Все о религии и вере - "молитва по усопшим у мусульман" с подробным описанием и фотографиями.
Содержание
Как поминают усопшего по мусульманской религиозной традиции?
Канонически в мусульманском вероучении не закреплено положение o проведении поминок по умершему мусульманину в определенный день, например, девятый или сороковой после смерти покойного, в годовщину смерти. И поминки во Владимире, в последнее время проводящиеся мусульманами в седьмой или сороковой день после кончины усопшего, не относятся к их обязательным с точки зрения религии действиям. Но угощать людей и принимать в доме родственников в любом случае в мусульманстве приветствуется.
В какой день поминать усопшего мусульманина?
В исламе нет канонической значимости в том, на какой по счету день собираться, чтобы поминать усопшего. На собрании важно именно вспоминать покойного благой молитвой вместе с его родными и делать от его имени что-то хорошее, например, устраивать угощение или раздавать милостыню. Можно кормить сирот или нищих от имени покойного таким образом, чтобы никто не знал имени благотворителя.
Мусульманское вероучение приветствует как щедрость, так и умеренность. Трапеза не должна превращаться в демонстрацию щедрости, для проведения которой влезают в долги. Важно, чтобы поминальное собрание отвечало образу жизни семьи покойного и проводилось с искренним намерением вспомнить умершего и угостить людей от его имени. Как говорит одно из изречений пророка Мухаммада, «дела по намерениям», а благое дело вознаграждаемо.
8 качеств благодеяния в мусульманском поминальном собрании
Среди мусульман распространены различные мнения относительно поминок. Кто-то говорит, что это благое дело, а кто-то — что нововведение, которое «в огне». Но в Коране или сунне — преданиях o жизни пророка Мухаммада — нет ясных доказательств запрета подобных собраний. Если проанализировать обычай поминать усопшего мусульманина, можно выделить хотя бы восемь его качеств, которые свойственны благим делам. Вот они.
Поскольку эти восемь качеств присущи поминальным собраниям, в последнее время проводимым мусульманами в 3, 7, 40 дни после кончины усопшего, то можно говорить o том, что такие собрания подобны благодеянию. При разумном к ним подходе они также служат средством оповещения верующих o том, что считается для них богоугодным. А Всевышний знает лучше.
Если Вы хотите провести поминки во Владимире , обращайтесь к нам! Мы поможем организовать поминальную трапезу, учитывая все Ваши пожелания и вкусовые предпочтения приглашенных на поминальное собрание. Заказывайте у нас блюда прямо сейчас!
- Звоните: +7 (4922) 53-28-19.
- Приходите к нам на по адресу: г. Владимир, проспект Строителей, д. 3-Б.
и продвижение
Молитва по усопшим у мусульман
Дуа за умершего
اللهُـمِّ عَبْـدُكَ وَابْنُ أَمَـتِك، احْتـاجَ إِلى رَحْمَـتِك، وَأَنْتَ غَنِـيٌّ عَنْ عَذابِـه، إِنْ كانَ مُحْـسِناً فَزِدْ في حَسَـناتِه، وَإِنْ كانَ مُسـيئاً فَتَـجاوَزْ عَنْـه
Перевод смысла: O Аллах, раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоём милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!
Транслит: Аллахумма, ‘абду-кя ва-бну ама-ти-кя ихтаджя иля рахмати-кя, ва Анта ганийун ‘ан ‘азаби-хи! Ин кяна мухсииан, фа зид фи хасанати-хи, ва ин кяна му- си’ан, фа таджаваз ‘ан-ху!
Дуа за умершего
اللهُـمِّ اغْفِـرْ لَهُ وَارْحَمْـه ، وَعافِهِ وَاعْفُ عَنْـه ، وَأَكْـرِمْ نُزُلَـه ، وَوَسِّـعْ مُدْخَـلَه ، وَاغْسِلْـهُ بِالْمـاءِ وَالثَّـلْجِ وَالْبَـرَدْ ، وَنَقِّـهِ مِنَ الْخطـايا كَما نَـقّيْتَ الـثَّوْبُ الأَبْيَـضُ مِنَ الدَّنَـسْ ، وَأَبْـدِلْهُ داراً خَـيْراً مِنْ دارِه ، وَأَهْلاً خَـيْراً مِنْ أَهْلِـه ، وَزَوْجَـاً خَـيْراً مِنْ زَوْجِه ، وَأَدْخِـلْهُ الْجَـنَّة ، وَأَعِـذْهُ مِنْ عَذابِ القَـبْر وَعَذابِ النّـار
Перевод смысла: O Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его (от мучений и искушений могилы.) , и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём (то есть, сделай его удел в раю хорошим), и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисти его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!
Транслит: Аллахумма-гфир ля-ху (ля-ха), ва-рхам-ху(ха), ва ‘афи-хи(ха), ва-‘фу ‘ан-ху(ха), ва акрим нузуля-ху(ха), ва васси’ мудхаля-ху(ха), ва-гсиль-ху(ха) би-ль- ма’и, ва-с-сальджи ва-ль-баради, ва нак- кы-хи(ха) мин аль-хатайа кя-ма наккайта- с-сауба-ль-абйада мин ад-данаси, ва аб-диль-ху(ха) даран хайран мин дари-хи(ха), ва ахлян хайран мин ахлихи(ха), ва зауд-жан хайран мин зауджи-хи(ха), ва адхыль-ху(ха)-ль-джанната ва а’ыз-ху(ха) мин ‘азаби-ль-кабри ва ‘азаби-н-нари! (В скобках приведены окончания женского рода при мольбе за покойную женщину)
Мусульман ский календарь
Самое популярное
Рецепты Халяль
Наши проекты
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна
Священный Коран на сайте цитируется по Переводу смыслов Э. Кулиева (2013 г.) Коран онлайн
Как вспоминать умерших
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:
1. «Не ругайте, не оскорбляйте умерших, они уже пришли к тому, что заслужили»[1].
2. «Не ругайте, не оскорбляйте умерших, тем самым нанося боль живым [потомкам, родственникам покойного, друзьям]»[2].
3. «Не вспоминайте о ваших покойных, кроме как благом»[3].
4. «Упоминайте [лишь] положительные качества ваших покойных и воздержитесь от [упоминания] их недостатков (пороков)»[4].
Если человек был настолько плохим, что есть польза упреком, предостережением для живых и в назидание упомянуть об этом, некоторые ученые допускают подобное, но только до момента погребения[5]. После погребения тела лучше говорить благое либо молчать[6]. Это должно стать неотъемлемой чертой верующего, осознающего себя и свои поступки пред Господом миров и не выискивающего недостатки других, а тем более уже покинувших мирскую обитель, на что у него (верующего) не должно быть ни времени, ни желания. Со своими бы ошибками, промахами и недоработками разобраться. Неизвестно, что ожидает нас, когда сами займем его место, когда будем держать ответ, расплачиваясь валютой благих дел за то, что бездумно наговорил наш язык.
Я слышал, что шахиды не умирают, что они после смерти помогают людям. Но ведь известно: кроме Бога никто не может помочь. Тогда как шахиды помогают? Дастан.
Они не помогают.
Кстати, учитывая реалии последних сорока лет, следует отметить, что произошла серьезная подмена понятий. Сегодняшние «шахиды» (участники вооруженных групп и бандформирований, устанавливающие «законы Аллаха» в горячих точках мира и провоцирующие новые военные конфликты заодно с представителями высшего эшелона власти или крупного бизнеса) — это всего-навсего убийцы и самоубийцы. Мы живем в ту эпоху, когда силами отдельных политиков, некоторых СМИ и представителей спецслужб бандитов, террористов стали называть моджахедами, совершающими джихад «ради Аллаха», а подрывающих себя и других — шахидами-смертниками. Святое (защиту Родины и высоких идеалов) смешали с очевидным злом.
Если говорить о шахиде в истинном понимании этого слова, то это человек, самоотверженно защищающий свою Родину и свои ценности на поле битвы, противостоя агрессии и захвату территории враждебными государствами или группировками. Он готов во имя Аллаха (Бога, Господа) пожертвовать своей жизнью ради мира и благополучия других людей. О таких людях в Коране сказано: «Если кто-то умер на пути Всевышнего [например, с именем Творца в сердце и на устах, защищая свою Родину, или мученической, насильственной смертью, являясь при этом верующим], то не говорите о них, что они умерли. Они живы, но вы этого не чувствуете» (Св. Коран, 2:154).
Самоубийство же, согласно канонам религии, — это прямая дорога в Ад, как и любой самосуд. Русско-татарский словарь советских времен, например, дает слову «шахид» следующее определение: «Мученик за веру; убитый на войне за священное дело (за Родину)». То есть это человек, ушедший из жизни ради высокого, а вовсе не кипя местью, и, уж конечно, не ради корыстной наживы. В мусульманской правовой доктрине и этике понятие «месть» вообще отсутствует.
Можно ли дома ставить в рамки фотографии умерших родственников?
Фотографии лучше всего хранить в альбоме, так как нахождение их на видном месте, по мнению некоторых ученых, препятствует присутствию в доме ангелов проявления милости Всевышнего.
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил:
— «Ангелы [проявления милости Творца][7] не заходят в помещения, где находятся «тамасиль»[8], «тасавир»[9];
— «Ангелы не заходят в помещения, где находится «сура[10]»[11]»;
— «Ангелы не заходят в помещение, где находится собака или «тасавир[12]»[13]»;
— «Ангелы не заходят в помещение, где находится собака или «сура[14]»[15]».
При комментировании данных хадисов обычно приводится мнение имама аль-Хаттаби: «Ангелы (проявления Божьей милости) не входят в те дома, где находятся изображения (или статуэтки), запретные с точки зрения религии. Но, например, те изображения (или статуэтки), которые не имеют четких контуров лица или используются без какого-либо особого к ним отношения[16], не препятствуют присутствию ангелов»[17].
Более категорично мнение имама ан-Навави, который считал, что упомянутое в хадисе касается любых форм изображения живого[18].
Одной из главных предполагаемых причин относительно непроникновения ангелов в помещение является то, что раньше (как порой и сейчас) на художественные изображения живого или их монументы, статуи некоторые люди молились, забывая о том, Кому истинно должно молиться и у Кого истинно нужно просить[19].
В этом году умер дедушка. У нас человека хоронят на следующий день после смерти, то есть ночь проводят рядом с умершим, читают Коран. У далеко живущих родственников есть время, чтобы приехать на похороны. Три дня нельзя есть в доме, где умер человек (нужно это делать у соседей), три дня нельзя шить, вязать и т. п. Должен гореть свет в доме 3 или 40 дней. Ногти нельзя стричь 3 дня. Если бабочка летает рядом — это душа умершего. Зеркала нужно держать закрытыми.
Расскажите, пожалуйста, как на самом деле должны проводиться байрамы мужские и женские, что читать, какие ду‘а, в какой последовательности? Насколько правильно проводить байрамы на 3-й, 7-й и 40-й день, а также на 51-й со дня смерти? Есть ли специальные блюда, которые должны стоять на столе?
Что означает, если снится умерший человек, если он зовет к себе, обнимает, успокаивает, говорит, что ему хорошо? Йолдыз.
1) Чем раньше похоронить, тем лучше; 2) «три дня нельзя есть в доме» — об этом говорится в теме «Трапеза в доме покойного»; 3) «три дня нельзя шить, вязать» — чья-то выдумка; 4) свет в доме должен гореть по необходимости, и это никак не связано со смертью человека; 5) «ногти нельзя стричь три дня» — выдумка; 6) бабочки — это Божьи творения, а не души умерших; 7) закрытие зеркал — суеверие; 8) поминальные застолья по случаю смерти близкого можете проводить на свое усмотрение, учитывая ваши национальные традиции и не совершая явно запретного, например, распитие алкоголя; 9) привязывать поминки к датам нет канонической необходимости, об этом говорится в теме «Благие дела, совершаемые от имени умершего»; 10) специальных блюд нет, следуйте национальной традиции либо своим предпочтениям в еде.
Что касается снов, то трактуйте их в лучшую сторону. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Поистине, сон реализуется так, как ты его трактуешь. Это похоже на то, когда человек поднимает ногу и выжидает [время], пока опустит ее [то есть выдерживает некую паузу, обращая внимание, на что наступает]. Если кто-либо из вас увидит сон [вещий, яркий, ясный, запоминающийся], то пусть никому не рассказывает его, кроме как умеющему наставить [человеку, который может дать мудрый совет] или знающему (‘алиму) [который имеет религиозные знания и хорошо знаком с тем, что в Исламе сны, даже настораживающие и страшные, должны «опускаться на землю», то есть трактоваться лишь и только в лучшую сторону] »[20].
Отпустите умершего сердцем и разумом. Его душа будет пребывать в загробном мире, ожидая Конца Света и Судного Дня, а вам еще предстоит достойно и с пользой прожить земную жизнь.
Когда кто-то умирает, все зеркала в доме покойного обязательно накрывают тканью, иначе душа усопшего, отразившись в зеркале, может напугать родственников. Говорят даже, что если человек увидит в зеркале покойного, то вскоре умрет. Но ведь это невозможно?
Я в приметы не верю и потому хочу узнать, действительно ли так важно в доме, где умер человек, тканями накрывать зеркала и от сквозняка закрывать окна? Правда ли, что после смерти душа может приходить в то место, где покинула тело? И.
Не морочьте себе голову пустой и никчемной информацией. Все это — суеверие, не заслуживающее внимания.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, аль-Бухари, ан-Насаи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 579, хадис № 9782, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 330, хадис № 1393; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 117, хадис № 1514; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 8. С. 48, хадис № 243.
[2] Хадис от аль-Мугийра; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 580, хадис № 9783, «хасан»; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 8. С. 49, хадис № 244.
Также см.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 117, хадис № 1515; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 8. С. 49, хадис № 245.
[3] Хадис от ‘Аиши; св. х. ан-Насаи. См., например: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 219, хадис № 1935, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 579, хадис № 9765, «хасан».
[4] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 317, хадис № 1020; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 61, хадис № 905, «сахих».
[5] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 331.
[6] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь миров и приветствует) сказал: «Кто уверовал в Аллаха (Бога, Господа) и в [истинность, неотвратимость] Судного Дня, тот пусть говорит благое (хорошее) либо молчит!». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2032, хадисы № 6475, 6476; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 373, хадисы № 6475, 6476.
[7] Ангелы-хранители и ангелы-писари, фиксирующие все поступки людей, никогда не покидают человека. См.: аль-‘Аскаляни А. (773–852 по хиджре). Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 579.
Также для ангелов, забирающих души людей, художественные изображения живого или статуи, памятники не являются препятствием. См.: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 8. С. 265.
[8] Слово «тамасиль» переводится с арабского языка как «статуи, статуэтки, памятники», то есть художественно-скульптурные изваяния животных или людей, которые способны отбрасывать тень. Но обычно оно переводится как «идолы». Слово «тасавир» употреблено в данном случае в качестве синонима. См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 15 т. Бейрут: Садир, 1994. Т. 4. С. 473; Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 146.
[9] См.: аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 408, хадис № 1364.
[10] Использованное здесь слово «сура» (пишется через букву «сод») переводится с арабского языка как «образ, картина, изображение, фигура». См.: Арабско-русский словарь Х. Баранова. Также данное слово употребляется в значении «лицо». См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб. Т. 4. С. 473.
В богословских трудах данное слово чаще употребляется в значении «шакль» (форма, образ, фигура) и «ат-тимсаль аль-муджассам» (статуя, монумент, памятник). Раньше большая часть ученых обозначала статуэтки, памятники, монументы тем же словом, что и, например, изображение людей или животных на холсте. Они все это называли словом «сура» (через «сод») См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 277, 278.
[11] См.: аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 408, 409, хадис № 1365.
[12] Объяснение данного слова см. в сноске выше.
[13] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 578, хадис № 5949.
[14] Объяснение данного слова см. в сноске выше.
[15] Хадис приведен в св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 578, хадис № 9758, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13. С. 160, 161, хадисы № 5849, 5850. Также см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 581, хадисы № 5957, 5958, 5960, 5961; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 6. С. 71, хадисы № 69/1, 2, 3, 4.
[16] К примеру, иллюстрации в газетах, журналах, книгах или на денежных банкнотах.
[17] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 580, а также с. 593; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 8. С. 265.
[18] См.: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 8. С. 265.
[20] Хадис от Анаса; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 123, хадис № 2001, «сахих».
Обсуждения
Молитвы для усопших мусульман
60 сообщений
Агузу билляhи минаш-шайтанир-раджим.
Альхамду лилляhи роббил-*алямин.
Маликийаумеддин. Ийака нагбуду уа ийака настагин.
Сыроталь-лязина ангамта галайhим.
Гайрил магдуби галайhим уа ляддаооллин. Аминь
Алиф.Лям.ми-и-им. Валикяль-китабу ля райбя фииh, худаль лильмутакиналь лязина йуъминуна билгайби.
Уа йукимунас салята уа мимма разакнаhум йунфикун.
Уаль лязина йуминуна бима унзиля иляйка.
Уа ма унзиля мин каблик.
Уа биль ахирятиhум йукиунун.
Уляяикя *аля hудам мир-раббиhим,
Уа уляяика hумул муфлиhун.
Уаль hукму шаhун уахидул ля иляhа, илля hуарр рахманур-рахим. Амиль
Аллаhу ля илляhи, илля hуаль хаййул-каййум.
Ля тахузуhу синату уа ля наум.
Лаhу мафис Самауати уа мафил ард.
Ман зяль-лязи йашфа гу индаhу илля би-изниh.
Йаламу ма байня айдиhим.
Уа ма хальфаhум.
Уа ля йухитуна би шаим мин ильмиhи.
Илля бима шаа уасиа курсийhус самауати.
Уаль ард. Уа ля йаудуhу хифзуhума, уа hууаль аллийул газим. Аминь
3. иннакаламинал мурсалина
4. гъаля сираддин мустакъим.
6.Ли тунзира къауман ма унзира абаухум фахум гъафилюн.
7.Ля къад хакъкъаль къаулю гъаля аксарихим фахум ля ю'минун.
8.Инна джагъальня фи агънакъихим агълялян фахия илаль азкъани фахум му'махун.
9.Уаджагъальна мимбайни айдихим саддан, уамин хальфихим саддан, фаагъшайнахум фахум ля юбсирун.
10.Уасауа ун гъаляйхим а анзартахум амлям тунзирхум ля ю'минун.
Инна ма тунзиру манитабагъазикра уахащияррахмана биль гъаиб,
11. фабаширху биммагъфиратин уааджрин карим.
Инна нахну нухьи маута уаннактубу ма къадда му асарахум
12.уа кулля щайин, ахсайнаху фи имамин муббин.
Куль hуу Аллаhу ахад. Аллаhус самад.
Лям иялид. Уа лям йуляд.
Уа лям иакуллаhу куфуан ахад.
Аллаhу Акбар. Аминь (суру 3 раза читать)
Куль агузу биррабил фаляк.
Мин шарри ма халяк
Уа мин шарри гасикин изя уакаб.
Уа мин шаррин наф-фасати фил гукад.
Уа мин шарри хассидин изя хасад. Аминь
Куль агузу биррабин нас.
Мин шарил уасуасил хан-нас.
Аллязи уасуису фи судурин нас.
Мин аль жиннати уан-нас. Аминь.
Иззати амма йа-сифун.
Уа салямун аляль мурсалин.
Альhамду лилляhи роббил галямин. Аминь
Раббана атина фиддуния хасаната. Уа филь ахирати хасанатан уа киня гезабенар. Бирахматика рахманир рахим, альхамду лилляхи роббиль галямин
2. Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или стараться, чтобы части пальцев под ними оказались промыты.
3. Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.
4. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь левой.
5. Трижды вымыть лицо.
6. Протереть мокрыми руками волосы на голове (минимум 1/4 часть волос)
7. Протереть внутреннюю и внешнюю части ушей; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею.
8. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначало правую, затем левую).
9. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначало правую ступню, затем – левую.