Все о религии и вере - "молитва павла таганрогского" с подробным описанием и фотографиями.
Содержание
Святой Павел Таганрогский – светильник Донской земли
Блаженный Павел (Павел Павлович Стожков) родился 8 ноября 1792 года в семье Черниговского дворянина. В Крещении назван в честь святого Павла Исповедника. Родители хотели обеспечить сыну образование и общественное положение, юноша же стремился ко спасению, богоугодной жизни в молитве и странничестве по святым местам.
Уже в 25 лет Павел следует словам Господа: «вся, елика имаши, продаждь и раздай нищим: и имети имаши сокровище на Небеси» (Лк. 18, 22), раздаёт часть своего имения, отпускает на волю крестьян. Затем, взяв благословение у отца, отправляется в своё заветное странствование по святым обителям, дабы под их кровом найти упокоение своей душе.
Около 10 лет продлилась его странническая жизнь, затем он поселился в Таганроге, где, забыв дворянское происхождение начал говорить простонародным малороссийским наречием, и поселился в землянке. Тяжелыми работами в порту и неустанной молитвой он очистил и душу, и тело от всего страстного и греховного. На нем явно почила благодать Божия: он многим светил своей праведной жизнью, и невольно люди, под впечатлением речей и дел его, глубже вдумывались в смысл жизни и вспоминали о своём Небесном Отечестве. К нему стали приходить за советами и утешением. В преклонных летах он оставил тяжелые труды в порту, поселился в маленьком доме, где молился непрестанно Богу и служил людям.
Каждый день, с первым ударом церковного колокола, он отправлялся в Собор, молился за Литургией, поправлял лампады и вытирал святые иконы, для чего старец всегда носил с собою маленькую скамеечку и белое полотенце на плечах. Из храма блаженный Павел обычно шел на базар, увешанный двумя холщовыми сумками, с палкой в руках, где утешал, наставлял торгующих. Ночи он проводил в усердной, коленопреклоненной молитве. Иисусова молитва никогда не сходила с его уст – он учил всех приходящих к нему творить эту молитву, и без нее никогда никого не впускал к себе в келью.
Павел Павлович любил Храмы и часто жертвовал на них иконы, лампады, свечи, елей и прочее. Он прививал любовь к церковным святыням, а народ нашел в блаженном великого, добродетельного и святого старца. Утвердившись в непорочной жизни по закону Господню, блаженный Павел был как бы светильник на земле, сияющий добрыми делами, имея от Господа дар исцеления и прозорливости: люди шли к нему со своими скорбями, бедами, вопросами. Многие просили дозволить остаться у него, дабы исполнились на них известные слова псалмопевца: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши: и со избранным – избран будеши» (Пс. 17, 26-27). Некоторых он оставлял пожить у себя как бы на послушании. Блаженный Павел часто жертвовал, ради Христа, плодами дворянского воспитания и образованности, под личиной напускной грубости искусно скрывал возвышенную и благородную душу свою. Случится прийти к блаженному Павлу посетителю, имеющему нераскаянные грехи, – блаженный, не смущая пришедшего грубым откровением его тайн, притворно обрушивался на одного из послушников: ругает, бранит, грозит палкой, называет грехи посетителя, дабы подвигнуть его к покаянию таким способом. Послушник кротко терпит, повторяя: «Простите, батюшка, виноват». Силою благодати Божией, блаженный ясно видел душу человека, его будущее. Своему духовнику иеромонаху Дамиану предсказал: «Ты будешь велыкый человек, такий, шо болыний буть не може», и пророческие слова эти действительно исполнились в жизни отца Дамиана, которого Господь сподобил высочайшего сана. В 1897 году он был поставлен патриархом Святого Града Иерусалима…
Приближаясь к концу земной жизни, блаженный более и более ослабевал силами телесными, но святая душа его по прежнему пламенела любовью к Богу и ближним. Как и другим великим угодникам Божиим, Господь открыл ему день и час его кончины. Накануне он велел написать письмо своим близким с просьбой быть на его похоронах. Преставился блаженный Павел 10 марта 1879 г. Вечером был он крайне слаб и, приобщившись Святых Христовых Тайн от духовника – отца Дамиана, предал праведную душу Богу.
В момент кончины все предстоящие видели, что лицо угодника Божия просияло великой радостью, с благодатной головы его по всему телу до самых ног прошла желтоватая тень, после чего тело сделалось белым как снег. Все, видевшие знамение благодати Божией над блаженным Павлом, умилились сердцем и прославили Бога за такую милость… Блаженный Павел любил говорить: «Хоть я и умру, а мое место не останется пустым» и прибавлял: «Мой куст никогда не будет пуст»…
Деревенская девушка Мария Величко пришла к подвижнику с вопросом, идти ли замуж или в монастырь – и услышала: «Ой, дивчино, и умрешь у мене». И Мария осталась в его келии на всю жизнь, поминая, прославляя Господа и подражая подвигам блаженного Павла. Подобно ей, все, кто стремился привить себя к благодатному кусту угодника Божия, ища мира, утешения своим душам, обретали их.
С момента его кончины не прекращается народное почитание Божия угодника, которое в последнее время возрастает. В дни памяти блаженного – великое множество верующих со всех концов России собирается к раке со святыми мощами, чтобы молитвенно почтить его; никогда не пустеет и часовня на старом, городском кладбище, где он был погребен, не гаснут лампады перед святыми иконами, в его келии. По молитвам блаженного Павла Павловича верующим подаются от Господа исцеления и утешение, помощь благодатная.
Прославление святого совершилось в воскресенье 7 (20) июня 1999 г., в Таганроге. Более 10 тысяч верующих Ростовской области, юга России приехали поклониться блаженному Павлу в день его канонизации. Поочередно, торжественно несли все священники Ростовской епархии ковчег с его святыми мощами из церкви Всехсвятской на старом кладбище в Свято-Никольский Храм Таганрога. Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон зачитал архиерейское определение о канонизации святого блаженного Павла Таганрогского и совершил Божественную Литургию, множество верующих приложилось к мощам святого. Прославление ознаменовано многочисленными чудесами. Незадолго до отшествия ко Господу старец напевал: «Понесли Павла на могилу, а с могилы – да в Собор».
Молитва святому блаженному Павлу Таганрогскому:
О великий угодниче Божий и чудотворче, святый блаженный Павле! Ты, на высоту добродетелей восшед, яко пресветлая звезда житием твоим возсиял еси, и странническое жительство избрав, мира сего красная ни во чтоже вменил еси. Темже Всеправедный Судия многими чудесы тя прослави. Душу же твою святую в небесныя обители всели, идеже любве Божией наслаждаяся, и наши нужды зриши, прошения слышиши. Буди нам в недузех целитель, по морю плавающим кормчий и утопающим благонадежное избавление. Молим тя, Павле блаженне: испроси всем, во всякой нужде сущим и ко твоему наступлению прибегающим, всякий дар коемуждо благопотребен: веры и любве преспеяние, благочестия умножение, мира утверждение, больным исцеление, печальным утешение, бедствующим помощь, обидимым защищение. И сподоби ны, угодниче Божий, молитвами твоими благочестно житие земное скончати, Небесное Царствие и живот вечный унаследити, со всеми святыми, в безконечныя веки веков. Аминь.
Отечества Небесного взыскуя, дом родителей твоих оставил еси. Тленное богатство мира презрев, обогатился от Господа многими чудесы и знаменьми. Воздержанием, труды и молитвою насладился еси, образ жития благочестивого являя. Темже и ныне с верою приходящим к тебе во всяцех напастех помогаеши. Блаженне отче Павле, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Молитва павла таганрогского
Молитва святому блаженному Павлу Таганрогскому
О великий угодниче Божий и чудотворче, святый блаженный Павле! Ты, на высоту добродетелей восшед, яко пресветлая звезда житием твоим возсиял еси, и странническое жительство избрав, мира сего красная ни во чтоже вменил еси. Темже Всеправедный Судия многими чудесы тя прослави. Душу же твою святую в небесныя обители всели, идеже любве Божией наслаждаяся, и наши нужды зриши, прошения слышиши. Буди нам в недузех целитель, по морю плавающим кормчий и утопающим благонадежное избавление. Молим тя, Павле блаженне: испроси всем, во всякой нужде сущим и ко твоему наступлению прибегающим, всякий дар коемуждо благопотребен: веры и любве преспеяние, благочестия умножение, мира утверждение, больным исцеление, печальным утешение, бедствующим помощь, обидимым защищение. И сподоби ны, угодниче Божий, молитвами твоими благочестно житие земное скончати, Небесное Царствие и живот вечный унаследити, со всеми святыми, в безконечныя веки веков. Аминь.
Тропарь, глас четвёртый:
Отечества Небесного взыскуя, дом родителей твоих оставил еси. Тленное богатство мира презрев, обогатился от Господа многими чудесы и знаменьми. Воздержанием, труды и молитвою насладился еси, образ жития благочестивого являя. Темже и ныне с верою приходящим к тебе во всяцех напастех помогаеши. Блаженне отче Павле, моли Христа Бога спастися душам нашим.
19 ноября — день рождения праведного Павла Таганрогского
Праведный Павел Таганрогский родился 8 ноября 1792 года в семье дворянина Черниговской губернии Кролевецкого уезда Павла Стожкова. При крещении назван в честь св. Павла Исповедника. Родители хотели обеспечить своему сыну образование и хорошее общественное положение, юноша же стремился ко спасению и богоугодной жизни в молитве и странничестве по святым местам. В 25 лет, следуя словам Господа: «. вся, елика имаши, продаждь и раздай нищим: и имети имаши сокровище на Небеси» (Лк.18:22), блаженный Павел раздал доставшуюся ему часть имения, отпустил на волю крестьян и, взяв благословение отца, отправился в заветное странствование по святым обителям, дабы под их кровом найти упокоение своей душе.
Около десяти лет продлилась его странническая жизнь, а затем он поселился в приморском городе Таганроге, где, забыв свое дворянское происхождение, говорил на простонародном малороссийском наречии, жил в землянке. Тяжелыми работами в порту и неустанной молитвой он очистил душу и тело от всего страстного и греховного, на нем явно почила благодать Божия, и он многим светил своей праведной жизнью, и невольно люди, под впечатлением его речей и дел, глубже вдумывались в смысл жизни и вспоминали о Небесном Отечестве. Они стали идти к нему за советами и утешением.
В июне 1998 года Священным Синодом Русской Православной Церкви был причислен к лику местночтимых святых Ростовской-на-Дону епархии блаженный Павел Таганрогский (1792-1879 гг.). Акт канонизации состоялся в городе Таганроге Ростовской области 7/20 июня 1999 года (в день памяти святого) при стечении тысяч верующих не только из Ростовской-на-Дону епархии, но и других епархий Русской Православной Церкви.
За прошедшее время Комиссией по канонизации святых Донской митрополии была проведена работа по более детальному изучению жития святого Павла Таганрогского, его подвижничества, в особенности творимого им молитвенного подвига, а также уклада жизни созданной им общины.
Путь спасения, избранный святым Павлом, всецело состоял в духе богословской концепции, развитой в свое время святым Григорием Паламой, согласно которой жизнь в миру может и должна сделаться совместимой с аскетической практикой и, более конкретно, с исихастской молитвой.
В этот же самый период (вторая половина XIX века) святой преподобный Серафим Саровский, возрождая традиции старчества, учит, что: «Можно и в миру живучи, получить такую же благодать, как и в отшельничестве». Что достижимо при соответствующем устроении, когда вся мирская деятельность человека освящена духовным подвигом и подчинена водительству Духа. Верующий мирянин есть тот же аскет, перед ним стоит та же задача стяжания аскетического духа, который может пронизать насквозь своими веяниями всю мирскую жизнь. По сути, Павлом Таганрогским были восстановлены древние формы христианской жизни, и подвиг его был именно подвигом праведного, но не блаженного и не юродивого.
Вокруг старца создалась община послушников, подражающих его подвигу и наставляемых им. Известны случаи окормления семей старцем, примирения супругов, молитвы о даровании чад. Эти люди и составляли ту общину, которая предвосхитила литургические общности XX века – «монастырь в миру» протоиерея Валентина Свенцицкого, «белое иночество» архиепископа Иоанна Шаховского, «покаяльно-богослужебную семью» священномученика Сергия Мечева.
В настоящее время Комиссией по канонизации святых Донской митрополии собраны письменные подтверждения о молитвенном почитании святого Павла Таганрогского в более чем двадцати епархиях Русской Православной Церкви, в том числе и вне территории Российской Федерации, в Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии Русской Православной Церкви Заграницей, а также в Грузинской Православной Церкви.
Во многих епархиях есть иконы святого блаженного Павла с частицей его мощей, в том числе и на Патриаршем подворье в городе Бари (Италия).
Три года под руководством судебно-медицинского эксперта, заслуженного врача Российской Федерации профессора Виктора Звягина специалисты Главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Министерства обороны РФ изучали вопросы, относящиеся к обретению мощей старца Павла и их идентификации.
На основании всех изученных материалов, а также новых открывшихся обстоятельств Освященный Архиерейский Собор принял Определение об общецерковном прославлении святого праведного Павла Таганрогского.
Это знаковое не только для города и области, но и для всего Юга России, событие требует тщательной и широкомасштабной подготовки. Так, Никольский собор, где состоится торжественное прославление таганрогского святого, будет расширен и реконструирован, будет написана новая икона святого.
Общецерковное прославление святого Павла Таганрогского станет торжеством не только в духовной жизни Русской Православной Церкви, но и неоценимым культурным событием в жизни всего Юга России.
Блаженный Павел Таганрогский особенно почитаем в Украине – на родине святого. Для чад Украинской Православной Церкви его общецерковное прославление станет еще одним звеном, соединяющим русский и украинский народы.
Тропарь праведному Павлу Таганрогскому
Взыску́я Оте́чества Небе́снаго,/ до́м роди́телей твои́х оста́вил еси/ и, тле́нная бога́тства ми́ра презре́в,/ воздержа́нием и труды́ моли́тву умную стяжал еси́./ Те́мже, мно́гими чудесы́ и зна́меньми от Го́спода прославився,/ с ве́рою приходя́щим к тебе́ во вся́цех напа́стех помога́еши:/ праведне о́тче Па́вле,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.
Силу Божию в немощи стяжал еси/ и боже́ственныя благодати сосуд избранный явился еси,/ темже от Небесного Врача дар исцеления приим,/ недуги наша телесныя и душевныя врачуеши,/ праведне отче Па́вле, моли́ Христа́ Бо́га/ спасти́ гра́д и лю́ди, тя почита́ющия.
Телефон настоятеля: 8 (928) 76-111-83
Строительство храма началось в первой половине XX века, еще во времена царской России, а первые богослужения в нём стали совершаться в 1909 году. Община была именована в честь Успения Пресвятой Богородицы. С приходом советской власти, а затем и во время Великой Отечественной войны, храм не был разрушен и до второй половины столетия не закрывался, в нем беспрепятственно совершались богослужения. Но к сожалению, в 1960-е гг., во времена хрущёвских гонений на Церковь, здание храма было закрыто.
Святой Павел Таганрогский в чем помогает?
На рубеже XX и XXI веков среди бесчисленного сонма православных святых появился ещё один – праведный Павел Таганрогский. Таганрог – небольшой приморский город, славу которому принесли родившиеся в нём политики, актёры и писатели – обрёл, наконец, своего Небесного покровителя, творящего о нём неусыпную молитву у Престола Всевышнего. Об этом угоднике Божьем наш рассказ.
Благочестивый отрок
Из дошедших до нас документов известно, что благочестивый старец Павел Таганрогский, снискавший неувядаемую славу своей постнической и молитвенной жизнью, родился в 1792 году в дворянской семье, проживавшей недалеко от Чернигова. Своё имя во святом крещении он получил в честь великого подвижника христианской церкви святителя Павла Исповедника – константинопольского архиепископа, принявшего в 350 году мученическую смерть в борьбе с ересью, господствовавшей тогда в Византии.
Родители Павла были людьми весьма обеспеченными. Они владели обширными земельными угодьями, на которых жили и трудились сотни принадлежавших им крепостных. Своего сына они желали видеть в будущем таким, каким подобало быть истинному дворянину екатерининской эпохи – обеспеченным, образованным и имеющим достойное положение в обществе.
Однако Господь совсем иное положил на сердце молодому человеку. С ранних лет будущий блаженный Павел Таганрогский шумному и разноголосому обществу своих сверстников предпочитал уединение и молитву, а светской литературе – чтение Священного Писания и житий святых. Но настоящей его страстью было слушать рассказы странников, оставивших родные дома и с посохом в руках путешествовавших по святым местам, коими столь богата была Русская земля.
Божьи странники
Надо заметить, что в православной Руси эта форма крайней религиозности была распространена во все времена. Испокон веков тысячи богомольцев, имея в котомке за спиной лишь краюху хлеба да сменные лапти, мерили шагами бескрайние российские дороги, направляясь из одной святой обители в другую.
В холод и зной, в дожди и метели гнала их вперёд неуёмная жажда поиска Бога и Его Правды. И не только по святой Руси пролегал их путь – доходили они в своих странствиях до пустынь египетских и стен священного града Иерусалима, где коленопреклоненно замирали перед Гробом Господним. А затем отправлялись назад в родную сторонушку, да не самолётами компании «Эль-Аль», а ноженьками своими, в обход двух морей, кормясь по дороге Христовым именем.
Исполнитель Божьей заповеди
Их-то рассказы и определили дальнейшую жизнь Павла. Когда исполнилось ему двадцать пять лет, что, по законам того времени, считалось совершеннолетием и давало право самостоятельно распоряжаться имуществом, отец выделил ему причитающуюся часть наследства.
Она включала в себя, кроме значительных земельных угодий и ожидающей его на банковском счету денежной суммы, триста крепостных крестьян, или, как тогда было принято говорить, «душ». Столь солидный капитал позволял молодому человеку вести широкую, подобающую его дворянскому происхождению, жизнь не только в России, но и в любой из европейских столиц.
Однако не о земных благах помышлял Павел. Помнил он слова Господа о том, сколь трудно богатому стяжать Царство Небесное, и что лишь продав имение своё и раздав всё нищим, можно войти в Горний мир. Павел Таганрогский не стал искать в тех словах иносказания, а выполнил завет Божий в буквальном смысле – крепостных крестьян отпустил на волю, выручку за проданную землицу и банковские накопления роздал нищим, а сам, благословясь у отца с матерью, отправился в странствия по святым местам.
Десять лет посвятил он странничеству. За давностью времён нет возможности узнать, где именно побывал за эти годы Павел Таганрогский. Житие святого, написанное через много лет после его блаженной кончины, оставляет сей вопрос без ответа. Но известно, что по завершении пути поселился он в приморском городе Таганроге, где, презрев своё дворянское происхождение, повёл простую и богоугодную жизнь, зарабатывая тяжёлым трудом кусок хлеба насущного.
На портовых причалах
В те годы основные средства к существованию жителям этого приморского города давал порт, принимавший множество торговых судов со всех концов мира. Вот на его-то причалах и проводил все дни святой праведник, тяжёлым трудом и непрестанной молитвой очищая душу от всего страстного и греховного. Был он грузчиком, а вполне ли понятно современному человеку, что значило сие в те времена?
Основным товаром, перевозимым через Таганрогский порт, был хлеб. Прежде чем оказаться на столах румяными караваями, зерну предстояло проделать длинный путь в стандартных мешках, вес которых был строго установлен – шесть пудов, то есть девяносто шесть килограммов. Так было принято. Даже при заключении сделок купцы указывали в бумагах не общий вес покупаемого или продаваемого хлеба, а количество мешков.
Так вот, никакой погрузочной техники в те годы не было. Просто взваливал мужик на плечи 96-килограммовый мешок и нёс его по хлипким сходням на берег или с берега в судовой трюм. А потом бегом за следующим, да не мешкая, не то артельщик увидит и взыщет за нерадивость. И так весь день. Ну-ка, нынешние качки-бодибилдеры, призадумайтесь: надолго ль хватило бы ваших мускулов?
Вот так и трудился в течение многих лет будущий святой Павел Таганрогский. Вместе со всеми появлялся он на причалах в ранние часы, когда в утреннем тумане едва угадывались очертания судов, и покидал их уже под покровом ночи. Если становилось совсем невмоготу и темнело в глазах от смертельной усталости, творил мысленно молитву Иисусову, и Господь посылал силы своему смиренному рабу.
Таганрогское житьё раба Божьего Павла
Своего дома у Павла не было, потому снимал он жильё в разных концах Таганрога, но главным образом у добрых и благочестивых людей. Вначале довелось ему поселиться на северо-восточной окраине, в так называемой Касперовке – обширном районе, принадлежавшем некогда коменданту местной крепости генерал-лейтенанту И. П. Касперову. Затем перебрался на житьё в саму крепость, а затем на целых двадцать лет обосновался у многодетной вдовы Е. Н. Баевой, чей дом помещался на Банном спуске.
Избегая городского шума и суеты, Павел Таганрогский выбирал окраинные районы, и там, в патриархальной тиши деревянных домишек, всецело посвящал себя служению Богу. По воспоминаниям людей, встречавшихся с ним в те годы, комнаты праведника всегда были полны икон, перед которыми горели неугасимые лампады.
Поскольку работа в порту не позволяла ему в будние дни посещать церковь, он восполнял это долгими часами ночных бдений, в которые при свете свечи прочитывал бесконечные акафисты и каноны святым. В праздники же и выходные дни Павел не пропускал ни одной церковной службы, исправно выстаивая их и творя молитву.
Добровольный советчик и утешитель
Известно, что свет Божий не бывает потаенным, и вскоре жители окрестных домов обратили внимание на смиренного праведника, и в его одиноком жилище стали собираться люди, душами своими тянувшиеся к словам Христовой истины. А у Павла было что им сказать. Многое постиг он за годы странствий по святым местам, многое почерпнул и из Священного Писания, чтению которого предавался ежедневно.
Видя его праведную жизнь и переполняясь впечатлением от слышанных речей, люди начинали невольно задумываться о смысле собственной жизни и о том, в чём заключается их истинное предназначение. Перед ними начинали ясней вырисовываться картины Небесного отечества, дорогой в которое является их земная жизнь. Со временем авторитет Павла возрос настолько, что люди потянулись к нему за советами в делах житейских и утешениями в скорбях.
Монашествующий мирянин
Как охарактеризовать ту жизнь, которую вёл в те годы Павел Таганрогский? Не приняв монашеского пострига ни в одной из обителей, коих за годы странствий посетил немало, он, тем не менее, являл собой истинный образец благочестивого инока, в расцвете своих физических сил, а ему не было в те годы и сорока лет, оградившего себя от мирских соблазнов и страстей.
Есть такая форма служения Богу – добровольное монашество в миру. Это очень тяжкое испытания для человека, особенно если он не достиг ещё преклонных лет, и в нём не угасли позывы плоти. Иноки, проводящие свою жизнь за стенами святых обителей, хотя и подвержены тем же искушениям, но, по крайней мере, ограждены от ежедневного общения с миром и тех соблазнов, которые он в себе таит. Павел же не устрашился тягот избранного им пути и стойко понёс крест, ниспосланный ему Богом.
Подвиг старчества
Так, в неустанных трудах, молитвах и тесном общении со всеми, кто шёл к нему за духовным наставлением, прошли годы. Достигнув преклонных лет, Павел оставил работу в порту и поселился в Депальдовском переулке, в небольшом деревянном доме, принадлежавшем местному обывателю Ефиму Смирнову. Этот дом сохранился до наших дней. В нём создан своего рода мемориал святому, и каждый желающий может прийти туда, поклониться тому месту, где провёл свои последние годы жизни блаженный Павел Таганрогский, чудеса которого снискали ему неумирающую славу.
Но прежде чем Господь призвал Своего угодника в Горний мир, праведному Павлу Таганрогскому предстояло ещё прославиться в качестве одного из наиболее почитаемых в народе старцев. Здесь требуется некоторое пояснение, так как в религиозном значении понятие «старец» не имеет никакого отношения к возрасту, и известны случаи, когда этого почётного звания удостаивались люди, отнюдь не старые по годам.
Старец – это прежде всего наставник, человек, которому Бог ниспослал дар мудрости и прозорливости. Его духовным очам дано видеть то, что сокрыто от глаз простых людей. Часто именно ему Господь открывает Свою волю. Нередко истинные старцы, наделенные даром чудотворения, способны исцелять недуги и ограждать от неминуемой опасности.
Именно поэтому к ним издревле шли люди, каждый со своими бедами и нуждами. Кто-то просил прозорливца заглянуть в будущее, подсказать, как поступить в той или иной жизненной ситуации, кто-то искал избавления от телесной немощи, а кто-то жаждал молитв старца перед Господом о прощении его грехов.
Многие российские монастыри славились жившими в них старцами. Достаточно вспомнить Оптину пустынь с её плеядой святых отцов и знаменитое Дивеево – детище преподобного Серафима Саровского. Замечательный образ старца Засимы создан Фёдором Михайловичем Достоевским в его романе «Братья Карамазовы».
Жизнь на покое
Но вернёмся к благочестивому Павлу Таганрогскому. Оставить работу в порту его заставили преклонный возраст и неизменная его спутница – телесная немощь. Возможность же такую он получил благодаря добровольным пожертвованиям тех, кто обращался к нему за духовной помощью, так как к тому времени слава мудрого и прозорливого старца разошлась по всему краю.
Из воспоминаний близких ему людей известно, что праведный Павел Таганрогский, освобождённый, наконец, от забот о хлебе насущном, поднимался ещё затемно и с первыми ударами колокола отправлялся во храм Божий, где в течение дня не пропускал ни одной службы. Большим удовольствием для него было поправлять лампады, для чего при нём неизменно была маленькая скамеечка, и отирать иконы специально принесённым из дома полотенцем.
В промежутках между богослужениями блаженный Павел Таганрогский нередко отправлялся на базар, располагавшийся неподалёку от храма. Появляясь с холщовой сумой за плечами и проходя по рядам, он находил для всех слова наставления и утешения. Часто подходил к незнакомому человеку и, прочитав над ним короткую молитву, вдруг делал ему точное и меткое замечание по делу, о котором наверняка не мог быть осведомлён заранее.
Многие считали за честь одарить его чем-то из своего товара, но было замечено, что принимал он далеко не у всех. Иной раз не только не брал подносимое ему, но и замахивался на дарителя палкой. Как правило, вскоре выяснялось, что за тем, кто вызвал неожиданный гнев старца, водились какие-нибудь тёмные и грязные делишки.
Ночи же свои старец Павел Таганрогский, как и прежде, проводил во бдении и коленопреклоненных молитвах. Всех приходящих к нему он с жаром сердечным убеждал в необходимости неуклонного соблюдения постов, предписанных православной церковью, и благотворности установленного ею богослужебного чинопоследования. Свою любимую «Иисусову молитву» он творил непрестанно и учил этому других.
Дар чудотворной прозорливости
В последние годы жизни широкую известность получили чудеса прозорливости, которые являл старец Павел Таганрогский. Святой, по заявлениям современников, способен был внутренним взором видеть как прошедшую жизнь человека, так и будущую. Причём, не дожидаясь покаянного рассказа очередного паломника о своих грехах, он умел с истинно дворянским тактом – он же получил в своё время должное воспитание – укорить того, не оскорбив при этом его самолюбия.
Рассказывают, например, как однажды, когда его келья была полна народа, старец, не обращаясь ни к кому конкретно, стал вдруг с гневом говорить о чьих-то тяжких согрешениях, рисуя при этом конкретные обстоятельства происшедшего. Все восприняли это лишь как образную иллюстрацию его наставлений, но когда все вышли, один из присутствовавших задержался и, оставшись наедине со старцем, в покаянных слезах упал к его ногам. Всё рассказанное до мельчайших деталей соответствовало тому, что тяжким бременем лежало на сердце этого человека.
О способности Павла Таганрогского заглядывать в будущее свидетельствует следующий факт из его жизни. Сам он получал духовное окормление у иеромонаха близлежащего монастыря отца Дамиана (Касоти). Это был весьма набожный и смиренный человек, несклонный гнаться за мирской славой и почестями, за что его несказанно любил Павел Таганрогский.
Святой ему часто исповедовался и просил благословения во всех своих делах. И вот однажды, к великому изумлению своего духовного отца, он вдруг предсказал ему, что Господь вознесёт его на высоту, выше которой на свете ничего не бывает. Усомнился тогда служитель Божий, но… Это может показаться невероятным, однако скромный таганрогский монах Дамиан в 1879 году, уже после смерти своего духовного чада, стал патриархом святого града Иерусалима и обрёл право первым из жителей Земли принимать в свои руки сходящий на Пасху Благодатный Небесный Огонь… Что же может быть выше этого?
Кончина праведника и последующее прославление
Господь сподобил Своего верного раба дожить до глубокой старости. Сей бренный мир он оставил 10 марта 1879 года в возрасте восьмидесяти шести лет. Несмотря на то что его почитание не прекращалось и после смерти, прославление Павла Таганрогского в лике святых затянулось на сто двадцать лет. Известно, что вопрос о его канонизации был вынесен на рассмотрение Священного Синода ещё в предреволюционные годы, но дальнейшие роковые события, обрушившиеся на Россию, помешали довести дело до конца.
В годы тотального атеизма не прекращалось паломничество богомольных жителей города к одноэтажному деревянному дому в Тургеневском – бывшем Депальдовском – переулке, где провёл последние годы земной жизни и где преставился угодник Божий. Шли люди и к скромной часовне на Старом городском кладбище – месту упокоения его мощей. Официальная же канонизация старца Павла Таганрогского стала возможной лишь после того, как перестройка в корне изменила государственную политику в отношении церкви.
Вопрос, решению которого некогда помешала революция, был вновь вынесен на рассмотрение Синодальной комиссии. В результате принятого ею решения прославление Павла Таганрогского в лике святых Русской православной церкви состоялось в июне 1999 года. Торжественным крестным ходом его чудотворные мощи были перенесены из кладбищенской часовни в главный храм города – Свято-Никольский собор.
Знамение Божие в таганрогском небе
Во время этой церемонии многие вспоминали пророчество, которое незадолго до смерти оставил праведный старец, и которое было записано присутствовавшим при этом хозяином дома Ефимом Смирновым. Сквозь толщу лет, предвидя перенесение собственных мощей, святой изрёк: «Понесли Павла на могилу, а с могилы да в собор».
Повествуя об этом торжественном дне, нельзя не упомянуть события, свидетелем которого был весь Таганрог. Павел Таганрогский, мощи которого обрели, наконец, достойное их место упокоения, явил миру незабываемое чудо, подробно описанное в те дни большинством таганрогских газет и повергшее в недоумение атеистов.
Дело в том, что в то время, когда настоятель собора читал написанное ко дню канонизации житие новопрославленного Павла, в ясном и безоблачном небе вокруг солнца, стоявшего в этот час над куполами собора, вдруг появился яркий радужный круг. Это уникальное явления наблюдалось в течение часа и было воспринято присутствовавшими как некое знамение свыше.
Каково же было всеобщее изумление, когда, растаяв в небе, радужный круг уступил место облакам, сложившимся в виде креста. Скептики могут убедиться в достоверности всего изложенного выше, раскрыв номера «Таганрогской правды», «Молота», «Ветерана Дона» и ряда других газет, вышедших в Таганроге в последних числах июня 1999 года. Описание этого события свидетельствует о том, что старец Павел Таганрогский, чудеса которого при жизни снискали ему всенародную славу, не оставляет свой город и поныне.
Паломничество ко святому угоднику
Канонизация Павла Таганрогского способствовала ещё большей его известности среди православных россиян. Сегодня тысячи паломников из самых разных областей страны съезжаются в город для поклонения святыням, связанным с его именем. Их можно видеть и в Свято-Никольском соборе, где покоятся чудотворные мощи, и у часовни на Старом кладбище – месте его прежнего захоронения, и в Тургеневском переулке, где ныне восстановлена комната, или, как её называл старец, «келья», в которой провел последние годы жизни блаженный Павел Таганрогский. Фото этого дома приводится в конце статьи.
Милостью Божьей и заботой христолюбивых таганрогцев удалось сберечь подлинные вещи, которыми пользовался когда-то святой праведник. Их немного, так как жил он крайне скромно, довольствуясь лишь самым необходимым, но все они хранят в себе Благодать Божью, щедро ниспосланную Господом через величайшего Своего угодника, которым был святой Павел Таганрогский.
Чем помогает людям посещение его «кельи» и молитва, сотворенная в ней – о том неопровержимо свидетельствуют многочисленные отзывы паломников и записи в особой книге, предназначенной для регистрации всех случаев проявления чудотворной силы святого. Как и в былые годы, люди обращаются к нему по самым различным поводам. Не счесть документально подтверждённых фактов исцелений больных и случаев, когда молитва старцу помогла избежать тяжких и, казалось бы, неотвратимых бед.
Православная церковь учит нас, что святым угодникам Божьим не дана власть самим творить чудеса, но, обретаясь у Престола Всевышнего, они имеют Благодать ходатайствовать перед Ним о тех, кто с верой и чистотой сердечной обращается к ним в своих молитвах. У людей же часто возникают самые различные обстоятельства, при которых они не в силах обойтись без Небесного заступничества, поэтому характер их просьб бывает весьма различен. Важно лишь, чтобы просимое не выходило за рамки христианской этики, и молящийся имел в сердце глубокую веру во всемогущество Божье. Произнесём же и мы с трепетом душевным: «Святый отче Павле, моли Бога о нас!»