Дыхание и молитва

Все о религии и вере - "дыхание и молитва" с подробным описанием и фотографиями.

Дыхание и молитва

Православные исихасты-безмолвники были прекрасно осве- домлены о важнейшей роли дыхания для «соединения человека с Божественным миром». Концентрируя внимание на Слове-молитве, они обязательно синхронизировали рецитацию Иисусовой молитвы с собственным дыханием.

Эта традиция вряд ли родилась в Восточном Средиземноморье: об этом нет никаких сведений в сохранившихся литературных источ- никах. Наиболее вероятно ее заимствование в древнеиндийской культуре. Тем не менее, уже в первых веках христианской эры она была адаптирована к местным условиям и стала неотъемлемой

частью исихастского метода тренинга мозга, получившего яркое название «художество художеств» или «художественная молитва».

«Иисусова память да соединится с дыханием твоим!», — наставлял в V веке христиан великий подвижник святой Иоанн Лест- вичник.

Его поддерживает в VII столетии другой великий святой Исихий Синайский, предлагая метод борьбы с хаотическим рождением мыслей, желаний и ощущений — помыслами, мешающими взаимо- действию с «иным миром»: «…Если хочешь покрыть стыдом чужды помыслы и непрестанно трезвиться сердцем, молитва к Господу Иисусу да прилепится к дыханию твоему, и в немного дней увидишь желание свое исполненным».

Исихий неустанно внушал христианам, что концентрация внимания на слове при синхронизации его рецитации с дыханием повышает эффективность психофизических упражнений:

«Внимание есть непрестанное от всякого помысла безмолвие сердца… Трезвение есть твердое водружение и стояние ума у двери сердца, так что он видит, как подходят чуждые помыслы, эти воры-окрадыватели… Сие сладчайшее имя (Иисуса) да прилепится дыханию твоему, и тогда узнаешь ты пользу безмолвия».

«Художественная молитва» стала основным инструментом приобретения сверхвозможностей или стяжания Даров Святого Духа, в теологической интерпретации, не только у отшельников, но и в большинстве монастырей восточной христианской церкви. Причем иногда использовался вариант методики, когда объектом концен- трация внимания становилось самое дыхание, а рецитация Слова имела подчиненное значение, акцентируя внимание на определенных этапах дыхательного процесса. То есть именно так, как было предложено в нашей методике.

Никифор, святой подвижник Афонской Горы, в XIII столетии отдавал предпочтение этой разновидности тренировки, под «сбором или хранением ума» подразумевая внимание 16 : «Сядь и, собрав ум свой к себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до сердца, и вместе с сим вдыхаемым воздухом понюдь его сойти в сердце и там остаться… Когда твой ум утвердится в сердце, то ему там не следует оставаться молчащим и праздным, но непре- станно творить молитву… и никогда не умолкать».

Несколькими веками ранее преподобный Симеон Новый Богослов предлагал методику тренировки, которую можно интерпре- тировать, как использование в качестве объекта концентрации внимания сердца, при вспомогательной роли Слова и дыхания:

«Сядь безмолвно и уединенно, преклони голову, закрой глаза; потише дыши, воображением смотри внутрь сердца, своди ум, то есть мысль из головы в сердце. При дышании говори: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», тихо устами, или одним умом»

В XIV веке преподобный Григорий Синаит составил методику «художественной молитвы», ставшую в православии одним из источ- ников громкого скандала и последующей богословской полемики.

«С утра, сидя на седалище вышиною в одну пядь, низведи ум из головы к сердцу и держи его в нем, согнись до боли и, сильно удручая грудь, плечи и шею, взывай непрестанно в уме и душе: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя…» Удерживай также и дыхательное движение, потому что выдыхание, от сердца исходящее, помрачает ум и рассеивает мысль».

1 6 Никифор дает вполне разумные определения внимания: «внимание есть блюдение (хранение) ума» или «внимание есть собрание ума к себе и углуб- ление его в один какой-либо предмет при оставлении всех посторонних мыслей и воображений».

Богословы увидели в предлагаемой позе, а также в задержке дыхания, соответствие практике буддийской или индуистской йоги, прямое заимствование из восточных культур. Более того, исихасты настаивали на том, что используемый ими метод позволяет общаться с Божественным миром и достигать самого Бога. Это в корне проти- воречило доктрине о непознаваемости Бога, которой в основном придерживались богословы западной, римской, ветви христианства. Несомненно, православный исихазм и его точка зрения на отно- шения человека с Богом не могли остаться без внимания. Итальянский грек Варлаам обвинил исихастов во всех смертных грехах и ереси и даже обозвал их «омфалопсихами» (от греч. «омфалос» — «пуп», «психе» — «душа, психика», то есть те, у кого душа в пупке), намекая, видимо, на восточные методы концентрации внимания на области пупка.

Однако архиепископ в греческих Фессалониках Григорий Палама, прошедший исихастскую школу в монастырях Святой горы Афон, в споре с Варлаамом сумел отстоять необходимость соеди- нения молитвы с дыханием и естественность принятия молящимся некоторых телесных поз. Что касается пределов познания, то архиепископ, опираясь на жизненный опыт православных подвиж- ников-исихастов, доказал, что познание или общение с Богом возможно, но только в особом состоянии — созерцании, которое достигается исихастскими психофизическими методами.

Более того, Палама убедительно показал, что «священное безмолвие» вообще является основой христианского вероучения. Все это официально в середине XIV века неоднократно подтверждалось константинопольским Собором. Варлаам вынужден был признать себя побежденным и каяться. Показательно, что он сразу же покинул Константинополь и по прибытию в Рим в качестве «компенсации» за

проигранную с православием полемику получил от Папы сан епископа. Впоследствии Варлаам, блестяще образованный человек, обучал греческому языку великого поэта Петрарку.

«Художественную молитву», в которой тренировка внимания основана на сочетании слова с дыханием, до сих пор используют в православных монастырях как на Святой горе Афон, так и в других местах православного Востока.

Афонские монахи использовали и методы регулирования соотно- шения между временем вдоха и временем выдоха посредством произнесения достаточно длинной Иисусовой молитвы в ее полной форме.

«Молитву пусть он произносит по одному разу на каждый вдох», — пишет в своем наставлении безымянный православный исихаст XIX века. Если большую часть молитвы произносить на выдохе, то время, за которое он производится, будет многократно превышать время вдоха.

«Молитва прилепляется к дыханию, а ум пробуждается и следит за ней. Со временем ослабевают страсти, умиряются помыслы и утихает сердце», — объясняет смысл «художеств» Иису- совой молитвы наш современник, архимандрит Ефрем, игумен Афонского монастыря преподобного Фелофея.

Однако в русском православии отношение к «художественной молитве» до сих пор остается сложным. О ее истинном содержании вряд ли подозревают не то что простые верующие, но даже монахи и священнослужители. Корни такой ситуации образовались во второй половине XIX века, когда епископ Феофан (Говоров), активный и искренний поборник исихазма, взял на себя огромный труд пере- вести на современный русский язык многотомное «Добротолюбие». Это была антология письменных работ христианских подвижников- исихастов, собранная афонскими монахами. Руководствуясь благими

побуждениями, Феофан Затворник позволил себе изъять из русского перевода весь текст, связанный с описанием «художественной молитвы».

«Творить молитву Иисусову, как все мы навыкаем делать, есть доброе дело. В монастырях возлагается это как долг. Стали бы разве возлагать, если б это было опасно?! Опасно то художество, какое придумали и приладили к сей молитве. Оно иного ввергает в прелесть мечтательную, — а иного, дивно сказать, в постоянное похотное состояние. Его потому надо и отсоветовать, и запрещать», — оправдывал свой поступок переводчик «Доброто- любия».

Суть дела, которое не до конца понял святитель Феофан, заклю- чается в следующем. Действительно, в первоначальный период тренировки внимания при синхронизации рецитации рефла с дыханием, проявляются первые физиологические и психические симптомы изменения сознания. В их числе обычно бывают ощущения нарастания творческих способностей, «творческий зуд», «мечтания», а также повышение сексуальности, проявляющееся в усилении как желания, так и потенции, вплоть до эрекции половых органов. Особенно такие изменения заметны при концентрации внимания на дыхании. Однако эти симптомы — временное явление, при продолжении тренировок такие изменения, если их специально не культивировать, как это делают некоторые тантристские секты, проходят сами собой. Несомненно, такие изменения создадут на какое-то время неудобства в жизни монахов и лишние хлопоты по обузданию сильных чувств. Но следует иметь в виду, что цена отказа от таких хлопот — замедление продвижения по Духовному пути, которое было бы более быстрым при использовании тренировок с дыханием.

Феофан Затворник особое внимание в своих трудах и частных письмах обращает на появление при Иисусовой молитве особого рода «духовной теплоты», как на положительный признак изменения сознания. Эта «сердечная теплота» как раз и генерируется в дыха- тельных упражнениях.

Во всех духовных школах, где практикуется тренировка внимания на рецитации рефла, почти всегда используются дыха- тельные упражнения. Люди давно поняли, что использование дыхания в качестве самостоятельного объекта концентрации либо вспомогательного средства, сопровождающего рецитацию, суще- ственно повышает эффективность освоения сверхвозможностей.

Не являются исключением и исламские духовные школы и направления, объединенные общим понятием — суфизм. Развитые, устоявшиеся представления о Духовном Пути к Богу здесь обяза- тельно включают те или иные способы контроля за дыханием.

«Выдохи должно считать; каждый выдох без поминания Его (Бога) мертв, но каждый выдох с поминанием Господа — живой и связан с Ним», — вот типичный взгляд на дыхание у суфиев различных орденов и школ.

В средневековье в мусульманских Индии и Афганистане стали практиковаться при рецитации зикра длительные задержки дыхания. Кое-где, например, в современном Пакистане, и в наши дни можно встретить подобную практику. В иных школах еще в XIX веке упражнения с дыханием считались «тайным методом» достижения состояния созерцания (вадж), или экстаза, то есть «выхода» за пределы обыденного сознания.

Дыхание и молитва

в сочетании с техникой одухотворяющего очистительного дыхания

— Следующим шагом в молитвенной практике, — произнес старец Никодим, — является мысленное произношение Иисусовой молитвы в сочетании с так называемым одухотворяюще-очистительным дыханием.

В духе традиции исихастов мы используем особую дыхательную технику для того, чтобы найти в своем сердце Господа нашего с помощью Иисусовой молитвы. В этой практике мы сосредоточиваем внимание на точке между бровей и духовном сердце в центре груди. При этом вся наша телесная энергия проходит через нервный канал позвоночника и очищается огнем Иисусовой молитвы и духовного ока.

Главное в этой практике — это чтение в уме молитвы с вместе с одухотворяющим дыханием, помогающим сконцентрироваться на Господе.

Как говорят подвижники, исполнявшие эту практику, молитва в сочетании с таким дыханием производит сильное действие, которое ускоряет развитие человеческого духа, быстро очищает ум, сердце и душу от нечистых помыслов. Иисусова молитва с одухотворяющим дыханием направлена на поиски Бога внутри себя. Важной частью одухотворяюще-очистительного дыхания является одновременное перемещение телесной энергии по позвоночнику вверх и вниз с поворотом вокруг точки между бровей. При этом Иисусова молитва произносится как на вдохе, так и на выдохе. Один цикл очистительного дыхания состоит из поднятия, с одновременным вдохом, телесной энергии вдоль позвоночника от копчика до точки между бровей в течение пятнадцати секунд, огибания точки между бровей и спуск вниз вдоль позвоночника до копчика с выдохом за пятнадцать секунд. Индийские мудрецы, называвшиеся Риши, утверждали, что для того чтобы сознание человека развилось до уровня Божественного естественным образом, необходимо прожить на земле миллион лет. То есть в течение одного года телесная энергия человека совершает естественный подъем вдоль позвоночника, доходит до точки между бровей, или духовного ока, огибает его по внешней круговой орбите над переносицей, снова возвращается. в голову и возвращается вдоль позвоночника в копчик. Проходя по позвоночнику и, главное, вращаясь вокруг духовного ока, которое связано с Божественными мирами, телесная энергия человека с годами становится все более и более одухотворенной, и за миллион лет сознание человека соединится с Божественным сознанием естественным образом.

Если же мысленно поднять эту энергию от копчика до третьего глаза и опустить ее в копчик, прочитав при этом Иисусову молитву, то это, согласно опыту подвижников, окажет на твое сознание тот же эффект, что естественный подъём и спуск энергии в течение одного года.

При этом нужно держать в чистоте сердце, ум и тело. А иначе все будет гораздо медленнее.

Жизненная сила, обычно поглощаемая внешним человеком, — продолжил Никодим, — должна быть освобождена для пробуждения внутреннего человека. Правильная практика одухотворяющего, очистительного дыхания приводит постепенно к тому, что дыхание становится едва заметным. Человек учится довольствоваться малыми порциями кислорода и практически приостанавливать дыхание на длительный период времени. В этот момент вся телесная энергия направляется на пробуждение внутрен­него человека. Каждый полный цикл перемещения жизненной силы по позвоночному столбу и вращения ее вокруг точки между бровей — духовного ока, преобразует нервные каналы тела, подготавливая их к высоким напряжениям духовной энергии.

Тело во время этой практики должно дышать так же, как оно дышит во время сна, но твое сознание должно при этом бодрствовать, то есть ты должен не поддаваться сну, а продолжать перемещать жизненную энергию по позвоночнику с обводом ее вокруг духовного ока. Таким образом, подъем жизненной силы по позвоночнику и вращение ее вокруг точки между бровей становится независимым от дыхания. Мы обретаем постепенно свободу от материи, ибо, как известно, дыхание является узлом, который связывает человеческое сознание с материальным миром.

Если научиться приостанавливать дыхание или сделать его едва заметным, то сознание человека станет свободным от уз материи и он сможет восстановить утраченную связь с Творцом вселенной.

Но это ускоренное развитие может принести положительные результаты только в том случае, если у подвижника есть духовный наставник, который особым образом наставляет и закаляет его, подготавливает тело и ум подвижника для этой интенсивной практики. Начинающий выполняет свои упражнения только по полчаса в день, но серьезные результаты ты можешь ожидать, только если будешь уделять практике по меньшей мере три часа в день. Нервная система обычного человека подобна стоваттной лампе, которая не в состоянии выдержать энергии Святого Духа в миллиарды миллиардов ватт. Благодаря очистительному дыханию мозговые клетки и вся нервная система подвижника постепенно подготавливаются для перенесения все более и более высоких духовных напряжений, вплоть до энергии Божественного откровения.

Практика очистительного дыхания с самого начала сопровождается чувством внутреннего мира и обновляет нервы позвоночного столба. По мере духовного продвижения подвижник начинает чувствовать, что дыхание есть сон Духа. Поэтому чем быстрее ритм дыхания, тем более человек подвержен негативным эмоциям и сексуальным соблазнам. Чем чаще он дышит, тем сильнее оживает его внешний человек и больше засыпает внутренний. Когда дыхание замедляется, то у подвижника оживает внутренний человек, а внешний замирает.

— Подвижник, практикующий одухотворяюще-очистительное дыхание, — продолжил Никодим, — пропитывает и насыщает все клетки своего тела духовным светом, поддерживает и намагничивает их духовной энергией. Постепенно он становится мало зависимым от своего дыхания, которое замедляется, как во время сна. Но при этом он не погружается в состояние бессознательности. У мирских людей потоки жизненной энергии направлены во внешний мир. Они растрачиваются на обычную жизнь и чувственные наслаждения.

Подвижнику необходимо распутывать узы дыхания, привязывающие его душу к телу. С помощью этого дыхания подвижник подготавливает свое сознание к восприятию Божественной беспредельности. Практика очистительного дыхания развязывает узел, который связывает разум и сердце с материальным миром.

Очистительное дыхание в сочетании с интенсивной молитвой позволяет человеку вернуться к Отцу небесному в кратчайшие, по сравнению с другими методами, сроки.

Выполняя эту практику, подвижник возлагает на огненный алтарь, посвященный Богу, свои страсти и все мирские стремления. В этот момент все прошлые и нынешние желания становятся топливом, поглощаемым Божественной любовью. Пламя Божественной реальности сжигает все ошибки подвижника. Грехи, приобретенные плохими поступками, сгорают в духовном огне, и подвижник может открыть в себе Бога. У подвижника, выполняющего одухотворяющее дыхание, постепенно происходит отток энергии из пяти органов чувств, а сердце замедляет свой ход. Освобожденная от уз тела энергия направляется в позвоночник. Как только большая часть энергии ушла из тела и наполнила позвоночник, тело застывает, как восковая фигура. В этот момент у подвижника появляется возможность достичь глубокого погружения в молитву, обращенную к Господу. Как только подвижник научится с помощью этой практики замедлять работу сердца и приостанавливать дыхание, он сможет познать Бога внутри себя. Если подвижник может оттянуть энергию из пяти органов чувств к позвоночнику таким образом, чтобы его позвоночник слегка завибрировал, то он способен открыть таинственную дверь духовного сердца, ведущую его к общению с Богом.

с одухотворяющим очистительным дыханием

— Перед практикой, — сказал Никодим, — надо помолиться Отцу Небесному и попросить о помощи, затем помолиться Иисусу Христу и Святому Духу, а также Пресвятой Богородице и святым угодникам. Попросить заступничества, водительства и помощи в борьбе со страстями и сил для открытия Бога в своем сердце.

«Отец Небесный — Творец всех миров, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Дух Святый Утешитель, Пресвятая Богородица, Царица небесе и земли, святый Михаил Архангел, защитник наш, и все святые угодники Божии, помогите мне открыть в себе Господа».

1. Поставьте перед собой иконы Господа Иисуса Христа, Богородицы, Святой Троицы и Архангела Михаила, сядьте на стул без спинки, предварительно постелив на него шерстяное одеяло, спускающееся под ноги, лицом к востоку или к северу. Во время упражнения рекомендуется иметь на себе одежду из шелковой ткани, поскольку шелк защищает от чужеродных энергий.

2. Примите правильное положение тела. Выпрямите спину, лопатки сведите вместе, положите руки на бедра, большие пальцы рук сомкнуть с безымянными пальцами. Грудь надо слегка выпятить, а живот подтянуть, подбородок держать параллельно полу, глаза должны быть закрыты. Сконцентрируйтесь на духовном сердце, расположенном в центре груди. Взгляд устремите на точку между бровей. Во время этой практики очень важно держать спину прямо — упражнения со сгорбленной спиной не дадут правильных результатов.

3. Расслабьте все мускулы тела, продолжая держать спину прямо. При выполнении дыхательной практики спина постепенно слегка сгибается вперед.

Немедленно выпрямляйте ее, иначе не достигнете ожидаемого результата. Сожмите руки в кулаки так, чтобы между пальцами и ладонями образовалась трубка. Положите кулаки друг на друга и прижмите ко рту верхнюю часть трубки. Медленно втяните ртом воздух по этой трубке, образованной двумя кулаками. Запомните ощущение освежающей прохлады, которое возникает в сложенных кулаках. Затем опустите сложенные кулаки под губы и медленно выдохните теплое дыхание над кулаками. Запомните ощущение теплоты, которое возникает на поверхности рук. Этот пункт не является частью самого упражнения, но дает представление об ощущениях, которыми сопровождается практика. Выполните этот пункт упражнения 2-3 раза, чтобы запомнить эти ощущения.

В нашем тонком теле изначально существует энергетический канал, похожий на трубку, которая начинается у копчика, проходит по позвоночнику, и, изгибаясь слегка у вершины позвоночника, проходит внутри головы, заканчиваясь в духовном оке, которое находится в точке между бровей. Именно по этому каналу наша телесная энергия, содержащаяся в копчике, совершает свой естественный годовой оборот от копчика до духовного ока и обрат-, но в копчик. В практике одухотворяющего дыхания вы должны ощущать во время каждого вдоха, что прохладная телесная энергия из копчика поднимается внутри этой трубки от копчика и достигает духовного ока. Далее телесная энергия огибает духовное око по круговой орбите, дальняя точка которой находится примерно в сантиметре перед переносицей. Когда энергия достигает дальней точки, вы начинаете выдыхать, одновременно возвращая телесную энергию внутрь головы через точку, находящуюся немного выше точки между бровей. Затем вы направляете энергию, которая очистилась и согрелась, обойдя вокруг духовного ока, так же, как Земля согревается, вращаясь вокруг Солнца, вдоль задней стороны «трубки» позвоночни­ка вниз до самого копчика. Таким образом завершается один кругооборот телесной энергии. Затем весь процесс повторяется снова. Ощущения прохлады и тепла такие же, как и при опыте со сжатыми кулаками.

Со вдохом ощущайте, что воздух и жизненная сила легкими толчками текут внутри позвоночника, произносите при этом мысленно один раз Иисусову молитву. Жизненная сила, очищаемая молитвой, поднимается от копчика и течет вверх по центральному каналу позвоночника до точки между бровей, где находится духовное око. Затем жизненная сила огибает духовное око и с выдохом направляется вниз. При этом вы опять произносите один раз Иисусову молитву.

4. В начале упражнения вы можете дышать в естественном для вас ритме, а потом постарайтесь постепенно замедлить дыхание и сделать его почти незаметным.

Для начала практикуйте описанную молитвенную технику полчаса утром и полчаса вечером до еды или час спустя после принятия пищи.

5. После молитвенной практики обязательно отдохните несколько минут, чтобы почувствовать, как жизненный ток течет вверх и вниз по позвоночнику. Постепенно вы начнете ощущать, что ваш позвоночник становится своеобразным магнитом, в который стягивается вся ваша телесная сила, циркулирующая в организме. Вы будете ощущать, как во время практики ваше тело постепенно застывает, словно восковая фигура, и дыхание почти не ощущается. Это наилучший момент для связи с Господом через Иисусову молитву, которая откроет вам дверь в мир божественного блаженства. Но не увеличивайте число упражнений без разрешения своего духовного отца.

— Есть два главных признака правильного исполнения этой практики. При вдохе с умной молитвой, телесная сила, поднимающаяся вверх по внутреннему пространству позвоночника, должна создавать приятное, прохладное и освежающее ощущение. Оно должно возникать по всей длине позвоночника от копчика до точки между бровей. При выдохе с умной молитвой вы должны ощущать теплую волну телесной энергии, текущую по задней стороне «трубки» позвоночника, начиная от духовного глаза до копчика.

Вторая часть упражнения.

Через тридцать минут выполнения практики в мышцах ног, рук, спины и позвоночника скапливается телесная энергия, которую надо поднять вверх по нервному каналу позвоночного столба к духовному оку. Она также подготавливает нервный канал позвоночника для превращения его в духовный магнит, помогающий открыть Бога в своем сердце.

Для этого надо выполнить следующее:

а) Расстелите на полу или на кровати шерстяное одеяло.

Подогните левую ногу под себя и сядьте на. ее ступню. Затем согните правую ногу, колено прижмите к груди и положите на него ладони с переплетенными пальцами.

При этом позвоночник должен быть прямым.

Вдохните, поднимая телесную энергию вверх по спинномозговому каналу с умной молитвой до духовного ока, находящегося в точке между бровей. При этом вы чувствуете в позвоночнике легкую прохладу. Задержав дыхание, наклоните голову так, чтобы подбородок уперся в.грудь, и вытяните правую ногу по полу вперед. Двумя руками возьмитесь за большой палец правой ступни и потяните его к себе, задержав дыхание на 6 секунд. Затем сядьте прямо, вновь согнув колено правой ноги, делая выдох и читая при этом умную молитву. Посылайте при этом теплый ток вниз по внешней стороне позвоночника к копчику. Повторите это упражнение три раза.

б) Повторите это упражнение, но с той разницей, что теперь вы должны сесть на ступню правой согнутой ноги, а к груди прижать левое колено. При этом положите руки со скрещенными пальцами на колено, а далее повторите то, что было в пункте «а». Повторите три раза это упражнение.

в) Сядьте на пол, выпрямив позвоночник, прижмите оба колена к груди и, делая вдох, произнесите умную молитву, поднимая телесную энергию от копчика по спинномозговому каналу до духовного ока.

Задержав дыхание, нагните голову и прижмите подбородок к груди. Затем выпрямите ноги на полу и, нагнувшись, возьмитесь правой рукой за большой палец левой ноги, а левой — за большой палец правой ноги, потяните их к себе изо всей силы, считая до шести. Затем сядьте прямо и с выдохом опустите телесную силу по задней стороне «трубки» позвоночника до копчика, произнося умную молитву.

Повторите три раза это упражнение.

Если вы будете исполнять это упражнение также и перед выполнением молитвенной практики с одухотворяющим дыханием, то ваше тело будет лучше подготовлено к ее выполнению.

Третья часть упражнения.

Перед выполнением этой части произнесите молитву:

«Отец Небесный, Господь Саваоф, очисти мое духовное око, дай мне узреть Твое духовное сияние.

Отец Небесный, очисти мое духовное око и откройся мне. Отец Небесный, пошли мне Духа Святого, Утешителя».

При открытии духовного ока вы начинаете видеть голубую пятиконечную звезду, окруженную золотистым сиянием, в центре между бровями. Эта маленькая звезда является путем, ведущим к Святому Духу. Золотистое сияние вокруг звезды является отблеском духовной энергии.

Целью этого упражнения является открытие духовного ока. Но недостаточно только лицезреть его. Надо обязательно пройти сквозь голубую звезду в центре между бровей. Тогда вы попадете в сияние духовного света.

Иисус Христос сказал: «Светильник для тела есть око. Если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло» (Мф. 6:22, Лк. 11:34). Поэтому очень важно для подвижника очистить и открыть духовное око.

Третье упражнение выполняется следующим образом.

Сядьте на стул, накрытый шерстяным одеялом, выпрямите позвоночник. Большими пальцами обеих рук закройте уши, а указательные пальцы поместите на внешние уголки глаз или на их верхнюю часть. Средние пальцы поместите у ноздрей, безымянные пальцы поместите у верхних уголков губ, а мизинцы у нижних.

Затем, читая молитву: «Дух Святый Утешитель, помилуй мя» или «Боже Дух Святый, помилуй мя», вместе со вдохом поднимите телесную энергию по спинномозговому каналу от копчика до духовного ока. Сосредоточив внимание на точке между бровей, задержите дыхание на 12 – 25 секунд и плотно сдвиньте брови, затем осторожно делайте пальцами небольшие круговые движения, слегка нажимая при этом на глазные яблоки. Продолжайте при этом читать молитву:

«Господи, Дух Святый, помилуй мя», или «Отец Небесный, пошли мне Духа Святого, Утешителя», или «Дух Святый, Утешитель, помилуй мя».

Остальные пальцы сожмите, плотно закрыв ими рот, ноздри и уши. Затем, отпустив пальцы, выдохните, продолжая призывать Духа Святого. При этом опустите телесную энергию по внешней части позвоночника до уровня копчика. Повторите это упражнение три раза.

Вначале вы, возможно, ничего не заметите, но постепенно, каждый день выполняя это упражнение, вы почувствуете в точке между бровями скопление энергии, светящееся белым светом. Затем вы можете увидеть вращающийся голубой свет или вращающееся пространство, состоящее из бело-голубых ромбов, которое сворачивается в воронку перед духовным оком. Продолжая практику, вы увидите маленькую голубую звезду. Молитесь Отцу Небесному, и Он пошлет вам Духа Святого, Утешителя.

Обычные глаза предназначены для познания проявленного мира, а духовное око — для восприятия Духа Святого.

Есть еще несколько правил-предостережений, которым необходимо следовать, если вы хотите достичь успеха в этой практике:

— Избегайте сексуального возбуждения.

— Употребляйте в пищу как можно меньше мяса или вообще откажитесь от него.

— После еды должен пройти по меньшей мере один час, прежде чем вы можете делать это упражнение. Старайтесь к тому же, как советовали подвижники, не есть досыта.

— Не пытайтесь обучать кого-либо этим техникам.

— Не торопитесь удлинять время занятий, не посоветовавшись прежде с подвижником, опытным в этой практике.

— Не выполняйте эти упражнения в состоянии нервного напряжения.

— Не ведите неуравновешенный образ жизни.

— Соблюдайте умеренность во всем, особенно в сексуальной жизни, это сохранит вашу телесную и душевную силу.

— Ешьте предпочтительно сырые овощи, орехи и фрукты, в которых содержится жизненная энергия. В вареной и жареной пище жизненная энергия практически отсутствует. Именно поэтому мы и едим чрезмерно, ибо, чтобы насытиться такой пищей, нам надо съесть ее примерно в два раза больше, чем сырой.

— После занятий не вставайте поспешно со стула, а как можно дольше творите внутреннюю молитву, испытывая блаженство в контакте с Творцом Небесным.

— На последующих стадиях выполнения молитвы с одухотворяющим дыханием, — сказал старец Никодим, — вы ощутите следующее: ваше дыхание настолько замедляется, что тело застывает и становится похожим на восковую фигуру. Большая часть телесной энергии оттягивается из организма в позвоночник, который начинает легко вибрировать. В этот момент у вас должно открыться духовное сердце, и вы почувствуете контакт с Господом, вы, может быть, увидите Его образ в своем духовном сердце. Вас посетит возвышенная Божественная любовь.

Во время молитвенного созерцания молитву надо перевести в сердце. Когда дыхание станет едва ощутимым, мысли перестают беспокоить подвижника, так как ум останавливает свой бесконечный бег, потому что работает в унисон с дыханием. Ибо количество мыслей, посещающих вашу голову, зависит от того, с какой скоростью вы дышите. Чем чаще вы дышите, тем большее количество мыслей вертится у вас в голове.

— Но если замедлить дыхание, — продолжил старец Никодим, — то и ум замедляет свою работу, и мысли останавливают свой бег. А когда дыхание совсем станет едва заметным, ум замирает, и молитву можно начинать читать сердцем. В этот момент восстанавливается связь с Творцом Небесным.

Молитва может быть обращена к Отцу Небесному, Творцу всех миров, к Господу нашему Иисусу Христу, ко Святому Духу Утешителю, к пресвятой Богородице, к Архангелу Михаилу.

Если вы сосредоточите внимание в центре груди при выполнении одухотворяющего дыхания и начнете мысленно произносить молитву «Пресвятая Богородица, помилуй мя», то через некоторое время ваш ум опустится в сердце и в нем зазвучит Богородичная молитва. Вам надо каждый день уделять этому упражнению по нескольку часов. Со временем ваше сердце откроется, и из него прольется чистый свет, исходящий от пресвятой Богородицы. А если вы будете продолжать выполнять эту молитвенно-созерцательную практику, то узрите Ее священный лик.

— Как говорят святые старцы, — ответил Никодим, — молитву можно брать каноническую, но можно составить и свою, короткую. Например: «Отец Небесный, Творец всех миров, помилуй мя. О великий Творец всех миров, помилуй мя».

К примеру, слово "Маранафа” (1 Кор. 16, 22; Откр. 22, 20) означает “Гряди, Господь”

К Господу можно обращаться с хвалениями, которые выражают преклонение перед Его неизмеримой силой, мощью и Его любовью к Своим созданиям.

К Господу можно также возносить молитвы о любви к Нему, выражающие восхищение его Божественными качествами: беспредельностью, всемогуществом, вездесущностью, всеведением, а также благодарственные молитвы за Его неизмеримое милосердие к нам.

Можно читать просительные молитвы и просить помощи в раскрытии духовного сердца, божественной любви, в борьбе с грехами, загрязняющими душу: гордыней, тщеславием, ленью, чревоугодием, блудом, страстью, гневом. Можно также просить помощи в духовном Пути, просить защитить от уныния, печали, от нападения демонов.

Не стоит просить Господа об удовлетворении своих страстей, о богатстве, славе, о приобретении материальных благ. Лучше всего просить Господа о спасении своей души, о том, чтобы Он не скрывался от нас за невидимой преградой, которая существует в нашем сознании.

Тот, кто надеется только на себя, далеко не уйдет, потому что у подвижника не хватает сил усмирить свои бушующие страсти и противостоять нападениям демонов.

— Когда наступает молитвенно-созерцательное состояние, — продолжил Никодим, — вы можете ощутить в сердце божественную благодать, любовь. Вы сможете воспринимать божественный нечувственный свет, небесную радость, духовное прозрение, предвидение будущих событий. Вы сможете увидеть Царствие Небесное, лицезреть Господа, получить прощение своих грехов, испытать пришествие Духа Святого.

— В состояние молитвенного созерцания и восхищения души, — сказал Никодим, — можно войти, не пользуясь выше описанными методом. Но это требует гораздо более длительной подготовки и более длительных тренировок. О такой практике я сейчас вам поведаю.

Во время ночных бдений лучше всего практиковать умную молитву. Когда весь мир погрузился в полную тишину, тогда легче всего войти в созерцательное чтение умной молитвы. Эту практику нужно исполнять между 12 и 3 часами ночи. Сидя на стуле, выполняйте одухотворяющее дыхание. На вдохе и выдохе надо полностью прочесть Иисусову молитву.

При этом необходимо сосредоточиться на духовном сердце, расположенном немного выше центра грудной клетки. Постарайтесь расслабить мышцы своего тела и сделать дыхание как можно более незаметным. Старайтесь дышать животом, но очень маленькими порциями и очень медленно. Когда телесная энергия оттягивается от мышц ко внутреннему человеку, тогда тело застывает, а внутренний человек пробуждается и оживает. Пока действует внешний человек, внутренний находится в состоянии летаргического сна. А когда оживает внутренний человек, то в летаргическом сне находится человек внешний. Так учат святые отцы.

После вхождения в созерцательное состояние надо искренне молиться, чтобы открыть Господа Иисуса Христа в своем сердце.

— Во время выполнения одухотворяющего дыхания с умной молитвой наша телесная энергия движется вверх по нервному каналу позвоночника и вниз по задней стороне «трубки» позвоночника с помощью дыхания и силы воли. Это действие превращает позвоночник в своего рода магнит, который стягивает к себе всю телесную энер­гию от мышц и внутренних органов тела, а также от пяти органов чувств. Тем самым наше восприятие отключается от взаимодействия с проявленным миром и может устремиться к общению с Богом. Пять органов чувств — осязание, обоняние, вкус, зрение и слух — дают нам возможность проникнуть в мир материи. Но как только нам удастся отключить свое внимание от органов чувств, мы направляем его на восприятие Бога, который может проявиться в виде нечувственного, теплого, ярко сияющего духовного света. Это сияющее духовное солнце будет исходить от Бога, который обитает внутри сердца.

Во время одухотворяющего дыхания телесная сила из всех областей организма стягивается в позвоночник, что позволяет достичь почти бездыханного состояния.

— Молясь в этом созерцательном состоянии Господу нашему Иисусу Христу, — сказал Никодим, — можно увидеть сияющий свет Божественной любви. Молитвенно-созерцательное состояние открывает Путь к Царствию Небесному. Изучайте, братия, тщательно и помногу раз каждый пункт одухотворяющего дыхания с молитвой. Никому не позволяйте вмешиваться в вашу молитву, обращенную к Богу. Не хвалитесь своими достижениями перед родственниками, друзьями и посторонними лицами, иначе вы лишитесь достигнутого успеха.

Эта молитвенная практика поможет вам найти путь к общению с Творцом всей вселенной. Не забывайте, что вы выполняете эту практику только для того, чтобы открыть в своем сердце Господа.

Если вы ясно понимаете свою цель, то вы найдете в себе силы выполнять ее несколько часов в день.

Но если в процессе жизни вы забудете свою цель — обрести Бога внутри себя, то вы сбились с пути.

сияющего света («Царский Путь»)

— Царским путем шел, например, святитель Григорий Палама, сын византийского вельможи, ставший настоятелем монастыря и возродивший молитвенные техники святых отцов-пустынников. Но царским Путем шли к Богу и никому не известные пустынножительствующие христианские отшельники, проводя все время в молитвах к Нему. Суть царского Пути в том, чтобы, очистив тело, ум и сердце воздержанием, непрестанно творить умную молитву в сочетании с одухотворяющим дыханием. Результатом будет священное собеседование, с Творцом Небесным личные отношения.

Можно начать с более легкой молитвы: «Пресвятая Богородица, помилуй мя».

— Когда вся энергия оттянется в позвоночник, — продолжал Никодим, — и вы войдете в состояние созерцания, внутри вашего сердца откроется таинственная дверь в другой мир, и вы сможете встретиться с Ней. Тогда можно переходить к следующему этапу. Теперь, выполняя одухотворяющую практику, надо на вдохе и выдохе произносить молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Выполняйте ее до тех пор, пока снова не войдете в состояние созерцания, и в вашем сердце не откроется таинственная дверь, ведущая к Иисусу Христу.

Это и есть прямой, царский Путь к Богу, который является самым быстрым, но в то же время и самым трудным. Ибо если вы на этом пути оскверните свое тело, сердце нечистыми желаниями, а ум нечистыми помыслами, то личная связь с Творцом Небесным прервется. Творец Небесный пребывает в состоянии высшей чистоты, высшей Божественной любви, и помыслы Его всегда чисты и сверхсовершенны. Поскольку Отец Небесный является кристально чистым, духовным, вечно сияющим солнцем, то практически нет никакой возможности человеку с нечистой душой предстать перед Ним. Отец Небесный может появиться на мгновенье в виде огромного духовного сияющего солнца, а затем, если душа подвижника нечиста, надолго исчезнуть.

— Установить личные отношения с кристально чистым Творцом Вселенной очень и очень непросто. По неизвестной нам причине Он может внезапно предстать перед нами, а потом не появляться до конца жизни. Поскольку наш разум ограничен и мы ничего не знаем, а Он знает все, нам никогда не понять Его действий, не понять законов, по которым он движется сквозь этот мир.

Поэтому монахи и подвижники во все века стремились найти Его, не жалея на это ни сил, ни времени, ни денег. Нам не проникнуть в тайну Его вечно сияющего бытия, Он скрыт от нас за семью печатями, Он всегда находится с нами и в то же время необозримо далек от нас. Его тайну нельзя раскрыть, Он всегда таинственен и непонятен, Он все и ничто, Он пребывает везде и нигде, если кто-то сегодня встретился с ним, то нет никакой уверенности, что это случится и завтра. Все зависит от Его пожелания и чистоты нашего устремления.

Но где нам взять столько силы и душевной чистоты, чтобы подняться на этих крыльях в превысшее даже небес Царство вечной любви и чистоты, расположенное в сияющей бесконечности, на перекрестке невидимых миров?

Святые отцы говорят, что нельзя надеяться только на свои силы, ибо это признак гордыни и утопической самонадеянности. Надо просить помощи у Пресвятой Богородицы и Господа Иисуса Христа, и Они помогут нам обрести целомудрие души. Тогда душа сможет стать храмом для живого Бога, и Он будет обитать в нас.

Оценка 4.7 проголосовавших: 327
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here