Молитва перед шабатом

Все о религии и вере - "молитва перед шабатом" с подробным описанием и фотографиями.

K I F A .kz

сидур онлайн для начинающих

Иврит для начинающих t.me/kifakz

Не плюй в колодец, из которого пил.

сидур начало субботы – сборник еврейских молитв на иврите

В пятницу вечером женщина при зажигании свечей произносит:

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной,

ашэ́р кидеша́ну бемицвота́в вецива́ну леадли́к нэр шэль шаба́т.

освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу в честь субботы.

Далее принято произносить или петь:

Мир вам, посланцы-служители, ангелы Всевышнего

Царя царей, Святого, благословен Он.

Придите с миром, посланцы мира, ангелы Всевышнего

Царя царей, Святого, благословен Он.

Благословите меня миром, посланцы мира, ангелы Всевышнего

Царя царей, Святого, благословен Он.

Идите с миром, посланцы мира, ангелы Всевышнего

Царя царей, Святого, благословен Он.

Кидуш над бокалом вина:

И был вечер, и было утро.

День шестой. И были завершены небо, земля и всё их воинство.

И закончил Б-г на седьмой день Свой труд, которым занимался, и в седьмой день отдыхал от всего Своего труда, которым занимался.

И благословил Б-г седьмой день, и освятил его,

ибо в этот день Он отдыхал от всего Своего труда, который был создан Б-гом для деяний.

Над бокалом вина:

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, творящий плод виноградной лозы.

Над хлебом (халой):

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, производящий хлеб из земли.

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной,

Который освятил нас Своими заповедями и благоволил нам,

наделив нас Своей святой субботой по любви и благосклонности – в память о сотворении мира,

первый из святых праздников, напоминающий о выходе из Египта.

И Своей святой субботой по любви и благосклонности наделил нас.

Благословен Ты, Г-сподь, освящающий субботу.

Кидуш в субботу утром:

(произносится над бокалом вина или над халой после утренней молитвы, до трапезы)

Если в субботу удержишь свою ногу, отказавшись от своих дел в Мой святой день, и назовёшь субботу отрадой, почтя святость Г-спода,

вехибадто́ мэасо́т дерахэ́ха мимецо́ хэфце́ха ведабэ́р дава́р, аз титана́г аль А-дона́й

и почтишь её отказом от своих занятий, не ища себе дел и не говоря о них, то удостоишься блаженства в Г-споде.

веиркавти́ха аль бамотэ́й арэ́ц веаахалти́ха нахала́т Яако́в ави́ха ки пи А-дона́й дибэ́р.

И возведу Я тебя на высоты земли, и насыщу тебя наделом Яакова, твоего праотца, потому что так изрекли уста Г-спода.

И пусть соблюдают субботу сыновья Израиля,

сделав субботу для всех своих поколений вечным заветом –

между Мной и сыновьями Израиля, как вечный знак.

Ибо шесть дней созидал Г-сподь небо и землю,

а в седьмой день отдыхал и пребывал в покое.

Помни субботний день, чтобы освящать его.

Шесть дней трудись и делай всю свою работу, но седьмой день – суббота Г-споду, твоему Б-гу:

ло таасэ́ холь мелаха́ ата́ увинха́ увитэ́ха авдэ́ха ваамате́ха увэмтэ́ха вегэре́ха ашэ́р бишарэ́ха,

не совершай никакой работы – ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой раб, ни твоя рабыня, ни твой скот, ни чужеземец, который в твоих воротах.

Ибо шесть дней созидал Г-сподь небо и землю, море и всё, что их наполняет, а в седьмой день пребывал в покое.

Аль кэн бэра́х А-дона́й эт йом ашаба́т вайкадешэ́у.

Поэтому благословил Г-сподь седьмой день и освятил его.

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, творящий плод виноградной лозы.

Над хлебом (халой):

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, производящий хлеб из земли.

После окончания субботы, вечером, произносят, взяв в руки бокал вина:

Вот Б-г моего спасения. Буду спокоен и не устрашусь, ибо моя сила и моя песнь – Предвечный Г-сподь, Который был мне спасением.

Черпайте воду, ликуя, из источников спасения. Спасение – от Г-спода; на народе – Твоё благословение.

Г-сподь воинств – с нами; наша крепость – Б-г Яакова.

Г-сподь воинств, – счастлив человек, полагающийся на Тебя.

Г-сподь, спаси! Да ответит нам Царь, когда мы взываем к Нему!

У иудеев были свет, веселье, ликование и почёт. Да будет так и с нами!

Вознесу чашу спасений и призову Имя Г-спода!

Над бокалом вина:

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, творящий плод виноградной лозы.

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь Вселенной, творящий ароматные вещества.

(женщина зажигает свечу:)

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь Вселенной, творящий сияние огня.

Завершают авдалу словами:

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь Вселенной, отделяющий святое от будничного, свет от тьмы,

Израиль от народов, седьмой день от шести дней труда.

Благословен Ты, Г-сподь, отделяющий святое от будничного.

Женщина может задуть свечу. Все желают друг другу:

Если текст мелкий, нажми Ctrl и крути колесо на мышке. Или Ctrl +

МОЛИТВЫ на ИСХОДЕ ШАБАТА

МОЛИТВЫ на ИСХОДЕ ШАБАТА:

Есть 3 прекрасные сгулот – молитвы , которые читаются

на исходе Субботы + 91 псалом .

"Когда кончается Суббота , множество армий – вредителей летает и бродит в мире и потому , чтобы не властвовали над святым народом, необходимо читать псалом צא) 91) , который

называется ПЕСНЕЙ ,ИЗГОНЯЮЩЕЙ ВРЕДИТЕЛЕЙ."

3 молитвы сгулот – можно найти в книге

"Полный сборник молитв на Субботу" (с транслитерацией)

под Издательством "Шорошим" (стр. 583)

1. Сгула на пропитание:

"Даст тебе Б-г от небесной росы".

(все благословения наших праотцов и не только).

2. Молитва великого праведника Леви Ицхака из Бердичева .

(Каждый кто читает ее на исходе Шаббата удостаивается помощи и благословения).

3. "Элиягу Анави" – молитва, в которой 100 раз повторяется имя Элиягу Анави (огромная сгула на успех во всех делах).

Молитва Леви Ицхака из Бердичева

(3 раза перед авдалой)

Элоэй Авраам, Элоэй Ицхак вэЭлоэй Яаков, шмор аль амха Исраэль аувэха миколь ра, лемаан Шем тэилатэха. Инэ шабат кодэш ааува йоцэт, шеяво апейну ашавуа леэмуна шлема, леэмунат хахамим, леаават хавэрим, улидвэкут аБорэ барух У, шенаамин бишлоша асар икарим шельха увигэула крова бимеэра вэямэйну, увитхият амзтим увинэвуат Моше рабэйну алав ашалом. Рибоно шель олам, Ата анотэн лаяэф коах, тэн коах гам лиладэха рэхумэха айеудим леалель Шимха улеавдэха отха левадэха, вэашавуа яво алейну ливриют улемазалъ улеацлаха, вэливраха улехэсед, вэливнэй хайей умэзонэй, лану улехоль Исраэль, вэномар амэн.

Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова, сбереги народ Свой, Израиль, любимый Тобой, от всякого зла – ради Своего прославляемого Имени. Вот заканчивается любимый нами святой Шабат, и пусть наступит неделя совершенной веры, веры в мудрецов, любви к ближнему и приобщения к Творцу, благословен Он. Чтобы мы верили в данные Тобою тринадцать основ, в близкое избавление – вскорости, в наши дни, в воскресение умерших и в пророчество нашего учителя Моше, да пребудет на нем мир. Владыка Вселенной, Ты даешь усталому силы. Так даруй силы и осененным Твоим милосердием Твоим детям, евреям, прославлять Твое Имя и служить Тебе Одному. Да принесет нам наступающая неделя здоровье, удачу и успех, благословение и благоволение, потомство, жизнь и пропитание – нам и всему Израилю, и скажем: Амен!

Элияу Анави, Элияу аТишби, Элияу аГильяды

бимэра яво элэну им МАшиах бен Давид. (3раза)

Пророк Элияу ,что из города Ташав в Гильяде .

Приди поскорей к нам с помазанником из дома Давида!

Иш ашер кине лешем а Эль

Иш бусар шалом аль яд Йекутиэль

Иш гаш вайхапер аль беней Исраэль .

Элияу Анави, Элияу аТишби, Элияу аГильяды

бимэра яво элэну им МАшиах бен Давид. (3раза)

Тот,кому дорого имя Б-га.

Кому через Йекутииля (пророка Моше)обещан мир.

Кто приступил к молитве и искупил сыновей Израиля.

Иш дорот шенем асар рау энав,

Иш аникра бааль сэар бесиманав

Иш веэзор ор азур бемотнав.

Элияу Анави, Элияу аТишби, Элияу аГильяды

бимэра яво элэну им МАшиах бен Давид. (3раза)

Тот кто застал 12 поколений.

Кто по приметам обладал пышными волосами и

опоясывался кожанным поясом.

Иш зааф аль оведей хаманим.

Иш хаш венишба мийот гишмей меоним

Иш таль уматар ацар шалош шаним.

Элияу Анави, Элияу аТишби, Элияу аГильяды

бимэра яво элэну им МАшиах бен Давид. (3раза)

Тот кто разгневался на поклонников Солнца.

Кто поспешил поклясться ,что не будет дождей с неба.

Кто росу и дождь задержал на 3 года.

Иш яца лимцо ленафшо нахат,

Иш килкелуу аоревим вело мэт лашахат

Иш лемаано нитбареху кад вецапахат.

Элияу Анави, Элияу аТишби, Элияу аГильяды

бимэра яво элэну им МАшиах бен Давид. (3раза)

Тот кто ушел на поиски душевного покоя

Кого кормили вороны, чтобы он не умер с голода.

Ради которого не иссякли продукты в коробе и бутыли.

Иш мусарав икшиву хемеим

Иш неэнэ ваэш мишемей гевоим

Иш саху ахарав А-донай у аЭлоим.

Элияу Анави, Элияу аТишби, Элияу аГильяды

бимэра яво элэну им МАшиах бен Давид. (3раза)

Тот,к наставлениям которого прислушивались с охотой

На просьбу которого с Неба Ответил огнем

За которым все воскликнули: "Г-сподь,только Он-Б-г!"

Иш атид леишталеах мишемей аравот

Иш пакид аль коль бесорот товот

Иш цир нээман леашив лев баним аль авот.

Элияу Анави, Элияу аТишби, Элияу аГильяды

бимэра яво элэну им МАшиах бен Давид. (3раза)

Тот кому предстоит быть посланником Небес

Который приносит все хорошие вести.

Который достойно исполнит задание вернуть сердца сыновей к отцам.

Иш кара кано кинети лА-донай бетифара

Иш рахав аль сусей эш бисара

Иш шело таам таам мита уквура.

Элияу Анави, Элияу аТишби, Элияу аГильяды

бимэра яво элэну им МАшиах бен Давид. (3раза)

Тот кто к своей славе сказал:

"Ревностью возревновал я к Г-споду".

Который оседлал во время бури огненных коней.

Который не испытал вкуса смерти и погребения.

Иш Тишби аль шемо никра

тацлихену аль ядо баТора

Ташмиэну мипив бесора това

бимэра тоциэну мэафела леора

Элияу Анави, Элияу аТишби, Элияу аГильяды

бимэра яво элэну им МАшиах бен Давид. (3раза)

Тот, кого прозвали Тишби.

Помоги нам в изучении Торы.

Провозгласи нам добрую весть

Скорее выведи нас из потемок на свет.

Ашрей ми шэраа фанав бахалом

ашрей ми шенатан ло шалом вээхезир ло шалом

Шенеемар А-донай оз леамо йетен

А-донай йеварех эт амо вашалом.

Элияу Анави, Элияу аТишби, Элияу аГильяды

бимэра яво элэну им МАшиах бен Давид. (3раза)

Счастлив ,кто видел его лицо во сне.

Счастлив кто обменялся с ним приветсвием .

Ибо сказано:" Г-сподь даст силу Своему народу

Г-сподь благословит Свой народ миром."

Какатув инэ анохи шолеах лахэм эт Элияу Анави

Лифней бо йом А-донай агадоль веанора ,

веэшив лев авот аль баним велев баним аль авотам.

Элияу Анави, Элияу аТишби, Элияу аГильяды

бимэра яво элэну им МАшиах бен Давид. (3раза)

Написано: "вот я посылаю вам пророка Элияу перед наступлением дня великого и ужасного Г-спода.

Чтобы вернул сердца отцов к детям и сердца детей к их отцам.

(по 3 раза читать только строки про Элияу Анави.

Каждый раз, при произнесении имени

думать о Б-жественном имени "Агла"

(это аббревиатура фразы

"Ата гибор ле-олам, Адо-най" – "Ты силен навеки, Господи" .)

  • Добавить комментарий
  • 0 комментариев

Android

Выбрать язык Текущая версия v.209

Шабат. ПОДГОТОВКА К СУББОТЕ

О Субботе сказано: « Ощутившие ее вкус удостоились полноценной жизни». Поэтому во многих домах принято в пятницу пробовать приготовленные в ее честь блюда.

Талмуд ( «Брахот », 57б) говорит, что « суббота подобна (меэйн ) грядущему миру». А раби Барух из Меджибожа читал вместо меэйн — мааян ( «источник »; по-еврейски эти слова пишутся одинаково). Он объяснял это так: Суббота выше грядущего мира, она сама – его источник. Исполнение заповеди о зажжении субботних свечей возложено на женщин. Только если мужчина встречает Субботу один или его жена не может это сделать, свечи зажигает он.

В пятницу принято встать раньше обычного, подобно сынам Израиля в пустыне, собиравшим ман (манну небесную) ранним утром ( «Шмот », 16:5).

Субботу встречают, как дорогого гостя: убирают и украшают дом, сервируют праздничный стол, пользуясь специально предназначенными для этого столовыми приборами: подставкой для хал, вышитой салфеткой, которой их покрывают, бокалом для ритуала Кидуш и т.д.

В подготовке к Субботе участвует вся семья.

Многие читают в канун Субботы «Песнь песней», чтобы начать святой день словами любви.

Cубботу следует встречать в праздничной одежде.

Принято класть халы на стол засветло, перед зажиганием субботних свечей.

ВРЕМЯ НАСТУПЛЕНИЯ СУББОТЫ

В соответствии с еврейской традицией, суббота, как и все дни недели, начинается с заходом солнца. С этого момента в силу вступают все субботние запреты на будничную деятельность и на совершение определенных видов работ.

В соответствии с принципом «прибавлять от будней к святому», субботние свечи надо зажигать за 18 минут до захода солнца (в силу особой святости Иерусалима свечи там зажигают за 40 минут до этого), а завершается субботний день не с закатом, а с выходом звезд.

Принять на себя святость Субботы и все ограничения, с этим связанные, можно и до ее наступления, примерно за час. Женщина делает это во время зажигания свечей, и с этого времени ей нельзя совершать запрещенные в этот день работы, мужчина – произнося « Хвалебную песнь в честь Субботы» ( «Тэилим », 92) в завершение службы «Встреча Субботы». В любом случае, с заходом солнца все субботние запреты вступают в силу.

Нельзя есть и пить с момента наступления Субботы до ее освящения в ритуале Кидуш.

Субботние свечи озаряют мир светом покоя и радости, светом жизни. Праматерь Хава (Ева ), которую Тора назвала «матерью всего живого», совершила грех, привнеся этим смерть в наш мир. «Свеча Всевышнего — [живая] душа человеческая», — говорил царь Шломо (Соломон ). Чтобы ошибка Хавы могла быть исправлена, именно женщинам отдано право зажигать субботние свечи, свечи жизни.

Эти свечи символизируют мир в доме и согласие между супругами, поэтому и принято, чтобы муж заранее приготовил их для жены. Так первое действие, освящающее наступление Субботы, становится общим делом для обоих.

Две субботние свечи символизируют два аспекта заповеди о Субботе: исполнение предписаний и соблюдение запретов, связанных с этим днем. Как сказано в Торе: « Помни день субботний, чтобы освятить его» ( «Шмот », 20:8) – и « Храни день субботний, чтобы освятить его» ( «Дварим », 5:12). Согласно Кабале, эти два аспекта соответствуют мужскому и женскому началу: «помни » олицетворяет мужа, а «храни » — жену.

Рабейну Бахья говорил, что мгновения, озаренные первым светом субботних свечей, более всего подходят для молитвы матери о детях. Над свечами молились о детях праматери наши, и, если мы правильно проживем жизнь, будут молиться наши внучки и правнучки. Эта молитва не имеет установленной формы, и каждая женщина вольна произнести те слова, которые у нее в сердце. И язык молитвы она может выбрать тот, на котором ей легче всего выразить свои чувства и мысли. Молятся о том, чтобы Всевышний даровал детей, о том, чтобы потомки наши выросли добрыми, честными, достойными, здоровыми. Чтобы глаза их озарил свет Торы, как свет субботних свечей озаряет еврейский дом.

Желательно, чтобы муж приготовил свечи для своей жены (установил их в подсвечник, обжег фитиль).

Есть обычай перед зажжением свечей положить немного денег в копилку для цдаки, на благотворительные цели.

Зажигают как минимум две свечи, но во многих общинах принято добавлять по одной свече за каждого ребенка. По обычаю Хабада незамужние девушки и девочки зажигают по одной свече – перед тем, как мать зажжет свои свечи.

Праздничные одежды надевают перед зажиганием свечей.

Свечи зажигают в той комнате, где устраивают трапезу.

Свечи должны гореть до конца трапезы или, по крайней мере, не менее полутора часов. Но если они погасли прежде времени, их, разумеется, нельзя зажигать снова и ни при каких условиях нельзя погасить.

Лучше всего приобрести подсвечники, которыми будут пользоваться только для субботних и праздничных свечей.

Принято, что каждая из присутствующих женщин зажигает свечи, но по закону допустимо, если одна из них делает это от имени всех.

Женщина сначала зажигает свечи, а затем, прикрыв ладонями глаза, произносит благословение. Почему порядок действий именно таков? При исполнении заповедей благословение произносят прежде действия. Но если бы женщины зажигали свечи после благословения, это было бы нарушением субботнего запрета, ведь для них Суббота начинается с произнесением благословения. Поэтому благословение произносят, когда субботние свечи уже зажжены. Прикрыв глаза ладонями в момент произнесения благословения и открыв их только после этого, вглядываясь в пламя свечей и радуясь им, наслаждаясь их светом, женщина в известной степени восстанавливает обычный порядок (благословение — действие).

Принято, что, произнеся благословение и еще не открыв глаза, женщина произносит короткую произвольную молитву о благополучии семьи .

Благословение на зажигание свечей в Субботу:

« Благословен Ты Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботние свечи!» (В общинах Хабада говорят: « …свечи святой Субботы!»)

Ни при каких условиях нельзя зажигать субботние свечи после захода солнца.

В Субботу принято приветствовать друг друга словами «Шабат шалом!» или на языке идиш — «Гут Шабес!»

Существует обычай читать перед «Кабалат -Шабат» «Песнь песней», в которой в аллегорической форме изображены отношения народа Израиля со Всевышним. Весь мир обрел значимость и ценность только тогда, когда «Песнь песней» была дарована сынам Израиля, ведь, согласно высказыванию р. Акивы, « если все книги Танаха священны, то “Песнь песней“ – это Святая святых».

Суббота приходит не только в синагоги и дома евреев, но и во все миры. И земля, и небо меняются в эти мгновения. Поэтому многие мудрецы древности и средневековые кабалисты выходили встречать Субботу в поля и сады.

Рассказывают, что раби Ханина, один из мудрецов Талмуда, выходил накануне Субботы, на закате солнца, и вел общину в поле, говоря: « Пойдемте, встретим царицу-Субботу».

Многие поют перед наступлением Субботы «Йедид нефеш», акростих, начальные буквы строф которого образуют Имя Всевышнего.

Вот уже много веков в большинстве еврейских общин встречают Субботу пением гимна «Леха , доди» ( «Приди , возлюбленный мой»). Кроме удивительного поэтического совершенства его отличает богатство мистического подтекста.

«Ана бе-коах…» ( «Мы молим: силой…») – древняя молитва, автор которой – р. Нехунья бен а-Кана. Семь строф, ее составляющих, соответствуют семи дням недели, а сорок два слова – скрытому Имени Г-спода.

Наша мистическая традиция повествует о том, что в этот день каждому из нас Всевышний дарует особую, «субботнюю », душу. А из всех земных, физических ощущений душе ближе всего, «духовнее », — обоняние. Поэтому и принято во многих общинах, встречая Субботу, раздавать молящимся в синагоге благоухающие травы или веточки – например, мирта или мяты. Обычай этот описан уже в Талмуде:

« Однажды перед наступлением Субботы р. Шимон бар Йохай и сын его р. Элиэзер встретили старика, несущего в каждой руке по пучку миртовых ветвей. Спросили они его: “Зачем тебе это?“ Ответил тот: “В честь Субботы. Один пучок – в честь заповеди ‘помни день субботний’, а другой – в честь заповеди ‘соблюдай день субботний’ “» (Талмуд , трактат «Шабат », 33)

Молитвы субботнего дня открывает церемония «Кабалат -Шабат» — «Встреча Субботы», в которую входит торжественное чтение шести псалмов (с 95-го по 99-й и 29-й, его читают стоя), молитвы «Ана , бе-хоах», гимна «Леха , доди», 92-го и 93-го псалмов, а после этого – отрывка из книги «Зоѓар » или главы Мишны.

Во время чтения последней строфы «Леха , доди» все встают и поворачиваются лицом к западу. Трижды произнося слова «Приди , невеста», в первый раз кланяются направо, во второй – налево, а в третий раз слегка склоняются вперед.

По завершении «Кабалат -Шабат» читают вечернюю молитву.

Главная молитва (в будни состоящая из девятнадцати благословений), «Амида », состоит в Субботу из семи благословений, соответственно семи дням творения и семи благословениям, произносящимся на свадьбе: согласно традиции, Суббота является невестой, а Израиль – женихом. Субботние молитвы, в отличие от молитв остальных дней недели, не содержат просьб об удовлетворении материальных нужд.

Основные мотивы, повторяющиеся во всех молитвах этого дня, таковы: Суббота как день, завершающий Сотворение мира, как напоминание об исходе из Египта, как подобие грядущего мира и предвестие избавления.

«Еврея , возвращающегося с наступлением Субботы из синагоги, сопровождают два ангела – один добрый, другой злой. Если в доме горят свечи и накрыт праздничный стол, добрый ангел говорит: “Дай Б-г, чтобы и в следующую Субботу было так же!“ – а злой поневоле отвечает: “Амен!“ Если же в доме не чувствуется приход Субботы, злой ангел говорит: “Дай Б-г, чтобы и в следующую Субботу было так же!“ – а добрый вынужден ответить: Амен!» (Талмуд , трактат «Шабат », 119).

Вернувшись домой из синагоги, поют гимн «Шалом алейхем… / Мир вам…». Это одновременно приветствие и благословение нами ангелов-служителей, которые сопровождают человека при его возвращении домой.

После этого произносят, а чаще поют, текст «Эшет -хаиль» ( «Мишлей », 31) — «Жена совершенная», восхваляющий хозяйку дома как идеал женщины.

Во многих общинах принято, чтобы отец благословлял детей словами, которыми праотец Яаков благословил своих внуков Эфраима и Менаше. Отец возлагает обе руки на голову каждого ребенка и произносит:

« Да уподобит тебя Г-сподь Эфраиму и Менаше!» — если благословляет сына – или

« Да уподобит тебя Г-сподь Саре, Ривке, Рахели и Лее!» — если благословляет дочь.

После этого отец произносит: «Благословит тебя Г-сподь и охранит тебя, и будет благосклонен к тебе Г-сподь и помилует тебя. Да будет благоволить тебе Г-сподь и пошлет тебе мир!»

В некоторых общинах принято, чтобы мать также произносила родительское благословение.

КИДУШ, СОВЕРШАЕМЫЙ В ПЯТНИЦУ ВЕЧЕРОМ

Сказано в Торе: «Помни день субботний, чтобы освящать его» ( «Шмот », 20:8) – это заповедь о Кидуше, освящении [трапезы], и Авдале, отделении [Субботы от будней] над бокалом вина. (Талмуд , трактат «Псахим », 106).

Текст Кидуша не только восхваляет Субботу, но и говорит о ее связи с Сотворением мира и исходом из Египта, то есть с рождением всего человечества и еврейского народа.

Свидетельские показания приносятся из уважения к суду стоя. Так и мы стоим во время Кидуша, ведь он – наше свидетельство о Сотворении мира и Исходе.

Совершающему Кидуш обещано долголетие ( «Пиркей -де-раби Элиэзер»).

Заповедь Торы – освящать Субботу ритуалом Кидуш ( «Освящение »), как сказано: «Помни день субботний, чтобы освящать его» ( «Шмот », 20:8).

Форма освящения установлена мудрецами; они установили, что Кидуш следует произносить над кашерным вином (предпочтительно красным) или виноградным соком. Можно заменить вино или сок хлебом. В этом случае перед чтением Кидуша нужно омыть руки, а вместо благословения над вином произносят благословение над хлебом.

Когда Кидуш делают над вином, хлеб, лежащий на столе, должен быть прикрыт салфеткой.

Хлеб считается основой любой трапезы; каким бы обильным ни было застолье, если к столу не подан хлеб, по-настоящему насытиться не удастся, считают мудрецы. Во время же Кидуша мы произносим первое благословение не над хлебом, лежащим на столе, а над вином. Чтобы не «унижать » этим достоинство хлеба, мы покрываем его на время Кидуша специальной праздничной салфеткой, и он оказывается между скатертью и салфеткой, как некогда ман – небесный хлеб – выпадал рано утром в пустыне на слой росы и покрывал его еще один ее слой.

Почему для Кидуша выбирают красное вино? Его наливают в серебряный бокал – красный напиток в белый сосуд. В Кабале красный цвет символизирует интравертные, «жесткие » проявления Всевышнего: могущество, суровость, справедливость, – а белый цвет служит символом «мягких », экстравертных проявлений: милости, щедрости и любви. Так, совершая Кидуш, мы ограничиваем строгость милосердием.

Хозяин дома или один из гостей произносит Кидуш для всех присутствующих и от их имени (впрочем , каждый может совершить этот ритуал для себя). После каждого из благословений присутствующие отвечают «Амен !» ( «Истинно !», «Верно !»).

Если мужчина по той или иной причине не может произнести Кидуш, это должна сделать женщина.

Во многих семьях принято, что и мальчики до бар-мицвы говорят Кидуш, таким образом их приучают к исполнению заповеди.

Кидуш произносят там, где накрыт стол для субботней трапезы.

Кубок для вина, над которым говорят Кидуш, должен быть цельным, без щербинок и трещин, вмещающим не менее 100 граммов. Для этого можно использовать любой сосуд, отвечающий этим требованиям, но предпочтительнее иметь специальный, предназначенный именно для Суббот и праздников, называемый на иврите гавия, а на идиш – бехер.

Перед тем, как наполнить кубок, его ополаскивают.

Кубок должен быть наполнен до краев, так, чтобы несколько капель вина перелились через край.

Вечерний Кидуш принято совершать стоя, дневной – сидя, однако слегка приподнимаясь при произнесении благословения над вином.

Согласно обычаю каббалистов (и таков обычай Хабада), кубок берут правой рукой, потом передают его в левую и ставят на ладонь правой руки, охватывая пальцами со всех сторон. Однако есть и иная традиция, по которой его держат произвольно, но непременно правой рукой.

Говоря «И завершены были…», следует посмотреть на пламя свечей. При произнесении благословения над вином и следующего за ним благословения смотрят на кубок.

День шестой. И завершены были небо и земля, и все воинство их. И завершил Бог в день седьмой работу Свою, которой занимался; и покоился в день седьмой от всей работы Своей, которой занимался. И благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо это был день покоя от всей работы при Сотворении мира.

Господа, прошу внимания!

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы!

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями, и благоволивший нам, и давший нам в наследие, по любви и благосклонности, святую Субботу Свою в память о Сотворении мира, — первый из святых праздников, напоминающий о выходе из Египта. Ибо нас избрал Ты, и нас освятил среди всех народов, и святую Субботу Свою по любви и благосклонности дал нам в наследие. Благословен Ты, Господь, освящающий Субботу!

Все отвечают «Амен !» и выпивают вино.

После произнесения Кидуша надо отпить большую часть содержимого кубка или, по меньшей мере, свыше 50 граммов.

Существует обычай дать отведать от вина, над которым произносили Кидуш, всем присутствующим.

НЕТИЛАТ ЯДАИМ – ОМОВЕНИЕ РУК

Из уважения к хлебу, основе нашей физической жизни, мы очищаем руки не только от физической нечистоты, в соответствии с требованиями гигиены, но и от нечистоты ритуальной, духовной.

После Кидуша все участники трапезы омывают руки. Этот ритуал всегда предшествует вкушению хлеба.

Нетилат-ядаим имеет ритуальный, а не гигиенический смысл, поэтому омывать следует руки только после того, как они уже начисто вымыты и насухо вытерты.

Для нетилат-ядаим необходим целый и без трещин сосуд, достаточно вместительный для того, чтобы воды в нем хватило на омовение всей кисти руки.

Сначала три раза омывают кисть правой руки, затем – левой. По некоторым мнениям, достаточно двух раз.

Вытирая руки после омовения, произносят благословение:

« Благословен ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам омывать руки!»

Между омовением рук и произнесением благословения над хлебом нельзя разговаривать.

Ман, которым наши праотцы питались в пустыне, выпадал накануне субботы вдвое обильнее, чем в остальные дни недели, а в субботний день не выпадал вовсе. В память об этом на субботний стол подаются два целых хлеба. И еще: каждый из хлебов посвящен одному из аспектов Субботы – памяти и соблюдению.

Стол еврея подобен храмовому жертвеннику, а еда служит не только для насыщения, но и является необходимой для служения Всевышнему.

Во время каждой из субботних трапез на столе должны быть два цельных хлеба, которые называются лехем мишнэ (букв . «двойной хлеб») – в память о двойной порции мана, выпадавшей в канун Субботы во время Исхода.

В некоторых общинах принято класть на стол двенадцать хлебов в память о лехем а-паним — «хлебах предложения», которые использовались в иерусалимском Храме.

Произнося благословение, держат оба хлеба в руках или возлагают на них руки. В некоторых общинах принято при этом класть халы одну на другую, тогда в вечерней трапезе разрезают нижнюю из них.

Благословение над хлебом:

« Благословен ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, вырастивший хлеб из земли!»

В субботу к столу подают рыбные и мясные блюда, лучшее из того, что есть в доме, едят сладости и пьют вино. Традиционными для ашкеназских евреев блюдами являются фаршированная рыба — «гефилте фиш», горячее мясное блюдо «чолнт », «кугл » — запеканка из картофеля или лапши.

В еврейской мистике существует древняя и богатая традиция нумерологического анализа слов. Число семь символизирует совершенство материального мира. Названия важнейших блюд на субботнем столе имеют числовое значение (малую гиматрию) 7:

ЗМИРОТ – СУББОТНИЕ ПЕСНОПЕНИЯ

Вошло в обычай петь во время субботних трапез особые гимны – песнопения, называемые на иврите змирот, создающие особую атмосферу праздника и покоя.

Змирот в большинстве своем были написаны в средние века мудрецами-кабалистами.

Как вы помните, субботу встречают благоуханием трав и ветвей ароматических растений. Так мы приветствуем «дополнительную душу». И провожаем ее так же, благовониями в серебряном сосуде для Авдалы.

Мидраш рассказывает, что Адам ударил камнем о камень и высек искру. Таким образом, открытие огня было первым физическим актом созидания, совершенным человеком. « Почему благословения произносятся над огнем? Огонь впервые был добыт на исходе первой Субботы после сотворения мира» (Талмуд , трактат «Псахим », 53).

Обряд Авдалы, разделения между святостью Субботы и буднями, отмечается ритуалом, в котором используется огонь. В течение всей Субботы мы соблюдали запрет зажигать огонь, теперь же вступают в действие иные законы, законы рабочих будней.

Не принято, чтобы женщины пили вино, оставшееся от Авдалы. Почему? Согласно мнению, приведенному в Талмуде, Хава дала Адаму отведать вина, которое она сама выжала для него из винограда, что и стало причиной греха. Таким образом, воздерживаясь от вина во время Авдалы, женщины исправляют ошибку, допущенную прародительницей.

На исходе Субботы ее принято продлевать за счет наступающих будней. Суббота заканчивается, когда на одном участке небосвода покажутся три звезды средней величины. После выхода звезд читают вечернюю молитву Маарив, и лишь затем проводят обряд Авдала — «разделение », как бы проводящий границу между святостью субботнего дня и буднями.

Женщины обычно не совершают Авдалу, но если нет другого выхода, они должны провести этот обряд сами.

Как и во время дневного Кидуша, для Авдалы можно использовать не только вино, но и иные напитки из тех, что подают как угощение гостям в этой местности, даже кофе и чай. Наполняют кубок до тех пор, пока немного жидкости не прольется, как символ достатка и изобилия, «льющихся через край».

Совершающий ритуал держит кубок в правой руке, а благовония – в левой.

Зажигают особую свечу, у которой есть по меньшей мере два фитиля, или две обычные свечи, но при этом держат их так, чтобы пламя одной соприкасалось с пламенем другой.

Обычно свечи во время Авдалы держат дети.

После благословения над пламенем свечи принято посмотреть на его отблеск на ногтях.

« Вот он, Бог, спаситель мой; спокоен я и не страшусь, ибо Бог – сила моя, и [ему -] моя песня, и Он даровал мне спасение. Будете вы черпать, ликуя, воду из источников спасения! Наше спасение – от Господа; [да пребудет] на народе твоем благословение твое вечно! Господь воинств с нами; Бог Яакова – наш оплот вовеки! Господь воинств, счастлив человек, полагающийся на тебя! Господь, спаси [нас]! Ответь нам, Владыка, в день, когда мы взываем [к тебе]! У иудеев были светлые дни, и веселье, и ликованье, и достоинство. Да будет так и с нами! Чашу [в благодарность] за [свое] спасение подниму и к имени Господа воззову!»

Над вином произносят: «Господа мои, прошу внимания!

Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший плод виноградной лозы!»

Над благовониями произносят: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший ароматные вещества!»

Над огнем: «Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, создавший свет пламени!»

«Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, отделивший святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от [других] народов, седьмой день от шести рабочих дней! Благословен ты, Господь, отделивший святое от будничного!»

Выпивают бокал вина

Свечу гасят, окунув ее в остатки вина или просто залив ее пламя из кубка, символизируя изобилие, а также показывая, что свеча была зажжена только ради исполнения обряда.

Распространен обычай после Авдалы обмакнуть кончики мизинцев в остатки вина (или иного напитка) и затем коснуться ими век, ушей и карманов.

Вино из кубка, над которым совершили Авдалу, не дают попробовать никому из присутствующих, особенно женщинам.

После окончания Субботы устраивают дополнительную трапезу, называющуюся Мелаве малка — «Проводы царицы», которой она уподоблена.

Продлевают расставание с царицей-Субботой, показывая этим, как дорога она сынам Израиля.

Время после окончания Субботы и трапеза Мелаве малка связываются в еврейской традиции с образом пророка Элияѓу, который должен возвестить нам о приходе Машиаха.

Последняя трапеза, происходящая, собственно, уже в будни, называется Мелаве малка ( «проводы Царицы [Субботы]»). Мудрецы Кабалы говорили, что не только душа человека возвышает его над физическим, низшим миром, но и в теле его есть зерно вечности, некая малая кость луз, из которой возродится тело в день воскресения из мертвых. И если все тело наше, кости, плоть, кровь, кожа, питаются и растут во все дни недели, перерабатывая в живую материю пищу и напитки, то луз усваивает только то, что едят во время Мелаве малка. Подумайте над этим преданием. Достаточно ли вам «будничной » пищи? Нет ли в вас части, «косточки », которую вы морите голодом?

Оценка 4.7 проголосовавших: 327
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here