Все о религии и вере - "свенская печерская икона молитва" с подробным описанием и фотографиями.
Свенская печерская икона молитва
Головна > Икона Божьей Матери “Киево-Печерская”
День празднования: 16/3 мая (по старому стилю).
Перед иконой Киево-Печерской молятся Пресвятой Богородице в финансовых трудностях и неудачах, а также при начале строительства.
На Киево-Печерской иконе изображены преподобные Антоний и Феодосий Печерские. На коленях у Богородицы изображён Богомладенец Христос, обеими руками благословляющий преподобных. По бокам трона, на котором восседает Пресвятая Богородица, стоят два ангела.
Киево-Печерская икона есть древнейшая икона. В 1073 г. икона была принесена в Киев греками-зодчими, которые поведали следующее, что однажды утром к каждому из них явились посланные благообразные юноши и возвестили, что их зовет Царица во Влахернский храм. Поспешив туда, зодчие действительно увидели Царицу, окруженную воинами. Она сказала им: «Я хочу построить Себе церковь на Руси, в Киеве». Икона была вручена Самою Богородицею грекам, избранным Ею для построения Киево-Печерского храма.
Явившись сим грекам во Влахернском храме, в Константинополе, и посылая их в Киев строить храм во имя Своё, Богородица дала им икону, чтобы была местною в том храме, и вместе с тем дала и золото на построение. Икону принесли зодчие в Киев. Они нашли преподобных Антония и Феодосия, которых показала им в далеком Константинополе Царица, но преподобные сказали, что они уже очень давно не выходили из монастыря. Долго не могли выбрать место для строительства храма, и Господь Сам чудесным образом указал, где строить. И была воздвигнута дивная церковь Печерская, «небеси подобная».
Называется Киево-Печерскою по имени Храма.
Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Киево-Печерская»
Днесь светло торжествует Печерская обитель и радуется явлением образа Богоматере безмерный лик Печерских отцев, с нимиже и мы непрестанно вопием: радуйся, Благодатная, Печерская похвало.
Печерская икона
Печерская (с предстоящими Антонием и Феодосием) икона Божией Матери
Икона считается нерукотворной, так как сама собой образовалась на стене алтаря в Успенской церкви Киево-Печерской лавры. Чудо это, зафиксированное в Печерском Патерике, совершилось в 1085 году. Иногда образ называют Киево-Печерским.
На иконе изображены преподобные Антоний и Феодосий Печерские (память 15 сентября по новому стилю). На коленях у Богородицы изображён Богомладенец Христос, обеими руками благословляющий преподобных. По бокам трона, на котором восседает Пресвятая Богородица, стоят два ангела.
Свенская-Печерская икона Божией Матери
Перед Вами список Свенской – Печерской иконы Божией Матери. Самый первый и самый известный вариант этой иконы написал известный иконописец – иеромонах Преподобный Алипий Печерский, обучавшийся иконописи у греческих мастеров, расписывавших Печерскую церковь. Свенская – Печерская икона Божией Матери так же, как и Казанская икона Богоматери и Смоленская икона Божьей Матери прославилась своим заступничеством за Россию и российский народ, отведя угрозу вторжения французского войска в Брянск в 1812 году.
Чудотворный образ Свенской – Печерской иконы Божией матери был прославлен возвращением зрения к слабовидящим и слепым, исцелениями бесноватых, и, также заступничеством от врагов.
В 1812 году во время Отечественной войны с Наполеоном, неприятель подошёл совсем близко к городу Брянску, где в то время хранилась чудотворная Свенская – Печерская икона Богородицы. Местные жители с молитвами к Богородице о заступничестве обошли вокруг весь город с иконой, поднятой на руках, и враг не стал вторгаться в город, а позже навсегда покинул Россию, потерпев поражение в этой войне.
Каким же образом Печерская икона Божией Матери стала ещё и Свенской. В 1288 году князь Черниговский и Дебрянский Роман Михайлович неожиданно начал слепнуть. В те годы слава о чудотворных иконах Печерского монастыря разошлась далеко за его пределами. Князь Роман Михайлович послал за иконой архимандрита Петровского монастыря с милостыней и просьбою отдать ему икону для испрошения у Пречистой исцеления его зрения. После долгих уговоров архимандрит Печерский решается отдать икону. На обратном пути в Брянск, лодка архимандрита Петровского неожиданно останавливается посередине реки, совсем рядом с тем местом, где река Свена впадает в Десну. Тщетны были усилия архимандрита и монахов сдвинуть лодку с места. Икону пришлось оставить в лодке, сами же монахи и архимандрит Петровский были вынуждены переночевать на берегу. С утра обнаружилось исчезновение иконы из лодки. Долгими и упорными были поиски Печерской иконы Богородицы, пока однажды не нашли её в ветвях могучего дуба, стоявшего точно напротив устья Свены. Князь Роман Михайлович, едва услышав о счастливой находке, собрал близких ему бояр, высших чинов Брянского духовенства, и пешком отправился к Печерской иконе. Князь начал горячо молиться задолго до подхода к дубу, и с каждым шагом его, с каждым произнесённым словом молитвы глаза его видели всё лучше и лучше. Подойдя к заветной Печерской иконе, застрявшей меж ветвей дуба, князь Черниговский Роман Михайлович, сын святого мученика Михаила Черниговского, прозрел полностью.
На месте чудесного прозрения Роман Михайлович, князь Черниговский, приказал построить монастырь, и щедро одарил его всеми теми землями, которые он увидел впервые после исцеления своего зрения, стоя перед чудотворной Печерской иконы Богородицы. Дуб, на котором нашли икону, срубили, и доски с него пустили на обустройство обители, а также изготовили несколько других икон. После этого и кона Свенской-Печерской Божией Матери на семь веков нашла себе пристанище в иконстасе монастыря Успенского собора.
Печерская икона Божией Матери восхищает своей тихой красотой. На золотом троне восседает Божия Матерь, на коленях у неё благословляющий младенец Иисус. По сторонам трона Богородицы стоят преподобные Антоний Печерский и Феодосий Печерский – основатели первой на Руси монашеской обители, прославившиеся своими делами на благо христианства и православной церкви, и, по преданиям, обладавшие чудесными исцелительными способностями.
На этой странице Вы можете купить икону Печерской Божией Матери.
СВЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Киево-Печерская икона Божией Матери с предстоящими преп. Антонием и Феодосием Печерскими
Свенская-Печерская икона Божией Матери .
Была написана преподобным Алипием Печерским (+ ок. 1114).
На иконе размером 68 на 42 см изображена Божия Матерь. сидящая на золотом престоле, на коленях у Нее Богомладенец. благословляющий обеими руками. Справа от трона стоит преподобный Феодосий. а слева – преподобный Антоний Печерские. На свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко, Господи Боже. возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного в хвалу и славословие Тебе ». На свитке преподобного Антония можно прочесть: «Молю, убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся; имамы в сем Господа помощника ».
До 1288 года она находилась в Киево-Печерском монастыре. где прославилась чудесами, и в 1288 году была перенесена в Свенский монастырь, в честь Успения Пресвятой Богородицы. следующим образом. Когда Черниговский и Дебрянский князь Роман Михайлович. будучи в Брянске неожиданно стал слепнуть, он вспомнил о чудотворной иконе Богородицы из Лавры и послал за ней архимандрита Петровского монастыря с монахами. Получив заветный дар, брянцы поплыли обратно. Но вдруг, как гласит предание, «стала ладья на едином месте среди реки Десны; гребцы немогуще загрести ни горе, ни в низ ». Пришлось заночевать на берегу. Утром икона с ладьи исчезла. В поисках исходили все побережье, пока не нашли ее среди ветвей дуба, стоящего на самом высоком месте меловой горы у изгиба реки Десны. Весть об этом дошла до князя Романа и он с родными, приближенными боярами и Брянским духовенством с воодушевлением направился пешком к месту обретения образа. Князь горячо молился и обещал построить на этом месте монастырь, отдав ему все земли, которые увидит с горы. После молитвы князь тотчас прозрел. Приложившись к иконе, князь отслужил благодарственный молебен. а затем стал собственноручно заготавливать лес для деревянного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Дуб же, на котором отыскалась чудотворная икона, был разделен на части и роздан желающим. Тогда же было установлено празднество Свенской иконе Божией Матери 3 мая. Позднее на месте явления иконы поставили каменный столб, украшенный списком этой иконы.
День празднования 17 августа был установлен в 1815 году в благодарность за избавление Брянска от нашествия наполеоновских войск в 1812 году.
Икона прославилась исцелениями слепых, бесноватых, заступничеством от врагов. После революции 1917 года икона была изъята у Церкви, передана Главнауке Наркомпроса для реставрации, оттуда — на вечное хранение в Третьяковскую галерею где обретается и поныне.
Молитвословия
Днесь светло торжествует Свенская обитель; / и радуется явлением образа Богоматери; / Безмерный лик Печерских отцев с ними же и мы непрестанно вопием: / Радуйся Благодатная Свенская Похвало .
Дева днесь невидимо предстоит в церкви/ и с лики Печерских отцев молится о нас,/ благоговейно величающих Ей безмерную милость к роду нашему,/ явльшуюся в чудном образе Ея,/ обитель Печерскую украшающем.
О, Пресвятая и Пренепорочная Дево Богородице, наша Печерская похвало и украшение, державный покрове святаго места сего, истинная Владычице избраннаго удела Своего. Приимb нас, недостойных рабов Твоих, убогое моление, с верою и любовию приносящих пред чудным образом Твоим, да посетbши мbлостивно греховное житие наше, просвещающи его светом покаяния, осени нас, обремененных скорбьмb многими, Твоею Небесною радостию, сподоби нас присно славити Тя в мире и благочестии на месте святем сем, да, без порока прешедше путь жития нашего, помощию Твоею достигнем вечнаго веселия во светлости святых и Богоносных отец наших Антония и Феодосия и всех преподобных Печерских и едиными усты и сердцы воспоbм Тя с Предвечным Сыном Твоим и Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Животворящим, Всеблагим и Единосущным Его Духом во веки веков. Аминь.
Ярославская-Печерская икона Божией Матери
Яросла?вская (Пече?рская) ико?на Бо?жией Ма?тери — православная русская икона. причислена к чудотворным образам Богородицы. В настоящее время утеряна.
Содержание
История иконы
Происхождене иконы остаётся до сих пор неизвестным. Начало её почитания связано со следующей легендой.
Ярославская гражданка Александра Дмитриевна Добычкина семнадцать лет страдала психическим расстройством, называемым ныне депрессией. Будучи невылеченной, болезнь привела к жестокой ломоте в руках и суставах. Бедная женщина не могла спокойно переносить страдания и часто кричала. Родные болезненно переживали происходящее и усердно молились о выздоровлении несчастной.
В 1823 году женщине приснился некий храм, в котором она отчётливо увидела изображение иконы Божией Матери. Посчитав сон вещим, она стала ходить по Ярославлю и искать явленный ей в сонном видении храм. Однажды (1 мая ) зашла на территорию Архиерейского дома и, увидев церковь «Происхождения честных древ», узнала в ней тот самый храм.
С радостным предчувствием войдя внутрь церкви, сразу же обнаружила на стене фреску. изображающую Божию Матерь Печерскую. Но тут с ней случилось нечто странное: она упала на пол, стала корчиться и потеряла сознание. Очнувшись, Александра почувствовала, что сможет получить исцеление. На следующий день она вновь была в церкви, усердно молилась пред образом о выздоровлении и только захотела приложиться к изображению, как почувствовала внутри себя некое непонятное движение и… совершенное выздоровление.
С тех пор икона стала считаться способной на исцеления и, будучи причисленной к чудотворным, стала называться Ярославской (Печерской).
В годы смуты и гонений на церковь в первой половине XX века чудотворное изображение было уничтожено — фреска стены храма оказалась сколотой.
Иконографические особенности
Иконографический тип — Панахранта. Более точно её следует относить к типу цареградских икон Богоматери. В узком толковании это иконографический тип Богоматери Печерской. Существует мнение, что это список с не дошедшей до нашего времени иконы Киево-Печерского монастыря. А прототип, возможно, находился в Софии Константинопольской .
На этой иконе Богоматерь изображена с Предвечным Младенцем на коленях, благословляющим руками прпп. Антония (слева) и Феодосия (справа), чудотворцев Печерских. За царским троном, на котором восседает Божия Матерь, изображены два ангела (возможно архангелы Михаил и Гавриил ). Чудотворный образ напоминает более известную в России икону «Державную» .
Источники: http://bogoroditsa.org.ua/page.php?id=183, http://www.vidania.ru/icony/icon_pecherskaya_s_antoniem.html, http://spb-icon.ru/ikoni-bogomateri/pecherskaya-ikona-bozhiey-materi.html, http://drevo-info.ru/articles/10505.html, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8NULL Комментариев пока нет!
Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.
Икона Божией Матери Свенская (Печерская)
Празднование 3/16 мая, 17/30 августа.
Сын святого мученика князя Михаила Черниговского, зверски замученного в Орде за то, что отказался изменить православной вере, Роман молился перед дивным древним образом Свенской (Печерской) Богоматери. По преданию, эта чудотворная написана самим преподобным Алипием, который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую церковь — ныне Успенский собор Киево-Печерской лавры. Печерский инок, которому Господь судил стать первым русским иконописцем, почил около 1114 года.
Удивительной красоты Свенский (Печерский) образ. На золотом троне с подножьем в виде арок восседает Пречистая; правая стопа Ея покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На коленях Богоматери — Предвечный Младенец с благословляющими руками. По сторонам трона стоят преподобные отцы — основатели русского иночества: справа от Пречистой — Феодосий Печерский, а слева — Антоний Печерский; в руках у обоих свитки с письменами. Преподобный Феодосий пишется на этой иконе без клобука, с непокрытой головой, в мантии и епитрахили, а преподобный Антоний — в полном схимническом облачении.
Феодосий Печерский — третий из святых, канонизированных русской церковью (первыми стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб), и первый преподобный (то есть святой иноческого чина) в этом дивном сонме. Именно Феодосий и его учитель преподобный Антоний (причисленный к лику святых несколько позже) стали основателями русского монашества как новой и плодотворной ветви того восточнохристианского иноческого древа, которая расцвела на Святой Руси дивным благоуханным цветом. Из глубины веков светит неугасимый свет двух этих подвижников и молитвенников земли Русской.
На Свенской (Печерской) иконе на свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшнаго на хвалу и славословие Тебе». На свитке же преподобного Антония Печерского следующая надпись: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа Помощника».
Размер Свенской (Печерской) иконы — 67 на 42 см, древнейший красочный слой сохранился не слишком хорошо, на нем много потертостей с позднейшими записями. Но примечателен этот образ не только своей древностью и благодатной силою. Само изображение Пречистой в образе Царицы Небесной, восседающей на троне, было и остается весьма распространенным во всем христианском мире. Мы встречаем его в Софии Константинопольской и в мозаиках Равенны, на грузинских чеканных иконах XI века и на крестах из Херсонеса.
Многие века чудотворная пребывала в мужском Успенском Свенском монастыре под Брянском (сейчас – село Супонево, уже вошедшее в черту города). Постройки этой закрытой в 1924 году обители были затем сильно разрушены. Богоборцы снесли величественный Успенский собор XVIII столетия со знаменитым резным панно на хорах, изображавшим кита, извергающего из своего чрева пророка Иону. Попечением Пречистой иноческая жизнь в Свенском монастыре возродилась в 1992 году, и спустя восемь лет численность братии уже составляла двадцать пять человек.
В стенах этой обители чудотворная Свенская (Печерская) икона и пребывала с 1288 года, а до того находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась многими чудесами. Князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, внезапно потерял зрение. Зная о чудесах и исцелениях, происходивших в Печерском монастыре, послал туда гонца с милостыней и просьбою прислать к себе в Брянск чудотворную икону для испрошения у нее исцеления. Посоветовавшись с братией, печерский архимандрит «отпустил» икону. Во время плавания по реке Десне лодка вдруг остановилась близ того места, где в Десну впадает речка Свена. Сопровождавшие икону решили переночевать на этом месте и причалили к берегу. Но когда утром они вернулись к своей лодке, но чудотворного образа там не оказалось. После долгих поисков исчезнувшая икона была найдена на горе напротив устья Свены между ветвей большого дуба. Когда об этом чуде известили князя Романа, тот в сопровождении духовенства отправился пешком к иконе.
Горячо молился князь, зрение начало возвращаться к нему, и увидел он тропинку, на которой тогда же повелел установить памятный крест. Однако глаза князя различали пока лишь предметы, находившиеся на самом близком расстоянии. И когда шествие достигло самого дуба, князь пал на землю и вновь воззвал к Богородице с сердечным сокрушением: «Пресвятая Владычице! Услыши молитву мою и дай прозрение очам моим!» И тотчас зрение его стало еще лучше. Епископ снял икону с дерева и поднес ее князю; тот благоговейно облобызал ее, и зрение вернулось к нему окончательно.
Немедля отслужив молебен пред иконою, князь и все собравшиеся стали рубить деревья и общими усилиями начали строить церковь во имя Успения Богородицы – храмового праздника Киево-Печерской обители.
Спустя некоторое время князь Роман воздвиг па месте своего чудесного прозрения монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную «обложил золотом и серебром». Дерево, на котором была обретена икона, срубили и распили на доски, послужившие для обустройства обители. Тогда же, в 1288 году, было установлено и празднование Свенской (Печерской) иконе Божией Матери — 3 мая. В иконостасе монастырского Успенского собора, по правую сторону царских врат, и пребывала чудотворная в течение почти семи столетий.
Многие милости оказывали святыне и хранившей ее обители русские государи: Иван Грозный пожертвовал немало золота, серебра и драгоценных камней для изготовления нового оклада для чудотворной. Государи Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор, Иоанн и Петр Алексеевичи, Елизавета Петровна также благотворили обитель. Благочестивые патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, вельможи и купцы, почитавшие Свенскую (Печерскую) икону Богоматери, делали сюда вклады. Никогда не иссякал и поток богомольцев, слышавших о все новых и новых чудесах Свенской (Печерской).
Заступничеством Пречистой Брянск был не раз спасаем от нашествия врагов. Когда в 1812 году к городу подступили французы, его жители на руках обнесли Свенскую (Печерскую) икону вокруг Брянска, и по их усердной молитве к Заступнице рода христианского неприятель прошел мимо, а вскоре и вовсе бежал из России. С тех пор в Брянске в память этого чуда ежегодно 17 августа совершался крестный ход. Накануне икону приносили из монастыря в городской собор, где служили всенощное бдение, а утром после литургии совершали крестный ход вокруг города с чудотворною иконою, крестами, иконами и хоругвями из всех церквей Брянска при участии всего городского духовенства. Вечером же народ возвращался в собор и «с честию и славою» провожал икону в Успенский монастырь. В память избавления от французов в 1815 году была «устроена» новая золотая риза для Свенской (Печерской) иконы.
В 1846 году брянский помещик В.Р. Демидов пожертвовал на золотую ризу чудотворной драгоценную корону с «сиянием» из крупных бриллиантов и бриллиантовые звезды на плечи Богородицы, а также венец и нарукавники для Предвечного Младенца.
Торжественно и красиво, под звон колоколов и молитвенное пение, совершались выносы Свенской (Печерской) иконы в дома благочестивых жителей Брянска. Сохранились описания таких духовных празднеств:
Праздник веры, самые важные минуты для десятков, сотен, тысяч простых православных… Минули века. Икона уцелела и находится сейчас в Третьяковской галерее. Другие люди пришли к Свенской (Печерской) и увидели ее уже иными глазами — глазами исследователей. Спасена икона была знаменитым искусствоведом Н.Н. Померанцевым, который привез ее в Москву. В 1927 году сотрудниками Центральных государственных реставрационных мастерских Г.О. Чириковым и В.О. Кириковым была проведена сложная реставрация. Еще до окончательного раскрытия древней живописи И.Э. Грабарь уверенно отнес икону к эпохе преподобного Алипия — к заре русской иконописи. Затем Свенскую (Печерскую) изучали В.Н. Лазарев, А.И. Некрасов, М.В. Алпатов. Наш современник, реставратор и исследователь древней живописи А.Н. Овчинников, который отметил еще несколько особенностей, позволяющих отнести икону Богоматери Свенская (Печерская) к эпохе Алипия (конец XI века): «Палитра более чем скромна: листовое золото, белила свинцовые — грубые и тонкие в зависимости от назначения, аурипигмент и реальгар, киноварь, земляная краска железноокисная, глауконит (земля зеленая), лазурит, чернь, умбра. Но понимание живописной Фактуры, грамотность в построении колорита характеризуют мастера, широко осведомленного и умеющего выбирать художественное направление, близкое его мировоззрению. В живописи его можно найти много точек соприкосновения с живописью Синая. Это становится вполне объяснимым, если обратиться к труду Г.П. Федотова «Святые Древней Руси», где достаточно обоснованно указывается на сходство палестинского идеала святости с русским: «Для организации жизни в Киево-Печерском монастыре понадобился Константинопольский Студийский Устав (общежительный), который теоретически после того всегда признавался нормой на Руси. Личные связи, путешествия связывали Киев, как и северную Русь, с Грецией и Афоном. И тем не менее не у афонцев и не у студийцев больше всего училась монашеская Русь, а у палестинцев. Правда и то, что собственно греческое монашество тесно примыкает к палестинскому»».
Так через Свенскую (Печерскую) икону Святая Русь, минуя опосредующие звенья, прильнула непосредственно к Святой Земле — родине воплотившегося Христа и христианства.
«Пресвятая Владычице! Услышь молитву мою и дай прозрение очам моим!» — как нужна сегодня эта молитва князя Романа Михайловича всем нам, имеющим глаза, но не видящим.
Днесь светло торжествует Свенская обитель, и радуется явлением образа Богоматери безмерный лик печерских отцев, с ними же и мы непрестанно вопием: Радуйся, Благодатная, Свенская Похвало.
Борьба за свободу Церкви
Возвращение в Китай
Начало Второй мировой войны
При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна