Все о религии и вере - "схиархимандрит гавриил зырянов молитва ему" с подробным описанием и фотографиями.
Содержание
Молитва болящего.Преподобный Гавриил (Зырянов).
В списке книги, сохранившемся в отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки Казанского государственного университета им. Н.И.Лобачевского (ед. хр. 6.213), имеется распоряжение цензора Мих. Богословского, запрещающее Молитву болящего к печати.
И вот, прошло 100 лет. Время все расставило на свои места. Цензора Мих. Богословского – на кладбище, а старца Гавриила – в Лик Святых. Поистине, жизнь наша подобна дуновению ветра. Поражаешься, как люди занимают в Церкви какие-то должности и не боятся Бога?!
Интересно заметить, что в Греции, в Элладской Церкви, цензуры вообще нет. У греков другой подход: вместо цензуры – православная Традиция. На нашем портале молитва больного помещается в своем полном виде.– Исихазм.ру
Молитва схиархимандрита Гавриила (Зырянова), читаемая в болезни
и Сына Твоего, Создателя, Христа и Бога моего, и уразумею, что есть воля Его и чего лишаюся аз.
радость паче мира радости,
весь состав жизни моея.
чувствую расслабление всех членов моих,
боли в костях моих.
Да как услаждают меня лучи света Твоего, Падающие на раны мои!
Сие едино прошу у Тебя, Иисусе мой, – не отврати лица Твоего от меня, дай мне вечно у ног Твоих
радостно оплакивать грехи мои,
ибо при виде Тебя, Господи, покаяние и слезы для меня усладительнее радостей всего мира.
Не отрини же меня от ног Твоих, Иисусе мой,
но по молитве моей
со мной присно буди, да, живя Тобою, славлю Тя со Отцем и Духом во веки.
Молитвами Богородицы и всех святых Твоих услыши мя, Господи.
Будущий старец получил религиозное воспитание, но родители с трудом отпустили сына в монастырь.
Прибыв в Оптину 13 августа 1864-го, Ганя заплакал от умиления. А игумен сказал: «Видишь, вот ты и заплакал… Всегда помни день своего поступления и будь таким же, как теперь. Живи так и спасешься».
В Оптиной пустыни Гавриил нес послушания десять лет, а постриг все затягивался, что, конечно же, печалило молодого послушника, ибо постриг — не награда, а покаяние. Эта жизнь была, как бы это помягче выразиться, ошибкой прп. Амвросия.
От суеты столичной жизни отец Тихон удаляется в 1881 году в Раифскую пустынь, находившуюся вблизи города Казани. 24 января 1883 года отца Тихона рукополагают в сан иеромонаха и определяют духовником братии.
Вскоре иеромонах Тихон переводится в Седмиезерную пустынь. В этой пустыни, расположенной в десяти километрах от Казани, будущий старец-схимник прожил 25 лет, здесь и явился во всей своей полноте дар его старчества.
В 1892 году Тихон принял постриг в великую схиму с именем в честь Архангела Гавриила. В 1902 году возведен в сан архимандрита.
Доносили на старца его собственные послушники! Вот так бывает. После отстранения от должности «батюшка чуть не умер от потрясения».
Впоследствии он был оправдан, но уже остался инвалидом.
Мощи его с 2000 года находятся в восстановленной Седмиезерной пустыни.
Преподобный Гавриил Седмиезерный
Память: 11 / 24 сентября
Житие. Преподобный Гавриил, преодолевая в духе кротости и молитвы телесную немощь и многочисленные душевные скорби, стяжал дары прозорливости, исцеления телесных и душевных недугов. Его просят о помощи в тяжелой болезни, инвалидности, несправедливых гонениях и наветах, о дарование веры и крепости духа в искушениях.
Гавриил Федорович Зырянов родился 14 марта 1844 года в деревне Фроловой Ирбитского уезда Пермской губернии.
В детстве часто болел, ради выздоровления сына Зыряновы дали обет не употреблять мяса и спиртного. В 18 лет Гавриил Зырянов совершил паломничество в верхотурский Никольский монастырь к мощам святого Симеона Верхотурского, который несколько раз являлся юноше в видениях и предсказал ему монашество.
13 августа 1864 года (по другим сведениям, 16 августа 1865 года) поступил послушником в Оптину пустынь. 31 июля 1872 года, после увольнения из сословия государственных крестьян, был официально зачислен в обитель и пострижен в рясофор. Нёс послушания на колокольне, в хлебной, в просфорне, был распорядителем на игуменской кухне, духовно окормлялся у Амвросия (Гренкова) и Илариона (Пономарёва).
В 1874 году тяжело заболел, жил в избе на монастырской ловле у Митина завода, выздоровел по молитвам оптинских старцев.
Осенью 1874 года посетил Киев, Москву. По приглашению архимандрита Григория (Воинова) 28 декабря 1874 года поступил в Высокопетровский монастырь, 1 февраля 1875 года зачислен в братию, 13 августа того же года пострижен в мантию с именем Тихон в честь преподобного Тихона Задонского.
20 февраля 1877 года рукоположён во диакона.
Из-за доносов и интриг некоторых насельников 14 августа 1880 года иеродиакон Тихон перешёл в московский Богоявленский монастырь. Обладал хорошим голосом (тенор), часто сослужил епископу Дмитровскому Амвросию (Ключарёву), стал известен в светских кругах любителей церковного пения, что вызывало зависть других иеродиаконов Богоявленской обители.
Поддерживал переписку с оптинскими старцами, по совету преподобного Амвросия покинул Москву, в июне 1882 года получил отпуск и отправился в Раифский монастырь, где в декабре того же года был принят в число братии.
24 апреля 1883 года рукоположён во иерея. Конфликтовал с архимандритом Вениамином (Аверкиевым). 7 октября 1883 года был назначен экономом Казанского архиерейского дома, через месяц переведён в Седмиезерную пустынь.
4 марта 1889 года назначен духовником и благочинным обители. Участвовал в крестных ходах с главной святыней монастыря – Седмиезерной Смоленской иконой Божией Матери, от которой происходило множество чудотворений.
Осенью 1892 года надорвался, вытягивая монастырский воз из оврага, в тот же день получил тяжёлый ожог пищевода и желудка уксусной эссенцией. В ожидании кончины 5 октября 1892 года по благословению архиепископа Казанского Владимира Петрова принял постриг в великую схиму с именем в честь Архангела Гавриила.
5 лет не вставал с постели, часто причащался Святых Таин. За годы болезни он стяжал дары старчества, прозорливости. Благоволивший к Гавриилу архиеписколп Казанский Арсений (Брянцев) 8 августа 1901 года назначил иеросхимонаха Гавриила и. о., а затем наместником Седмиезерной пустыни.
9 июня 1902 года возведён в сан архимандрита.
Став настоятелем монастыря, схиархимандрит Гавриил проявил недюжинные хозяйственные способности. При нём монастырь превратился не только в духовно благолепное, но и в хорошо организованное экономическое сообщество на самообеспечении. Долгие годы основным источником доходов монастыря была их главная святыня – Седмиезерная икона Божией Матери. С иконой постоянно устраивались крестные ходы в разные районы Казанской епархии. О. Гавриил, сам не раз принимая участие в таких крестных ходах, убедился, что для иночествующих они приносят немало душевного вреда, и распорядился прекратить их, а зарабатывать на жизнь своими руками. В 7-8 верстах от монастыря схиархимандрит Гавриил построил хутор, приобрёл все новые усовершенствованные сельхозмашины, построил обширный скотный двор с улучшенной породой молочного скота, свинарник, пчельник, а также свои печи для обжига глины и кирпичей, кузницу, бондарню, столярную, сапожную, портновские мастерские. На все послушания по хозяйству батюшка старался ставить свою братию, сокращая прежде большое количество наёмных работников.
Как высочайший духовный авторитет архимандрита, так и его активная хозяйственная деятельность вызывали недовольство у нерадивых насельников и в светских кругах. Среди неоднократных жалоб в Синод на него был в 1908 году и донос, в котором его обвиняли в развале монастыря и в принадлежности к социал-демократической партии. Казанский архиепископ Никанор (Каменский) произвёл ревизию в монастыре, 15 мая 1908 года схиархимандрит Гавриил и казначей иеромонах Тихон были отстранены от должностей. По словам архимандрита Симеона (Холмогорова), "батюшка чуть было не умер от потрясения". Официально выселенный из обители, Гавриил некоторое время жил в домике, построенном в пустыни на пожертвования почитателей, затем в Казани. Впоследствии был оправдан.
В конце июля 1908 года приехал в псковский Елеазаров монастырь, настоятелем которого был его духовный сын, архимандрит Иувеналий Масловский. Для Гавриила был построен домик с церковью во имя архангела Гавриила, освященной 7 августа 1910 года.
Напряжённую молитвенную жизнь (ежесуточно вычитывал 12 тысяч Иисусовых молитв, полуночницу, кафизмы, часы, вечерню, келейное правило) сочетал со старческим служением и активной перепиской с духовенством и мирянами. В Спасо-Елеазаровской обители в полноте раскрылись старческие дарования о. Гавриила – народ нескончаемым потоком шёл к нему за исцелением души и тела, за советом, утешением, вразумлением. Окормлял насельниц псковского Старого Вознесения Господня и Псковского Иоанно-Предтеченского монастырей.
С 1912 года состояние здоровья Гавриила ухудшалось. Предчувствуя скорую кончину, подготовил усыпальницу в Елеазаровой пустыни. Наступление немецких войск летом 1915 года и угроза оказаться на оккупированной территории заставили Гавриила в августе 1915 года. уехать в Казань. Тяжелобольной старец поселился на квартире инспектора Казанской духовной академии архимандрита Гурия Степанова. Перед кончиной схиархимандрита Гавриила причастил иеромонах Иона Покровский.
Скончался 24 сентября 1915 года. Похоронен в церкви преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского Седмиезерной пустыни.
В 1928–1929 годы обитель была закрыта и впоследствии разорена, захоронение осквернено. Мощи святого вместе с Седмиезерной Смоленской иконой сохранил иеросхимонах Серафим Кашурин.
Молитва преподобному Гавриилу Седмиезерному:
- Молитва преподобному Гавриилу Седмиезерному. Преподобный Гавриил, преодолевая в духе кротости и молитвы телесную немощь и многочисленные душевные скорби, стяжал дары прозорливости, исцеления телесных и душевных недугов. Его просят о помощи в тяжелой болезни, инвалидности, несправедливых гонениях и наветах, о дарование веры и крепости духа в искушениях
Акафист преподобному Гавриилу Седмиезерному:
Канон преподобному Гавриилу Седмиезерному:
- Канон преподобному Гавриилу Седмиезерному
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Гаврииле Седмиезерном (Зырянове):
- Преподобный Гавриил Седмиезерный – Азбука веры
Труды преподобного Гавриила Зырянова:
- Духовные беседы преподобного старца Гавриила Седмиезерного – Азбука веры
Читайте другие публикации раздела "Святые Православия"
Читайте также:
© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017
При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Чистота сердечная Преподобный Гавриил (Зырянов), старец Седмиозерной пустыни
№3 (180) / 15 января ‘02
Преподобный Гавриил (Зырянов), старец Седмиозерной пустыни
«Сердце, осенённое Божественною благодатию, воскресает в духовную жизнь, стяжавает духовное ощущение, неизвестное ему в состоянии падения , в котором словесные ощущения человеческого сердца умерщвлены смешением с ощущениями скотоподобными».
В прошедшие XIX и XX века наше многострадальное Отечество явило миру непоколебимых в вере Христовой угодников Божиих в таком немалом сонме, что свидетельствует о великой Милости Божией к нам. В этот же период, период нестабильной политической ситуации накануне известных зловещих событий в октябре 1917 года, достигает своей высоты особый вид монашеского служения – старчество. Оно-то не только не позволило отойти среди смуты от веры, но и во многом определило тот узкий, спасительный путь, который характерен только для России и к которому мы сейчас возвращаемся.
Канонизированный в 1997 году в Казанской епархии старец Гавриил (Зырянов), выходец из простой уральской глубинки, ученик Оптинских старцев, наставник и духовный авва ставших впоследствии достойными служителями Церкви Христовой иноков-студентов Казанской Духовной Академии, и ныне является духовным наставником для всех тех, кто в простоте душевной ищет Бога.
Урал – малая родина преподобного
Преподобный Гавриил (в миру – Гавриил Фёдорович Зырянов) родился 14 марта 1844 года в деревне Фроловой Ирбитского уезда Пермской области. Ныне – это территория Свердловской области. Надо сказать, что старец происходил от зажиточных и благочестивых христиан Феодора и Евдокии, людей грамотных и потому в свободные часы любящих прочитывать Евангелие, Псалтырь, а также жития святых. Будучи малолетним ребёнком, Ганя (Гавриил) научился читать Псалтирь от своих старших сестёр, впоследствии принявших монашество.
Воспитание будущий старец получил религиозное, в основу которого полагался прежде всего страх Божий. Благодатной почвой в душе послужило простое по сердечному расположению воспитание в родном доме. Это воспитание и укрепляло во все времена православный дух русского народа. Годы детства, проведённые в российской глубинке, получив первоначальные понятия послушания, незлобия, честности, вспоминали все лучшие представители Русской Православной Церкви: святой преподобный Серафим Саровский, святители Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Тихон, Патриарх Всероссийский… Преподобный сам вспоминал: «Бывало, нашалишь, а матушка и скажет: «Ганя, не шали, вот ты всё не слушаешь – шалишь, а мне ответ надо за тебя отдать Богу. Ты своими шалостями грехи выращиваешь, потом и сам с ними не сладишь». А молодость берёт своё: как ни удерживаюсь, опять и нашалю… Тут матушка, бывало, встанет на колени перед образами и начнёт со слезами вслух жаловаться на меня Богу и молиться. А я стою возле, притихну, слушаю её жалобы. Стыдно мне станет, да и матушку жаль. «Матушка, а матушка… Я больше не буду», — шепчу ей несмело. А она всё просит Бога о мне. Я опять обещаю не шалить, да и сам уже начну молиться рядом с матушкой».
Детские годы прошли в слабости физической и постоянных болезнях. Поэтому единственное средство лечения родители видели в регулярных богослужениях, домашней молитве.
Так однажды он был отмечен знамением свыше: небесное паникадило спускалось ниже и ближе к мальчику. Ганя услышал голос:
– Чей это? – спросил мальчик.
Исполненный неземной радости, Ганя возвращается домой, прыгая на одной ножке со словами: «Я не ваш, я не ваш». На вопросы встревоженной матери мальчик отвечал: «Я Богов, Богов…».
Покровительство святого праведного Симеона Верхотурского
Святой праведный Симеон Верхотурский – небесный покровитель Урала и Сибири. Образ этого святого исполнен высокой тайны служения Богу: будучи простым и доступным, святой мудро, через смиренное служение ближним сокрыл себя от мира, так и оставшись до конца дней своей небольшой земной жизни таинственным странником.
Имя этого святого близко каждому православному уральцу. А тем более, во времена преподобного Гавриила – как глубоко почитался святой праведный Симеон! Тесная молитвенная связь со святым предостерегала верующих от губительных падений, укрепляя на узком спасительном пути.
В доме маленького Гани так же благоговейно почитали святого праведного Симеона.
Так случилось, что на первой неделе Великого Поста Ганя надумал покататься на салазках по деревенской ледяной горе. И это тогда, когда никто из деревенской молодёжи не решался пойти на гору, соблюдая строгие предписания Устава в первую неделю (седмицу). Когда же покатился, то сразу налетел на палку, которой был загорожен ледяной скат горы, на палке торчал старый гвоздь. Ганя наскочил на эту палку и ногой попал на гвоздь, что вызвало кровотечение, но боли не почувствовал – сильно испугался за непослушание и порванные новые валеночки.
Прибежав домой, он забрался в сенник и стал горячо молиться святому праведному Симеону Верхотурскому, дал обет святому: «Непременно пешком схожу к твоим мощам (расстояние от Ирбита до Верхотурья по старой дороге составляло около 300 километров), только ты исцели меня». И уснул от усталости.
«Сила покаяния основана на силе Божией: Врач всемогущ, — и врачество, подаваемое Им, всемогуще». Во сне видит мальчик удивительного мужа с лицем строгим, но приветливым. Небесный житель спросил Ганю:
– Зачем ты меня звал?
– Исцели меня, угодник Божий!
– А обещание исполнишь – в Верхотурье сходишь?
– Схожу, непременно схожу, только ты меня исцели, угодник Божий, пожалуйста, исцели!…
Праведный Симеон прикоснулся к ноге, провёл по ране и удалился. Ганя проснулся от страшного зуда в ноге и ужаснулся: рана зажила.
Мальчик здесь же упал на колени и со страхом и радостью стал благодарить Верхотурского святого. От родителей он скрыл это событие.
Через несколько лет Ганя вместе с односельчанами отправляется на поклонение к праведному Симеону. Знаменательно, что в ночь накануне выхода Ганя видит во сне дорогу; проплывают перед ним деревни, сёла, реки, леса; он смотрит всё дальше, но не знает, куда этот путь… а когда пошли на другой день, Ганя стал узнавать увиденные им во сне деревни, леса и реки.
Паломники остановились в Верхотурье на шесть дней: проведя дни в посте, приобщившись Святым Христовым Тайнам, на седьмой день они отправились домой. На душе мальчика переживание. Имея в кармане новые медные пятачки, он желает отдать тому дивному страннику, которого он повстречал при входе в город и который был так похож на явившегося ему во сне исцелителя… И этот дивный странник вдруг встал около Гани: стоит на коленях, смотрит на него и, протягивая руку, тихо говорит: «Монах будешь… схимник будешь».
Пророчество таинственного странника сбылось: Ганя стал и монахом, и схимником.
Путь в монастырь
Будучи юношей, он был чист и целомудрен сердцем. Соблазны плоти и мира не интересовали его. Всё в жизни он принимал либо как творение Божие, либо как совершающееся по воле Божией, или попускаемое Богом. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Чтоб увидеть Бога в Промысле Его, нужна чистота ума, сердца и тела. Для стяжания чистоты нужна жизнь по заповедям Евангелия».
Приобретая эту чистоту и храня её как дар от Господа, Ганя становится сосредоточенным, жизнерадостным. Так всю жизнь свою старец оставался жизнерадостным, простым. Ум его был гибкий, вдумчивый и практичный, память редкая. То, что было прочитано им в годы юности и зрелости, он помнил буквально. Поэтому часто люди, получавшие письма от старца, недоумевали: откуда у батюшки такой витийственный слог, такая правильность речи? И оказывалось, что старец сам собою, незаметно для себя, писал прочитанное им лет тридцать – сорок назад у митрополита Платона, у святителя Тихона Задонского…
Сердце юноши искало высокого подвига для Бога. Услышав о намерении сына жить в монастыре, мать и сёстры заревели, а отец ответил решительным отказом. Но юноша всё просился в монастырь. Так прошёл год. Ганя многое в своей жизни перестроил на монашеский лад. И родители согласились. Трогательны были проводы в путь: в назначенный день помолились Богу, Ганя всем и каждому поклонился в ноги, попрощался со всеми, даже с лошадками и коровушками.
Путь до Оптиной пустыни потребовал почти полтора месяца.
Прибыв в Оптину 13 августа 1864, он тотчас отправился на благословение к старцам – отцу Амвросию и отцу Иллариону. Оба старца приветливо приняли юношу и отправили его к игумену, посоветовав прежде поговеть и приобщиться Святых Христовых Таин, что и выполнил Ганя.
Настоятель принял его в число братии, назначив послушание в хлебной, и при этом заметил: «Это послушание в хлебной проходил и я. Послушание у нас – те же курсы, которые изучают в академиях. И у нас своя академия. Там сдаются экзамены профессорам, а здесь старцам. Вот и я уже настоятель и игумен, а всё ещё учусь и хожу часто, не менее раза в неделю, сдаю экзамены старцу и принимаю себе уроки от старца… Вот и ты ходи к нему почаще, советуйся с ним по внешнему послушанию в деле, и по внутреннему движению своих помыслов».
Ганя заплакал от умиления. А игумен сказал: «Видишь, вот ты и заплакал… Всегда помни день своего поступления и будь таким же, как теперь. Живи так и спасёшься».
Надо сказать, что послушание в хлебной было трудным и беспокойным. Поэтому здесь требовались хорошая физическая сила и терпение.
Брату Гавриилу дополнительно было поручено ещё ходить ежедневно к ранней обедне петь на правом клиросе, а в праздники и в воскресенье – петь в соборе на левом клиросе и звонить в один большой колокол.
В таком положении мало кто из новоначальных удерживался от уныния, появлялся стыд открывать помыслы старцу.
Гавриил помнил наставления игумена и неопустительно ходил к старцу в скит. Откровенность, простота и искренность были качествами, которые он воспитал ещё в родительском доме, когда все свои мысли и чувства открывал родителям и от них получал советы.
Беседы старца открывали юноше-послушнику путь к святой жизни. Все видели эту жизнь в лице старцев отца Амвросия, отца Исаакия, отца Иллариона и других. Будучи старцем, отец Гавриил вспоминал об Оптиной пустыни: «Да, мы чувствовали себя там, как в среде святых, и ходили со страхом, как по святой земле. Я присматривался ко всем и видел: хотя были разные степени, но все они были равны между собой; никто не был ни больше, ни меньше, а были все одно: одна душа и одна воля – в Боге».
В Оптиной пустыни Гавриил нёс послушания десять лет, а постриг всё затягивался, что, конечно же, печалило молодого послушника, ибо постриг – не награда, а покаяние.
Смиренно приняв приглашение архимандрита Григория, Гавриил поселился в московский Высоко-Петровский монастырь, где через год, в 1875 году, получил постриг с именем Тихон (в честь святителя Тихона Задонского).
Необходимо отметить, что уже тогда у отца Тихона был «дар различения духов» (1 Кор.12, 10), то есть он был способен своим духовным чувством различать волю Божию от прельщения бесовского, ибо по слову апостола Павла «и сатана может принимать вид ангела света» (2 Кор.11, 14).
Произошёл такой случай. У московского купца Титкова были две дочери, они часто ходили на Богослужения в Высоко-Петровский монастырь и, по молодости своей, стали заглядываться на молодых послушников и монахов. Родители, заметив это, запретили им ходить в Петровский монастырь. И вот отец Тихон слышит однажды голос: «Скажи Титкову, чтобы отпускал дочерей молиться, иначе – сгорят вместе с товаром!» Этот голос повторялся несколько раз и неизменно с угрозой: «Сгорят!». Отец Тихон заподозрил духа лукавого и решил не предупреждать. Наконец, голос стал требовательным: «Иди, скажи: сегодня загорится магазин в девять часов!». Но отец Тихон снова не послушал. Вдруг слышит: «У Титковых магазин загорелся! Не говорил ли я тебе?… Вот, был бы теперь прославлен!»
Так отец Тихон избежал падения в прелесть, но в то же время в правду голоса, говорившего о скором переводе, поверил.
В 1877 году состоялось посвящение (рукоположение) его во иеродиакона. За три года, проведённые со дня хиротонии, отец Тихон всего насмотрелся и натерпелся в Петровском монастыре. Внутренняя жизнь московских монастырей значительно отличалась от духа Оптинского старчества. Преподобный Амвросий советовал ему бежать куда угодно – только не жить в Москве.
Служение в Раифской и Седмиозёрной пустынях
От суеты столичной жизни, от красивых обольщений, от всех богатств отец Тихон удаляется и в 1881 году прибывает в Раифскую пустынь, которая находится вблизи города Казани.
Густой лес, окружающий монастырь, аромат цветов, тишина и безлюдность места – всё это умиляло сердце отца Тихона, потому что способствовало уединению и молитве.
В этот период отца Тихона рукополагают в сан иеросхимонаха (24 января 1883 года) и определяют духовником братии.
Вскоре иеромонах Тихон переводится в Архиерейский дом, а затем – в ноябре 1883 года – в Седмиозёрную пустынь. И здесь в лице наместника архимандрита Виссариона, уважаемого и благочестивого монаха, отец Тихон нашел искреннего духовного друга и наставника. Вскоре он был назначен духовником братии, а позднее и благочинным.
В этой пустыни, расположенной в десяти километрах от Казани, будущий старец-схимник прожил 25 лет, здесь и явился во всей своей полноте дар его старчества.
Отец Тихон старался оправдать доверие игумена. Он держал братию, особенно послушников, в твёрдом порядке, но почти не прибегал к мерам строгости. Конечно, ему помогало и положение духовника: на исповеди он старался уврачевать духовные язвы каждого брата.
Одновременно отец Тихон нес чреду служения в монастыре и заведовал провизией для братской трапезы. Как достойного иеромонаха его часто посылали с чудотворным Смоленско-Седмиозерным образом Божией Матери в крестные ходы. Он был свидетелем многих чудес от святой иконы.
Сам старец впоследствии поведал о таком случае. В одной деревне Момадышского уезда Казанской губернии был общий молебен на площади перед Седмиозерной иконой. Отец Тихон читал молитвы Царице Небесной с большим умилением, а народ на коленях горячо молился со слезами. В конце молебна отец Тихон взял икону на руки и стал осенять ей народ, увидев, как люди падают на колени, почти все воздевают руки и в каком-то страхе кричат: «Господи, помилуй! Пресвятая Богородица, спаси нас!». А по окончании молебна отец Тихон узнал, что ещё во время чтения им молитвы народ стал замечать над образом Божией Матери блистающее сияние в виде венца; народ подумал, что образ уходит на небо, испугался и закричал.
Отец Тихон помнил о своём давнем желании принять схиму. Он доложил наместнику, который подал ходатайство на имя архиепископа Казанского.
Ввиду болезни отца Тихона ходатайство было немедленно уважено (5 октября 1892 года).
Вскоре состоялось пострижение отца Тихона в схиму. Он пожелал получить прежнее своё имя – в честь Архангела Гавриила.
Задолго до болезни отец Гавриил положил: думать о Боге, говорить о Боге и писать о Боге. Так, старец говорил: «Ведь ближе Бога к нам никого нет. О, если бы все это знали… Тогда забыли бы о мире и о страстях, даже и о самих себе».
Пять лет был прикован иеросхимонах Гавриил к постели тяжкой болезнью, но телесная немощь укрепляла дух.
Нередко, например, после приобщения святых Христовых Таин старец ощущал присутствие благоухания. Однажды, не будучи в силах скрыть своей радости, он призвал своего келейника Иосифа и спросил:
– Слышишь ты благоухание?
– Не верьте, батюшка! Ведь вы больной… Нет, я не слышу, да и нет никакого благоухания.
– А потому ты не слышишь его, что ты читал роман, и тебя окружает дух бесовский. Плохо тебе будет – ты оскорбляешь Духа Божия со своими романами. Прошу тебя, оставь их, не читай.
Келия старца находилась по общему коридору, на пути в соборный храм, и потому братия, идя к утрене в 4 часа утра, попутно заходили навестить больного, но благодушного батюшку. Один из них – отец Епифаний – ощутил благоухание в келье батюшки и тотчас обратился к келейнику:
– Оська, чем ты надушил старца? Какие, должно быть, дорогие духи…
Зарыдал Иосиф и земно поклонился перед одром старца:
– А я, – вспоминал батюшка, – лежал разбитым, подобно оному, впадшему в разбойники. Но я был причастником Животворящих Тела и Крови Христовых; и вот: «Дух животворит!» и все мы слышим Его благоухание обонянием. Он, подобно евангельскому самарянину, подливает на раны впавшего в разбойники вино и елей Своей благодати.
Одному из своих духовных чад, академику-монаху, старец писал: «Я жаждал любить Бога всем сердцем… Чем более я страдал, тем легче себя чувствовал… Я блаженствовал, уязвлённый любовью ко Господу, желал остаться, хотя бы навечно, один и страдать, но только с Господом и в любви к Нему. Вот что такое боголюбие и вот что оно делает с душой человека!».
Святой старец Гавриил, ещё не оправившись от болезни, стал принимать богомольцев. Посетителей становилось всё больше и больше. Поначалу он, дабы не отвлекать сердце от Иисусовой молитвы, принимал богомольцев, стараясь не открывать глаз. Однажды он был отвлечён от внутренней молитвы внезапно раздавшимся плачем: оказалось, что посетители уже давно молчали, а он беседовал с ними, читая их мысли и отвечая на них. Это так потрясло и испугало богомольцев, что они заплакали.
Казанская Духовная Академия испытывала в конце XIX – начале XX веков необыкновенный духовный и научный подъём. В Академии, благодаря влиянию ректора и духовному окормлению академических иноков старцем Гавриилом, сложилось удивительное иноческое братство (Ректором был епископ Антоний (Храповицкий).
Чин пострижения в академическом храме совершал Преосвященный ректор, восприемником часто был старец.
«Академики» нередко неделями гостили в Седмиозёрной пустыни.
Старец принимал самое деятельное участие в судьбе своих духовных чад, особенно иноков.
Достаточно назвать некоторые имена учеников: священномученик Иувеналий (Масловский), митрополит Антоний (Грисюк), епископ Иоасаф (Удалов), епископ Старицкий Гавриил (Абольемов), епископ Герман (Ряшинцев), епископ Евсевий (Рождественский), епископ Иона (Покровский) и многие другие.
Новые скорби посланы были старцу перед уходом в мир иной. Почитание старца вызвало негодование некоторых насельников из числа братии. Строились козни, умножалась злоба, зависть проникала в сердца несчастных насельников. Прибывший на Казанскую кафедру архиепископ Никанор (Каменский), видный богослов, в прошлом много потрудившийся в Екатеринбургской епархии по развитию духовного образования, не разобравшись в сути дела, удовлетворил прошение схиархимандрита Гавриила (к этому времени старец уже был схиархимандритом) об увольнении его от должности. Последовало обвинение старца в неумении вести монастырское хозяйство, разорении обители. А заявление некоего «почётного гражданина С. Поливанова» вменяло батюшке – молитвеннику принадлежность к … «партии социал-демократов».
И много пришлось пережить обид старцу с мая по июнь 1908 года. Его подвергали обыскам, лишили келейников, выселили из домика.
Один из духовных чад старца, будущий священномученик Иувеналий (Масловский), на тот период времени бывший игуменом псковской Спасо-Елизаровой пустыни, выхлопотал перевод отца Гавриила.
В конце июня 1908 года схиархимандрит Гавриил приехал в Псков, а затем отбыл в монастырь.
Уже после перевода старца, решением и расследованием комиссии отец Гавриил был признан невиновным в нарушениях.
Враг рода человеческого и здесь озлобился против молитвенника и однажды, в часы занятия Иисусовой молитвой, старец увидел у входа появившегося «косматого человека», который со злобой оскалился: «Я тебя отсюда выгоню!». А батюшка смиренно ответил: «Ну что же, буди воля Божия!».
Многочисленные посетители окружали и здесь угодника Божия.
Летом 1911 года в пустыни побывала великая княгиня Елисавета. Известно, что великая княгиня нашла в старце духовного наставника, к которому обращалась. А старец, в свою очередь, по приглашению матери-настоятельницы, приезжал в Марфо-Мариинскую обитель милосердия для наставления сестёр.
В 1915 году отец Гавриил стал собираться в Казань: «Поеду в Казань, там умру!».
24 августа старец выехал в Казань, где остановился у своего духовного сына инспектора Академии архимандрита Гурия (Степанова), позднее архиепископа.
Последнее причастие Святых Таин принял старец из рук своего духовного сына иеромонаха Ионы (Покровского), впоследствии епископа.
Утром 24 сентября старцу прочитано было исповедание грехов повседневное, по прочтении же он произнёс: «Прости мя, отче, и разреши грешника». И добавил: «Спастися подобает многими скорбями».
Отпевание совершали 28 сентября в храме Духовной Академии, а погребено тело старца было в Седмиозёрной пустыни.
Память о старце Гаврииле жива в сердцах верующих христиан. Именно поэтому в декабре 1996 года Синодальная Комиссия по канонизации святых во главе со Святейшим Патриархом Алексием Вторым утвердила вопрос о прославлении схиархимандрита Гавриила (Зырянова) в лике местночтимых.
Образ новопрославленного угодника Божия, нашего современника, показывает доступность и возможность пути стяжания чистоты сердца, перед которым все мнимые преграды нашей многосложной эпохи представляются ничтожными. Да и какая земная сила какой бы то ни было эпохи сможет сравниться с Силой Божией?! В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос заповедал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5, 8). Преподобный Гавриил смиренно стяжал этот высокий дар чистоты. А все его духовные чада достойно пронесли крест через лихолетье первой половины прошедшего столетия. Восприняв мир души, молитвенную настроенность от старца-схимника, многие из них мужественно приняли мученическую кончину. Удивляет и немалое число епископов, духовно воспитанных преподобным: они не уклонились в раскол обновленчества или поиски независимой юрисдикции. Всё внешнее не влияло на них так сильно, как влияла внутренняя духовная сила. Наше Отечество обрело ещё одного заступника перед Богом, заступника в лике преподобного.
Только тесная молитвенная связь с преподобным, как и вообще со всеми святыми Церкви Небесной, нас сможет сохранить от потери духовных ценностей, научит мирному и безмятежному жительству среди небывалого разгула человеческих страстей. Путь стяжания чистоты сердечной доступен и в наше время! Как необходимо нам вникнуть в смысл слов преподобного Гавриила: «Не в том упование наше, чтобы Бог управлял дела наши во благое нам; нет – но чтобы и мы, со своей стороны, употребили дар Его, наши способности, данные Им, на исполнение наших послушаний и должностей и соблюдали в своей жизни установленный Им порядок, то есть исполняли бы всемерно все Его заповеди, и тогда-то встретится добродетель наша с милосердием Божиим, и будет о ней благоволение Его».
В других номерах:
№39 (936) / 17 октября ‘17
Митрополит Верийский Пантелеимон: «Благодать великомученика Димитрия и благоухание его мира святого пусть покрывает весь ваш народ»
№19 (772) / 27 мая ‘14
Кирилл и Мефодий, учителя Словенские
№33 (594) / 1 сентября ‘10
Собор Екатеринбургских святых
Специалисты Епархиального реабилитационного центра для наркозависимых приглашены к участию в семинаре, который начал свою работу в Санкт-Петербурге
Екатеринбург, 11 января. С 11 по 16 января Санкт-Петербургская Региональная Общественная Организация помощи наркозависимым «Возвращение» проводит очередной семинар.
Общество православных литераторов приглашает…
О значении книг в жизни человека сказано и написано уже немало. Однако с сожалением приходится констатировать, что книга всё больше и больше уходит из нашей жизни. Полноценную литературу всё чаще вытесняют телевидение, видеомагнитофон, компьютерные игры и прочие электронные безделицы нашего времени.
Православная газета. PDF
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Православная газета. RSS
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Читайте «Православную газету»
Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.