Пятничная молитва во времена пророка

Все о религии и вере - "пятничная молитва во времена пророка" с подробным описанием и фотографиями.

Шестой фарз ? (Совершение полуденной молитвы после пятничной)

Вопрос совершения полуденной молитвы после пятничной задается достаточно часто, при этом вызывая разногласия. Что же делать человеку, который не обладает исламскими знаниями?

В подобных случаях мы должны обращаться к людям, которые передали знания – имаму аш-Шафии, аль-имаму-н-Навави, ибн Хаджару аль-Хайтами, аль-хатыбу Ширбини, Ар-Рамали и другим (да будет доволен ими Аллах), так как

все хорошее заключается в следовании предкам, а все плохое появляется в результате следования за людьми, которые пришли после их привносящими недозволенные новшества.

Теперь попытаемся разъяснить, почему же необходимо совершать полуденную молитву после пятничной?

Во-первых: совершалась ли полуденная молитва после пятничной во время Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и праведных халифов? Нет, так как были все необходимые условия для совершения джума-намаза. Но когда Пророку (мир ему и благословение) приходилось выезжать в поход со сподвижниками, то им не приходилось совершать пятничную молитву из-за отсутствия условий.

Во-вторых: мы прекрасно знаем, что для совершения какого-либо дела существуют условия, и, конечно же, для пятничной молитвы тоже есть свои условия.

Давайте посмотрим на условия, изложенные в книге ибн Хаджара аль-Хайтами «Тухфату-ль-мухтадж», согласно мазхабу имама аш-Шафии. Почему мы ссылаемся на эту книгу? Потому что ибн Хаджар является одним из самых достоверных людей, на книги которого ссылаются последователи шафиитского мазхаба всего мира. Он написал шарх – разъяснения для книги «Минхаджу-т-талибин», автором которой является великий ученый имам ан-Навави. С его книг выносятся в первую очередь фетвы.

Для действительности пятничной молитвы, помимо совершения обязательных молитв, необходимо выполнить еще пять условий:

1. Обеденного времени должно хватить на совершение пятничной молитвы и две хутбы. («Тухфату-ль-мухтадж» Ибну Хаджара аль-Хайтами, стр. 334).

Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк (мир ему и благословение) совершал пятничную молитву, когда солнце отклонялось с середины неба на сторону запада». (Хадис передан Ахмадом, аль-Бухари, Абу Давудом и ат-Тирмизи).

2. Пятничная молитва должна совершаться в границах построек коренных жителей, собравшихся в одном месте так, чтобы это можно было назвать городом или селом. Абду-р-Раззак передал от Али: пятничная молитва не совершается нигде, кроме как в городе или селе. («Тухфату-ль-мухтадж» Ибну Хаджара аль-Хайтами стр. 335).

3. Если пятничная молитва совершается в нескольких местах, то молитва в одной мечети не должна начаться раньше, чем в другой, а также молитвы в обеих мечетях не должны начинаться одновременно. В эпоху Пророка (мир ему и благословение) и праведных халифов пятничная молитва не совершалась в двух или нескольких мечетях одного населенного пункта. («Тухфату-ль-мухтадж» ибну Хаджара аль-Хайтами, стр. 336).

4. Пятничный намаз должен совершаться коллективно. Здесь соблюдаются все условия коллективной молитвы, как и в других обязательных намазах (близость к имаму, намерение следовать за имамом и так далее).

Помимо этого есть еще дополнительные условия: совершение пятничной молитвы совершеннолетними, свободными (не рабами) мусульманами не менее сорока человек, являющимися жителями этого населенного пункта, которые не покидают его ни зимой, ни летом без необходимости. При этом они могут уже совершить пятничный намаз в другом селе. («Тухфату-ль-мухтадж» ибн Хаджара аль-Хайтами, стр. 338).

Еще одно условие пятничной молитвы – минимальное необходимое количество молящихся (40 человек) должно слышать все составные части обеих хутб, и уметь правильно читать хотя бы суру «аль-Фатиха». Допускается, чтобы все читали с ошибками (но с одинаковыми!). При этом должен присутствовать хотя бы один, умеющий читать хутбу. Если же из 40 человек 39 будут грамотными и один неграмотным, то пятничная молитва будет недействительной. Такое решение (фетву) вынес Багави. («Тухфату-ль-мухтадж» ибн Хаджара аль-Хайтами, стр. 340).

5. Следующим условием является совершение двух хутб. Следуя хадису, приведенному в достоверных книгах хадисов Бухари и Муслима, Пророк (мир ему и благословение) не совершал никогда пятничную молитву без их чтения («Тухфату-ль-мухтадж» Ибн Хаджара аль-Хайтами, стр. 342).

Если хоть одно из этих пяти условий отсутствует, или мы сомневаемся в них, то пятничная молитва недействительна. Например, мы точно не знаем, в какой из мечетей молитву начали раньше, или не уверены, началась ли она одновременно, или сомневаемся, что совершена она с сорока мусульманами – коренными жителями, умеющими правильно читать суру «аль-Фатиха», то мы подобны людям, не совершившим пятничную молитву, ибо для этого не были соблюдены соответствующие условия.

Последним решением имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) указал, что, если нет сорока человек, отвечающих предписанным условиям, необходимо совершить дополнительную обеденную молитву.

И, соответственно, ее мы совершаем не как шестую обязательную, а лишь для уверенности, так как все намазы, совершаемые во время какой-то молитвы, не являются шестым и седьмым фарзом.

Доказательством этого служат два хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение):

Однажды Пророк (мир ему и благословение) совершил утреннюю молитву и, заметив двоих, не совершивших ее, спросил: «Что заставило вас не совершать с нами намаз?». Они ответили, что уже совершили молитву дома. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хоть вы и совершаете молитву дома, а затем придете в мечеть, где совершают молитву коллективно, то совершите ее вместе со всеми повторно – для вас это желательно».

Как-то некий человек пришел в мечеть уже после того, как мусульмане совершили предзакатный намаз, и Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Кто даст милостыню этому человеку, совершив с ним намаз?». И тогда некий мусульманин совершил намаз вместе с пришедшим, еще раз.

Однажды великого учёного шафиитского мазхаба шейха ар-Рамалии ибн Хаджара аль-Хайтами, написавшего шарх для книги «Минхаджу-т-талибин», попросили высказаться о человеке, сказавшем: «Вы, шафииты, пошли против Аллаха и Его Пророка (мир ему и благословение), потому что Всевышний обязал совершать пять обязательных молитв, а вы совершаете шесть, совершая дополнительно полуденную молитву после пятничной».

Ар-Рамали ответил, что этот человек – лживый заблудший невежда, и если он уверен, что шафииты обязуются совершать шесть молитв, согласно шариату, то он впадает в неверие (куфр), и с ним нужно поступать, как с отступившими от религии (муртаддами). Если нет, то выпороть так, как он этого заслуживает, чтобы это послужило уроком для него и для остальных, которые говорят подобное.

«Мы не говорим об обязательности шести молитв», продолжил Ар-Рамали, «но совершение полуденной молитвы после пятничной считаем обязательным, если не знаем, в какой из мечетей пятничную молитву начали раньше. У нас (шафиитов) есть условие – без надобности не совершать пятничную молитву более чем в одной мечети, и мы знаем, что там никакой необходимости нет.

Следовательно, те, кто не уверены в том, прошла ли их пятничная молитва с соблюдением всех условий, обязаны совершить полуденную, ибо они подобны людям, не совершившим пятничную молитву. И не скажет ни один человек плохо об имамах мазхабов, кроме как Всевышний не разгневается на него». («Фатху-ль-’аллям» Мухаммада Абдуллаха аль-Джордани, том 3, стр. 39).

Если кто-то совершил молитву и потом усомнится, что пропустил хотя бы одно условие, то он обязан повторить молитву, и она не будет считаться шестым фарзом. Даже если усомнится не один раз, то каждый раз обязан совершить молитву заново, пока не будет уверен в соблюдении всех условий.

Что же говорят о совершении полуденной молитвы после пятничной в других мазхабах? Ведь некоторые, выходя из мечети, ссылаются на то, что они последователи других мазхабов, к примеру, Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах), и вызывают сомнения у людей в том, что делает имам.

Если мечетей будет несколько, то пятничная молитва будет считаться в самой первой мечети этой местности. Следовательно, пятничная молитва, совершенная в другой мечети, будет считаться недействительной, и совершившие ее, обязаны совершить полуденный намаз.

Пятничная молитва в нескольких мечетях будет считаться действительной, если она совершается в них по необходимости (то есть, в другой мечети совершают намаз только в том случае, если первая заполнена верующими). В противном случае она будет считаться действительной только в той мечети, где разрешил имам, или там, где он сам ее совершает. А если нет прямого указания имама, то пятничная молитва будет считаться действительной в той мечети, где ее начали первыми с уверенностью в этом, а если не уверены, то все обязаны совершить дополнительно полуденную молитву.

В ханафитском мазхабе говорится:

Если пятничная молитва будет совершаться в нескольких мечетях, то в этом нет ничего страшного, даже если в одной мечети совершат молитву раньше, чем в другой. Но в этом случае для уверенности будет лучше совершить еще 4 ракаата с намерением полуденной молитвы. И лучше ее совершить дома, чтобы рядовые мусульмане не посчитали ее совершение обязательным. Но если точно узнают, что в другой мечети пятничную молитву начали раньше, совершение полуденной молитвы станет обязательным, а если будут сомнения, то ее совершение будет желательным.

Кто же более знающ – мы или ученые-богословы? Если для нас недостаточно того, что решили они, к чему вообще говорить о них, тогда мы должны считать их неучами! Если мы называем себя шафиитами, то разве не должны мы прислушиваться к слову имама аш-Шафии и следовать за ним? Было бы легче и лучше научить каждого, кто обязан совершать пятничную молитву, правильному чтению суры «аль-Фатиха», тем более, что это является обязательным.

Если сорок совершеннолетних мусульман умеют читать суру «аль-Фатиха» и молитву «ат-Ташаххуда» по правилам чтения Корана, и если пятничная молитва в селе или городе совершается в одном месте, тогда не будет и споров о совершении полуденной молитвы.

Разве нам не должно быть стыдно, если в каждом населенном пункте нет таких сорока человек?!

В селении Чиркей Буйнакского района Республики Дагестан жил ученый Тахир-хаджи. В течение тридцати лет он был сельским имамом. Обучил по книге «Махалли» четыреста учеников. Но и тогда говорил: «До сих пор у меня остались вопросы, в которые я до конца не смог вникнуть». В то время село было одним из самых крупных в Дагестане, но и в тамошней мечети после пятничной молитвы совершалась полуденная молитва.

Как-то к ним пришел ученый-муджаввид из селения Буртунай Казбековского района по имени Хайбула с целью обучить чиркеевских детей чтению Корана по правилам таджвида и махраджа. Образовалась хорошо подготовленная община (джамаат).

Спустя некоторое время, прочитав пятничную проповедь, Тахир-хаджи сказал: «Теперь у нас достаточно людей и большая, сильная община. Отныне после пятничной молитвы мы можем не совершать полуденную». После этого полуденную молитву больше не совершали.

И если даже для Тахира-хаджи, преподавшего уроки по фикху из книги «Махалли» четырехстам ученикам, оставались непонятными некоторые места в этом труде, то какими должны быть сегодня мы?! Сподвижник Пророка ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) не раз повторял: «Тот, кто говорит, что он знающий, является невежественным человеком».

Из всего вышесказанного следует, что в Дагестане или других местах, придерживающихся шафиитского мазхаба, необходимо совершать полуденную молитву, если есть сомнения в соблюдении хотя бы одного условия совершения пятничной молитвы. Да одарит Всевышний разумом всю умму Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), что бы следовать за знающими людьми! Амин.

  • Блог боец
  • Войдите на сайт для отправки комментариев
  • 4313 просмотров

Поиск по сайту

Популярное содержимое

За сегодня:

За всё время:

Последние комментарии

4 года 51 неделя назад

Материалами сайта можно пользоваться с обязательной ссылкой на Даруль Фикр.Ру .

Авторы, придерживающиеся убеждений Ахлю-с-Сунна, могут присылать свои материалы для публикации на сайте.

Пятничный намаз. Порядок выполнения

«О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).

Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)»[1].

Также необходимо помнить слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[2], сердце того будет запечатано Господом»[3].

Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники[4] и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву («Джум‘а»), она будет им засчитана вместо полуденной (Зухр) [5].

Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)»[6].

Из чего состоит пятничный намаз (джума)

Время совершения – это время полуденной молитвы (Зухр). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза.

Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны[7].

Четыре ракяата сунны

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы Зухр. Выполняется, как все молитвы-сунны, каждым самостоятельно[8].

Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматуллах», после чего садится.

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

Проповедь начинается словами восхваления Господа миров и прошением благословения для пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман[9].

По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на одну из ступенек минбара и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер.

Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]»[10].

Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.

Два ракяата фарда

Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего»[11].

Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.

Четыре ракяата сунны

Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре ракяата сунны пятничной молитвы.

По завершении четырех ракяатов сунны и тем самым всей пятничной молитвы («Джум‘а»), продолжая сидеть, желательно[12] вместе с имамом выполнить «тасбихат».

Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр[13].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 363, пункт 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.

[2] То есть не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной.

[3] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 1024, хадисы № 1371–1373, «хасан», «сахих».

[4] По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т.д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре и более дней. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать дней и более. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится (2) в пути или (2) на новом месте пребывания менее указанных сроков.

[5] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1285.

[6] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари.

[7] Первые четыре ракяата сунны признаются сунной всеми учеными-богословами, последние четыре ракяата – богословами всех мазхабов, кроме маликитского. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1291, 1326.

[8] Шафииты также совершают четыре ракяата, но разделяя их на две молитвы по два ракяата.

[9] Ученые-шафииты говорят: «Проповедь имеет пять обязательных положений: три из них должны быть соблюдены в обеих проповедях – слова восхваления Всевышнего; прошение у Него благословения для пророка Мухаммада («салават») и наставления, касающиеся богобоязненности («таква»), а объяснение аята из Священного Корана и мольба-ду‘а о благополучии верующих мужчин и женщин в жизни вечной должны быть соблюдены в одной из двух проповедей».

[10] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 287, хадис № 1250, а также с. 288; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 639, хадис № 421, «хасан ли гайрихи».

[11] Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним молящимися. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.

[12] Это желательно и в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джама‘ате) мольбах-ду‘а, особенно в такой знаменательный день, как пятница. Совершив вместе «тасбихат», верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются.

[13] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1335.

Оценка 4.7 проголосовавших: 327
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here