Зосима и савватий молитва пчеловоду

Все о религии и вере - "зосима и савватий молитва пчеловоду" с подробным описанием и фотографиями.

Зосима и савватий молитва пчеловоду

Молитва на благословение пчелиных роев

Боже Всемогий, Предвечный, содержай горстию всю тварь, обладаяй небом и землею, и всеми, яже на них, всякому же созданию, еже в пользу быти щедро подаяй: умиленно молим ти ся, Всеблаже, якоже древле израильтяном, землю медом и млеком текущую даровати, в пустыни Иоанна Крестителя Твоего дивиим медом воспитати благоизволил еси: такожде ныне призрения Твоего благоволением к живопитанию нашему, сей пчельник и его улья благослови, умножая премножи в нем пчелы, и благодатию Твоею я соблюдающи нас меда исполни: да никако сей пчельник созданий Твоих пчельных лишен, но всегда преисполнен соты меда будет: и по премногой благостыни и непобедимей крепости Твоей, да явится неподвижим многими лукавствы, и непоколебим зазорными обаянии, но Твоею всесильною огражден державою, и остенен ополчением от всякаго коварства волшебнаго сохранен, и всегда в Твоей, Христе, рукояти невредим пребудет. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Святым Духом, во веки. Аминь.

Преподобным Зосиме и Савватию Соловецким

(Преподобный Савватий и святой Зосима считаются на Руси покровителями пчеловодов. На Савватия (10 октября) заканчивается уборка ульев в омшаники.)

О преподобнии отцы, велиции заступницы и скории услышателие молитв, угодницы Божии и чудотворцы Зосимо и Савватие! Не забудите, якоже обещастеся, посещати чада ваша. Аще бо и отъидосте от нас телом, но духом присно с нами пребываете. Молим убо вас, о преподобнии, избавите ны от огня и меча, от нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от тлетворных ветров и от внезапныя смерти и от всех прилог бесовских, находящих на ны. Услышите нас, грешных (имена), и приимите молитву сию и моление наше, яко кадило благовонное, яко жертву благоугодную, и души наша, злыми делы и советы и помыслы умерщвленныя, оживите. И якоже умершую отроковицу возстависте, и неисцельныя раны многих исцелисте, и от духов нечистых зле мучимыя избависте; тако и нас, содержимых во узах вражиих, изьмите, и от сетей диавола избавите, из глубины прегрешений изведите, и милостивым вашим посещением и ходатайством от враг видимых и невидимых оградите ны, благодатию и силою Пресвятыя Троицы, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О преподобнии и богоноснии отцы наши Зосимо и Савватие, земнии Ангелы и небеснии человецы, ближнии друзи Христовы и угодницы Божии, слава и украшение вашея обители, необоримая стена и великое заступление северныя страны, и всего православнаго отечества нашего. Мы, недостойнии и многогрешнии, с благоговейною любовию припадаем к ракам честных мощей ваших и духом сокрушенным и смиренным прилежно молим вы: молите непрестанно благоутробнаго Владыку и Господа нашего Иисуса Христа, яко имущии к Нему дерзновение велие: да не отступит от нас Его вседействующая благодать, покров же и заступление Пресвятыя Владычице нашея Богородицы от места сего, и да не оскудеют никогдаже истиннии ревнители ангельскаго жития во святей обители сей, идеже вы богоноснии отцы и начальницы, безмерными трудами и пощениями, токами слезными и всенощными бдениями, непрестанными молитвами и молениями положисте начало иноческому житию. Ей, угодницы святии, молитвенницы к Богу, благоприятнейшии, теплыми вашими к Нему мольбами, оградите и сохраните ны и святое селение сие ваше от труса, потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и смертоносныя язвы, от вражды и всяких нестроений, от всякия беды и скорби и от всякаго зла: да выну на месте сем, в мире и безмолвии, благочестно славится пресвятое имя Господа и Бога, и обретают вечное спасение ищущии Его. О преблаженнии отцы наши Зосимо и Савватие! Услышите ны грешныя, во святей обители вашей и под кровом вашего защищения недостойно жительствующия, и благомощными вашими к Богу ходатайствы, испросите душам нашим грехов оставление, жития исправление и вечных благ восприятие в Небеснем Царствии: всем же верующим, иже на всяком месте и во всякой нужде призывают вас в помощь и заступление, и иже с благоговейною любовию притекают во обитель вашу, не престаните изливати всякую благодать и милость, сохраняюще их от всякия сопротивныя силы, от всякия напасти и от всякаго злаго обстояния, и подающе им вся потребная к душевней и телесней пользе. Наипаче же молите премилосердаго Бога, да дарует православному народу нашему здравие, радость и спасение, на враги победу и одоление, и во всем благопоспешение: Церковь же Свою святую да утвердит и укрепит, и все наше православное отечество в мире и тишине, в любви и единомыслии, во правоверии и благочестии да сохранит и соблюдет во веки. Аминь.

Постническое и равноангельское житие ваше, преподобнии отцы Зосимо и Савватие, вселенней познаны сотвори вас: чудодеянии различными, богоноснии, просвещаете верою призывающия вы и чтущия честную память вашу.

Яко светильницы явитеся всесветлии, во отоце окияна моря, преподобнии отцы Зосимо и Савватие: вы бо крест Христов на рамо вземше, усердно Тому последовасте, и чистотою Богови приближившеся, отонудуже силами чудес обогатистеся. Тем и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших и умильно глаголем: о преподобнии, молите Христа Бога, спастися душам нашим.

Зосима и савватий молитва пчеловоду

О святых покровителях русского пчеловодства

У русского народа покровителями пчеловодства считались преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. По народным преданиям, с ними связывали появление пчел на Руси из заморских стран. Бог посылал Зосиму и Савватия принести «божью работницу» из земли Египетской, страны идольской (или райской) с горы (или из пещеры). Зосима и Савватий отправляются туда как странники и приносят пчел в посохе. «Рой роится — Зосима — Савва — веселится»; «Что у пчелы в соту, то Зосима — Савва — дали» — говорят русские пословицы. Второго июля по народному календарю «пчельники Зосима и Савва пчел растят, цветы медом наливают». Ко дню преподобного Зосимы (17/30 апреля) приурочивалась выставка пчел из зимовников, а 2 октября, в день памяти Савватия, их убирали в погреба и, начиная с этого дня до 10 октября, отмечали пчелиную девятину, ежедневно потребляя мед. Девятина заканчивалась выпечкой печенья на меду (П. Рожнова, 1992). К Зосиме и Савватию обращались с молитвами и просьбами о помощи при содержании пчел. Многие распространенные в народе заговоры заканчивались фразой: «Божию помощью и преподобного Зосимы» (Т. Павлевский, 1899). Икона с изображением этих святых являлась неотъемлемой принадлежностью многих пасек.

Вот и пчельник деда Клима:

Хатка, садик и прудок —

И угодника Зосима

Над калиткой образок.

(И.3. СУРИКОВ. «ДЕД КЛИМ»)

«Зосимой» называли улей с иконой этих преподобных. В.В. Иванов и В.Н. Топоров (1982) считают, что образ Зосимы и Савватия представляет собой пережитки «языческой эпохи с ее культами пчелиного бога, подлинное имя которого утрачено» у славян, и в частности у русских. Вместе с тем этот образ отождествлен народом с конкретными историческими лицами.

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря, учеником его основателя. После продолжительного пребывания в обители, в поисках «безмолвного» жития Савватий уходит в малочисленный Валаамский монастырь. Однако он здесь также не находит удовлетворения и ищет уединенное место на Карельском берегу. От местных жителей Савватий узнает об островах на Белом море, знакомится с пустынножителем Германом, ранее бывавшим на них. Они вместе, преодолев двухдневный путь морем, в 1429г. приезжают на Соловки. Подвижники поселились около горы Секирной, поставили крест и келию и прожили на пустынном острове шесть лет. После отъезда Германа на Онегу Савватий почувствовал себя плохо и переправился на Карельский берег, где вскоре умер в деревне Сороки 27 сентября 1435г.

Преподобный Зосима — сын богатых родителей небольшого села Толвуи на берегу Онежского озера отрекся от мира, раздал имущество бедным и ушел в Поморье на реку Суму. Здесь он встретился с Германом, который рассказал ему о Савватий, их жизни на Соловецких островах. В 1436г. Зосима вместе с Германом отправились на Соловки. Вскоре вокруг них собрались последователи. В 1452г. образовавшаяся община выбирает Зосиму игуменом, строит храм и обитель, а в 1465г. он перевозит мощи Савватия с реки Выги на остров. Зосима умер в 1478г. В 1547г. Зосима и Савватий канонизированы Собором и причислены к лику святых.

В хозяйственной деятельности организованного Соловецкого монастыря, судя по имеющимся материалам, пчеловодство в XV—XVIвв. отсутствовало. Патерик Соловецкий, XVII в., описывая жизнь первых монахов-поселенцев, указывает, что они «тружахуся постом и молитвами купно же и ручным делом, иногда же землю копаху мотыгами, иногда же древеса на устои монастыря заготовляху и воду от моря черпаху, и даяху торженникам на куплю, и взимаху от них всяко орудия на потребу монастырскую, и во прочих делах тружахуся и рыбную ловитву творяху и тако от своих потов и трудов кормяхуся». Согласно описи 1549г., в обители были три скромные деревянные церкви, скотный двор, три соляные варницы, три мельницы, рыболовные тони, двадцать судов. Наибольший расцвет Соловецкого монастыря пришелся на середину XVIIв. К этому времени он, по словам патриарха Никона, становится третьим по значению на Руси и «великой царской крепостью» (В.Ф. Андреев, 1986; В.В. Скопин,1991г.).

О пчеловодстве нет упоминаний и в актах Соловецкого монастыря за XV—XVI столетия. Необходимые продукты закупались на стороне. Так, в государевой грамоте от 29 января 1559г. (№241) записано: «От царя и великого князя Ивана Васильевича . Прислал к нам бити челом Соловецкого монастыря игумен Филипп з братьею монастырского слугу Трофимку Моисеева, а сказывает: Надобе деи им купить в Великом Новгороде и на Вологде, и по иным городам запасу на монастырский обиход на год. по двести пуд меду. и воску» . Однако в XIX веке на Большом Соловецком острове в хозяйстве монастыря существовал воскобойный, свечной завод, валунный погреб которого сохранился до настоящего дня (В.В. Скопин, 1991г.).

Хотя Е. Каратыгин (1898) пишет, что преподобные Зосима и Савватий «учили вести пчеловодство на дальнем севере, в Соловецком монастыре», сведений об этом нет. Да и вряд ли это было возможно в период освоения незаселенных Соловецких островов, которые использовались до этого лишь местными рыбаками как временная перевалочная база. Основным богатством Соловецкого монастыря с момента его создания и на протяжении всего времени существования были рыба, промысел морского зверя, соль, лес. Мед, воск поступали в XV—XVIIвв. в основном из Новгорода и Вологды, где существовали крупные подворья этого монастыря. В своем высказывании Е. Каратыгин повторил бытовавшие в народе представления о роли этих святых в развитии пчеловодства. К этой же мысли приходит и известный отечественный историк Н. Костомаров (1907): «Соловецкий монастырь всегда отличался богатством и гостеприимством к многочисленным богомольцам, стекавшимся в него ежегодно со всех концов России. Имена Савватия и Зосимы сделались одними из особенно известных и уважаемых. Неизвестно почему в народном благочестии оба эти святые считались покровителями пчеловодства». Не установил связи святых с пчеловодством и известный специалист отрасли С.А. Розов (1972). Он считал, что объявление преподобных Зосимы и Савватия покровителями пчеловодства произошло во время правления царя Алексея Михайловича.

В это время имелись и объективные причины в необходимости появления покровителей пчеловодства. В XVIIв. на севере и в центре страны начинают появляться пасеки. Переход от бортевого пчеловодства, где гнезда разбросаны на значительном расстоянии друг от друга, к скоплению их на ограниченном участке пасеки потребовал не только изменения отдельных приемов пчеловождения, но и увеличил угрозу заболеваний, массовой гибели пчел. Уверенность, психологическую поддержку народ искал прежде всего в образах святых, и, вероятно, этот момент и определил широкое признание преподобных Зосимы и Савватия покровителями пчеловодства.

Необходимо также учитывать, что XVIIв. Является эпохой реформы патриарха Никона, когда было проведено сличение и устранены накопившиеся за многие столетия разногласия в западном и восточном православии. От работающих над исправлениями не могло укрыться, что у западных славян покровителями пчеловодства являются святые Зосима и Пахомий. Сравнительно недавно при раскопке старой болгарской столицы в Тырнове была найдена свинцовая пластинка, относящаяся к концу XIVв., с текстом молитвы-заговора на одной стороне, обращенного к этим святым: «Увидел (святой Зосима) пчелу и спрашивает ее, куда она летит. Она отвечает — в пустое поле искать убежище. Говорит святой Зосима: Здесь ходят ловцы с острыми топорами, так что вернись к своему господину в готовое жилище и в будущем свети церкви. Отца и Сына и Святого Духа (пусть скажет) молитву царя Соломона при ловле пчел, произнеся от (имени) святого Зосимы: Собери пчел своего стада и своего роя и собери свою еду и стой, свети. при Зосиме. Теперь и всегда святой Пахомий и святой Зосима. умножи. благо. » (И. Петков, 1990).

Православный календарь в отношении личности Пахомия не оставляет никаких сомнений. Ко времени написания текста этой молитвы на табличке был известен преподобный Пахомий Великий (292—348/349 г.), празднование дня которого отмечается 15(28) мая. Преподобный Пахомий в молодости служил в войсках императора Константина на территории Египта. В 315г. он уходит со службы, крестится и удаляется в пустыню, где проводит 10 лет. В 325г. на одном из островов Нила он создает монастырь, вокруг которого возникают еще пять других, в том числе один женский, управляемый его сестрой. Преподобный Пахомий, осуществляя общее руководство этими монастырями, впервые формулирует устав келлиотского (живущего своим трудом) монастыря на основе завета апостола Павла: «Кто не работает, тот не должен есть» (Н. Тальберг, 1991 ; Ю.Н. Бураков, 1991, и др.). Конечно, как первые, так последующие монастырские хозяйства, живущие по келлиотскому уставу, должны были меть пасеки, учитывая необходимость обеспечения себя воском для свечей. Возможно, они были созданы Пахомием при монастырях, читывая традиционность пчеловодства в Египте.

Значительно труднее установить личность Зосимы, покровителя пчел. Его имя упоминается православном календаре девять раз и относится к различным лицам, жившим во II—VIIвв. Наиболее вероятно, речь идет о преподобном мученике Зосиме (III и IVвв.), день которого церковь отмечает 4(17) января. Во всяком случае, народный месяцеслов эту дату также связывает с Зосимой — покровителем пчеловодства (Г.Д. Рыженков, 1991).

Возникновение покровителей пчеловодства среди христианских святых, очевидно, произошло не ранее XI—XIIвв., после разделения церкви на православную и католическую в XIв. Оно происходило самостоятельно в различных странах. У многих народов Европы, исповедующих католицизм, покровителем пчеловодства являются святой Амвросий (Амбросий) — епископ Медиолана (Милана), живший в 340—397гг.; в Ирландии — настоятельница монастыря святая Гобнета (Е. Крейн, 1983), а в православной Грузии чтили святого Георгия.

Таким образом, процесс отказа от старых богов-покровителей и замена их христианскими святыми происходил постепенно в различных странах. На территории России такими покровителями в XVIIв. стали местные святые Зосима и Савватий, вытеснившие ранее существовавших у западных славян покровителей Зосиму и Пахомия. При этом сохранились первое имя и число святых. Следует отметить аналогию в лице покровителей коневодства в России — святых Флора и Лавра. На выбор преподобных Зосимы и Савватия в качестве покровителей пчеловодства в нашей стране оказал большое влияние не только расцвет Соловецкого монастыря в XVIIв., но и поразительный для народа факт возможности содержания пчел на севере страны. Очевидно, впервые эта идея была осуществлена монахами Валаамского монастыря, где были пасеки, и в свое время жил Савватий. Совпадения дат памяти этих святых в православном календаре с необходимыми в северных широтах приемами выставки и постановки семей пчел в зимовники как бы подтверждали значимость святых Зосимы и Савватя как покровителей пчеловодства.

Молитвы православные

Категории

Прямой эфир

  • Акафисты0
  • Каноны0
  • Молитвы0
  • Тропари0
  • Вышивка0
  • Онлайн заказ церковных треб0

Молитвы о покровительстве пчеловодов, перед выставкой пчел

Молитвы о покровительстве пчеловодов, перед выставкой пчел

Молитва на благословение пчелиных роев

Боже всемогий, предвечный, содержай горстию всю тварь, обладаяй небом и землею, и всеми, яже на них, всякому же созданию, еже в пользу быти щедро подаяй: умиленно молим ти ся, Всеблаже, якоже древле израильтяном, землю медом и млеком текущую даровати, в пустыни Иоанна Крестителя Твоего дивиим медом воспитати благоизволил еси: такожде ныне призрения Твоего благоволением к живопитанию нашему, сей пчельник и его улья благослови, умножая премножи в нем пчелы, и благодатию Твоею я соблюдающи нас меда исполни: да никако сей пчельник созданий Твоих пчельных лишен, но всегда преисполнен соты меда будет: и по премногой благостыни и непобедимей крепости Твоей, да явится неподвижим многими лукавствы, и непоколебим зазорными обаянии, но Твоею всесильною огражден державою, и остенен ополчением от всякаго коварства волшебнаго сохранен, и всегда в Твоей, Христе, рукояти невредим пребудет. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Христе Боже наш, и тебе славу возсылаем, со Отцем и Святым Духом, во веки. Аминь.

Преподобный Савватий и святой Зосима считаются на Руси покровителями пчеловодов. На Савватия (10 октября) заканчивается уборка ульев в омшаники.

О преподобнии отцы, велиции заступницы и скории услышателие молитв, угодницы Божии и чудотворцы Зосимо и Савватие! Не забудите, якоже обещастеся, посещати чада ваша. Аще бо и отъидосте от нас телом, но духом присно с нами пребываете. Молим убо вас, о преподобнии, избавите ны от огня и меча, от нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от тлетворных ветров и от внезапныя смерти и от всех прилог бесовских, находящих на ны. Услышите нас, грешных (имена), и приимите молитву сию и моление наше, яко кадило благовонное, яко жертву благоугодную, и души наша, злыми делы и советы и помыслы умерщвленныя, оживите. И якоже умершую отроковицу возстависте, и неисцельныя раны многих исцелисте, и от духов нечистых зле мучимыя избависте; тако и нас, содержимых во узах вражиих, изьмите, и от сетей диавола избавите, из глубины прегрешений изведите, и милостивым вашим посещением и ходатайством от враг видимых и невидимых оградите ны, благодатию и силою Пресвятыя Троицы, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О преподобнии и богоноснии отцы наши Зосимо и Савватие, земнии Ангелы и небеснии человецы, ближнии друзи Христовы и угодницы Божии, слава и украшение вашея обители, необоримая стена и великое заступление северныя страны, и всего православнаго отечества нашего. Мы, недостойнии и многогрешнии, с благоговейною любовию припадаем к ракам честных мощей ваших и духом сокрушенным и смиренным прилежно молим вы: молите непрестанно благоутробнаго Владыку и Господа нашего Иисуса Христа, яко имущии к Нему дерзновение велие: да не отступит от нас Его вседействующая благодать, покров же и заступление Пресвятыя Владычице нашея Богородицы от места сего, и да не оскудеют никогдаже истиннии ревнители ангельскаго жития во святей обители сей, идеже вы богоноснии отцы и начальницы, безмерными трудами и пощениями, токами слезными и всенощными бдениями, непрестанными молитвами и молениями положисте начало иноческому житию. Ей, угодницы святии, молитвенницы к Богу, благоприятнейшии, теплыми вашими к Нему мольбами, оградите и сохраните ны и святое селение сие ваше от труса, потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и смертоносныя язвы, от вражды и всяких нестроений, от всякия беды и скорби и от всякаго зла: да выну на месте сем, в мире и безмолвии, благочестно славится пресвятое имя Господа и Бога, и обретают вечное спасение ищущии Его. О преблаженнии отцы наши Зосимо и Савватие! Услышите ны грешныя, во святей обители вашей и под кровом вашего защищения недостойно жительствующия, и благомощными вашими к Богу ходатайствы, испросите душам нашим грехов оставление, жития исправление и вечных благ восприятие в Небеснем Царствии: всем же верующим, иже на всяком месте и во всякой нужде призывают вас в помощь и заступление, и иже с благоговейною любовию притекают во обитель вашу, не престаните изливати всякую благодать и милость, сохраняюще их от всякия сопротивныя силы, от всякия напасти и от всякаго злаго обстояния, и подающе им вся потребная к душевней и телесней пользе. Наипаче же молите премилосердаго Бога, да дарует православному народу нашему здравие, радость и спасение, на враги победу и одоление, и во всем благопоспешение: Церковь же Свою святую да утвердит и укрепит, и все наше православное отечество в мире и тишине, в любви и единомыслии, во правоверии и благочестии да сохранит и соблюдет во веки. Аминь.

Постническое и равноангельское житие ваше, преподобнии отцы Зосимо и Савватие, вселенней познаны сотвори вас: чудодеянии различными, богоноснии, просвещаете верою призывающия вы и чтущия честную память вашу.

Яко светильницы явитеся всесветлии, во отоце окияна моря, преподобнии отцы Зосимо и Савватие: вы бо крест Христов на рамо вземше, усердно Тому последовасте, и чистотою Богови приближившеся, отонудуже силами чудес обогатистеся. Тем и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших и умильно глаголем: о преподобнии, молите Христа Бога, спастися душам нашим.

Оценка 4.7 проголосовавших: 327
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here