Богородице дево радуйся молитва отзывы

Все о религии и вере - "богородице дево радуйся молитва отзывы" с подробным описанием и фотографиями.

Секреты чтения Богородичного правила (практические советы опытного отшельника)

автор рассказа Сергей Михайлов

Я весьма и весьма значительное время раздумывал, а стоит ли мне вообще писать о молитвенном опыте, который обычному мирскому человеку (и даже священнику живущему посреди мира) — вряд ли может оказаться по силам? Я активно пишу о духовном уже пятый год, но о игумене Николае (имя изменено) решил написать только лишь недавно. Наконец, после долгих размышлений, я подумал так: предупредив любознательного и доброжелательно настроенного читателя о тех или иных молитвенных опасностях, о которых меня предупреждал отец Николай на моем личном молитвенном пути, я тем самым сделаю доброе дело. Ведь у кого(?) еще нам учиться избегать духовных опасностей в молитве, как не у тех кто провел в молитве более сорока лет и достиг в этом деле настоящих (невыдуманных непрельщенных) высот; высот — хотя и не доступных для мирян, но все же… их опыт, способен (я считаю) помочь более правильно направлять свои молитвенные усилия (в том числе и) тем кто вынужден молиться посреди суетного мира.

Отец Николай не считал себя моим духовным отцом, хотя наше общение длилось более четырех лет. Я руководился не полным послушанием ему, как это принято в монастыре, а просил совета лишь тогда, когда у меня возникал особый интерес к тому что он говорил мне. Это называется «жительством по совету».

Особо сильный мой интерес к молитве: «Богородице Дево, радуйся,» начался после одного моего продолжительного разговора с отцом Николаем. После этого (памятного мне) разговора, я потом стал время от времени практиковать и попросить его советов именно в освоении молитвы: «Богородице Дево, радуйся,».

Действие этой молитвы оказалось столь неожиданным и столь сильным для меня, что далеко не все я мог бы теперь описать словами. А потом, чего я совсем не ожидал увидеть в себе, это явление…, но полный текст молитвы: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших» стал читаться внутри меня благодатно и самодвижно, притом, без малейших внутренних душевных и волевых усилий с моей стороны. Возможно, это произошло по молитвам отца Николая. Хотел бы заметить, что занимаясь до этого более 20-ти лет поиском непрестанной молитвы Иисусовой, я ни единого раза так и не почувствовал внутри себя что молитва именем Иисуса становилась сама собой во мне самодвижной (впрочем к самодвижности молитвы я не стремился не считая это духовно важным для себя), а вот молитва: «Богородице Дево, радуйся,» вдруг стала время от времени сама читаться внутри меня самодвижно (что оказалось для меня полной неожиданностью) уже на втором месяце практики этой молитвы.

Ежедневно читается по150 раз (счет идет обычно по четкам) «Богородице Дево…».

Если же, по непривычке, трудно будет одолевать ежедневно по 150 раз, то тогда можно читать поначалу по 50 раз. После каждого десятка (ориентируясь на большие косточки монашеских четок или же на пробелы между десятками узлов) читается по одному разу «Отче наш» и «Милосердия двери».

Отец же Николай, показал мне иную, надо сказать, весьма необычную и трудную практику чтения этой молитвы.

Сам же я, освоив этот (нераспространенный и трудный) вид молитвы ранее и до сего дня практикую её. Я считаю этот вид молитвы несомненно полезным для очищения моей души и покаянного её настроя, не взирая на то что исполнение этого правила, почти всегда и неизбежно — требует от молящегося весьма и весьма значительного напряжения души.

— Так как я читаю «Богородице Дево», ты не сможешь прочесть за день не то что 150 раз, но и 100 раз, наверное, не прочтешь. —

— Ну…! Не может быть! — эмоционально вскинулся я.

Повод для удивления у меня был. Ведь я был не новичок в молитве. Позади было 20 лет почти непрестанного упражнения в молитве Иисусовой, а тут 150: «Богородице Дево, радуйся,» в течении дня и только-то… но старец, к моему немалому удивлению, оказался совершенно прав. Когда я (по его методу) впервые начал читать эту молитву, то я с немалым затруднением прошел первый десяток. То и дело стал застревать на втором десятке. С большим трудом (потратив около двух часов) дошел до 40, и наконец, совершенно безнадежно застрял, так не дойдя в тот день до 50 молитв. После этого я просто сдался… поняв, что 150 молитв в день, по методу отца Николая, мне не по силам будет, несмотря на всю мою многолетнюю практику в молитве Иисусовой.

В чем заключался метод отца Николая?

Он заключался в том, что если во время чтения молитвы: «Богородице Дево, радуйcя, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших» в уме возникали посторонние помыслы и ум не вникал (с вниманием) в КАЖДОЕ слово молитвы, то в этом случае, я не должен был засчитывать эту молитву; потому что такая рассеянная и оскверненная посторонними мыслями молитва, как выражался отец Николай, была: «невызревшей, непокрытой потом души».

К тому же, в первый день своей практики чтения молитвы: «Богородице Дево, радуйся,» по методу отца Николая, я не знал многое из того, что несколько позже он открыл мне, а так как я не знал этого, то у меня не было стимула для того чтобы отнестись именно к этому способу чтения молитвы — более внимательно и более серьезно.

Когда на следующий день я пришел к отцу Николаю и сказал что я не могу читать молитву: «Богородице Дево, радуйся,» без посторонних мыслей и отвлечения, он ответил мне.

— Это потому что ты: не знаешь смысла этой молитвы, не знаешь что приносит эта молитва, не знаешь как должна действовать молитва и не знаешь для чего нужно засчитывать в счет только ту молитву, которая была произнесена без мешающих молитве помыслов и отвлечения ума на что-либо постороннее.

Признаюсь, мне было обидно слышать эти слова.

Я считал себя начитанным человеком и не настолько глупым, каким меня выставил в моих глазах отец Николай, но помня о его монашеском молитвенном стаже вдвое превышающем мой и его почтенный возраст я не подал виду что обиделся, а стал возражать.

— Молиться без мешающих помыслов вначале мне было тяжело, потом очень тяжело, а потом душа устает и вообще не может молиться чисто. Да и у святых я читал что мешающие молитве помыслы может убрать Бог, но сам человек не в силах с этим справиться.

Отец Николай испытующе посмотрел на меня.

— А почему ты думаешь что если ты не станешь изо дня в день и из года в год «проливать кровь» своей души на молитве, то Бог станет хранить тебя от мешающих молитве демонов?

Я мысленно прикусил губу. Знал ведь из писаний Святых Отцов что если молитва не утруждает душу и тело, то не приносит никому пользы. Но вот, почему-то забылось это к этому разговору.

— Если я буду принуждать себя молиться чисто, то помыслы должны уйти?

— Да. Помыслы должны уйти совсем и молитва может стать самодвижной.

— Какая молитва? — удивился я. — «Богородице Дево, радуйся»?

— В чем смысл этой молитвы, что она может дать и как она действует? Ведь в этой молитве, по видимому, нет никакого смысла, потому что в отличии от молитвы Иисусовой в ней не просится помилования и вообще ничего не просится.

— Эта молитва составлена не человеком. Действует она не так как ты думаешь. Эта молитва очищает душу и тело. Она способна спасти тебя в Вечности и дает всю полноту Богообщения.

— Это же слова из Евангелия, немного измененные для благозвучия. Их сказал архангел Гавриил когда явился Деве Марии сказать Ей что от Неё родится Спаситель мира. Как эти слова могут очистить мою душу и спасти в Вечности?

— Ты знаешь как действуют слова молитвы?

— Думаю, что правильно прочитанные слова молитвы доходят до того кому они читаются.

— Неправильно ты думаешь, — глаза отца Николая смотрели на меня жалостливо и с укором, — не только неправильно и гордо прочитанные наши молитвы доходят к Богу, но и вообще все что мы думаем и все что мы желаем, все что мы впускаем в свои чувства, все это непрестанно восходит к Богу. Все… ты понимаешь, совершенно все и всегда. Даже неверующие, если хотят что-то, то все их желания восходят к Богу, Которого они отрицают и уже Бог потом Сам решает, чему из желаемого людьми дать исполниться, а чему нет.

Вот ты читаешь молитву: «Богородице Дево, радуйся,» а в твоей душе в это время посторонние помыслы. Не думай что это от тебя. Ты ведь знаешь что на молитве все внимание должно быть погружено в смысл слов молитвы и не хочешь отвлекаться. Но демоны видя что ты можешь очиститься молитвой, начинают осквернять твою молитву внушая пустые мысли. Если же ты захочешь достичь чистой молитвы, то ты должен изо дня в день гнать из себя любые иные мысли которые не относятся к словам читаемой тобой молитвы. Если же ты отвлекся, то не засчитывай такую молитву: ни в молитвослове, ни на молитве Иисусовой, ни: «Богородице Дево, радуйся,». Не знаю я, захочешь ли ты читать её?

— Скорее всего нет, — честно сказал я. — Я привык к молитве Иисусовой, мне известен её смысл, а молитву: «Богородице Дево, радуйся,» читать так как вы говорите, это…, — я поморщился как от зубной боли, — это очень трудно.

На этом наш разговор остановился и мне показалось что мы теперь уже никогда более не вернемся к нему. И я, и отец Николай хорошо знали что в православии ничто никому и никогда не навязывается. Сам молись как можешь и как научен, но настаивать на своей мысли, учить и наталкивать на что-то кого-либо другого помимо его желания, это категорически не приветствуется у православных.

Но в моей душе чувствовалась недосказанность, которую я не выдержал и спросил.

— А как действует молитва: «Богородице Дево, радуйся,» ведь в ней нет никаких прошений?

— Ты ведь знаешь что Богородицу мы исповедуем выше всех херувимов и серафимов, выше всех ангелов, выше всех святых, вторую по чести — после Бога?

— Я это знаю, — ответил я.

— Умом знаешь, но сердце твое молчит.

«В чем-то старец прав», — честно подумал я про себя, но вслух ничего не сказал.

— Ты только представь Сергий, Божия Матерь, превыше всех Святых людей и превыше всех Ангелов, Она Матерь Бога, Царица людей и Царица Ангелов!

Я даже оторопел от того с каким сильным чувством эти слова были сказаны отцом Николаем.

Некоторое время мы молчали.

— И что происходит когда я читаю: «Богородице Дево»? — спросил я. — Ведь в этой молитве нет прошений.

— Глупая ты голова…, — отец Николай легонько постучал по моей голове, а потом крестообразно благословил её. — Произнося с вниманием, благоговением и смирением «Богородице Дево» ты сразу же, в тот же миг касаешься самого существа Матери Божией и получаешь благословение от Неё и от Бога за то что ты исповедуешь истину, что Она родила Бога. Не думай, что когда ты читаешь молитву, что ты читаешь её один. Нет, в это время тебя видит Бог, видят все ангелы и видит великое множество демонов. Демоны, в отличии от тебя, видят что ты, произнеся только эти первые два слова: «Богородице Дево» получаешь благословение и пользу душе и от зависти не могут этого потерпеть. Тут они начинают мешать тебе и осквернять твою молитву отвлекая твой ум на что угодно, но не на то чтобы душа твоя ясно услышала все другие слова молитвы. Они начинают насильно мешать твоей душе внимательно читать. В душу насильно начинают входить: пустые мысли, сонливость, отягощение, помрачение, жжение и тяжесть в теле. Тут уже надо большое терпение. Ты должен любой ценой стараться очистить свою молитву от пустомыслия, от забвения и от всего мешающего прочего. Ты должен бороться за чистую молитву до тех пор, пока внутри тебя её не станут произносить уже не ты сам, но Ангелы Бога и Сам Бог.

— Разве это возможно?! — удивился я.

— Если будешь терпеливым, то это будет возможно, — с уверенностью ответил мне отец Николай. — Но имей ввиду. Тебе поначалу будет очень и очень трудно читать: «Богородице Дево» без посторонних мыслей, потому что ты еще не знаешь силы этой молитвы и не знаешь то как жестоко дьявол внутри тебя станет противиться, как только ты начнешь её читать.

Вот это-то и решило дело.

Как только я услышал что дьявол начнет противиться мне, так во мне сразу же проснулся азарт воина. Дьявола я ненавидел и желание хоть в чем-то, но досадить ему — у меня всегда было сильным. И вот тогда я решил попробовать молиться: «Богородице Дево, радуйся», тем более, что живя в почти полной беспопечительности и уединении, я мог позволить себе потратить на свои молитвенные эксперименты сколь угодно много времени. Но я тогда…. даже и отдаленно себе не представлял, через какой молитвенный ад мне предстояло пройти в ближайшие четыре с лишним месяца…

Помню как я спросил.

— А поскольку молитв надо мне читать в один день? Как читать? И сколько времени читать?

Отец Николай подошел к своему столику-тумбочке, выдвинул ящичек, немного порылся в нем, достал белые деревянные четки (пятидесятку) с крестиками вместо больших бусин между десятками и протянул их мне.

— Вот, читай по пятьдесят пять молитв. Хоть на четку, хоть на крестик читай полный текст: «Богородице Дево». Если пройдешь с вниманием одну четку в день, то считай что для начала это уже хорошо. Если будет получаться, то прибавь со временем еще одну четку. Стремись к 150. Если верить древнему преданию, то число 150 дала Сама Матерь Божия, чтобы люди читали так. Как читать ты уже знаешь. Если демоны пустомыслия будут мешать, нагонять забвение и сонливость, то ты не засчитывай косточку, даже если прочтешь сто раз, но помыслы отвлекутся. Бесы увидят что ты упорствуешь и потом уже они не станут тебе мешать, потому что чем больше они будут мешать, тем дольше ты будешь читать свою четку, а им это будет неприятно. Почитай хотя бы месяца два, чтобы ты мог понять что к чему, а потом, как захочешь, так сразу же вернешься к молитве именем Иисуса. Иисусова молитва тоже сильна, но имя Иисуса, сокровенно присутствует и в молитве: «Богородице Дево»

поэтому я и говорил тебе что молитва: «Богородице Дево, радуйся,»

имеет всю полноту Богообщения.

— Как это, имя Божие присутствует в молитве: «Богородице Дево»? — удивился я, ведь имя «Иисус» там нет.

— Но там есть слова: «Господь», «плод чрева Твоего» и слово «Спаситель». Когда ты произносишь эти слова, то ты точно также как и в молитве Иисусовой, этими словами касаешься Самого Существа Сына Божия и получаешь от Него благословение.

— Я все понял, — ответил я отцу Николаю, и взяв четки спросил. — Может мне сотку в монастыре купить? Она удобнее будет.

— Нет, возразил отец Николай. Молитва эта так трудна, что тебе может придется дочитывать свое правило ночью, держа руку с четками под одеялом. Сотка под одеялом путается, а пятидесятка нет. Да и если дойдешь до ста пятидесяти, то сам увидишь, пятидесятка — удобнее для счета.

На этом мы с отцом Николаем расстались и я две недели не приходил к нему, читал молитву: «Богородице Дево, радуйся,» и пытался опытом понять механику этой молитвы.

Если раньше у меня на (поверхностное, мало внимательное) чтение утренних и вечерних правил уходило от 20-ти минут, до получаса, то теперь, когда я не стал засчитывать молитву прочтенной до тех пор пока каждое слово молитвы не отзывалось в моем сознании и чувствах ЯСНО и предельно ЧЕТКО, я стал застревать на правиле по часу и более, но при этом полностью, с вниманием — я так и не мог прочесть все правило, но доходил лишь до молитв Ангелу-Хранителю, или до молитв Богородице.

Молиться мне стало МНОГО-МНОГО труднее чем прежде, как внутренне, так и по времени, но я не сдавался. Бывало что «Отче наш», «Царю Небесный» и прочие утренние и вечерние молитвы, приходилось читать вместо одного раза (как это обычно делают большинство христиан) по десять, двадцать, а иногда и более раз, и так я делал до тех пор пока не достигал, как выражался отец Николай: «эффекта гвоздя». То есть, если я не видел что КАЖДОЕ прочитанное мной слово молитвы отзывалось внутри моей души как «вбитый гвоздь» а ум и чувства мои отвлекались, то я (иногда прерывая невнимательную молитву на полуслове) вновь и вновь возвращался к началу худо прочтенной молитвы и читал её снова и снова — до тех пор пока не достигал того, что молитва читалась с полным и предельным для меня вниманием и чувствами.

Произошло так, что (особенно по началу), я около двух месяцев так и не мог прочитывать все утреннее и вечернее правило, но измучив себя изрядно и устав я мог прочитать с вниманием не все как это бывало прежде, но лишь часть своего правила, иногда оно читалось менее половины.

Но только душу ВЕДЬ не обманешь, как я в этом сам, с годами, убедился. Чем более легко и просто читается личное свое правило, тем МЕНЕЕ оно приносит реальной пользе душе. А когда молитва идет на полном серьезе… тогда эффект от чтения утренних и вечерних молитв может быть разительным! Душа после внимательного и трудового прочтения — может наполнится тишиной на целый день… В миру вряд ли удастся сохранить этот мир души в течении всего дня, особенно если на работе, но в уединении, когда ты свободен от пустого общения — после внимательного прочтения правила на душу опускается такой живой покой и умиротворение, что это невозможно описать никакими словами.

1. Господи, не лиши мене небесных Твоих благ.

2. Господи, избави мя вечных мук.

3. Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя.

4. Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия.

5. Господи, избави мя от всякаго искушения.

6. Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение.

7. Господи, аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея.

8. Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое.

9. Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий.

10. Господи, Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое.

11. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея.

12. Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.

1. Господи, в покаянии приими мя. (перевод: «Господи, приими меня, кающегося»)

2. Господи, не остави мене.

3. Господи, не введи мене в напасть.

4. Господи, даждь ми мысль благу.

5. Господи, даждь ми слезы и память смертную, и умиление.

6. Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих.

7. Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание.

8. Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость.

9. Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое.

10. Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою.

11. Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи. (перевод: «Господи, защити меня от злых людей, бесов, и страстей, и от от всех других недостойных дел».

12 Господи, веси, яко твориши, якоже Ты волиши, да будет воля Твоя и во мне грешнем, яко благословен еси во веки. Аминь.

Нельзя сказать что так уж много я бился над тем чтобы мое внимание над каждым словом молитвы было предельным, но результат после полугода моих внутренних жестоких мучений, превзошел все мои ожидания… ВСЕ, совершенно ВСЕ мешающие на молитве помыслы, лень, сонливость, усталость — покинули мою душу, но как только я начинал читать свои молитвы, душа испытывала в молитве большую радость и полный покой. Какое-то время мне казалось что состояние предельного внимания к каждому слову молитвы, став мне привычным, это уже и есть близость к совершенству на молитве, но отец Николай открыл мне что есть молитвенные состояние гораздо более высокие и простые чем внимательное чтение правил. Позже, я пришел к иному виду молитвы и наконец, понял, что православная молитва (тем более если она проходит под руководством опытного молитвенного наставника) это такой большой и совершенно непредсказуемый для меня оказался мир, что на будущее я сказал сам себе: «не можешь знать всех чудес молитвы и того что молитва может дать тебе в будущем, а раз не можешь, то не представляй свое молитвенное будущее и не думай о нем вообще, чтобы не впасть тебе в духовное обольщение и фантазии о духовном, смири свой ум».

Подобным образом, (как с внимательным чтением утренних и вечерних правил) начало продвигаться и облегчаться мое внимательное чтение полного текста молитвы: «Богородице Дево, радуйся». Пришло такое время, когда то что в первые недели моего молитвенного эксперимента давалось мне с немалыми внутренними усилиями и едва-едва посильным напряжением души (вычитать с полным неразвлекаемым вниманием одну четку, (55) полных молитв: «Богородице Дево, радуйся,») позже сделалось для меня более простым, а в конце четвертого месяца, это стало не только простым и легким, но и необыкновенно приятным для меня и дающим душе покой.

Но первые два месяца мне было, как и предсказывал отец Николай, весьма и весьма нелегко.

Во время чтения даже одной четки, на меня то и дело иногда наваливалось, то физически ощутимое сильное помрачение, то такое забвение; что когда я читал слова молитвы — ум мой не был способен СЛЫШАТЬ смысл читаемого мною. То вдруг наваливался значительный жар и тяжесть во всем теле, то возникало желание все бросить и начать жить попроще, то есть «как все», то возникали иные препятствия для внимательного чтения молитвы. Особенно трудным был сильный жар в теле. Это был не простой жар, вроде повышенной температуры тела, но жар мистический, томящий не сколько тело, но самую душу. А однажды, когда я уже начинал подходить к 150 внимательно прочтенных молитв: «Богородице Дево, радуйся,» на меня навалился дикий холод, сознание помрачилось и мне стало очень плохо. Потом меня начало трясти как в лихорадке, не смотря на то что на улице и в моем доме было тепло (стояла середина лета). Наконец я взял градусник и решил померить температуру тела. Стряхнул его, сунул его под мышку, но столбик так и не поднялся ни на одно деление. Я стряхнул столбик термометра до самого предела, то есть ниже 35 и вновь сунул его под мышку, но и в этом случае градусник не показал ничего.

Очевидно, что в то время со мной происходило что-то для меня необъяснимое, потому как температура тела была ниже 35.

Но самое трудное это было то, что снаружи меня стал мрачнеть воздух и стало сильно напрягаться внешнее пространство. Я понимал что это демоны пытаются таким образом жестко запугать меня и заставить наконец перестать читать внимательные 150 (вернее 165 — три четки) полного текста молитв: «Богородице Дево, радуйся,»

Хоть я и встречался с демонскими страхованиями не впервые, но самые трудные времена и самые тяжелые внутренние томления я в своей жизни испытал именно в те месяцы когда осваивал внимательное чтение 165 молитв: «Богородице Дево, радуйся». Потом отец Николай объяснил мне как можно молиться несколькими видами молитв: «Богородице Дево, радуйся,» не изменяя слов молитвы, но видоизменяя напряжение своей души на этой молитве. Как он меня учил: есть молитва строгая (по четке и счету), есть облегченная — без счета и без особого усилия к вниманию (это когда душа устанет), есть благодатная и самодвижная (в этой молитве труд души совсем не требуется, но она идет сама) и есть духовная, это когда молитва: «Богородице Дево, радуйся,» читается почти без слов, но она наполняется теми чувствами что дает душе Бог Ангелам во время их славословия Матери Божией на Небе. Не стоит забывать, что славословие Матери Божией на Небесах происходит отнюдь не на русском языке, и не на одном из языков мира, но на языке ангелов в которых слова заменены их чувствами по действию Духа Бога.

Вообще, мир молитвы — это мир бесконечного разнообразия и не менее бесконечных внутренних открытий для того кто любит и умеет молиться… весьма и весьма ошибается тот кто тяготится молитвами и считает молитву делом скучным и малоинтересным.

Поверьте мне — скучно и неинтересно все то что находится вне молитвенного состояния души, вот что по настоящему мрачно, скучно, надоедливо и неинтересно, а молитва же… это СВЕРХПРЕДЕЛЬНО интересно и увлекательно для того, кто сумел размыть внутри себя границы физического мира и смог войти в мир непрестанного чуда, в молитвенный Мир Бога, в действенное и живое общение со своим Творцом.

— Спешка и небрежность, — быстро ответил отец Николай. — Никогда не спеши на молитве ради количества. Не гони одну молитву за другой. Такая молитва не принесет тебе пользы. Если не удержишь себя и позволишь себе спешить на молитве, то это сделает твою душу жесткой, наподобие фарисейской.

— Спешки на молитве мне избежать трудно, — честно признался я, — особенно если хочется прочесть задуманное число, а времени мало.

— Вслушивайся в КАЖДОЕ слово. Проговаривай КАЖДОЕ слово молитвы медленно, а количество это не так важно, — четко и внушительно сказал мне отец Николай, — но не вкладывай своих чувств в молитву, потому что все наше, человеческое, наполнено гордостью и Бог не примет это от тебя. Бойся своих сильных чувств на молитве и более всего остерегайся мысли что ты даешь нечто полезное Богу или же другим. Слушай молитву в себе и старайся понять как молитва сама отразится внутри тебя. Не фантазируй на молитве, не представляй ничего, но слушай то что отзовется в твоих чувствах.

— Как это понять: «молитва сама отразится внутри тебя»?

— Тут тонкая грань, — отец Николай вздохнул, — нельзя давать волю своему воображению на молитве. Нельзя представлять себе каким может быть общение между нами и Святыми, и тем более между нами и Богом, но надо услышать то действие благодати в твоих чувствах и мыслях, которое произведет в тебе сама молитва.

— Понимаешь Сергей, молитва — это взаимопроникновение личностей.

— Я не могу это понять.

— Когда ты произносишь слова молитвы, то ты, по благодати Бога, касаешься существа того кому ты молишься, своего существа и существа того о ком, и о чем ты молишься. У нас со святыми разная очень природа, пойми. Это трудно вначале понять, потому что нам хочется чтобы наши отношения с Богом и святыми строились так как нам хочется. Но Бог не хочет чтобы было по нашему, но Он хочет чтобы было так, как нам будет лучше. Бог хочет изменить нашу природу, хочет сделать её покорной Его велениям, а нам это бывает трудно.

— Что бывает трудно? — опять не понял я.

— Нам бывает трудно понять насколько мы разные. Мы и святые — мы очень разные. Настолько разные что нам сложно понять их, сложно понять почему они так часто молчат в ответ на наши молитвы. Святые же, понимают нас, но молчат и ничего не делают в ответ, потому что не хотят чтобы все было так как нам кажется разумным.

— Мне это трудно понять…

— Тебе трудно понять, потому что в молитве ты даешь волю своим фантазиям и представлениям о Боге. Эти твои фантазии и представления о Боге — мешают тебе понять то, каким образом может действовать молитва на тебя.

— Опять, я почти ничего не могу понять из того о чем вы мне говорите, отец Николай…

Мне действительно сложно было понять его.

— Это все потому что у тебя мало опыта в строгой молитве. Ум человека это плохой художник, а ум Бога, который живет во святых, художник хороший. Нельзя давать нашему уму и нашим чувствам делать молитву, от этого нам будет только все хуже и хуже, но надо чтобы сама молитва и её действие направляли наш ум и наши чувства. Надо чтобы молитва очищала и изменяла наше всё. Когда же мы представляем себе, каким именно должно быть, по нашему мнению, очищение в молитве, то этим мы сильно мешаем Богу делать Свое дело. Да, Сергей, мы можем сильно мешать Богу своими фантазиями и своей волей, не удивляйся этому. К тому же, в нашей фантазии и к нашим представлениям о Боге, легко примешивает свое действие хитрый дьявол. Не думай что дьявол прост и ты легко сможешь понять как он действует внутри тебя. Он хоть и падший, но он стократ умнее и в тысячу крат сильнее тебя.

— Не спрашивай об этом меня. Это только Бог может открыть тебе самому, если ты будешь проливать кровь на молитве. А если сам ты будешь молиться расслабленно, то никакие слова мои тебе не помогут. Ты должен трудиться в молитве сам, а это тяжело.

— Это я уже понял. Но вы так и не пояснили мне что такое: «взаимопроникновение личностей» я совсем ничего не читал и не знаю об этом.

— Вот смотри. Ты такой какой ты есть и не можешь быть другим. Ты не можешь прийти к Богу лишь частью твоего разума, но приходишь весь, приходишь таким какой есть на самом деле, со всем своим прошлым, настоящим и даже будущим, и если в тебе будет хоть тень довольства собой, например, что ты хорошо молишься, то молитву твою Бог не примет вообще не одну… не примет до тех пор, пока ты не смиришь свой ум. Это и есть взаимопроникновение личностей. Когда ты молишься, то ты мистически входишь в существо Бога или же в существо того святого кому ты молишься и объединяешься с ним в духе, и поверь мне, ни Бог, ни святые, не примут тебя таким какой ты сейчас есть, но они пожелают изменить тебя и сделать подобными Себе. Другого пути приближения к Богу нет. Или ты станешь послушным и подобным Ему и Он примет тебя, или, оставшись при своих, ты будешь вне Царствия Его.

Я сидел потрясенный и задумавшийся. Было о чем размыслить. Ведь подобные рассуждения о молитве мне были в новинку.

— Как действует молитва: «Богородице Дево, радуйся»? — спросил я и мысленно выругал себя: «Надо же… осёл, не мог догадаться задать этот вопрос отцу Николая двумя месяцами раньше, гордая и самоуверенная душа!»

— Любая молитва действует ВСЕГДА по разному и в разное время она никогда не действует одинаково, это со временем ты сам ясно поймешь. Вот послушай первую часть этой молитвы: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою» тут ты касаешься существа Матери Божией и даже если ты молишься очень небрежно и плохо, все равно Она слышит тебя и будет желать изменить тебя.

— Она пожелает изменить тебя так, как ты не можешь себе это представить. Даже не пытайся представить то как изменит тебя молитва. Это никому и никогда невозможно представить. Наши представления о том как молитва может нас изменить в будущем — это все гордость. Можно сказать что молитва может сделать тебя спокойнее, но перед покоем может быть сильное волнение от страстей и от нападений дьявола. Тут нужно терпение. Если ты проявишь терпение, и если не будешь мешать Богородице менять себя своими гордыми и глупыми фантазиями на духовные темы, то ум твой станет, не сразу, но понемногу смиряться и в тебе начнет раскрываться сила слов молитвы.

— Что значит: «раскрываться сила слов молитвы»? — спросил я.

— Я тебе все сейчас объясню, не торопи меня, — сказал отец Николай мягко глядя на меня. — Когда ты говоришь слова: «благодатная Мария» то твоей душе, если только ты не станешь фантазировать что-то от себя, может быть будет дано почувствовать ту благодать что есть в самой Богородице, но не всю конечно, а лишь самую малую её часть, но тебе и этого хватит вполне.

Вот тут-то я и подумал… «так вот почему во время чтения этой молитвы у меня было такое чувство в теле и в душе, будто кто-то меня всего насквозь прожаривает как на сильном огне… очевидно, что усердствуя на молитве по четкам, я особо вызвал огонь благодати Матери Божией внутрь себя, а так как грехов и гордыни во мне было предостаточно, то я начал испытывать сильное, едва-едва выносимое мной жжение во всем своем теле и в душе, и от этого мне было весьма и весьма плохо. Трудно мне было при внимательном чтении этой молитвы, очень-очень трудно…

— Когда ты говоришь слова: «Господь с Тобою» то эти слова молитвы в разное время будут раскрываться внутри тебя тоже по разному. То тебе будет дано чувствовать блаженство Матери Божией, потому что с Ней Господь; то ты будешь чувствовать что Матерь Божия направляет твою жизнь, потому что Господь с Нею и в Ней; то ты будешь чувствовать как, силой Господа, Матерь Божия очищает твои грехи и направляет тебя к лучшему; то, при словах: «Господь с Тобою» и далее, ты будешь чувствовать тоже самое, что чувствует душа в молитве «Отче наш», когда читает слова: «Да святится имя Твое». В общем, всегда все будет по разному и никогда не будет завтра повторяться то что было сегодня и вчера. При этом ты должен помнить, что ни в коем случае нельзя вмешиваться своим разумом и своими гордыми чувствами в благодатное действие молитвы внутри тебя, потому что в этом будет твоя гордость. Помни что ты никогда не станешь хорошим художником для своей души, но до самой смерти твоей, тебе надо будет учиться смирять свой ум, печалиться о своих грехах и смирять все свои чувства, чтобы сила слов молитвы могла раскрываться в тебе без духовных препятствий перед Богом, с твоей стороны… Ты должен уметь слушать молитву, уметь вникать в её действе, но не должен ничего себе представлять или же выдумывать во время чтения молитвы. Понимаешь, о чем говорю тебе?

— Отчасти понимаю. Но не все мне ясно.

— Теперь дальше… «благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего» действие этих слов молитвы особое и очень сильное. Если в тебе раскроется полная сила этих слов, то ты увидишь, что эти слова смогут почти полностью очистить твою душу, сделать её молчаливее и даже могут ввести твою душу в Царстве Небесное еще прежде смерти твоего тела. Так велика сила этих слов. Но сила этих слов не раскроется в тебе если ты будешь думать что ты какой-либо особенный, что ты лучше других потому что много молишься. Если ты будешь правильно молиться, то молитва сделает так, что ум твой забудет обо всех, он перестанет сравнивать тебя с другими, но мысли твои умрут со временем. Не сразу умрут, но с годами. Они умрут полностью и это будет совершенно неизбежно. Ум твой замолчит от молитвы. Суета и все пустое, все это молитва к Богородице очистит. После чего твой ум станет как белый чистый лист бумаги на котором нет надписей. Безмолвие ума и чувств — вот что дает молитва и это неизбежность для всех кто с ежедневным покаянием молится в уединении.

— Почему именно безмолвие наступит в уме, а не что-либо иное? — спросил я.

— Потому что все мы, и я и ты, и вообще все люди на земле — мы все очень гордые. Когда молитва лишает нас гордости, то наш ум умолкает, со временем может умолкнуть даже слова молитвы, но Дух Божий начнет славить внутри тебя Матерь Божию и Святых уже без слов. У Бога, Сергий, другой язык и другое действие. У Него всегда и все совсем не так как мы думаем, но во всем что делает Бог чувствуется очень большая сила.

Некоторое время мы молчали.

Я чувствовал что отец Николай в силу своего преклонного возраста устал от долгого разговора со мной и я понимал что хоть мне и не хотелось, но мне надо было уже идти к себе в дом.

— Вот ты подумай… сможешь ли ты понять смысл и силу слова: «Господи»?

— Думаю, что нет. Мне это не под силу, — честно признал я.

— Это оттого, — с неожиданной для меня убедительностью и силой сказал отец Николай, — что ты хочешь понять силу и смысл этого слова своим умом, а так делать нельзя. Это — неправильно.

— А как правильно? — удивленно спросил я.

— Правильно, с вниманием произнося это слово раз за разом в разных молитвах, научиться вслушиваться в то действие, которое производит это слово внутри тебя. Если так будешь поступать, то для тебя откроются тайные двери в уме и в чувствах, а потом неожиданно для тебя в тебе может открыться такая сила, о которой ты даже и мечтать не посмеешь, даже во сне. Бог велик и близок к каждому из нас и если бы мы только давали Богу возможность действовать внутри нас, то были бы святыми уже давно. Но нам этот путь: из года в год и из десятилетия в десятилетие в терпении слушать действие молитвы внутри себя, кажется трудным, долгим и скучным, от этого мы бесплодны. И тогда начинает действовать внутри нас самая худшая из всех бед. Мы начинаем себе фантазировать о том что мы знаем Бога. Начинаем, как нам думается, православно и правильно представлять себе что мы знаем когда и как, в каком случае поступит Бог с нами или же с другим кем…. и вот эти наши гордые фантазии о Боге, становятся непробиваемой каменной стеной между нашим умом и тем что Бог желал бы Сам нам сказать о Себе. Не думай, что Бог не хочет говорить с нами, Сергий. Он очень хочет говорить с каждым из нас, но умеем ли мы слушать Бога без наших глупых и пустых красочных фантазий о пути спасения? Вот в чем беда…

Я сидел потрясенный его словами и его обличением меня. Ведь я любил фантазировать о Боге, очень любил. Занимался этим двадцать лет и только сейчас понял, что это был неправильный и опасный для меня путь. Правильный путь, это надо было мне приводить мой ум к безмолвию действием терпеливой молитвы… вот, что было бы правильным, а не умничать мне о Боге того что я не знаю… никогда не умничать…, но только вот как этого достичь? Не терпением ли в молитве?

— Значит получается что я не смирил свой ум? — спросил я.

— Это трудно сынок. Смиривших свой ум мало на земле, их очень мало. Тот кто смирил свой ум — становится блаженным еще прежде смерти своего тела. Его покидают вообще все страсти этого мира и он уже здесь живет в Боге, в большом и живом Покое.

Я хотел было спросить: «что такое живой Покой?» но потом понял что время мое вышло и что пора мне уже идти к себе. Поэтому я не стал это у отца Николая спрашивать, но спросил последнее.

— А слова: «яко Спаса родила еси душ наших» как они могут действовать на меня?

— А вот иди и молись. Если будешь с терпением молиться, тогда со временем сам все узнаешь. Не все тебе полезно знать раньше срока. Ступай с Богом к себе.

Не исключаю, что мне довелось жить рядом со спрятавшимся от большого мира и от известности святым, но я же, по гордости своей — долгое время почитал его за нечто слишком простое и незначительное.

Первая часть: «Богородице Дево, радуйся» (обязательная остановка и прислушивание к себе)

Вторая часть: «Благодатная Мария, Господь с Тобою» (обязательная остановка и прислушивание к себе)

Третья часть: «Благословенна Ты в Женах и благословен Плод чрева Твоего» (обязательная остановка и прислушивание к себе)

Заключительная часть: «Яко Спаса родила еси душ наших» (обязательная остановка и прислушивание к себе)

После прочтения каждой из частей молитвы отец Николай настоятельно советовал мне немного останавливать чтение и прислушиваться к действию молитвы на чувства.

— Слова молитвы, это одно, а чувство молитвы, это совсем другое. Это чувство, не слова, но безмолвная сила действия слов молитвы. Если после того как ты прочтешь любую из частей молитвы ты ясно не почувствуешь силы действия слов молитвы, то продолжай медленно читать плохо прочтенную часть молитвы, раз за разом до тех пор, пока душа ясно не отзовется на слова. Когда душа отзовется на слова и ЯСНО почувствует что слова С СИЛОЙ отозвались в чувстве, тогда засчитывай молитву на четках.

Если оставить чтение Богородичного правила хотя бы на один день или же начать читать это правило: небрежно, быстро и поверхностно (лишь бы успеть прочесть задуманное число), то тогда душа перестанет отзываться на слова молитвы и перестанет живо (и сильно) питаться энергией свыше. Легкое чтение молитвы обедняет душу, наводит на неё скуку и в конце концов душа начнет чувствовать внутри себя неприязнь к серьезной духовной жизни вообще.

Для того чтобы душа «разогрелась», перестала быть окаменелой и вновь оказалась способной «пить молитву как мед», надо с силой принуждать себя не давать на молитве внутри себя возникать ни одной посторонней мысли, и раз за разом пытаться достигать такого состояния когда в душе остаются: только СЛОВА молитвы, только их СМЫСЛ и ДЕЙСТВИЕ молитвы на чувства.

Правильная молитва, собственно, должна состоять ТОЛЬКО из этих трех составляющих:

1. Услышать слова молитвы в себе (и ничего постороннего) (по учению святых, если душа молящегося слышит слова молитвы, то и Бог слышит её).

2. Ясно осознать смысл всех слов (на это, при противлении демонов забвения внутри души, тоже иногда требуются значительные волевые усилия души, так что возникает такое чувство будто душа пытается пробиться внутри себя через некоторое отягощение и тяжкую противную, липкую тьму)

3. (Это самое важное) Ясно почувствовать силу и действие духа молитвы на свою душу.

Комментарии (4)

Возлюбленные, прошу вас, всегда читайте «Богородицу», и тогда Матерь Божия всегда будет охранять вас от всех искушений. Даже когда в магазин идете или в какое-либо другое общественное место, читайте «Богородицу», тогда не будет искушений.

Тому, кто читает эту молитву, Матерь Божия помогает удаляться от всех искушений, а иначе обязательно будут искушения. И в дороге, чтобы все гладко прошло, читайте «Богородицу». Если вам придется в пути столкнуться со всякими неожиданностями, то ни чего не бойтесь, не волнуйтесь, не беспокойтесь, ибо «аще и во ад сниду, если Ты Господи, со мною, не убоится сердце мое». Где бы вы ни были: на работе, дома, в общежитии…. Ругаются там, бранятся, а вы читайте Иисусову молитву или «Богородицу», и вы всегда будете с Господом, с Божией Матерью. Не страшитесь! Господь не допустит, чтобы вам что-нибудь повредило.

Одному снится сон: совершается над ним суд. Он страшно трепещет, что его осудят на мучения. Ангел-хранитель ему шепчет:

-Не бойся, тебе будет хорошо.

Он спрашивает ангела:

Откуда ты знаешь?

Ангел отвечает ему:

-Потому, что матерь Божия приближается к Престолу, а она, то уж умолит за тебя! Ты Ее чтил, ей молился и всегда просил Её. В великой радости он проснулся и еще больше стал почитать Божию Матерь.

Многие выполняют Богородичное правило-это 150 молитв «Богородица Дево радуйся» надо прочитать за сутки. Когда к Серафиму Саровскому приходили, то он говорил: «Пройдите вокруг монастыря по канавке и там по четкам протяните 150 раз «Богородице Дево радуйся». И когда они это выполняют, тогда он дает им водички и говорит: «Матерь Божия вас исцеляет. Матерь Божия вас от скорбей избавляет». И все получали помощь и исцеление! И наказывал, чтобы дома продолжали этот правило выполнять.

Богородичное правило можно читать и на ходу, и лежа, и сидя, без поклонов, только читать:

-БОГОРОДИЦЕ ДЕВО РАДУЙСЯ! БЛАГОДАТНАЯ МАРИЕ, ГОСПОДЬ С ТОБОЮ, БЛАГОСЛОВЕННА ТЫ В ЖЕНАХ И БЛАГОСЛОВЕН ПЛОД ЧРЕВА ТВОЕГО, ЯКО СПАСА РОДИЛА ЕСИ ДУШ НАШИХ.

Святые угодники Божии – Николай Чудотворец, преподобный Сергей Радонежский, преподобный Серафим Саровский и другие – говорят нам, что, как бы мы их ни призывали, как бы мы их ни прославляли, но более совершенный путь – призывать Матерь Божию, чтобы победить все греховные наклонности. Она Всеблагая, во всем первая Помощница!

Господь показал нам, сколь сильна пред Ним молитва Пречистой Матери и сколь действенна приносимая Ею помощь во всех обстоятельствах. Это воззвание в самых непроходимых местах указывало ход: не расположенных к нам располагало, злые сердца неоднократно умягчало, а не умягчившиеся посрамляло и удаляло; при полной беспомощности вдруг подавало неожиданную помощь, и притом с такой стороны, с которой невозможно было никак ее ожидать.

Чтение 150 раз «Богородице Дево, радуйся…» гнев Божий отклоняло и самый приговор Судии Сердцеведца отменяло!

О великое дерзновение!

О страстное заступление!

От огня страстей изымает, со дна падения подымает «Богородице Дево, радуйся. » С сей молитвою, никак не погибнем: в море не потонем, в огне не сгорим; если же сатана, ненавидящий нас, запнет нам путь и сшибет нас, то и тогда вознесем: «Богородице Дево, радуйся. «Богородице Дево, радуйся. » И воссылая, воспрянем, восстанем, затемненныя просветимся, больные душею исцелимся, загрязненныя грехами очистимся, убелимся, яко снег, Чистотою Высшей небес и Чистейшей светлостей солнечных лучей. Мертвые, убитые страстями, воскреснем, оживем и в восторге духа воспоем:

“Вот когда мы по мытарствам проходили, тяжело было идти, Ангелы говорили: «Молился бы раньше, читал бы Богородицу, тогда бы Матерь Божия тебе помогла бы в прохождении». И вот Богородицу нужно читать, когда мы поднимаемся по ступенькам вверх или спускаемся вниз, здесь нужно читать Богородицу!

– Имеется в виду 150 раз, или просто?

– Нет, просто! Вот идешь, поднимаешься и опускаешься – читаешь Богородицу!

– И она поможет на мытарствах?

– Матерь Божия поможет, да поможет!”

(Стенограмма аудио-записи, сделанной 5-6 декабря 2004 года в Сергиевом Посаде)

Одну вещь я никак не могу осознать,

Как Мария смогла в себе Бога принять,

Безпредельной любви какова глубина,

Среди женщин Земли Богоматерь одна.

Что хватило ей сил, Сына Бога родила.

До последних дней с ним Мария шагала,

Для людей всей Земли она Матерью стала.

Перед Богом за всех чтоб молилась людей,

И молит Мария, жалея всех нас,

Чтоб Господь наши души от гибели спас.

От житейских невзгод, от грехов и страстей,

Оценка 4.9 проголосовавших: 22
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here