Молитва утомленные солнцем

Все о религии и вере - "молитва утомленные солнцем" с подробным описанием и фотографиями.

Утомленные солнцем 2

Первый момент, на котором хотелось бы заострить внимание – это крещение Нади. Сразу хочется отметить: молодцы, что все-таки формулу крещения не показали целиком. Все таки как-то не хорошо Таинство эмитировать. Может быть поэтому псевдосвященник Сергей Гармаш и произнес вместо «и Святаго Духа» – «и Духа Святаго». Но тем не менее формулу крещения, не путаясь, должен бы знать каждый православный, на случай если придется крестить умирающего. Звучит она так: "Крещается раб Божий (раба Божия) (произносится имя): во имя Отца (первое погружение) аминь, и Сына (второе погружение) аминь, и Святаго Духа (третье погружение) аминь.

Далее Гармаш дает Наде целовать крест. Логичнее было бы чтобы она поцеловала Спасителя, а не обратную сторону креста, ну да ладно – мелочи. А вот почему священник не смог научить Надю какой ни будь простой молитве, например, «Господи, помилуй!», а вместо этого сочиняет какую-то свою замысловатую, слова которой я до конца разобрал, только найдя в интернете. Просто как-то сложно было мне поверить, чтобы молитва в фильме снятом «православным» режиссером звучит так: «Господи, сделай так, чтобы моя воля не перешибла Твою». Может вообще воля человека перешибить Божию? Тоже мне, молитва горшка, вообразившего, что он ровня с горшечником.

Зато становится понятна реакция умирающего танкиста в конце фильма, который по всей видимости ожидал услышать что-то другое, например: «Господи помилуй!». Ну да об этом чуть позже.

И так Надя, став участником чуда, когда немецкий самолет, ищущий их смерти разбивается, принимает крещение и становится участником еще одного чуда – мина, за которую она держалась выплывает к берегу. Ну как тут не укрепиться в вере в Бога и не воздать Ему хвалу. Но Надя, как истинная пионерка благодарит не Бога, а мину. И на прощанье говорит ей: «А теперь плыви». Добрая девочка. Еще бы сказала: «А теперь плыви, сей хаос и разрушение», это ж мина! Пуля дура, мина как видно – нет, потому что тут же, внимает призыву девочки, отплывает и топит советский корабль.

Ну и вернемся к умирающему в конце фильма танкисту. Эта сцена меня вообще убила. Без 2-х минут покойник просит Надю показать ему грудь. Это ж надо все так опошлить. Что умирающему солдату хотеть больше нечего? Например, мог бы сказать: «Передай маме, что я погиб как герой», и адрес назвать. Ну, или что-то в этом роде. Так ведь нет – грудь ему покажи. Что, это так важно? В этом нас хочет убедить режиссер? Только что о молитве говорили, и вдруг такой контраст.

В общем – я в шоке.

Нет, было конечно и что-то положительное. Маковецкий с Мироновым понравились. Да и моменты некоторые удались на славу. А сам фильм, мягко говоря – не удался.

Фильм Утомленные солнцем 2:Предстояние, как энциклопедия искаженного православия.

Теперь рассмотрим личность священника. То, что священник в штатском, без бороды – можно объяснить, например тем, что он в числе раненых. Но есть более серьезные странности. Во-первых, как уже было сказано, перед крещением не говорит ни слова ни о Боге, ни о Церкви. Хотя время было. Во-вторых дает очень странную молитву. Это не «Отче наш», не «Символ Веры», и даже не простейшая молитва «Господи помилуй!». Привожу дословно: «Господи! Сделай так, чтобы моя воля не перебила твою!» Это не молитва не для новоначального! Было бы уместно, если бы такой молитве научил отец Анатолий из фильма «Остров» настоятеля монастыря. Такая молитва уместна для знающего свою веру и ведущего аскетическую жизнь человека, который понимает что такое «Божья Воля». А что знает о Боге и душе советская девушка? В православной аскетике есть понятие прелесть, то есть обольщение – неправильное духовное делание, ведущее в погибель. Раз священник дает такие молитвы новокрещаемым – значит он сам в прелести. О последствиях этой прелести вспомним позже, когда Надя будет разговаривать с умирающим солдатом. В-третьих, окрестив Надю, сентиментально совершает самоубийство. Даже если он истекает кровью от ран – самоубийство не христианский поступок, тем более что долг священника наставить новокрещенную христианку в вере.

Мне кажется что таким образом автор показывает религиозность советского человека: крещение не по вере, а «чтобы быть крещенным», священник нужен не как проповедник, учитель или пример нравственной жизни, а на пару минут – чтобы только совершить обряд и исчезнуть. Веры в Бога нет, имя Христа не упоминается.

Теперь рассмотрим, как показаны чудеса. Первое чудо, когда Надя со священником плывут по морю на мине, и их обстреливает самолет. Отец Александр читает 90й псалом и пули пролетают мимо, а самолет разбивается. Безусловно, это христианское чудо. Зато другое чудо весьма странное: шальная бомба падает не куда-нибудь в чистое поле, а точно на храм. Храм разлетается вдребезги, среди развалин стоит целая и невредимая икона Божьей матери. Символика очевидна – храм не нужен, нужна чудотворная икона. Котов и пленный немец радуются, что они успели выбежать и не более того. Настоящее христианское чудо было бы противоположным: во время интенсивной бомбежки герои спрятались в храме, от страха стали молиться, и в результате все вокруг перепахано взрывами, в храм цел и невредим. Такие случаи на войне были. Например, неоднократно немцы пытались разбомбить Пюхтицкий женский монастырь, но по молитвам монахинь ни одна бомба не взорвалась на территории обители. Настоящее чудо совершается не ради необычного зрелища, а по вере во Христа.

Оканчивается фильм весьма эффектной сценой, показывающей духовное и нравственное падение человека, находящегося в прелести. Надя работает медсестрой, облегчает страдания раненым – это очень хорошо, нравственно и чем-то напоминает жития святых. Но самое главное для врача христианина – это свидетельствовать больным о Христе и наставлять их на путь спасения. Так делал целитель Пантелимон. Что же делает Надя, кроме своей профессиональной медицинской работы? Она учит умирающего солдата молитве, которой ее когда-то научил священник. Пытается объяснить ему про Божью Волю, а бог для него – Сталин! Надя так и не научилась даже основам православной веры, но считает себя в праве учить. Это один из признаков человека в прелести – переоценивать свои возможности. Солдат в бреду просит показать ему голые сиськи, и православная девушка устраивает перед умирающим солдатом стриптиз. Примерная пионерка или комсомолка так бы, наверное, не поступила. Но, будучи в прелести, Надя считает что так она делает что то доброе для умирающего. Священник, крестивший Надю, дал ей молитву: «Господи! Сделай так, чтобы моя воля не перебила твою!» – и тут же поступил по своей воле, а не по Божьей – утопился. Слова о духовности соседствуют со смертными грехами. Надя оказалась достойной его ученицей, и после пустых слов о духовном, устроила реальный разврат. Тем самым подтверждаются Евангельские слова: а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. (Матф.15:14)

Солдат отошел в мир иной, а Надя сидит голая на морозе. Что хотел автор сказать этой сценой, я не знаю, но тот кто читал аскетическую литературу тот знает, что люди в состоянии прелести могут не чувствовать холода. Говоря красивые духовными слова, они производят впечатление святых, которым от Бога дан особый дар. Но на деле это всего лишь дьявольское обольщение.

Последствия духовной работы таких прелестных медсестер хорошо видны на примере стариков-безбожников. На предложение родственников сходить в храм они выдают набор псевдо религиозных умозаключений. А на попытки объяснить, что это язычество и ересь идет агрессия: «Медсестра, которая мне спасла жизнь, меня так молиться научила!» Вот и получается – тело спасла, а душу погубила! Лучше бы в те годы рядом с этой медсестрой оказался врач атеист, чтобы заклеить ей рот пластырем, с целью предотвращения распространения религиозных предрассудков! Ведь если бы Надя ответила на просьбу умирающего солдата фразой: «я комсомолка!» – то не было бы этого позорного развращения.

В этой короткой статье я рассматриваю только некоторые, относящиеся к религии сюжеты.

Православный христианин (РПЦ). Родился в 1974г, в 2005г окончил богословские курсы при семинарии, увлекаюсь фото, паломническими поездками, крестными ходами.

В литературном творчестве пытаюсь использовать православные идеи в несвойственных для православия жанрах: фантастика, фэнтэзи, юмор, сатира, виртуальная личность. Являюсь автором двух виртуальных личностей: Девицы Платочковицы platochkovica.narod.ru и Скромного Платочка. platochek.nm.ru

Вместе с виртуальными детьми любим общаться о вере с представителями других религий. Настоящее имя Морозов Николай. Иногда пишу под псевдонимом: Колян Платков

// И ,кстати,фильм не об "искаженном православии"

// ,а об искаженных судьбах,жизнях и сознании людей

Так я и написал в начале статьи что анализирую некоторые сцены с религиозной точки зрения. Фильм можно рассматривать с разных сторон: сюжет, актерская игра, техника. Я для этой статьи выбрал религиозную сторону.

Я сам трудно и долго уходил от атеизма.

Положимться на Волю Господа Бога нашего – вот он приход к Богу! А за этим приходит желание познать Бога Истинного, желание очиститься, привести свои дела и мысли в порядок. Вера даст сил получить Знание, Знание укрепит веру. Но начало всегда будет – полодиться на Волю Господа.

В нескольких номерах альманаха Приморского отделения Союза российских писателей “Изба-читальня” были опубликованы (с продолжением)первые главы романа бывшего владивостокского бандита, килера, ныне отбывающего срок в заключении за тройное убийство (которое на него “повесили” бывшие “соработники” – по его словам). По просьбе Председателя ПО СРП Мисюка Б.С. я написала это письмо. Долго сопротивлялась, не хотела писать, но вот решилась. Представляю письмо Вашему вниманию, и буду благодарна любым отзывам, мнениям, пожеланиям, личным свидетельствам. На фотографии мой муж Фёдор проповедует на малолетке, куда мы ездили от Союза писателей по губернаторской программе.

Утомлённые солнцем 2

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

Несомненно, главным фильмом, призванным попасть в созвучие с празднованием шестидесятипятилетия Великой Победы, стал фильм Михалкова «Утомлённые солнцем 2». Ждали его долго. Восемь лет заняла работа над картиной. Из них целых четыре года писали сценарий и четыре года – столько же, сколько шла сама война – ушло на съёмочный процесс. О степени подготовки и размахе съёмок говорит хотя бы тот факт, что для одной из батальных сцен выстроили настоящий большой мост, затем целый год ждали, пока он, что называется, состарится, а затем взорвали его до основания, чем очень расстроили жителей посёлка, которые за год успели к мосту привыкнуть.

Одним словом, не жалелось ни времени, ни денег. Фильм стал самым дорогим во всей истории отечественного кинематографа. Его бюджет – около пятидесяти миллионов долларов. Причём вобрал в себя он не только много денег, что, соответственно, отразилось на спецэффектах, панорамных съёмках и прочих особенностях высокотехнологического кино. Но поражает обилием в нём актёрских звёзд, которых перечислять даже бессмысленно – их нет разве что в массовке. А так в коротеньких эпизодах снялись такие мэтры, как, например, Алексей Петренко.

Но, правда, концентрация известных артистов в кадре имеет и свои минусы. Зритель отвлекается и думает не только о характере героев, а пересчитывает мелькающих звёзд большей или меньшей величины. А потом, бывает такое, что зритель едва успел порадоваться появлению на экране известного прославленного актёра, а его тут же убивают. Как это происходит, например, с героем Валерия Золотухина или вот Алексея Петренко.

Но, понятное дело, что, заполняя фильм спецэффектами и актёрами первой величины даже в эпизодах, Михалков стремился создать беспрецедентное по масштабам кино о войне. А потом, Михалков всегда пишет сценарий уже под определённых артистов. Он не любит делать пробы и из тех режиссёров, которые не открывают новые таланты, а работают уже с открытыми. Ещё в «Утомлённых солнцем» в первой части на маленькую, но важную роль он позвал взошедшую тогда звезду – Евгения Миронова, который, наверное, не знает равных себе в психической подвижности. И вот теперь он без него не обошёлся. Режиссёр говорит, что на роль истеричного начальника штрафбата не представлял никого, кроме как Евгения Миронова.

Кадры из фильма «Утомлённые солнцем 2» (2010 г.):

– Что? Кто командир Красной армии? Ты? Командир Красной армии войсками командует! Где твоё войско? Растерял его! Оружие где, где твоё оружие? Пропил его, с..ка! Ты г…но, а не командир, понял меня! Ты мне его зубами у врага вырвешь! С…ка! Командир Красной армии. Вопросы есть ещё? Вопросов нет. Напра-во! В траншею, гады, шагом марш!

Экспрессия, ненормативная лексика – особенность не только героя Евгения Миронова. В картине многие персонажи и по несколько раз произносят и повторяют слова куда похлеще, которые нам здесь повторять, я думаю, незачем. Но вот так Михалков хотел показать, что называется, правду войны.

Вообще, позвав в фильм лучших на сегодняшний день хара́ктерных российских актёров, Михалков хотел создать ну как бы галерею самых разных правдивых народных психотипов. И за каждый характер, как правило, отвечает яркий актёр. Это в чём-то сближает фильм «Утомлённые солнцем 2» с предыдущим фильмом Михалкова «12». Понятно, тема абсолютно другая, но и здесь режиссёр как бы лепит такие собирательные образы, типажи – в лице узнаваемых актёров.

Вот, скажем, если Михалкову по сюжету нужен персонаж еврейской национальности, то уже по традиции с фильма «12» его играет колоритнейший Валентин Гафт.

Кадры из фильма «Утомлённые солнцем 2» (2010 г.):

– Статья сто двадцать девять.

– Сто двадцать девять. Не помню… Хищение в особых. А.

– Хищение в особо крупных…

– Хищение в особо крупных размерах.

Сняв фильм о Великой войне, затронувшей весь советский народ, независимо от национальной принадлежности, социального происхождения, затронувшей всю территорию огромной страны, Михалков, конечно же, должен был отойти от той камерности, которая была в первой части «Утомлённых солнцем», где действие было ограничено пространством дачи.

Такая замкнутость происходящих событий, так называемая камерность, вообще, свойственна большинству фильмов Михалкова. Скажем, в картине «Неоконченная пьеса для механического пианино», которая, собственно, и стала своего рода моделью создания ещё первой части «Утомлённых солнцем» и которую Михалков снял по произведениям Чехова, события, действия также практически не выходили за пределы дачи, где отдыхала шумная компания.

Но в «Утомлённых солнцем 2» нужен был уже не чеховский принцип изображения жизни – в рамках одной семьи и одного дома, что всегда было близко Михалкову как художнику, – а скорее, уже такой толстовский, панорамный охват жизни всего народа. И, кстати, именно в последнее время Михалков тяготеет уже не к Чехову, а к Толстому. Началось всё ещё с «Сибирского цирюльника», где и размах буквально был во всём, и где даже у героя Меньшикова фамилия была как раз Толстой.

И даже фильм «12», при всей своей подчёркнутой камерности, как бы театральности действия, скорее, ближе не к чеховской традиции, а как раз к толстовской. Ведь картина, при том, что ограничена количеством героев и местом действия, претендует быть именно такой энциклопедией российской жизни. Михалков вобрал в неё все злободневные темы и всевозможные народные типажи. Да и потом, назидательность в ней очень заметна.

И вот теперь, сняв картину о войне, Михалков, как ещё никогда, стремился достичь эпического масштаба. Он хотел создать такое грандиозное полотно человеческих судеб, характеров, где люди – частички в огромной мозаике. Конечно же, ориентир был – «Война и мир» Льва Толстого. У Толстого народ представлен от князя Болконского до крестьянина Платона Каратаева. У Михалкова в картине тоже в одном окопе сталкиваются не просто два русских характера, а две культуры, два мировоззрения – зэк и курсант элитных кремлёвских войск.

Кстати, получается, что в «Утомлённых солнцем 2» тоже, как и в «Сибирском цирюльнике», есть своего рода такие благородно воспитанные юнкера.

Кадры из фильма «Утомлённые солнцем 2» (2010 г.):

– А вот вы знаете, есть игра такая, буриме называется.

– Вы мне даёте рифмы, например, «туман – обман», «потел – хотел», а я придумываю четверостишие. Ну, например: «Вокруг висел густой туман, я разглядеть его хотел, но видел лишь сплошной обман и от волнения потел.

– Иди сюда (шепчет на ухо). Могёшь?

– Ты чё, здесь, что ли, стреляешь, на пушке?

– А, отличник… Курить у тебя есть, отличник?

– Какой же ты тогда отличник?

– Ха-ха-ха! А-ха-ха-ха! Ай, молодец! А товарища всегда страхуй, да? А-ха-ха-ха! Не могу! Ха-ха-ха!

В изображении народных характеров и типажей Михалков изо всех сил старался не быть скучным для зрителя. Мата в картине много как по умолчанию, так и озвученного вслух. Много в фильме чёрного юмора и актёрских розыгрышей. Вообще, по словам Михалкова, главной сложностью ещё при подготовке к съёмкам была проблема поиска, как он выражается, нового пластического языка. Ведь замечательное кино о войне прошлых лет уже становится историей, а чтобы увлечь, достучаться до молодого зрителя, нужно искать какие-то уже новые пути.

Зрителю должно быть интересно вникать в психологию людей, живших, воевавших шестьдесят пять лет назад. Вот Михалков и подключает все ресурсы. Помимо спецэффектов, лучших актёров, драматические сцены разбавляет щедро юмором, ненормативной лексикой. В целом устраивает такие забавные мини-спектакли, лучший из которых – в исполнении Евгения Миронова.

Кадры из фильма «Утомлённые солнцем 2» (2010 г.):

– Распустились вы. Отойдите – подойдите так, как положено.

– А… Это я щас. Товарищ капитан, старший лейтенант Изюмов по вашему приказанию прибыл!

– То-то. Вольно. А теперь доложите обстановку, по порядку. Во-первых, во-вторых, в-третьих.

– Есть доложить по порядку! Во-первых! Мне наср…ть, в каком ты звании. Во-вторых, приказом командира дивизии я назначен начальником укрепрайона на этом участке. Так что все вновь прибывающие части вместе с их командирами поступают в моё подчинение. В-третьих, ты вообще кто такой? А?

– Я командир кремлёвских курсантов. Все на подбор, рост сто восемьдесят три сантиметра, цвет нации. Перед тобой! Элита Красной армии, старший лейтенант!

– На хера ты мне здесь сдался? Сто восемьдесят три сантиметра. Элита Красной армии. Чё мне здесь щас с твоей элитой делать? У меня тут не Красная площадь, у меня тут парадов не будет. Чё мне здесь с твоей элитой-то делать? Вон, посмотри на него, ты посмотри: сто восемьдесят три сантиметра. Мне окопы, что ли, в два этажа теперь копать надо? А?! Нет, лучше бы они мне этих, лилипутов, этих, лилипутов из цирка прислали.

Ситуация если не цирка, то некоего балагана с криками и подчёркнуто яркой, театральной игрой актёров – в принципе, это вообще отличительное свойство всей эстетики Михалкова. Приблизительно на такой же кричащей театральности сроился тот же фильм Михалкова «12», где каждый из присяжных заседателей обязательно должен был, в том числе, и позабавить зрителя, но каждый из присяжных – позабавить по-своему.

Своего рода весёлый балаган можно было увидеть и в первой части «Утомлённых солнцем». И, кстати, мелочь, но там тоже для усиления сумбура происходящего как художественная деталь использовалась сломанная труба. И герой Миронова, и комдив Котов, пытаясь извлечь из неё звуки, лишь усиливают общую дисгармонию.

А вообще, на самом деле, какой фильм Михалкова ни возьми, он всегда очень тщательно продумывает в кадре такое дисгармоническое движение с элементами буффонады. Например, в «Сибирском цирюльнике» ради этого придумали целую сцену масленицы, где бегали весёлые ряженые. Или возьмём совсем другой фильм, «Родня» – но и там тоже есть и какофония, и клоунские весёлые переодевания. Началась вся эта эстетика балагана у Михалкова ещё с фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» – там всё действие строилось вокруг того, что герои шумят, дурачатся и никто никого не слышит.

Именно этот фильм и стал своего рода художественным ориентиром, как я уже говорил, в создании первой части «Утомлённых солнцем». И там и там действие происходит на даче, все вроде как веселятся, но за этим внешним весельем и шумным дуракавалянием в обоих фильмах разыгрывалась драма. Кроме того, «Неоконченную пьесу для механического пианино» роднит с фильмом «Утомлённые солнцем» образ самого пианино. Оно становится символом как бы механичности говорения героев. И в то же время пианино оказывается идеальным инструментом, вбирающем в себя принцип многоголосия и полифонии, которые так свойственны всей киноэстетике Михалкова.

Эта же в какой-то степени механичность говорения персонажей и многоголосие усиливалось при помощи пианино и в фильме «12», где оно пусть и ненадолго, но появляется, когда все присяжные шумят, и ещё никому нет дела до чеченского парня, сидящего в тюрьме. Кстати, само пианино тоже за решёткой.

Наконец, пианино и рояль как важный образ появляется и в «Сибирском цирюльнике» – тоже по-своему для заострения механичности говорения героя Меньшикова. Он, как такая красивая кукла вынужден, произносить любовное обращение генерала к той женщине, которую сам боготворит.

Я не случайно так надолго отвлёкся на этот музыкальный инструмент, поскольку он является не только важнейшим образом во всём творчестве Михалкова – как образ, особенно когда речь заходит о душевной фальши, – но неразрывно связан с одним из главных героев фильма «Утомлённые солнцем». Ещё в первой части Митя постоянно играет на пианино – у него абсолютный музыкальный слух. Но, в то же время, как человек – он внутренне одна сплошная фальшь. Попадает в дом к Котову он под личиной друга семьи, вообще, постоянно меняет маски, прячет себя и внутренне является как бы душевным мертвецом. Недаром в одной из сцен он, хотя всех веселит, но как какая-то мумия, а не человек, играет на пианино в противогазе, заодно скрывая свою сущность палача.

И вот, в фильме «Утомлённые солнцем 2» тема продолжена. Это уставший палач, насквозь фальшивый человек, при этом обладающий абсолютным музыкальным слухом. Дополнительно служит фоном герой Маковецкого.

Кадры из фильма «Утомлённые солнцем 2» (2010 г.):

– В составе этого батальона он провоевал до… до лета сорок второго. (напевает) В этот час ты призналась, что нет любви. В этот час ты… (перестаёт петь). Жена у меня очень любит этот романс.

– Но вам лучше не петь.

Герой Меньшикова выглядит в «Утомлённых солнцем 2» совсем утомлённым, может быть, ещё больше, чем его томный интеллектуал Эраст Фандорин в фильме «Статский советник». И, между прочим, сам Михалков отмечает, что в последнее время Олегу Меньшикову стало менее интересно работать, что лицедейство доставляет ему всё меньше наслаждения.

Но при этом же режиссёр отмечает, что вот эта внутренняя усталость актёра, которая видна в его глазах, очень удачно работала на создаваемый им образ. Ведь он играет человека, которого спасти-то спасли – после того как он в первой части порезал себе вены в ванной – но внутренне он здесь как бы мёртв. Можно даже сказать, что основополагающее качество в характере героя Мити – это внутренняя мертвенность. И его неподвижное анемичное лицо напоминает, скорее, маску. Он как бы застыл и закрыт от окружающего мира, внутренне отделён от тех внешних событий, что с ним происходят.

Недаром ещё в первой части эта душевная как бы стянутость и омертвение передавалось тем самым противогазом на его маске-лице. Вообще, уже и тогда камера порой задерживала внимание не на лице Мити, а на затылке героя, указывая на его закрытость. Ну а во второй же части, кажется, в основном, всё присутствие его в кадре и происходит со спины. Актёр играет как бы что ли затылком, разворотами головы. И с собеседниками, во всяком случае, с жертвами, он явно предпочитает разговаривать, развернувшись к ним спиной.

Кадры из фильма «Утомлённые солнцем 2» (2010 г.):

– Кравец Анатолий Семёныч, пятьдесят восьмая статья три пять – десять лет без права переписки. Это ведь ваш брат?

– Это ведь ваш брат?

– Ну какой брат? Какой брат, он… Я таких бы братьёв бы сам бы… Он сводный… Я не… Ну, брат. Товарищ Арсентьев, товарищ Арсентьев, товарищ Арсентьев. Нет, нет, враг! Враг из врагов, враг.

– В вашей анкете о нём не сказано ни слова.

– Товарищ Арсентьев, я же его не считал же за брата, поэтому я ничего этого не написал, мне в голову даже не приходило, что про такого гада надобно писать. Нелепица какая-то, товарищ…

– Товарищ Арсентьев, вы считаете, что я ошибку допустил?

Для героя Мити, изысканно и бесстрастно глумящегося над своими жертвами, единственная отдушина – это присутствие какого-нибудь врага. Но, желательно, равноценного по силе, типа комдива Котова. Ему просто необходим оппонент, чтобы был хоть какой-то смысл в жизни.

Вообще, по сути, чекист Митя – это такой скучающий бес, питающийся человеческим страхом. Причём, если он и в первой части не был мелким бесом, то здесь он ещё больше поднялся по служебной лестнице – в фильме есть его разговор с самим Сталиным. И, между прочим, в этом разговоре, опять же, обыгрывается ситуация игры на пианино – ну, здесь рояль, – герой Меньшикова проверяет звучание инструмента по просьбе своего хозяина.

С одной стороны, здесь видно то, как Сталин искусно, с наслаждением, именно что играет со своими «шестёрками», а с другой – опять же, речь идёт о душевном омертвении, бесчувствии, фальши чекиста Мити на фоне его абсолютного музыкального слуха. В его душе по воле Сталина умещаются, казалось бы, два абсолютно несочетаемых состояния – это полная готовность, если надо, быть послушным палачом и игра на рояле.

Кадры из фильма «Утомлённые солнцем 2» (2010 г.):

– Как это прекрасно, когда музыка. Значит, вы про это не знали?

– А, Лаврентий? Хе! Где ты раскопал этот документ? Хе-хе-хе. Ой… А что… с семьёй комдива, а? Вам же знакома его семья, товарищ Арсентьев.

– Так точно. Я жил в доме его у…

– Сидите, сидите. Сидите. Играйте.

– Я жил в доме профессора Свербицкого, у него учился музыке.

– М? Это мы знаем. Нас интересуют это… жена и дочь комдива Котова. […]

– По документам жена и дочь Котова умерли в лагере для членов семей изменников Родины.

– На самом деле, товарищ Сталин…

– Тихо, тихо, тихо, Лаврентий, ты что? Хе-хе… Достаточно.

– Вы играйте, играйте.

И всё же, почему Михалков, продолжив историю «Утомлённых солнцем», где на самом деле так ясно по своей финальности прозвучал финальный аккорд, решил воскресить и Митю, и комдива Котова? Видимо, потому, что это два образа, которые очень выпукло демонстрируют вообще два типа взаимоотношений со Сталиным, без которого разговор о войне не представлялся. Так вот, комдив Котов, когда узнал о тёмной стороне вождя, спит и видит, как он его макает физиономией в торт, а Митя послушно музицирует перед ним.

Одним словом, Митя и Котов – это абсолютно два разных отношения с властью, два разных понимания служения Родине, наконец, две диаметрально противоположных психофизики. Митя – закрытый в себе утончённый такой интеллектуал-дворянин, но с гнильцой. А комдив Котов – абсолютно открытый по характеру, физически крепко сбитый, простой и, в общем, что называется, самородок из народа.

И вот отказываться от таких ёмких, уже готовых образов, искать новые, похожие Михалков не захотел. Но, надо сказать, что сценарист первой части, соавтор Михалкова, Рустам Ибрагимбеков, долго убеждал режиссёра, что не стоит оживлять героев, что это будет притянуто за уши и снизит эмоциональный градус восприятия фильма. Но Михалков думал иначе, плюс ему казалось интересным снять в рамках одного художественного цикла актрису, которой в первой части было четыре года, во второй – уже почти двадцать лет. Речь, естественно, о младшей дочери Михалкова.

И в фильме иногда показываются Надя и Котов в так называемых флэшбэках. Эти броски в прошлое, которые, по мысли режиссёра, придают повествованию не достижимый иными способами эмоциональный накал, становятся как бы мысленным центром притяжения отца и дочери, оторванных друг от друга в условиях страшной войны.

Кадры из фильма «Утомлённые солнцем 2» (2010 г.):

– Какая горячая. Откуда такая горячая? Ты не заболела у меня?

– Мне с тобой так хорошо.

– А мне с тобой… Мне с тобой спокойно… Мне с тобой так легко…

Фильм «Утомлённые солнцем 2» примечателен и тем, что Михалков пользуется прямыми цитатами из собственного фильма ещё девяносто четвёртого года, и тем, что активно цитирует других режиссёров, снимавших фильмы о Великой Отечественной войне. В общем, это и неудивительно: сказать что-то новое о том страшном времени сложно.

Скажем, ужасная сцена сожжения фашистами всех жителей деревни в деревянном доме – это дословное цитирование фильма Элема Климова ещё восемьдесят пятого года под названием «Иди и смотри». Или возьмём жуткий эпизод с тикающими часами на руках убитых советских солдат в бою с фашистами. Этот, с позволения сказать, художественный приём явно взят из фильма девяностого года под названием «Это мы, Господи!». Но там была одна рука с тикающими часами, а здесь всё в кратном увеличении, рук – целое поле и само тиканье часов перерастает в такой страшный какофонический хор.

Кадры из фильма «Утомлённые солнцем 2» (2010 г.).

Устрашающие лобовые метафоры свойственны Михалкову в последнее время. Вся эта сцена с руками чем-то напоминает финал фильма «12», где чувство ужаса от Чеченской войны зрителю передавалось тем, что на него неслась собака, держа в зубах именно что человеческую руку. А скажем так, художественной деталью, для ещё большего ужаса, были не тикающие часы, а золотой перстень, сияющий на пальце.

Ну а в «Утомлённых солнцем 2» оторванных рук, ног, вообще кровавых моментов несоизмеримо больше. Сам Михалков, кстати, говорит, что его фильм – это в какой-то степени ответ на кровавую картину Спилберга «Спасение рядового Райана», в своё время поразившую зрителей натурализмом, оторванными конечностями и вывалившимися кишками американских солдат.

И в картине Михалкова, в общем-то, по-своему не меньше физиологического кошмара. Смерть советских солдат на Великой Отечественной войне, пожалуй, ещё никогда не показывалась с такими жуткими кровавыми подробностями. Следуя за Спилбергом, Михалков так же выстраивает на экране ну прямо-таки натюрморты или пейзажи из изуродованной человеческой плоти. Но вот у Спилберга последствия страшного боя размывает морская вода, смешиваясь с кровью, превращаясь в своего рода кровавый прибой. А в картине Михалкова камера долго, внимательно созерцает тоже целое поле, усеянное телами советских солдат. И, скажем так, главным пейзажным элементом здесь уже является не вода, а снег.

Ну конечно, когда Михалков сам говорит, что его фильм – это в какой-то степени реакция на фильм Спилберга, он имеет в виду, прежде всего, не соревнование в показе анатомии смерти, а надеется, что, выбрав такой кровавый киноязык, ставший уже где-то привычным для молодого поколения, сумеет перебить тот внутренний идейный эффект, который возникал у зрителя после просмотра фильма Спилберга. Ведь если судить по картине американского режиссёра о Второй мировой войне, то возникает ощущение, что её выиграли американские и европейские союзники. Хотя известно, что они вступили в неё они только в сорок четвёртом, когда и так уже стало ясно, что Советский Союз рано или поздно разобьёт фашистов.

То есть, цель у Михалкова была очень конкретная: объяснить подрастающему поколению, кто на самом деле выиграл войну, кто вообще, прежде всего, воевал в этой войне. Вот ради этого он, наверное, и готов нам показывать то, как наматываются кишки на гусеницы танка, придумывает своему герою металлическую руку (с пальцами металлическими, которые напоминают то ли Терминатора, то ли Фредди Крюгера), прибегает и к другим физиологическим подробностям ради того, чтобы увлечь зрителя.

Помимо обмочившегося пионервожатого в исполнении Панина, показательна голая задница немецкого пилота, вообще вся сцена с фашистским засранцем.

Кадры из фильма «Утомлённые солнцем 2» (2010 г.):

– Вы не прошли над целью, лейтенант.

– Движемся точно на цель! Подготовься бомбить!

В такой, скажем, зрелищной форме Михалков хочет заодно показать и то, какая степень презрения у врага была к советскому народу в самом начале войны. И ведь действительно, поначалу фашисты воспринимали вторжение в Советский Союз как такую лёгкую прогулочку. Как говорит Михалков, тщательно изучавший исторические материалы, прежде чем приступить к съёмкам, первое время советские солдаты в своей массе были в панике. Тот цинизм и те устрашающие методы, которые применял враг, ломали их психику.

Ну вот, в первые месяцы войны фашистские лётчики забрасывали наши рубежи пустыми железными бочками, которые, падая, издавали такой пронзительный шокирующий звук, что от ужаса советские солдаты теряли рассудок. Или закидывали наши позиции дырявыми оловянными ложками с оскорбительнейшими надписями. И вот такое презрение вага было страшнее смерти. В фильме Михалкова его герой, который ничего не боится, рыдает, не выдержав такого унижения.

Вообще, фильм, в общем-то, не о победе. А, скорее, о том, какой ценой она далась. И ведь, кстати, само словосочетание «Великая Победа» означает, что поначалу было Великое отступление, поражение. События в фильме происходят в самое страшное время. Ещё когда Советская армия отступала, когда в Кремле даже была паника, когда советские солдаты гибли как пушечное мясо.

Может быть, сильнее всего выражено это в фильме в отчаянном, и в то же время, каком-то озорном монологе героя Евгения Миронова.

Кадры из фильма «Утомлённые солнцем 2» (2010 г.):

– Эх ты, твою же мать, двести сорок человек детей, а? Эх! Рост сто восемьдесят три сантиметра, чего же они их под танки-то, а где наши танки, кстати? А? Где наши с… это… красные соколы наши где, лётчики-герои наши где, где они, суки, где самолёты-то их, где они? Ах вы! Эх вы, где пушки, где мино… миномёты ваши, артиллеристы, Сталин дал приказ, ты как дья… у меня одна пушка, у меня вон одна пушка, четыре снаряда и… сука, сапёрные лопаты! Вместо винтовок! А у меня приказ командира дивизии – остановить врага, сука, на этом рубеже. Да где ходите, товарищ комдив-то, не получается, товарищ Сталин, эх-х-х… вы, двести сорок человек детей, мальчишек вы… Рост сто восемьдесят три сантиметра, вы их под танки, под пули, под гусеницы вы за пятнадцать минут! Там вообще в Кремле хоть кто-нибудь хоть понимает у них, вообще, как с немцем воевать-то, как его бить-то?

– Чего? Те какой му..ак это сказал?

– Вы же говорили, товарищ лейтенант…

Неспроста для такого разгромного монолога в адрес Сталина Михалков выбрал актёра необыкновенно обаятельного – Евгения Миронова. Так всё-таки смягчается действие слов: в устах актёра они не несут агрессии. Михалков помнил, что фильм снимается, в том числе, для ветеранов. Тем не менее, сама фигура Сталина показана в фильме так, что вряд ли порадует ветеранов. Он, великий вождь, скорее, похож на какого-то упыря или вурдалака, окружённого демонами в погонах.

Не захотел Михалков говорить и о роли Сталина в мобилизации внутренней силы народа. Вообще, о роли Сталина в победе над фашизмом. Режиссёра интересовало, прежде всего, как независимо от Сталина в народном сознании выкристаллизовывалась воля к победе. Михалков даже не удержался и макнул Иосифа Виссарионовича физиономией в шоколадный торт с его же изображением. И, конечно, сам смачный процесс макания, и коричневый цвет шоколада должен вызвать у зрителя некоторые специфические ассоциации.

Кадры из фильма «Утомлённые солнцем 2» (2010 г.):

– А-а-а! Ну что, не хотите кушать товарища Сталина? Давай сюда. Ха-ха… Запах какой! М-м-м! Пахнет, ах, как пахнет!

Нельзя не сказать, что и сам выход фильма наделал много шуму. Картина расстроила не только многих ветеранов, неспособных смотреть спокойно на то, что делает Михалков с великим вождём. Сразу же после премьеры большинство кинокритиков буквально объявили войну самому Михалкову, уже как бы его самого макая в тот торт или кинопирог, который он испёк.

Основные обвинения – в дурновкусии. Что здесь вам и голые задницы, и шоколадные торты, и вообще, что все метафоры фильма банальны до приторности, ну вот как тот самый шоколадный торт. Ну и действительно, в картине, как минимум, есть некая открыточность образов. Взять хотя бы ту же белую бабочку, которая постоянно то бьётся о стекло, то садится на чёрную лакированную машину палача, то пролетает между чёрных лакированных сапог палача.

В принципе, такая любовь Михалкова к незамысловато-открыточным образам уже была в фильме «Сибирский цирюльник», где дрессированный воробей прыгал возле чёрных сапог юнкеров. В фильме «12» была тоже дрессированная птичка. И в «Утомлённых солнцем 2» – уже вот летающая бабочка. Но её не надрессируешь и, по всей видимости, она компьютерная, так же, как, наверно, компьютерный в фильме Михалкова мохнатый шмель.

С этим шмелём вообще, особое дело. Когда Михалков от него отмахивается, то это напоминает пародию на самого себя. Ведь большинство зрителей ну просто невольно сразу вспоминают «Жестокий романс». И такая ассоциация лишь закрепляется, когда на экране вдруг появляется цыганский табор с песнями и гитарами.

Одним словом, в своей стилистике, в том, как режиссёр хочет затронуть душевные струны зрителя, фильм явно неоднозначен. Злые критики назвали такой стиль «Поздний Михалков». Смутил всех и слоган к фильму сего игрой слов: «Великое кино о Великой войне». В такой поспешной самооценке нельзя не увидеть самоуверенность режиссёра. А ведь картину, какой бы она ни была, всё-таки, должен оценивать, прежде всего, зритель.

Но при всём при этом постараемся увидеть в картине то хорошее, что в ней есть. И потом, факт есть факт: снять супермасштабный фильм к юбилею Победы должен был всё-таки именно Михалков. Он на сегодняшний день считается режиссёром номер один в России, он возглавляет Союз кинематографистов, наконец, символичная вещь – родился Никита Сергеевич в сорок пятом году. А само имя Никита означает «победитель». Сам Михалков добавляет, что в его имени заложен ещё и другой, глубинный смысл – «изгоняющий бесов» и «насаждающий веру».

Потому в фильме много чудес. Начиная с того, что сам герой Михалкова, являясь атеистом, в обстоятельствах страшной войны наказывается открытым мистическим переживанием.

Кадры из фильма «Утомлённые солнцем 2» (2010 г.):

– Этот камень спас мне жизнь!

– Ты веришь в такие вещи?

Божественный свет, исходящий от иконы Богородицы, являющийся неким указателем комдиву Котову в поисках дочери, заодно, по мысли Михалкова, должен просветить зрительскую аудиторию. В своих последних фильмах Михалков как художник открыто пытается нести в народ христианские ценности.

Вот в «12», ведь там как бы одним из действующих лиц была как раз икона Богородицы. Просто она была очень маленькой, как такой календарик. Но сам процесс заседания присяжных происходил как бы под её наблюдением. Собственно, тайное присутствие иконы в спортзале, где шло заседание, и определило перелом в душах героев.

И вот, в «Утомлённых солнцем 2» Михалкова тоже интересует то, где Бог на войне, то, как Он действует. И ведь само полное название фильма – «Утомлённые солнцем 2. Предстояние» – красноречиво. Забытое слово «предстояние» обозначает «стояние перед Богом». Отсюда и церковное название священнослужителя, совершающего богослужение – предстоятель. То есть, человек, который от имени всего народа предстоит перед Всевышним.

Назвав так фильм, Михалков и сделал одного из героев священником. Причём, для усиления мысли о силе божественного духа, действующего через человека, священник в фильме оказывается безногим. То есть, полная физическая немощь при колоссальной силе веры. Причём, мы ещё и видим такой поединок-дуэль двух энергий – демонической и божественной. Идёт взаимное нагнетание противоположных друг другу сил. Фашистский самолёт в какой-то агонии пытается расстрелять Надю Котову и священника, а сам священник до предела усиливает молитву.

Кадры из фильма «Утомлённые солнцем 2» (2010 г.):

– Вот вы и попались! Я вам покажу!

Погружая обломки фашистского самолёта с крестами на дно, а священника оставляя невредимым на поверхности воды, Михалков хочет как бы вывести на поверхность само понятие «священная война». То есть, война, в том числе, духовная, где Бог был на стороне русского народа. Потому в фильме много чудес, иногда неправдоподобных, хотя, с дугой стороны, чудо на то и чудо, чтобы не укладываться в привычные представления.

Но, тем не менее, сама прямолинейность религиозного посыла Михалкова, возможно, и чрезмерна. Скажем, сразу же, как безногий священник силой молитвы взорвал фашистский самолёт и крылья с крестами пошли на дно, он тут же, прямо на мине, приступает к обряду крещения Нади Котовой. Причём, если фашистский самолёт три раза, с трёх заходов пытался уничтожить священника, то теперь сам священник три раза, как и положено по обряду крещения, окунает Надю Котову в воду, затем надевая на неё крест. То есть, практически в одной сцене – троекратность действия и символ креста успели коренным образом поменять смысл.

Но особенно же вот такая художественная прямолинейность Михалкова видна в том, как он касается темы божественной кары. Вот все те, кто не помогает Наде Котовой в спасении, погибают. Жители деревни побоялись спрятать её от фашиста – и немцы сожгли всю деревню. Или, допустим, капитан судна не стал спасать Надю, испугался мины, на которой она плавала – и на этой же мине судно подорвётся потом.

Ну а пока Надя спокойно плавает на мине, разговаривает с ней, гладит и даже целует, когда она её выносит к берегу, а затем говорит ей: «А теперь, мина, плыви». Ну, мина поплыла и взорвала тот самый корабль, который не захотел её спасать. Причём, на этом концентрация чудес не заканчивается. Буквально через мгновение после взрыва корабля, груженного бюстами Сталина, одна из гипсовых голов вождя буквально в десяти сантиметрах от головы Нади втыкается в песок.

Так, внедряя в этот круговорот чудесных событий священный для всех советских людей образ Сталина, Михалков хочет поднять тему двойной религиозности – веры в Бога и веры в Сталина. Например, у Нади Котовой крестик не отменяет красного галстука. Но вот галстук ей не помогает, а крест спасает. Видно в фильме, как эти две веры уживаются в одном сознании, когда герой Адабашьяна от испуга чуть не перекрестился на бюст Сталина.

То есть, Михалков говорит о недееспособности коммунистических, советских ценностей, выдуманных искусственно, в минуты смертельной опасности. Что они, как говорится, не работают. И что, в целом, война сблизила людей с Богом. Причём, как простой многонациональный советский народ, так и военное командование.

Кадры из фильма «Утомлённые солнцем 2» (2010 г.):

– А у вас здесь что, молятся?

– Ну, у нас здесь кто как может, так и…

– Ну чего – готовится, готовится, чего…

– Отстаивать рубежи нашей Родины. Комдив приказал.

– Комдив молиться приказал?

– Ты не обращай внимания. […] Э, на, покури немножко. Курни, курни, и в голову не бери ничего.

Но ещё больший шок от того, что религиозность и молитва стали – внезапно стали – нормой жизни многих советских людей, воспитанных лишь на культе вождя, великого поклонения ему, переживает в фильме совсем юный танкист, раненый, с обожженным лицом. Когда он увидел на груди медсестры Нади Котовой крест, то для него это становится настоящим шоком, откровением. Ведь он до сих пор знал лишь одного бога – Сталина.

Ну а для зрителя своего рода шоком станет то, как этот разговор о божественной воле, о воле Сталина неожиданно, незаметно перейдёт в нечто совсем другое.

Кадры из фильма «Утомлённые солнцем 2» (2010 г.):

– Ты веришь? Что это?

– Молчите, вам нельзя разговаривать.

– Ты молитвы знаешь?

– Сделай так, чтобы моя воля не перешибла Твою.

– Я не видел ни разу. Правда. Я даже не целовался ни разу. Покажи, пожалуйста… Пожалуйста…

– Ладно, увидишь ещё.

– Если умру – не увижу. Только перед смертью разок взглянуть. Пожалуйста… Разочек…

Конечно же, вся финальная сцена с обнажённой грудью задумана Михалковым как исключительно целомудренная, чтобы пятнадцатилетние зрители, на которых, по словам режиссёра, фильм-то, прежде всего, и рассчитан, увидели здесь не стриптиз медсестры, а величайший акт милосердия девушки перед парнем, отдавшим жизнь за Родину. И неслучайно, что всё происходит рядом с разбомбленной церковью.

Вообще, при всей своей, мягко скажем, неоднозначности эта сцена интересна тем, что Михалков пошёл на риск и умудрился совместить в ней ну самые разные вещи. Помимо веры в Бога и веры в Сталина – мужское начало и женское, молодость и смерть. А самое главное: здесь неожиданно сочетание телесной сферы с её чувственностью, и духовной – с её целомудрием и жертвенностью. Без этой способности к самопожертвованию, готовности отдать своё тело – в высоком смысле этого слова – и не было бы Победы.

Буквализируя эту мысль, Михалков и не боится раздеть собственную дочь на большом экране. Её обнажённая спина смотрится резким контрастом на фоне ужасов войны. А когда камера начинает медленно отъезжать, поднимаясь вверх, выходя на панорамную съёмку, фигура девушки как бы тает, растворяется в этом море разрухи и смерти. Это, конечно же, вот такое напоминание Михалкова, что за Великой Победой стои́т великая человеческая жертва.

Кадры из фильма «Утомлённые солнцем 2» (2010 г.).

Источник записи видео: сайт одесского телеканала «АТВ» (atv.odessa.ua, прекратил свою работу в октябре 2014 г.).

из уникальных отредактированных текстов

Люди покупают его и говорят нам спасибо

С нами они совершенствуют мастерство

получают гонорары и выпускают книги

Бизнес доверяет нам свою рекламу

Мы благодарим всех, кто помогает нам

делать Большую Русскую Литературу

Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:

В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Купите свежий номер журнала

Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail [email protected].

Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.

Оценка 4.7 проголосовавших: 327
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here