Прямой путь молитва

Все о религии и вере - "прямой путь молитва" с подробным описанием и фотографиями.

Молитва шествующего в путь

Царь мой Христос! Ты, в Котором все блага для Твоих человеков; Ты, Который во всем для них путь прямой; Ты огнем и облаком вел воинство; Ты возлюбленным Своим открыл путь в рассеченном море, а Фараона в нем потопил; Ты посылал им с неба необычайный хлеб, из твердого камня источил реку; Ты (о великое чудо!) остановил в пустыне стремительность людей неприязненных, когда Моисей распростирал руки, прознаменуя крест – мою помощь; Ты остановил течение луны и солнца, соделал, что река отступила пред поспешающими и открылся удобный путь в землю, которую Сам Ты обещал и указал; Ты показал, напоследок, людям стезю в самое небо и к древнему пути присоединил новый, когда пришел на нашу землю. Ты – вместе Бог и Человек и опять вознесся отсюда на небо, чтобы прийти к ожидающим светоноснее прежнего. Ты Сам ходил по морям, Своими стопами попирал волны, обуреваемые сильными ветрами. Прииди же ныне, Блаженный, сопутствовать и мне зовущему! Дай мне доброе шествие и благого Ангела, путеводителя, защитника, помощника, чтобы он и ночью и днем, как можно дальше отводя меня от всякого зла и после трудов доставив мне желанный конец пути, как из дома извел невредимым, так и возвратил меня опять домой – к родным и к друзьям, возлюбившим подобный путь жизни, и я, свободный и ничем не возмущаемый, мог день и ночь возносить к Тебе молитвы, ведя жизнь, не оскверняемую грехами, и окрыленный ум непрестанно восторгая к Тебе, Свет моей жизни, пока не совершу последнего и общего всем пути и пока не достигну единого с благочестивыми конца трудов! Для Тебя живу я, Царь мой Христос, для Тебя и говорю, для Тебя сижу на одном месте, для Тебя заношу стопу моей ноги; потому что Ты покрываешь меня Своею рукою, но и теперь приведи меня к доброму пределу моего путешествия!

Без Тебя, Христе Царю, невозможно поднять и стопу ноги; в Тебе все блага для Твоих человеков; Ты во всем для них путь прямой; на Тебя уповая иду и по этой стезе. Препроводи же меня невредимым и даруй мне, чего надеется сердце! Приведи и обратно меня, Царь, в скудный мой дом, где бы я мог на свободе умилостивлять Тебя и день и ночь!

Ты, Который огнем и облаком вел воинство; Ты, Который открыл путь в море гонимым и волны сделал для них твердыми, хлеб же необычайный с неба дождил нечающим, из утесистого камня источил поток! прииди и ныне сопутствовать зовущему Тебя служителю, Христе, Свет человеков, Податель всякого успеха!

В Тебе, Боже Слово, упокоеваемся мы, находясь дома; Тебе посвящаем свой досуг; Ты -мое сидение, Ты – мое пробуждение и мое стояние, Ты также – мое шествие. И теперь по Твоему мановению шествую прямою стезею. Но пошли мне какого-нибудь Ангела путеводителя, благоуспешного предстателя, который бы вел меня столпом огненным и облачным, рассек море, остановил реки словом, обильно препитал небесным и дольним хлебом, руками же изображая крест, обуздал дерзость врагов, не пожигал меня зноем в полудни, не причинял мне страха в ночи! А неровную и крутую стезю соделай для меня, служителя Твоего, гладкою и удобопроходимою; как и прежде неоднократно покрывая Своею рукою, на суше и на море спасал Ты меня от опасностей, от жестоких болезней и от всего неприязненного, чтобы, совершив все благоуспешно и согласно с надеждами, потом получив счастливый конец пути, опять возвратился я к друзьям и сродникам и с радостию встречен был дома радующимися, а по успокоении от труда поклонился Тебе, моля о том, чтобы и окончательный путь мой был спокоен и легок!

© Онлайн библиотека сайта Православие и мир, 2011-2017

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

составитель игумен Феофан (Крюков)

О непрестанной молитве

Поучения святителя Феофана Затворника

Молитвенное правило, ориентированное на непрестанную молитву

Правило непрестанно молиться

Когда, где, сколько стоять на молитве и какие употреблять молитвы. всякий может определять по своим обстоятельствам – увеличать, умалять, передвигать время и место. все направлять к тому, чтобы внутренняя молитва совершаема была как следует. Относительно же внутренней молитвы одно правило: непрестанно молиться.

Что значит «непрестанно молиться»? Быть непрестанно в молитвенном настроении. Молитвенное настроение есть мысль о Боге и чувство к Богу совместно. Мысль о Боге – мысль о Его вездесущии, что Он везде есть, все видит и все содержит. Чувство к Богу – страх Божий, любовь к Богу, ревностное желание всем угождать Ему Одному, с таким же желанием избегать всего Ему неугодного и, главное, предание себя в Его святую волю беспрекословно и принимание всего случающегося как от руки Его непосредственно. Чувство к Богу может иметь место при всех наших делах, занятиях и обстоятельствах, если оно не ищется только, но уже водружено в сердце.

Мысль может быть отвлекаема разными предметами; но и тут возможен навык не отступать от Бога, а всем заниматься при свете памятования о Боге. Вот об этих двух – о мысли и чувстве к Богу – всю заботу и иметь надо. Когда они есть, есть молитва, хотя нет молитвенных слов.

Утреннее молитвословие на то и назначается, чтобы водрузить в сознании и сердце сии две вещи. И с ними потом выходить на дело свое и на делание. Если вы утром восставите сие в душе, то вы помолились как следует, хоть и не все прочитаете молитвы.

Положим, что вы утром настроились, так и вышли на дело. С первого шага начнутся впечатления от дел, и вещей, и лиц, отбивающие душу от Бога. Как быть? Надо поновлять мысль и чувство. внутренним к Богу обращением ума и сердца. А чтоб это удобнее было – надо навыкнуть какой-либо коротенькой молитовке и повторять ее как только возможно чаше. Всякая коротенькая молитовка идет к сему.

На случай, когда не можно прочитать всех молитв утром или вечером, выберите из молитв какие посодержательнее. и читайте. а главное, более заботьтесь водрузить в уме и сердце мысль о Боге с соответственным чувством. (11, 20–22)

Прямой путь к непрестанной молитве

Если б кто спросил меня: «Как мне справлять дело молитвенное?» – Я сказал бы ему: «Навыкай ходить в присутствии Божием или храни память Божию и благоговеинствуй; для поддержания сей памяти избери несколько коротеньких молитовок или прямо возьми 24 молитовки Златоустовы и часто повторяй их с соответственными мыслями и чувствами.

По мере навыка будет просветляться голова памятию Божиею и согреваться сердце. В сем положении уканет [западет – прим. сост.] наконец в сердце искра Божия – луч благодати. Его ничем не произведешь, он исходит прямо от Бога. Тогда можешь остаться с одною Иисусовою молитвою и ею раздувать молитвенную искру в пламень». Таков прямой путь. (10, 190)

Общее правило – с утра возгреть теплоту и не делать ничего, что ее расстраивает

С первого пробуждения утром озаботьтесь собраться внутрь и возгреть теплоту. Это считайте нормальным вашим состоянием. Коль скоро нет сего, знайте, что у вас внутри неисправно. Поставив себя утром в такое собранное и согретое состояние, затем все обязательное надо исправлять так, чтоб тем не разорять своего внутреннего настроения, а из произвольного – то, что поддерживает сие состояние, делать; что же расстраивает его, того ни под каким видом не делать, ибо это значило бы вражествовать против себя. Это вам общее правило. (9, 175–176)

Усердно исполняя правило, трезвость ума и теплоту сердца храните. Последнюю, когда начнет умаляться, возгревать спешите, твердо ведая, что, коль скоро ее не станет, это значит, что большая половина пути к отступлению от Бога пройдена. Страх Божий есть хранитель и возбудитель внутренней теплоты. Но и смирение нужно, и терпение, и верность правилам, и паче всего трезвение. Внимайте себе, Господа ради. Тревожьте себя всячески, чтоб не заснуть или, задремавши, пробудиться. (9, 214)

Потрудитесь сделать так: утром – на молитвенном своем правиле – потрудитесь так установиться вниманием пред Богом, чтобы потом и весь день быть пред Ним, что бы ни случилось делать. Если устроитесь так и станете с пророком предзреть Господа пред собою выну – с соответственными, конечно, тому и чувствами – то и будете непрестанно молиться. И тогда не будет вам скучно. От молитвы – правила – не отходите, пока не возродится сокрушение в сердце с преданностью Богу. (10, 121–122)

Пример дневного правила с непрестанной молитвой

Во все время, от пробуждения до заснутия, ходите в памяти о Божием вездеприсутствии, в том помышлении, что Господь видит вас и исчисляет все движения мысли и сердца вашего. Сего ради непрестанно молитесь молитвою Иисусовою и, почасту приходя к иконам, творите несколько поклонов по движению и требованию сердца вашего так, чтоб все время дневное у вас было почасту прерываемо немногими поклонами и проходило в непрестанном богомыслии и творении молитвы Иисусовой при всякого рода занятиях. Правило же молитвенное, келейное, или домашнее, молитвословие, совершайте только пред сном. Поменьше читания и побольше своей молитвы с поклонами. Если это обычные, положенные на каждый день каноны Господу Иисусу, Матери Божией, Ангелу Хранителю, дневному (недельному) святому, то, прочитав это все, что еще прибавлять? Совершайте это благоговейно, неспешно, внимайте каждому слову и ограничивайте тем дневное свое читательное молитвословие. Набранные вами каноны и акафисты навыкайте понемногу оставлять и заменять их умною молитвою. (9, 166)

До непрестанной молитвы доходят не вдруг, а перемежающимися молитвованиями

До такой непрестанной молитвы, или приятия действа молитвенного, доходят не вдруг, а перемежающимися, совершающимися в известные времена молитвованиями, кои суть и необходимые средства к стяжанию непрестанной молитвы, и условия к ее сохранению во всю жизнь.

Производство сих молитвований требует и особенного порядка внешнего, и особенного настроения внутреннего. (3, 359)

Коротенькие молитвы св. Златоуста прочитывайте и утром, и вечером, повторяя каждую молитовку по три раза. Они много способствуют для блюдения внимания. Они введут нас в хождение перед Богом и к непрестанной молитве. (8, 162)

Потомить себя, чтобы получить память о Боге

Память о Боге Бог Сам прививает к душе. Но для этого душа сама себя должна потомить и потрудить. Трудитесь, всеусильно нудя себя на непрестанное памятование Бога. И Бог, видя, как усердно вы желаете сего, даст вам память о Себе. Краткие молитовки очень пригодны к делу в нашем собственном труде о памятований Бога. Молитовки. какие хотите. Господи, помилуй! – Господи Иисусе Христе, помилуй мя! – Иисусе Сыне Божий, помилуй мя. и др. Всякая идет. Какая больше вам по душе, ту и употребляйте. (11, 49)

Два приема привлечь ум к сердцу

Назначьте себе какой час – вне молитвенного правила; берите молитвенник и читайте – читайте, и обдумывайте положенные молитвы, и доводите изложенные там помышления до чувства. Когда станете потом совершать молитвенное правило, все те чувства тотчас возобновятся у вас в душе, и молитва ваша будет в своем чине.

Это первый прием к тому, чтоб привлечь ум к сердцу, именно – чрез сочувствие читаемым и слушаемым молитвам, ибо чувства сердца обычно властвуют над умом. Второй прием есть следующий: когда совершаете свое домашнее правило, вставляйте в промежутки между читаемыми молитвами и свои молитвы, какие породятся действием тех молитв. Этот прием сильнее первого и скорее сведет ум в сердце. Но действовать он может только после первого приема или совместно с ним.

Но к нему надо иметь наготове еще некоторый дополнительный прием, или подприем. Если совершать свое молитвенное правило. по сказанному способу, то может случиться, что небольшое правильце, как, например, молитвы на сон грядущим. продлится очень долго. Надобно длительность своего молитвословия определить. не количеством молитв, которые следует прочитать, а временем; именно – назначить, сколько времени провесть за таким и таким правилом. нисколько не увеличивая его против времени, обычно вами на то употребляемого.

Положите себе законом никогда не читать молитвы, чтоб только вычитать положенное, а чтоб быть в молитве под действием чтения. Читайте положенное как пособие – держать себя в молитвенных помышлениях и чувствах.

Так действуя, вы навыкнете всегда во время молитвословий быть в чувстве к Богу, и ум ваш, будучи привлекаем сим чувством, будет стоять в памяти Божией. (4, 327–329)

Пока идет вхождение ума в сердце, ничего другого не делать

Делайте так: когда почувствуете вхождение ума в сердце и воздействие молитвы, то давайте полную свободу такой молитве, удаляя все неблагоприятное ей; и пока она будет – ничего другого не делайте. Когда же не чувствуете такого влечения, тогда молитесь молитвою устною с поклонами, стараясь всячески внимание держать в сердце пред лицем Господа. Разогреется сердце и при таком образе молитвования. (10, 228–229)

Страх Божий доведет до цели

Как достигнуть состояния неотходно стоять пред Богом? – Начинай хождением пред Ним с соответственными чувствами. Отсюда придет страх Божий, который и доведет тебя до искомой цели. Это настоящий способ – духовный к духовному состоянию. А механический, что у Григория Синаита, есть только подспорье, и один не ведет к цели. Но с мысленными приемами необходимо соединять и деятельные: совесть блюсти чистою, плоть утончать, в молитвах пребывать – все в духе сокрушения и смирения с благоговеинством. (4, 453)

Частое памятование о Боге без благоговеинства притупляет чувство страха Божия и чрез то лишает его того спасительного действия, которое ему принадлежит в кругу духовных движений и которого, кроме его, ничто произвесть не может. (4, 412)

Хорошо, что любите память Божию. прилагайте к ней еще и страх благоговейный. Память смерти не подавляет и не угрюмость наводит, а только возбуждает сторожевую бдительность над собою.

Надо всегда при обвеселяющем держать и отрезвляющее. – Любовь и страх оба должны быть в силе. Ангелы предстоят Богу со страхом и трепетом. и нам Апостол повелел со страхом и трепетом содевать свое спасение. (11, 84–85)

Что значит «зажечь беду вокруг себя»?

Вы спрашиваете, что значит «зажечь беду вокруг себя». Это – глубокое чувство опасности своего положения, и опасности крайней, от коей нет иного спасения, как в Господе Иисусе Христе. Сие чувство и будет гнать нас ко Господу и заставит непрестанно вопиять: «Помоги, защити!» Оно было у всех святых и никогда их не оставляло. Противное ему есть чувство довольства своим положением, которое, упокоивает человека и погашает в нем всякую заботу о спасении. (5, 6)

Богомыслие пролагает путь к непрестанной молитве

Прилагайте богомыслие – и в начале, и в середине, и в конце – или. как у вас это идет непрестанно. почасту, как изволите. Богомыслие есть углубленное размышление о домостроительстве спасения или вообще, или о каком-либо одном предмете, входящем в состав его. Как проснетесь – тотчас обозрите все – от сотворения до Второго пришествия, Суда и решения участи всех. – Потом берите один предмет и углубитесь в него, пока он обымет сердце. И в сем объятии творите потом молитву. И так весь день. перемешивайте богомыслие с молитвою. Господь близок ко всем призывающим Его. (11, 209)

Богомыслие общее настроение поправляет и обновляет. Хорошо всегда доводить его до конца, то есть ставить себя на суде Божием, как бы это было на деле, и – затем вопить: «Господи, помилуй!» У отцов пишется: самое лучшее стояние во время молитвы есть стоять на Суде. – Из богомыслия иной предмет ближе других приляжет к сердцу. Тогда на нем после окончания сего дела остановиться надо и им подольше попитать себя. Этим пролагается путь к непрестанной молитве. (6, 227)

Богомыслие – ключ молитвы непрестанной

Если б кто спросил: «Как всегда быть с Господом?» – Можно смело отвечать: «Имей чувство к Господу – и будешь с Господом. » А как чувство иметь? Думается, одно воспоминание о Господе уже приводит в движение чувство к Нему. Если к сему приложить помышление о том, что Он есть и что сделал и делает для нас, то не знаю, чье сердце останется не тронутым. Потому очень праведно св. отцы почитают богомыслие, или созерцание свойств и действий Господа, ключом молитвы. и молитвы непрестанной. Потому что от сего чувство к Богу оживает. и с Господом соединяет. (11, 179)

Правило всякое хорошо, которое держит душу в благоговении перед Богом

Что касается до правила, то относительно сего этак думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо – коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до расшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды или без всего. «Боже, милостив буди. ». Еще: иногда все время, назначенное для правила, можно провесть в читании одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще: иногда можно все правило провесть в молитве Иисусовой с поклонами. А то из того, другого и третьего понемногу взять. Богу сердце нужно ( Притч. 23, 26 ), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно. Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка или подкинутие дров в печь. (6, 8–9)

Правило должно быть в вашей собственной воле

Правило молитвенное можете сами сладить. Заучите молитвы, какие читаете, и читайте их на память с пониманием и чувством. Тут же и от себя вставляйте молитву свою; чем меньше зависеть от книжки, тем лучше. Заучите несколько псалмов и когда идете куда или другое что делаете, а голова не занята, читайте их. Се беседа с Богом. Правило должно быть в вашей свободной воле. Не будьте рабом его. (7, 79)

Правило молитвенное, которое вы себе избрали, можете исполнять и вполне, и в половину, и в четверть. Имейте свободу в отношении к нему. Будьте госпожею его, а не рабынею. Умно и сердечно призывайте Бога, а стоять на молитве – сколько сможете, столько и стойте, нисколько не смущаясь тем, что не все прочитаете. Сердечное к Богу обращение все заменит. (7, 80)

Это правило, данное святителем Феофаном, применимо лишь на определенном уровне молитвы, и применение его должно обсуждаться с духовником. – Прим. сост.

Когда [новоначальные] дойдут до внутренних неких ощущений и особенно до сердечной теплоты, правила [и им] не строго нужны. Вообще к правилам не следует пристращаться, а быть свободну в отношении к ним, одно имея в намерении, как бы внимание к Богу благоговейное не отходило. (7, 176)

Все правила могут оставлять лишь те, у коих умная молитва стала непрестанною

[Сказанное] об отложении пения для умной молитвы, то относится к затворникам и к тем лицам, у коих раскрылась умная молитва и стала непрестанною. Эти могут делать и все вместо церковной службы и келейного правила. Чтение молитвы тогда прекращается само собою. Таким образом, отложение пения к нам с тобою не относится, нам надо и церковные службы выстаивать, и что определено для келейного молитвословия исполнять. (7, 57)

А молитвословие все-таки в свое время надо совершать. Это все молитвенники великие делали. Необходимо же это потому, что на душу столбняк нападает, и она ни к чему не гожа. Тогда хоть чужою молитвою и словесно-мысленно помолиться – все же хорошо, чем совсем не помолившись лечь спать. или провесть утра. – Долго подряд молиться не можете? – Молитесь недолго. (11, 101)

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Прямой путь молитва

    • Новости
    • Расписание встреч
    • О книгах
    • Отзывы на книги
    • Где купить
    • Свобода от Смерти
    • Уроки из Будущего
    • Хождение в Вечность
    • Сознательная Эволюция Человека
    • Опыт Сознательной Эволюции
    • Эволюция как она есть
    • Семь шагов до бессмертия
    • О самом Главном
    • Евангелие от Фомы. Комментарии
    • Дыхание Истины
    • Рождение в Духе
    • Человек. Неизвестное об известном
    • Пора перестать умирать
    • Апокриф от Иисуса, или Новое прочтение Нового Завета
    • Бог есть Дух, или Тайна Жизни Вечной
    • Путь Сознательной Духовной Эволюции — единственная дорога в Будущее. Путеводитель
    • История, которая учит
    • Утраченное Христианство
    • Венец духовных исканий
    • О смысле человеческого существования
    • Этюды супраментальной жизни. Проживая Агенду Матери. 1951–1963 годы.
    • Этюды супраментальной жизни. Проживая Агенду Матери. 1964–1967 годы.
    • Этюды супраментальной жизни. Проживая Агенду Матери. 1968–1973 годы.
    • Что такое Путь Сознательной Духовной Эволюции?
    • Историческое обоснование Пути Сознательной Духовной Эволюции
    • Новое об эволюционной трансформации человека
    • Сознательная Духовная Эволюция в вопросах и ответах
    • Феномен Зинаиды Барановой — свидетельство единства Всего Сущего
    • Великие Учи́тели человечества (очерки)
    • НАУКА
    • Психологическая устойчивость
    • Релятивистская концепция психической деятельности человека
    • Психологическая подготовка
    • ПОЭЗИЯ
    • Из поэтических опытов (1981–1990)
    • Апокриф от Иисуса
    • Беседы, встречи с читателями
    • Советы начинающим
    • Современный опыт духовного становления на Пути Сознательной Эволюции
    • Практическое руководство по реализации Пути Сознательной Духовной Эволюции
    • Александр Васильевич Клюев
    • Принципиально новое.
    • Аудиозаписи
    • Фотографии
    • СМИ
    • Творчество читателей

Живой ум, это ум спокойный, который не имеет центра и который, следовательно, пребывает вне пространства и времени. Такой ум беспределен, а это истина и факт чрезвычайной важности.

Религиозный ум свободен от всякого авторитета. Это крайне трудно быть свободным от авторитета; не только авторитета другого человека, но и авторитета собственного опыта, накопленного человеком. Религиозный ум не имеет верований, не имеет догм; он движется от факта к факту, и потому религиозный ум — это научный ум. Но научный ум не то же самое, что религиозный. Религиозный ум включает в себя и научный ум; но ум, воспитанный на научном знании и привязанный к нему, не есть религиозный ум.

Религиозный ум интересуется и занимается целым, он озабочен не каким-то частным проявлением, а всей полнотой человеческого существования».

Я подписываюсь под каждым словом Кришнамурти, поскольку это и мой собственный опыт. Когда ты есть всё, когда сняты все ограничения, только тогда приходит истинная свобода — свобода от известного. Религиозный ум — это ум, который живёт и работает в реальном времени («здесь и сейчас») без посредничества памяти, которая и есть «известное». Нафталиновые сундуки нашей памяти должны быть очищены от хлама прошлых накоплений. Отказываясь от малого, мы открываем универсальный источник информации. Умирая для прошлого, мы рождаемся в Вечности и пребываем в Реальности. Прямой контакт с Реальностью — это контакт с Богом, с Истиной, с Любовью!

Разумеется, что рассмотренная форма реализации Пути Сознательной Духовной Эволюции подходит не для всех, но те, кто её выбирают, имеют возможность начать одновременную параллельную реализацию сразу четырёх этапов Пути с быстрым переходом к реализации двух последующих этапов, включающих духовное рождение и радикальную телесную трансформацию с наработкой тонкого вибрационного тела.

Божественное открывается совершенно неожиданно! Идёт постоянное наблюдение за работой ума, постепенно происходит установление стойкого контакта с нисходящей Эволюционной энергией, та, в свою очередь, начинает активную работу по трансформации сознания. Никакой речи о Боге и о Божественном в процессе работы не ведётся. Ищущий просто следит за работой ума, тот постепенно очищается от пут обусловленности, от прошлого, и вдруг — в районе сердца внезапно возникает тягостное ощущение внутреннего томления, которое, в какой-то момент мгновенно разрешается духовным рождением, рождением в Вечности, рождением в Божественном. Так человек, который ещё полгода назад о Боге и не помышлял, вдруг открывает Его в себе и в окружающем мире. Через работу над мыслью приходишь к сердцу! Фантастика!

Путь молитвы и абсолютной преданности Всевышнему

Сегодня лишь немногие могут изначально искренне следовать Путём молитвы. По имеющейся статистике в настоящее время лишь 3 процента прихожан православных церквей носят в своём сердце искреннюю веру в Бога и полностью вверяют себя в Его руки. Остальные же — либо что-то выторговывают у Господа для себя и для своих близких, либо на всякий случай (а вдруг Бог есть на самом деле) соблюдают церковные ритуалы, чтобы при распределении путёвок на «тот свет» не оказаться в «аду». В связи с этим, долг каждого ищущего — дать честный ответ самому себе: может ли он изначально следовать Путём сердца или нет. От искреннего ответа на этот вопрос зависят методы работы на Пути Сознательной Эволюции, используемые на начальных этапах.

Во всех религиях мира на первом месте стоит вопрос веры, но никто при этом всерьёз не задавался вопросом, что есть подлинная вера, а что есть ложная, и как их отличить. Подлинная вера, исходящая из глубин психического существа, — тихая, не агрессивная, глубоко интимная, разливающаяся в молитве тонким теплом по всему телу. Ложная вера гнездится преимущественно в витальном существе или в уме.

Если вера гнездится в витальном существе, то она эмоциональна, всегда агрессивна (тихо или шумно, порой до фанатизма), навязчива, пышно красива или исступлённо трагедийна. В целом она театральна — это вера на публику, даже если вся публика — только ты сам. Витальная вера — это не смиренная сдача Всевышнему, это слепое поклонение Ему и требование от Господа каких-либо льгот для себя. Если приглядеться, то это фарс! Витальная вера была широко распространена во времена зарождения, формирования и экспансии мировых религий.

С ростом сознания людей в психологии человечества элемент эмоциональности уступал место рассудочности. Это сказалось и на религиозности. В вере стали преобладать размеренность, упорядоченность, философствование. В двадцатом столетии вера стала облекаться в интеллектуальные покровы — Бог прочно укрепился в уме. Сейчас интеллектуальная вера всё шире и шире завоёвывает духовное пространство, но Бог в уме — это полное отсутствие Бога. В результате мы наблюдаем причудливое смешение эмоциональности, рассудочности и интеллектуальности в вопросах веры. Это настолько запутало сознание людей, что стало невозможным отличить подлинную веру от ложной. Конечно, можно убедить себя в собственной религиозности, но подлинность веры проявляется только в глубинах психического существа, которое нам предстоит открыть, искренне следуя по Пути Сознательной Духовной Эволюции.

Путь молитвы и полной сдачи в руки Всевышнего — наиболее эффективный и наименее болезненный путь постижения Истины, позволяющий ищущему мягко, и в относительно в короткие сроки раскрыть психическое существо и воссоединиться с Божественным. Главное на этом Пути — безоговорочная сдача в руки Божественной силы, которая трансформирует и обожествляет наше сознание и наше тело. Полная сдача Всевышнему приводит к быстрому умалению «эго» — основного препятствия на Пути постижения Истины. Многие ли из вас могут изначально довериться и искренне сдаться этой Силе и, что бы с вами ни происходило в этой жизни, за всё благодарить Бога? Думаю — немногие. Зато многие с лёгкостью хватаются за словесную молитву и с её помощью надеются познать Господа и заручиться Его поддержкой по многим житейским вопросам. Наивно всё это.

Люди преуспели в создании модели Бога по своему образу и подобию, по своему разумению. Бог представляется им добрым, отзывчивым, таким и сяким. Они верят в эту модель, в этого идола и требуют от него чудес, благ и спокойной сытой жизни. Рождается фальшивый принцип — «ты — мне, я — тебе». А у Господа одна задача — вернуть нас, заблудших, на Путь истинный. Мы же в суете житейской не слышим тихий голос Бога в собственном сердце и продолжаем творить бесчинства и беззакония внутри себя и вокруг. Чтобы пробудить нашу душу ото сна, Он временами больно бьёт нас, — мы же начинаем роптать и сетовать на Его жестокость, немилость к нам. Мы ждём Его любви и милости, не удосужившись сделать ни малейшего искреннего шага Ему навстречу. Не стройте Бога в уме, не требуйте от Него ничего, — познайте правила Божественной игры и полностью примите Его волю.

Официальная церковь считает, что Путь молитвы и преданности Всевышнему — это единственный путь постижения Бога, что других путей не существует, что все иные пути постижения Истины — от лукавого и ведут к погибели. Как ни странно, церковники правы, но правы лишь отчасти. Действительно, с определённого этапа продвижения по Пути Сознательной Эволюции, а именно — с момента рождения психического существа — независимо от того, с помощью какой формы работы ищущий подошёл к акту духовного рождения, реализуется исключительно Путь абсолютной сдачи себя в руки Господа. Это закон! Другого Пути после рождения в Духе для ищущего просто не существует, и его не надо в этом убеждать — он органически чувствует это.

В чём не правы церковники-ортодоксы, так это в том, что всякий современный человек, в значительной мере отягощённый рассудком и интеллектом, должен непременно начинать сознательное продвижение к Истине с молитвы и веры в Бога. Не всякому это дано, а достучаться надо до каждого искренне стремящегося обрести Истину. Если раньше, во времена раннего христианства, во времена пребывания человечества в поле витальности, когда рассудок и интеллектуальные знания ещё не заполонили человеческое сознание, Путь молитвы и преданности, Путь сердца был доступен несравненно большему числу людей, чем сейчас. Сегодня это, увы, удел совсем немногих, — современное человечество большей частью пребывает в поле ума, а не в сердце. Рекомендуемые нами формы и методы работы на Пути Сознательной Эволюции позволяют начать сознательную эволюционную работу каждому, кто имеет на то внутреннее стремление. Таким образом, существенно увеличивается число тропинок, способных вывести людей на прямую дорогу, ведущую к постижению Господа.

Для тех, кто не способен изначально следовать Путём молитвы, предлагаются Интегральный Путь Сознательной Эволюции, Активная медитация по Джидду Кришнамурти, смешанные варианты работы. Начинайте и непременно придёте к Богу, к реализации Пути молитвы и абсолютной преданности Господу. Если изначально человек не может следовать Путём Любви, то его невозможно заставить любить всех и вся, в том числе и Бога. Это абсурд!

Невозможно одной верой в Бога и в новый приход Спасителя, если вера исходит не из сердца, а из ума или из эмоционального существа, трансформировать сознание и открыть истинную любовь. Вы будете бить поклоны, долдонить молитвы, рвать на себе рубаху и клясться в преданности Богу, но так ничего и не достигните. Рассудочная вера может на время успокоить, а потом заставить сомневаться — я мол, верю, верю, а ничего во мне и вокруг меня не меняется. Эмоциональная вера способна возбудить чрезмерное рвение к Божественному, но не более того. Лишь сердечная вера воистину способна открыть Господа во всей Его полноте.

Столетия церковники говорят и спорят о стяжании Духа Святого, спорят о том, от кого Он может исходить — от Отца и Сына или только от Отца. Глупостями занимаются вместо того, чтобы просто открыть Его. Он везде, в каждой точке пространства, в том числе и над вашей головой. Открывайте! Сегодня для этого есть всё.

Официальная церковь с момента её зарождения, то есть со времён апостола Павла, во главу угла ставила веру в Иисуса Христа как в Спасителя и в любовь как средство спасения, что весьма упростило задачу расширения числа приверженцев христианства, взрастив при этом несметное количество верующих иждивенцев — людей, понадеявшихся на то, что Иисус уже выполнил Свою земную задачу, а им остаётся только верить и ждать Его Второго Пришествия. Человек способен убедить себя в том, что он верит и любит, но его вера и любовь, если они исходят не из сердца, а из ментальной или витальной сущности — ничего не стоят.

Слепая вера и неверие — одного поля ягоды. Теист и атеист ничем друг от друга не отличаются. Правда, у атеиста гораздо больше шансов открыть Господа, чем у верующего ортодокса, который никогда не усомнится в том, что у него с верой что-то не в порядке. Человек, открывший в себе Господа, в вере не нуждается — для него Бог это факт. Главная задача открыть, а не верить. Сейчас люди принимают за веру в Бога «веру в то, что надо верить в Бога». Вдумайтесь в эти слова. Очень тонкая подмена — вера наоборот. Лукавый так ловко передёрнул карты, что все «верующие», не ведая того, — проиграли.

Вы можете любить ближнего — любого ближнего. Нет?! Хорошо, что честно признались. А можете стараться его полюбить? Пробовали? Не пробовали, ну и не старайтесь — не получится. А можно ли культивировать любовь — стараться любить сильнее? Правильно — нельзя! Либо ты любишь — либо нет. Пытаться любить — значит с самого начала обречь себя на неудачу. Правда, можно убедить себя в этом, но убедить — не значит любить. Лев Николаевич Толстой долгие годы убеждал себя, что он способен любить ближнего, и призывал других делать то же самое. Читаем его дневниковые записи последних лет жизни: кругом раздражённое сетование на нерадивую жену, которую он ненавидит, но старается любить, и на оболтусов-сыновей, прожигающих жизнь и т. п. Любовь нельзя культивировать — нужно увидеть то, что мешает нам любить по-настоящему. А мешает любить — наше «эго», наша исключительность, наводняющая активное сознание всевозможными мыслями, желаниями, эмоциями. «Эго» должно быть непременно трансформировано, только тогда в человеке способна проявиться истинная любовь.

Многомиллионная армия приверженцев христианства (не истинно верующих — а именно приверженцев!) за два тысячелетия, казалось бы, должна была изменить мир к лучшему, однако, этого не случилось, не случилось только потому, что произошла ловкая подмена истинной веры — веры в то, что Иисус есть Путь, Истина и Жизнь, — верой фальшивой, обывательской, иждивенческой. Лукавый добился своего — в слепоте своей люди приняли религиозный суррогат за откровения Церкви Христовой. Лишь немногие ревнители истинной веры, сумевшие сердцем прочувствовать глубину Учения Иисуса Христа, следовали и следуют Его Путём. Наша задача помочь разобрать в сознании людей псевдорелигиозные нагромождения и дать шанс возможно большему числу искренних искателей Истины следовать подлинно религиозным путём. Вспомните слова Иисуса: Бог есть Дух, и поклоняться Ему надо в Духе и в Истине.

Если вы имеете сердечную веру, если вы имеете сердечное стремление, если вы абсолютно искренны, только тогда вы можете следовать Путём молитвы и полной сдачи себя в руки Всевышнего. Только при этом условии! Если вы просто будете заниматься ритуальной гимнастикой — молитвы утром, в обед и вечером — если вы будете вспоминать о Боге три раза в день и даже регулярно ходить в церковь, то лучше ничего не делайте, либо выберите себе иную форму работы на Пути. Если человек в течение пяти минут ни разу не вспомнил о Боге, то изначально Путь сердца — не его путь. Не обманывайте себя.

Путь молитвы и преданности — кратчайший путь к Богу, к Истине. Путь мягкий, практически безболезненный, относительно быстро приводящий к полному растворению «эго». Этот путь органично вписывается в повседневную жизнь человека и не требует каких-то специальных условий для работы. Он прост и естественен как дыхание, реализуется без каких-либо психологических катаклизмов. Следуют им, как правило, те люди, которые имели значимый религиозный опыт в прошлых воплощениях, они уже рождаются с внутренним стремлением к Божественному, либо люди, сумевшие пробудить это стремление в течение настоящей жизни.

С юных лет стремлению к Богу научить невозможно—с этим рождаются. Психическое существо, сумевшее накопить богатый религиозный опыт в прошлых воплощениях, рано проявляет себя, и раскрытие Божественного, без всякого выбора, без альтернатив, — становится главной целью текущего воплощения. Я видел таких молодых людей — юношей и девушек. У них удивительные глаза — в них истинная вера. Подлинные глаза — территория души. В глазах человека отражается его истинная сущность — они не могут лгать. Я чувствую людей исключительно по вибрациям, от них исходящих, и по глазам. Никакие ауры, никакие слова, никакие гадания и гороскопы ничего не могут добавить.

Путь молитвы и абсолютной преданности Всевышнему реализуется одномоментно в четырёх направлениях: молитва, бодрствование, покаяние и смирение.

Искренняя сердечная молитва позволяет прямо прикоснуться к Божественному началу в человеческом существе. Иисус даёт Своим слушателям и ученикам молитву и рекомендации, как именно следует молиться.

И когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в тайне (в сердце. — Авт.), и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны;

Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения Него.

Искренняя сердечная молитва позволяет достучаться до сердца, до того самого органа, который, будучи воспламенён Духом, способен воспринимать Истину в полном объёме, естественным образом фильтруя и отбрасывая всё ненужное, что пытается войти в человеческий ум, кишащий мыслями и желаниями. Прежде всего, молитва не должна быть многословной и не обязательно должна иметь даже словесное выражение. Это может быть просто мысль-молния о Боге, что Он просто есть. Механически повторяемая словесная молитва не достигает сердца и звучит как заигранная пластинка, как хорошо заученная, но порядком надоевшая песня, надоевшая настолько, что надоедливость уже и не замечается. Истинная молитва исходит из глубин сердца, разливаясь теплом по всему телу. Можно долго повторять красивые слова о преданности Всевышнему, исправно молиться в положенное время положенное число раз, соблюдать все необходимые ритуалы, но быть при этом бесконечно далёким от Бога.

Вся ритуальная показуха в синагогах и на углах улиц, чтобы показаться перед людьми, не имеет никакого отношения к истинной молитве. Истинная молитва совершается только втайне в храме собственного тела. Её можно творить и в гуще людской толпы, но непременно в собственном сердце. Молиться втайне — не означает забиваться в потаённые комнаты и там славословить Господа. Если человек не вспоминает о Боге хотя бы раз в 5–10 минут, то он безмерно далёк от Бога. Если мысль-молния о Боге спонтанно не пронзает его сердце, то он не готов изначально следовать Путём молитвы и абсолютной преданности Господу. Любая словесная молитва, в конце концов, должна трансформироваться в молитвенное молчание в потаённых комнатах души.

Иисус призывает в молитвах не говорить ничего лишнего, ибо не в многословии сила молитвы, а в искренности сердечного стремления к Богу. Это язычники своими шаманствующими заклинаниями стараются умилостивить своих богов. Молитва не должна содержать просьб, не должна быть просительной, ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду прежде вашего прошения у Него. Молитва — это выражение преданности Всевышнему, полное доверие Ему во всём. Господу всё известно. Человек часто оправдывает свои корыстные просьбы к Богу своим стремлением помочь близким людям. Неужели вы думаете, что Господу ничего не известно относительно нужд ваших родных и близких! Единственное, что можно просить у Бога — это укрепить дух ваш и дух тех, о ком вы так страстно печётесь. Это действительно стоящая просьба, а не вымаливание у Господа каких-то льгот и подачек для себя или для кого-то.

Смысл молитвы сводится к полной сдаче в руки Господа, к готовности принять всё, что Он для нас уготовил, ибо только Ему одному известно, что не повредит душе нашей. Сдаться без всяких условий. Если сдача лишь на словах, а не на деле, то молитва не разольётся в вас сердечным теплом. Она будет лицемерна, а потому и мертва. Сердце — верный индикатор искренности вашей молитвы. Только в сердце возникает обратная связь, если молитва действительно доходит до Господа, только из сердца может исходить тепло, вызывающее порой слёзы умиления.

Искренняя сердечная молитва должна твориться в любых условиях, при любых обстоятельствах, в любом месте, каждое свободное мгновенье — только тогда она возымеет действенную силу, только тогда она способна приоткрыть вашу истинную сущность для стяжания Духа Святого. И тогда нисходящий поток Духа Святого польётся звенящим ручейком в макушку вашей головы и начнёт разливаться сердечным теплом по всему телу, постепенно овладевая всем вашим существом. Он заставляет молчать вечно беспокойный ум и научает вас, что говорить и что делать в конкретных жизненных ситуациях. Это и есть Господь, открывающийся в вашем сердце, это и есть духовная ипостась Триединого Бога. Слушая Дух в себе, ощущая физическую связь с Ним, вы способны всё чаще и чаще пребывать в молитвенном состоянии.

Если ищущий начинает работу на Пути Сознательной Духовной Эволюции с использованием практики «нисходящей медитации», позволяющей в короткие сроки открыть нисходящий поток Эволюционной энергии (Божественной силы), то ему как можно раньше необходимо включать в арсенал практических средств молитву — учиться интимному общению с Господом непосредственно в сердце. Это позволит уже на ранних стадиях работы на Пути установить прямой контакт с психическим существом (с душою), что в дальнейшем существенно облегчает акт духовного рождения. Молитва — это воспоминание о Высшей реальности, а потому каждый наш сознательный шаг по направлению к Господу неизмеримо умножает Его внимание и милость к нам. Это легко проверить на практике.

Иисус даёт Своим слушателям и ученикам молитву, в которой содержится квинтэссенция того, что человек должен максимально искренне вложить в свою душу в словесном выражении. Это длинная молитва и её можно назвать программной.

Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё;

Да придёт Царствие Твоё; да будет Воля Твоя и на Земле, как на Небе;

Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твоё есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Сразу обратим внимание на заключительное слово молитвы — аминь. Это не что иное, как мантра — священная мантра, близкая к мантре «ом», или «аум», медитативно-протяжное произнесение которой стимулирует открытие в теле ищущего нисходящего энергетического потока. Механическое повторение слова аминь, как это обычно делается при ритуальном произнесении молитвы, недопустимо. Медитативно-протяжное произнесение этой мантры как а-у-ми-и-инь действительно способно стимулировать нисхождение Духа Святого. Аналогичный эффект наблюдается при медитативном произнесении другой священной мантры — аллилуйя. Не случайно именно эти мантры как бы довершают молитвенные обращения к Господу, помогая раскрытию и гармонизации энергетических центров.

Сама молитва «Отче наш. » выражает искреннее стремление к Отцу Небесному и безоговорочную сдачу себя в Его руки без каких-либо условий. Есть в ней, конечно, и просьбы (дать хлеб насущный, простить долги и избавить от лукавого), но они не корыстны и проистекают не из гордыни, а носят смиренный характер. Замечательно, что эта молитва не погружает ищущего ни во вчерашний, ни в завтрашний день, — интересен и значим лишь сей день, а точнее, — текущее мгновенье. Только пребывание в текущем моменте времени (когда реальное и психологическое время совпадают) — «здесь и сейчас» — позволяет нашему активному сознанию пребывать в Божественной реальности. Выпадение активного сознания из Реальности разлучает нас с Богом, безмерно удаляет от Него. Выпадению из Реальности способствует работа ума, когда в нём постоянно сменяются мысли и желания. Пребывание в Божественной реальности возможно только при условии молчания ума. Лишь искренняя сердечная молитва и практика «нисходящей медитации» способны вернуть нас в реальное время.

Многословные эмоционально окрашенные молитвы и молитвы-просьбы, особенно если они касаются отпущения каких-то давних грехов и долгов, затрудняют достижение молчания ума, заставляя повторять в воспоминаниях то, что уже следовало бы стереть из активной памяти, как мешающее единению с Господом. Лаконизм и искренность молитвы — залог её абсолютной эффективности. Сама молитва может быть короткой, но её эффект, выражающийся в полном молчании ума, может быть длительным. Помните, что тотальное единение с Господом достигается только в молчании ума. Искренняя молитва при наличии мощного магнита сердца способна посредством короткого замыкания соединить в человеческом существе два Высших начала — пространственное (трансцендентное) и личное (имманентное). И чем чаще человек обращается к молитве (равно как и к практике активной медитации), тем скорее он установит стойкий контакт с нисходящей Божественной силой, с Духом Святым.

Главный смысл любой молитвы — полное доверие Отцу Небесному и безоговорочная сдача в Его руки. Молитва — это не обязательно слова. Истинная сдача не в словах, а в сердечном стремлении к Господу. Именно сердечное стремление определяет вибрационную силу молитвы, кроющуюся за фасадом произносимых слов. Слова — это фон. За ними должно стоять вибрационное (сердечное) стремление к Божественному. Со временем слова отпадают, и молниеносная мысль-вибрация о Боге становится главным молитвенным инструментом. Такую спонтанно рождающуюся молитву православные Старцы называют «умной молитвой».

Те, кто творчески следует Путём молитвы, сами приходят к выводу, что многословие в молитве излишне. Все пышные тирады, песнопения и возвышенные обращения к Господу очень скоро превращаются в обыденность (пусть торжественную), в пустую трескотню и теряют трансформирующую силу. Предельно искреннее, интимное, мысленное обращение к Богу («Господи», например) — мгновенно находит ответный отклик в сердце, разливаясь пульсирующим теплом по всему телу. Пульсирующее вибрационное тепло и молчание ума, как ответная реакция на молитвенное обращение к Господу, — единственные надёжные критерии эффективности молитвенной практики.

Чтобы закончить разговор о молитве, обратимся к словам, сказанным Иисусом незадолго до Его ареста в Гефсиманском саду. Доподлинно зная Свою будущую судьбу, Иисус чисто по-человечески начал скорбеть и тосковать. В этом состоянии Он молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты. И в другой раз: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя.

Да будет воля Твоя — это финальная молитва Иисуса — самая действенная молитва, с которой мы можем обращаться к Господу, выражая свою абсолютную преданность Ему. Единственное, что мы можем попросить у Господа в трудную минуту, так это укрепить дух наш и даровать нам смирение — и не более. В остальном же, как и Иисус, — целиком положимся на волю Отца Небесного.

«На всё воля Твоя, Господи» и «Господи, укрепи дух мой и даруй мне смирение» — словесные молитвы на все времена и на все случаи жизни. И никаких эгоистических (корыстных) просьб ни для себя, ни для других! Если у вас возникает потребность помолиться за кого-то, кто оказался в трудной ситуации, то молитва должна быть исключительно сердечной, с посылом вашей любви этому человеку и просьбой к Господу помочь ему, не повредив душе его. Молитва за детей малых и за отроков может выражаться в искренней просьбе к Господу укрепить их духовное и физическое здоровье, помочь им обрести любовь и тепло в окружении близких людей.

Помимо молитвы, учитесь понемногу разговаривать с Богом, доверительно разговаривать как с другом, как с родителем. Без просьб — просто, как на исповеди. Если будете предельно искренны, то непременно почувствуете ответную реакцию, разливающуюся сердечным теплом по всему вашему телу. Не важно, какие методы работы вы используете на Пути Сознательной Эволюции, — потихоньку учитесь говорить с Богом — говорить в сердце. Чем чаще вы будете пытаться это делать, тем быстрее установите с Ним доверительный контакт. Пробуйте — обязательно получится.

И ещё — не забывайте за всё благодарить Бога. За всё, за всё — уж Он-то наверняка знает, как выстроить вашу жизнь и что полезно душе вашей. Со временем тот, кто искренне практикует молитву, заменяет слова чистым сердечным стремлением, не поддающимся никакому словесному выражению. Только прочувствовав всем своим существом всё сказанное о молитве, можно сделать её эффективным инструментом для продвижения по Пути полного единения с Всевышним. При достижении полного единения обретается истинно молитвенное состояние, когда каждое мгновенье в сердце человека совершается бессловесная молитва — молитва за всё человечество — истинно сердечная молитва. И каждый готовый откликнуться на неё в сердце своём — будет спасён.

Далее Иисус, наряду с молитвой, рекомендует своим ученикам очень важную практику работы на Пути абсолютной преданности Господу — бодрствование сознания.

Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь. Он часто повторяет Своим ученикам: Бодрствуйте, не спите! Замечательные слова, в которых заложен глубочайший эволюционный смысл. Однако монашествующие христианские аскеты восприняли их буквально и большую часть ночи усердно молились, истощая тем самым духовные и телесные силы и провоцируя многочисленные недуги. В результате изнурительных ночных бдений монахи топтались на месте, невольно навлекая на себя полчища «бесов», на борьбу с которыми тратили десятилетия. О бодрствовании в евангельских текстах Иисус говорит неоднократно. Но Он вовсе не призывает не спать ночью, — Он вкладывает в это понятие совсем другой смысл. Иисус говорит о бодрствовании сознания.

А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время.

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придёт.

Блаженны рабы те, которых господин найдёт бодрствующими.

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, чтобы день тот не постиг вас внезапно;

Ибо он, как сеть, найдёт на всех живущих по всему лицу земному;

Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь.

Что же означает бодрствование, или бдительность, сознания? Это означает, что каждый искренне стремящийся обрести Истину должен в любой момент времени видеть и осознавать всё, что в виде помыслов входит в его сознание и всё, что выходит из него в форме мыслей, слов, действий и поступков. Все входящие помыслы (мысли и желания) должны высвечиваться прямо на входе в активное сознание — ничто не должно миновать внутреннего наблюдательного ока. Также и всё родившееся в сознании должно критически оцениваться и провожаться этим же бдительным глазом прямо до выходной двери. Это и есть практика бодрствования сознания. Только при этом условии можно успешно гармонизировать повседневное поведение, не допуская мыслей, слов и поступков, могущих повредить душе. По мере углубления практики бодрствования бдительность сознания сохраняется и в сновидениях, где ищущий уже не заложник сложившихся неблагоприятных обстоятельств, а активно действующее лицо, способное изменять ситуацию в позитивном направлении.

Иисус просит Своих слушателей и учеников в первую очередь заботиться не о том, что входит в их уста (в смысле принятия пищи и соблюдения постов), а о том, что выходит из уст, имея ввиду мысли, слова и поступки. Ничто входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Ибо изнутри, из сердца человеческого (из витального существа. — Авт.) исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство.

В условиях повседневной жизни человек постоянно сталкивается с многочисленными проблемами, трениями, внешними и внутренними коллизиями, возникающими при взаимодействии с другими людьми. Чтобы хоть как-то упорядочить повседневную жизнь, ему приходится нарабатывать множество эгоистических стереотипов поведения на все случаи жизни, разыгрывать фальшивые роли, что безмерно удаляет его от Господа. И всё это вместо того, чтобы постоянно бодрствуя, — просто быть собою.

Большую часть своей жизни человек, сам того не подозревая, спит — спит не только в ночное время, но и во время так называемого бодрствования. Он механически совершает многие привычные действия, механически ходит, ест, пьёт, любит, думает, говорит, читает, молится и т. д. Его душа не принимает участия ни в одном из этих стереотипных актов. Выполнение человеком роли биологического робота — и есть состояние сна, о котором говорит Иисус. Механический человек практически ничем не отличается от животных, которые целиком пребывают во власти инстинктов и стереотипов поведения, а потому абсолютно бесперспективны в эволюционном плане.

Прекрасно понимая всю пагубность механистичности человеческого поведения, которую трудно искоренить, не проснувшись, Иисус дополняет молитвенную практику практикой тотальной бдительности сознания, что помогает человеку в повседневной жизни естественным образом, не прибегая к крайним мерам, избавиться от многих неурядиц, неудач, психологических срывов и т. п. Избавиться с помощью нисходящей Божественной силы, открывающейся ищущему лишь тогда, когда его активное сознание не спит, а пребывает в текущем мгновении — «здесь и сейчас» — а стало быть в Боге.

Чтобы понять огромную значимость в духовной работе практики бодрствования сознания, сделаем небольшое отступление и обратимся к результатам наших уникальных научных исследований, полученных при анализе поведения пилотов в экстремальных ситуациях (по данным записей так называемых «чёрных ящиков»). Исследование психофизического состояния и действий членов экипажа при расследовании тяжёлых авиационных происшествий в течение почти сорока лет было моей профессией.

В результате исследований нами была разработана и предложена релятивистская концепция психической деятельности человека. Были выделены пять режимов функционирования психики человека: интуитивный подсознательный (с отставанием субъективного психологического времени от реального времени на 0,5–2 секунды); рассудочный (с отставанием от реального времени более чем на 2 секунды); эмоциональный (с опережением реального времени); импульсивный (вневременной) и интуитивный сверхсознательный режим, обеспечивающий пребывание активного сознания человека в реальном времени.

Первые четыре режима функционирования психики — режимы десинхроноза, режимы, при которых активное сознание человека выпадает из реального времени, что закономерно влечёт за собой совершение всевозможных ошибок (в наших исследованиях — роковых ошибок при пилотировании воздушного судна). Как это ни прискорбно, но приходится констатировать, что в течение всей жизни психика человека функционирует именно в десинхронизированных режимах. Оторванные от Реальности, мы совершаем множество ошибок, боимся, страдаем, сомневаемся, болеем, стареем и умираем. Пребывание в Реальности — это пребывание в Боге. Реальность — это Бог.

Оценка 4.3 проголосовавших: 55
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here