Все о религии и вере - "одновременная молитва верующих людей" с подробным описанием и фотографиями.
Что такое молитва по соглашению
- Что такое молитва по соглашению
- Как совершать пятничный намаз
- Как быть крестным папой
В духовной православной традиции различают молитвы благодарственные, покаянные и просительные. Существует множество молитвословий, позволяющих человеку поблагодарить Бога за благодеяния, попросить прощение за содеянное, а также испросить помощи в каких-либо телесных и душевных нуждах. Зачастую именно просительные молитвы имеют место в жизни человека в тот период, когда люди остро начинают нуждаться в чем-либо.
В православной практике существует понятие молитвы по соглашению, то есть такой молитвы, которая осуществляется группой лиц в одно время. При этом молящихся может быть от нескольких человек, до нескольких сотен людей. Примечательно, что молитва по соглашению совершается в разных уголках земного шара. Главное в такой молитве – это одновременное возносимое молитвословие ко Господу. Эта молитва является соборной и имеет в себе большую духовную силу. Сам Господь в Евангелии возвестил людям, что если последние решат собираться во имя Его, то и Сам Христос незримо будет присутствовать среди молящихся.
Во многих православных молитвословах содержится определенный текст молитвы по соглашению. В такое молитвословие в определенном месте вставляется просьба. Прошения могут быть различным. Например, очень часто молитва по соглашению совершается во время стихийных бедствий, военных действий, испрашивается здоровье человеку, исцеление от болезни, преодоление различных семейных и других невзгод.
Молитва по соглашению может читаться верующими как в храме (в определенное договорное время), так и дома. Зачастую во многих приходах установлено специальное время для начала совершения такой молитвы. Иногда молитвословие с определенным прошением совершает священник. Также молитва по соглашению может читаться и келейно, то есть дома самими мирянами.
Договорившися о молитве по соглашению, верующие люди могут читать каноны, акафисты, молитвы о болящих, путешествующих, в избавлении от недуга пьянства или другие молитвословия, после которых полезно читать и саму “молитву по соглашению”. Стоит упомянуть также и о том, что мирянам, желающим взять на себя подвиг молитвы по соглашению, следует предварительно получить на это благословение священника.
Молитва по соглашению может читаться как один день, так и определенный промежуток времени. В данном случае Церковь не ограничивает человека какими-то временными рамками, но все зависит от потребности и усердия верующих людей.
Виды молитв
Любая молитва – это откровенный разговор с Богом. Данный способ был дан людям самим Всевышним. Личное общение с Господом помогает нам познать его, осознать его силу и власть, как великого Творца. Также посредством молитвы выражается раскаяние в греховных поступках и мольбы о прощении. Каждый верующий может молитвой обратится к Богу с просьбой о себе или своих близких.
Корни термина «молитва» уходят в праславянскую речь. Само слово «molditi» преобразовано в современном русском языке в слово «молить». Самые ранние народные молитвы были языческими и относились к самым различным религиозным культам. Большое внимание молитвам уделялось в Древнем Риме и Древней Греции. Эти народы создавали определенные словесные формулы, которые произносились во время определенных культовых обрядов. С дальнейшим развитием мировых религий молитвы стали обязательными составляющими религиозных учений. Христианские молитвы могут читаться как в храмах, так и в домашних условиях.
Православие возникло в начале 1 века и считается, что основателем его был сам Иисус Христос. В 395 году вследствие разделения Римской империи на западную и восточную это направление окончательно выделилось. Богословские основы веры определились в Византии в 9-11 столетиях. Вследствие раскола христианства на три ветви, православие сложилось в 1054 году.
Православные молитвы создавались в разные времена. Их писали разные люди. Это были ученики Христа, Святые Проповедники. Объединяет их то, что все они основаны на библейском учении. Любая молитва, к какому бы виду она не относилась, приносит облегчение для души. Считается, что только одна молитва дарована людям Богом. Это «Отче наш». Это обращение обладает огромной силой. Эта молитву верующие читают каждый день утром и вечером. Кроме того, обращаться с ее помощью к Богу можно по любому случаю.
В Молитвах люди обращаются не только к Богу. В определенные жизненные моменты помогают обращения к Богородице, Ангелам и святым. В Православии выделяется несколько видов молитв.
Молитва посвящения
Молитва посвящения – это очень сильная молитва. В ней верующий подтверждает свою волю к послушанию Божьим планам. Эта молитва не может читаться за других людей, она подтверждает только собственное смирение перед Всевышним. Очень важно понимать ее суть, только в таком случае она будет действенной, то есть наполнит верующего человека силой и благодатью, что поможет ему быть успешным в реальной жизни и одерживать победы, чувствуя Божьи наставления. В данной молитве говорится о том, что человек всецело посвящает себя Божьим планам.
Примером может стать следующая молитва:
Во всех молитвах посвящения акцентируется мысль о том, что верующий вручает Господу свою жизнь и готов следовать всем его указаниям.
Молитва упования
В молитвах упования говорится о том, что верующий свою жизнь посвящает Богу. Но вместе с этим молящийся человек передает Господу свои проблемы и заботы. Ведь у каждого человека наступают минуты отчаяния, когда нет сил нести свою жизненную ношу. Но разделив ее с Богом, можно дальше продолжать жить с верой в сердце в светлое будущее.
Как пример молитвы упования можно привести псалом 119, который звучит следующим образом:
Смысл этой молитвы заключается в том, что верующий понимает, что за любую ложь придется нести наказание, что сравнимо со стрелами сильными Божьими. А беды, которые после этого последуют, в молитве сравниваются с углями дроковыми, которые имеют способность долго тлеть. Молящийся говорит о том, что он хочет прославлять Бога, но его окружение его не всегда понимает.
Молитва хвалы и поклонения
Любая молитва поклонения – это доступный способ для верующего поклонится Всевышнему за дела его. Поклонение в церкви – это признание величия Господа и полное понимание того, кем Бог является для людей. В Библии человеку предписано в любое время любить и восхвалять Господа своего, и чтобы не случилось искренне веровать в благие дела его.
Пример молитвы хвалы и поклонения Пс.8:2-5:
Такая молитва понятна и не требует особого толкования. Следует понимать, что под образами младенцев понимается, что восхваляет Господа взрослый человек, имеющий безгрешную душу.
Молитва благодарения
Невзирая ни на какие внешние обстоятельства, верующий человек должен благодарить Господа, поскольку это воля Божья. Молитва благодарения не должна быть тяжелой обязанностью. Она должна стать естественной ежедневной необходимостью. В ее слова нужно вкладывать всю душу, ведь верующий человек обязан быть признателен Господу за все, что ему дается каждый день.
Благодарственные молитвы могут быть направлены не только к Богу, но и к Богородице или другим Святым. Часто люди благодарят за помощь в жизненных делах Святого Николая Угодника.
Обратиться к нему с благодарностью можно такими словами:
Молитва в Духе
Молитва в Духе – это неотъемлемая часть слова Божьего, об этом три раза говорится в Библии. Это значит, что настоящая молитва должна исходить не только от разума человека, а также от его духа. Следует понимать, что составляющими разума являются мышление, эмоции, воля, а также способности принимать правильные решения. Дух оживает только тогда, когда верующий искренне приходит к Богу, раскаявшись во всех своих грехах.
Использовать для молитвы в Духе следует такое обращение:
В этой молитве верующий взывает к Святому Духу, третей ипостаси Святой Троицы. Он царствует над всем и владеет душами людскими. Он Утешитель, так как только он способен утешить человека в горе и поддержать его. Святой Дух учит только правде, поэтому ему можно довериться. Именно Дух Святой сошел на Апостолов и утешил их в разлуке с Господом. Он вселился в них и стал направлять их по жизни.
Молитва согласия
Молитва согласия действенная только в том случае, если верующий человек находится в согласии с собой и с другими людьми. Она дарует благо только, если человек искренне верует в Бога. Если вы спорите и ссоритесь с окружающими вас людьми, сплетничаете о них, а затем обращаетесь к Господу с молитвой согласия, то вы не будете услышаны. Господь ценит молитву согласия, так как знает насколько людям на грешной земле сложно жить в согласии и мире друг с другом. Бог чтит и слышит каждого человека, который стремится к миру.
Текст молитвы звучит так:
Очень часто такая молитва часто читается одновременно несколькими людьми. В этом случае после свои просьбы люди формулируют мысленно.
Молитва прошения
Молитвы прошения – самые распространенные и востребованные. В ней обязательно содержится просьба верующего, о каких-либо благах. Но следует понимать, что человек может быть услышанным Богом, только если он не способен справиться с возникшими проблемами самостоятельно. С молитвой о помощи люди обращаются часто к Святой Богородице.
Текст одной из молитв, которая известна под названием «Неупиваемая чаша» звучит следующим образом:
Эта молитва будет услышана, только если вы искренний человек и раскаялись в своих грехах.
Общая молитва
Общая молитва читается в дни церковных праздников в храме. Совместное обращение предполагает, что каждый верующий в храме молится о своем и о каждом. Даже если человек отвлекается на свои мысли, то сила молитвы не ослабевает. Богослужение всегда проводит священник, а помогает ему диакон. Всю молитву произносят чтецы и певцы, а за ними все собравшиеся в храме.
На богослужении читается очень много молитв. Самые известные лучше знать наизусть, а другие можно читать с текстом в руках.
В качестве примера можно привести следующую молитву:
Молитва ожидания
Молитва ожидания предполагает не только общение с Господом, но и ответ от него. К сожалению, многие не умеют ждать, поэтому редко используют такие молитвы. Нужно понимать, что Бог всегда услышит искренне верующего человека и обязательно ему ответит.
Одновременная молитва верующих людей
Церкви, которые молятся
Глава 5. Некоторые советы и запреты в совместной молитве
Вечернее молитвенное собрание в среду.
В начале этого века Р. А. Торрсй сказал: “Молитвенное собрание должно стать самым важным собранием в церкви. Если правильно проводить его, оно и будет самым важным событием”.
Трудно не согласиться с Торреем. Но церковные лидеры сегодня расстроены. Многие церкви прекратили еженедельные молитвенные собрания. А те, что продолжают собираться, признают, что собрания превратились в рутинное, скучное и безжизненное мероприятие, на котором фактически нет действенных молитв ни за церковь, ни за окружающий мир.
Одной из причин такого положения дел, возможно, является то, что пасторы “не проводят правильно” свои молитвенные собрания, как сказал бы Торрей. Некоторые церковные лидеры из мирян с большим удивлением узнали бы, что их пасторов в семинарии никогда не учили, как вести совместную молитву.
Единственной семинарией, в которой, насколько я знаю, проводится один курс по молитве, была богословская семинария в Эсберн, штат Кентукки. К счастью, такое положение меняется благодаря влиянию, которое оказывает на современную обстановку великое молитвенное движение. Но многие служащие пасторы никогда не учились на таких курсах и даже не читали книг на тему о совместном молитвенном собрании в церкви. Может быть, есть какие-то другие книги, но те исследования, которые я проводил по молитве, помогли мне обнаружить пока всего лишь одну такую книгу. Эта чудесная книга о молящейся церкви и принципах и силе совместной молитвы (“The Taying Church Principles and Power of Corporate Prayer”), написанная Сью Каррен. К сожалению, эта книга не получила широкого распространения, как следовало бы ожидать.
Но есть ли надежда, что совместная молитва получит, наконец, признание и развитие в современной церкви? Да, конечно. Элвин Вандер Грипд сообщает, что в Америке есть церкви, проводящие “молитвенные собрания, на которые приходит столько народу, что церкви не могут, их вместить, и на этих собраниях возносятся пламенные молитвы — люди приходят на них, ожидая там встретить Бога и желая изменений в самих себе. Места парковки у церквей бывают переполнены, комнаты заполнены народом, верующие провозглашают свою веру, а вновь пришедшие каются и обращаются, получают исцеления и каждую неделю люди получают ответы на свои молитвы”.
Я полностью осознаю тот факт, что Бог может и не сделать совместную молитву главной частью служения в каждой без исключения церкви, но многие церкви сегодня идут именно в этом направлении. Библия определенно назидает нас делать это.
Совместная молитва в писании.
На свои молитвы они получили впечатляющий ответ в виде излияния Святого Духа в день Пятидесятницы. Согласно Писанию, тот факт, что они пребывали “единодушно” в молитве, сыграл в тот день определенную роль в излиянии на них духовной силы.
Родилась Церковь, и началась обычная церковная жизнь. Первое библейское упоминание того, что делали в новозаветной церкви христиане, дано во второй главе Деяний. “И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах” (Деян.2:42, курсив автора). Совместная молитва не была делом второстепенной важности, когда после дня Пятидесятницы возникла Церковь. Она была самым важным делом.
Вскоре после этого, когда Петра бросили в темницу, где он сидел в ожидании казни, его церковь пребывала в напряженной совместной молитве. “Итак, Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу” (Деян 12:5). Нам позже сообщат (см. Деян.12:12), что молитвенное собрание было организовано в доме Марии, матери Марка, поскольку в то время у церкви не было своего здания и все собрания верующих проводились по домам. В результате, конечно же. Петр был чудесным образом освобожден из темницы Божьим Ангелом.
Иисус заявил, что храм Божий должен быть “домом молитвы” (см. Мат 21:13). Я верю, что Бог по-прежнему хочет этого для Своих церквей. Каждая церковь должна стать центром молитвы не только для нужд своего прихода, но и всего окружающего мира. В некоторых церквях так и происходит, и по мере нашего продвижения к концу века все большее количество церквей встают в ряды молящихся. Через Тело Христово Бог приносит новое понимание сущности молитвы, и по этой причине многие начинают утверждать, что великое пробуждение уже не за горами.
Сила согласия.
Существуют свидетельства тому, что очень важным фактором является количество молитвенников. Чем больше молящихся, тем больше согласия. Чем больше мы молимся, тем больше потенциальной силы. Сью Каррен говорит “Когда мы переходим от индивидуальной молитвы к совместной, мы вступаем в сферу, в которой результаты молитвы просчитываются по количественным показателям. Мы переходим из сферы сложения в сферу умножения: каждый дополнительный молитвенник умножает силу молитвы”.
Сью цитирует, Ветхозаветные Писания, чтобы подтвердить этот принцип. “Пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму” (Лев.26:8). И еще “Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять, тьму?” (Втор 32:30). Конечно же, эти стихи не следует использовать в качестве математической формулы для подсчета мощи церковных молитвенных собраний, и все же принцип преумножения остается неизменным. Чем больше молящихся, тем сильнее потенциальная сила их молитвы.
Многие церковные лидеры используют Послание к Евреям (10:25): “Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай”, чтобы побудить верующих приходить на еженедельные богослужения. Такое толкование вполне обоснованно, но контекст также указывает на то, что этот стих следует применять и к тем, кто собирается объединиться в молитве. Предыдущие стихи учат всех верующих быть священниками: через кровь Иисуса прямой доступ к Богу имеют не только первосвященники, но и каждый из нас. Нам не следует забывать о том, что наше собрание — это собрание священников, которые в своей молитве напрямую сообщаются с Богом.
Место для совместной молитвы.
Следующим уровнем является совместная молитва в поместной церкви. В этой главе мы рассмотрим некоторые методы совместной молитвы в церкви. Чтобы отделить этот вид молитвы от других видов церковной молитвенной деятельности, позвольте мне сосредоточиться, как уже было сказано, на собраниях, назначенных и запланированных церковью и для церкви исключительно в целях молитвы. И хотя на воскресных богослужениях в церкви молятся много, я не причисляю этот вид молитвы к совместным молитвенным собраниям.
Насколько важное место занимает совместная молитва в вашей церкви? Как мы можем оценить и измерить её важность? Я думаю, мы можем обратиться к двум практическим параметрам — объективному и субъективному.
Субъективный показатель. Вопрос: Какое место занимает совместная молитва в системе ценностей вашей церкви по сравнению с другими десятью обычными видами церковной деятельности?
Поскольку это измерение явно объективное, оно может стать, а может и не стать показателем истинного положения вещей. В частности, те церковные лидеры, которые заявляют, что молитвенные собрания посреди недели являются самыми важными собраниями церкви, вне зависимости от заинтересованности в них самих прихожан и от качества этих собраний, все равно будут очень высоко оценивать совместную молитву. По этой причине нам следует также обратиться и к более объективным меркам.
Объективный показатель. Вопрос: Как возможно оценить ценностный уровень совместной молитвы по сравнению с другими видами деятельности церкви по следующим параметрам:
• Суммы, выделяемые на этот вид деятельности.
• Время, выделяемое на этот вид деятельности штатными работниками.
• Время, выделяемое на совместную молитву в расписании деятельности церкви.
• Поставленные церковью цели. Не знаю, сколько известных мне церквей осознанно учитывают в своих годовых планах рост и развитие своих церквей, но они явно пренебрегают совместным молитвенным служением как запланированным видом деятельности. Учитывая распространение молитвенного движения, можно сказать, что происходит много таких событий, которые обещают перемену к лучшему в этом направлении.
• Время, отведенное па проповедь. Сколько проповедей из сорока пяти, произнесенных во время воскресных богослужений, посвящены пастором в основном и исключительно теме молитвы?
На эти вопросы мы получаем точные, выраженные в цифрах ответы. Используя эти ответы, церкви могут сами с большой точностью подсчитать и оцепить место совместной молитвы в своей жизни, а если они достаточно смелы, смогут сравнить себя с подобными церквями в своей деноминации или округе.
Насколько важны цифры?
Однако ситуация меняется, когда мы имеем дело непосредственно с совместной молитвой. Если поместная церковь считает, что совместная молитва должна стать главным акцентом их служения, то количество участников будет очень важным. В некоторых случаях количество становится наилучшим барометром духовного состояния церкви в целом.
Шкала измерений.
Вот данные, которые я получил в ходе моих исследований:
• В одной из баптистских церквей в Сан-Антонио, штат Техас, процент тех. кто посещает воскресные богослужения, а затем приходит также на совместные молитвенные собрания на неделе, самый большой в Соединенных Штатах Франсис Смит, координатор церковного молитвенного служения, говорит об этом так: “Пастор Дэвид Уолкер в течение четырех божественных лет вёл нас к этим волнующим и поразительным молитвенным приключениям”. Когда я подсчитал данные в этой церкви, оказалось, что шестьдесят шесть процентов из всех двух тысяч участников воскресных богослужении принимали участие также и в совместной молитве, организованной на неделе. К 1993 году они организовали. Молитвенную армию, состоявшую из пятисот шестидесяти стражников и воинов.
• Церковью “Виноградник” в Канзас-Сити руководит Майк Бикль, который является одним из наиболее выдающихся учителей и практиков Америки в вопросе ходатайства. Совместная молитва настолько важна в этой церкви, что в квалификационных требованиях к любой должности предполагается, что каждый служитель будет посещать, по крайней мере, одно совместное молитвенное собрание в день. Моя беглая проверка на месте подтвердила, что сорок три процента из всех трех тысяч пятисот служителей участвовали в совместных молитвах.
• Когда Лэрри Ли ранним утром проводит свои, сильные совместные молитвы в “Церкви на Скале”, в Рокуоллс штата Техас, в этих собраниях принимают участие около двадцати четырех процентов из всех пяти тысяч прихожан.
• Церковь христианского братства “Виноградник” Джона Уимбера в Анахейме, штат Калифорния, особый акцент делает на совместной молитве. Когда я исследовал эту церковь, в совместной молитве принимали участие тринадцать процентов всех прихожан.
• В Южной Калифорнии самой активной церковью, организовавшей самые оживленные молитвенные собрания по вечерам в среду, является “Церковь в пути” Джека Хейфорда. В среднем двадцать девять процентов всех прихожан приходят на молитвенные собрания по вечерам в среду.
Основные компоненты совместной молитвы.
1. Пастор. Старший пастор должен взять на себя ответственность за коренные изменения в совместном молитвенном служении своей церкви. Постоянную, изо дня в день проводимую работу по внедрению различных аспектов молитвенного служения можно поручить, церковным молитвенным лидерам и другим служителям церкви, но если весь приход не будет воспринимать пастора в качестве главного лидера в совместной молитве, служение не будет развиваться так, как должно. я вполне соглашаюсь со Сью Каррен, которая говорит. “Мои убеждения выросли из личного опыта и тщательного изучения истории пробуждений, и я абсолютно уверена в том, что пастор должен стать инициативной силой в молитвенном служении своей церкви”.
Но как это сделать’ Пастор должен постоянно использовать свою кафедру, чтобы осветить огромную важность молитвы и знакомить прихожан с программами проведения совместных молитв. Пастор должен стать источником постоянного учения о молитве и как главной темы, и как дополнений к другим темам проповедей. Все системы взаимоотношений в церкви должны быть активизированы для того, чтобы всегда напоминать людям о совместной молитве. И. что еще важнее, пастор сам должен быть примером постоянного участия в церковных совместных молитвах, вместе со своей женой и остальными членами семьи. Выдающимися примерами подобного рода отношения являются корейские пасторы, о которых я уже говорил, и которые лично посещают все предрассветные молитвенные собрания, потому что “именно в них сконцентрирована вся сила!”
Пасторы должны создавать атмосферу волнения в своих церквях, постоянно свидетельствуя с кафедры об ответах на молитвы. Многие пасторы не делятся в течение целого года тем, что случилось волнующего в их собственной жизни как результат полученных ответов на молитвы, и в то же время пытаются убедить людей в том, что тем следует молиться и ждать удивительных ответов. Кроме того, в еженедельных богослужениях следует отвести специальное время для свидетельств, членов церкви о полученных ими ответах на молитвы. Это имеет огромный эффект, особенно если сам пастор стоит на той же платформе и кивает в знак согласия.
2. Штат церковных служителей. Эта мера может показаться несколько радикальной, но если совместная молитва действительно так важна, как мы об этом говорим, тогда каждый служитель церкви должен принимать участие в такой молитве, по крайней мере, один раз в неделю.
Программным служителям (в противовес служителям группы поддержки) следует участвовать в молитвенных собраниях вместе со своими супругами и детьми.
Служители, у которых обнаруживается соответствующий дар, должны быть назначены на руководство совместной молитвой. Людей без таких даров на служение назначать не следует. Я был очевидцем печального примера, когда лидером совместной молитвы был назначен человек из церковного штата служителей, что привело к глубокому разочарованию, потому что его дары Святою Духа не были прежде выявлены.
Многие старшие пасторы молящихся церквей сами ведут большую часть совместных молитв, но не все. На меня произвел огромное впечатление пастор большой церкви Христа в Новой Зеландии, который признавал, что церковный молитвенный лидер, женщина, имела более очевидные дары Святого Духа для ведения совместной молитвы, чем он сам. Он участвовал во всех молитвенных собраниях, но руководила этими собраниями она. Накануне она встречалась с маленькой группой ходатаев, и они молились до тех пор, пока Бог не открывал им Свою повестку дня на вечер молитвенного собрания. В результате на эти собрания приходило большое количество народа, и это были волнующие и впечатляющие молитвенные собрания.
3. Место провидения молитвенных собрании. Желательно, чтобы место проведения совместных молитвенных собраний находилось там же, где и место проведения обычных воскресных богослужений. Я не имею в виду другое помещение, потому что, как правило, церковь была бы слишком велика для этой цели. Но люди должны привыкнуть молиться вместе там, где они поклоняются Богу.
4. Время проведения собраний. Я пришел к выводу, что самым идеальным временем, в которое можно уложиться с совместной молитвой, — один час. В условиях нашей культуры люди реагируют наилучшим образом тогда, когда собрания начинаются быстро и организованно и скоро заканчиваются. Время в течение дня может варьироваться в зависимости от того, как это удобно молитвенной группе. Во многих церквях Соединенных Штатов молитвенные руководители пришли к мнению, что ранние утренние часы могут быть очень эффективными, хотя на данный момент я пока не могу назвать это стойкой тенденцией. Количество молитвенных собраний в течение недели зависит от количества прихожан, готовых принять в них участие.
5. Критическая масса. При составлении планов организации молитвенных собраний я посоветовал бы убедиться в том, что вы начнете хотя бы с двадцати человек. Эта цифра может быть чуть ниже, семнадцать человек, но не меньше. Когда количество молящихся менее семнадцати человек, то такое собрание уже можно будет назвать молитвой маленькой группы, а не совместной молитвой прихода. Теория динамики групповых молитв, рожденная из практики и опыта, показывает, что природа группы, состоящей менее чем из семнадцати человек, достаточно резко отличается от характера группы, в которой более семнадцати человек
Что касается максимального количества, то следующая граница изменений в динамике групповых молитв представляется в сорок человек Совместные молитвенные собрания от тридцати пяти до пятидесяти человек — это собрания, в которых люди будут узнавать друг друга и незнакомых людей будет совсем немного. В этом имеются свои преимущества. Но преимущества другого характера имеются в группе из ста, двухсот и более человек, когда большая часть людей будут чувствовать себя относительно незнакомыми друг с другом.
Семь причин, по которым совместные молитвенные собрания не посещаются.
Он сам посещал все эти собрания. Здоровая группа из восьмидесяти верующих обязалась постоянно вместе молиться. Но через несколько месяцев группа из восьмидесяти человек сократилась до одного или двух!
Что же случилось?
Когда я поговорил с ним, мы обнаружили, что он не предусмотрел некоторые очень важные моменты, которые препятствуют верующим участвовать в совместных молитвах, однако было уже слишком поздно. Совместная молитва в этой церкви до сих пор еще не возродилась к жизни из-за болезненного чувства неудачи и разочарования.
Если предположить, что люди в церкви живут здоровой духовной жизнью и если они не отказываются участвовать в совместных молитвах по причине неправильных взаимоотношений с Богом, следует попытаться предусмотреть следующие очень важные вопросы.
“Собрания очень скучны”. Эту причину я привожу под номером один, потому что она действительно является главной причиной Члены церкви не ходят на совместные молитвы в основном потому, что все там происходящее, им неинтересно. Очень немногие просыпаются по утрам с приятным возбуждением в предвкушении того, что позже в тот день они пойдут на совместное молитвенное служение.
“Мне нечего дать этому собранию”. Слишком многие люди ходят на молитвенные собрания просто как зрители, а не участники. Они считают, что все, что они могут дать молитвенному собранию, — это увеличение посещаемости.
“Я не получаю ответа на собственные нужды”. Есть люди, которым кажется, что они не только ничего не могут дать молитвенному собранию, но и другие им тоже ничего не дают. Собственные нужды не должны быть главной мотивацией для посещения молитвенных собраний, но уж если на такое собрание пришел человек, у которою действительно срочные нужды, то об этих нуждах обязательно следует помолиться во время или после собрания.
“Я не умею молиться на публике”. Люди, не умеющие присоединиться к громкой совместной молитве, в течение какого-то времени будут чувствовать себя не совсем уютно.
“Я не чувствую присутствия Святого Духа”. Здесь речь идет не о богословском аспекте вездесущности Бога, но о том, как этот фактор отражается в личном восприятии человека, особенно со стороны тех, кто не имеет достаточной способности духовного различения. Если не чувствуется никакого духовного подъема, то зачем тогда и ходить?
“Мы молимся, но ничего не происходит”. Если люди молятся, но не видят ощутимых ответов на свои молитвы, они начинают чувствовать себя проигравшими. Со временем на собрания будет приходить все меньше народу; как и нате соревнования, где выступает команда спортсменов, постоянно терпящая поражение.
“Наши молитвенные собрания превратились в клуб сплетников”. Я часто слышу, как на собрании кто-нибудь говорит. “Сегодня нам нужно помолиться за того то, потому что у него..” Остальная часть предложения открывает в жизни человека то, что, как говорила моя бабушка, “должно остаться в пределах семьи”. Такое часто происходит по плоти, но не по духу. Главной мотивацией такого поступка может быть желание сообщить всем присутствующим, что “я все знаю”, а в результате остальные участники молитвенного собрания распространяют эту новость в течение часа после собрания, прикрываясь благопристойностью просьбы помолиться за этого человека.
Принципы мощных молитвенных собраний.
1. Поклонение. Первые десять или пятнадцать минут первого часа молитвенного служения следует посвятить молитвенному пению. Песни поклонения, обращенные к Богу, самые подходящие для данного случая. Их следует воспринимать как форму молитвы, а не как подготовку к молитве.
Лидеры поклонения высочайшего уровня должны быть задействованы именно на этом этапе служения. Одной из причин, почему критическая масса для совместной молитвы не должна быть менее двадцати человек, заключается в том, что меньшее число людей в песенном поклонении будет звучать анемична.
2. Словесная молитва. Некоторые христианские традиции, как например квакеры, большое значение придают тишине во время молитвы. Однако подавляющее большинство различных христианских культур во всем мире предпочитают словесную форму молитвы вслух во время совместных молитвенных богослужений. Словесная молитва распадается на два варианта: одновременная молитва. И молитва согласия.
Одновременная молитва означает, что все присутствующие на молитвенном собрании молятся одновременно и вслух в одно и то же время. Это самый распространенный вид молитвы в церквях всех деноминаций в Корее, которая является лидером в практике совместной молитвы в мире. Уровень шума в корейской церкви, когда одновременно молятся все четыре тысячи человек, нужно услышать, чтобы понять, что это такое. И они поддерживают такой напряженный уровень молитвы в течение достаточно долгого времени, иногда до двадцати минут без перерыва. В этот период шумовой эффект может несколько понизиться, а затем приходит новая волна молитвенного помазания, и молитвы опять набирают темп.
Одновременные молитвы очень популярны среди харизматов и пятидесятников во всем мире. То, что мы назвали бы независимым харизматическим движением, на самом деле быстро набирающее скорость выражение сущности христианства во многих частях мира. Эта одновременная молитва уже является или скоро будет преобладающей формой словесной молитвы в совместных молитвенных собраниях в целом.
Молитва согласия — это род молитвы, в большей степени использующийся в наших традиционных евангельских церквях и основных деноминациях. Один человек громко молится, в то время как другие присутствующие соглашаются с ним, некоторые в большей, а другие, в меньшей степени демонстрируя свое согласие.
Библейские молитвы как форма молитвы согласия становятся все более популярными во многих церквях. В этом случае молящиеся открывают Библию с каким-то конкретным отрывком и отчасти читают, отчасти молятся в том, в чем Господь им показывает смысл прочитанного текста для конкретной ситуации. Если такая молитва используется правильно, то это очень трогательный вид прошения, потому что в этом случае Слово Божье через молитву возвращается к Богу.
Как не угасить Духа Святого.
• Допуская периоды молчания. Чем больше будет периодов затишья, тем с большей неохотой люди придут на следующее молитвенное собрание. Те, кто участвуют в совместной молитве, могут научиться молиться безостановочно, быть начеку и пребывать в состоянии готовности, чтобы моментально оформить в слова молитвенные нужды, когда в этом возникнет необходимость. В совместной молитве люди должны привыкнуть к многократной молитве, а не к одной.
• Молитвы отдельными отрывочными предложениями, чтобы заполнить пробелы между молитвами. В попытке привлечь к молитвам как можно больше людей и избежать периодов затишья некоторые молитвенные лидеры говорят: “Давайте назовем имена Божьи”, “Давайте сократим наши молитвы до одного предложения, просто выразив свою благодарность Богу”, или же.Давайте помолимся так: “Мы благодарим Тебя, наш Бог, за то, что Ты такой. “”. Все это несколько деревянные методы, применяемые в попытке создать атмосферу жизни во время собрания. С течением времени они лишь усугубят ощущение того, что молитвенные собрания скучны.
• Молитвы в группах по два-три человека. Просьба повернуться к соседям и образовать группы по два-три человека, чтобы вместе помолиться, определенно будет соответствовать желаниям тех собравшихся, которые будут чувствовать себя достаточно комфортно и смогут помолиться за свои конкретные нужды вместе со своими молитвенными партнерами. Но так же определенно такой вид молитвы не подойдет для тех людей, которым не нравится атмосфера интимности, в которой они невольно оказываются в таких случаях. Такие люди ничего не скажут, но в следующий раз они просто не придут. Если на молитвенном собрании не была поставлена задача послужить нуждам маленьких “групп”, намного благоразумнее оставаться в пределах большой группы всего собрания. Компромиссом может стать решение разделить все собрание на молитвенные группы из четырех или шести человек, но не двух или трех. Такая ситуация не будет слишком путающей для одиночек по натуре, хотя и здесь некоторые все же будут продолжать чувствовать себя неуютно.
3. Взаимная поддержка. Молитвы, оформленные в словах, должны вызывать словесную реакцию. Вспомните, как мы разговариваем по телефону. Когда одни человек говорит. то другой поддакивает или вставляет какие-то слова, чтобы показать, что он каким-то образом реагирует на обращение к нему. То же можно сказать и о совместной молитве.
Некоторые жестоко критикуют пятидесятников за то, что они ведут себя, так якобы, слишком шумно, однако молитвенные собрания их критиков выглядят так, словно они собрались в читальном зале публичной библиотеки или же в морге: Не пятидесятникам следовало бы поучиться правильным манерам в выражении словесной реакции на своих совместных молитвенных собраниях. Пятидесятники не ограничиваются только лишь повторением одних и тех же фраз, типа “аминь”, “аллилуйя”, “благодарим Тебя. Господь” или “слава Богу!” Учитывая тот факт, что шум на собрании зависит от самой группы, в общем и целом чем громче согласие в молитве, тем лучше. Более того, люди, испытавшие то волнение, которое возникает при таких молитвах, скорее всего, придут и на следующее молитвенное собрание.
Словесное согласие выполняет три задачи:
• Оно вдохновляет молящегося.
• Оно помогает молящемуся в большей степени сосредоточиться на молитве.
• Оно созидает веру и вызывает атмосферу волнения во всей группе.
4. Эффективная молитва. Как я уже говорил, эффективной молитвой называется молитва, которая работает. Такие молитвы получают ответы. И эффективная молитва больше, чем что-либо другое, вызовет живость и волнение на совместном собрании. Поэтому на каждом совместном молитвенном собрании следует выделить время, чтобы поделиться полученными ответами на молитвы, Б. Дж Уиллхайт говорит: “Простые христиане должны быть убеждены в том, что их молитвы меняют ситуации. Пока человек не поверит в то, что его молитвы действительно меняют обстоятельства, он не станет молиться беспрестанно”.
Во многих церквях, которые я посетил, я видел списки с молитвенными просьбами, которые выпускал церковный офис. Но в немногих из них я видел постоянные отчеты об ответах на эти молитвы. Молитва может изменить историю, но люди, которые молятся, не будут радоваться этому, если не узнают, что такое происходит в реальной действительности.
Я помню, как, Б. Дж. Уиллхайт рассказывал о церкви, которую он посетил в Техасе и в которой имелось то, что они называли “стеной плача”. На одной из стен церкви люди вешали фотографии неспасенных людей. В определенный момент во время богослужения весь приход подходил к этой стене, и люди начинали горячо молиться за спасение людей, чьи фотографии висели на стене.
Это чудесно! Уиллхайт спросил пастора, происходит ли что-нибудь в ответ. “Они спасаются”, – ответил тот.
Тогда Боб Уиллхайт высказал невероятно простое предложение. Он предложил, чтобы другую стену церкви они превратили бы в “стену победы” и во время каждого богослужения вывешивали фотографии тех, кто обрел спасение, вознося за них молитвы благодарения. Именно это я и называю эффективной молитвой.
5. Конкретная молитва. Армии Гессвейн однажды сказал: Обобщенная молитва никогда не будет эффективной. В ней нет настоящей веры и ожидания. А молитва без веры мертва. Я понимаю, что Господь вполне может двинуться мощным образом и на таком молитвенном собрании, но обычно молитвенные просьбы, замешанные на человеческих эмоциях и продиктованные заголовками газетных статей и новостями по телевидению, звучат слишком абстрактно для собравшихся и не имеют для них практически никакого смысла. Такие призывы, как. Давайте помолимся за семьи погибших во время авиакатастрофы в Индии”, или “Давайте помолимся за встречу глав правительств, которая сегодня начинается в Южной Америке”, будут слишком расплывчатыми и неконкретными. А такая просьба, как. Прошу помолиться за подругу моей матери, потому что муж грозит ей разводом”, скорее отвлекает от молитвенного настроя, а не благословляет его.
Главная проблема с прошениями, нацеленными лишь на то, чтобы заполнить паузы, заключается в отсутствии в них всякой конкретики. На совместных молитвенных собраниях люди должны молиться о том, что у них болит. Молитвы должны быть как можно конкретнее.
6. Олицетворенная молитва. Те, кто участвуют в совместных молитвенных собраниях, должны быть лично вовлечены в нее. В связи с этим позвольте мне дать вам пару советов:
• Научите молящихся говорить “я” вместо “мы” настолько, насколько они будут чувствовать себя при этом комфортно. Это поможет им войти непосредственно в молитву и позволит их индивидуальности найти свое выражение в группе как целом.
• На молитвенном собрании найдите время для того, чтобы участники выразили собственные молитвенные нужды и позвольте им помолиться о них прямо там. Это время в течение часового молитвенного собрания должно строго регулироваться, иначе молитвенное собрание быстро превратится в обмен свидетельствами, что свойственно, скорее, собраниям в маленькой группе, а не церковному сбору. Но никто из пришедших на церковное молитвенное собрание, имея срочные и серьезные нужды, не должен уйти с него, не получив поддержки и внимания виде молитвы лично за него.
Я понимаю, почему некоторые говорят, что именно по этой причине на некоторых молитвенных собраниях отводят специальное время для молитв в маленьких группах, и я уже говорил, зачем это делается. Эту задачу можно разрешить и другим путем — остаться после молитвенного собрания, чтобы помолиться о личных нуждах присутствующих. На совместных молитвенных собраниях, где присутствует до пятидесяти человек, вполне возможно выделить для этого десятиминутный перерыв, что явно добавит живости всему собранию. Если имеется нужда в физическом исцелении, возложение рук для этой цели может привлечь еще большее количество людей к непосредственной деятельности в этом собрании.
7. Практические советы. То, как люди молятся на совместных молитвенных собраниях, является лишь делом привычки. Некоторые объясняют свои телодвижения или громкие голоса присутствием Святого Духа, но присутствие силы Святого Духа вовсе не обязывает нас молиться каким-то особым образом.
Люди могут научиться одновременной молитве. Они могут научиться словесно, выражать свое согласие в молитве. Они могут научиться молиться монологовой связной речью, а не обрывистыми и бессвязными предложениями. Они могут научиться молиться беспрерывно, чтобы не создавать затянувшихся пауз, которые угашают молитвенную атмосферу. Они могут научиться поднимать руки вверх или держать их опущенными Они могут научиться делиться полученными ответами на молитвы. Они могут научиться молиться с открытыми или закрытыми глазами. Они могут научиться здоровому молитвенному поведению на публике.
Одна из задач молитвенных школ заключается в том, чтобы научить всему этому людей, особенно вначале. Наглядные примеры и обучение полиции ученичества могут существенно помочь в достижении этой задачи. Руководитель молитвенного служения может сделать каждое молитвенное собрание, мини-школой молитвы, напоминая людям, что от них требуется, научая их молиться и побуждая тех. кто знает больше, показывать свое умение, не захватывая власть и контроль над собранием в свои руки.
Когда ученики Иисуса встретились для молитвы согласия в верхней горнице, в истории человечества наступил поворотный момент. В результате их совместной молитвы в тот день Пятидесятницы на них излился Святой Дух. После этого верующие уже никогда не были прежними, и Церковь тоже никогда уже не была прежней, как и окружающий их мир. Вы также можете ожидать таких результатов, если станете использовать качественную совместную молитву на ваших собраниях в церкви.
Вопросы к теме
2. Перечислите все известные вам причины, которые смогут объяснить, почему так важно как можно большему числу верующих согласиться о том, о чем они будут молиться.
3. Если главной причиной нежелания участвовать в совместных молитвах является скука, то, что с этим можно сделать?
4. Подумайте о трех способах: “угашения Святого Духа” на совместных молитвенных собраниях. Поделитесь вашим мнением по каждому из трех пунктов.
5. Одновременная молитва означает, что все присутствующие молятся одновременно и вслух. Может ли такое произойти в вашей церкви? Почему да или почему нет?