Все о религии и вере - "молитва пророку амосу" с подробным описанием и фотографиями.
Содержание
Молитва пророку амосу
Илья Пророк
Пророк (гр. [греч] προφητης, лат. propheta), разряд ветхозаветных святых, почитаемых христианской церковью как провозвестники воли Божией, предрекавшие приход Христа. Пророк – это лицо, говорящее от имени Бога, сообщающий народу Божий слова; эти слова могут быть как пророчеством в узком смысле, т.е. предвозвещением будущего, так и наставлением или утешением. В Св. Писании подчеркивается, что пророки призываются Богом, т.е. пророчество всегда выступает как дар, как избрание свыше, а не как решение самого пророка о своей судьбе. Как говорится в Книге пророка Амоса, “Господь Бог сказал – кто не будет пророчествовать?” (Ам. 3. 8).
Пророчество присутствует в св. истории с самых ранних времен. В Св. Писании пророками именуются ветхозаветные патриархи Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей. Со времени Самуила пророчество образует непрерывную традицию учителей и учеников, продолжающуюся до Боговоплощения. Эта традиция отразилась в пророческой литературе, в пророческих книгах Ветхого Завета; четыре из них принадлежат великим пророкам Исаии, Иеремии, Иезекиилю и Даниилу, двенадцать – малым пророкам: Осии, Иоилю, Амосу, Авдию, Ионе, Михею, Науму, Аввакуму, Софронии, Аггею, Захарии и Малахии. Когда пророчество в Израиле прерывается в эпоху Маккавеев (I Макк. 9. 27), Израиль воспринимает это как “великую скорбь” и живет в ожидании обетованного пророка; приход Иоанна Крестителя и понимался как исполнение этого обетования. Иоанн Креститель выступает как последний из пророков, он возвещает покаяние и близость Царствия Небесного, т.е. приход Мессии, Христа (“В те дни приходит Иоанн Креститель. и говорит: покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему” – Мф. 3. 2-3). Христос (равно как затем и апостолы) постоянно ссылается в Своей проповеди на “закон и пророков”, показывая народу, что Он и есть тот Мессия, о котором возвещали пророки
Еще в дни Ветхого Завета Господь сказал людям: "Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам", — читаем мы у пророка Малахии (Мал. 3:7).Бог только зовет к Себе. Он никого не заставляет насильно веровать в Себя. Ни от кого из нас не отнимает того дара, которым Он наградил нашу бессмертную душу, — ее свободной воли. Он ждет, что мы своим сердцем обратимся к Нему."Сын Мой! отдай сердце твое Мне. " — говорит человеку Господь (Притч. 23:26). Ждет Господь, терпеливо ждет обращения людей, потерявших веру. Поверь в Бога — Творца твоего. Открой перед Ним твое сердце, быть может, исстрадавшееся, изболевшее за годы богоотступничества. И ты почувствуешь, как обильно потечет в него поток благодати Божией. Почувствуешь, как радует, утешает и подкрепляет Господь верующее в Него сердце .Но знайте — Богу нужна не мертвая вера, а та, которая живет во всем внутреннем существе человека. Когда все наши мысли направлены к Господу. Когда сердце наше жаждет жить с Богом, не разлучаясь с Ним. Когда воля наша хочет исполнять заповеди Божий, идти за Господом до конца дней своих .Такая живая вера вдохновляет, является движущей силой на всем нашем жизненном пути, спасает нас, составляет счастье нашей жизни.Вот такую веру имел пророк Илия. И мы все, дорогие мои, должны трудиться над тем, чтобы вера наша была именно такой, если мы считаем себя детьми Божиими. Святой пророк Илия принадлежит к числу избранных великих мужей благочестия, которые, подобно звездам, сияли на тверди ветхозаветной церкви, прообразуя пришествие .. мир Солнца Правды — Христа Спасителя. И своей ревностью о славе Божией поучает нас всегда помнить о своем призвании — быть истинными последователями Господа нашего Иисуса Христа, строгими исполнителями Его святой воли .Мы должны приучить себя к исполнению заповедей Божиих. Воспитать в себе такое настроение, при котором жизнь вдали от Бога просто немыслима для нас.Этим мы будем приближаться к той жизни, которую вел пророк Илия.Ныне ублажаемый праведник именуется пророком. Но был он и великим чудотворцем. По его молитвам для вразумления нечестивцев небо заключалось — не давало дождя. По его голосу в нужный момент и дождь проливался на землю целыми потоками. Молитва его низводила огонь с неба для сожжения жертвы, дабы посрамить идольских жрецов.Но ведь был он таким же человеком, как и все мы. Значит, его подвиги и действия доступны каждому верному рабу Божию. Ведь Бог Илии (4 Цар. 2:14 [1]) есть и Бог всех нас. Хотя пророк Илия в своих дивных делах показал себя превыше всей природы, мы знаем, что возможность подражать ему дана всем людям, верующим в Бога. Для всех Господь произнес слова: "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им. " (Мар.16:17-18).И, если человек верует так, как нужно, ему обещано Богом, что он сможет делать не только великие дела, которые творил при земной жизни Сам Христос Спаситель, но еще и большие."Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит" (Иоан.14:12). Значит, какие великие возможности даны верующему человеку!Господь сказал: "Все, что попросите в молитве с верою, получите". И еще: "Все возможно верующему".Но мы, дорогие мои, так далеки от христианского совершенства. И, конечно, не способны творить даже малые чудеса. Нам хотя бы в полной мере сознавать, какой великий дар Божий наша православная Христианская вера, и не переставать от всего сердца благодарить Бога.Вера — это наш светильник, который светит нам на жизненном пути. Она, как духовное солнце, согревает нас. Учит, как надо жить, чтобы достигнуть вершин доступного человеческим силам духовного совершенства.Вера открывает перед нашими духовными очами небесный духовный мир. Дает нам знание о Боге — Боге Вечном, Всемогущем, Вездесущем, Всевидящем.Вера наша говорит нам о том, что мы имеем бессмертную душу и что обычная для всех людей телесная смерть не есть уничтожение нашей личности, а только переход в жизнь вечную, не имеющую конца. Наша искренняя вера — это то духовное солнце, которое согревает нас, если мы унываем или скорбим, когда посещают нас несчастия.Вера учит всему возвышенному, благородному, чистому, светлому.Живая вера, проникающая все наше внутреннее существо, помогает нам жить так, что первой нашей мыслью является мысль о Боге и основное наше желание — быть ближе к Нему.Пророк Божий Илия, проповедуя веру в Бога, знал своим верующим сердцем, что вера — это лучшее украшение, лучшее богатство, лучшая драгоценность для человека, поэтому так тяжело переносил он, что богоизбранный народ, забыв веру в истинного Бога, стал поклоняться идолам.Бог, утешая Своего верного раба, открыл ему, что не весь Израиль отступил от Него. Что есть еще достаточно (7 тысяч) верных Его рабов, не поклоняющихся идолам.Много чудесного связано с жизнью пророка Илии. Но самое поражающее наш ум чудо произошло при конце его жизни. Как все мы хорошо знаем, он был вознесен на небо живым на огненной колеснице. В жизни своей пророк Илия выделялся среди других ветхозаветных праведников особой любовью к Богу. Его ревность о Боге была так велика, что весь он представляется нам как бы объятый пламенем. И в конце его земной жизни пламенный вихрь на огненной колеснице унес его на небо. Подобного не было ни до него, ни после него. И, вероятно, такое уже больше не повторится.Когда мы, возлюбленные, думаем о святых,— мы думаем о их величии, они представляются нам героями духа. Но "сила Божия в немощи совершается".Дерзнем и мы, по силам нашим, в чем-либо подражать ныне прославляемому пророку Божию.Велика была верность Богу и сила молитвы пророка Илии. Вот и возьмем себе за правило в жизни своей подражать ему в этом. А прежде проверим себя, живем ли мы по вере нашей.Еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова было сказано: "Внимай себе, если хочешь спастись!"Проверим, живем ли мы так, что в конце жизни не будет у нас горького раскаяния, что шли мы всю жизнь не той дорогой? Использовали ли мы те дни, годы, дарованные нам Господом, для подготовки себя к вечности? Стремимся ли мы украсить свою душу той красотой, в которой мы должны предстать пред Богом?Напомним себе, что Бог потребует от нас дел любви, смирения и кротости, и терпения в трудах во имя вечной жизни.Дорогие мои, земная жизнь дается каждому из нас только один раз. Проверяйте себя, пока еще есть время сбившемуся с пути найти верную дорогу.Постараемся жить так, чтобы узнал Господь в нас Своих детей и не отвернулся от нас.Праздники в честь святых помогают нам делать такие проверки. Нам не по силам их жизнь. Но стремиться к их подвигам мы должны.Прославляя сегодня пророка Божия Илию, будем просить его, чтобы по его молитвам иметь нам веру непоколебимую, надежду несомненную, любовь нелицемерную, молитву пламенную и ревность о славе Божией.Будем просить угодника Божия, чтобы он помог нам укрепить наши веру, и молитву, и желание жить по правде Божией.
"Величаем тя, святый пророче Божий Илие, и почитаем еже на колеснице огненней преславное восхождение твое!"
Настоятель храма Архангела Михаила протоиерей Роман Уточкин.
Пророк Амос в Библии
Пророк Амос – один из двенадцати малых пророков. Амос был старшим современником пророков Осии и Исаии. Амос проповедовал с 760 до 755 года до н. э. во время правления Иеровоама II (786-746 до н. э.). Родом Амос был из Южного царства, Иудеи, но проповедовал в Северном царстве Израиля. Амос проповедовал и писал во времена относительного мира и процветания. Он выступал против социального разрыва между богатыми и бедными. Главная тема его творчества — социальная справедливость, Божье всемогущество и легитимность исключительно Божественного суда. суждения легли пророчества. Его воззрения легли в основу Книги пророка Амоса, которая входит в состав пророческих книг Ветхого завета.
Житие пророка Амоса.
Перед тем, как стать пророком, Амос был обычным пастухом. Об этом говориться в 7 главе его пророческой книги:
я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы.
Библия говорит о том, что его служение началось за 2 года до большого землетрясения, описанного в его книге, а также в 14 главе Книги пророка Захарии.
Его деятельность выпала на удачное время правления Иеровоама II. Этому правителю Северного царства удалось завоевать Сирию, Моав и Аммон, и тем самым увеличить территорию своих владений от источника Оронт на севере до Мертвого моря на юге. Северное царство было восстановлено практически до масштаба царства времен Соломона. Для Северного Царства наступил период мира и безопасности, отмеченный возрождением культурного и экономического развития. Однако, это было время расцвета социального неравенства и угнетения бедных и беспомощных. Многие также отвернулись от Бога в пользу языческих верований.
Амос – первый из пророков, кто записал свои пророчества. До сих пор нас чистота его стиля и поэтика его слога. Во всех этих отношениях он является духовным прародителем пророка Исаии. Все сведения, которые дошли до нас о пророке Амосе — из книги, которую он сам написал, поэтому сложно сказать, что правдиво, а что нет.
Амос проповедовал в Вефиле. Однако вскоре после его пророческих речей о падении правящей династии и Северного Царства, главный священник Амасия вынудил его прекратить публичные выступления и покинуть Северное Царство. Именно ввиду невозможности проповедовать перед народом, пророк Амос начал записывать свои пророчества. Весьма вероятно, что многие пророки Ветхого Завета были знакомы с письменными трудами Амоса.
Из апокрифической литературы известно, что пророка Амоса убил сын первосвященника Амасии. Похоронен он был на родине.
Основные мысли пророчеств Амоса.
- Всемогущество Бога и праведность божественного суда. Амос говорил, что вопреки расхожему мнению, Бог – не только Бог Израиля, но Бог для всего мира. Амос полагал, что Бог — Господь над всей человеческой историей, что все люди равны в Его глазах. Под этим пророк подразумевает, что нация может обратится к Богу и получить Божью заботу и любовь без какой-либо дискриминации. Для Бога нет ни географических границ, ни рас.
- Для Амоса религия и вера заключается не в ритуале, а в праведности. Яхве, Бог справедливости, требует правильной жизни, а не даров и жертвоприношений.
- Амос провозгласил этического и духовного Бога. Такой подход, естественно, подразумевает поклонение, которое включает в себя весь процесс общения человека с Богом.
Учение пророка Амоса.
Некоторые из основных учений:
- Молитвы и жертвоприношения не компенсируют плохие поступки.
- Внутренняя вера гораздо важнее, чем ритуал. Торжественное и пафосное поклонение не имеет никакой ценности. Единственное подлинное служение Богу состоит в справедливости и праведности.
- Амос верит в экономическую справедливость. Экономическое равенство, по мнению порока Амоса, необходимо для сохранения нации.
- Амос был бескомпромиссный монотеистом. Он не допускал существования других божеств.
- Связь Бога и народа Израиля основана на морали. Если народ Израиля падет ниже нравственных требований Бога, то их Завет, безусловно, будет распущен.
В Восточном православном литургическом календаре, день памяти пророка Амоса празднуется 15 июня.
Молитва пророку амосу
Новости
- 22 Ноябрь 2017
Обновления на сайте
Обновления на сайте
В раздел ТИПИКОН добавлена Глава 56. и Глава 57.
Объявления
- 08 Июль 2014
Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.
ПОИСК ПО САЙТУ
Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.
Пророк Амос в Православии
Имя Амос в переводе с еврейского языка означат – носитель бремени, или тяжесть, твердость, крепость.
Святой пророк Амос, один из 12-ти малых пророков, был уроженец небольшого города Фекои, находящегося недалеко от Вифлеема, в колене Иудином. Таким образом пророк Амос по своему происхождению принадлежал к Иудейскому царству. До призвания к пророческому служению Амос был один из пастухов фекоиских и был взят Господом прямо от стада (Ам. 7, 14-15).
Местом проповеднической деятельности Амоса было Израильское царство и именно город Вефиль. Свое служение пророк Амос проходил в царствование Иеровоама II, царя израильского и Озии, царя иудейского (Ам. 1, 1).
Несмотря на отсутствие образования, святой пророк Амос смело проповедовал, предсказывая бедствия за непослушание Богу не только израильтянам, но и соседним с Израилем народам.
Основная тема книги пророка Амоса – возвещение суда Божия десятиколенному израильскому царству за его нечестие.
Возвещение этого суда пророк начинает с иноземных народов, которых он обличает в разных преступлениях (Ам. 1, 1-2, 3), затем угрожает иудейскому царству, что огонь, посланный Иеговою, пожрет чертоги Иерусалима, за уклонение иудеев в след чужих богов (Ам. 2, 4-5), после этого пророк почти исключительно говорит о суде над Израильским царством.
Пророк упрекает самарийских вельмож, что они грабежом и насилием собирают себе сокровища (Ам. 3, 10), угнетают нищих (Ам. 4, 1), покупают неимущих за серебро и бедных за пару обуви (Ам. 8, 6), что берут взятки и извращают в суде дела бедных (Ам. 5, 12) за то, что насилием (Aм. 3, 10), обманной торговлей (Ам. 8, 5), взятками с бедных (Ам. 5, 11), вельможи самарийские строят великолепные дома, живут в роскоши и неге (Ам. 6, 3-6; 3, 12) и не заботятся о бедствии народном (Ам. 6, 6) и этим как бы насмехаются над освободившим их из Египта Господом (Ам. 2, 9-10).
Тяжесть указываемых преступлений увеличивалась тем, что Израиль не сознавал их, хотя Господь и вразумлял народ наказаниями (Aм. 4, 6-11), но он не вразумлялся.
Обличая преступления народа, пророк указывает ему и идеал нравственной жизни (Ам. 5, 4; 5, 14-15; 5, 24). Но народ в целой не способен уже принять увещания пророка и предотвратить наказание. По слову пророка, наказание неотвратимо и народ нигде не может укрыться от него (Ам. 9, 2-4).
Гибель предстоит всем святилищам народным, всем домам большим и малым и всему народу (Ам. 3, 14-15, 6, 7-11; 9, 1-4). Пророк возвещает гибель царского дома Иеровоама от меча (Ам. 7, 9), наступление разных физических бедствий (Ам. 6, 10; 7, 1-7; 8, 8), пленение народа (Ам. 6, 7) и переселение его за Дамаск (Ам. 5, 27), так же пророк указывает на лишение слова Божия и жажду слышания этого слова (Ам. 8, 11-13).
Но пророк Амос простирает свой взор и за пределы этого суда – к светлому будущему. Для Израильского царства, как самостоятельного, нет будущности и оно обречено на погибель. Но есть будущность для Иудейского царства и отдельных личностей Израильского царства – дом Давидов будет поставлен во главу очищенного народа, составленного из всех призывающих имя Господне. По внутреннему своему характеру, новое царство будет царством мира, изобилия всех благ и отсутствия великих бедствий (Ам. 9, 11-15).
По преданию, святой пророк Амос скончался от удара палкою между бровей при изгнании его из Вефиля по повелению Иеровоама, около 783 г. до Рождества Христова.
Святой пророк Амос оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 9-ти глав. Со стороны изложения книга пророка Амоса отличается высокими качествами и является одним из наиболее совершенных произведений ветхозаветной письменности.
Память святого пророка Амоса Православная Церковь празднует 15 (28) июня.
Амос 7 глава
Толкование Мэтью Генри на книгу пророка Амоса
В данной главе (I) Бог сражается с Израилем судами, но откладывает их и отвращает по молитве Амоса (ст. 1-6). 2. Терпение Бога истощается из-за их упрямства. Он отвергает их и приговаривает к полному уничтожению (ст. 7-9).
(II) Израиль сражается с Богом, составив оппозицию Его пророку.
1. Амасия выступает против Амоса (ст. 10) и делает все возможное, чтобы избавить страну от него как от нарушителя общественного порядка (ст. 12,13).
2. Амос оправдывает себя и свои действия как пророк (ст. 14,15) и предсказывает суды Божьи против Амасии – своего преследователя (ст. 16,17), ибо если возникает соперничество между Богом и человеком, то не сложно предугадать, кто выйдет победителем в любой ситуации.
Стихи 1-9. В данной ситуации мы видим, что Бог терпит долго, но не будет терпеть всегда раздражающий Его народ. И в данных стихах Он показал это пророку: «Такое видение открыл мне Господь Бог» (ст. 1,4,7). Он показал, что происходило в настоящее время и что случится в будущем, объяснил, что делал и что замыслил, ибо Господь Бог открывает Свои тайны рабам Своим, пророкам (Ам 3:7).
I. Здесь приводятся два примера щадящей милости Бога, проявленной Им посреди суда, описание которых настолько похоже друг на друга, что их лучше рассматривать вместе, хотя и по отдельности они довольно значительные.
1. В данных стихах Бог выступает против Своего греховного народа, посылая вначале один суд, а потом другой.
(1) Он начинает с наказания голодом. Это пророку явилось в видении. Он видел, что Бог создал саранчу и привел ее на землю, чтобы она съела ее плоды: чтобы таким образом земля лишилась своей красоты, а ее жители умирали от голода (ст. 1). Бог создал саранчу, и она была не только Его творением (мудрость и сила Бога проявляется и в формировании мелких насекомых: в строении муравья так же, как и в строении слона), но и инструментом Его гнева. Писание говорит, что Бог готовит зло против грешного народа (Иер 18:11). Эта саранча была создана, чтобы съесть траву на земле, и поэтому огромное ее количество было подготовлено соответствующим образом. Она была послана в начале произрастания поздней травы, после царского покоса. Обратите внимание, что суд был смягчен милостью, предшествовавшей ему. Бог мог послать этих насекомых, чтобы они съели траву в начале первого покоса, весной, когда трава была особо необходимой, обильной и наилучшего качества, но Бог допустил, чтобы она выросла, и позволил собрать ее; царские покосы были благополучно собраны и сложены, ибо сам царь питается от поля (Еккл 5:8, англ. пер.) и он испытывал бы неудобство при отсутствии травы так же, как и при отсутствии другой статьи своего дохода. В то время царем Иудеи был Озия, который любил земледелие (2Пар 26:10), и саранча была послана, чтобы съесть только позднюю траву, которая вырастает после первой и ценится значительно ниже. Милости, которые Бог дает и которыми продолжает обеспечивать нас, многочисленнее и значительнее тех, которые Он отбирает у нас; и это является хорошим основанием, почему мы должны быть благодарны Ему И не жаловаться. Воспоминания о милостях, сопутствующих первой траве, должны побудить нас подчиниться воле Бога, когда мы сталкиваемся с разочарованиями, связанными с поздней травой. Видение показывает пророку, что этот суд далеко распространяется. Саранча съела траву па земле, которая предназначалась для скота, и его владельцы, конечно же, страдали от этого. Некоторые понимают эти слова фигурально как относящиеся к напавшей на них армии, которая все опустошила и уничтожила. Во времена Иеровоама царство Израиля начало восстанавливаться после опустошений, имевших место во время предыдущих правлений (4Цар 14:25);
поздняя трава быстро выросла, после того как был скошен царский покос царем Сирийским, о чем мы читаем в 4Царств 13:3. И тогда Бог поручил царю Ассирийскому с армией саранчи напасть на них и опустошить всю страну. Об этом народе говорится в Ам 6:14: он будет теснить их от входа в Емаф до потока в пустыне; похоже, эти слова ссылаются на 4Царств 14:25, где сказано, что Иеровоам восстановил пределы Израиля от входа в Емаф до моря пустыни. Бог может вновь все разрушить, если мы думаем, что все довольно благополучно восстановлено.
(2) Далее Он переходит к наказанию огнем, чтобы показать, что в Его колчане много стрел – много способов смирить греховный народ (ст. 4): «Господь Бог произвел для суда огонь». Он боролся, ибо суды Божьи над Его народом – это Его способы противостоять ему; ими Он осуществляет против них Свои действия; и все Его выступления не являются беспричинными и безосновательными. Он произвел огонь для суда; через Своих пророков Он извещал народ о Своем противостоянии и составил заявление, объясняющее его значение. Или имеется в виду, что Он призвал Своих ангелов или других Своих служителей справедливости, которые должны были заняться этим. Среди них был зажжен огонь, под которым, возможно, подразумевается сильная засуха (жар солнца, который должен был нагреть землю, иссушил ее и сжег корни травы, ростки которой съела саранча);
или сильная лихорадка, являющаяся огнем для костей, которая поглотила и съела толпы людей; или молния – огонь с небес, поглотивший их дома, подобно тому как были поглощены Содом и Гоморра (Ам 4:11), или пожар, возникший в их городах в результате несчастного случая или от руки врагов, ибо огонь и меч обычно идут рядом. Так были опустошены города, в то время как поля были уничтожены саранчой. Огонь, произведенный Богом, нанес ужасное опустошение; он пожрал великую пучину подобно тому, как огонь с небес, опустившийся на жертвенник Илии, поглотил всю воду во рве. Хотя вода, предназначавшаяся для препятствия и гашения огня, была похожа на воду из великой бездны, но огонь пожрал ее, ибо кто или что может устоять перед огнем, зажженным гневом Божьим! Он пожрал часть, большую часть тех городов, куда был послан, или напоминал огонь у Таверы, истребивший край стана (Числ 11:1);
хотя некоторые были истреблены, но другие спаслись, как головни, выхваченные из огня. Все заслужили смерти от огня, но он съел только часть, ибо Бог не возбуждал весь Свой гнев.
2. Пророк выходит, чтобы встретиться с Богом, выступившим со Своими судами, и молитвой старается отвратить Его гнев (ст. 2). Когда в видении он увидел, какое огромное и ужасное опустошение нанесла саранча, когда окончила есть траву на земле (он предвидел, что так и будет, если позволить ей двигаться дальше), то сказал: «Господи Боже! Пощади (ст. 2);
Господи Боже! Останови (ст. 5)». Пророк, проповедовавший народу о судах, тем не менее в своих ходатайствах о нем возражает против них. Он пророк и помолится о тебе. Служение пророка заключалось в том, чтобы молиться о тех, кому он пророчествовал, и тем самым показать, что хотя он возвещает, но не желает бедственного дня. А Бог показывает Своим пророкам приближающееся зло, чтобы они могли помочь народу, не только предупредив его, но и молясь о нем, чтобы могли встать в проломе для отвращения гнева Божьего, как это часто делал Моисей – великий пророк. Здесь обратите внимание:
(1) На молитву пророка:
[1] «Господи Боже! Пощади и убери грех» (ст. 2). Он видит, что корнем данного бедствия является грех, и из этого делает вывод, что прощение греха должно лежать в основе избавления; поэтому прежде всего молится об этом. Отметьте: какое бы бедствие ни обрушилось на нас, личное или государственное, мы особенно ревностно должны просить Бога о прощении греха.
[2] «Господи Боже! Останови и отврати суд; останови огонь, останови противостояние; прекрати негодование Твое на нас». Эти слова следуют после прошения о прощении греха. Уберите причину – и ее последствие прекратится. Отметьте: кто борется с Богом, тот очень скоро увидит, что ему необходимо вопить, прося перемирия; и тогда появляется надежда, что хотя Бог начал и далеко зашел в Своем противостоянии, но перемирие может быть заключено.
(2) Воззвания пророка усиливают эту молитву: «Как устоит Иаков? Он очень мал» (ст. 2). Эти слова повторяются и не являются напрасным повторением. Иисус, находясь в борении, прилежнее молился, вновь и вновь повторяя одни и те же слова.
[1] Он ходатайствовал о Иакове, о народе, исповедующем Бога, названным Его именем, – о семени Иакова, Божьего избранника, с Которым Он заключил завет. Именно дело Иакова раскрывает пророк в своей молитве перед Богом Иакова.
[2] Иаков очень мал – уже очень мал, слаб и унижен предыдущими судами, и поэтому если все это случится, то он будет практически уничтожен и превратится в ничто. Народа осталось немного; песок Иакова, который когда-то невозможно было исчислить, теперь очень легко пересчитать. Эти немногие оставшиеся немощны (это червь Иаков, Ис 41:14);
они не могут помочь себе или друг другу. Грех очень быстро делает великий народ маленьким, уменьшает народ многочисленный, доводит до обнищания богатых и делает храбрых малодушными.
[3] Как устоит Иаков? Он пал и не может подняться; у него нет друзей, которые помогли бы ему, и никого, кто поднял бы его, если только этого не сделает рука Божья; что станет с ним, если рука, которая должна поднять его, протянется против него? Отметьте: когда состояние Божьей Церкви весьма униженное и беспомощное, то очень хорошо в своих молитвах просить Бога смилостивиться.
3. Бог милостиво удаляет Свое противостояние в ответ на молитву пророка; об этом говорится дважды: «И пожалел Господь о том» (ст. 3). Он не изменил Свое намерение, ибо придерживается одного мнения, и кто может Его заставить переменить его? Но Он изменил метод, пошел другим путем и решил действовать милостиво, а не во гневе. «Не будет сего», – сказал Господь; и вновь (ст. 6): «И этого не будет». Саранча была приостановлена и отослана обратно; было остановлено продвижение огня, и таким образом народу была дана отсрочка. Посмотрите на силу молитвы – на усиленную молитву. как много она может и что побеждает. Много раз суды были остановлены благодаря молитве, обращенной к Судье. Это был не первый раз, когда жизнь Израиля была спасена, ибо за нее просили. Посмотрите, каким благословением для страны являются молящиеся люди; поэтому их нужно высоко ценить. Она много раз погибла бы, если бы они не стали в пролом и не призвали бы добро. Посмотрите, насколько Бог готов и стремителен, чтобы оказать милость, как Он желает помиловать. Амос ходатайствовал об отсрочке и получил, ибо Бог хочет дать ее и с нетерпением ожидает, когда можно будет оказать ее, найдется ли кто-нибудь, кто ходатайствовал бы о ней (Ис 59:16). Подобным образом прежние отсрочки не противоречат дальнейшим проявлениям милости, а ободряют молиться и надеяться на них. Они не будут больше прежних. Слава Бога заключается в том, что Он умножает прощение, щадит и прощает до седмижды семидесяти раз.
II. Но далее Бог отказывается от тех, кому часто давали отсрочки, но они так и не изменились, кто оказался в стесненных обстоятельствах, но так и не вернулся к Богу и своему долгу. Об этом пророку сообщается в видении (ст. 7), равно как и четко предсказывается об их полной гибели (ст. 9).
1. Это было видение о свинцовом отвесе – кусочке свинца, привязанном за конец веревки, которую обычно использовали каменщики и строители при возведении стены; благодаря этому прибору стена получалась ровной и крепкой, такой как надо.
(1) Израиль был стеной, крепкой стеной, которую возвел сам Бог как бастион или защитную стену для Своего святилища, поставленного среди них. Иудейская Церковь говорит о себе (Песн 8:10): «Я — стена, и сосцы у меня, как башни». Эта стена была возведена с помощью свинцового отвеса; она очень ровная и крепкая. Она имела очень хорошее строение, ее части были очень крепко соединены между собой, и все было организованно соответственно образцу; она в течение долгого времени крепко стояла, как медная стена.
(2) А теперь Бог стоял на этой стене, но не для того, чтобы поддержать, а чтобы растоптать ее, или, скорее, Он думал, что с ней сделать. Он стоял на ней, и в руке у Него свинцовый отвес, чтобы произвести измерения и проверить, не наклонилась ли она и не нависла ли. Recti est index sui et oblique – этот отвес должен был показать, не искривилась ли она. Так Бог хотел испытать народ Израиля, открыть его нечестие и показать, в чем они должны измениться; и для того чтобы наказать их справедливо, Он принес и положил отвес среди Своего народа, чтобы отметить, до каких пор их стена должна быть снесена; подобным образом Давид отмерил моавитян веревкою (2Цар 8:2) на умерщвление. А когда Бог собирается уничтожить народ, то, по словам Писания, Он ставит суд мерилом и правду весами, ибо когда Он наказывает, то все совершает справедливо. Теперь же решено: «Не буду более прощать ему»; Он больше не будет щадить и давать им отсрочку, как раньше (Ам 1:3). Отметьте: терпение Бога, против которого так долго грешили, наконец иссякло; и теперь настало время, когда те, кого так часто щадили, не будут пощажены. Не вечно Духу Моему сражаться. После частых отсрочек наконец настанет день приведения приговора в исполнение.
2. Это предсказание о полной гибели (ст. 9).
(1) Народ будет истреблен вместе со всеми вещами, которые украшали их жизнь и служили защитой. Здесь их называют Исааком, Израилем и домом Исааковым (ст. 16);
некоторые полагают, что тем самым подчеркивается значение имени Исаака – смех; они стали насмешкой среди всех соседних государств, и соседи будут смеяться над ними. Опустошение воцарится на их высотах и в святилищах – то ли в чертогах, то ли в храмах, которые строились на высотах. Они считали свои дворцы надежными, свои храмы священными как святилища, но они будут опустошены и разрушены, чтобы наказать их за идолопоклонство и постыдить за плотское упование, ибо именно за эти грехи Бог боролся с ними. Когда их дворцы и храмы будут разрушены, то в своем наказании они увидят свой грех и безрассудство.
(2) Вначале погибнет царская семья в качестве залога гибели всего царства: «Я восстану с мечом против дома Иеровоамова». Иеровоам Второй в то время был царем десяти колен; его семья была полностью уничтожена со смертью его сына Захарии, который был убит пред народом Саллумом, составившим заговор против него (4Цар 15:10). Как бы неправедны ни были задействованные инструменты, но Бог был праведен, и в их лице Он восстал против этой царской семьи идолопоклонников. Даже царские дома не станут прибежищем от меча гнева Божьего.
Стихи 10-17. Кто-то мог ожидать, (1) что события, с которыми мы столкнулись в первой части данной главы, пробудят народ к покаянию, когда они увидят, что отсрочка была им дана лишь для того, чтобы у них было время покаяться, и что они не могут получить прощение, пока не покаются.
(2) Что это заставит их полюбить пророка Амоса, который не только проявил свое доброжелательство к ним в своей молитве, прося отменить суды, обрушившиеся на них, но которому также удалось отвратить эти суды; и если бы они имели хоть какое-то чувство благодарности, то обратили бы на него часть своей любви. Но все было наоборот; они, как и раньше, отказывались раскаяться, и следующая новость, дошедшая до нас об Амосе, гласит, что его начали преследовать. Отметьте: великие святые прославились тем, что молились о своих врагах, в то время как многих больших грешников позорит то, что они враждуют с теми, кто молится о них (Пc 34:13,15; 1 8:4).
І. Царю доставлена информация, порочащая пророка Амоса (ст. 10,11). Информатором был Амасия – священник Вефильский, глава священников, служивших там золотому тельцу, управляющий Вефилем (читают некоторые), чье мнение было решающим в рассматриваемых там гражданских делах. Он жаловался на Амоса, что тот не только пророчествует, не получив у него разрешения, но и пророчествует против его жертвенников, которые скоро будут оставлены и разрушены, если люди начнут верить проповедям Амоса. Подобным образом Павла ненавидели изготовители святынь в Гфесе, ибо его проповедь могла упразднить их торговлю. Отметьте: великие притворщики в своей любви к святости чаще всего являются наихудшими врагами тех, кто действительно освящен. Священники были самыми яростными преследователями. Амасия доставил информацию, порочащую Амоса, Иеровоаму. Обратите внимание:
(1) ему предъявляется обвинение в измене: «Амос производит возмущение против тебя, чтобы свергнуть и убить тебя; он хочет занять твое место и предпринимает самые действенные методы, чтобы ослабить тебя. Он сеет семена недовольства тобой и твоим правлением в сердцах добрых подданных и подстрекает к мятежу, чтобы постепенно сделать их неверными тебе; и в связи с этим земля не может терпеть всех слов его». Глупо было внушать царю, что вся страна настроена против него; это приводилось для того, чтобы показать, что его проповедь была невыносимой, что никто не мог примириться с ней и она ни в коем случае не выдержит испытаний временем. Дерзость предполагаемого предательства и плохое влияние, которое оно может оказать на страну, подразумеваются в той части обвинения, где говорится, что он производит возмущение среди дома Израилева. Отметьте: не впервые обвинители братьев наших неверно представляют их как врагов царя и царства, как предателей своего правителя и возмутителей земли, когда на самом деле они их наилучшие друзья. Лукавым людям свойственно провозглашать честью страны то, что по своей сути далеко от правды. И здесь, мне кажется, нет сомнений в том, что люди, как и их священники, не желали, чтобы им все честно говорили.
(2) На слова, изложенные в обвинении для его поддержки (ст. 11): «Так говорит Амос (и у них есть свидетели, готовые подтвердить это): меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным»; из этих слов они сделали вывод, что он является врагом царя и страны и с ним нельзя мириться. Посмотрите на злобность Амасии: он не рассказывает царю о том, как Амос ходатайствовал об Израиле и что благодаря его ходатайству был отвращен один, а затем другой суд, что он не оставлял своего дела, пока не увидел, что издан указ; он не рассказал царю, что эти угрозы были условными и что пророк всегда заверял людей в том, что если они покаются и изменяется, то гибель можно будет предотвратить. Более того, неправда, что он сказал: «От меча умрет Иеровоам», ибо он не от этого умер (4Цар 14:28);
он говорит, что Бог восстанет с мечом против дома Иеровоамова (ст. 9). Божьи пророки и служители часто имели повод жаловаться, как Давид (Пс.55;6): «Всякий день извращают слова мои». Но разве можно стражника обвинять, если, видя приближающийся меч, он предостерегает, чтобы народ мог позаботиться о безопасности? Разве виновен врач, когда говорит пациенту об опасности его болезни, чтобы тот воспользовался средствами для ее исцеления? Какими же врагами для самих себя, своего мира и для своих наилучших друзей являются безрассудные люди! Не говорится о том, что Иеровоам обратил внимание на эту информацию; возможно, он уважал пророка и с большим благоговением относился к божественной власти, чем его священник Амасия.
II. Методы, которые он использует, чтобы убедить Амоса оставить страну и удалиться (ст. 12,13). Когда он не смог добиться своей цели и убедить царя заключить Амоса в тюрьму, изгнать, предать смерти или, по крайней мере, напугать его, чтобы тот замолчал или убежал, он попытался сделать все возможное с помощью «честных» средств, чтобы избавиться от него. Амасия вошел к нему в доверие и, применяя искусство лести, попытался убедить его идти пророчествовать в землю Иудину, а не в Вефиле. Он признал Амоса провидцем и не старается заставить его молчать, а советует ему:
1. Покинуть Вефиль, который не является достойным местом для его служения, ибо там находилась святыня царя, или святилище, где он имеет свои идолы, их жертвенники и их священников. Там находился царский двор, или дом царства, где проживала царская семья и были поставлены престолы суда; поэтому в Вефиле больше не пророчествуй. Но почему? –
(1) Потому что Амос был слишком примитивным и резким проповедником для двора и святыни царя. Лишь те, которые носят шелк и красивую одежду и говорят приятные и мягкие слова, достойны царских дворцов.
(2) Потому что поклонение, совершающееся в святыне царя, будет постоянно раздражать и беспокоить Амоса; поэтому пусть уедет подальше отсюда, и тогда сердце не будет скорбеть о том, чего не видят глаза.
(3) Ибо негоже, чтобы царя и его семью публично оскорбляли в их собственном дворце и церкви обличениями и угрозами, которыми Амос постоянно раздражал их во имя Господа, словно исключительное право владыки, равно как и привилегии вельмож, когда они безрассудно бегут в пропасть, заключается в том, что никто не должен говорить им об опасности.
(4) Так как ему не стоило надеяться получить там поддержку и ободрение; наоборот: одни будут над ним издеваться и шутить, а другие – угрожать и пугать. Как бы ни было, ему не стоит надеяться, что удастся обратить там некоторых или убедить их оставить идолопоклонство, которое поддерживалось властью и примером самого царя. Проповедовать там его доктрину (как мы сказали бы) было все равно что идти против рожна; поэтому в Вефиле больше не пророчествуй.
2. Что земля Иудина будет самым подходящим местом для его служения: «Удались туда как можно быстрее и там ешь хлеб и там пророчествуй. Там ты будешь в безопасности; там ты будешь желанным гостем; там царский двор и церковь будут на твоей стороне; там пророки будут поддерживать тебя; священники и князья обратят на тебя внимание и выделят тебе приличное содержание». Посмотрите:
(1) как сильно нечестивые люди хотят избавиться от своих честных обличителей, насколько они готовы сказать провидцам: «Перестаньте провидеть, или не пророчествуйте нам». Два пророка мучили живущих на земле (Отк 11:10);
безусловно, жаль, что люди будут мучимы до времени, но это делается для того, чтобы предотвратить вечные мучения.
(2) Насколько склонны мирские люди оценивать других по себе. Амасия, как священник, прежде всего стремился получить прибыль от своего служения, и он думал, что Амос, как пророк, имеет то же стремление; поэтому посоветовал ему пророчествовать там, где он сможет есть хлеб, где он сможет иметь наверняка столько, сколько ему нужно, в то время как Амос должен был проповедовать там, куда Бог послал его, где больше всего нуждались в нем, а не там, где он может получить больше денег. Отметьте: кому благочестие служит для прибытка, кто руководствуется надеждой разбогатеть и продвинуться, тот считает эти принципы самыми могущественными побудительными силами и у других.
III. Ответ Амоса на предложения Амасии. Он не советовался с плотью и кровью, не старался обогатиться, но исполнить свое служение, чтобы его признали верным по его окончании; он не старался остаться целым и невредимым, а сохранить добрую совесть, поэтому решил остаться в прежнем положении, и в ответ на предложение Амасии:
1. Оправдал свое постоянство в служении и выборе места для пророчества (ст. 14, 15). Приведенные им доводы не только оправдывали, но и обязывали его совершать служение, ибо Бог дал ему право и повеление совершать его: «Я – не пророк и не сын пророка, я не был рожден и воспитан для этого служения и по своему рождению не предназначен быть пророком, как Самсон и Иеремия. Я не воспитывался в школе пророков, как многие другие, а был пастухом – следил за стадом и собирал сикоморы». Наши сикоморы не приносят плодов, но их, похоже, плодоносили; и Амос собирал их то ли для своего скота, то ли для себя и своей семьи, то ли для продажи. Он был обычным сельским жителем, разводил скот, занимался земледелием и привык к деревенской жизни. Он ходил не только за овцами, но и за крупным скотом, и оттуда Бог взял его и велел идти и пророчествовать Его народу Израиля, передавать им послания, которые он время от времени будет получать от Господа. Бог сделал его пророком для них, определил его для этой работы и назначил на этот пост. Он не должен был молчать, ибо (1) мог предъявить божественное поручение, которое совершал. Он не приступил к его исполнению до того, как был послан, а, как Павел, ссылается, что был призван апостолом; и если люди будут противоречить и противостоять тем, кто послан во имя Бога, если будут говорить провидцам: «Не пророчествуйте» или заставлять молчать тех, кому велено говорить, то это приведет их к гибели; таковые являются богопротивниками. Оскорбление, нанесенное посланнику – это оскорбление, нанесенное пославшему его владыке. Имеющие предписание от Бога не должны бояться лица человека.
(2) Низкое положение, которое он занимал до того, как принял поручение, укрепило его права, а не ослабило их.
[1] Никогда раньше он не думал о том, чтобы стать пророком, и поэтому его пророчество нельзя было воспринимать как большие надежды или воспаленное воображение, а только как божественное побуждение.
[2] Он не был воспитан или наставлен в искусстве или таинстве пророчества, а, следовательно, получил свои способности непосредственно от Бога, что является неопровержимым доказательством того, что у него было поручение от Него. Апостолы, которые по своему происхождению были необразованными и невежественными людьми, свидетельствовали о том, что получили свои знания благодаря тому, что были с Иисусом (Деян 4:13). Когда сокровище положено в такие глиняные сосуды, то это свидетельствует о преизбыточной силе Бога, а не человека (2Кор 4:7).
[3] Он честно трудился и благодаря своей работе мог хорошо содержать себя и свою семью, поэтому ему не нужно было пророчествовать ради куска хлеба, как предложил Амасия (ст. 12), ему не нужно было заниматься этим, как торговлей, чтобы прожить; он исполнял свой долг, чтобы почтить Бога и сделать добро.
[4] На протяжении всех дней своей жизни он привык к размеренному простому образу жизни среди бедных земледельцев, никогда не любил ни веселья, ни лакомств и поэтому никогда не оказался бы вблизи царского двора и церкви, если бы служение, к которому Бог призвал его, не потребовало его присутствия там.
[5] Так как он был низкого происхождения, то не обладал бы смелостью говорить с царями и великими мужами, особенно говорить им такие дерзкие и обидные вещи, если бы не был вдохновлен более великим духом, чем его собственный. Если бы пославший его Бог не укрепил его, то он не смог бы держать лицо свое, как кремень (Ис 50:7). Отметьте: Бог часто избирает немудрое и немощное мира, чтобы посрамить мудрых и сильных; и пастух Фекойский стыдит священника Вефильского, когда принимает от Бога власть и способности служить вместо него.
2. Осуждает Амасию за оказанное ему противодействие и возвещает о судах Божьих, направленных против него, но делает это не из личного негодования или мести, а от имени Господа и властью, данной Им (ст. 16,17). Амасия не хотел вообще позволить Амосу проповедовать, и поэтому Амосу велено проповедовать против него: «Теперь выслушай слово Господне, слушай и трепещи». Кто не может слушать об общих бедствиях, коснувшихся всего государства, тот должен быть готов столкнуться с личными бедами. Здесь Амасия обвиняется в том, что запрещал Амосу пророчествовать; мы не находим, чтобы он подвергал его телесному наказанию или заключал в колоду – он только хотел заставить его молчать: «Не пророчествуй на Израиля и не произноси слов на дом Исааков». Он не должен не только осуждать их, но и произносить слов на них; он не мог вынести даже самых незначительных и мягких упреков. Поэтому пусть узнает свой приговор.
(1) За то, что он противодействовал Амосу, Бог уничтожит его самого и его семью. Это был грех, который переполнил меру его беззаконий.
[1] Он не получит никакого утешения от своих родственников, а будет страдать из-за тех, кто для него ближе всего: жена его станет блудницей (англ. пер.);
то ли она будет насильственно обесчещена солдатами, как наложница левита была изнасилована мужами Гивы (они бесчестили жен на Сионе, Плач 5:11), то ли добровольно станет блудницей; и хотя это будет ее грех, ее великий грех, но он будет страдать от этого, это станет его позором и великим наказанием за то, что он способствовал распространению духовного блуда. Иногда грехи наших близких нужно рассматривать как суды Божьи, коснувшиеся нас. Его дети хотя и сохранят свою честь, но не останутся в живых: сыновья и дочери его падут от меча войны, а он сам останется жив, чтобы видеть это. Он воспитывал их в беззаконии, и беззаконием Бог истребит их.
[2] Он лишится всего своего имущества; оно попадет в руки врага и между солдатами будет разделено вервью – жребием. Недолго сохранится то, что было нечестно добыто.
[3] Он сам погибнет в чужой стране, а не в земле Израиля, которая была святыней Господа, – в земле нечистой, в языческой стране – самом подходящем месте, чтобы закончить свои дни такому отъявленному язычнику, который ненавидел и пытался заставить молчать Божьих пророков и сделал очень много для осквернения собственной земли идолопоклонством.
(2) Несмотря на оказанное им противодействие Амосу, Бог навлечет гибель на землю и народ. Амасия обвинял пророка в том, что он говорил: «Израиль отведен будет пленным (ст. 11)», но Бог подтверждает его слова и повторяет их, ибо неверие человека не может сделать слово Бога недейственным. Можно бороться с бременем слова Божьего, но от него нельзя избавиться. Пусть Амасия гневается, раздражается и говорит обратное, но Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей. Отметьте: нет смысла сражаться с судами Божьими, ибо когда Бог судит, то Он побеждает. Закрывая уста Божьим служителям, нельзя остановить действие слова Божьего, ибо оно не вернется тщетным.