Все о религии и вере - "сокращение текста молитва" с подробным описанием и фотографиями.
Содержание
Можно ли сокращать утреннее и вечернее молитвенное правило?
Содержимое
Что делать, если не успеваешь читать утренние или вечерние молитвы, подсказывает иерей Андрей Чиженко.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Поучении о молитвенном правиле» писал: «Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием.
Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя его надеждой на Всеблагого и Всемилосердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовью к Богу и к ближним».
Из этих слов святого явствует, что очень спасительно читать утреннее и вечернее молитвенное правило. Оно в духовном отношении вырывает человека из сумятицы ночных сновидений или дневных забот и поставляет его перед Богом. И душа человеческая входит со своим Создателем в общение. Благодать Святого Духа нисходит на человека, приводит его в нужный покаянный настрой, дарит ему внутренние мир и гармонию, отгоняет от него бесов («Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), ниспосылает ему Божье благословение и силы жить. Тем более что молитвы писали святые люди: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, преподобный Макарий Великий и другие. То есть сам строй правила очень полезен для человеческой души.
Потому, конечно же, читать ежедневно утреннее и вечернее молитвенное правило, если можно так выразиться, – необходимый минимум для православного христианина. Причем оно не занимает много времени. У того, кто вошел в навык чтения, – около двадцати минут утром и столько же вечером.
Если вы не успеваете почитать утреннее правило все сразу, тогда разбейте его на несколько частей. «Шапочку» от начала и до «Господи помилуй» (12 раз) включительно можно, например, почитать дома; следующие молитвы – во время пауз в работе или своих дневных занятий. В этом, конечно же, нужно исповедоваться, но лучше так, чем вообще не прочитать. Все мы люди, и понятно, что очень грешные и занятые. Окончание утренних молитв также вы сами себе регулируете. Это касается помянника. Вы можете прочитать расширенный помянник или сокращенный. На ваше усмотрение, в зависимости от имеющегося времени.
Довольно распространенной ошибкой новоначального православного христианина является чтение вечернего молитвенного правила непосредственно перед сном. Вы качаетесь, шатаетесь, бормочете слова молитвы, а сами думаете, как бы лечь в кровать под теплое одеяло и уснуть. Вот и получается – не молитва, а мучение. Обязательная каторга перед сном.
На самом деле вечернее молитвенное правило читается несколько по-иноому. Игумен Никон (Воробьев) писал о том, что после вечерних молитв можно оставлять время для того, чтобы поговорить и попить чайку.
То есть, по сути, вы можете вечернее молитвенное правило читать от начала и до молитвы святого Иоанна Дамаскина «Владыко Человеколюбче…» Если вы, дорогие братья и сестры, обратили внимание, то перед этим молитвословием есть отпустительная молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий… помилуй нас. Аминь». Это действительно отпуст. Вечерние молитвы до него включительно вы можете прочитать задолго до сна: в шесть, семь, восемь часов вечера. Потом заняться своими повседневными вечерними делами. Можно еще покушать и попить чайку, как говорил отец Никон, пообщаться с близкими.
А уже начиная с молитвы «Владыко Человеколюбче…» и до конца правило читается непосредственно перед сном. Во время молитвы «Да воскреснет Бог» нужно перекреститься и можно перекрестить свою кровать и дом на четыре стороны света (начиная по православной традиции с востока), ограждая себя, близких и свое жилище крестным знамением от всякого зла.
После прочтения второй половины вечерних молитв уже ничего не естся и не пьется. В молитве «В руце Твои, Господи…» вы испрашиваете благословение у Бога на хороший сон и предаете свою душу Ему. После этого следует ложиться спать.
Также хочется обратить ваше внимание, уважаемые братья и сестры, на правило преподобного Серафима Саровского. Многие его понимают как троекратное прочтение в день (утром, в обед, вечером) определенных молитв «Отче наш» (трижды), «Богородице Дево, радуйся…» (трижды) и Символа веры (единожды). Но это не совсем так. Кроме троекратного прочтения правила, преподобный Серафим говорил о том, что человек в первой половине дня должен почти все время читать Иисусову молитву или, если окружают люди, в уме «Господи, помилуй», а после обеда вместо Иисусовой молитвы – «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго».
То есть святой Серафим предлагает человеку духовное упражнение в непрерывной молитве, а не просто облегчение вечернего и утреннего молитвенного правила. Можно, конечно, читать молитву по правилу преподобного Серафима Саровского, но только нужно тогда выполнять все предписания великого старца.
Потому, повторюсь еще раз, утреннее и вечернее молитвенное правило – необходимый минимум для православного христианина.
Главное помнить, что молитва – это путешествие внутрь себя к Богу. Потому следует начинать и утреннее, и вечернее правило так: встать, перекреститься, сказать «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Потом не спешить читать далее молитвы, но немного спокойно и безмятежно постоять, освобождаясь от суеты мирской. Как напечатано курсивом в начале утреннего правила: «Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным».
Также хочется обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на довольно распространенную ошибку, которую мы часто совершаем.
О ней нас предупреждает в вышеупомянутом труде святитель Игнатий: «При совершении правила и поклонов никак нельзя спешить; надо совершать и правила, и поклоны с возможной неспешностью и вниманием. Лучше меньше прочитать молитв и меньше положить поклонов, но со вниманием, чем много и без внимания.
Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2:27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило – для человека, а не человек – для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению близких и унижению ближних».
Преподобный Никодим Святогорец в книге «Невидимая брань» писал: «…Много есть духовных лиц, которые лишают себя спасительного плода мира от духовных своих деланий тем, что длят их, полагая, что потерпят ущерб, если не доведут их до конца, в уверенности ложной, конечно, что в этом и состоит совершенство духовное. Следуя таким образом воле своей, они много трудят и мучат себя, но не получают покоя истинного и мира внутреннего, в коем воистину обретается и упокоевается Бог».
То есть нам нужно рассчитывать свои силы в молитве. Следует сесть и подумать о том времени, которым каждый обладает. Если вы, к примеру, экспедитор в торговом предприятии и с утра до ночи находитесь в разъездах или вы замужем, работаете и еще вам нужно уделить время мужу, детям, организовать семейный быт, то, может быть, с вас достаточно утреннего и вечернего молитвенного правила и прочтения двух глав «Апостола», главы Евангелия в день. Потому что если вы возложите на себя еще и чтение различных акафистов, нескольких кафизм, то тогда у вас не останется времени жить. А если вы пенсионер или работаете где-то охранником или на другой работе, располагая свободным временем, то почему бы и не почитать акафисты и кафизмы.
Исследуйте себя, свое время, свои возможности, силы. Соразмеряйте молитвенное правило со своей жизнью, чтобы оно было не в тягость, а в радость. Потому что лучше меньше молитв прочитать, но со вниманием сердечным, чем много, но бездумно, механически. Молитва имеет силу, когда вы вслушиваетесь и вчитываетесь в нее всем своим существом. Тогда в сердце нашем забьет животворный родник общения с Богом.
Иерей Андрей Чиженко
Статистика просмотров
Автор(ы) материала
Популярное за 7 дней
Нижнее меню
Просмотров сегодня: 3002
Мнение редакции портала может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.
Использование материалов сайта в печатных изданиях и на интернет-ресурсах возможно только с указанием ссылки на портал.
Сокращение текста молитва
Краткий молитвослов
Молитвы утренние
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь.
(Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)
Молитвы на сон грядущим
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Господи, помилуй. ( 12 раз )
“Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав”. (Трижды) От Вознесения до Троицы начинаем молитвы со “Святый Боже. “, опуская все предшествующие. Это замечание относится и к молитвам на сон грядущим.
Всю Светлую седмицу вместо этого правила читаются часы Святой Пасхи.
** От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни пасхального канона:
«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего».
Эти замечания относятся и к молитвам на сон грядущим.
Как научиться домашней молите. Москва, «Ковчег», 2004. Трифонов Печенгский монастырь
Сокращенные обозначения
Сокращения, принятые в церковных календарях
бесср. — бессребреник, бессребреники
блгв. — благоверный (благоверная)
блж. — блаженная, блаженный
вел. — великий, великая
исп. — исповедник, исповедница
просвет. — просветитель, просветительница
прп. (вне календаря допустимо преп.) — преподобный
равноап. — равноапостольный, равноапостольная
св. — святой, святая
свящ. (вне календаря) — священник
В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения — например, сокращение «Слава, и ныне:» — есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов.
В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) — оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.
«Слава, и ныне: (либо: «Слава: И ныне:») — Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
«Слава:» — Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
«и ныне:» — И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
В н и м а н и е! В Псалтири каждая из кафизм — двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения — делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.(Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Сокращение «Приидите, поклонимся… » следует читать:
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.(Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.(Поклон).
Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас, а вместо Троичен: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Поддержите наш проект: WebMoney R373636325914; Z379972913818; B958174963924
Сокращение текста молитва
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
ПРАВИЛО ЧТЕНИЯ МОЛЕБНЫХ КАНОНОВ
По обычнем начале 1 мiрянин глаголет: М олитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. 2 А минь.
С вятый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды, с поклонами) .
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. А минь.
П ресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Г осподи помилуй (трижды). С лава 3 , и ныне 4 .
О тче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Г осподи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. 5
Г осподи помилуй (12). С лава, и ныне.
П риидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон) .
П риидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу (поклон) .
П риидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон) .
Г осподи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя яко земля, безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой. Не отврати лица Твоего от мене и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, Господи, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь Твой, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене ради Твоего, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши из печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся, стужающие души моей, яко аз раб Твой есмь.
С лава, и ныне. А ллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды, с поклонами).
Г осподи помилуй (12) 6 . С лава, и ныне.
Б ог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне. 7
И споведуйтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его.
О бышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им.
Н е умру, но жив буду и повем дела Господня.
К амень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей и есть дивен во очесех наших (и к каждому стиху припеваем: Б ог Господь: ).
Таже, тропарь празднику, коему изволиши пети, глаголи дважды, С лава, и ныне: паки той же.
Аще ли единому святому поеши 8 , то тропарь святому дважды. С лава, и ныне: Богородичен воскресен, по гласу тропаря святаго.
Псалом 50. П омилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твой. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
Г осподи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. А минь.
Посем канон ему же изволиши, празднику или святому. 9
Ирмосы не поем 10 , а сразу читаем тропари, перед каждым тропарем припев канона. К предпоследнему тропарю припев: С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, к последнему: И ныне и присно и во веки веков, аминь.
По 3-й песни катавасия 11 и поклон, посем: Г осподи помилуй (трижды, с поклонами).
Посем седален, С лава, другой седален, если есть, И ныне, Богородичен.
По 6-й песни та же катавасия, Г осподи, помилуй, 3-жды, С лава, и ныне.
Посем кондак [и икос, если есть].
По 9-й песни поем Д остойно есть: или задостойник сей, на глас 8:
В ладычице, приими молитву раб Своих и избави нас от всякия нужды и печали. Ты еси, Богородице, оружие наше и стена. Ты еси Заступнице, и к Тебе прибегаем, Тя и ныне на молитву призываем, да избавиши ны от враг наших, возвеличим Тя вси, Пренепорочную Матерь Христа Бога нашего, Юже осени Дух Пресвятый. (поклон до земли).
В великие же праздники Христовы и Богородичны вместо задостойника поем ирмос 9-й песни канона праздника 12 .
Посем, Т рисвятое и по О тче наш: (молитвы от С вятый Боже: до О тче наш: и молитвы И исусовой включительно.)
Тропарь празднику. С лава, и ныне, кондак ему же.
Аще ли канон святому, то прежде тропарь святому. С лава, кондак ему же (ищи по 6-й песни). И ныне, Богородичен воскресный, по гласу тропаря.
Посем, Г осподи помилуй (40) . С лава, и ныне.
Приложи и молитву святому, если есть.
Ч естнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
С лава, и ныне. Г осподи помилуй (трижды), Г осподи благослови (с поклонами), и отпуст:
Г осподи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, и святаго (имя рек, имуже канон пелся), и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец.
И по отпусте молимся о здравии и о спасении, глаголя трижды:
М илостиве Господи, спаси и помилуй рабы Твоя (имена их), [поклон]
избави их от всякия скорби, гнева и нужды, [поклон]
от всякия болезни, душевныя и телесныя, [поклон]
прости им всякое согрешение, вольное и невольное, [поклон]
и душам нашим полезная сотвори. [поклон]
[1] Обычное начало включает в себя поклоны, полагаемые перед началом любого молитвословия. Подробнее о поклонах смотри в “Приложении”.
[2] Данный возглас заменяет священническое “Благословен Бог наш:” при совершении службы мiрянами.
[3] Когда написано “Слава”, следует читать: “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу”.
[4] Когда написано “И ныне”, следует читать: “И ныне и присно и во веки веков. Аминь.”
[5] После “Отче наш” священник читает возглас “Яко Твое есть Царство:”. При отсутствии священника мiрянам следует читать здесь Иисусову молитву. Надо, впрочем, заметить, что в наше время эта традиция основательно забылась, и по “Отче наш” мiряне обычно не читают возгласа вовсе.
[6] Заменяет Великую ектению, читаемую священником.
[7] “Бог Господь:” и последующие стихи возглашает канонарх или возглавляющий службу, а хор поет к каждому стиху “Бог Господь:” на глас последующаго тропаря.
[8] Так как данные пояснения предназначены для начинающих, то здесь приведен самый простой случай, когда читается только один канон. Вообще, на молебне могут петься также два или три канона.
[9] Пояснения к канону смотри в приложении.
[10] Есть впрочем, и другая практика, когда каноны поются с ирмосами. В любом случае, если канонов несколько, ирмос поется (если поется) только у первого.
[11] Катавасия — краткое песнопение, замыкающее песнь. См. в “Приложении”.
[12] Из службы праздника.
О чтении молебных канонов.
Перед началом и по окончании любого молитвословия рекомендуется совершить следующие поклоны:
Б оже, милостив буди мне грешному. [поклон]
С оздавый мя, Господи, помилуй мя. [поклон]
Б ез числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго. [поклон]
Д остойно есть, яко воистинну, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим, и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. [поклон земной]
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу [поклон]
И ныне и присно и во веки веков. Аминь. [поклон]
Г осподи, помилуй [трижды]. Г осподи, благослови. [поклон]
Г осподи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя, грешнаго * , яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
Или хотя бы первые три из них.
Молитвенное последование перед каноном включает в себя два псалма — 142 и 50. Если они не приведены в тексте молебна, их следует взять из Псалтири.
Каноном называется молитвенное последование в честь праздника или святого, состоящее из 9 песен, написанных по образу т.н. “пророческих песен” или “песен Священного Писания”. Фактически в каноне 8 песней, т.к. вторая поется только в особых случаях (обычно в Великий пост). Каждая песнь состоит из ирмоса и тропарей. Ирмос — это первая строфа песни, задающая музыкальный тон для всех остальных (в древности все каноны пелись), а также связывающая канон по смыслу с соответствующей пророческой песнью. Однако на молебне ирмос читать не обязательно, поэтому иногда он приводится сокращенно — только начальные слова. Тропари — все последующие строфы песни. Обычно их бывает 4-5, хотя в некоторых случаях может быть и больше. Перед каждым тропарем читается припев (запев), соответствующий данному канону (обычно указан в начале канона). Если запев не указан, читаем припевы по следующему правилу: к праздничным канонам Господу: С лава Тебе, Боже наш, слава Тебе. К молебным канонам Господу: М илостиве Господи, услыши молитвы раб Твоих, молящихся Тебе. К канонам Пресвятей Богородице: П ресвятая Богородице, спаси нас. К канонам святым: С вятый пророче или мучениче или святителю имя рек , моли Бога о нас. К предпоследнему тропарю песни запев: С лава Отцу и Сыну и Святому Духу (часто сокращенно записывается Слава: ). К последнему: И ныне и присно и во веки веков. А минь. (сокращенно записывается И ныне: ).
После 3-й и 6-й песней читается катавасия — песнопение, замыкающее песнь. К канонам Господу: И збави от бед рабы Твоя, Милостиве, яко мы усердно к Тебе прибегаем, Милостивому Избавителю всех Владыце Господу Иисусу. К канонам Пресвятей Богородице: С паси от бед рабы Твоя, Богородице, яко мы по Бозе к Тебе прибегаем, яко к нерушимей стене и Предстательству. П ризри благосердием, Всепетая Богородице, на мое лютое телесе озлобление, и исцели души моея болезнь. К канонам святым: М оли Бога о нас, святый имя рек, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.
После катавасии поется трижды Г осподи, помилуй (с поклонами) и Слава и ныне . **
(а по дониконовской практике катавасия читается после каждой песни)
После 3-й песни могут быть седальны — тропари в честь святого, названные так потому, что раньше при исполнении их и следовавших за ними святоотеческих чтений было принято сидеть. Последний седален (как и вообще последний тропарь) посвящен обычно Пресвятей Богородице, и потому называется Богородичен.
После 6-й песни и катавасии следует кондак и иногда икос.
После 9-й песни читается либо Д остойно есть: (см. в начальных поклонах), либо сей задостойник: В ладычице, приими молитву раб Своих и избави нас от всякия нужды и печали. Ты еси Богородице оружие наше и стена. Ты еси Заступнице, и к Тебе прибегаем, Тя и ныне на молитву призываем, да избавиши ны от враг наших, возвеличим Тя вси, Пренепорочную Матерь Христа Бога нашего, Юже осени Дух Пресвятый.
В великие праздники читается задостойник праздника.
После канона вновь читается Т рисвятое и по О тче наш: тропарь и кондак празднику или святому, 40 раз Г осподи помилуй (заменяющие сугубую ектению, читаемую, когда служит священник), затем может быть молитва святому, и затем обычное окончание с отпустом.
Есть древняя практика после отпуста молиться о здравии (например, тех, о ком пелся молебен), читая трижды с поклонами “ М илостиве Господи, спаси и помилуй. ” (см. в тексте). Всего 15 поклонов. При совместном молении старший прочитывает первую часть молитвы и произносит имена, а остальные хором дочитывают остальное (“Избави их от всякия скорби. ” и далее до конца.)
По окончании молебна следует положить те же поклоны, что и в начале.
[*] Если молебен совершают несколько человек, возглавляющий читает эту часть отпуста так: “. святых Ангелов, хранителей наших, и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец”.
[**] Вообще, если последующие чтения (например, седальны) разделяются Слава и ныне , то оно читается именно там, а не после “ Г осподи, помилуй”. По 6-й же песни Слава и ныне читается сразу после “ Г осподи, помилуй”, так как кондак и икос никогда славословием не разделяются.