Мефисто-валъс (1881 г.), “От колыбели до могилы” (1881 г.) и др.

скрипичных сочинений“Эпиталама к празднованию бракосочетания Эдуарда Ременьи” (1872 г.)

хоровых“Героический марш” (Marche heroique, 1848 г.), “Воинственные песни” (Geharnischte Lieder, 3 пьесы, около 1850 г.), Пастораль, Хор жнецов из “Освобожденного Прометея” (Pastorale. Schnitterchor aus dem “Entfesselten Prometheus”, 1861 г.), “Славим славных славян!” (Slavimo slavno Slaveni!, поcвящено 1000-лeтию Кирилла и Мефодия, около 1863 г.), “Папский гимн” (L’hymne du Рарe, 1865 г.), “Рождественская песня” (1864 г.), Из “Венгерской коронационной мессы” (1 – Benedictus, 2 – Offertorium, 1867 г.), “Ave maris stella” (около 1870 г.), Юмореска (Gaudeamus igitur, около 1870 г.), “Ave Maria” из сборника: “Церковные хоровые песнопения”, “Солнечный гимн св. Франциска” (Cantico del Sol di San Francesco, 1881 г.) и др.; камерных вокальных сочинений и мелодекламаций“3 сонета Петрарки” (около 1840 г.), “Он так меня любил!” (1843 г.), “Как говорили они. “ (1847 г.), “Книга песен для фортепиано” (Buch der Lieder fur Piano allein, около 1844 г.), “Достоинство монахини” (около 1844 г.), “Грёзы любви”, 3 ноктюрна (Liebestraume. 3 Notturnos, 1850 г.), “Веймарская народная песня” (1857 г.), “Бог Венгрии” (1881 г.), “Слепой” (Der blinde Sanger – обработка мелодекламации к балладе А. К. Толстого, 1878 г.) и др.

Произведения для фортепиано в 4 руки:

10 cимфонических поэм (1857-1881 гг.), 2 эпизода из “Фауста” Ленау (1861 и 1862 гг.), 2-й Мефисто-вальс (1881 г.), “Торжественный марш, поcвящённый Гeте” (около 1858 г.), “Торжественный марш на мотивы Эрнста, герцога Саксен-Кобург-Готского” (около 1859 г.), Ракоци-марш (1870 г.) и др.;

фортепьянных“Большой бравурный вальс” (около 1836 г.), “Большой хроматический галоп” (1838 г.), “Гуситская песня” (около 1840 г.), “Венгерские рапсодии” (1874 г., 1882-1885 гг.), “Памяти Петефи. Мелодия” (1877 г.), “Чардаш смерти” (1882 г.), “Навязчивый чардаш” (1884 г.);

скрипичные“Эпиталама к празднованию бракосочетания Эдуарда Ременьи” (1870-е гг.), 1-я элегия (1874 г.); органные – “Фантазия и фуга на хорал Ad nos, ad solutarem undam” (1850 г.)

хоровые“Героический марш” (Хор рабочих, 1848 г.), Пастораль. Хор жнецов из “Освобожденного Прометея” (1861 г.), “Папский гимн” (1865 г.), 4 пьесы из легенды “Святая Елизавета” (около 1868 г.), “Из венгерской корона ционной мессы” (1869 г.), “Юмореска” (Gaudeamus igitur, 1872 г.), Excel sior! Прелюдия к “Колоколам страсбургского собора” (1875 г.), Via Crucis (1878 г.) и др.;

песни: “Веймарская народная” (1857 г.), “Венгерская королевская” (около 1884 г.)

Произведения для 2 фортепьяно:

оркестровых2 симфонии (1856 и 1859 гг.), 12 симфонических поэм (около 1854-1861 гг.)

фортепиано с оркестром2 концерта (1853 г., 1862 г.), “Пляска смерти” (около 1865 г.) и др.

Обработки и транскрипции произведений других композиторов, парафразы, фантазии для оркестра:

оркестровых – “Галицийские танцы”

Б. Эгрсшши и “Гимн” ф. Эркеля (около 1873 г.), Марши Ф.Шуберта (1859-1860 гг.) и др.;

для фортепиано с оркестром – 3 фантазии: “Большая симфония фантазия на темы из “Лелио” Берлиоза” (1834 г.), “Фантазия на мотивы из “Афинских развалин” Бетховена” (между 1848 и 1852 гг.), “Большая фантазия Ф. Шуберта C-dur ор. 15” (до 1851 г.), “Блестящий полонез К. М. Вебера” (около 1851 г.);

для голоса с оркестром6 песен Шуберта (“Молодая монахиня”, “Маргарита за прялкой”, “Песнь Миньоны”, “Лесной царь”, “Двойник”, “Прощанье”, 1860 г.), “Всемогущество”, песня Ф. Шуберта (1871 г.), 2 песни Ф. Корбаи (1883 г.);

Произведения для фортепиано в 2 руки:

оперныхБольшая фантазия на тирольскую песню из оперы “Невеста” (1829 г.), Бравурная тарантелла и 2 фортепиано пьесы на темы оперы “Немая из Портичи” (1846 и 1840-е гг.) Ф. Д. Э. Обера, Воспоминания – о “Пуританах” (1836 г.) и о “Норме” (1841 г.), Гекзамерон. Концертная пьеса. Большие бравурные ва риации на марш и”Пуритане” (1837 г.), “Фантазия на любимые мотивы из “Сомнамбулы” (1840 г.) В. Беллини, Большая фантазия из “Ниобеи” (1835-1836 гг.) Дж. Пачини, Воспоминания о “Лючии ди Ламмермур” (1835-1836 гг.), Марш и каватина (из той же оперы, 1835-1836 гг.), и (2 пьесы, 1841 или 1842 гг.), Вальс-каприс на 2 мотива из “Лючии” и “Паризины” (1842 г.), Похоронный марш из “Дон Себастьяна” (1844 г.) Г. Доницетти, Большая драматическая фантазия на темы из “Гугенотов” (1836 г.), Воспоминания о “Роберте-Дьяволе” (1841 г.), Иллюстрации к “Пророку” (3 пьесы, 1849-1850 гг.), Иллюстрации к “Африканке” (2 пьесы, 1865 г.) Дж. Мейербера, Увертюра к “Вильгельму Теллю” (1838 г.) Дж. Россини, Воспоминания о “Дон Жуане” (1841 г.) В. А. Моцарта, увертюры – к операм “Оберон” (1843 г.), “Вольный стрелок” (1846 г.), Народная песня из “Прециозы” (1848 г.)

К. М. Вебера; Лебединая песня и марш из “Ласло Хуньяди” (1846 г.) Ф. Эркеля; Черкесский марш (Марш Черно мора) из “Руслана и Людмилы” М. И. Глинки (1843 г.), “Слава Марии” (Salve Maria) из оперы “Иерусалим” (“Ломбардцы”, 1848 г.), концертные парафразы “Эрнани” (1849 г.), “Риголетто” (1859 г.), Mi-sеrеrе из “Трубадура” (1859 г.), “Священный танец и заключительный дуэт” (Danza sacra е Duetto final) из “Аиды” (1870-е гг.), Воспоминания о “Бокканегра” (1882 г.) Дж. Верди, увертюра (1848 г.), речитатив и романс (1849 г.), хор пилигримов (1-я редакция 1860 г., 2-я редакция 1885 г.) из оперы “Тангейзер”, 2 пьесы из “Тангейзера” и “Лоэнгрина” (1852 г.), 2 пьесы из оперы “Лоэнгрин” (около 1854 г.), Фантазия на мотивы из оперы “Риенци” (1859 г.), Песня прях (1860 г.) и баллада из оперы “Летучий голландец”

(1860-е гг.), Смерть Изольды из оперы “Тристан и Изольда” (1867 г.), “Песня Вальтера” (Am stillen Herd) из оперы “Нюрнбергские мейстер зингеры” (1871 г.), Валгалла (отрывок из трилогии “Кольцо нибелунга”, 1876 г.), Торжественное шествие к св. Граалю из “Парсифаля” (1882 г.) Р. Вагнера, Финальное анданте и марш из оперы “Король Альфред” (1853 г.) И. Раффа, Фантазия на венгерскую оперу “Прекрасная Илонка” (1867 г.)

М. Мошоньи, Вальс из оперы “Фауст” (до 1861 г.), Сабинянки, Колыбельная из оперы “Царица Савская” (1865 г.), Прощание, Мечты (фантазия) на мотив из оперы “Ромео и Джульетта” (1867 г.) Ш. Гуно, Полонез из оперы “Евгений Онегин” (1880 г.)

П.И. Чайковского и др.;

оркестровых“Юбилей ная увертюра Вебера” (1846 г.), Эпизод из жизни артиста, Большая фантастическая симфония, фортепиано партитура (1833 г.), увертюра “Тайные судьи” (1833 г.), Танец сильфов из “Осуждения Фауста” (1860 г.)

Г. Берлиоза, симфонии (5-7-я – 1837 г., остальные позднее), Каприччио в турецком стиле на мотивы “Афинских развалин” (1847 г.) Л. Бетховена, Свадебный марш и Хоровод эльфов из музыки “Сон в летнюю ночь”

Ф. Мендельсона (1849 или 1850 гг.), Торжественный марш к 100-летию со дня рождения Шиллера Дж. Мейербера (1860 г.), “Пляска смерти” Сен-Санса (около 1876 г.), Вступление и венгерский марш И. Сеченьи (1878 г.), Из музыки к “Нибелунгам” Геббеля и к “Фаусту” Гёте (4 пьесы, 1878-1879 гг.), Симфоническое интермеццо к пьесе Кальдерона “Над всем любовь” (1882 или 1883 гг.) Э. Лассена;

камерно-инструментальныхБольшой септет Бетховена ор. 20 (1840 г.), Септет И. Н. Гуммеля (1848 г.)

фортепьянных“Венгерские мелодии” (1838 г.), Марши Шуберта для фортепиано соло (3 пьесы, 1846 г.), Венские вечера. Вальсы-каприсы по Шуберту (9 пьес, 1852 г.), Тарантелла А. С. Даргомыжского (1879 г.);

скрипичныхБольшая бравурная фантазия на “Кампанеллу” Паганини (1831-1832 г.), Бравурные этюды по каприсам Паганини (1838 г.), Пёстрая вереница Ф. Давида (24 пьесы, 1850 г.);

органных6 прелюдий и фуг (около 1842 г.), Фантазия и фуга g-moll (1872 г.) И.С.Баха;

вокальных – циклы песен Ф. Шуберта – “Лебединая песня” (14 пьес, 1838-1839 г.), “Зимний путь” (14 пьес, около 1840 г.), “Духовные песни” (4 пьесы, 1840 г.), 6 мелодий (1846 г.), “Прекрасная мельничиха” (6 пьес, 1846 г.); “Летние ночи в Посилипии. Итальянские вечера” (3 пьесы, 1838 г.) Г. Доницетти: Итальянские вечера. Шесть развлечений для фортепиано на мотивы Меркаданте (1838 г.), Музыкальные вечера Россини (12 пьес, 1837 г.), 2 транскрипции – Ария из Stabat Mater и Милосердие (обе – 1847 г.) Дж. Россини, Аделаида (1839 г.), 6 духовных песен (1840 г.), “К далёкой возлюбленной” (1849 г.) Л. Бетховена, цикл песен Ф. Мендельсона (7 песен: “На крыльях песни”, “Воскресная песня”, “Путевая песня”, “Новая любовь”, “Весенняя песня”, “Зимняя песня”, “Зюлейка”, 1840 г.), “Поездка по воде” (1848 г.), “Прощание охотника” (1848 г.), “Лира и меч” (1846 г.), “Колыбельная с арабесками” (1848 г.), “Я в одиночестве не одинок” (1848 г.)

К.М. Вебера, 3 песни И. Дессауэра – “Соблазн”, “Две дороги”, “Испанская песня” (1847 г.), песни Р. Шумана – “Песня любви” (Посвящение, 1848 г.), “Весенняя ночь” (издано 1872 г.), “Провансальская песня” (1881 г.); песни Роберта и Клары Шуман [Р. Шумана]: “Рождественская песня”, “Странствующий колокол”, “Приход весны”, “Прощание альпийского пастуха”, “Это он”; “Тот лишь, кто сам страдал. “, “У дверей, как скромный нищий” (7 пьес), [К. Шуман]: “Почему ты хочешь спрашивать других?”, “Я в твоём взоре”, “Тайное шептание” (около 1870 г.), циклы песен Р. Франца – “Песни тростника” (5 пьес), 3 песни – “Шалун”, “Вестник”, “Морская тишь” (около 1849 г.), 4 песни – “Летние розы”, “Бурная ночь”, “Слышится шум и стенанье”, “Весна и любовь” (около 1849 г.), 2 песни Э. Лассена – “Небо, спаси мою душу” (1861 г.), “Я нахожусь в глубоком одиночестве” (1860-е гг.; Confutatis и Lacrimоsa из Реквиема (около 1865 г.) Моцарта, Воззвание и Вен герский гимн (Szоzat und Ungarischer Hymnus, 1873 г.) Б. Эгрешши и Ф. Эркеля; 2 песни А. Г. Рубинштейна –“О, если б навеки так было!” и “Азра” (1881 г.)

Произведения для 2 фортепиано:

оркестровых9-я симфония Бетховена (до 1851 г.), Гексамерон на тему из “Пуритан” (около 1870 г.) и Воспоминания о “Норме” (1870-е гг.) Беллини, Воспоминания о “Дон Жуане” (1870-е гг.) Моцарта

Произведения для органа:

оперныхХор юных пилигримов из оперы “Тангейзер” (1-я редакция 1860 г., 2-я редакция 1862 г.) Вагнера

хоровых“Церковная торжественная увертюра на хорал” (1852 г.)

О. Николаи, Вступление и фуга из мотета Ich hatte viel Bekum-mernis и Andante Aus tiefer Not (1860 г.) И. С. Баха и др.

фортепьянныхПрелюдии Шопена ор. 28, №№ 4, 9

скрипичныхAdagio из скрипки сонаты И. С. Баха (1860-е гг.)

для тромбона и органаАрия из Stabat Mater Россини (1860-е гг.)

для голоса с фортепиано“Венецианская баркарола”, “Панталеони” (около 1852 г.), “Сербская песня Девушка на берегу моря” (1850-е гг.).

22 октября 1811 г.

Родился Ф. Лист в деревне Доборьян (Венгрия)

П ервое произведение Листа – “вариации на тему вальса Диабелли”.

1 декабря 1822 г.

Первый концерт Листа в Вене

Годы активной концертной деятельности

Стал капельмейстером при герцогском дворе в Веймаре

Получил звание советника венгерского короля

В Будапеште торжественно отпраздновано пятидесятилетие творческой деятельности музыканта

Папа Римский Пий IX присвоил Листу звание почетного каноника

Провел в Веймаре мемориальный концерт памяти Вагнера

Отправился в Англию, где был принят королевой Викторией и восторженно встречен почитателями

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
Оценка 4.2 проголосовавших: 61
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here