Азбучная молитва толкование

Все о религии и вере - "азбучная молитва толкование" с подробным описанием и фотографиями.

Азбучная молитва толкование

«Азбучная молитва» — одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки — святой Кирилл (до принятия монашества называемый Константин Философ). Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IХ-Х веков.

«Азбучные молитвы» (иногда называемые «Толковыми азбуками») являются особой формой изложения религиозных истин и раскрывают в удобной для запоминания форме различные вопросы православного вероучения.

В древнерусской письменной традиции «Азбучная молитва» была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков ХII-ХVII вв.

Каждая такая «Азбучная молитва» представляет собой акростих (греч. ‘край строки’), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.

Поэтический прием акростиха использовался и до появления «Толковых азбук» у славян — византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канонов святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы.

Ученые считают, что прообразом созданных славянскими авторами «Азбучных молитв» явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова.

Ниже приводятся два варианта «Толковой азбуки»:

1. «Аз словом сим молюся Богу» (обнаружена среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то патриарху Никону). В данном издании молитва приводится в сочетании с изображением соответствующих букв славянской азбуки и их названиями. Сам текст молитвы передается привычными нам буквами русского алфавита с сохранением звучания текста оригинала.

2. «Аз есмь свет миру». Текст данной «Азбучной молитвы» взят из рукописного «Сборника слов и поучений», который датируется серединой XVII века и хранится в библиотеке Московского университета.

Азбучная молитва толкование

— одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки — святой Кирилл. Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IX — Х веков.

Каждая такая молитва представляет собой акростих (греч. “край строки”), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.

«A3 СЛОВОМ СИМ МОЛЮСЯ БОГУ» (обнаружена среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то Патриарху Никону):

Боже всея твари Зиждителю,

Видимым и невидимым,

Господа Духа посли Живущего,

Да вдохнет в сердце ми слово,

Еже будет на успех всем,

Живущим в заповедех Ти.

Зело бо есть светильник Жизни

Закон Твой, свет стезям,

Иже ищет Евангельска слова

И просит дары Твоя прияти.

Ко крещению обратишася вси,

Людие Твои нарещися хотяще,

Милости Твоя, Боже, просят зело,

Но мне ныне пространно слово даждь,

Отче, Сыне и Пресвятый Душе,

Просящему помощи от Тебе.

Руце бо свои выспрь воздею присно,

Силу прияти и мудрость у Тебе.

Ты бо даеши достойным силу, ипостсь же всякую целиши.

Упование всех концев земли,

Фараона мя злобы избави.

Херувимскую ми мысль и ум даждь.

О, Честная Пресвятая Троице, печаль мою на радость преложи.

Целомудренно да начну писати

Чудеса Твои предивные зело

Шестокрылатых силу восприиму

Шествую ныне по следу Учителю, имени Его и делу последуя.

Явным сотворю Евангельское слово, хвалу воздая Троице в Божестве,

Юже поет всякий возраст, юн и стар своим разумом,

Язык нов, хвалу воздая присно Отцу, Сыну и Пресвятому Духу,

Емуже честь и держава и слава от всея твари дыхания во вся веки и навеки. Аминь.

Бог есмь прежде всех век,

Ведаю всю тайну в человеце и мысль,

Глаголю людем закон Мой.

Добро есть творящим волю Мою,

Есть гнев Мой на грешникы.

Живот дах всей твари.

Зло есть законопреступником.

Ни на чем Землю утвердих,

Престол мой, Иже на небесех,

И шед на адова врата сокруших и вереи железныя сломих.

Како людие беззаконии не сотвористе воли Моеа,

Людие Мои непокорные

Мыслете на Мя злаа?!

Наш еси Бог и заступник!

Оны Моя призову языки и тии Мя прославят,

Покой дах всей твари Своей.

Речете Ми слово не творящие воли Моея, и не услышу вас.

Словом Моим вся утвердишася.

Тверди рука Твоя, Владыко!

Фараона потопих в Чермном мори,

Херувими служат Мне со страхом,

Отверзу рай христианом.

Ци не дах вам пища в пустыни?

Червь и огнь уготовах на грешникы –

Шумом и попалит дубравы.

Щитом вооружихся на брань, Горы взыграшася явлением Моим,

Ыордань освятися крещением Моим,

Югом ветром развею всю вселенную,

Юже Мя пророци проповедоша и апостоли еже о Мне научиша.

    • 22 мая 2009
      • 25 апреля 2013

      Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

      По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

      © Православная Энциклопедия, 2001–2017. Все права защищены

      Азбучная молитва

      Азбучная молитва — одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки — святой Кирилл. Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IX — Х веков.

      В древнерусской письменной традиции азбучная молитва была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков XII — XVII вв.

      Каждая такая молитва представляет собой акростих (греч. “край строки”), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.

      Поэтический прием акростиха использовался и до появления толковых азбук у славян — византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании Акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канона святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы.

      Ученые считают, что прообразом созданных славянскими авторами азбучных молитв явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова.

      «A3 СЛОВОМ СИМ МОЛЮСЯ БОГУ» (обнаружена среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то Патриарху Никону):

      Аз словом сим молюся Богу:

      Боже всея твари Зиждителю,

      Видимым и невидимым,

      Господа Духа посли Живущего,

      Да вдохнет в сердце ми слово,

      Еже будет на успех всем,

      Живущим в заповедех Ти.

      Зело бо есть светильник Жизни

      Закон Твой, свет стезям,

      Иже ищет Евангельска слова

      И просит дары Твоя прияти.

      Ко крещению обратишася вси,

      Людие Твои нарещися хотяще,

      Милости Твоя, Боже, просят зело,

      Но мне ныне пространно слово даждь,

      Отче, Сыне и Пресвятый Душе,

      Просящему помощи от Тебе.

      Руце бо свои выспрь воздею присно,

      Силу прияти и мудрость у Тебе.

      Ты бо даеши достойным силу, ипостсь же всякую целиши.

      Упование всех концев земли,

      Фараона мя злобы избави.

      Херувимскую ми мысль и ум даждь.

      О, Честная Пресвятая Троице, печаль мою на радость преложи.

      Целомудренно да начну писати

      Чудеса Твои предивные зело

      Шестокрылатых силу восприиму

      Шествую ныне по следу Учителю, имени Его и делу последуя.

      Явным сотворю Евангельское слово, хвалу воздая Троице в Божестве,

      Юже поет всякий возраст, юн и стар своим разумом,

      Язык нов, хвалу воздая присно Отцу, Сыну и Пресвятому Духу,

      Емуже честь и держава и слава от всея твари дыхания во вся веки и навеки. Аминь.

      Аз есмь свет миру,

      Бог есмь прежде всех век,

      Ведаю всю тайну в человеце и мысль,

      Глаголю людем закон Мой.

      Добро есть творящим волю Мою,

      Есть гнев Мой на грешникы.

      Живот дах всей твари.

      Зло есть законопреступником.

      Ни на чем Землю утвердих,

      Престол мой, Иже на небесех,

      И шед на адова врата сокруших и вереи железныя сломих.

      Како людие беззаконии не сотвористе воли Моеа,

      Людие Мои непокорные

      Мыслете на Мя злаа?!

      Наш еси Бог и заступник!

      Оны Моя призову языки и тии Мя прославят,

      Покой дах всей твари Своей.

      Речете Ми слово не творящие воли Моея, и не услышу вас.

      Словом Моим вся утвердишася.

      Тверди рука Твоя, Владыко!

      Фараона потопих в Чермном мори,

      Херувими служат Мне со страхом,

      Отверзу рай христианом.

      Ци не дах вам пища в пустыни?

      Червь и огнь уготовах на грешникы —

      Шумом и попалит дубравы.

      Щитом вооружихся на брань, Горы взыграшася явлением Моим,

      Ыордань освятися крещением Моим,

      Югом ветром развею всю вселенную,

      Юже Мя пророци проповедоша и апостоли еже о Мне научиша.

      Азбучная молитва

      №19 (676) / 14 мая ‘12

      Азбучная молитва – одна из самых ранних, или даже первых, известных на Руси. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки – святой Кирилл (до принятия монашества называемый Константином Философом). Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IX – Х веков.

      Азбучные молитвы (иногда называемые толковыми азбуками) являются особой формой изложения вероучительных истин.

      В древнерусской письменной традиции азбучная молитва была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков XII – XVII вв.

      Каждая такая молитва представляет собой акростих (греч. «край строки»), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.

      Поэтический прием акростиха использовался и до появления толковых азбук у славян – византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канона святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы.

      Ученые считают, что прообразом созданных славянскими авторами азбучных молитв явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова.

      Ниже приводится вариант толковой азбуки.

      «A3 СЛОВОМ СИМ МОЛЮСЯ БОГУ» (обнаружена среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то Патриарху Никону). В данном издании молитва приводится в сочетании с изображением соответствующих букв славянской азбуки и их названиями. Сам текст молитвы передается привычными нам буквами русского алфавита с сохранением особенностей текста оригинала.

      Вопрос в редакцию: «Мой сын не очень хорошо учится, не проявляет терпения и усердия. Подскажите, как мне молиться в таком случае?»

      Хорошо, если мать молится за своего ребенка, но и самому ребенку необходима молитва перед началом и после учения.

      Что мы просим у Бога в таких молитвах? Просим, чтобы Бог дал понятливость и охоту к учению, чтобы это учение послужило во славу Божию, на утешение родителей и на пользу наших ближних.

      Молитва перед началом обучения

      Господи Боже и Создателю наш, образом Своим нас, людей, украсивший, избранных Твоих научивший Закону Твоему, так что внимающие ему дивятся, детям тайны премудрости открывший, Соломону и всем ищущим ее даровавший, открой сердца, умы и уста рабов Твоих сих (имена), чтобы уразуметь силу Закона Твоего и успешно познать преподаваемое им полезное учение для славы Пресвятого имени Твоего, для пользы и устроения Святой Твоей Церкви и разумения благой и совершенной воли Твоей. Избавь их от всяких козней вражеских, сохрани их в вере Христовой и чистоте во все время жизни их, да будут крепки разумом и исполнением заповедей Твоих и так наученные, прославят Пресвятое имя Твое и будут наследниками Царствия Твоего, ибо Ты, Бог, крепок милостию и благ крепостию и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

      В свое время учеба начиналась с постижения азбуки, а азбука сама была акростихом молитвы. Так любое занятие начиналось с азбучной молитвы.

      В других номерах:

      №45 (894) / 6 декабря ‘16

      Протоиерей Артемий Владимиров: Чудесное обновление, изменение ума и сердца

      №35 (932) / 19 сентября ‘17

      Протоиерей Артемий Владимиров: Смирение есть понимание своего места в Божественной иерархии

      №19 (916) / 24 мая ‘17

      Протоиерей Артемий Владимиров: «Иисусе, Создателю мой, не забуди мене. »

      На земле первых мучеников

      НИ ОДНА страна мира не располагает таким количеством христианских святынь, как Италия, земля, обагренная кровью святых Петра и Павла и первых христиан – мучеников. Именно в Италии возникли одни из первых христианских общин, здесь хранятся многие христианские святыни, привезенные крестоносцами со Святой Земли.

      Православная газета. PDF

      Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

      Православная газета. RSS

      Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

      Читайте «Православную газету»

      Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

      Азбучная молитва

      А́збучная молитва — одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки — святой Кирилл. Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IX — Х веков.

      В древнерусской письменной традиции азбучная молитва была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков XII — XVII вв.

      Каждая такая молитва представляет собой акростих (греч. “край строки”), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.

      Поэтический прием акростиха использовался и до появления толковых азбук у славян — византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании Акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канона святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы.

      Ученые считают, что прообразом созданных славянскими авторами азбучных молитв явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова.

      «Aз словом сим молюся Богу» (обнаружена среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то Патриарху Никону):

      Н о мне ны́не простра́нно сло́во даждь,

      Т ы бо дае́ши досто́йным си́лу, ипоста́сь же вся́кую цели́ши.

      Х еруви́мскую ми мысль и ум даждь.

      WC , Честна́я Пресвята́я Тро́ице, печа́ль мою́ на ра́дость преложи.

      Явн ы м сотворю́ Ева́нгельское сло́во, хвалу́ воздая́ Тро́ице в Божестве́,

      Ю же пое́т вся́кий во́зраст, юн и стар свои́м ра́зумом,

      Ему́же честь и держа́ва и сла́ва от всея́ тва́ри дыха́ния во вся ве́ки и наве́ки.

      Б ог есмь пре́жде всех век,

      В е́даю всю та́йну в челов́еце и мысль,

      Е сть гнев Мой на гре́шникы.

      Ѕ ло есть законопресту́пником.

      I шед на а́дова врата́ сокруши́х и ве́реи желе́зныя сломи́х.

      Р ече́те Ми сло́во не творя́щие во́ли Моея́, и не услы́шу вас.

      Ц и не дах вам пи́ща в пусты́ни?

      Щ ито́м вооружи́хся на брань, Го́ры взыгра́шася явле́нием Мои́м,

      Юже М я пророци пропове́доша и апосто́ли е́же о Мне научи́ша.

      Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

      Азбучная молитва

      «А́збучная моли́тва» (иногда называемая «Толковыми азбуками») — стихотворная азбука, одно из самых ранних славянских стихотворений. Является особой формой изложения религиозных истин, раскрывая в удобной для запоминания стихотворной форме различные вопросы православного вероучения. Представляет собой акростих на алфавит (так называемый абецедарий).

      Содержание

      Происхождение

      «Азбучная молитва» написана учеником святого Мефодия (брата св. Кирилла), выдающимся болгарским литератором и церковным деятелем Константином Преславским (епископом Преслава Великого), жившим на рубеже IX—X веков, [1] не позже 893 года. [2] Ошибочная аттрибуция «Азбучной молитвы» святому Кириллу, просветителю славян (до принятия монашества носившему имя Константин Философ) восходит к замене оригинального заглавия словами «Сице рече святый Кирил» при извлечении из полного текста. [3]

      «Азбучная молитва» представляет собой акростих, в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита. Поэтический приём акростиха использовался и до появления «Толковых азбук» у славян — византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канонов святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы.

      Учёные считают, что прообразом славянской «Азбучной молитвы» явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова [4] — стихотворение из 24 строк по 12 слогов, каждая из которых начинается с очередной по порядку греческого алфавита буквы. Однако этот греческий текст, в отличие от «Азбучной молитвы», не является цельным произведением, а лишь подборкой нравоучительных сентенций, вроде «плохо быть бедным, но ещё хуже разбогатеть через злое».

      «Азбучная молитва» в России

      «Азбучная молитва» была широко распространена в древнерусской письменной традиции, о чём свидетельствует большое количество её вариантов. К настоящему времени учёными обнаружено и опубликовано 43 списка «Азбучной молитвы» XII—XVII веков (из них 23 представляют извлечение из полного текста с ошибочной аттрибуцией св. Кириллу), все русского происхождения.

      Впервые «Азбучная молитва» была издана в 1825 году в русском издании книги Иосифа Добровского «Кирилл и Мефодий, словенские первоучители», в качестве приложения к которой М. П. Погодин поместил текст молитвы из двух списков: псковского 1494 года и из сборника Волоколамского монастыря XVI века. Критическое издание текста по всем спискам представлено в книге W.R. Veder. «Utrum in alterum abiturum erat?».

      Варианты «Толковой азбуки»

      Приводимые ниже тексты молитвы передаются современными буквами русского алфавита, за исключением первых букв акростиха, с сохранением звучания текста оригинала.

      «Аз словом сим молюся Богу»

      Текст обнаружен среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то патриарху Никону.

      Аз сло́вом сим молю́ся Богу:

      Бо́же, всея́ твари́ Зижди́телю,

      Ви́димым и неви́димым,

      Го́спода Ду́ха посли́ Живу́щаго,

      Да вдохне́т в сердце́ ми сло́во,

      Еже бу́дет на успе́х всем,

      Живу́щим в за́поведех Ти.

      Ѕело́ бо есть свети́льник жи́зни

      Зако́н Твой, свет стезя́м,

      Иже и́щет ева́нгельска сло́ва

      І про́сит да́ры Твоя́ прия́ти.

      Ко креще́нию обрати́шася вси́,

      Лю́дие Твои́ нарещи́ся хотя́ще,

      Ми́лости Твоя́, Бо́же, про́сят зело́.

      Но мне ны́не простра́нно сло́во даждь,

      О́тче, Сы́не и Пресвяты́й Ду́ше,

      Прося́щему по́мощи от Тебе́.

      Ру́ци бо свои́ выспрь возде́ю при́сно,

      Си́лу прия́ти и му́дрость у Тебе́.

      Ты бо дае́ши досто́йным си́лу, ипоста́сь же вся́кую цели́ши.

      Упова́ние всех конце́в земли́.

      Фарао́на мя зло́бы изба́ви,

      Херуви́мску ми мысль и ум даждь.

      Ѡ, Честна́я Пресвята́я Тро́ице, печа́ль мою́ на ра́дость переложи́.

      Целому́дренно да начну́ писа́ти

      Чудеса́ Твои́ преди́вные зело́,

      Шестокрыла́тых си́лу восприиму́.

      Ще́ствую ны́не по сле́ду учи́телю, и́мени его́ и де́лу после́дуя,

      Ѣ́вным [5] сотворю́ ева́нгельское сло́во, хвалу́ воздая́ Тро́ице в Божестве́,

      Ю́же пое́т вся́кий во́зраст, юн и стар свои́м ра́зумом,

      Ѧзы́к нов, хвалу́ воздая́ при́сно Отцу́, Сы́ну и Пресвято́му Ду́ху,

      Ему́ же честь и держа́ва и сла́ва

      от всея́ тва́ри и дыхания

      от вся ве́ки и наве́ки. Аминь

      «Аз есмь свет миру»

      Текст данной «Азбучной молитвы» из рукописного «Сборника слов и поучений», который датируется серединой XVII века, хранится в библиотеке Московского университета.

      Аз есмь свет ми́ру

      Бог есть пре́жде всех век

      Ве́даю всю та́йну в челове́це и мысль

      Глаго́лю лю́дем зако́н Мой

      Добро́ есть творя́щим во́лю Мою́

      Есть гнев мой на гре́шникы

      Живо́т дах всей тва́ри

      Ѕло есть законопресту́пником

      Ни на чем Зе́млю Мою́ утверди́х

      Престо́л Мой, И́же на небесе́х

      І шед на а́дова врата́ сокруши́х и ве́рея желе́зная сломи́х

      Ка́ко лю́дие беззако́ннии не сотвори́сте во́ли Моеа́

      Лю́дие Мои́ непоко́рные

      Мы́слете на Мя зла́а

      Наш еси́ Бог и засту́пник

      Оны́ Моя́ призову́ язы́ки и ти́и Мя просла́вят

      Поко́й дах всей тва́ри Свое́й

      Рече́те Ми сло́во не творя́щие во́ли Моея́, и не услы́шу вас

      Сло́вом Мои́м вся́ утверди́шася

      Тверда́ рука́ Твоя́, Влады́ко

      Фарао́на потопи́х в Чермно́м мо́ри

      Херуви́ми слу́жат мне со стра́хом

      Ѿве́рзу рай христиа́ном

      Ци не дах вам пи́ща в пусты́ни

      Червь и огнь угото́вах на гре́шникы

      Шу́мом и попали́т дубра́вы

      Щито́м вооружи́хся на брань Го́ры взыгра́шася явле́нием Мои́м

      Ыорда́нь освяти́ся креще́нием Мои́м

      Ю́гом ве́тром разве́ю всю́ вселе́нную

      Ю́же Мя проро́ци пропове́доша и апосто́ли е́же о Мне научи́ша.

      Напишите отзыв о статье “Азбучная молитва”

      Примечания

      1. Куйо Куев. Към въпроса за авторството на Азбучната молитва // Славист. студии. Сборник по случай V международен славист. конгр. в София. — София, 1963. — С. 325—336.
      2. William R. Veder. Utrum in alterum abiturum erat: A Study of the Beginnings of Text Transmission in Church Slavic. — Bloomington, 1999. — С. 79—80.
      3. William R. Veder. Utrum in alterum abiturum erat: A Study of the Beginnings of Text Transmission in Church Slavic. — Bloomington, 1999. — С. 62.
      4. [http://www.orthedu.ru/culture/slava/17-34/24-27.htm Сайт Новосибирской и Бердской Епархии Русской Православной Церкви.]
      5. В глаголице ять в начале слов читается как [ja].

      Литература

      • Вася Велинова. Слово за епископ Константин Преславски. — София: Време, 1998. — ISBN 954-4568-12-8.
      • Куйо Куев. Азбучната молитва в славянските литератури. — София: БАН, 1974.
      • Куйо Куев. Към въпроса за авторството на Азбучната молитва // Славист. студии. Сборник по случай V международен славист. конгр. в София. — София, 1963.
      • William R. Veder. Utrum in alterum abiturum erat: A Study of the Beginnings of Text Transmission in Church Slavic. — Bloomington: Slavica, 1999. — ISBN 0-89357-277-2.
      • Веселин Панайотов. За редакциите на Азбучната молитва // Годишник на ШУ «Еп. Константин Преславски», XV А. — Търново, 2000.
      • Українська радянська енциклопедія.
      • [http://websib.ru/

      gardarika/bukvi/book.htm#Азбучные Азбучные стихи (азбучная молитва)]

    • Е. В. Середа. [http://www.ug.ru/archive/89 Аз, буки, веди… Материалы к уроку по славянской азбуке. — Учительская газета, № 17 от 22 апреля 2003 года. ]
    • [http://www.pravenc.ru/text/82713.html Азбучная молитва] в Православной энциклопедии

    Отрывок, характеризующий Азбучная молитва

    Резко повернувшись, он исчез за дверью, даже не попрощавшись и не известив, как долго я могу оставаться одна в своём, так нежданно воскресшем, прошлом.

    Время остановилось. безжалостно швырнув меня, с помощью больной фантазии Караффы, в мои счастливые, безоблачные дни, совсем не волнуясь о том, что от такой неожиданной «реальности» у меня просто могло остановиться сердце.

    Я грустно опустилась на стул у знакомого зеркала, в котором так часто когда-то отражались любимые лица моих родных. И у которого теперь, окружённая дорогими призраками, я сидела совсем одна. Воспоминания душили силой своей красоты и глубоко казнили горькой печалью нашего ушедшего счастья.

    Когда-то (теперь казалось – очень давно!) у этого же огромного зеркала я каждое утро причёсывала чудесные, шёлковистые волосы моей маленькой Анны, шутливо давая ей первые детские уроки «ведьминой» школы. В этом же зеркале отражались горящие любовью глаза Джироламо, ласково обнимавшего меня за плечи. Это зеркало отражало в себе тысячи бережно хранимых, дивных мгновений, всколыхнувших теперь до самой глубины мою израненную, измученную душу.

    Здесь же рядом, на маленьком ночном столике, стояла чудесная малахитовая шкатулка, в которой покоились мои великолепные украшения, так щедро когда-то подаренные мне моим добрым мужем, и вызывавшие дикую зависть богатых и капризных венецианок в те далёкие, прошедшие дни. Только вот сегодня эта шкатулка пустовала. Чьи-то грязные, жадные руки успели «убрать» подальше все, хранившееся там «блестящие безделушки», оценив в них только лишь денежную стоимость каждой отдельной вещи. Для меня же это была моя память, это были дни моего чистого счастья: вечер моей свадьбы. рождение Анны. какие-то мои, уже давно забытые победы или события нашей совместной жизни, каждое из которых отмечалось новым произведением искусства, право на которое имела лишь я одна. Это были не просто «камни», которые стоили дорого, это была забота моего Джироламо, его желание вызвать мою улыбку, и его восхищение моей красотой, которой он так искренне и глубоко гордился, и так честно и горячо любил. И вот теперь этих чистых воспоминаний касались чьи-то похотливые, жадные пальцы, на которых, съёжившись, горько плакала наша поруганная любовь.

    В этой странной «воскресшей» комнате повсюду лежали мои любимые книги, а у окна грустно ждал в одиночестве старый добрый рояль. На шёлковом покрывале широкой кровати весело улыбалась первая кукла Анны, которой было теперь почти столько же лет, как и её несчастной, гонимой хозяйке. Только вот кукла, в отличие от Анны, не знала печали, и её не в силах был ранить злой человек.

    Я рычала от невыносимой боли, как умирающий зверь, готовый к своему последнему смертельному прыжку. Воспоминания выжигали душу, оставаясь такими дивно реальными и живыми, что казалось, вот прямо сейчас откроется дверь и улыбающийся Джироламо начнёт прямо «с порога» с увлечением рассказывать последние новости ушедшего дня. Или вихрем ворвётся весёлая Анна, высыпая мне на колени охапку роз, пропитанных запахом дивного, тёплого итальянского лета.

    Это был НАШ счастливый мир, который не мог, не должен был находиться в стенах замка Караффы. Ему не могло быть места в этом логове лжи, насилия и смерти.

    Но, сколько бы я в душе не возмущалась, надо было как-то брать себя в руки, чтобы успокоить выскакивающее сердце, не поддаваясь тоске о прошлом. Ибо воспоминания, пусть даже самые прекрасные, могли легко оборвать мою, и так уже достаточно хрупкую жизнь, не позволяя покончить с Караффой. Потому, стараясь как-то «оградить» себя от дорогой, но в то же время глубоко ранящей душу памяти, я отвернулась, и вышла в коридор. Поблизости никого не оказалось. Видимо Караффа был настолько уверен в своей победе, что даже не охранял входную в мои «покои» дверь. Или же наоборот – он слишком хорошо понимал, что охранять меня не имело смысла, так как я могла «уйти» от него в любой, желаемый мною момент, несмотря ни на какие предпринимаемые им усилия и запреты. Так или иначе – никакого чужого присутствия, никакой охраны за дверью «моих» покоев не наблюдалось.

    Тоска душила меня, и хотелось бежать без оглядки, только бы подальше от того чудесного призрачного мира, где каждое всплывшее воспоминание забирало капельку души, оставляя её пустой, холодной и одинокой.

    Понемногу приходя в себя от так неожиданно свалившегося «сюрприза», я наконец-то осознала, что впервые иду одна по чудесно расписанному коридору, почти не замечая невероятной роскоши и богатства караффского дворца. До этого, имея возможность спускаться только лишь в подвал, или сопровождать Караффу в какие-то, его одного интересующие встречи, теперь я удивлённо разглядывала, изумительные стены и потолки, сплошь покрытые росписями и позолотой, которым, казалось, не было конца. Это не был Ватикан, ни официальная Папская резиденция. Это был просто личный дворец Караффы, но он ничуть не уступал по красоте и роскоши самому Ватикану. Когда-то, помнится, когда Караффа ещё не был «святейшим» Папой и являл собою лишь ярого борца с «распространявшейся ересью», его дом был более похож на огромную крепость аскета, по настоящему отдававшего жизнь за своё «правое дело», каким бы абсурдным или ужасным для остальных оно не являлось. Теперь же это был богатейший, «вкушающий» (с удовольствием гурмана!) свою безграничную силу и власть, человек. слишком быстро сменивший образ жизни истинного «монаха», на лёгкое золото Ватикана. Он всё так же свято верил в правоту Инквизиции и человеческих костров, только теперь уже к ним примешивалась жажда наслаждения жизнью и дикое желание бессмертия, . которого никакое золото на свете (к всеобщему счастью!) не могло ему купить.

    Караффа страдал. Его временно длившаяся, яркая «молодость», подаренная когда-то странным «гостем» Мэтэоры, стала вдруг очень быстро уходить, заставляя его тело стареть намного быстрее, чем это было бы, не попробуй он в своё время обманчивый «подарок».

    Ещё так недавно подтянутый, стройный и моложавый, кардинал стал превращаться вдруг в ссутулившегося, поникшего старого человека. Целая «куча» его личных врачей паниковала. Они честно ломали свои умные головы, пытаясь понять, какая же такая «страшная» болезнь пожирает их ненаглядное «святейшество». Но ответа на это не было. И Караффа всё так же «ускоренно» на глазах старел. Это бесило его, заставляя делать глупейшие поступки, надеясь остановить убегавшее время, которое с каждым новым днём прозрачными крупинками безжалостно утекало сквозь его стареющие, но всё ещё очень красивые, тонкие пальцы.

    Этот человек имел всё. Его сила и власть распространялись на все христианские королевства. Ему подчинялись владыки и короли. Ему целовали руку принцессы. И при всём при том, его единственная земная жизнь приближалась к закату. И мысль о том, что он беспомощен что-либо изменить, приводила его в отчаяние!

Оценка 4.7 проголосовавших: 327
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here