Все о религии и вере - "молитва перед приходом в церковь" с подробным описанием и фотографиями.
Вы пришли в храм
Священникам довольно часто приходится слышать от людей: вот, мол, батюшка, хочу прийти в церковь, но чувствую себя неловко, потому что не знаю, как правильно креститься, как правильно поставить свечку, подать записку о здравии или за упокой, заказать молебен или панихиду и т. д.
Прежде всего, каждому христианину надо понять и помнить, что он пришел в Храм не наспех поставить свечку, а для того, чтобы обратиться к Богу своими мыслями и чувствами и прославить Его, то есть помолиться. Ибо Сам Господь сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется». А Церковь – это и есть дом Господень.
Есть люди, которые говорят, что верят в Бога, принимают Христа, но в Церковь ходить не хотят или не любят. Не любят они и Богослужения. Дело в том, что души этих людей не готовы к такой любви, они не воспитали ее в себе по причине житейских пристрастий и не знают смысла Церкви, ее духа, цели. Ходите в Церковь, слушайте с глубоким вниманием Богослужение, песнопения, каноны, чтения – и вы привыкнете к Церкви, полюбите ее, убедитесь, сколько в ней задатков жизни, мира, утешения, сколько света, силы, святыни, правды. Постигая смысл и значение церковных священнодействий, мы с большим усердием и верой будем приступать к таинствам, Церкви и получать благодать Святого Духа. Например, тот, кто понимает, что в святой Евхаристии приобщается Самого Тела и Крови Христовых, вряд ли станет небрежно готовиться к этому таинству. Знание богослужения избавляет от вредных суеверий и заблуждений. Так, некоторые люди несправедливо полагают, что таинство елеосвящения (соборование) надо принимать только перед смертью. Но соборование совершается над больными душой и телом в любом возрасте ради их исцеления. Постигая смысл богослужения, христианин может преподавать другим духовное назидание, спасая и себя, и слушающего.
Безгрешных людей нет. Но Господь, любя созданных по Его образу и подобию людей, неустанно призывает нас в Свою духовную лечебницу – Церковь. В храме Божием душа христианина наполняется живой верой, крепкой надежной и неиссякаемой любовью к Богу, ибо Храм – место проникновения молитв и глубоких духовных переживаний. Путь человека к Богу лежит через Храм и его святыни. Все другие здания на земле строятся для людей, но Храм созидается в честь и славу Божию. Поэтому есть обычай, подходя к Храму, читать молитву: «Вниду в дом Твой, поклонюсь ко храму святому Твоему в страсе Твоем. ». Можно читать и такие молитвы, и псалмы, как «Достойно есть», 50-й, 90-й псалмы и др.
Перед входом в Храм следует трижды осенить себя крестным знамением с поклоном.
Для того, чтобы правильно совершать крестное знамение, большой, указательный и средний пальцы правой руки соединяются таким образом, чтобы концы их были сложены обязательно ровно – в знак равенства Лиц Святой Троицы, два остальных пальца – безымянный и мизинец – пригибаются к ладони. Тремя соединенными пальцами прикасаемся ко лбу, животу, к правому плечу, затем к левому, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся. Соединение трех пальцев означает нашу веру в Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; два пригнутых к ладони пальца означают веру в Сына Божия Иисуса Христа и что Он имеет два естества – есть Бог и человек. Крестное знамение полагаем на лоб, чтобы освятить ум и мысли наши; на живот, чтобы освятить сердце и чувства; на плечи, чтобы освятить телесные силы.
Крестное знамение обычно совершается при словах: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» или любом, другом начале и конце молитвы. Но как не подобает призывать Божие всуе, то есть без надобности и неблагоговейно, так и крестное знамение не следует делать часто и поспешно, а тем более небрежно, превращая его в бессмысленное движение руки.
Входить в Храм надо тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех оскорбят святость Храма Божия и величие обитающего в нем Бога.
В Храме мужчины любого возраста снимают головной убор, женщины же молятся с покрытой головой. Это мы знаем из Священного писания: «Всякая жена, молящаяся с непокрытой головой, постыжает свою голову». К сожалению, в наше время это не всегда соблюдается.
Входя в Храм и выходя из него, надо трижды перекреститься и поклониться в пояс по направлению к алтарю. Поклонами мы выражаем наше благоговение перед Богом и покаянные чувства. Поклоны делаем с молитвами «Боже, милостив буди мне, грешному(ой)», «Боже, очисти мя, грешного(ую), и помилуй мя» и «Создавай мя, Господи, прости мя!».
К службе следует приходить заранее, чтобы спокойно, без суеты войти в Храм. Надо подойти к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви, дважды перекреститься, поклониться и приложиться, то есть поцеловать Святую Икону, и еще раз перекреститься. После этого подойти к иконе и поцеловать ее.
Церковная свеча – символ молитвы верующего человека.
Горящие в Храме являются выражением благоговения молящихся, их любви и жертвы Богу, а также радости и духовного торжества Церкви, они напоминают своим горением о невечернем свете, который в Царстве Небесном веселит души праведных, благоугодивших Богу.
Горящая перед иконой свеча – знак нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию, всегда обильно посылаемую всем, кто с верой и молитвой притекает к Господу и святым Его.
Вместе с тем по существующему в Русской Православной Церкви обычно во время таинства Покаяния пришедший на исповедь приносит незажженную свечу в знак надежды получить от Господа прощение за свои грехи и как дар Ему. Эту свечу, подходя к священнику, можно положить на аналой, где лежат Евангелие и Крест.
В записках о здравии или за упокой пишутся только имена, и только крещенных людей. За некрещеных Церковь не молится. Имена надо писать полностью, в родительном падеже (например, Ольгу, а не Олю) аккуратным почерком. Нехристианские имена (Эдуард, Октябрина и т. д.) не пишутся. В одной записке не пишется – более 5-7 имен.
Нельзя поминать за упокой святых угодников, например: Блаженную Ксению, Патриарха Тихона, Святого Николая и др. Это они молятся за нас, а не мы за них.
В Храме мы можем помолиться о себе, о своих родных и знакомых, об их здравии и благополучии. Для этого подойдите к любой иконе, там находящейся. Иконой (образом) называется изображение Самого Бога, Божией Матери, ангелов, святых угодников. Это изображение освящено святой водой, через освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и икона чтится нами как святая. Иконы бывают чудотворные, через которые пребывающая в них благодать Божия проявляется в чудесах (например, исцеление больных). Молясь перед иконой, мы должны помнить, что икона – это не сам Бог или угодник Божий, а лишь изображение Бога или угодника Его. Поэтому мы должны молиться не иконе, а Богу или святому, который на ней изображен.
На иконах могут быть изображения Божией Матери, святых ангелов, святых людей или угодников Божиих.
Мы молимся Божией Матери, потому что Она ближе всех к Богу и одновременно к нам. Ради Ее материнской любви и Ее молитв Господь Иисус Христос много нам помогает. Она – Великая и Милосердная Заступница за всех нас. Икон Божией Матери много, мы чтим их, но Она – одна, и мы молим спасти нас Пресвятую Богородицу, а не Ее икону.
На иконах изображаются и святые угодники Божией. Их так называют потому, что, живя на земле, они угодили Богу своей праведной жизнью. А теперь, пребывая на небе с Богом, они молятся о нас, помогают живущим на земле. Они как посредники между Богом и людьми. Бывает, мы обращаемся к Богу с молитвой, но Бог не слышит ее, потому что наши грехи как стена, через которую ничего не слышно. Тогда мы и обращаемся с мольбой к святым угодникам, чтобы они донесли нашу молитву к Богу, попросили за нас, умолили Его простить нас и помиловать.
Святые имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребреники, блаженные и праведные.
Пророками называют святых, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее, преимущественно о Спасителе. Они жили до рождения Христова.
Апостолы – ученики Иисуса Христа, их было 12, а потом еще 70. Они распространяли Христианскую веру. Святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову, называются равноапостольными (князь Владимир, Святая Нина и др.).
Мученики – те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения, и даже смерть. Если после мучений они скончались мирно, их называют исповедниками, если же умерли после особенно тяжелых(великих) страданий – великомучениками. Исповедники, которым мучители писали на лице хульные слова, называются начертанными.
Святители – это епископы или архиереи, угодившие Богу своей праведной жизнью(Святой Николай Чудотворец, Святой Алексий митрополит Московский и др.). Святители, претерпевшие мучения за Христа, называютсясвященномучениками. Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна
Златоуста называют Вселенскими Учителями, то есть учителями всей Христианской Церкви.
Преподобные – праведные люди, которые удалились от мирской жизни, пребывания в девстве (то есть не вступали в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, и угодили Богу (Сергий Радонежский, Серафим Саровский). Преподобные, претерпевшие мучения, называются преподобномучениками.
Бессребреники без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные.
Праведные проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя в миру, были семейными людьми (Иоаким и Анна и др.). Родоначальников человеческого рода: Адама, Ноя, Авраама и т. д. называют праотцами.
На иконах и картинах вокруг главы Спасителя, Божией Матери и святых угодников изображается сияние – нимб. Нимб – это изображение сияния света и славы Божией, которая преображает и человека, соединяющегося с Богом. Это сияние света Божия иногда бывает видимо и другим людям.
Ставя свечу перед иконой того или иного святого, нужно уметь обратиться к нему с молитвой, просьбой, благодарностью. Если вы знаете, что это икона, допустим, Святителя Николая, то, подойдя к ней, перекреститесь, мысленно соберитесь и произнесите про себя: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас». Затем зажгите свечу, приложитесь к иконе с теми же словами и, стоя перед иконой с зажженной свечой, произнесите свою горячую молитву. Кто знает, может прочитать тропарь. Ставя свечу за себя или кого-то, можно молиться так: «Святой угоднице Христов и отче Николае, помоги мне, грешному, в жизни моей, умоли Господа даровать мне здравие и спасение и прощение грехов моих, помоги детям моим. » и т. д. Ставя свечи перед разными иконами, особенно во время службы, старайтесь не ходить по всему Храму, так как это отвлекает других молящихся. Если, подойдя к иконе, вы не знаете, как она называется, присмотритесь – возможно, на ней есть надпись, или спросите окружающих, но негромко.
Есть святые угодники, к которым обращаются за помощью в определенных случаях. Перед их иконами, если они есть в Храме, можно поставить свечу, можно заказать им молебен. Если таких икон нет, поставьте свечу и помолитесь перед иконой Спасителя, потому что к Нему обращены все наши молитвы и Его святые угодники молят за нас. Призывая или прославляя святых угодников Божьих, мы должны призывать или прославлять их всем сердцем, с горячностью души, чтобы таким образом приблизиться к ним и по возможности уподобиться им, потому что они с нами и за нас тогда возносят молитвы к Богу, когда мы призываем или прославляем их чистым сердцем.
Кого же нам призвать на помощь в наших бедах и скорбях? Прежде всего, Спасителя, Пресвятую Богородицу, своего Ангела-Хранителя, а также святых угодников.
Иные православные молитвы, святые угодники, чудотворные иконы:
Молитвы Архангелам на каждый день
Читать далее в Православном разделе:
МОЛИТВА ПО ПУТИ В ХРАМ.
СОБИРАЮЩЕМУСЯ В ЦЕРКОВЬ
— ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЧЕЛОВЕК, СОБИРАЮЩИЙСЯ В ЦЕРКОВЬ?
— Во-первых, если это происходит утром, каждый верующий человек, поднявшись с постели, прежде всех дел должен возблагодарить Господа Бога за то, что Он даровал ему возможность провести эту ночь в мире. Кстати, это касается и всех остальных дней: мы не только можем просить Бога о милости, но и обязаны благодарить за них постоянно, причем независимо от того, даны они нам или нет.
— Праздник. Каждое посещение храма для христианина — это праздник, если человек действительно верующий. По учению Церкви, при посещении храма Божия происходит особое благословение и успех во всех добрых начинаниях христианина. Поэтому и следует сделать так, чтобы в этот момент был мир в душе и порядок в одежде. Ведь мы не просто идем в церковь. Смирив себя, свою душу и сердце, мы приходим к Христу. Именно ко Христу, дающему нам и в отношении нас благо, которое мы должны заслужить своим поведением и внутренним расположением. Бог близок к человеку всегда, человек же не всегда близок к Нему в силу своих житейских проблем, невнимания, рассеянности, неисполнения заповедей Божиих. Что такое церковь? На этот вопрос лучше всего ответить словами Самого Спасителя. Христос говорит: "Где двое, трое собрались во Имя Мое, там есть среди них и Я". То есть два, три верующих человека — уже Церковь Христова. Ведь Церковь это не здание, а именно духовное состояние человека, мистическое Тело Христово, и глава Церкви — есть Христос. А все мы, люди — члены этого тела.
Утром — Нет. Помимо той подготовки, о которой мы с вами уже говорили, человек, собирающийся в церковь, должен знать, что это следует делать натощак. Более того, если он идет, чтобы причаститься Святых Божественных Христовых Тайн, то до этого следует, как минимум, неделю поститься, а накануне, с двенадцати часов ночи, нельзя пить или принимать пищу вообще.
— В обязанности христианина входит посещение храма в субботние и воскресные дни и обязательно в праздники. Установление и соблюдение праздников необходимо для нашего спасения, они учат нас истинной христианской вере, возбуждают и питают в нас, в наших, сердцах любовь, благоговение и покорность Богу. Но в церковь ходят также и для отправления треб, обрядов, для того, чтобы просто помолиться, когда позволяют время и возможности.
— Что же, вернемся к нашей теме. Человек уже готов выйти из дома, привычно берется за портфель, сумку. И тут возникает попутный вопрос:
МОЖНО ЛИ ВХОДИТЬ В ХРАМ С СУМКАМИ?
— Ну отчего же нет? Можно, конечно. Только когда верующий подходит к Причастию, следует отставлять сумку в сторону, поскольку в этот момент обе руки нужно крестообразно сложить на груди.
— Да, и христианин должен произнести ее про себя по пути в храм. Вот она:
"Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Аз же множеством милости Твоея, Господи, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой; да без преткновения прославлю Едино Божество, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь" .
— Перед входом в храм, естественно, нужно перекреститься. Причем, делается это не единожды, а три раза. Мужчина при этом обязательно снимает головной убор, женщина же непременно должна быть с покрытой головой. Исключение могут составлять только девушки, то есть незамужние женщины. Налагая на себя при входе в храм крестное знамение и читая надпись над входом: "Благословен грядый во имя Господне" (или по-русски: "Благословен тот, кто идет во имя Господне"), мы должны помнить, что входим в дом Божий и получаем, естественно, Его благословение. Взамен же мы должны открыть наше чистое сердце, душу и способность принять в себя Христа.
— КАКИЕ СЛОВА ПРОИЗНОСЯТСЯ У ВХОДА В ХРАМ?
— Следует мысленно произнести: "Боже, милостив буди мне грешному" или "Боже, очисти меня грешного" . Смысл этих слов, их главная цель заключаются в том, что все земное, суетное человек должен оставить за порогом храма. Эти слова следует произносить в тот момент, когда накладывается крестное знамение.
— Крестное знамение совершается правой рукой. Для этого соединяются первые три пальца вместе, а два остальных — безымянный и мизинец — пригибаются к ладони. Тремя соединенными пальцами мы, изображая на себе крест, прикасаемся ко лбу, к груди, к правому и затем левому плечам и, опустив руку, кланяемся. Соединение трех пальцев (по-славянски перстов) символизирует нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Два же пригнутых к ладони перста — нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа, ведь Он имеет два естества: Он есть Бог и Он есть Человек, ради нашего спасения сошедший с небес на землю. При этом следует знать, что на чело крестное знамение налагается для того, чтобы освятить ум и мысли наши, на грудь — чтобы освятить сердце и чувства, на плечи — чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших.
— Осенение себя крестным знамением и поклоны совершаются в определенные моменты Богослужения: во время пения "Господи, помилуй" и "Подай, Господи", во время молитвословий "Приидите поклонимся. " и "Аллилуйя", при этом мысленно возносится молитва Господу. Когда священнослужитель благословляет молящихся, произносит: "Мир всем", "Главы наши Господеви приклоним", а также совершает каждение стоящих в храме, креститься не надо, нужно только наклонить голову. Основными моментами в богослужении являются чтения из Священного Писания. Во время чтения Евангелия нужно стоять с наклоненной головой, внимательно слушая, а перед началом и окончанием чтения — перекреститься. Также преклоняется голова и при Великом, входе, когда Сам Христос невидимо входит в Царские врата. Особое внимание и благоговение, исключающие всякие хождения и разговоры, требуются во время Евхаристического канона — после пения: "Верую". Во время пения "Отче наш. " делается земной поклон.
— Подойдя к иконе, надо, не торопясь, благоговейно, со страхом Божиим и с верою перекреститься два раза, поцеловать икону и, перекрестившись еще раз, отойти. Причем никогда не старайтесь целовать лик.