Все о религии и вере - "молитва после покаянного канона" с подробным описанием и фотографиями.
Содержание
Покаянный канон Богородице и Ангелу Хранителю
Согласно библейскому учению, уныние и скорбь – это состояния греховного плана. Поскольку человек, впадая в них, перестает представлять собой явление жизни, не излучает энергию жизненную. А ведь сказано: «По свету вашему да будет вам» (апостол Павел).
Потому важно, несмотря на разные ситуации и явления, которые происходят в жизни, даже попав в состояние уныния, стараться как можно скорее из него выйти.
Одним из способов, созданным еще в VIII веке нашей эры Святым Феостириктом, является пение Канона Покаянного ко Господу, Богородице, Ангелу-Хранителю. Об этом речь пойдет в данной статье.
Об авторе канонов
Монах Феостирикт (по другим источниками Феоктирист) жил в VIII веке нашей эры. Он был известным в то время почитателем священных икон и духовным писателем.
Как раз в годы его жизни правил в Греции Константин Копроним. Это был жестокий царь, поскольку период его правления считается временем развития иконоборчества в церкви. Константина Копронима даже сравнивали с языческим императором Диоклетианом, который жестоко издевался над христианами.
Также и этот правитель подвергал монахов за то, что те защищали христианскую веру, оберегали иконы, ужасным пыткам.
Так и Святой Феостирикт не явился исключением: горячей смолой ему были обожжены руки и нос. Других же били камнями.
Но этот старец, автор священных Канонов покаянных ко Пресвятой Богородице, все равно стойко перенес посланные ему испытания и прожил долгую, плодотворную жизнь, скончавшись в глубоком старческом возрасте.
В древних источниках сообщается, что святой часто испытывал состояние уныния из-за постоянного гонения со стороны правителя страны на христиан. Он глубоко переживал постоянно обрушивающиеся нападки.
А потому, будучи человеком глубоко верующим, а также духовным писателем, составил специальные песни-поэмы, которые названы Священными Канонами Покаянными Христу, Богородице, Ангелу-Хранителю. И они помогали монаху уходить прочь от негативного состояния и вновь приходить к радости и умиротворенности.
В настоящее время, верующие, которые применяют Каноны, также ощущают положительный результат относительно своего внутреннего состояния.
Их поют совмещенно “Покаянный Канон Господу, Богородице и Ангелу” или каждый по отдельности. Но это не влияет на смысл и результат.
Называются эти песни так:
- Покаянный канон молебный ко Пресвятой Богородице.
- Покаянный канон к Ангелу-Хранителю.
- Покаянный канон Иисусу Христу.
О языке песен-канонов
В статье размещен Канон Покаянный Пресвятой Богородице на русском языке. А также к Ангелу-Хранителю и Господу (объясняются на русском).
В храмах они поются на церковно-славянском языке. Но поскольку не все знают и понимают этот язык, песни переведены на русский, чтобы каждый мог четко уяснять смысл.
Также они переведены на другие языки мира, чтобы Каноны могли воспевать иные народности, почитающие православную веру.
Канон покаянный молебный Богородице
Начинается песнь с Тропаря Богородице (4 Глас), в котором говорится о том, что к Царице Небесной усердно обращается человек и перед Нею преклоняется, каясь и взывая о помощи из глубины души своей.
Далее, следует восхваление Богородицы и обещание человека никогда не отступать от Владычицы, поскольку именно Она – защита, опора, поддержка для земных праведников. Только благодаря Ей они свободны до сих пор.
Псалом 50 гласит о взывании к милости Божьей и просьба очистить от греха. Обновить сердце и дух. Наполнить радостью. Просьба помочь открыть уста и восхвалять Господа перед другими людьми, не ведая страха. О готовности жертвовать.
Начинается Канон Покаянный Богородице (на русском языке) с Гласа 8, Песнь 1, с Ирмоса – связующего смыслового звена между Тропарем и Каноном. Песня хвалы Богу.
Припев: просьба к Богородице о спасении от искушений, страстей, напастей и бед. Звучит слава Царице Небесной, что Сына-Спасителя родила. Просьба избавления от бедствий.
Песнь 3. Ирмос: просьба к Господу в утверждении любви человека к Нему.
- Припев первый: поется о том, что Богородица – Защитница и Покровительница человеческая, Причина всех благ.
- Припев второй: мольба о помощи к Богородице, чтобы смятение и уныние рассеялось. Называние Ее Родительницей Начальника Тишины.
- Слава (рекомендуется при этом произносить “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу”).
- И ныне (рекомендуется произносить: “И ныне и присно и во веки веков. Аминь”).
- Далее, просьба спасти от бед рабов Царицы Небесной (людей, почитающих Ее), поскольку к Ней обращаются в молитвах после Бога. Просьба о воззрении Ее на тело и душу человека скорбящего.
- Тропарь, Глас 2. Название Богородицы Горячим Ходатайством, Стеною неприступною, Источником милости, Прибежищем миру.
Песнь 4. Ирмос: понимание таинства Промысла Господня, прославление Бога.
- Припев первый: обращение человека к Царице Небесной об успокоении страстей волнения и бури согрешения.
- Припев второй: просьба к Богородице о милосердии.
- Припев третий: Благодарственная песнь Богоматери.
- Слава. Просьба о помощи.
- И ныне. Благодарность Царице Небесной, что Она Надежда и Утверждение, и Спасения Стена Непоколебимая.
Песнь 5. Ирмос: просьба к Господу-Человеколюбцу о просвещении Повелений Его и Мире.
- Припев первый: воззвание к Пречистой Богородице наполнить сердце человека радостью и весельем светлым.
- Припев второй: просьба избавить от бед.
- Слава. молитва к Богородице рассеять мглу человеческих согрешений.
- И ныне. Просьба об исцелении.
Песнь 6. Ирмос: молитва к Господу о возвещении печалей человека.
- Припев первый: просьба к Богородице молить Сына Ее от злодейства врагов избавить человека.
- Припев второй: обращение к Царице Небесной как Защитнице жизни и Охраны верной, расторгающую искушения, злобу нечистого, отгоняющую в молитве от страстей пагубных избавить человека.
- Слава. Просьба о спасении от страстей и бед.
- И ныне. Просьба о спасении от гибельных болезней тела.
Кондак. Глас 6. Обращение к Богородице как к Защите христиан надежной, Ходатайству перед Богом.
Второй кондак. Глас 6. Обращение к Пресвятой как единственной Помощнице и Надежде.
Стихира. Глас 6. Просьба к Богородице не о земном заступничестве, а о Небесном.
Песнь 7. Ирмос: песнь про юношей из Иудеи, которых сожгли за их веру в Троицу.
- Припев первый: воспевание Спасителя, который пришел на Землю через Чрево Богородицы – Защитницы Мира.
- Припев второй: обращение к Царице Небесной как к Матери чистой, которая родила Любящего Милосердие, в молитве избавления от согрешений и душевной скверны.
- Слава. Обращение к Господу, который явил Матерь Свою Сокровищницей спасения и Источником вечности.
- И ныне. Просьба к Богородице об исцелении душевных и телесных немощей человека.
Песнь 8. Ирмос: воспевание Царя Небесного.
- Припев первый: просьба к Царице Небесной не презреть помощи у Нее просящих, превозносящих Ее вовеки.
- Припев второй: воспевание Богородицы, как Врачевательницы немощей человеческих.
- Слава. Воспевание Девы, обильно изливающей исцеления тем, кто с Верою воспевает Ее.
- И ныне. Воспевание Девы, отражающей искушения.
Песнь 9. Ирмос: утверждение о том, что истинно Богородицей исповедуют Матерь Господа.
- Припев первый: просьба человека к Царице Небесной не отвергать слез его, но стереть их с лица.
- Припев второй: просьба наполнить сердце Радостью.
- Припев третий: просьба к Богородице сделаться Пристанищем, Защитой, Стеной непоколебимою, Убежищем, Покровом, Радостью для людей, к Ней прибегающим.
- Слава. Просьба к Царице Небесной Светом озарения прогнать мрак неведения.
- И ныне. Просьба об исцелении из немощи во здравие.
Стихиры, Глас 2. Песнь Богородице, восхваление и благодарность. Просьба молиться за спасение людей всех Святых.
Молитва в Покаянном Каноне ко Святой Богородице
После Канона следует Молитва к Царице Небесной. Она состоит из двух частей.
- В первой следует обращение-просьба о помощи, утешении, разрешении страданий и бед.
- А во второй части сначала идет молитва-ропот, плачь о помощи. Затем восхваление Богородицы, уже радостная просьба о помощи. И в заключении Канона Покаянного Богородице на русском языке звучит «Радуйся!».
Канон покаянный к Ангелу-Хранителю
Начинается с Тропаря, Гласа 6. Обращение к Ангелу Божьему, хранителю святому, утвердить ум человеческий на истинном пути, а душу воспламенить любовью к небесному Отцу.
Слава Отцу, и Сыну, и Духу Святому. И во веки веков. Аминь.
Богородице: просьба к Царице Небесной, Святой Владычице, молить о спасении души человеческой Христа и Ангела. И простить грехи.
Канон. Глас 8. Песнь 1. Ирмос: песнь благодарности Господу, что Он провел народ Свой через воды Красного моря.
- Припев первый: о милости к Иисусу Христу воспеть песнь и вознести хвалу Ангелу.
- Припев второй: просьба к Ангелу-Хранителю молить Бога о человеке, что в неразумии и лености пребывает в данный момент. Не оставить его погибающего.
- Слава. Просьба направить ум правильно, к Господу, и получить прощение грехов, и отвернуться от зла.
- И ныне. Просьба к Богородице молиться о человеке вместе с Ангелом-Хранителем.
Песнь 3. Ирмос: воззвание, что Господь – Утверждение и Свет.
- Припев первый: песнь о помышлениях и душе, устремленной к Ангелу-Хранителю. Просьба избавления от напастей вражеских.
- Припев второй: признание о враге, попирающем и наставляющем исполнять свои желания. Просьба к Ангелу о Защите.
- Слава. Просьба к Ангелу даровать возможность воспевать песнь Хвалы Богу и Ангелу-Хранителю.
- И ныне: просьба к Богородице исцелить язвы души и прогнать врагов, борющихся с человеком.
Седален. Глас 2. Воззвания к Ангелу о защите и сохранении от коварных уловок, о направлении к Жизни Небесной, о вразумлении, просвещении и укреплении.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. И во веки веков. Аминь.
Богородице: обращение к Пречистой вместе с Ангелом о помощи в избавлении от всякого затруднения, даровании умиления и света душе.
Песнь 4. Ирмос: услышание человеком о Таинстве Промысла Господня. Вразумление дел Его. И прославление Его.
- Припев первый. Просьба к Ангелу всегда молить Господа о человеке, не оставлять его, мир сохранять и спасение подавать.
- Припев второй. Молитва к Ангелу, как Заступнику и Хранителю жизни от Бога. Просьба от всяких бед освободить.
- Слава. Просьба об очищении и избавлении к Ангелу.
- И ныне: просьба к Богородице об избавлении от бед и затруднений.
Песнь 5. Ирмос: прославление Господа.
- Припев первый. Песнь к Ангелу-Хранителю молить Господа об избавлении от зол гнетущих.
- Припев второй: песнь к Ангелу, как Свету сияющему, просветить душу человеку.
- Слава. Просьба к Ангелу сохранять бодрствование в человеке.
- И ныне. Просьба к Деве Марии низложить вражеские возношения, а воспевающих Ее – возвеселить.
Песнь 6. Ирмос: о даровании Ризы.
- Припев первый: молитва к Ангелу о спасении от напастей и печалей.
- Припев второй: просьба к Хранителю освятить ум и мысли.
- Слава. Просьба к Ангелу-Хранителю сердце человеческое сохранять от смятения, бодрствующим быть в делах благих и направить к тишине животворящей.
- И ныне. Песнь восхваления Богородицы.
Кондак. Глас 4. Просьба к Ангелу о милосердии, не отлучении от человека, о просветлении.
Икос. Молитва-просьба к Ангелу-Хранителю о помиловании и сохранении души, о просветлении помыслами добрыми, о низложении злоумышленных против человека врагов, помочь стать ему достойным Царства Небесного.
Песнь 7. Ирмос: о юношах из Иудеи, которые оставались верными Святой Троице. За это были сожжены.
- Припев первый: просьба к Ангелу о милости, ибо Он заступник, наставник и хранитель жизни человека навеки.
- Припев второй. Молитва к Ангелу о защите души человеческой от нападений разбойников на пути и направлении ее на Путь покаяния.
- Слава. Просьба к Ангелу об исцелении посрамленной души человека.
- И ныне. По молитвам Богородицы, просьба премудростью исполнить и крепостью божественной.
Песнь 8. Ирмос: воспевание Царя Небесного.
- Припев первый: просьба к Ангелу-Хранителю утвердить жизнь человека и пребывать вовеки с ним.
- Припев второй: воспевание Ангела – души человеческой наставника и хранителя.
- Слава. Моление Ангела быть Покровом и Крепостной стеною во времена испытаний.
- И ныне. Просьба к Богородице быть для человека, верующего в Нее, Помощницей и Тишиной.
Песнь 9. Ирмос: обращение к Господу, которого почитают истинно через Богородицу и с Ангелами величают его.
- Припев Иисусу: просьба-песнь о помиловании и присоединении человека к сонмам праведников.
- Припев: просьба к Ангелу-Хранителю о мышлении и творении доброго и полезного, явить силу праведным и непорочным в немощи.
- Слава. Прошение Ангела молить о человеке Господа и помиловать его.
- И ныне. Просьба к Деве Марии о молении Ею Сына освободить человека от уз и спасении.
Молитва к Ангелу-Хранителю
Также, как и молитва к Богородице, Покаянный Канон завершающая, так и в конце Канона Покаянного к Ангелу-Хранителю молитва.
В самом ее начале признание, покаяние в грехах человеческих: леность, злой нрав, постыдные дела. Но на то воля человеческая, каждому данная Богом от рождения.
Далее, сравнение себя со скотиной неразумной, но такого не творящей. Порицание себя человеком перед Ангелом-Хранителем и поступков содеянных.
В завершении звучит молитва-просьба о помощи, милосердии, заступничестве против злого противника святыми молитвами ангельскими.
Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу
Начинается с Песни 1. Ирмос: воспевание Богу победной песни, когда по суше прошли израильтяне, а фараоны утонули в море. Просьба о помиловании, покаянная молитва Господу.
- Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
- И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
- Обращение к Матери Божьей с просьбой избавления от сетей тьмы. И наставления на Путь покаяния.
Песнь 3. Ирмос: хвала Господу святому и милосердному. Покаяние души до суда страшного.
- Слава. Молитва-покаяние души человека, делами и мыслями оскверненного, жестокосердного.
- И ныне. Молитва-покаяние и просьба о помиловании Богородице.
Седален. Раскаяние в делах лукавых при мысли о страшном дне, просьба к Господу о помиловании.
- Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
- И ныне. Молитва о помощи и спасении к Царице Небесной.
Песнь 4. Ирмос: воспевание Господа Святой Церковью. Путь праведника узок, а сладострастника широк и удобен – призыв оберегаться от второго. Покаяние.
- Слава. Призыв искать на земле Царства Божьего, нежели богатств материальных, которые тленны.
- И ныне. Просьба-молитва к Богородице о помиловании, укреплении добродетели, сопровождении до Царства Божьего.
Песнь 5. Ирмос: утренняя молитва-просьба к Господу наполнить душу человека Божественным Светом, Любовью, Светлым стремлением. Покаяние в делах грешных.
- Слава. Господь принимает грешников раскаявшихся, как блудницу и разбойника в земной жизни.
- И ныне. Просьба о помощи и очищении души к Матери Божьей.
Песнь 6. Ирмос: воззвание к Господу о спасении от погибели в море житейском, где полно искушений.
- Слава. Молитва покаяния и милосердия. Просьба о помощи освобождения от греха.
- И ныне. Просьба к Богородице сохранить от видимого и невидимого зла человека.
Кондак. Обращение к душе согрешившей покаяться перед Господом.
Икос. Просьба к душе о покаянии прежде смерти.
Песнь 7. Ирмос: воспевание печи, сотворенной Ангелом, окропляющей росою святых отроков и Божьим повелением Халдеев, что даже мучитель-царь воскликнул благословение Богу. Воззвание к душе человека не надеяться на тленное богатство и красоту внешнюю.
- Слава. Призыв душе вспомнить о вечной жизни для праведников и мучениям для недостойных.
- И ныне. Молитва Матери Божьей о скорой помощи и помиловании.
Песнь 8. Ирмос: превознесение Христа за совершенные Им Святые Дела. Просьба к Господу о покаянии и помиловании.
- Слава. Вера в Господа и просьба о покаянии прежде смерти.
- И ныне. Молитва о покаянии к Пречистой Богородице.
Песнь 9. Ирмос: молитва человека к Царице Небесной, Ангелам и Архангелам избавления от муки вечной.
- Слава. Молитва к святым мученикам, пустынникам, праведникам обратиться к Господу о помиловании человека.
- И ныне. Просьба к Матери Божьей помолиться о человеке Господу, помиловать его во время суда.
Молитва к Господу Иисусу Христу
Горячая молитва кающегося праведника ко Христу, который Своими страданиями исцелил страсти человеческие, Своими язвами уврачевал язвы человеческие. Просьба даровать благоухание телу Животворящее и усладить душу Честной Кровью, чтобы ушла горечь врагами излитая.
Просьба возвысить ум человеческий к Господнему, отвести от пропасти погибели, даровать покаяние и благодать.
Молитва заканчивается просьбой отыскать человека праведного и приобщить его к пастбищу Господа, к овцам избранного стада.
В заключение
Покаянный Канон к Богородице, Ангелу-Хранителю и Иисусу Христу является достаточно сильной песнью-молитвой. Приобщаться к этой святыне необходимо только с искренними побуждениями в покаянии.
Но каждый, кто когда-либо обращается к Канону Покаянному ко Пресвятой Богородице на русском или церковно-славянском языке – обязательно получает помощь и поддержку.
В каких случаях читается Покаянный канон ко Господу Иисусу Христу?
Канон покаянный ко Господу Иисусу входит в состав любого молитвослова. Это – один из трех канонов, читаемых православным христианином при подготовке к таинству Святого Причащения. Название канона говорит само за себя: он должен размягчать душу верующего, настраивать ее на покаянную волну, открывать для общения с Богом и принятия Его Святого Тела и Крови.
Покаянный канон Иисусу Христу перед причастием читается еще и потому, что в православной традиции таинству Причащения всегда предшествует другое таинство – Покаяние. Что это за таинство и почему без него нельзя приступить к причастию? Многие путают покаяние и исповедь, потому что для верующего человека два эти понятия неразделимы, но все же не стоит забывать, что покаяние – это внутренне состояние души, а исповедь – следствие этого состояния, его внешнее проявление.
Покаянный канон ко Господу Иисусу как часть подготовки к Причастию
Человека, который только начинает ходить в церковь, часто огорчает необходимость такой длительной подготовки к Таинству Причащения – прежде, чем приступить к чаше с Телом и Кровью Христовыми, нужно в среднем три дня поститься, по возможности посещать богослужения, усерднее молиться. Непосредственная молитвенная подготовка к Таинству начинается накануне вечером или утром в день причастия – именно в это время православный христианин должен прочитать три канона, среди которых важное место занимает Покаянный канон Господу Иисусу Христу. После них читается Последование ко Святому Причащению, последние молитвы которого мысленно произносятся верующим непосредственно перед причастием. Все перечисленное – не просто ритуал, это правило, которого придерживается каждый православный. Но нельзя забывать и о том, что Покаянный канон Иисусу Христу – не только часть правила, но и самостоятельная молитва, которую можно читать в любое время при соответствующем душевном расположении.
Как Покаянный канон ко Господу Иисусу способствует покаянию?
Автор христианского канона покаянного ко Господу Иисусу достоверно неизвестен, но в православных кругах можно услышать мнение, что его составил граф А. С. Суворов, вдохновившись Великим покаянным каноном преподобного Андрея Критского. Он состоит из девяти песней, каждая из которых выражает множество чувств – сожаление о грехах, надежду на прощение, благодарность за великое милосердие и долготерпение Божие. Ирмосы канона повествуют о значимых ветхозаветных событиях, а также содержат догматические пояснения, касающиеся Спасителя и Его Пречистой Матери. Таким образом, чтение Покаянного канона Иисусу Христу имеет не только душеполезную, но и просветительскую функцию.
Слушать на видео Покаянный канон Иисусу Христу
Текст Покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу
Ирмос: Как по суше прошел Израиль по бездне стопами, и, видя гонителя фараона утопающим, взывал: «Богу победную песнь воспоем!»
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.
Ныне приступил я, грешный и обременённый, к Тебе, Владыке и Богу моему; но не смею взирать на небо, только молю, взывая: «Дай мне, Господи, разум, чтобы горько оплакивал я грехи мои!
О горе мне, грешному! Более всех людей несчастен я: покаяния нет во мне. Дай мне, Господи, слезы, чтобы горько оплакивал я грехи мои!»
Слава: Безумный, несчастный человек, в лености ты тратишь время! Подумай о жизни своей и обратись ко Господу Богу, и горько плачь о грехах своих!
И ныне: Матерь Божия Пречистая! Воззри на меня, грешного, и от сетей диавола избавь меня, и на путь покаяния направь меня, чтобы горько оплакивал я грехи мои!
Ирмос: Превыше всех Свят Ты, Господи Боже мой, вознесший в славе верных Твоих, Благой, и утвердивший нас на камне исповедания Твоего.
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.
Когда поставлены будут престолы на Страшном Суде, тогда дела всех людей откроются; горе там будет грешным, в муку отсылаемым! И зная это, душа моя, покайся в грехах твоих!
Праведники возрадуются, а грешники возрыдают: тогда никто не сможет помочь нам, но дела наши осудят нас. Потому прежде кончины покайся в грехах твоих!
Слава: Увы мне, многогрешному! Делами и мыслями осквернившись, ни капли слез не пролил от жестокосердия! Ныне воспрянь от земного, душа моя, и покайся в грехах твоих!
И ныне: Вот, взывает, Госпожа, Сын Твой и учит нас творить добро; я же, грешный, всегда бегу от добра! Но Ты, Милостивая, помилуй меня, да покаюсь я в грехах своих!
Господи, помилуй (трижды)
Седален, глас 6-й
Помышляю о Дне Страшном и оплакиваю злые мои деяния. Какой я дам ответ Бессмертному Царю? Или как дерзну я, блудный, взглянуть на Судию? Милосердный Отче, Сын Единородный и Дух Святой, помилуй меня!
Слава, и ныне, Богородичен:
Связанный узами множества грехов и угнетаемый тяжелыми страданиями и бедами, к Тебе прибегаю, моему спасению, и взываю: «Помоги мне, Дева, Матерь Божия!»
Ирмос: «Христос – моя сила, Бог и Господь», – святая Церковь благоговейно поет, возглашая от чистого разума, о Господе торжествуя.
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.
Широк путь здесь и легко поддаться наслаждениям, но горько будет в последний день, когда душа с телом разлучаться будет! Храни себя от этого, человек, ради Царствия Божия!
Зачем бедного обижаешь, плату работника присваиваешь, ближнего твоего не любишь, блудом и гордыней согрешаешь? Оставь же все это, душа моя, и покайся ради Царствия Божия!
Слава: О безумный человек! Сколько еще будешь, тонуть и вязнуть, словно пчела, собирая богатство своё? Ведь вскоре погибнет оно, как прах и пепел; но ты более стремись получить Царствие Божие.
И ныне: Госпожа Богородица! Помилуй меня, грешного, и в добродетели укрепи, и сохрани меня, чтобы не умер я скоропостижно, будучи неготовым, и доведи меня, Дева, до Царства Божия!
Ирмос: Божественным светом Твоим, Благой, озари души с утра призывающих Тебя, – молюсь я, – чтобы познать Тебя, Слово Божие, истинного Бога, из тьмы греховной всех призывающего.
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.
Вспомни, несчастный человек, насколько лжи, клевете, разбою, немощам, злому зверю, порабощён ты по грехам своим! Душа моя грешная, этого ли желала ты?
Трепещут члены тела моего, ибо я всеми ими провинился: глазами взирал, ушами слушал, языком говорил злое, всего себя геенне предал! Душа моя грешная, этого ли желала ты?
Слава: Блудника и разбойника кающегося принял Ты к Себе, Спаситель; но лишь я один так греховной ленью отягчён и злыми делами порабощён! Душа моя грешная, этого ли желала ты?
И ныне: Дивная и скорая помощница всем людям, Матерь Божия! Помоги мне, недостойному, ибо душа моя грешная возжелала того!
Ирмос: Видя житейское море, волнуемое бурей бед и искушений, я к тихой пристани Твоей пристал и взываю Тебе: «Возведи от погибели жизнь мою, Многомилостивый!»
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.
Жизнь земную я блудно прожил и душу во тьму предал; ныне же молю Тебя, милостивый Владыка: освободи меня от этого рабства врагу и дай мне разум исполнять волю Твою!
Кто совершает такое, как я? Ибо как свинья лежит в грязи, так же и я греху служу. Но Ты, Господи, исторгни меня из гнусности этой и дай мне сердце, чтобы исполнять заповеди Твои!
Слава: Воспрянь к Богу, несчастный человек, вспомнив свои согрешения, припадая ко Творцу, проливая слезы и стеная! Он же, как милосердный, даст тебе ум познать волю Его!
И ныне: Богородица Дева! От видимого и невидимого зла сохрани меня, Пречистая, и прими молитвы мои, и принеси их Сыну Твоему, да даст мне ум исполнять волю Его!
Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:
Душа моя! Зачем грехами богатеешь? Зачем волю диавола исполняешь? На что надежду возлагаешь? Перестань так поступать и обратись к Богу, с плачем взывая: «Милосердный Господи, помилуй меня, грешного!»
Подумай, душа моя, о горьком часе смерти и о Страшном Суде Творца твоего и Бога. Ведь тогда Ангелы грозные возьмут тебя, душа, и в вечный огонь введут. Так покайся же прежде смерти, взывая: «Господи, помилуй меня, грешного!»
Ирмос: Ты соделал так, что печь окроплял росою Ангел святым отрокам, а Божие веление, халдеев опалявшее, мучителя убедило воскликнуть: «Благословен Ты, Боже отцов наших!»
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.
Не полагайся, душа моя, на тленное богатство и на неправедное стяжание; ведь не знаешь ты, кому всё это оставишь, но воззови: «Помилуй меня, Христе Боже, недостойного!»
Не надейся, душа моя, на телесное здоровье и на кратковременную красоту; ведь ты видишь, как сильные и молодые умирают, но воззови: «Помилуй меня, Христе Боже, недостойного!»
Слава: Вспомни, душа моя, о вечной жизни и о Царстве Небесном, уготованном святым, и о тьме внешней и гневе Божием – злым, и воззови: «Помилуй меня, Христе Боже, недостойного!»
И ныне: Припади, душа моя, к Божией Матери и помолись Ей, ибо Она, скорая Помощница кающимся, умолит Сына, Христа Бога, и Он помилует меня, недостойного.
Ирмос: Из пламени Ты для святых росу источил, и жертву праведника водою попалил: ибо Ты все совершаешь, Христе, одним Своим хотением. Тебя мы превозносим во все века.
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.
Как мне не плакать, когда думаю о смерти! Ибо видел я лежащего во гробе брата своего бесславным и безобразным. Чего же я жду и на что надеюсь? Только дай мне, Господи, прежде конца покаяние! (Дважды)
Слава: Верую, что Ты придёшь судить живых и мёртвых, и все по чину своему станут: старые и молодые, владыки и князья, девы и священники. Но где окажусь я? Потому взываю: «Дай мне, Господи, прежде конца покаяние!»
И ныне: Пречистая Богородица! Прими недостойную молитву мою, и сохрани меня от внезапной смерти и даруй мне прежде конца покаяние!
Ирмос: Невозможно людям увидеть Бога, на Которого не смеют даже чины Ангельские взглянуть; но через Тебя, Всечистая, явился людям Слово Воплощенное. Его величая, мы вместе с небесными воинствами Тебя восхваляем.
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.
Ныне к вам обращаюсь, Ангелы, Архангелы и все небесные Силы, у престола Божия стоящие: молитесь Творцу своему, да избавит Он душу мою от вечных мук!
Ныне плачу пред вами, святые праотцы, цари и пророки, апостолы и святители, и все избранники Христовы: помогите мне на Суде, да спасет Господь душу мою от силы вражией!
Слава: Ныне к вам возношу руки, святые мученики, пустынники, девственники, праведники и все святые, молящиеся ко Господу за весь мир, да помилует Он меня в час смерти моей!
И ныне: Матерь Божия, помоги мне, на Тебя сильно надеющемуся, умоли Сына Твоего, да поставит Он меня, недостойного, справа от Себя когда сядет судить живых и мёртвых! Аминь.
Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу
Владыка Христе Боже, страданиями Своими страсти мои исцеливший и ранами Своими язвы мои уврачевавший! Даруй мне, много пред Тобою согрешившему, слёзы умиления. Сораствори в моем теле благодать от Животворящего Тела Твоего, и услади душу мою Твоей Честной Кровью после горечи, которой напоил меня враг.
Возвысь к Тебе мой ум, от суеты мирской, и возведи из пропасти погибельной. Ибо не имею покаяния, не имею умиления, не имею слез утешительных, возводящих чада к своему наследию на небесах.
Помрачился я умом в житейских страстях, в болезни не могу воззреть на Тебя, не могу согреться слезами любви к Тебе!
Но, Владыка Господи Иисусе Христе, Источник всех благ, даруй мне покаяние полное и трудолюбивое сердце, чтобы найти Тебя, даруй мне благодать Твою и верни меня к образу Твоему.
Если я оставлю Тебя — Ты не оставь меня. Выйди искать меня, приведи на пастбище Твое и приобщи меня к овцам Твоего избранного стада, возрасти меня, напитав хлебом Божественных Твоих Таинств, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих.