Все о религии и вере - "молитва полтораста богородиц" с подробным описанием и фотографиями.
Святая Канавка
2. Храмы, постройки и святыни Серафимо-Дивеевского монастыря.
2.10. Святая Канавка.
За Преображенским собором находится начало святой Канавки — особой дивеевской святыни.
Когда Царица Небесная явилась преп. Серафиму и повелела основать Мельничную общину, Она указала ему, как обнести место этой общины канавою и валом, причем сделать это непременно трудами сестер общины. Мельница была построена в июле 1827 года.
В этот год вокруг участка начинает устраиваться Канавка, но три десятины земли, пожертвованные для общины, были официально закреплены за ней только весной 1829 года. При известии об этом Батюшка был в такой радости, что и сказать нельзя. Сестрам же приказал собраться и, обходя эту землю, отметить ее камушками, а после скушать мед с мягким хлебом. Потом он велел опахать землю по этим камушкам по одной борозде три раза. Когда же земля высохла, то Преподобный приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см), три аршина шириной и вынимаемую землю складывать к себе же в обитель, чтобы образовался вал высотой также в три аршина. Для укрепления вала велел насадить на нем крыжовник.
Сестры медлили с исполнением приказания и все не начинали копать. Накануне праздника Святой Троицы рано утром чередная сестра, собиравшаяся готовить пищу, вышла из кельи и видит: батюшка Серафим в своем белом балахончике сам начал копать Канавку. Б испуге и радости она позвала сестер, и все они бросились к тому месту, увидели Батюшку и упали ему в ноги, но, поднявшись, его уже не нашли, лишь лопата и мотыжка лежали на вскопанной земле. В то время другая сестра с вечера работала у Батюшки в Сарове и ночевала в его пустыньке, так как он ее не отпустил. А наутро, чуть свет, посылает: «Гряди, гряди, матушка, скажи девушкам, пусть сегодня начинают Канавку рыть: я был там и сам начал ее». Аршин (71,5 см), выкопанный Преподобным, стал началом Канавки.
Пораженные этим чудом, сестры со всем старанием принялись за работу. Так как Батюшка очень торопил, то рыли даже и зимой, рубя землю топорами. И лишь только окончили, скончался Батюшка, будто и ждал этого. За 3,5 года сестры своими руками, как приказывал Преподобный, выкопали всю Канавку.
Конец ее не достигал начала примерно на 125 метров, оставляя широкий проезд к мельнице. В этом промежутке, по словам Преподобного, должен разместиться теплый собор. Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке.
Как говорил Батюшка, Канавка эта — стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Эта Канавка до небес высока! И как Антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит! О благодати, дарованной этому месту, Батюшка говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!», заповедуя тем самым 150 раз читать молитву: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; Благословен на Ты в женах, и Благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». После каждого десятка молитв по традиции читают молитвы «Отче наш. » и «Милосердия двери. » и поминают о здравии и упокоении сродников и близких.
Одной из сестер преп. Серафим предсказывал: «Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять, и все монастыри разорит. А к вашему-то подойдет, подойдет, а Канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так Священномученник объяснял эти слова преподобного Серафима: «Кто 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся. » читать будет, того душу антихрист не одолеет».
Благословлял Батюшка брать глину с Канавки — на исцеление. Многие получали избавление от недугов от травки с этого святого места.
В смутные времена Иван Тихонов намеревался засыпать святую Канавку всяким, сором и устроил через неё мосты и переходы. После водворения мира в обители игумения Мария привела Канавку в порядок, дорожку по валу посыпали желтым песком. В начале XX века вдоль Канавки посадили тополя, которые до момента полного восстановления святыни указывали ее местонахождение. В годы гонений на веру приезжавшие в Дивеево богомольцы по деревьям определяли, где нужно идти. Нередко идущих по святой Канавке задерживала милиция.
Внутри Канавки стояли корпуса, где сестры жили и работали по послушаниям, а также несколько часовен. Восточный угол занимало монастырское кладбище. Здесь же была Преображенская церковь, построенная в 1855 году. «Нигде на кладбищах не строят церкви в честь Преображения, а у нас будет»,— говорил Преподобный. Алтарь церкви Преображения был сделан из бревен Дальней пустыньки батюшки Серафима. В церкви хранилось много личных вещей Преподобного. Старанием Н. А. Мотовилова обе пустыньки Преподобного — Ближняя и Дальняя — были перевезены из Сарова в Дивеево. Ближняя пустынька стояла рядом с церковью под деревянным футляром. Ныне из старых зданий сохранились лишь водокачка у начала Канавки и красная кирпичная рига.
Рядом с Канавкой (после первого поворота) стоит двухэтажный литографический корпус, а также старые постройки больничного комплекса и богадельни, при которой была устроена домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В ней в 1927 году на праздник Воздвижения Креста Господня была совершена последняя служба перед разгоном монастыря.
В память о рождении Наследника престола Цесаревича Алексия в 1904 году недалеко от Канавки сестры посадили лиственницу.
По ходу Канавки, недалеко от ее окончания, расположен бывший хлебный корпус. За ним видна часть каменной монастырской стены. Она ограждала монастырскую территорию со всех сторон, кроме западной — там была деревянная ограда. По пророчествам батюшки Серафима, к концу времен монастырь должен будет распространиться до самого берега реки Бичкинзы (сейчас там пруд). Поэтому с запада каменную ограду не ставили.
В 1926-1927 годах в Дивеево был сослан сщмч. Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский. Он жил на территории святой Канавки. Однажды вечером из окна кельи он увидел идущую по Канавке Пресвятую Богородицу. «Пречистая Богородица идет по Канавке! Не могу зрети пречудной Ея красоты!» — со слезами сказал келейнице Владыка Серафим. После закрытия монастыря новые власти постарались уничтожить память о святыне: вал срыли, ров засыпали, на одном участке положив в него канализационные трубы. Разрешение на восстановление святой Канавки было получено только через шесть лет после начала восстановления монастыря, и работы были начаты в июле 1997 года.
Сейчас святая Канавка восстановлена почти полностью. Контур Канавки обнаружили под землей с помощью исследовательских раскопок. Оказалось, что первоначально Канавка была прокопана во многих местах на 1-2 аршина. Проект устройства святой Канавки был разработан сотрудниками Московского Государственного строительного университета. По заповеди, данной Царицей Небесной батюшке Серафиму, ров был выкопан руками сестер монастыря глубиной и шириной в 3 аршина, а в устройстве вала, высота которого также составляет 3 аршина, сестрам помогли многие рабочие и паломники. Склоны вала выложены дерном, во многих местах посажен крыжовник. Для того, чтобы ширина вала составила 3 аршина, были срублены серебристые тополя, указывавшие маршрут святой Канавки. По верху вала сделали дорожку, вымостили ее брусчаткой и огородили невысокой чугунной оградой. По заповеди батюшки Серафима через Канавку не должно быть никаких переходов. Сейчас ее пересекает только один проход, над которым сделан мостик. К торжествам 2004 года, посвященным 250-летию со дня рождения преп. Серафима, были завершены работы на последнем тридцатиметровом отрезке святой Канавки. Б ее конце была восстановлена деревянная часовня, а в начале, на восточном углу и у окончания Канавки были установлены мраморные кресты.
Ежедневно крестный ход, возглавляемый матушкой игуменией или кем-либо из монахинь, обходит с иконой вокруг территории монастыря и по святой Канавке. Сестры идут парами, читая 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся. », за ними следуют паломники. По традиции у восточного угла Канавки поют или читают ирмос 9-й песни Пасхального канона «Ангел вопияше Благодатней. » и трижды кланяются на восток. В конце Канавки поют или читают величание «Достойно есть. ».
О будущем Дивеевской обители Батюшка говорил так: «Еще не было и нет примеров, чтобы были женские Лавры, а у меня, убогого Серафима, будет в Дивееве Лавра. Лавра-то будет кругом, то есть за Канавкою, в обители матушки Александры, потому что как она была вдова, то у ней могут жить и вдовы, и жены, и девицы. А киновия будет только в Канавке, и так как я, убогий Серафим, был девственник, то и в обители моей будут одни девицы. »
Богородице Дево, радуйся
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевскй монастырь. Святая Канавка Царицы Небесной
В пост 1829 года (с 25 февраля по 14 апреля ст. ст.) наконец пришло официальное распоряжение Баташевской конторы о жертве Дивеевской обители трех десятин земли, по просьбе батюшки Серафима и по обещанию генеральши Постниковой. Радости батюшки Серафима не было конца. Он дал кадочку меда Михаилу Мантурову и приказал, чтобы все сестры собрались и, когда обойдут эту землю, то скушали бы мед с мягким хлебом. Когда же начнут обходить эту землю, то ввиду глубокого снега, запаслись бы камушками и клали их между колышками, расставляемыми землемером. Батюшка Серафим говорил, что когда растает снег, то колышки упадут и некоторые затеряются или на другое место вода снесет, а камушки останутся на своем месте. Приказание это было в точности исполнено.
Весной батюшка Серафим велел опахать эту землю сохою по одной борозде три раза, при этом должны были присутствовать Михаил Мантуров, отец Василий и старшие сестры. Землю опахивали по уложенным по меже камушкам, так как многие колышки действительно затерялись или оказались на других местах. Когда земля высохла, батюшка Серафим приказал по заповеди Матери Божией обрыть ее канавойв три аршина глубины и в три аршина ширины и велел вынимаемую землю бросать во внутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Для укрепления вала следовало на склоне насадить крыжовник.
Сестры медлили копать, и тогда Преподобный духом перенесся в Дивеево и сам положил начало святой Канавке. Это было перед праздником Святой Троицы, 2 июня 1829 года. Одна из первых мельничных сестер рассказывала: «Как-то раз чередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что батюшка Серафим в белом своем балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, не помня себя, вбегает она в келью и всем нам это сказывает. Все мы, кто в чем только был, в неописуемой радости бросились на то место и, увидав батюшку, упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали перед нами на вскопанной земле. С аршин уже была выкопана Канавка». Аршин (71 см), прокопанный Преподобным, и стал началом Святой Канавки.
Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, принялись копать заповеданную Канавку. Летом и зимой рыть не переставали. Свой тяжелый трехлетний труд сестры завершили к празднику Рождества Христова 1833 года. Первая Канавка не была трехаршинной: где на аршин, а где и на поларшина вырыли ее сестры. Конец святой Канавки не достигал начала примерно на 125 метров, оставляя широкий проезд к мельнице. В этом промежутке, по словам батюшки Серафима, должен быть построен собор.
Батюшка Серафим приказан вырыть Канавку, чтобы незабвенна была тропа, по которой ежедневно проходит Божия Матерь, обходя Свой удел. Он говорил, что Святую Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила; Канавка эта до Небес высока. Она всегда во веки будет стеной и защитой от антихриста.
О значении Святой Канавки Преподобный Серафим говорил: «Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» Идти по той тропе, где шествовала Небошественная, Пречистая Пресвятая Дева, идти по Ее следам — это значит вступить в сферу небесной славы, чувствовать себя под непосредственным покровом Небесной Владычицы. Идти по этой тропе, читать Архангельское приветствие «Радуйся, Благодатная», и представлять, что Она, Честнейшая Херувим, здесь, пред тобою, слышит твое приветствие и отвечает тебе милостивым к тебе вниманием и Своею любовию — не достаточно ли этого, чтобы утолилась здесь всякая скорбь и сердце исполнилось бы всякой радости? Вот почему так почитают все Канавку, и считают святой обязанностью походить по ней, особенно в горе, несчастье и болезни; причем одни проходят один раз, другие три раза подряд, стараясь непременно прочитать 150 раз «Богородице Дево, радуйся». Берут и землю с Канавки, вспоминая слова Преподобного: «Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет нам она вместо золота!»
2/15 января 1833 года Батюшка Серафим отошел ко Господу, оставив свою новоустроенную общинку под покровом Божией Матери. Вновь образовавшаяся обитель имела некоторые отличия от прежней Казанской: в той были и вдовы, и девы, в этой — только девушки; там допускалось одиночное житие, а здесь — общежительное; там был исполняем устав Саровский, насколько он был усвоен первоначальницами, а здесь — особый устав, данный Самой Богородицей. Для той общины наставником и руководителем в деле благоустройства и нравственных подвигов был Саров и его настоятели, а для этой — Царица Небесная и наставления преподобного Серафима. Рядом, как две родные сестры, существовали эти две общины. Они свято хранили свои первоначальные предания, живя каждая своей жизнью.
В 1842 году состоялось насильственное соединение двух общин. В объединенной Дивеевской общине стал всем управлять саровский послушник Иван Тихонович Толстошеев (впоследствии иеромонах Иоасаф и схиигумен Серафим), выдававший себя за ученика преподобного Серафима. Он ненавидел Мельничную девическую общину как противящуюся его честолюбивым замыслам и начал постепенно уничтожать все заповеданное Царицей Небесной. Он перенес мельницу за пределы Канавки, снес все корпуса, которые были выстроены по приказанию батюшки Серафима, и построил новые задним фасадом к святой Канавке, с намерением постепенно засыпать ее всяким сором и впоследствии уничтожить. Уход за Канавкой прекратился, и она стала быстро заплывать грунтом. Вопреки завещаниям батюшки Серафима через Канавку были сделаны мосты и переходы, а жилые строения начали выносить за ее территорию, чтобы никто не жил на месте старой Мельничной общины. В 1850-е годы по Канавке уже ездили на лошадях и в экипажах. Одна из Мельничных сестер в дни тяжелых испытаний взывала: «Канавка, канавка! Возопий за нас до Неба!»
Постепенное восстановление Канавки началось при первой Дивеевской игумении — Марии (Ушаковой) после 1862 года. Мосты и переходы тогда уничтожили, возобновили очистку святой Канавки от сора. Начали посыпать дорожку по валу желтым песком. Ежедневно все сестры ходили по святой Канавке с молитвой. Паломник 1920-х годов описывал это так: «По Канавке медленно двигались безмолвные фигуры инокинь, перебирая четки и тихо шепча молитвы. Дорожка пролегала по хорошо утрамбованной насыпи, обсаженной деревьями. Склоны насыпи поросли травой и полевыми цветами, которые оберегались как святыня». При этом читали полтораста раз «Богородице Дево, радуйся».
После закрытия монастыря в 1927 году монастырские здания были заняты под квартиры и учреждения, часть построек разобрана и перевезена в другие места. Святую Канавку во многих местах засыпали, а вал сровняли. Особенно большие повреждения Канавка потерпела в послевоенные годы: в некоторых местах ее перерезали различные коммуникации, а внутрь всей южной части самой Канавки была заложена канализация.
В 1991 году уже началось возрождение монастыря, а о восстановлении Канавки не могло быть и речи, поскольку вся ее территория была занята учреждениями. О ней напоминали только тополя, посаженные вдоль Канавки в начале ХХ века.
1 января 1992 года впервые после долгого перерыва была возобновлена традиция ежедневного прохождения по святой Канавке, когда сестры вместе с игуменией, предводительствуемые иконой Божией Матери «Умиление» обходят весь монастырь.
Только спустя шесть лет начались работы на участке, ближе всех примыкавшем к территории, переданной монастырю, — от начала до первого поворота. После торжественного молебна 25 августа 1997 года были начаты первые работы.
Поскольку Канавка во многих местах была почти засыпана мусором и плохо различалась, то несколькими поперечными разрезами уточнили ее местонахождение. В разрезах ясно были видны профиль первоначальной Канавки, слои, заполнявшие ее в результате оплывов краев в первые сто лет существования Канавки, и слой засыпки в советское время. В одном из разрезов удалось найти начало святой Канавки. Замечательно, что на глубине трех аршин (2,15 м) начинается слой песка, в который уходила вода, благодаря чему Канавка оставалась сухой после дождей.
За три дня до празднования 100-летия прославления преподобного Серафима Канавку вырыли почти полностью и благоустроили. Последний участок Канавки был передан монастырю в 2006 году, и 31 июля закончилось ее восстановление.
27 апреля 1995 года возобновили традицию после поздней литургии в течение Пасхальной недели ежедневно и по воскресеньям до отдания Пасхи проходить по святой Канавке крестным ходом. Крестные ходы по ней совершаются также впраздник памяти преподобного Серафима 2/15 января; в праздник иконы Божией Матери «Умиление» 28 июля/10 августа; на погребение Матери Божией 16/30 августа; в праздник основания Мельничной обители 9/22 декабря; 1/14 января в полночь под праздники Обрезания Господня и свт. Василия Великого с пением молебна на новолетие.
Вот уже почти два столетия идут и идут непрерывным потоком по святой Канавке люди, идут по завету Преподобного за Царицей Небесной, по Ее следам.
Дивеево-небо на земле
“Счастлив тот,кто пробудет у убогого Серафима в Дивееве от утра до утра. Ибо Матерь Божия каждые сутки посещает это место”
Дивеево называется Четвертым Уделом Божией Матери на земле. Преподобный Серафим Саровский сам показывал Н.А. Мотовилову место, где ему явилась Божия Матерь и повелела устроить обетованную Ей обитель. Сама Богородица дала преподобному Серафиму для этой обители новый устав, нигде до того времени еще не существовавший.
Богородице Дево, радуйся
Дивеево-небесная обитель на земле
Где ходили Пречистые стопочки
Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь
Послушаем, братия, пение в дни Великого Поста
Пост с молитвой сердце отогреет
Когда смолкает шум житейских битв
Босиком по Святой Канавочке
Кресты Дивеевские
Молитва Богородице
В обители Любви
Духовное сердце России
Комментарии (4)
Комментарии (4)
Нравится ракурс и свет красивый.
Гость Люся Дъячкова:
Будто снова прошла по канавке с молитвою Богородицы. спасибо, Игорь! Душевное теплое фото! чудо чудное! диво дивное.