Все о религии и вере - "молитва символ веры по старообрядческому" с подробным описанием и фотографиями.
Содержание
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Чем отличаются староверы от православных
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».
Патриарх Никон в 17-м веке провел ряд реформ, вызванных потребностью привести Церковь к единому образу богослужебной практики. Некоторая часть духовенства с мирскими людьми не восприняли этих изменений, возгласив о том, что отступают от старых обычаев, и прозвали Никоновские нововведения «порчей верования». Они объявили, что желают сохранить в богослужении былые традиции и уставы. Следует отметить, что непосвященному человеку довольно трудно будет отличить старовера от православного верующего, ибо различиями между новой и старой верой не так уж велики. В этой статье вы сможете узнать о том, что представляют собой старообрядцы, чем отличаются староверы от православных и узнать ответы на наиболее интересующие вопросы православных людей.
Разница староверов и православных
Православные верующие – это те христиане, которые признают учения, выдвигаемые христианской Церковью.
Старообрядцы же представляют собой верующих людей, которые возжелали отойти от христианской церкви в силу своего несогласия с теми реформами, которые проводил Патриарх Никон.
Эксперты по церковной истории установили около десятка отличительных особенностей старообрядцев от обычных верующих христиан в вопросах проведения богослужения и других обрядовых церемоний, чтения и толкования Священного писания, бытовых вопросах, а также внешнем виде.
Следует отметить, что старообрядцы неоднородны, то есть среди них присутствуют различные течения, которые также вносят некоторые отличия, однако уже среди самих приверженцев старого верования.
Давайте же разберемся более подробно в чем отличаются староверы от православных христиан:
- Имеет старообрядческий крест отличие от православного, но у старообрядцев по сей день приятно использовать форму христианского символа. Он, как правило, имеет восемь концов, а к нашему обычному крестику добавляются еще две небольшие перекладинки косая снизу и прямая сверху. Однако, согласно проведенным исследованиям некоторые толки старообрядцев признают также и некоторые другие формы креста Господнего.
- Поклоны. В отличие от обычных христиан старообрядцы признают лишь земные поклоны, а вот вторые используют поясные.
- Как необходимо креститься. Никон в период своей церковной реформы выдвинул запрет, согласно которому нельзя креститься двумя перстами по старому обычаю. Был дан указ всем выполнять православие крестное знамение троеперстное знамение. То бишь креститься по-новому – тремя пальцами, уложенными в щепоть. Старообрядцы в свою очередь не приняли данного положения, увидя в этом кукиш (т.е. фигу) и всецело отказались следовать нововведенному указу. Старообрядцы и по сей день выполняют двумя перстами крестное знамение.Нательный символ. Как описывалось ранее у старообрядцев постоянно присутствует восьмиконечный крестик, который располагается внутри четырехконечного. Главным же отличием является то, что на таком крестике никогда не наносится изображение распятого Спасителя.
- Различия в написании имени Вседержителя. В некоторых молитвословиях имеются разночтения, которые согласно подсчетам, одного ученого-историка насчитывается около 62.
- Старообрядцы в период проведения богослужения держат скрещенные руки на груди, а христиане держат руки пошвам.
- Практически полный отказ от спиртных напитков и табачной продукции. Древнерусская Церковь православных староверов лишь в некоторых старообрядческих толках допускает принятие на великие праздники трех рюмок спиртного, однако не более этого.
- Внешний вид. В старообрядческих Божьих храмах по сравнению с христианскими, не встречаются женщины и девушки в шапках, платках или же косынках, которые завязываются сзади на узел. Старообрядческие женщины должны находиться строго в платке, заколотом под подбородком при помощи булавки. В одежде не допускается ничего цветного и яркого. Мужчинам же следует одевать старорусские рубашки навыпуск и обязательно дополняя ее поясом, который будет разделять несколько частей тела на верхнюю, то бишь духовную и нижнюю, грязную. Мужчине-старообрядцу в повседневной жизни запрещается носить галстуки, считая их Иудиной удавкой, а также сбривать бороду.
Часто задаваемые вопросы
Некоторых христиан, и также и старообрядцев, могут интересовать масса вопросов, которые в повседневной жизни встречаются довольно часто. Рассмотрим некоторые из них.
Можно ли староверам ходить в православную церковь и можно ли креститься двумя перстами
Посещать Божий храм старообрядцам разрешается, а если же приверженцы старой веры изъявляют желание быть православными, то сперва им необходимо принять Миропомазание, то бишь Таинство, которое соединит человека с христианским новым верованием.
Креститься же двумя или тремя перстами на сегодняшний день не имеет какого-либо особого значения, так как эти два обряда были признаны равночестными. Но все же стоит заметить, что если посещать Божий храм и креститься там двоеперстием, когда все остальные крестятся лишь темя перстами, будет выглядеть нелепо и даже некрасиво;
Может ли старовер быть крестным у православного
Не стоит, полностью отвергать возможность присутствия в качестве крестного неправославного христианина во время выполнения православного обряда Крещения, однако это возможно лишь в том случае если старообрядец будет лишь одним из крестным, а второй крестный родитель обязательно будет христианином нового верования.
Также имеется еще одно условие при котором старообрядцу разрешается принимать участие в церемонии, если он не будет предпринимать каких-либо попыток воспитания дитя в неправославных традициях.
Господь всегда с Вами!
Читайте еще:
One thought on “ Чем отличаются староверы от православных ”
Вы слышали Библейскую притчу о говорящей ослице? Если нет, то в нескольких словах, история такова: обыкновенная, ничего не понимающая ослица вдруг заговорила, и вразумила заблуждающегося. Никогда не думал, что кто то захочет ей уподобиться! Но, дело в том, что это БОГ вложил в неё, и сотворил её говорящей в тот момент! Автор решил уподобиться ей, но Господь здесь явно не был, а третьего не дано.
Основные отличия старообрядческой Литургии от новообрядческой
В старообрядческом богослужении нет ранней и поздней Литургии. Даже в храме, где есть несколько Престолов, совершается одна Литургия, завершая собой суточный круг богослужения. В новообрядческой службе изменены слова многих молитв: Символа Веры, Херувимской.
Изменения в Символе Веры
Изменения в Херувимской песни
Разница в молитвах Евхаристического канона
Кроме молитв имеется также разница в обычаях и порядке службы:
В старообрядческом храме крестятся двоеперстно. Священник осеняет Святые Дары также двумя перстами.
Пение только унисонное, в один голос, песнопения записаны старинной, безлинейной нотацией — крюками.
Как нужно себя вести в стаорообрядческом храме
При входе в храм нужно остановиться и прислушаться, что читается или поется. Если в этот момент ходить дозволяется, то помолиться семипоклонный «начал» (приходные поклоны), встать на определенное место и находиться там до конца службы. При этом традиционно мужчины стоят в правой половине храма, женщины — в левой. Во многих приходах Украины, Молдавии, где мужчин за службу ходит больше, они стоят в передней части храма, а женщины — позади. На молитве в старообрядческом храме следует стоять прямо, держа ноги вместе, а не расставленными в стороны. При этом — для удобного стояния — пятки сомкнуты, а носки несколько разведены. Руки сложены на груди горизонтально, правая поверх левой. Такое положение, согласно святоотеческому толкованию, напоминает верующим о сложении крыльев Небесных сил бесплотных, предстоящих Престолу Господа.
В старообрядческом храме все совершается чинно и благоговейно: поклоны молящиеся совершают одновременно, в положенные по Уставу моменты службы.
При земных поклонах используются подручники, чтобы руки оставались чистыми.
Ко Кресту подходят сначала священнослужители, затем причащавшиеся в этот день, потом мужчины, после них — женщины.
В старообрядческом храме нельзя стоять на коленях, целовать любую икону, какую захочется, а только за вечерней службой во время пения величания молящиеся прикладываются к иконе того праздника или святого, служба которому совершается. Утром, после окончания Литургии, также можно приложиться к этой иконе.
Старообрядцы исповедуют свои грехи только одному священнику, своему духовному отцу, и по его благословению причащаются Святых Таин. Чтобы перейти на исповедь к другому священнику, необходимо взять благословение духовного отца. В новообрядчестве принято исповедоваться у разных священников. Даже если человек считает какого-то священника своим духовным отцом, он одновременно может исповедоваться и у других.
Статьи
Спецпроекты
«Русская вера»
При перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна!
Символ Веры
Младенец родился, кричит, «А, А, А»
А древние знали, что «А» всех дороже.
Полный текст старообрядческого символа веры.
(Специально разбил текст на букве А, чтобы вы обратили внимание)
Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа, Исуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена
не сотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечьшася. Распятаго за ны при Понтийстем Пилате, страдавша и погребенна. И воскресшаго в третии день по писаниих. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию несть конца. И в Духа Святаго, Господа истиннаго и Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. И во едину святую соборную и апостольскую Церковь. Исповедую едино Крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвым. И жизни будущаго века. Аминь.
Из символа веры выкинули букву А с титлом (такой маленький значок над буквой).
Казалось бы, что может измениться в тексте, в котором убрали одну единственную букву.
Оказывается вот эта одна буква «А» и обозначает Бога Творца. Найдите учебник по старославянскому языку в интернете и сами прочитайте, что титлы подобного рода ставились только над божественными именами.
Аз – первая буква в старославянском алфавите, а правильно "абевеге",
которая именно и обозначает Бога Творца, которого пришлая династия Романовых выкинула из символа веры.
Последние события
Символ Веры
Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.
И во еди́наго Го́спода Ису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век. Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна, от Бога и́стинна, рожде́на а не сотворе́на, единосу́щна Отцу́, И́м же вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к, и на́шего ра́ди спасе́ния, сше́дшаго с небе́с, и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та, и Мари́и Де́вы вочелове́чьшася. Распя́таго за ны при Понти́йстем Пила́те, страда́вша и погребе́на, и воскре́сшаго в тре́тии день по писа́ниих. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою, суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́ же ца́рствию не́сть конца́.
И в Ду́ха Свята́го Го́спода и́стиннаго и животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. И во еди́ну святу́ю собо́рную и апо́стольскую це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние, во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвым. И жи́зни бу́дущаго ве́ка, ами́нь.
Православная старообрядческая вера в Сызрани
Россия, г.Сызрань, ул.Фрунзе, 78 (на карте)
Разночтения в символе веры
то у новообрядцев(одноклассника просто дочка священника-она мне говорила)идёт мксимимум два часа литургия
насчёт беспоповцев. Аввакум ругал и осквернял их!говоря что они “заблуждаетеся”. но увы они его почитает,и то что он их не любил тщательно скрывают
я не уважаю беспоповцев, как люди не крещённы священником,не причащающиеся святых тайн,не миропомазанные могут вообще что то говорить. без священника же никакие требы не выполняются..не понимаю их.Бог им судья
я уверена как молились при апостолах,как завещали святые отцы так мы и молимся без каких либо(ну ладно ладно с малейшими опечатками,но которые в сравнение с новоорядческими рвормами Никона просто ничтожны)изменений
«Замечательно, – пишет историк Церкви А. П. Лебедев, – что собор Константинопольский 382 г. в своем послании к церкви Римской, разъясняя многие стороны догматической деятельности II Вселенского собора, не приводит и не упоминает Символа»…«Также нужно учесть и то, что на соборе не было делегации Римской Церкви (отсюда и письмо), и делегатов вдвое меньше, чем на Первом».
(«Вселенские Соборы IV и V века», А. П. Лебедев. Сергиев Посад, 1896 г., стр. 139).
Десять интересных фактов о Символе веры. Часть 2
Десять интересных фактов о Символе веры. Часть 2
Знаете ли вы, что старообрядцы уверены (во всяком случае, прежде были уверены, а что они думают сейчас – не знаю), что Церковь после реформ патриарха Никона утеряла благодать, так как, кроме всего прочего, отверглась Духа Святого.
И дело здесь не в форме сложения пальцев при крестном знамении и не в чем-то другом, а в том, что во время реформы патр. Никона в Символе веры убрали одно очень важное слово. Вместо и в Духа Святаго, Господа Истинного Животворящаго, стали произносить и в Духа Святаго, Господа, Животворящаго. То есть пропало слово Истиннаго.
Старообрядцы говорили, что из-за этой страшной редакции Символа веры произошло отречение от Духа Святого; мы, так сказать, отступили от Истины, поскольку перестали считать Духа – Истинным Богом, а это уже откровенная ересь, и человек, не считающий Духа Святого – истинным третьим Лицом Святой Троицы, не может называться православным.
Знаете ли вы, что по церковным канонам к Крещению не может быть допущен взрослый человек, который не знает наизусть Символ веры? Так же и крестным (восприемником) не может быть человек, который не знает этой важнейшей формулы Православной веры.
На Руси готовились к принятию Таинства Крещения очень серьезно, обычно 40 дней. Сорок дней как норму упоминает и Требник митрополита Петра Могилы. Такова была и дореволюционная практика в России.
Дореволюционные требования к желающему креститься были следующие:
Этот человек должен быть верующим, должен посещать храм и как минимум знать наизусть: Символ веры, Декалог (Десять Заповедей Божиих), молитву Господню (Отче наш), Богородичную (Богородице Дево, радуйся), а также ответы на те вопросы о вере, которые ему будут предложены.
Постановления об этом: Указ Св. Синода 1740 г. 11 сентября; Указ Св. Синода 1840 г. 20 февр.; Указ Духовной Консистории. Разд. II, ст. 31. СПб. 1841. С. 15.
Даже когда речь идет о человеке, принимающем Православную веру при смерти, сказано: «таковых крестить, если же выздоровеет, преподать им основы веры». (См. Указ Св. Синода от 13 марта 1862 г.) То, что эти постановления церковной властью были приняты 200 лет назад, ничего не значит. До сих пор их никто не отменял.
Вы никогда не встречали иконы «Спас Вседержитель»? Уверен, встречали. Именно этот образ смотрит на нас со сводов куполов многих храмов. И именно этот образ находится за престолом, в алтаре… Христос восседает на Троне. Он – Царь и Судия вселенной.
А теперь вопрос: кому в Символе веры адресован эпитет Вседержитель? К слову сказать, напомню, что этот титул по-гречески звучит как Пантократор, что значит Владыка всего, или, в нашем славянском переводе, Вседержитель.
Христос Вседержитель в куполе храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в Санкт-Петербурге.
Если присмотреться (особенно, увеличив фотографию), вы увидите за престолом Христа, восседающего на Троне. Это тоже Спас Вседержитель.
Спас Вседержитель преп. Андрея Рублева. Иконостас Успенского собора во Владимире. 1408.
Напомню, как начинается наш символ: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя…
И это совершенно верно. Библия называет Бога Отца – Вседержителем. Вот, хотя бы некоторые выписки из Ветхого Завета:
«Господи Вседержителю, Боже Израиля!» (Вар. 3, 1);
«Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель» (3 Макк. 6, 2);
«Во власти Господа Вседержителя врата смерти» (Пс. 67, 21).
Для этого обратимся к книге пророка Даниила. Пророк сподобился уникального откровения. За столетия до Рождества Христова ему было показано, что Бог Отец делегирует власть над нашим миром Сыну:
«Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним… Вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан., гл. 7).
Древняя Церковь постепенно осмысляла эту великую Тайну…
В конце 1-го столетия Апостол Иоанн Богослов был восхищен Духом Святым в мир Иной. И там он сподобился видеть Трон и сидящего на Троне Господа Иисуса Христа. Его окружали Ангелы, которые непрестанно взывали: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет» (Откр. 4, 8).
И Иоанн Богослов уже не боится назвать Иисуса Христа «Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1, 8).
Несколько слов о другой большой и интересной теме, отраженной в Символе веры: теме Зачатия Девой Марией Сына.
Порой в разных аудиториях приходится слышать совершенно вульгарные мнения на этот счет. Вспоминают про партеногенез (однополое размножение) ящериц и иных земноводных, про современные медицинские эксперименты в области репродуктивности матери без участия мужа (некоторые принципиальные феминистки и лесбиянки лоббируют эту тему)… Как будто бы то, что произошло в случае с Пресвятой Богородицей, имеет отношение ко всем этим феноменам. На самом же деле богословие Церкви в этом вопросе учит иначе.
Животворящая сила Духа была особенно действенна при оживлении первого человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7). Хотя в этом предложении и нет термина «дух», однако действие дуновения указывает на Его присутствие. Так понимали это в библейские времена. Например, праведный Иов говорит: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33, 4).
То же самое было открыто и Иезекиилю в видении костей сухих. Бог повелевает Иезекиилю изречь пророчество на сухие кости: «Так говорит Господь Бог: вот, я введу дух в вас, и оживете» (Иез. 37, 5). О том же утверждает и древний Псалмопевец: «Пошлешь Дух Твой – созидаются (живые существа. – прот. К. П.)» (Пс. 103, 30).
Дух Святой как Дух-Творец снизошел на Марию, осенил, объял, наполнил Ее и образовал в Ее утробе Богочеловеческую природу Иисуса. В этом акте чудесного Зачатия сплелись могущество Божие и человеческая природа и зажглась жизнь единственного и уникального Сына Божия и Сына Человеческого.
Исповедую едино крещение во оставление грехов…
Разберем теперь замечательную и глубокую фразу о едином (то есть, единственном) крещении.
В 1-м веке, когда возникла и стала распространяться по миру Церковь Христова, существовала та непреложная мысль, что всякий крещенный в Церкви человек становится членом Церкви. Эту идею озвучил Ап. Павел: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Ефес. 4, 5).
Еретики, появившиеся в конце 1-го века, а это были гностики, не считались христианами, и никакие их Таинства, ввиду абсолютного отличия их веры от веры Церкви, не признавались. Если еретик (гностик) приходил к Церкви, его крестили.
Но в начале 3-го века появляется ересь монтанизма, которая в своей вере имела много похожего с верой Церкви. Как относиться к монтанистам? Перекрещивать их – или признавать крещение, совершенное в их сообществе, и принимать их в Церковь через покаяние? Соборы того времени постановили, что к монтанистам следует относиться так же, как к гностикам, и их перекрещивать.
И опять этот вопрос встал на повестку с возникновением ереси новациан. Но их вера была практически идентична вере Церкви. А как поступать с ними, ведь у них вера почти такая же, что и у всей Церкви?
И вот тут в Древней Церкви возникли споры и разномыслие. Одно мнение – что и их нужно крестить заново – отстаивал св. Киприан Карфагенский, великий богослов и защитник Церкви. Противоположное мнение отстаивал св. Стефан, Папа Римский. Это была середина 3-го столетия.
Я не буду углубляться в содержание их дискуссий. Это очень интересная тема, и вы можете познакомиться с ней по статье русского историка и богослова В. Болотова:
Окончательное решение по этому вопросу состоялось в 314 г. на Арльском соборе (правило 8), который постановил, что еретиков, обращающихся в Церковь, нужно допрашивать, как они веруют во Святую Троицу, и если они веруют православно, то следует принимать их без перекрещивания. В этом смысле состоялось впоследствии и вселенское церковное решение (1-й Вселенский собор: правило I, 8; 2-й Вселенский собор: правило I, 7).
На этих Соборах было установлено, что если у еретиков не искажены основы Православного вероучения, то по снисхождению можно принимать их без перекрещивания. И их крещение дает им благодать и некоторым образом приобщает Церкви Христовой.
Пишите в комментарии!
Сама икона небольшая, но с ювелирной тщательностью на ней выписаны разные сюжеты, которыми поясняется богословие нашего Символа веры.
Давайте познакомимся с этой иконой. Для того, чтобы показать вам эти миниатюры, мне пришлось воспользоваться макро-объективом. Он дает возможность увеличить картинку в несколько раз.
Тот размер, который вы видите, не увеличивая картинку, передает увеличенный в 1,5 – 2 раза размер. Кликнув по изображению, вы сможете его увеличить в 3-4 раза и рассмотреть подробнее.
(Икона из собрания Музея истории религии в Санкт-Петербурге)
И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
На иконе мы видим Бога Отца и Бога Сына. А между ними в виде голубя парит Бог Дух Святой.
Обратите внимание на пророков, окружающих Трон Божий. Это те самые, про которых в Символе веры сказано: …глаголавшаго пророки.
Во едину … Церковь.
Иконописец изобразил всех святых, собранных вкупе. Тут и ветхозаветные святые, и новозаветные. Все составляют Единую Церковь. Немного курьезно, что над всеми парит Святитель Николай Чудотворец, любимый русский святой.
Во едину …Апостольскую Церковь.
Интересная трактовка сюжета. Как известно, наша Церковь имеет основанием Иисуса Христа, Который избрал Себе служителей – Апостолов. На иконе мы видим, что в центре всех наиболее авторитетный (по мысли автора иконы) Апостол – Иаков, брат Господень. Как на иконе подписано: Первосвященник.
Почему Иаков изображен как самый главный? Мы знаем, что в кругу Апостолов первенствующим был Ап. Петр. Может быть, потому, что Иаков возглавлял Иерусалимскую общину христиан и из Иерусалима потом христиане отправились по всему миру?
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
На иконе Христос посылает Апостолов проповедовать и крестить.
Чаю воскресения мертвых
Показано, как пробуждаются все находящиеся в земных гробах, а также воскресают утонувшие и съеденные рыбами. Мы сегодня легко относимся к кремации покойников. Это удобно и гораздо дешевле, чем погребение в земле. Древние христиане нас бы не поняли.
Дело в том, что наше тело – не просто ненужная сброшенная оболочка. Во время воскресения из мертвых что-то произойдет с нашими телами (если они остались на земле). Мы помним, что и во время Воскресения Христова Его тело изменилось и исчезло. Так же тела покойных (или останки) нужны и для воскресения других людей.
Конечно, всегда ставился вопрос: а что будет с теми, чьих тел не сохранилось? И Священное Писание и Предание Церкви однозначно отвечают на этот вопрос: Бог силен воскресить любого человека, даже если его тело совсем исчезло. Но в принципе, нужно стараться останки покойного сохранить.
И жизни будущаго века. Аминь.
Воскресшие праведники ликуют!
Обратите внимание на замечательную деталь: иконописец отдельно написал Аминь и под ним указал трех мужей. Каким образом эти три достопочтенные старца иллюстрируют краткое слово Аминь. Присылайте свои мнения. Через несколько дней напишу в комментарии верный ответ.