Молитва о воле божией

Все о религии и вере - "молитва о воле божией" с подробным описанием и фотографиями.

О воле Божией

– Владыка, давайте поговорим о том, что такое воля Божья. Мы молимся "Отче наш…" и, повторяя за Христом, говорим: "Да будет воля Твоя…" Каждый верующий хотел бы соизмерить свои поступки, свою жизнь с Его волей. Смысл жизни человека – в исполнении Его воли. Но как распознать ее? Понятно, что есть общий замысел Бога о мире и о нас, есть заповеди, которые Господь дал нам. Но, с другой стороны, каждый день перед человеком стоит выбор, как поступить, решение не всегда очевидно, поэтому очень важно понять, в чем она, воля Божья, по отношению к тебе?

– Мы живем в мире, где каждый надеется только на себя, более того, мы живем в мире, где существует и навязывается культ сильных людей, которые все сокрушают, все побеждают, всегда успешны. Но если вглядеться в этот пропагандируемый образ удачливого, сильного, соответствующего всем стандартам времени человека, то мы увидим, что за всем этим – пустота, ведь каким бы сильным, могущественным и успешным ни был человек, он может все это в один момент потерять, все рассыплется, если за этим нет Бога. Таких людей Иисус сравнивал с человеком, построившим свой дом на песке: "…всякий, кто слушает… слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое". И наоборот, тот, кто слушает слова Его и исполняет их, уподобится "мужу благоразумному, который построил дом свой на камне" (Мф. 7: 24-27).

Воля Божья о человеке заключается в том, что Бог хочет, чтобы никто не погиб, но все имели жизнь вечную; воля Божья о человеке – в спасении человека. И одновременно она – это любовь по отношению к нему, хотя часто эта любовь человеку даже и непонятна, потому что у него свои представления о том, какой эта любовь должна быть. Воля Божья к человеку – это и благоволение Божье, и благодатная милость к нему. Раньше на Руси употребляли такую фразу: "Бог жалеет его", – и это значило одновременно и то, что Бог жалеет человека, и то, что Он жалует человека своим участием в его судьбе, Своим посещением его.

Воля Божья всегда благая, и вот это мы часто забываем, когда ропщем на то, что нам посылается.

– Трудно бывает не роптать, когда это болезни или скорбь. Хотя тут можно вспомнить ответ старушки, плачущей у храма. Когда священник ее спросил: "О чем она плачет?" – она сказала: "Бог, наверное, совсем забыл меня: в этом году я не болела, и никакие скорби не случались со мной".

– Скорбь и страдания человека очищают. Скорбями человек становится сильнее, он начинает по-другому воспринимать окружающий мир и себя в нем. Это тоже проявление воли Божьей, когда Господь жалует что-то человеку. И пусть сначала это может быть человеком не понято, но, пройдя через такие испытания, очистившись, человек может по-другому воспринимать окружающих, стать другим.

У нас всегда проблема – согласование своей воли с волей Господа. Бог проявляет Свою волю независимо от нашей, никто не может помешать ее свершению. Я скажу жестче: человек, как творение, даже не может в эту сферу войти, он не может туда вторгаться. А с другой стороны, человек – это творение Бога, и, естественно, он зависит от своего Творца, и определенным образом участвует в Его замысле, осуществляет его. Причем как любимое творение Господа, он обладает таким Божьим даром, как свободная воля. И очень часто в человеке возникает столкновение между волей Господа и его собственной волей, при этом даже данную ему Богом свободу выбора человек понимает по-своему. Свободная воля – это прежде всего воля, свободная от груза греха. А человек воспринимает этот дар чаще всего в смысле: что хочу, то и творю.

– То есть получается, что свободная воля – это дар Бога, и мы его неправильно используем?

– Конечно, ведь он дан человеку для познания истины. Наша свобода, свободная воля – это всегда выбор. Для святых людей – это выбор между меньшим и большим добром, для обычного человека – это выбор между грехом и добродетелью. Но ведь даже люди, пребывающие в грехе, тоже не лишены этого дара – свободной воли, у них тоже есть выбор – это выбор между большим грехом и меньшим.

– Владыка, мне хотелось бы, чтобы вы остановились на том, что человек не может помешать свершению воли Божьей. Мне кажется, что непонимание этого часто приводит к тому, что мы противимся неизбежному только потому, что оно нам неудобно, неприятно и т. д.

– В Библии есть Книга Пророка Ионы, она занимает чуть больше страницы – прочитайте ее. В ней рассказывается о том, как к Ионе "было слово Господне" встать и идти в Ниневию, город великий, и проповедовать в нем, потому что злодеяния его дошли до Бога (Ион. 1:1). Господь в силу Своей милости желал спасения этим людям, "более ста двадцати тысячам человек, не умеющим отличить правой руки от левой" (Ион. 4. 11). Но Иона пытается избежать выполнения воли Божьей, ему не хочется идти и проповедовать, он не готов быть пророком. Кстати, многие ошибочно считают, что пророки – это предсказатели будущего, на самом деле пророки – это те, кто возвещает волю Божью. Так вот, Иона, несмотря на то что был призван Богом исполнить Его волю, пытается всячески этого избежать – он даже садится на корабль, который направлялся в другую сторону, как сказано, чтобы "бежать… от лица Господня" (Ион. 1. 3). Когда мы читаем книгу, нам понятен характер Ионы, это все похоже на нас, на наши поступки, хотя дело происходило в 700-е годы до нашей эры. Ионе не удалось уклониться от исполнения воли Господа, он пришел-таки в Ниневию, проповедовал там, и ниневитяне поверили в Бога и покаялись. Воля Божья о спасении Ниневии была исполнена.

– То есть уклониться от исполнения воли Божьей нельзя, иначе Господь накажет?

– Ну это не наказание. "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал" (Ин. 15: 16), – говорит Иисус. Просто человек, который идет против воли Бога, подобно царю Саулу, оказывается и вне благодати Божьей, он начинает жить вне ее. Мне бы хотелось привести пример из жизни святителя Иннокентия – первого епископа Камчатского, Алеутского и Курильского. В 1823 г. иркутский епископ Михаил получил указ Священного Синода, который предписывал послать священника в колонию Российско-Американской компании на остров Уналашка, к алеутам. Жребий пал на одного священника, который, сославшись на болезнь своей жены, отказался. А вот двадцатишестилетний отец Иоанн – будущий святитель (в миру он был Иван Попов), вдруг, почувствовав в себе призванность, сам попросил поехать в этот отдаленный угол Российской империи. И вместе с женой и годовалым ребенком на корабле "Константин", миновав массу невзгод и опасностей, он добрался до Алеутской гряды. Впоследствии он переведет для алеутов Катехизис, молитвы, Евангелие, Деяния святых апостолов и напишет на алеутско-лисьевском языке знаменитую книгу: "Указание пути в Царствие Небесное". Книга эта выдержит десятки изданий и будет переведена на многие языки. Дети святителя Иннокентия окончат Санкт-Петербургскую академию, а его самого еще при жизни назовут апостолом Америки и Сибири. А вот судьба священника, который уклонился от выпавшего ему жребия, сложилась иначе: он развелся со своей матушкой, причем там были канонические нарушения, и закончил свою жизнь в солдатах.

Читайте также по теме:

– Значит, человек, выполняющий волю Бога, получает и облегчение?

– Я бы не ставил вопрос в такой плоскости, потому что в этом случае присутствует момент: "Ты – мне, я – тебе". Тут дело в призванности: если человек почувствовал в себе призванность, он пойдет до конца, он начнет осуществлять эту призванность, каким бы он ни был. Потому что это внутренние побудительные отношения между творением и Его Творцом. Как это объяснить, когда человек чувствует призванность? Бог позвал, и человек не может не идти. Хотя это требует от него сил. Ведь каждый раз, когда человек начинает исполнять волю Божью, он вступает в невидимую брань.

– Владыка, объясните, что это – "невидимая брань"?

– Для того чтобы даже невоцерковленным людям стало понятно, что это такое, давайте вспомним, как трудно иногда бывает встать с утра и пойти в храм на службу, если ты с вечера твердо решил это сделать. Возникает масса препятствий самого разного рода, которые – и верующий человек это сразу поймет – несут не просто бытовой характер. Это то, что имеет отношение к духовному миру – ведь вы собираетесь идти к Богу, а не в театр, например. Все это препятствия, в какой бы форме они ни проявлялись, против нашего благого желания стать к Богу ближе. На этом примере становится понятно, что такое "духовная брань". И надо понимать, что всякий исполняющий волю Божью обрекает себя на некий духовный подвиг. Но ведь человек и должен его совершать, посмотрите, слово "подвиг" однокоренное к слову "движение", а человек должен духовно двигаться.

– Но как распознать волю Божью? Что является знаками, которые можно толковать как проявление воли Господа о тебе?

– Это случается по-разному: иногда это обстоятельства жизни, иногда что-то приходит к нам во время молитвы, бывает, что во сне или даже через друзей. Но всегда это будет через слово. Все идет через слово: человек может услышать одну фразу, и она перевернет всю его жизнь, как это было с не очень воцерковленным человеком, о котором рассказывается в книге "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу". Он, войдя в храм, услышал слова читаемые из апостольского послания: "Непрестанно молитесь" (1 Фес. 5. 17), – и вдруг эта фраза стала для него определяющей – она определила всю его дальнейшую жизнь. Он захотел узнать: что это значит – молиться непрестанно. Бывает, человек даже не понимает, что с ним происходит, но он просто находится в готовности услышать волю Божью и исполнить ее.

– Когда епископа Василия (Родзянко) спросили о совпадениях, которые иногда ведут нас по жизни, он ответил так: "Как только я перестаю молиться, совпадения прекращаются". По-видимому, он имел в виду именно такие знаки?

– Наверное, хотя для человека, находящегося в поиске воли Божьей, есть опасность впасть в ложную мистику, когда во всем, что с ним происходит, он начинает искать какой-то знак Божий. Обращение к духовнику оберегает человека от этого.

– Владыка, а распознание воли Божьей – это диалог с Богом?

– Конечно, но ведь и молитва – это тоже диалог, и призванность, о которой мы сегодня говорили, от слова "призыв": Бог призывает. Ведь когда мы обращаемся к Богу, мы слышим ответ, и ответ этот внутренний: в человеке возникает такое состояние, когда он чувствует в себе способность и силы решать какие-то проблемы. Все это состояния внутреннего диалога, который человек ведет с Творцом.

Владыка, а как воспитать в себе эту способность услышать волю Божью?

– Только одним: сначала ребенок учится слышать и слушаться родителей, потом это ведет к послушанию, сначала родителей. Потом он идет в храм и учится слушать там. Ведь что такое послушание? Это умение слушать. А дальше идет исполнение. И тут очень важно остановиться на мотивах послушания, на мотивах исполнения Его воли. Так вот, человек, исполняющий волю Божью, слушающий Бога, должен любить Его и во всем Ему доверять.

– Да, это совсем другие мотивы: не из страха, а из любви. Человек, любя Бога, доверяет Ему, во всем полагается на Него. Владыка, а что значит "положиться на волю Божью"? Бездействовать? Не пытаться изменить ход событий?

– Положиться на волю Божью – это значит проявить и высшую любовь, и высшее мужество. Потому что ты не отстраняешься от жизни, не выключаешься из нее, ты не уходишь от ответственности. Наоборот, ты проявляешь самую высшую ответственность – быть проводником воли Бога, какой бы она ни была.

Есть такая молитва, написанная Святителем Филаретом (Дроздовым), Митрополитом Московским – это была его ежедневная молитва. Вчитайтесь в ее слова.

Молитва ежедневная святителя Филарета (Дроздова)

Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего я сам просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстаю пред Тобою, сердце мое отверсто; Ты зри нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей; порази и исцели, низложи и подыми меня! Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе; научи меня молиться. Сам во мне молись.

Готовность

Я не сам ли выбрал час рожденья,

Век и царство, область и народ,

Чтоб пройти сквозь муки и крещенье

Совести, огня и вод?

Ввергнутый в зияющую пасть,

Павший глубже, чем возможно пасть,

В скрежете и смраде – верю!

Верю в правоту верховных сил,

Расковавших древние стихии,

И из недр обугленной России

Говорю: "Ты прав, что так судил!"

Надо до алмазного закала

Прокалить всю толщу бытия,

Если ж дров в плавильной печи мало,

Господи, – вот плоть моя! (Максимилиан Волошин 24 октября 1921 года, Феодосия)

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Молитвослов

Господи, поддержи мятущуюся душу мою, отжени от нея сомнения, колебания и укрепи ея веру. Отжени от меня всякие напасти и отреши мое своеволие, как волю греховную и слепую. Дай мне силы предать себя, свою душу и тело, свои обстоятельства, и настоящее, и будущее, и близких сердцу, и ближних своих воле Твоей Всесвятой и Премудрой. И посему да будет мне на пользу вещание воли Твоея. Аминь.

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

Из молитвослова схиигумена Саввы

МОЛИТВЫ О ИСПРОШЕНИИ СОВЕРШЕНИЯ ВОЛИ БОЖИЕЙ

Даждь мне, Всеблагий Иисусе, благодать Твою, да будет она со мною, да работает вкупе и да пребу­дет до конца неразлучна.

Соделай, да всегда хощу и желаю я того единаго, что Тебе благоприятнее и любезнее. Да будет воля Твояволею моею, и воля моя всегда да следует и соглашается с Тобою.

Сотвори, чтобы я был мертв всему в мире и чтобы Тебя любил я и был презираемым и незнаемым в сем веке.

Дай мне, Господи, превыше всего вожделеннаго в Тебе покоиться, в Тебе обрести мир сердцу. Аминь.

Ты видишь, Господи, мои желания: если Тебе угодно будет, то пусть совершатся они во славу Твою. Если по Твоему смотрению так мне следует и на пользу будет, то даруй мне, что я желаю; но если по разуму Твоему это во вред мне будет и к благу души не послужит, то отыми от меня мои хотения.

Молитвами отца моего духовного (имя) помоги мне сотворить волю Твою, ибо я сам не знаю, что мне полезно. Ты Сам, Господи, побори врагов моих, ибо я не могу уразуметь злокозненности их. Аминь.

МОЛИТВА СХИМОНАХА СИЛУАНА

Господи! Исправь нас, как нежная мать исправ­ляет своих малых детей. Дай всякой душе познать радость пришествия Твоего и силу помощи Твоей. Дай прохладу страждущим душам и научи нас Ду­хом Святым знать Тебя. Томится душа человечес­кая на земли, Господи, и умом не может укрепить­ся в Тебе, потому что не знает Тебя и Твоей благости. Ум наш омрачен земными попеченьми и не можем мы понять полноту любви Твоей. Ты нас просвети: Твоему милосердию все возможно. Ты сказал в Святом Евангелии, что мертвые услышат глас Сына Божия и оживут. Так ныне сотвори, чтобы мертвые души наши услышали глас Твой и ожили бы в радости.

Яко страшен Суд Твой, Господи, Ангелом пред­стоящим, человеком вводимым, книгам разгибаемым, делом испытуемым, помыслом истязуемым. Кий суд будет мне, зачатому во гресех, кто ми пламень уга­сит, кто ми тьму просветит, аще не Ты, Господи, помилуеши мя, яко Человеколюбец!

МОЛИТВА ОТ АНТИХРИСТА

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, избави от обольщения близ грядущаго богомерзкаго злохитраго антихриста, и избави от всех козней его, и укрой всех нас, православных христиан, от коварных се­тей его в сокровенной пустыне Твоего спасения, и не дай нам, Господи, убояться страха диавольскаго паче страха Божия и не отступить от Тебя и от Святой Церкви Твоей, но даждь нам лучше, Господи, по­страдать и умереть за имя Твое святое и веру право­славную, но не отречься от Тебя и не принять печа­ти проклятаго антихриста и непоклониться ему.

Даждь нам, Господи, день и ночь плач и слезы о грехах наших и пощади нас, Господи, в день Страшнаго Суда Твоего. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных. Аминь.

Благодарю Тебя, Господи и Боже мой, за все со­вершающееся надо мною! Благодарю Тебя за все скор­би и искушения, которые посылал и посылаешь Ты мне для очищения, оскверненных грехами, и для ис­целения моих души и тела!

Помилуй и спаси те орудия, которые Ты употреб­лял и употребляешь для моего врачевания — тех людей, которые наносили мне оскорбления. Благо­слови их и в этом и в будущемвеке! Вмени им в добродетели то, что они делали для меня! Назначь им из вечных Твоих сокровищ обильные награды.

МОЛИТВА ОТ СТРАХА

Взбранной Воеводе. —1 раз (стр. 52) Всемогущий Боже! Час Твоей Славы настал: уми­лосердись надо мною и избавь от великого несчас­тья. На Тебя возлагаю мои надежды. Сам же я бес­помощен и ничтожен. Помоги мне, Боже, и избавь меня от страха. Аминь.

МОЛИТВА ОТ ГЛАДА

Господи, Боже наш. Боже Всемогущий, Всещедрый и Всемилостивый, в Ветхом Завете избранный народ Свой сорок лет в пустыне чудесно питавший и чрез пророка Твоего Илию во дни глада великаго муку имасло у вдовы сарептской умноживый, в Новом же Завете пятью хлебами пять тысящ, а так­же семью хлебами четыре тысящи насытивый, и в последующие времена по вере и молитве рабов Тво­их подобные чудеса творивый!

Призри ныне милостивым Твоим оком на нас, грешных рабов Твоих, умилосердись над нами и из­бави нас от глада, нам грозящаго; сотвори по всемо­гуществу Твоему, да не оскудеет потребное нам про­питание, да не погибнет безгодно живот наш.

Благослови, Господи, хлеб наш и вся ядомая нами и умножи сия в домах наших и у всех милующих нас, питающих и благотворящих нам. Сотвори, дабы пища, аще и в малом количестве нами вкушаемая, имела достаточную питательную силу, да не ослабе­ет тело наше, и здоровье да сохранится, и дух да не придет в уныние. От Тебе бо помощь вси приемлем, на Тя уповаем и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА ОТ ТЩЕСЛАВИЯ

(Святого праведного Иоанна)

Господи, не дай мне возмечтать о себе как бы о лучшем кого-либо из людей, но думать, как о худ­шем всех и никого не осуждать, а себя судить строго.

Господи! Пошли мне милость Твою, избавь меня от прелести, от самомнения, просвети меня Светом благодати Твоея.

Господи! Помоги мне познать свое негожество!

МОЛИТВЫ ОТ ЗЛЫХ ПОМЫСЛОВ

Господи, Творец мой и Создатель!

Ты видишь: душа моя в терзании

от плохих мыслей, помилуй меня.

Молю Тебя, Создатель мой!

Смири во мне страстей волненье:

Избавь меня от искушенья,

Исполни кротости святой.

От грешных чувств, от гордых дум

Оборони меня, Спаситель!

И озари, мой Искупитель,

Небесным Светом бедный ум!

Помоги, Господи, мне, скоро помоги! Боже мой!

Не удаляйся от меня; восстают на меня разные по­мыслы, и великий страх волнует душу мою; как могу прейти неврежденно сквозь такое множество врагов моих? Как преодолею их?

Избавивый пророка Своего от китовой утробы, Христе, и мене от врагпагубных и душевныя смер­ти избави, молитвами угодника Твоего (имя) и отца моего духовнаго (имя) имиже веси судьбами спаси.

Вышшую небес и Чистшую светлостей солнечных, избавльшую нас от клятвы. Владычицу мира песньми почтим.

От многих моих грехов немощствует тело, немощствует и душа моя: к Тебе прибегаю, Благодатней, Надеждо ненадежных, Ты ми помози.

Владычице и Мати Избавителя, приими моление недостойных раб Твоих, да ходатайствуеши к Рождшемуся от Тебе. О, Владычице мира, буди Ходатаица!

Поем прилежно Тебе песнь ныне, всепетой Бого­родице, радостно: со Предтечею и всеми святыми моли, Богородице, еже ущедрити ны.

Вся Ангелов воинства, Предтече Господень, апос­толов двоенадесятице, святии вси с Богородицею, сотворите молитву, во еже спастися нам.

МОЛИТВА СВЯТОМУ АНГЕЛУ

Ангеле Божий, Хранителю мой святый, на соблю­дение мне от Бога с небес данный,

Прилежно молю тя:

Ты мя днесь просвети

И от всякаго зла сохрани,

К благому деянию настави,

И на путь спасения направи!

Ангеле Хранителю мой добрый!

Помоги мне не лукавить, не

И никого из ближних не судить,

Правду Божию и истину творить,

Дабы спасение получить. Аминь.

Перед твоей иконой чудной,

Христов угодник Николай,

Молюсь тебе в сей жизни трудной,

Храни меня и защищай!

Я беден добрыми делами,

Я наг, чтоб мне войти в Чертог,

Я под греховными делами

Склонился в прах и изнемог.

Простри свои благие длани,

От сети зла меня покрой,

Да в стороне от злобной брани

Окончен будет век земной.

ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

«ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЕ»

Дай усталой главою склониться,

Матерь Божия, мне пред Тобой!

Дай в горячей молитве забыться

От тоски и печали земной.

Ты Сама знала скорби земные,

Твоя также томилась душа,

И лились Твои слезы святые

У подножья Святого Креста.

Ты поймешь мою боль и страданье,

Что так часто бывает со мной:

На тебя все мое упованье,

Я люблю Тебя всею душой!

Ты во всем мне всегда помогаешь

Благодатною силой Своей,

И от горя и мук защищаешь:

Буду славить Тебя до конца сво-

МОЛИТВА НЕБЕСНЫМ СИЛАМ

Вси Святии Небесные Бесплотные Силы, удостой­те меня силы Вашей сокрушать все зло и страсти под ноги мои.

1. Святии Бесплотные СЕРАФИМЫ, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу.

2. Святии Бесплотные ХЕРУВИМЫ, удостойте меня иметь премудрость для славы Божией.

3. Святии Бесплотные ПРЕСТОЛЫ, удостойте меня различать истину от неправды.

4. Святии Бесплотные ГОСПОДСТВА, удостойте меня господствовать над страстями, чтобы дух пора­ботил плоть.

5. Святии Бесплотные СИЛЫ, удостойте меня иметь мужество в исполнении воли Божией.

6. Святии Бесплотные ВЛАСТИ, удостойте меня иметь силу победы над злом.

7. Святии Бесплотные НАЧАЛА, удостойте меня служить Господу Богу в непорочности сердца и дел рук моих.

ХВАЛЕБНАЯ ПЕСНЬ К БОГУ

(Святителя Амвросия Медиоланского)

Тебе, Бога, хвалим. Тебе, Господа, исповедуем, Тебе, Превечнаго Отца, вся земля величает. Тебе вси Ангели, Тебе Небеса и вся Силы, Тебе Херувимы и Серафимы непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф! Полны суть небеса и земля величества Славы Твоея.

Тебе преславный апостольский лик. Тебе проро­ческое хвалебное число. Тебе хвалит пресветлое му­ченическое воинство. Тебе по всей вселенней испове­дает Святая Церковь, Отца Непостижимаго Величества, покланяемаго Твоего Истиннаго и Единороднаго Сына и Святаго Утешителя Духа.

Ты — Царю Славы, Христе, Ты по­Отца Присносущный Сын еси. Ты ко избавлению приемля человека, не возгнушался еси девическаго чрева. Ты, одолев смерти жало, отверзл еси верующим Царство Небес­ное. Ты одесную Бога седищи во славе Отчей, Судия прийти веришися. Тебе убо просим: помози рабом Твоим, ихже Честною Кровию искупил еси. Сподоби со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати. Спаси люди Твоя, Господи, и благослови достоя­ние Твое, исправи я и вознеси их во веки; во вся дни благословим Тебе и восхвалим имя Твое во век и во век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Помилуй нас. Господи, помилуй нас; буди милость Твоя, Господи, на нас, якоже уповахом на Тя. На Тя, Господи, уповахом, да не посты­димся во веки. Аминь.

Благодарим Тебя, Владыко Человеколюбче, Царя веков и Подателя благих, разрушившаго вражды сре­достения и мир подавшаго роду человеческому, даровавшаго и ныне мир рабом Твоим; вкорени в них страх Твой и друг к другу любовь утверди; угаси всякую распрю, отыми все разногласия, соблазны, яко Ты еси Мир наш и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Свя­тому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О УМНОЖЕНИИ ЛЮБВИ И ИСКОРЕНЕНИИ НЕНАВИСТИ И ВСЯКОЙ ЗЛОБЫ Тропарь,глас 4

Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе, и нас, Твоих верных рабов, к Себе тем крепко свя­зав, творити заповеди Твоя и друг друга любити не­лицемерно сотвори, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Якоже первомученик Твой Стефан о убивающих его моляще Тя, Господи, и мы, припадающе, молим: ненавидящих всех и обидящих нас прости, во еже ни единому от них нас ради погибнути, но всем спастися благодатию Твоею, Боже Всещедрый.

Ты утешь меня, Спаситель,

Горький мой услышав плач!

Будь душе Успокоитель,

Телу немощному Врач.

Я устал в борьбе с судьбою,

Веру в Правду потерял,

Злые силы взяли с бою

Мой священный идеал.

О, Христос! Услышь моленья:

Разгони ночную тьму,

Освяти мои стремленья,

Дай уверенность уму,

Духу бодрость, крепость телу, Боже Праведный, подай!

Да приду к тому Пределу,

Где сияет Светлый Рай!

К Тебе, о Боже, я взываю,

Тебе молитву приношу,

Лицо слезами орошаю,

И не оставь меня, прошу!

Болит душа, страдает сердце,

И дух уныния со мной,

Но Ты, Владыко Милосердный,

Пошли мне радостный покой!

Услыши грешного моленье,

На путь спасительный направь,

Пошли мне, Господи, терпенье

От козней вражиих избавь!

Не брось в минуту искушенья,

Не дай врагу торжествовать,

Пошли мне память с сокрушеньем

Грехи мои воспоминать.

Боже Праведный, прости

Грех мой вольный и невольный,

Разреши и отпусти

Заблужденья плоти дольней!

Не суди меня, Судья,

Но спаси меня, Спаситель,

И погибшаго меня

Искупи, о Искупитель!

Я молю Тебя — Христа,

Ради Девы Неневестной,

Труд молитвы в день Суда

Помяни, Царю Небесный!

8. Святии Бесплотные АРХАНГЕЛЫ, удостойте меня исполнять волю Господа нашего Иисуса Христа.

9. Святии Бесплотные АНГЕЛЫ, удостойте меня руководствовать над немощными в просвещении их в истине.

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют "днем восьмым", ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит "день осмый", и тогда "приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним" (Мф. 25, 31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – "кто как Бог") – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: "Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!" По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 – 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу .(Дан. 3, 92 – 95).

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: "А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян . внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: "сей ми возбрани пойти на Великий Новгород"".

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона "Благословенное воинство" – написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил – возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.

Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – "пламень огненный".

Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил – держит в руке весы.

МОЛИТВА СВЯТЫМ АРХАНГЕЛАМ

Святый Архистратиже Божий Михаиле, сохрани меня от всех враг видимых и невидимых и моли Бога о мне, грешнем.

Святый Архистратиже Божий Гаврииле, Провозвестниче Тайн Божиих, возвести мне час кончины моея и моли Бога о мне, грешнем.

Святый Архангеле Божий Рафаиле, сохрани меня от всех болезней душевных и телесных и моли Бога о мне, грешнем.

Святый Архангеле Божий Урииле, просвети мое чувство, потемненное страстьми, огнем Божественнаго сияния и моли Бога о мне, грешнем.

Святый Архангеле Божий Селафииле, просвети и воспламени мой ум ко Господу и моли Бога о мне, грешнем.

Святый Архангеле Божий Иегудииле, прослави меня добрыми деланыя смерти, от всякаго зла, от бури смертоносныя, от геенны, от лукаваго, от ереси, раскола и печати антихриста; избави, великий Михаиле, Ар­хангеле Господень, от всего сего всегда, ныне и при­сно и во веки веков. Аминь.

ХВАЛЕБНАЯ ПЕСНЬ К БОГУ

(Святителя Амвросия Медиоланского)

Тебе, Бога, хвалим. Тебе, Господа, исповедуем, Тебе, Превечнаго Отца, вся земля величает. Тебе вси Ангели, Тебе Небеса и вся Силы, Тебе Херувимы и Серафимы непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф! Полны суть небеса и земля величества Славы Твоея.

Тебе преславный апостольский лик. Тебе проро­ческое хвалебное число. Тебе хвалит пресветлое му­ченическое воинство. Тебе по всей вселенней испове­дает Святая Церковь, Отца Непостижимаго Величества, покланяемаго Твоего Истиннаго и Единороднаго Сына и Святаго Утешителя Духа.

Ты — Царю Славы, Христе, Ты по­Отца Присносущный Сын еси. Ты ко избавлению приемля человека, не возгнушался еси девическаго чрева. Ты, одолев смерти жало, отверзл еси верующим Царство Небес­ное. Ты одесную Бога седищи во славе Отчей, Судия прийти веришися. Тебе убо просим: помози рабом Твоим, ихже Честною Кровию искупил еси. Сподоби со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати. Спаси люди Твоя, Господи, и благослови достоя­ние Твое, исправи я и вознеси их во веки; во вся дни благословим Тебе и восхвалим имя Твое во век и во век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Помилуй нас. Господи, помилуй нас; буди милость Твоя, Господи, на нас, якоже уповахом на Тя. На Тя, Господи, уповахом, да не посты­димся во веки. Аминь.

Благодарим Тебя, Владыко Человеколюбче, Царя веков и Подателя благих, разрушившаго вражды сре­достения и мир подавшаго роду человеческому, даровавшаго и ныне мир рабом Твоим; вкорени в них страх Твой и друг к другу любовь утверди; угаси всякую распрю, отыми все разногласия, соблазны, яко Ты еси Мир наш и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Свя­тому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О УМНОЖЕНИИ ЛЮБВИ И ИСКОРЕНЕНИИ НЕНАВИСТИ И ВСЯКОЙ ЗЛОБЫ Тропарь,глас 4

Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе, и нас, Твоих верных рабов, к Себе тем крепко свя­зав, творити заповеди Твоя и друг друга любити не­лицемерно сотвори, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Якоже первомученик Твой Стефан о убивающих его моляще Тя, Господи, и мы, припадающе, молим: ненавидящих всех и обидящих нас прости, во еже ни единому от них нас ради погибнути, но всем спастися благодатию Твоею, Боже Всещедрый.

Ты утешь меня, Спаситель,

Горький мой услышав плач!

Будь душе Успокоитель,

Телу немощному Врач.

Я устал в борьбе с судьбою,

Веру в Правду потерял,

Злые силы взяли с бою

Мой священный идеал.

О, Христос! Услышь моленья:

Разгони ночную тьму,

Освяти мои стремленья,

Дай уверенность уму,

Духу бодрость, крепость телу, Боже Праведный, подай!

Оценка 4.2 проголосовавших: 41
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here