Утренняя молитва польза

Все о религии и вере - "утренняя молитва польза" с подробным описанием и фотографиями.

Молитвенное правило утреннее и вечернее. Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян

Каждый верующий человек должен каждую секунду своего существования находиться в контакте с Богом. Это должно являться его целью и ежедневным трудом, выражающимся в молитве. Многие святые старцы говорили, что каждое обращение к Творцу должно сопровождаться тремя молитвами. Первая читается как данная Всевышним, вторая как благодарность Богоматери, а третья – для поддержки в вере и христианской морали.

Для того чтобы облегчить верующим путь к Богу, некоторые святые люди создавали специальные молитвенные правила, которые обозначали, когда и где уместно читать ту или иную молитву. Также благодаря этому списку можно было узнать, сколько раз в день необходимо обращаться к Творцу. Особо выделялись дни церковных праздников и таинств, требующих от мирян особой духовной подготовки. Наиболее известно молитвенное правило Серафима Саровского для мирян, о котором мы сегодня вам расскажем. Помимо него мы затронем в статье некоторые дополнительные нюансы обращения к Богу.

Молитвенный труд души

Христианство очень серьезно относится к ежедневной молитве. Священнослужители наставляют паству, объясняя ей, что к Богу необходимо продвигаться маленькими шажками, но не останавливаясь ни на минуту. Не стоит сразу после крещения с головой бросаться в чтение религиозных книг и активно посещать все богослужения в церкви. Так вы не обретете душевную чистоту, а только запутаетесь в своих чувствах и ощущениях.

Начинать свое движение к Богу стоит с изучения молитвенного правила, которое поможет правильно облачать в слова душевный порыв. Причем каждый служитель церкви скажет, что к молитве себя необходимо приучать. Несмотря на ежедневный ритм жизни, настроение и усталость, нужно заставлять себя обращаться к Богу с благодарностью и просьбой о защите. В первое время делать это будет довольно сложно, однако постепенно молитва начнет приносить радость и духовное просветление.

На этом этапе верующий уже может произносить все молитвы из молитвенного правила. И этот труд вызывает у него невероятное ощущение единения с Создателем, который подталкивает к дальнейшему самосовершенствованию. А со временем молитва начинает вызывать такое счастье, что на человека снисходит особое состояние покоя и умиротворения. Наполненный такими ощущениями верующий может оставить повседневные дела, чтобы тотчас обратиться к Богу.

Именно подобные религиозные чувства подталкивают людей к уходу в монастырь, ведь в его стенах молитва обретает совсем иной смысл – превращенная в единый порыв нескольких душ она становится настоящим очищением. Многие святые старцы рассказывают, что именно для молитвы люди уходят в монастырь. Она становится их наградой, ведь с иными представлениями о Боге тяжелые монастырские будни мало кому будут под силу.

Мы уже не единожды в статье использовали такое словосочетание, как “молитвенное правило”. Давайте разберем данный церковный термин более подробно.

Молитвенное правило для мирян: краткое описание

Так как только пришедшим к вере мирянам довольно сложно приучить себя к ежедневной молитве, были составлены особые сборники, которые помогают правильно рассчитать свои силы и обращаться к Творцу с определенным духовным посылом.

Молитвенные правила не были придуманы в одночасье. Порой их создавали святые старцы по просьбам мирян, а другие появлялись в связи с различными церковными ритуалами. Как бы то ни было, но каждый православный верующий должен придерживаться определенного регламента, позволяющего ему максимально очиститься от всего мирского и суетного, чтобы открыть сердце своему Создателю.

Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян

Стоит заметить, что святой старец считал общение с Создателем первой необходимостью для христианина. Она должна быть для него важнее пищи, воды и воздуха. Ни один верующий не может представить свою жизнь без молитвы.

Сам старец проводил за этим занятием большую часть своего времени и завещал подобное времяпрепровождение своим духовным детям. Иногда он даже требовал от последователей многочасовой ежедневной молитвы, поэтому и составил для них правило, помогающее в нелегком духовном труде.

Серафим Саровский считал, что новый день необходимо встречать крестным знамением и выполнением утреннего молитвенного правила. Старец утверждал, что для молитвы христианин должен стать подле икон или в ином месте, где ничто не будет отвлекать его от общения с Богом.

Утреннее молитвенное правило включает в себя три текста. Чтение необходимо производить в следующем порядке:

Имейте в виду, что первые два текста должны читаться трижды, а вот для последней молитвы достаточно одного раза. После выполнения правил человек может приступить к своим повседневным делам и обязанностям.

Серафим Саровский советовал и во время привычных дел не забывать про молитвенное правило. На русском языке можно тихонько читать Иисусову молитву. Это позволяет не отвлекаться в своих мыслях от общения с Творцом и дает возможность ежесекундно соотносить свои помыслы с христианскими добродетелями.

Не стоит приступать к обеденной трапезе без повторения утреннего ритуала, только после него можно начать принимать пищу.

Послеобеденное время

Согласно заветам Серафима Саровского, православный верующий не может и после обеда отвлекаться от молитвы. В это время лучше вычитывать:

  • “Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного”;
  • “Пресвятая Богородица, спаси мя грешного”.

Первый из указанных текстов подходит для уединения, когда можно полностью отдаться обращению к Всевышнему. А вот вторую возможно читать, занимаясь делами вплоть до отхода ко сну.

Молитвы, предназначенные для вечернего времени

Естественно, что христианин не может спокойно погрузиться в сон, не уделив время своему Богу. Вечернее молитвенное правило идентично утреннему, все слова необходимо произносить тогда, когда вы однозначно больше не будете заниматься делами. В заключение молитвы верующий осеняет себя крестным знамением и может спокойно ложиться в постель.

Интересно, что у христиан принято засыпать только после обращения к Богу, ведь во сне человек может закончить свой жизненный путь, и нет ничего хуже, чем предстать перед Творцом неподготовленным. Поэтому каждый день верующие заканчивают молитвой и каются в совершенных грехах. Только это характеризует истинные отношения между душой и Всевышним.

Причастие: особенности подготовки

Причащение – это особенная процедура, требующая от православного большого труда и воздержания. К таинству он должен подойти подготовленный по всем правилам. Они включают в себя список из шести пунктов, в которые входит молитвенное правило перед Причастием.

В первую очередь христианин должен держать себя в телесной и духовной чистоте, а также соблюдать пост. Обычно подготовка к таинству длится несколько дней, в вечер перед Причастием необходимо обязательно принять участие в церковном богослужении, а на ночь прочитать несколько молитв:

  • покаянный канон;
  • молебный канон к Богородице;
  • канон к Ангелу Хранителю;
  • Последование ко Святому Причащению.

Не стоит забывать, что перечисленные тексты читаются несколько раз подряд, причем православный верующий должен быть в ровном расположении духа и не таить ни на кого зла. Только в таком состоянии можно приходить к таинству.

Светлая Седмица: первые дни Пасхи

Многих христиан, недавно пришедших к Богу, интересует молитвенное правило на Светлой Седмице. Миряне часто путаются во многочисленных ритуалах и обрядах, которыми сопровождается то или иное церковное празднество.

В этот период христиане должны полностью изменить порядок прежних молитв, ведь молитвенное правило на Светлой Седмице включает в себя довольно широкий список канонов и песнопений. Итак, накануне праздника (в ночь на Пасху) православные должны прочитать:

  • Пасхальные часы;
  • “Христос Воскресе”;
  • “Воскресение Христов видевшее”;
  • пасхальные тропари;
  • “Господи, помилуй”;
  • “Христос Воскресе” (вновь).

Имейте в виду, что первая песня поется не менее семи минут. Православные утверждают, что за это время на них сходит невероятная благодать. Вторая и третья молитва читается трижды, а вот пятую необходимо произнести не менее сорока раз.

Священнослужители советуют читать все указанные тексты перед сном, чтобы ни одна темная мысль больше не прокралась в вашу голову.

От Пасхи до Вознесения Господня

Молитвенное правило на Пасху подразумевает начинать и заканчивать день тропарем Пасхи. Читать его необходимо трижды, однако большее количество раз не будет нарушением – таков порыв вашей души в честь светлого праздника.

Также молитвенное правило на Пасху включает в себя Трисвятое. Данная молитва должна читаться не менее трех раз.

От Вознесения до Троицы

Если вы не сильны в церковных праздниках, то имейте в виду, что все дни с начала Пасхи и до Троицы считаются праздничными. Поэтому и молитвы в этот период читаются особенные. Конечно, если вы начнете и закончите свой день обычным обращением ко Всевышнему по неразумению, то это не будет серьезным отступлением от правил. Однако лучше всего соблюдать особое молитвенное правило после Пасхи.

Каждый наступивший праздничный день меняет порядок чтения молитв. Период от Пасхи до Вознесения мы уже охватили в предыдущем разделе. Теперь нам необходимо рассказать о молитвенном правиле после Пасхи вплоть до Троицы.

В этот период, длящийся десять дней, не читаются тропари Богородице и “Царю Небесный, Утешителю”. Также вносится запрет на поклоны до земли. Каждый день священнослужители рекомендуют начинать с Трисвятого.

Оптинские старцы

Многие верующие слышали о молитвенном правиле оптинских старцев. Однако не каждый христианин понимает, кто такие эти святые люди и насколько их советы оказываются действенными в той или иной жизненной ситуации. Поэтому мы решили немного рассказать вам о самих оптинских старцах.

Итак, Оптина пустынь – это один из самых древнейших монастырей на территории России. Он расположен недалеко от Калужской губернии, и первое упоминание о нем относится еще ко временам Бориса Годунова.

Конечно, главной ценностью монастыря являлись его монахи, которых быстро стали называть старцами. Все они были не простыми людьми, а обладали рядом характеристик, которые ставили их еще при жизни на один уровень с признанными православными святыми.

К особенностям оптинских старцев можно смело относить следующие характеристики:

  • Дар целительства или предсказания будущего. Практически каждый из старцев обладал каким-либо даром, полученным свыше. Но чаще всего эти святые люди предсказывали будущее или исцеляли тяжелобольных. Известны случаи, когда их называли даже чародеями, однако все их деяния были только с благословения Бога.
  • Вера. Каждый из старцев твердо стоял в вере независимо от того, что происходило в его жизни. Это условие было одним из основных для принятия в монастырь, ведь только истинно верующий может помогать другим людям.
  • Служение. Вся жизнь оптинских старцев была направлена на служение Творцу и народу. Для них не было понятия усталости, каждый нуждающийся в помощи получал ее от монахов.
  • Покаяние за чужие грехи. Дело в том, что оптинские старцы несли обет покаяния за всех православных в этом мире. Часто в монастырь на исповедь приезжали люди, рассказывающие обо всех своих прегрешениях. Старцы долгими часами отмаливали людские проступки и потом отпускали их с чистой душой и сердцем.

Стоит заметить, что в Оптину пустынь люди ехали независимо от своего социального статуса и финансового положения. И на каждую беду старцы находили слова утешения, многим паломникам они советовали определенные молитвенные правила, оказывающиеся очень эффективными.

Молитвы от оптинских старцев

Монахи Оптинской пустыни проводили большую часть своего времени за молитвой. Поэтому у них было накоплено достаточное количество молитвенных правил, которыми они делились с паломниками.

Например, поутру предполагалось обязательное прочтение двадцати семи текстов. Среди них особо можно выделить:

  • Трисвятое;
  • Символ веры;
  • молитва о живых;
  • молитва об усопших;
  • молитва к Пресвятой Троице.

Оптинские старцы советовали читать молитвы по одному разу и в произвольном порядке. Главным атрибутом обращения к Богу является истинная вера и жажда общения со Всевышним. Только в этом случае молитва будет действенной и принесет очищение.

Монахи Оптинской пустыни делились с паломниками молитвенными правилами на любой случай жизни. Например, в случае искушения необходимо было читать псалом Давиду. А если вы не можете по тем или иным причинам посещать церковные службы, то вам стоит в домашних условиях в течение дня читать следующие тексты:

  • утро – двенадцать псалмов, молитву Богородице, акафист дневной;
  • вечернее молитвенное правило – канон Ангелу Хранителю, двенадцать псалмов, главы из Евангелия, молитву “Ослаби, остави”;
  • на сон грядущий – молитву “Исповедание повседневное”.

Интересно, что оптинские старцы допускали некоторые отступления от данных регламентов. Они считали, что в силу определенных причин миряне могут целиком и полностью погрузиться в повседневные дела. Это может быть связано с какими-то серьезными проблемами или болезнью. Однако после разрешения всех проблем христианин должен вернуться к прежнему религиозному поведению и вновь уделять время общению с Творцом.

Заключение

Надеемся, что наша статья будет вам полезной и вы сможете выбрать для себя какое-то молитвенное правило, которое постепенно приблизит вас к Богу. Конечно, перечисленные нами молитвы не единственные, и при желании каждый христианин сможет найти другие религиозные тексты, прочтение которых вызовет у него ощущение благодати и духовной радости. Помните, что именно это чувство, сопровождающее ваше ежедневное обращение ко Всевышнему, говорит о том, что вы поступаете правильно и ваша молитва услышана. Многие христиане считают это трудом, но на самом деле нет большей радости, чем трудиться с именем Бога на устах и во имя Его славы. Не забывайте о ежедневной молитве в суете будней, и, возможно, тогда Господь изменит вашу жизнь.

Молиться или вычитывать правило?

Молитва — неотлучная спутница души христианина. Если мы ее отогнали, если предпочли в какой-то момент обойтись без нее — значит, наши дела плохи. С молитвы начинается наш день и молитвой завершается. У большинства из нас дома есть молитвословы — разной толщины и разного, надо сказать, качества. Мы знаем утреннее и вечернее правила… Но знаем ли мы, как молиться? Умеем ли мы это делать? Молитва, молитвенное правило — тема нашей очередной беседы с игуменом Нектарием (Морозовым).

— Да, c этим приходится сталкиваться нередко: люди, впервые приходящие в храм, спрашивают, зачем молиться «чужими словами, когда мне самому есть, что сказать Богу». В отличие от них, человек, уже имеющий опыт церковной жизни, не может не понимать слов апостола Павла, который говорит: мы не можем знать, о чем и как должно молиться, если Дух Святой нас этому не научит (см.: Рим. 8, 26–27). А насколько лично мы способны внимать урокам Святого Духа? Пятидесятники утверждают, что Дух учит каждого из них молиться безотносительно от духовного состояния, от степени духовной чистоты. Но мы-то с вами не пятидесятники, мы сознаем, насколько трудно очистить себя покаянием для того, чтобы ясно слышать голос Духа. А в молитвослове мы находим молитвы тех духовно преуспевших христиан, которые Его голос слышали. Слышали потому, что сами всю жизнь слушались Его. Это такие отцы и учителя Церкви, как преподобный Макарий Великий, Симеон Новый Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Петр Дамаскин.

— Да, когда мы открываем все же молитвослов, то с удивлением убеждаемся, что в молитвах, сложенных отцами Церкви, уже есть все, что нам нужно, и что сами мы так не сказали бы. Так начинается приобщение к установленному Церковью молитвенному правилу. Но чем оно должно продолжиться? Следует ли человеку сразу браться читать правило полностью или лучше остановиться для начала на одной-двух молитвах, на тех, которые сейчас ближе всего?

— Человеку, которого в храм привела какая-то трудная ситуация, беда, который об одном только избавлении от этой беды, только о своих сиюминутных нуждах и хочет молиться — все вышесказанное бывает непонятно. И, наверное, разумно поступает священник, который говорит: то, о чем ты просишь, скорее исполнится, если, помимо того, о чем ты молишься сейчас, будешь еще вот эти простые молитвы читать: 20–25 минут утром и вечером. Постепенно ты поймешь, что эти молитвы тебе необходимы. Только такое условие: читай их внимательно и вникай в смысл. Когда человек читает молитву внимательно, с ним происходят перемены: он чувствует, что эти слова становятся его словами. Он их начинает воспринимать как родные, из сердца исходящие. И разве это удивительно? Ведь святые просили Бога о том, что насущней всего для человеческой души, той, что по природе своей всегда христианка. Она откликается на эти слова гораздо раньше, чем человек со своим интеллектом, своим рассудком и жизненным опытом.

Нужно ли читать сразу все молитвенное правило? Нельзя заставлять ребенка есть больше, чем его организм может усвоить. Нельзя перегружать человека, только начинающего путь воцерковления. Такому человеку разумней выбрать какую-то часть молитв, которые он мог бы читать каждый день, не тяготясь. Пусть первое время это правило занимает пять-семь минут. Но постепенно оно должно увеличиваться.

— А если человек сам принимает решение — читать молитвенное правило полностью… и затем ловит себя на том, что устает и просто бездумно отбарабанивает текст? Значит, зря столько на себя взял?

— В идеале это должен быть совместный поиск — прихожанина и священника. Потому что человек подчас себя жалеет, ему кажется, что он может сделать меньше, чем способен на самом деле. Священник, увидев это, скажет: читай правило полностью, тебе это вполне под силу. И тогда уже лучше от правила не отступать, потому что это не просто маленький акт самоотречения, утром и вечером совершаемый, но еще очень важный дисциплинирующий момент: правило правит душу. Оно вправляет, встраивает человека в определенную колею, в которой он потом держится в течение всего дня. Утром человек помолился, прочитал правило — и с этого момента уже более или менее правильно складывается его внутренняя и внешняя жизнь, его деятельность. Не помолился — все идет наперекосяк.

Что касается «отбарабанивания» — думаю, ни вы, ни я не поверим, что это крохотное утреннее правило нельзя прочитать более или менее внимательно. Да, на первых порах человек будет отвлекаться, рассеиваться, но если он будет раз за разом возвращать свой ум в слова молитвы, словно в некую «форму», это принесет свой плод. Кто-то из святых назвал ум человека перелетающей с ветки на ветку птицей, но ум наш таков только пока мы не начали его дисциплинировать. Пока мы его, как непослушного первоклассника, не приучили сидеть на месте и заниматься делом. Для обычного, нормально себя чувствующего человека это вполне посильно, и правило помогает это сделать.

Бывает, однако, так, что человек очень устал в течение дня, буквально валится с ног. В этих случаях можно воспользоваться советом, примером преподобного Симеона Нового Богослова, который был подвижником строжайшим, но получил все же как-то от своего старца такое указание: прочитай Трисвятое, перекрести постель и ложись спать, прося у Бога прощения за то, что правило опустил. Насиловать себя, когда ты уже ни жив, ни мертв, не стоит, от этого не будет духовной пользы.

Бывает, впрочем, и другая мера усталости. Мы просто утомлены, чувствуем отупение ума, расслабление… Но силы еще есть. Как быть здесь? Я в свое время спрашивал отца Кирилла (Павлова): как поступать в таких состояниях — читать ли правило? Он ответил: «Читай».— «А будет ли от этого польза?».— «Будет, хотя бы ты ее не понимал».

Чаще всего мы тогда можем понять пользу правила, когда, на протяжении долгого времени его совершая, потом вдруг перестаем исполнять. Тогда мы сразу видим, насколько наша духовная жизнь меняется к худшему.

— Это словосочетание нормально только в том случае, когда человек не ищет в глаголе «вычитывать» оправдания себе в том, что молиться, по сути, не собирается, а готов только «вычитать» (вот уж действительно — отбарабанить) что положено. Если для человека вычитывание правила — это максимум, что он может сделать сейчас, если он делает это честно, тратит на это свое время и силы, старается внимательно это сделать — тогда это словосочетание законно. Если же человек может понудить себя к большему вниманию и сердечному участию, но ограничивает себя вычитыванием — тогда это словосочетание действительно надо воспринимать как негативное.

— Вопрос: «Можно ли молиться своими словами» — получал ответы много раз; но попробуем перевернуть его: необходимо ли дополнять правило своими, от сердца идущими словами? Надо ли понуждать себя также и к этому?

— Этот совет — обязательно молиться своими словами — есть у святителя Феофана Затворника, у святого праведного Иоанна Кронштадтского, у преподобного Никодима Святогорца в его «Невидимой брани». Речь не о замене молитвенного правила собственными текстами. Речь о другом. Когда мы совершили свое молитвенное правило — после молитвослова, Псалтири, акафистов — можно и нужно попросить Бога непосредственно о том, в чем мы имеем нужду. Попросить прощения за то, в чем мы виноваты. Поблагодарить за то, за что мы Ему сегодня благодарны. Открыть Ему скорбь своего сердца. И свои слова к Богу найти. Это очень важно, потому что мы приобретаем опыт живой, неформальной молитвы. Бывает — об этом пишет святитель Феофан — что у человека рождаются такие молитвенные воздыхания, которые сродни тем, которые он только что читал по молитвослову. Но они его собственные. Если такая молитва в вашем сердце родилась — очень важно потом снова к ней обратиться.

Но в то же время не нужно собственные слова из себя выдавливать. Если их нет — лучше ограничить себя молитвословом.

— На самом деле, у многих складываются такие вот собственные молитвенные тексты. Это не имеет ничего общего с литературным сочинительством. Но не несет ли это духовной опасности — особенно учитывая, что мы не святые?

— Я еще раз повторю: сложение молитв не должно быть самоцелью, либо это происходит естественно, либо нет. И критерий непогрешительности — во-первых, то, что человек делает это без самолюбования, без восторга от себя самого и своего «дара», во-вторых, «родство», сходство родившихся в сердце молитв с теми, которые рождались у святых.

— Обязательно ли каждое утро произносить Символ веры? Я не вижу в этом необходимости.

— Смотря как к нему относиться. Если относиться к нему как к сухому набору истин веры — это одно. А если как к сердечному исповеданию — тогда, наверное, есть у человека необходимость произносить его вслух каждый день. С другой стороны, если у человека нет еще этого чувства, но он понимает, что оно должно быть — иначе как через молитвенное произнесение Символа веры это чувство не появится. Когда читаешь Символ веры и понимаешь, что вот за это его слово, и за это, и за это умирали тысячи христиан в свое время, тогда как-то по-другому начинаешь к нему относиться. Тогда чтение или пение Символа веры становится ниточкой, соединяющей нас с теми нашими собратьями, которые уже предстоят Престолу Божиему на Небесах.

— В нашей русской церковной практике принято каждый день читать тот набор утренних и вечерних молитв, который есть в наших молитвословах. Но, к примеру, у греков этот набор — иной. Для греков естественно вечером читать малое повечерие, которое никто не читает у нас, и дополнять его чтением молитвы Иисусовой. У нас — вот этот набор молитв. В принципе, он не является каким-то установленным каноном. Святитель Феофан в своих письмах (более подробного разбора вопросов, связанных с молитвенным правилом, не найдешь, пожалуй, нигде) дает человеку очень большую свободу выбора. Кому-то он говорит: возьми эти двадцать четыре молитвы Иоанна Златоуста, которые есть в молитвослове, и читай их в течение какого-то времени, повторяя по нескольку раз. Кому-то он советует занять все время правила исключительно Иисусовой молитвой. Кому-то — взять определенные стихи из Псалмов, которые самому человеку близки, и повторять. Есть священники, которые говорят: если ты чувствуешь, что правило тебе приелось, что душа твоя не отзывается на это правило — на какое-то время отойди от него и читай что-то другое. Но какой во всем этом минус? Практика показывает: в наше холодное время, если человек перестает читать утреннее и вечернее правило, он вообще перестает молиться. Сегодня это два таких столбика, к которым человек может себя привязать: утреннее правило и вечернее. Если он это делает — он и что-то другое начинает делать. А если он этого не делает — он не делает ничего. Высокоорганизованных и внутренне ответственных людей сейчас очень мало.

К сожалению, в некоторых нынешних молитвословах мы встречаем молитвы, написанные в последние 5–10 лет, сугубо утилитарные. Жалко, когда человек заполняет ими все свое молитвенное правило, рассказывая Богу, что и как Бог должен в его жизни сделать. Молитва, о которой говорите вы («Царю небесный, отверзи…»), конечно, не такого характера. И если человек читает Ефрема Сирина или Исаака Сирина, у которого тоже много молитвенных обращений к Богу, если человек оттуда что-то выбрал для своего правила — это можно только приветствовать.

— А Псалтирь? Многим хочется дополнить правило именно ею. И еще необходимо сказать об акафистах.

— Хорошо бы человеку каждый день читать Псалтирь, но не на каждого возложишь такое — ежедневно читать по кафизме. Есть люди, которые и несколько кафизм способны читать, и им это будет в радость. Но тому, кому это не под силу, можно посоветовать читать хотя бы одну славу, или даже меньше — один псалом. Потому что слова псалмов были продиктованы царю Давиду Духом Святым, и нет ничего полезнее, чем произносить эти слова со вниманием, усваивая их своему сердцу.

Что касается акафистов, то они вторичны по отношению к Псалтири. Если хватает сил и времени, можно добавить к утреннему и вечернему правилам акафист Божией Матери («Взбранной Воеводе победительная…»), единственный акафист, который имеет богослужебное употребление, либо акафист Спасителю. Наполнять акафистами все свое молитвенное время было бы жалко. Хотя бы уже потому, что поздние акафисты по своим богословским и литературным достоинствам далеки от тех, которые я назвал.

— Протоиерей Александр Шмеман предлагает ежедневно включать в свое правило хотя бы фрагмент из Последования ко Святому Причащению, чтобы таким образом поддерживать себя в постоянном «литургическом напряжении», то есть чтобы каждый день воспринимался как шаг к Чаше. Следовать ли этому совету?

— Я думаю, что этот совет — только совет, он не может носить общеобязательного характера. Кому-то такая практика покажется близкой, принесет душевную пользу, для кого-то окажется лишь формальностью. Старец Ефрем Катунакский, на протяжении многих лет ежедневно совершавший литургию, советовал, например, готовясь к Причастию, также ежедневно читать акафист Божией Матери и вообще постоянно просить Ее, чтобы Она сподобила причаститься во спасение, а не в суд и осуждение. Это был его опыт и его душевное устроение… Тут суть, мне кажется, скорее, в другом. Читать отрывок из Последования ко Причащению или обращаться к Божией Матери — это и значит, по выражению древних отцов, «иметь поучение», то есть поучаться в определенном душевном делании, устремлении, настрое. Важно, чтобы такое «поучение» у нас было, а какое именно — решать по расположению сердца и по благословению духовника.

— Наконец, об Иисусовой молитве. Какое место она может и должна занимать в нашей жизни?

— Многие святые отцы обращают на это внимание: человеку необходимо учиться молиться молитвами краткими, потому что при чтении протяженных молитв у человека рассеивается ум. А при чтении Иисусовой молитвы — «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного…» — ум не успевает рассеяться. Почему эту молитву повторяют много раз в течение долгого времени? В древности святые отцы называли ее поучением: они говорили, что необходимо внутренне поучаться все время и в Священном Писании, и в словах молитвы. Иисусова молитва и была таким постоянным поучением — человек произносил ее про себя непрерывно — во время работы, в дороге и так далее. Она составляла непрерывное занятие его ума и сердца. Эти короткие слова могут быть гораздо питательнее для души, чем то изобилие чувств и мыслей, которое содержится в «сложных», больших молитвах.

Как приучить себя к Иисусовой молитве? — Если человек отводит Иисусовой молитве какое-то время каждое утро и каждый вечер, дополняя ею свое молитвенное правило, то ему будет легче молиться ею в течение дня. А как научиться не спешить при ней? — У святителя Феофана есть замечательный совет: дабы избежать спешки, определи себе время по часам, скажем, десять минут — и все эти десять минут молись Иисусовой молитвой, не обращая внимания, сколько раз ты ее при этом произнесешь.

— Домашняя молитва — она, как правило, коленопреклоненная. Или это необязательно? В храме-то ведь мы преклоняем колени только в некоторые особые моменты. И еще: когда надлежит осенять себя крестным знамением? Некоторые, молясь, крестятся непрерывно. Другие — только при упоминании имен Бога и Богоматери. Имеет ли это вообще значение?

— Не существует никакого определенного правила относительно преклонения колен во время домашней молитвы. Обычно молитвы читают, стоя перед иконами, а если у человека возникает внутренняя потребность положить земной поклон или опуститься на колени, то это и есть — именно потребность. Другое дело, что в правило может входить определенное количество земных или поясных поклонов с молитвой Иисусовой или, скажем, молитвой мытаря — «Боже, милостив буди мне, грешному». Но на эти поклоны хорошо бы спросить благословения у священника, у которого человек исповедуется, и не возлагать на себя бремени слишком тяжелого, поскольку, как говорит преподобный Исаак Сирин, «неумеренному деланию последует исступление и оставление правила, а правилу умеренному цены нет».

Креститься непрерывно, конечно, не надо. Можно сопровождать крестным знамением и поклоном окончание молитвы, в котором звучит славословие Святой Троицы. Креститься принято во время чтения Трисвятого, слов «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже», «Придите, поклонимся…», в начале молитвенного правила и при его окончании.

— А мне кажется, что об этом и нужды нет говорить, поскольку такое отношение к молитве вообще никакого отношения не имеет к христианству, к вере как таковой. Молитва — это сознательное обращение человека к Богу, в котором участвует если еще не сердце, то, по крайней мере, ум.

— Мы молимся не только Богу-Троице, не только Богоматери, но и святым. Лично для меня разница здесь такова: святые — это изначально обычные люди. У каждого из нас богатый эмоциональный опыт общения с разными людьми; а вот говорить об опыте общения с Богом было бы с нашей стороны преждевременно. Вследствие этого перед человеком нам гораздо скорее станет стыдно, чем перед Творцом; и в некоторых случаях это ускорение нам необходимо.

— Прежде всего о том, как молиться святым. Те молитвы святым, которые читаются на молебнах, как правило, составлялись для церковного употребления, для молебных пений в храме. А когда мы обращаемся к святым дома, мы чаще всего молимся им по какой-то внутренней нужде, по особой потребности. И это именно тот случай, когда лучше молиться своими словами. Самыми простыми: моли Бога обо мне, помоги мне. В простых словах будет заключаться гораздо больше сердечного участия, искренности, чем в длинной молитве или акафисте. Хотя ничто не мешает прочитать сначала акафист или молитву из молитвослова, а уже потом обратиться к святому со своим словом.

Когда мы молимся святым, мы углубляем наши личные с ними отношения. Мы начинаем чувствовать их — так же, как чувствуем своих близких, друзей, хорошо известных нам людей. К человеку, которого чувствуешь, всегда легче обратиться. Хотя порой это обращение происходит через боль, через слезы и стыд. Потому что ты знаешь этого святого, и он тебя знает. Он все про тебя знает — насколько ты грешен, сколько всего натворил. А ты обращаешься к нему — и тебе перед ним стыдно.

И все-таки, что касается более живой душевной реакции на обращение к святому, нежели на обращение к Богу— это действительно вопрос духовного опыта. Со временем Бог становится для человека гораздо большей духовной и просто жизненной реальностью, нежели святые или даже те люди, которые нас окружают. С годами приходит глубокое понимание того, насколько мало мы на самом деле зависим от людей и насколько — всецело — от Бога.

Оценка 4.7 проголосовавших: 327
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here