На какую сторону надо молитва

Все о религии и вере - "на какую сторону надо молитва" с подробным описанием и фотографиями.

Молитвы на Восток

Священник Александр Пальчевский

Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске

  1. Главная
  2. Автор
  3. Богослужение
  4. Молитва на Восток

Обращение при молитве на Восток

Обычай обращаться при молитве лицом в определенную сторону свойствен в большей или меньшей мере всем религиям дохристианской эры и в своих видоизме нениях обусловливался с одной стороны различными религиозными представлениями о Божестве и Его отношешями к человеку; с другой — известным общечеловеческим и невольным стремлением, обращаясь с просьбой к какому-либо человеку стоять перед ним лицем, а не в ином положении. Поэтому, обращаясь с молитвой к Божеству, естественно обращаться к тому месту, где люди предполагают Его особенное присутствие и где ощущают Его особенную близость к себе.

Здесь лежит близкое отношение рассматриваемого символического действия в различных религиозных культах классических народов. Невидимому в языческих религиях обряд и символ при молитве не мог иметь строгой определенности и единообразия, при представлении Божества в самых разнообразных Его проявлениях. Так как язычники считали богом и небо, и землю, и море, его усматривали и в горах, и в реках. Их боги были олицетворением стихии и различных свойств природы, равно как разных отвлеченных понятий и даже страстей человеческих.

Каждый их бог имел свою сферу деятельности, равно как свое особенное местопребывание. Отсюда каждый бог имел свой особый культ, сообразный с его особенностями и свойствами, состоящий из обрядов, соответствующих этим особенностям «Свойствами божества, говорит Вейс о греках, обусловливались как формула молитвы, так и телодвижения, которыми ее сопровождали. Молясь Олимпйским божествам, нужно было поднять обе руки кверху, загнув слегка назад и повернув ладонями к небу; при молитве Нептуну руки простирали вперед, а молитву подземным божествам сопровождали ударами ноги в землю».

Такое же разнообразие в обрядах поклонения божеству существовало и в других языческих религиях. При всем том однако существовали также и некоторые преобладающие обычаи, некоторые более определенные правила относительно обращения при молитве на Восток. Это зависело ог того, что во всех почти языческих религиях, кроме богов второстепенных, были также боги верховные, был также свой Олимп, находившийся в известном месте, куда все боги сходились, какъ к центру. Причина эгого заключалась в том, что почти всем языческим культам, с незапамятной древности, в большей или меньшей мере, свойственно было поклонение солнцу, как верховному началу жизни, света и тепла. Вследствие этого в релипозных верованиях всех почти народов с древности глубоко укоренилось понятие о Востоке, как стране особенно священной, где указанное верховное божество света обитает и откуда является изливать свои благодеяния на землю.

В некоторых древних языческих культах поклонение солнцу занимало даже главнейшее, почти исключительное и средоточное место, — и там обращение при молитве на Восток строго соблюдалось. Такова была религия древних мексиканцев и перуанцев. У этих народов солнце почиталось за верховное божество. Отсюда распространилось у них особенное почитание этой страны, отразившееся и на богослужебных обрядах, отсюда появилось у них и поклонение на Восток. Европа, Азия и Африка представляли Восток, как страну, служащую местопребыванием божества света и соединяли с ним употребление указанного обычая. Так, поклонение на Восток и представление о Востоке, как стране, имеющей особенные преимущества, хорошо было известно грекам и римлинам, и очень ясно отражалось это у них в разных богослужебных обрядах. Если так было в языческих культах; то тем более обращение при молитве на Восток получило самое обширное употребление у христиан первых веков. Правда ни в Священном Писании Нового Завета, ни в писании мужей Апостольских не упоминается об обращении при молитве на Восток; но тем не менее, очень вероятно, что этот обычай существовал в церкви уже и при Апостолах. Таково, по крайней мере, предание церкви, ясно выраженное многими древними отцами и учителями церкви. Еще Ориген писал, что обычай этот принят церковью от великого Первосвященника, то есть, Христа и его сынов — Апостолов. Василий Великий причисляет этот обычай к числу тех, которые приняла христианская церковь от Апостольского предания по преемству в тайне.

Тертуллиан называет Восток образом Христа, во имя Которого христиане совершают свои молитвы и Который в Свящященном Писании называется востоком свыше и солнцем правды

Очень вероятно, что указанный обычай обязан своим происхождением тем символйческим представлениям о солнце и Востоке, которые нередко встречаются в Священном Писании Нового завета, где Иисус Христос называется светом мира, востоком свыше. Отсюда естественно должно было явиться у христиан особенное уважение к Востоку, как к символическому образу Христа, а затем и само обращение при молитве на Восток. Не подлежит сомнению одно то, что еще во 2 веке это символическое действие — обращение при молитве на Восток, было замечено даже язычниками, от которых христиане тщательно скрывались. Заметив частое употребление христианами этого обычая, язычники стали было думать, что христиане боготворятъ солнце. Поэтому Тертуллиан старается в своем сочинении опровергнуть это ложное мнение язычников, как клевету, «Другие же, говорит он в своей апологии, с большей вероятностью и благоразумием полагают, что солнце есть наш Бог. В таком случае нас следовало бы причислить к персам, хотя мы и не покланяемся, подобно им, образу солнца на наших щитах. Основанием этому предположенио, вероятно, служит то, что мы обращаемся к Востоку, когда молимся. Но не тоже ли самое, по большей части, и вы делаете, обращаясь также к Востоку под тем предлогом, что обожаете небо». О том же символическом действии говоритя и другие отцы церкви. Самое первое и простое объяснение этого обычая можно встретить в одном древнем сочинении, приписываемом святому Иустину мученику, где говорится, что «мы все наилучшее назначаем для почитания и поклонения Богу, но, по мнению людей, Восток превосходнее других стран света, а потому все мы во время молитвы и обращаемся лицом к Востоку. И Восток, как лучшая страна света, назначен для поклонения Богу».

Более сложное объяснение обращения на Восток дает Климент Александрийский: «так как, говорит он, Восток есть образ рождения дня и оттуда же распространяется свет, первоначально воссиявший из тьмы, и блуждающим в неведении с Востока воссиял день познания истины, подобно восходящему солнцу; то и совершаются молитвы на Восток».

В постановлениях Апостольских придается обращение при молитве на Восток более пространное пояснение, где сказано: «все вместе, став и смотря на Восток, по выходе оглашенных и кающихся, пусть молятся Богу, возшедшему на небеса небес, на Восток, вспоминая и о древнем наследовании рая, находящегося на Востоке, откуда был изгнан первый человек после того, как нарушил заповедь, поддавшись навету змея. Этим самым обращением мы выражаем в молитве своей, чтобы Господь благоволил снова ввести нас в наше прежнее отечество».

Из приведенных нами свидетельств отцов церкви видно, что обращение в молитве к Востоку основывалось у христан на том соображении, что Восток, по общечеловеческому представлению, есть лучшая страна света, и если при молитве нужно обращаться лицом в какую-либо сторону, то лучше обращаться на Восток; с другой стороны на том основании, что обращение на Восток вызывало в христианах разные священные воспоминания, настраивающие дух их на молитву. Обращаясь на Восток, христиане представляли себе во всей полноте домостроительство Божие о спасении человека, начало этого домостроительства, блаженную жизнь первых людей в раю, изгнание их вследствие падения из рая; затем христиане представляли себе искупление и восстановление падшего человека крестной смертью Христа и самого Искупителя — Христа, Который есть свет миру, солнце правды.

Отсюда видно глубокое и существенное отличие христианского действия — обращения при молитве на Восток от такого же действия язычников, не смотря на сходство в форме. Язычники своим обращением при молитве на Восток думали таким образом обращаться лицом к самому Божеству, которое обитает, по их понятию, на Востоке; поэтому они соединяли с Востоком представление о местопребывании божества; христиане же были чужды такого представления о Востоке. Восток для них был только символом, напоминающим им о важнейших истинах их веры и о совершителе этой веры, Иисусе Христе.

На какую сторону надо молитва

Когда возник обычай молиться лицом к востоку?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Правило это установили святые апостолы. Об этом пишет святитель Василий Великий: «Из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас, от апостольского предания, приняли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия. И никто не оспаривает последних, если хотя несколько сведущ он в церковных постановлениях. Ибо, если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя. Например (напомню сначала о первом и самом общем), кто из возложивших упование на имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя крестным знамением? Какое Писание научило нас – в молитве обращаться к востоку?» (О Святом Духе. Гл.27).

И св. Иоанн Дамаскин пишет о том, что правило поклоняться на восток передано нам святыми апостолами: «Итак, ожидая Его пришествия, мы кланяемся на восток. Таково же и незаписанное предание апостолов. Ибо они многое передали нам без писания» (Точное изложение православной веры. Кн.4, гл.12).

Объяснение духовно-символического смысла этого обычая мы находим в Священном Писании. Спаситель мира назван Востоком (Лк.1:78). Св. апостол Иоанн Богослов говорит, что Бог есть свет (1Ин.1:5), а свет приходит с востока. Через св. пророка Малахию Господь называет Сына Своего Солнцем правды (Мал.4:2). Псалмопевец Давид призывает все страны воспевать Господа, восшедшего на востоке: Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, возшедшему на Небо небесе на востоки (Пс.67:33-34). В конце времен Господь наш Иисус Христос вновь явится на Землю. По слову св. Евангелия: как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф.24:27).

Поэтому алтари наших храмов обращены на восток. Навстречу восходящему духовному Солнцу правды православные христиане совершают крестный ход. На восток устремляем мы духовный взор во время молитвы.

На какую сторону света должен совершать молитву Правоверный?

аль-Бакара 2:115. Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах — Объемлющий, Знающий.

Но Это для порядка в молитве. Главное в молитве это обращение к Богу сердцем. — 2 года назад

но суть не в этом совсем.

Если человек не обратил своё сердце к Лику Создателя, то Запад или Восток не имеет значения. Но правоверный молиться обязан как учил сам пророк салаЛлаху алейхи ва салям. В посланнике нам пример. И Нововведения запрещены. — 2 года назад

Иерусалима на заре Ислама прежде, чем Аллах приказал, чтобы

это направление было изменено к Святыне в Мекке. В Медине

существует Мечеть, которая все еще ориентирована в оба этих

направления (одна часть обращена к Иерусалиму и одна – к

Мекке), а именно Мечеть Аль-Киблатейн (две Киблы), как

реальное свидетельство этой тесной связи между

Иерусалимом и Меккой. — 2 года назад

Если исходить из того, что Земля круглая то, получается как бы в любую сторону света. Шутка конечно. Принято вроде совершать намаз по направлению к Каабе. Не знаю как у Христиан. Может быть у них обращение к Богу тоже совершается в сторону гроба господнего т.е. Иерусалим. Вот прикидываю и думаю, а может быть все обращения к Всевышнему надо совершать на Север?! Думаю, что это будет Север.

Правоверный должен совершать молитву не на сторону света, а на окно мечети, которое смотрит в сторону Мекки. А сама благословенная Мекка находится в центре мира. В Аравийской пустыне. Где очередной бардак из-за цены на нефть.

В сторону восходящего солнца на Восток,если не ошибаюсь.

Всемогущий Создатель всего,Господь Яхве – наполняет всю вселенную и не важно,в какую сторону будет молиться Его дитя – человек,важно что человек молиться своему Создателю.Конечно может быть ваш бог выдвигает особые требования.

Изначально мусульмане молились в сторону Иерусалима.

Глупые люди скажут: “Что заставило их отвернуться от киблы, к которой они поворачивались лицом прежде?” Скажи: “Восток и запад принадлежат Аллаху. Он наставляет, кого пожелает, на прямой путь”.

Следующий аят указывает на то что направление к Кибле в Сторону Иерусалима было временным:

Аль-Бакара:143 – Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих. Мы назначили киблу, к которой ты поворачивался лицом прежде, только для того, чтобы отличить тех, кто последует за Посланником, от тех, кто поворачивается вспять. Это оказалось тяжело для всех, кроме тех, кого Бог повел прямым путем. Бог никогда не даст пропасть вашей вере. Воистину, Бог сострадателен и милосерден к людям.

и Господь видел, что пророк салаЛлаху алейхи ва салям подобно Аврааму обращался к небу в молитве и изменил направление молитвы:

Аль-Бакара:144 – Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен. Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону. Воистину, те, которым даровано Писание, знают, что такова истина от их Господа. Аллах не пребывает в неведении относительно того, что они совершают.

И Бог велит обращаться в молитве по направлению к Каабе:

Аль-Бакара:149 – Откуда бы ты ни вышел, обращай лицо в сторону Заповедной мечети. Воистину, такова истина от твоего Господа. Аллах не пребывает в неведении относительно того, что вы совершаете.

И так же было велено совершать паломничество к Каабе.

В какую сторону лучше молиться?На восток или юг?

Почему иконы ставят на восток?

И Иерусалим куда спуститься Иисус на елеонскую гору на юге по отношению к России.

Вы сами пишете СПУСТИТСЯ, следовательно Иисуса ещё НЕТ на юге, востоке, западе. Не так ли?

православные и католики лицом на восток как напоминание о рае который на востоке

Авраам (САВ) был избран другом Всевышнего.

А что может быть лучше, чем обратить свое лицо к месту поклонения, установленному Авраамом (САВ)?

Из многих предположений, которые высказывались для объяснения этого древнейшего обыкновения христиан, вероятнейшим представляется то, по которому восток, или место восходящего солнца, признается образом Христа, Который как Солнце Правды приходит с востока и Сам именуется Востоком в противоположность западу, как образу темного царства сатаны.

А я считаю, что просто приятней молиться рано утром, лицом обращённым в сторону где восходит солнце, по-инерции становишься и молишься, видя как восходит солнце. Поэтому и традиция такая сложилась.

Практические советы, как правильно молиться…

Один пожилой священник рассказывал о том, как когда-то в юности получил важный совет, которому успешно следовал всю свою жизнь. Он обратился к опытному священнику с просьбой дать совет, как правильно молиться. Молодой человек ожидал, что тот прочитает ему краткую лекцию о молитве, даст конкретные указания на этот счет. Священник же ответил несколькими словами, он сказал: «Просто разговаривай с Богом». И тот священник, которому был дан этот совет, говорил, что всю жизнь, начиная молиться, он вспоминал этот предельно простой совет, и всю жизнь это помогало ему и вдохновляло его на молитву.

Этот предельно простой совет хорошо и нам тоже всегда помнить. Если каждая наша молитва будет беседой с Богом, пусть не сразу полноценной, но искренней, то, безусловно, мы сможем достичь в деле молитвы больших высот. Мы знаем примеры многих святых, которые, едва обратившись к Богу, уходили в безлюдные места и всю оставшуюся жизнь взывали к Господу. В минуты радости они благодарили и славили Творца, в минуты отчаяния взывали о помощи. Когда наваливалась усталость – просили сил и усердия, когда случались беды – умоляли подать терпения и смирения, во время бесовских нападений просили защиты. Так вся их жизнь проходила в постоянном общении с Господом, и они достигали высот святости.

Однако Предание Церкви хранит множество советов касательно молитвы. За две тысячи лет существования Церкви, множество святых прошли сложный и опасный путь молитвы. И нам незачем начинать с нуля. Гораздо разумнее будет прислушаться к голосу Церкви и идти по пути молитвы не на ощупь, путем проб и ошибок, которые могут стоить нам психического здоровья или даже гибели души, а по дороге, проторенной великим множеством святых. Наверное, особенно важен этот опыт для нас, людей, живущих в миру, нагруженных множеством обязанностей и не имеющих возможности день и ночь без устали взывать к Богу. Да и зачем пытаться найти тропу в глухом, опасном лесу, когда множество лучших проводников предлагает нам в помощь свой опыт, свои знания. Попытаемся привести здесь основные рекомендации, которые помогут нам успешно продвигаться в деле молитвы.

Во всяком деле важно начало. Как бегун перед стартом принимает специальную позу и замирает в ожидании начала забега, так и мы должны собрать силы своей души перед началом молитвы. Неправильный старт грозит спортсмену провалом состязаний. Отсутствие должного внимания к подготовке к молитве предполагает большую вероятность того, что через несколько минут мы забудем, чем занимаемся, и в то время, как глаза и уста наши будут произносить слова молитвы, мысли наши будут блуждать далеко от сути происходящего.

В молитвослове перед началом утренних молитв дается указание: «встав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, поставляя себя пред Всевидящим Богом, и, сотворив крестное знамение, говори: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. После этого немного помедли, пока все чувства твои утихнут и мысли твои оставят все земное: и тогда начинай молиться».

Итак, первое, что следует сделать, приступая к более или менее продолжительной молитве, – это подготовиться к ней. Начиная любое серьезное дело, мы некоторое время готовимся к нему: обдумываем план действий, собираем все необходимое для его выполнения. Тем более мы должны подготовить себя к разговору с Богом. Мы должны заставить свой ум оторваться на время молитвы от всего, чем он постоянно занят, и сосредоточиться только на молитве. Мы должны постараться внести некоторые порядок и спокойствие в тот хаос, в котором нередко находятся наши мысли и чувства. Чтобы добиться тишины и спокойствия в нашей душе, без которых невозможно встретиться с Богом, нам и предлагается постоять некоторое время молча и попытаться осознать тот факт, что Господь всегда находится рядом с нами и в данный момент Он тоже обращен к нам. Митрополит Сурожский Антоний советует: встаньте спокойно, закройте глаза. Представьте себе, почувствуйте, что Господь смотрит на вас. Осознайте величие и торжественность этого момента. Подумайте и о своем недостоинстве. И, наконец, почувствуйте огромную любовь, с которой Господь обращен к вам. Не нужно торопиться. Пускай все эти чувства постепенно найдут отклик в нашем сердце, и тогда можно постоять перед Богом, переживая одновременно и чувство благоговения, и осознание своего недостоинства, и любовь Божию. И тогда уже можно приступать к дальнейшей молитве. Можно побыть в состоянии молчаливого предстояния Богу и подольше. Это уже полноценная молитва, а потому не надо бояться напрасно потратить время, отнять его от молитвы. Но вот если мы чувствуем, что дольше удерживать внимание становится сложно, то следует перейти к основной части молитвы.

Теперь рассмотрим некоторые правила, которые должен знать начинающий молиться человек. Эти правила выработаны как результат опыта молитвы многих и многих святых. Следуя им, человек может избежать многих сложностей и опасностей, подстерегающих его на этом непростом пути.

Прежде всего, следует всегда помнить, что наша молитва должна быть бесстрастной. Или, если выразить это другими словами: молитва ни в коем случае не должна быть чувственной и эмоциональной. Святые отцы много внимания уделяли строению человеческого естества. Они выделяли три составляющие нашего существа: дух, душу и тело. В Грехопадении эти составляющие утратили надлежащую им иерархию, ту иерархию, при которой дух главенствовал и управлял всем нашим существом; тело и душа (под которой святые отцы разумели как раз чувства, эмоции) оказались во власти греха и стали бесконтрольно действовать в естестве человека. Теперь наша задача – восстановить правильное состояние и положение всех составляющих человеческого существа, но, пока исцеление не достигнуто, мы не можем доверять своим чувствам, так как вместо того, чтобы отражать движения духа, они зачастую оказываются движимы.

Поэтому мы должны остерегаться доверять чувствам и позволять им брать на себя руководящую роль в молитве. Мы должны стараться молиться умом, а чувства будут сами собой задействованы по мере продвижения в молитве и исцеления их. Для этого Церковь предлагает с предельным вниманием вдумываться в слова молитвы, то есть, молиться только умом. Ни в коем случае нельзя искусственно возгревать и культивировать в себе никакие эмоциональные состояния, пускай это даже такие прекрасные чувства, как любовь к Богу, раскаяние в своих грехах и т.п. Более того, людям с эмоционально развитым душевным складом необходимо свои эмоции обуздывать. Такая молитва может показаться сухой и слишком «головной» но это сохранит ее от опасности быть направленной по ложному пути. Если сделать упор на чувства, то они выйдут в нашей молитве на первый план и заслонят собой духовный аспект молитвы. Дух, вместо того чтобы главенствовать, окажется вытесненным на периферию.

В лучшем случае это станет препятствием к правильной молитве и совершенствованию в ней. Молитва станет чем-то вроде аутотренинга: она будет помогать человеку снять стресс, восстановить нормальное психическое состояние. При этом будут задействованы те же механизмы нашего организма, которые помогают снять нервное напряжение, к примеру, просмотром трогательного фильма или, наоборот, фильма ужасов. Накопившийся стресс находит выход, и человеку становится легче. Однако истинная молитва с этим не имеет ничего общего.

В худшем же случае человеку грозит серьезная опасность впасть в состояние психической экзальтации, а то и вовсе потерять душевное здоровье.

Такую неправильную и опасную молитву, основанную на чувственном напряжении, мы встречаем в различных сектах, нередко с этим можно столкнуться и в христианских конфессиях, у которых отрицается Предание. К сожалению, и в православных храмах можно встретить немало молящихся, которые находятся на этом неверном пути. Такие люди во время молитвы воздевают руки, раскачиваются, закатывают глаза, напрягают лицо, нервно осеняют себя крестным знамением, истерично подпевают священнослужителям или хору.

Святые подвижники настоятельно советуют нам молиться умом. На определенном этапе нашего духовного роста ум под действием благодати соединится с чувствами. Тогда чувства будут участвовать в молитве во всей полноте. Они займут положенное им, правильное место в человеческом естестве и будут под надзором духа восходить к Богу. Это будет молитва преображенными чувствами, и в ней не будет и тени того надрыва и напряжения, которые так свойственны нашей страстной душе.

Если чувства рождаются сами, мы, конечно, не должны их гнать совсем. Но должны внимательно следить, чтобы не возникало состояния эмоциональной напряженности. Для этого необходимо стараться, как уже говорилось, все чувства переживать умом. Эта рекомендация кому-то может показаться не вполне понятной. Но существуют и более конкретные указания, как избежать опасности оказаться во власти чувственной молитвы. Вот они.

Во-первых, не должно быть напряжено тело. Оно и не должно быть расслаблено, конечно. Нужно держать его в спокойном, собранном состоянии. И молитва не должна отражаться ни в теле, ни на лице. То есть, недопустимы никакие заламывания рук или страстное прижимание их к груди и т.п. То же касается состояния лица: мышцы не должны никак участвовать в молитве, лицо должно быть совершенно спокойно, а не напряжено.

Во-вторых, молимся ли мы вслух или про себя, надо стараться произносить слова ровно и спокойно, с минимальным интонационным выражением. Вспомним древнерусское богослужебное чтение на одной ноте и медленное, однообразное знаменное пение. Все это должно было помочь молящемуся войти в правильный, душевно трезвенный, строй молитвы.

И, наконец, важно следить, чтобы в нашем сознании во время молитвы не возникало никаких образов. Нельзя представлять себе Бога, святых, и вообще ничего. Это бывает особенно трудно выполнимо для одаренных в этой области людей, к примеру, художников. Однако образы, которые рождаются в нашем сознании, не отражают достоверно Божественную реальность, а чаще всего и искажают ее. Кроме того, они могут вызвать неправильный отклик в наших чувствах, которые очень трудно сохранять в состоянии относительного бесстрастия.

Учитывая все вышесказанное, заметим, что уже с самого начала молитвы, когда мы представляем себя стоящими перед Всевидящим Богом, мы не должны давать волю чувствам и впускать в сознание какие-либо образы. Соблазн представить себе Бога, наблюдающего за нами, должен быть непременно отвергнут. Во время такого предстояния мы осознаем, что Бог пребывает с нами невидимо, и постараемся глубже пережить эту реальность. Как можно сосредоточиться на том факте, что Бог рядом, если Он никак не проявляет себя? Это несложно. Духовная близость для нас на деле гораздо более важна, чем близость видимая и физически ощутимая. Иногда люди годами живут бок о бок, но вспоминают о существовании друг друга, только когда какие-то внешние события заставляют их это сделать. И, наоборот, любящие люди всегда помнят о существовании друг друга. Мать, когда у нее серьезно болеет ребенок, постоянно помнит о его присутствии. Она может готовить ребенку лекарства, отвернувшись от него, разговаривать с кем-нибудь или даже заниматься делами вне комнаты, где находится ее больной малыш, но, чем бы любящая мать ни занималась, она постоянно помнит о ребенке, она постоянно осознает его присутствие в доме. Попытаемся подобным образом помнить и о присутствии Божием. Такая память о Боге должна бы быть постоянным состоянием для нас. Но вначале нужно добиться памятования о Боге хотя бы во время молитвы.

Поскольку первый этап молитвенной жизни будет, прежде всего, упражнением для нашего ума, то естественным явлением будет и усталость ума от молитвы. Во время внимательной умной молитвы может даже появиться легкая боль в голове. То же самое происходит, когда с непривычки приходится достаточно долго заниматься интеллектуальным трудом, например, читать сложную научную книгу. Но ум при наличии должной настойчивости вскоре привыкает к нагрузке, и боль и напряжение в голове пропадают.

В молитве чрезвычайно важно быть в той же мере рассудительными и практичными, в какой и ревностными . Особенно актуально это правило для мирского человека. Суета и множество повседневных обязанностей так и жаждут погасить первоначальное рвение христианина, переключить его внимание с предметов вечных на временные и преходящие. Бесчисленные развлечения, которые предлагает мир, так и манят при первых же сложностях отказаться от молитвы и отдать им все свое свободное время. Не то у монахов, весь строй жизни которых помогает снова и снова приниматься за дело молитвы, если оно было на какое-то время оставлено. Мирскому же человеку при неудаче гораздо сложнее не забросить молитву совсем, поэтому ему особенно важна в деле молитвы рассудительность.

Множество испытаний поджидает человека, готовящегося начать молитвенную жизнь. Среди первых – переусердствовать в пылу нахлынувшего вдохновения. Мудрая мать знает, что нельзя давать волю своему желанию научить ребенка заниматься сразу. Заставив его заниматься слишком долго, она не добьется ничего, кроме отвращения к учебе. Так тетива лука, натянутая чрезмерно, не сможет послать стрелу в нужном направлении, но порвется. Хорошо известный в психологии принцип маятника, который, качнувшись в одну сторону, на столько же откатывается и в противоположную, отец Александр Мень удачно применил к нашей духовной жизни. В духовной жизни, и в частности в деле молитвы, происходит то же самое. Святые отцы строго предупреждали: нельзя сразу с головой окунаться в подвижническую жизнь. Тут необходима умеренность и постепенность. Иначе после короткого периода полной отдачи себя духовным подвигам человек оказывается перед почти непреодолимым искушением все бросить и вернуться к прежней безрелигиозной жизни.

Чтобы не оказаться через какое-то время в положении маятника, качнувшегося в противоположную сторону, не будем брать на себя непосильные молитвенные подвиги. Самым правильным решением, которое поможет избежать перегибов в ту или иную сторону, будет распланировать свою молитвенную жизнь заранее. Кому-то это может показаться несколько приземленным решением, недостойным такого духовного предмета, как молитва. Но опыт двухтысячелетней молитвенной истории Церкви показывает, что это самое правильное решение. В молитвенной жизни меньше, чем в любом другом деле, следует ждать, когда появится желание. Распорядок и регулярность в деле молитвы соблюдать так же важно, как мы соблюдаем, к примеру, режим питания. Один раз забыли или не успели поесть – еще ничего, но если мы постоянно будем питаться когда и как придется, то вряд ли такое питание будет приносить должную пользу нашему организму, поддерживать его в необходимом тонусе.

Это художник может написать одну картину и потом сидеть и ждать, когда снова явится вдохновение. В молитвенной жизни совершенно недопустимо сидеть и ждать когда придет молитвенное состояние и душа сама запросится молиться. Как бы нам не оказаться в положении писателя, художника, поэта, у которого несколько, а то и всего одно произведение родилось за всю жизнь.

В жизни мы можем пустить на самотек второстепенные дела, выполнение которых не так уж обязательно для нас. Но если необходимо добиться результата, то придется постоянно трудиться, независимо от того, есть в данный момент настроение, или его нет. Так, если хозяйка хочет чтобы в ее квартире был порядок, она должна постоянно его поддерживать. Если же она будет заниматься уборкой только когда захочется, то лишь иногда в квартире будет чистота, обычно же грязь и беспорядок. И в целом пользы квартире от такой уборки по вдохновению будет мало.

Итак, чтобы наша молитва не осталась бесплодной, а навела порядок в душе, распланируем заранее день и выделим определенное время для молитвы. В православной аскетике установленный заранее распорядок молитвы называется молитвенным правилом. Молитвенное правило имели и исполняли даже великие подвижники. Потому что правило организует, не дает расслабиться и облениться, с одной стороны, с другой же, словами свт. Феофана Затворника, позволяет «ревность держать в своей мере».

Чтобы не отвлекаться и не поглядывать все время на часы, удобно завести на определенное время будильник. И в эти минуты постараться отключиться от всего постороннего и предельно внимательно произносить слова молитвы.

священник Константин Пархоменко

Просмотрено (7694) раз

Поделиться:

4 комментария на “ Практические советы, как правильно молиться… ”

БлагоДарю. Очень полезная нужная статья.

Очень полезная статья! Спасибо вам.

Спасибо за хорошую статью!

Добавить комментарий Отменить ответ

правящий Архиерей

Митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф

Переводчик сайта

Поиск на сайте

Православный календарь

Рождественский пост

Скоро праздник

Около семнадцати веков прошло с тех пор, как жил и подвизался на земле святитель и Угодник Божий Николай, великий Чудотворец, архиепископ Мирликийский, которого теперь чтит и прославляет весь христианский мир за его ревность по вере, добродетельную жизнь и бесчисленные чудеса, совершаемые им и до сих пор всем, прибегающим к нему с верой в его помощь и милосердие Божие. далее

  • Архивы рубрики: Святитель Николай
  • Архивы рубрики: Святые

22 декабря – Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы

Святые Иоаким и Анна – родители Пресвятой Богородицы, ставшей матерью Иисуса Христа. Святая Анна родила дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака. Православная церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти. далее

  • 22 декабря – зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы
  • Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы, или Что делать с бесплодием?
  • Архивы рубрики: Православные праздники

Иконы Божией Матери «Нечаянная радость»

Старинная чудотворная икона Богородицы «Нечаянная Радость» – одна из святынь Москвы находится в храме Пророка Илии Обыденном. Время и место происхождения первообраза неизвестны. Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» названа в память об исцелении некоего грешника через святую икону молитвами Пречистой Богородицы. далее

  • Архивы рубрики: Иконы Божией Матери

Подать записку на молебен

25 декабря – празднуется прославление светильника православия свт. Спиридона Тримифунтсткого. Молитвенную помощь святого ощутили на себе миллионы верующих по всему миру. Вы можете подать записку на молебен к празднику свт. Спиридону Тримифунтскому за себя, свою семью, родных и близких. подробнее

Церковные праздники

  • 19 декабря — святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца далее »
  • 22 декабря — Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы далее » Иконы Божией Матери «Нечаянная радость» далее »
  • 23 декабря — свт. Иоасафа, еп. Белгородского далее »
  • 25 декабря — свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца далее »
  • 29 декабря — Прор. Аггея далее »
  • 30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »
  • 31 декабря — Прославление прав. Симеона Верхотурского далее »
  • 1 января — Мч. Вонифатия далее » Прп. Илии Муромца, Печерского далее »
  • 2 января — Прав. Иоанна Кронштадтского далее » Сщмч. Игнатия Богоносца далее »
  • 3 января — Свт. Московского Петра, всея России чудотворца далее »
  • 4 января — Вмц. Анастасии Узорешительницы далее »
  • 6 января — Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) далее »
  • 7 января — Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа далее »

Сайт православного христианина. Библиотека святых отцов и учителей Церкви.

Мульткалендарь – рассказы о жизни православных святых.

Московский Сретенский монастырь и Сретенская духовная семинария продолжают обучение на просветительских курсах для мирян.

Молитва о мире в Украине

Не может быть равнодушным человек в эти дни тяжелых испытаний для украинского народа. Во всех храмах Украины продолжают возноситься молитвы о примирении враждующих сторон. Призываем читателей от всего сердца приложить и свою молитву. далее

Мир. Человек. Слово

Катехизические беседы

УНИКАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Друзья, присоединяйтесь к проекту “БАТЮШКА ОНЛАЙН” в известных социальных сетях!

  • В КОНТАКТЕ
  • FACEBOOK
  • TWITTER
  • ОДНОКЛАССНИКИ
  • INSTAGRAM
  • ЮТУБ

Православная социальная сеть, призванная объединить людей, стремящихся следовать нравственным устоям православного христианства.

  • Община Прихожан и Братии храма Воскресения Христова г.Вичуга

Свежие коментарии

  • Елена к записи Что вы знаете о святителе Николае Чудотворце? (Викторина)
  • Мария к записи «Как правильно подать записки «о здравии» и «о упокоении» на литургии?
  • Юрий к записи Можно ли православному христианину делать татуировки?
  • Елена к записи Икона Божией Матери «Всецарица» («Пантанасса»)
  • Наталья к записи Можно ли православному христианину делать татуировки?
  • Ирина к записи Русалка мультфильм
  • Мария к записи «Как правильно подать записки «о здравии» и «о упокоении» на литургии?
  • Юрий к записи Об употреблении святой воды
  • Галина к записи О болезни и немощи. Из наследия Оптинских старцев
  • Ирина к записи Об употреблении святой воды
  • Код нашего баннера:

    Заметили опечатку?

    Сообщить об опечатке

    Настоятель храма

    Игумен Филарет (Соловьев)

    Объявления

    В Духовно-просветительском центре нашего прихода (г. Вичуга, ул. Парковая 5) еженедельно проводятся занятия Вокально-инструментального объединения “Авторская песня”. Подробнее

    При Старо-Воскресенском храме действует православная библиотека. В библиотеке представлен большой выбор православной и художественной литературы. Подробнее

    Приходской листок

    • Свежий выпуск Декабрь 2017г.
    • Приходской благовестник
    • Детская страничка

    Просим Вас о помощи!

    Свежие записи на сайте

    • Ангел в алтаре 20.12.2017
    • Архимандрит Андрей (Конанос): Мы все время передаем детям страх 20.12.2017
    • Старец Паисий Святогорец: Если грядут нелегкие времена 20.12.2017
    • Можно ли молиться о животных и ставить свечи за них? 20.12.2017
    • Путем Святителя Николая Чудотворца, или Четыре причины возлюбить ближнего своего 19.12.2017
    • Как обрадовать Святителя Николая? Несколько слов о главных врагах Церкви 19.12.2017
    • Святитель Николай – не каскадер, который лазит по каминам и носится с подарками 19.12.2017
    • Святые отцы о рае 19.12.2017
    • О страстях и пагубных пороках и о том, какие от каких рождаются 19.12.2017
    • Афонский монах рассказал о том, зачем поклоняться мощам святых, и кому они приносят духовную пользу 19.12.2017
    • Преподобный Паисий Святогорец: Кому тяжелее всего спастись 18.12.2017
    • Архимандрит Андрей (Конанос): Женись, чтобы изменить самого себя 18.12.2017
    • Чего не должен делать священник? О совмещении служения и дел мирских 18.12.2017
    • Оптинские старцы о болезнях и лечении 18.12.2017
    • Мы не научились благодарить 17.12.2017
  • Архив записей

    БОГОСЛУЖЕНИЕ С ТОЛКОВАНИЕМ (ВИДЕО)

    святая вода

    Святые таинства

    Популярные записи

    Мы ВКонтакте

    Мы в Фейсбуке

    Ежедневные видеопожелания и напутствия

    Встреча с Православием.

    • Радость побеждающей любви 19.12.2017
    • «Ты должна прийти сюда…» (+ВИДЕО) 19.12.2017
    • «И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою живою» 17.12.2017
    • «Пастырь, который жил только для других, совсем не думая о себе» 17.12.2017
    • Мы не научились благодарить 17.12.2017
    • «Самый добрый старец» 14.12.2017
  • Новости Патриархия.ru

    • Служение Патриарха, Анонсы, Статьи, Видеоматериалы портала Продолжить чтение →

    Ритуальные услуги в Вичуге

    Ритуальные услуги «Вечность» помогут организовать проводы близкого человека. Большой ассортимент ритуальных товаров по самым низким ценам. Круглосуточно.

  • Оценка 4.7 проголосовавших: 327
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here