Молитва о тебе радуется старославянский

Все о религии и вере - "молитва о тебе радуется старославянский" с подробным описанием и фотографиями.

Икона Божией Матери «О Тебе радуется»

Икона Богородицы «О Тебе радуется» — известнейший образ Пресвятой Девы, который своим названием напоминает о помощи Божией Матери. Данный лик явил себя миру в XV веке, поразив верующих людей своей чудодейственной силой.

Чудотворная икона Божией Матери «О Тебе радуется» обладает популярностью в каждом уголке земли. Как известно, иконы с образом Богородицы «О Тебе радуется» начали появляться несколько столетий назад. Свое название святой образ берет из первых строк молебна, написанного святым Иоанном Дамаскиным, который начинается со слов: «О Тебе радуется, Благодатная. ».

История иконы Божией Матери

Эта икона является одним из немногих чудотворных образов Богородицы, которые были написаны и посланы верующим людям не для помощи и покровительства Божией Матери, а для вознесения слов благодарности Небесной Царице.

Верующие люди склоняются пред сим ликом, стоя на коленях, они воспевают благодарственные молитвы за добрые и чистые деяния Богородицы, которые свершает Она и по сей день. Благодаря данному образу Пресвятой Девы православный народ может в полной мере выразить признательность и почтение Богоматери за то, что Она всегда рядом и в трудные минуты жизни выступает в качестве поддержки и опоры для каждого верующего.

Где находится икона Богородицы сейчас

С давних пор чудодейственная икона Богородицы «О Тебе радуется» очень полюбилась православным верующим. Данный образ стал быстро обретать известность, и был в почтении у христиан со всего света. Именно поэтому иконописцы писали множество икон, копируя святой лик Девы Марии. Наиболее известный и почитаемый образ Богородицы «О Тебе радуется» хранится в Москве, в Третьяковской галерее.

Описание и значение иконы

На заднем фоне известной иконы написан храм. Впереди него, величественно занимая царский престол, находится Пресвятая Богородица. Багрового цвета одеяние покрывает Ее голову. Обеими руками Пресвятая Дева держит Младенца, который сидит у нее на коленях. Возле трона располагается сам преподобный Иоанн, автор священной молитвы, из строк которой берет свое название икона «О Тебе радуется». У подножия престола изображены святые мученики, окружающие сидящую на троне Богородицу. Сама Пречистая Дева находится в очертании светящейся сферы, что спустилась с небес вместе с ангелами. Все, кто находится рядом с Девой Марией, восхваляют и прославляют Ее.

«О Тебе радуется» — икона Святой Богоматери, которая играет огромную роль и имеет большое значение для людей, исповедующих православную веру. Ведь каждый истинно верующий знает и понимает, насколько важно не только просить о помощи, но и выражать слова благодарности Господу и святым за постоянную поддержку.

В чем помогает чудотворный образ «О Тебе радуется»

Как уже было сказано, святой образ Девы Марии «О Тебе радуется» послан людям не для поддержки в тяжкое время и не для исцеления. Данная икона несет в себе особенный характер и предназначена для того, чтобы верующие могли воздать слова благодарности Божией Матери.

Православные люди ходят в церковь, чтобы прочесть благодарственные молитвы перед великим чудодейственным образом Богородицы. Произнося слова благодарения и признательности Божией Матери, верующие тем самым очищают души свои, впуская внутрь себя свет и добродетель.

Богоматерь видит, как люди преклоняют колени перед Ее чудотворным образом. И Она слышит, как искренне благодарят Ее за помощь и благие деяния те, кто некогда просил у Нее поддержки и покровительства. Их Богородица оберегает еще сильнее, исцеляя душевные и телесные раны, помогая преодолеть все трудности и препятствия. Вот почему икона Божией Матери «О Тебе радуется» так важна для христианского народа. Ведь с помощью данной святыни люди могут поблагодарить Богоматерь, тем самым располагая к себе Ее светлое небесное покровительство.

Дни празднования

В тот же день, когда христиане празднуют Собор Пресвятой Богородицы, отмечают они праздник в честь святой иконы Божией Матери «О Тебе радуется». 8 января (26 декабря), православные люди возносят благодарственные слова перед ликом Богоматери, отдавая ей почести, восхваляя святыню и прославляя имя Ее.

Молитва перед иконой

«К кому, Царица Небесная, к кому молитвы наши обращены, когда охватывают горести и печали души и сердца наши? К Тебе, Богородица, к Тебе, Святейшая Божия Матерь, обращаюсь я, когда минуты страшные в жизни моей случаются. Когда не к кому больше прибегнуть, лишь Ты, Пресвятая Дева, помогаешь нам в тяжелое время и в трудный час. Лишь в Тебе прибежище наше, о Великая Богоматерь. Пред иконой Твоей я колени преклоняю. О, услышь слова благодарности мои за все деяния благочестивые, что свершила Ты, и за помощь Твою безмерную. Внемли словам нашим, ибо от чистого сердца благодарим Тебя, Богородица. Лишь Ты одна оберегаешь нас от бед, лишь Ты изгоняешь тьму из душ наших, лишь Ты прощаешь нас, грешников, и молишься за души наши, полные греха, перед Господом. Ты — Заступница наша! Спасибо Тебе, о Пречистая Дева, за то, что не отрекаешься от нас. Пусть молитвы наши благодарственные не останутся не услышанными Тобой! От чистого сердца благодарим Тебя, Богородица. Да восхвалим мы Имя Твое. Да прославим образ Твой. Во веки веков. Аминь».

Богородичный образ «О Тебе радуется» помогает узреть главное, что следует усвоить каждому верующему человеку: важно вспоминать о святых не только в моменты горести, печали или уныния, но и в минуты радости, счастья и любви. Научитесь благодарить Господа и всех святых за ваше право жить надеждой на вечную жизнь. Мы желаем вам мира в душе, берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

Смотрите также:

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

7 февраля — день иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Икона Божией Матери «Утоли моя печали» прославилась многими чудесами. 7 февраля православные христиане возносят ей молитвы о помощи и просят .

25 ноября — день иконы Божией Матери «Милостивая»

25 ноября православный мир по традиции почитает чудотворную икону Божией Матери «Милостивая». Со святым образом связано множество великих .

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

Икона Богоматери «Скоропослушница» — уникальная православная святыня, которая обрела огромную популярность среди христиан. Дело в том, что .

Икона Божией Матери «Избавительница»

Одним из самых почитаемых и известнейших Богородичных образов является икона «Избавительница». Святыня входит в число главнейших чудотворных ликов .

Шуйская икона Божией Матери

Шуйская икона Богоматери относится к числу самых почитаемых и уважаемых образов среди христиан. Читая слова молитвы перед .

Bookitut.ru

Молитвы по прочтении нескольких кафисм или всей Псалтири

По совершении же неколиких кафисм или всей Псалтири:

Досто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, / Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. / Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, / без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.

Или О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная вся́кая тварь, А́нгельский собор и челове́ческий род, освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, девственная похвало́, из Нея́же Бог воплоти́ся, и Младе́нец бысть, пре́жде век Сый Бог наш: ложесна́ бо Твоя́ престо́л сотвори́ и чре́во Твое́ простра́ннее Небе́с соде́ла. О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва Тебе́.

Трисвятое. И по О́тче наш.

Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас, вся́каго бо отве́та недоуме́юще, сию́ Ти моли́тву, я́ко Влады́це, гре́шнии прино́сим: поми́луй нас.

Слава: Честно́е проро́ка Твоего́, Го́споди, торжество́, Не́бо Це́рковь показа́, с челове́ки лику́ют А́нгели. Того́ моли́твами, Христе́ Бо́же, в ми́ре упра́ви живо́т наш, да пое́м Ти: Аллилу́иа.

И ныне: Мно́гая мно́жества мои́х, Богоро́дице, прегреше́ний: к Тебе́ прибего́х, Чи́стая, спасе́ния тре́буя. Посети́ немощству́ющую мою́ ду́шу и моли́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего да́ти ми оставле́ние, я́же соде́ях лю́тых, еди́на Благослове́нная.

Таже, Го́споди, поми́луй (40). И поклонов, елико мощно, с молитвою:

Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, дух пра́здности уны́ния, любонача́лия, и праздносло́вия не даждь ми.

Дух же целому́дрия, смиреному́дрия, терпе́ния, и любве́, да́руй ми рабу́ Твоему́.

Ей Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния, и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.

Посем глаголи молитву сию со вниманием:

Многоми́лостиве и Преми́лостиве Го́споди и всего́ добра́ Да́телю, Человеколю́бче, и всея́ вселе́нныя Царю́, многоимени́тый Влады́ко и Го́споди! Нищ и убо́г есмь аз, дерза́ю призыва́ти чу́дное и стра́шное, и свято́е и́мя Твое́, его́же вся тварь Небе́сных сил стра́хом трепе́щут. Ни́зу на земли́ неизрече́ннаго Твоего́ человеколю́бия смотре́ние удиви́л еси́, посла́нием возлюбле́ннаго Твоего́ О́трока, Его́же от безнача́льных недр Твоея́ Оте́ческия сла́вы, неразлу́чным Божество́м отры́гнул еси́, да челове́ки со А́нгелы во еди́н соста́в устро́ит. Помяни́, Го́споди, моего́ уны́ния смире́ние; кал сый и персть, Тебе́, неизглаго́ланнаго Све́та призыва́ю, не́мощию пло́ти обложе́н, ю́же ми́лостивне Сло́во Твое́ понесе́, и сме́ртию Свое́ю от рабо́ты вра́жия свободи́л есть ду́шы на́ша, да о́бщники вся, и́же ве́рою яре́м рабо́ты Твоея́ на ся взе́мшыя, сла́вы Твоея́ сподо́бит их, от нея́же сатана́ льсти́вый отпаде́. Поми́луй мя, омраче́ннаго грехо́вными по́мыслы, возведи́ ум мой уда́вленный те́рнием ле́ности и ляди́ною непоко́рства. Утверди́ се́рдце мое́ по Тебе́ горе́ти, очи́ма мои́ма исто́чник слез посли́, и на коне́ц исхо́да души́ моея́ сотвори́ мя безпоро́чна Твоего́ уго́дника, наста́вляя мя к Тебе́ подвиза́тися усе́рдно. Помяни́, Го́споди, роди́тели моя́ милосе́рдием Твои́м и вся бли́жния моя́, и бра́тию, и дру́ги, и сосе́ды, и вся правосла́вныя христиа́ны, и спаси́ мя моли́твами всех святы́х. И приими́ в честь сия́ псалмы́ и моли́твы, я́же глаго́лах пред Тобо́ю за ся, и не ме́рзко Ти бу́ди с воздыха́нием моле́ние сие́, я́ко ми́лостив Сый и Человеколю́бец, и Тебе́ Безнача́льнаго Отца́ сла́вим со Единоро́дным Твои́м Сы́ном и со Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Посем Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

Аще иерей, кончает священнически, аще ли простый, кончает сице:

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́ и святы́х Небе́сных сил безпло́тных, и преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, и Свята́го проро́ка Дави́да, и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Ами́нь.

Богородичен и икона О Тебе радуется

Икона «О тебе радуется» начинает появляться в русской иконописи в конце XV — начале XVI веков. Подробнее об этом Вы узнаете в нашей статье.

Чудотворные силы иконы «О тебе радуется»

«На спешно сооруженный помост взгромоздили большой чурбан для рубки мяса. Иоанна вывели из дворцовой тюрьмы на площадь и поставили на помосте лицом к халифу. Рядом уже стоял палач с остро отточенной секирой в руках. Он перетянул жгутом руку Иоанна выше локтя и положил ее на чурбан, ладонью вверх.

Секира молнией сверкнула на солнце, народ гулко охнул, и Иоанн, еще ничего не почувствовавший, с ужасом увидел, как палач взял кисть его руки и высоко поднял, показывая халифу и народу. Иоанн встал с колен, у него закружилась голова, и он рухнул с помоста вниз.

Иоанн очнулся в своей постели. Рядом с постелью сидел архиепископ Дамаска и с глубокой скорбью и сочувствием смотрел на Иоанна.

– Преосвященный владыка, я умоляю тебя, иди к халифу и упроси его отдать мне отрубленную руку. ”

Архиерей ушел к халифу и вскоре вернулся со свертком. Иоанн сразу же встал с постели и на коленях с благодарностью принял из рук архиепископа свою отрубленную руку. Когда ушел архиерей, Иоанн начал срывать со своей усеченной руки повязки. Уже было подсохшая кровь вновь хлынула из его руки. Он приставил в кровоточащей руке кисть отрубленной ладони и стал крепко обматывать составленную таким образом руку большим белым полотенцем. Вскоре через полотенце стали проступать пятна крови. Иоанна стало лихорадить. Он упал на колени перед иконой Божией Матери и взмолился:

– Владычица Пресвятая Матерь, родившая Бога Моего, вот правая моя рука, отсеченная ради Божественных икон, – при этих словах Иоанн с трогательной доверчивостью протянул руку в окровавленной повязке к иконе Богородицы, заливаясь слезами. – Ты знаешь, Владычица, что привело Льва во гнев; поспеши же на помощь и исцели руку мою.

Было уже далеко за полночь, а Иоанн все молился и молился. Повязка на его руке отяжелела от крови и слез, проливаемых на нее, а он, поддерживая ее левой рукой, все протягивал к иконе в великой вере и твердой надежде на чудо. Наконец утомление стало брать верх, молитва его становилась все тише и тише. Так на коленях и заснул Иоанн, всхлипывая и вздрагивая во сне. Во сне он увидел, что Пресвятая Богоматерь ожила и смотрит на него с иконы светлыми и полными любви милосердными очами. «Пресвятая Владычица, Ты меня услышала?» – обрадованно воскликнул Иоанн.

«Я слышу всех моих чад, призывающих имя Мое с верой в Сына Моего. Рука твоя теперь здорова, не скорби об остальном, но усердно трудись ею, как обещал Мне; сделай ее тростью скорописца.» Иоанн проснулся. С иконы на него с материнской любовью продолжали взирать очи Пресвятой Богородицы. Чувство какого-то неизъяснимого блаженства охватило всю душу Иоанна. Он стал осторожно разматывать полотенце. Сердце его отчаянно билось. Вот он видит отрубленную кисть руки. Она накрепко прилипла к его руке и удерживается без всякой повязки. «Неужели действительно чудо, и рука срослась?» – промелькнула у Иоанна радостная мысль. Такая радостная, что он в нее боялся поверить. Иоанн стал внимательно оглядывать руку.

Икона О тебе радуется

Икона Богородицы “О Тебе радуется”

Рука сильно опухла, а на месте соединения с кистью запеклось много крови и ничего не было видно. Иоанн стал осторожно почесывать ее своей левой рукой. Часть запекшейся крови отпала, и под ней Иоанн увидел набухший ярко-красный шов. Этот шов проходил в том месте, где была отсечена рука. Иоанн попробовал пошевелить указательным пальцем. Острая боль пронзила его, но указательный палец дрогнул. Иоанн радостно вскрикнул и воздел руки к небу.

– Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, за чудо, которое Ты совершил по молитвам Пресвятой Девы Богородицы.

Иоанна посетило такое вдохновение, что у него сама собой сложилась новая песнь в честь Богоматери:

«О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,

Ангельский собор и человеческий род,

Освященный Храме и Раю Словесный,

Девственная похвало. Из Неяже Бог воплотися

И Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш.

Ложесна бо Твоя Престол сотвори.

И чрево Твое пространнее небес содела.

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе!»

“О Тебе радуется” – Валаамского двухголосного распева, исполняет хор братии Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Скачать

– Теперь, Пресвятая Богородица, – воскликнул, обращаясь к иконе, Иоанн, – я буду по слову Твоему тростью скорописца и воспою в песнях и стихах Сына Твоего и Господина нашего Иисуса Христа, воспою Твое предстательство за род человеческий, о Пресвятая Дева!»

(Фрагмент романа протоиерея Николая Агафонова «Иоанн Дамаскин»)

В первой трети VIII века византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. Огромное количество икон и фресок было уничтожено. Иоанн Мансур (или, как мы знаем его – Дамаскин), в те времена занимавший высокий пост в городе Дамаск при дворе халифа Хишамы, открыто обличал ересь иконоборчества. Своими письмами в защиту иконопочитания он вызвал гнев императора Льва. Не будучи в силах наказать Иоанна прямо, из-за того что тот был подданным чужого государства, император был вынужден прибегнуть к интригам. По его распоряжению было искусно подделано письмо обращенное к нему, императору. В этом письме Иоанн якобы коварно злоумышлял против халифа, предлагая Византии помощь в захвате Дамаска. Притворившись возмущенным столь низким предательством, и разыгрывая добрососедское расположение, император переслал халифу Хишаме фальшивку. Приняв лукавство императора за чистую монету, халиф в приступе гнева не хотел слышать никаких оправданий, хотя и сам Иоанн, и его отец были верными слугами халифата и никогда не давали никаких оснований для недоверия. В результате всего этого произошла изложенная выше драматическая история.

Хотя и с определенной долей художественного вымысла, этот текст верно передает нам известные из церковного предания сведения, которые знакомы многим православным христианам в связи с историей иконы Божией Матери «Троеручица».

Знаменного распева с исоном. Исполняет хор монастыря во имя Всемилостивого Спаса, г. Екатеринбург. Скачать

Это редчайший случай, когда через толщу веков мы можем различить не просто общую историческую канву написания богослужебного текста, а яркие и выразительные подробности как бы переносящие каждого из нас на место автора вдохновенных слов. Эти детали помогают нам со всей силой пережить и прочувствовать то, что пережил и прочувствовал Иоанн Дамаскин в ошеломляющий момент невероятно близкой личной встречи с Божественным. Такая уникальная ситуация роднит текст молитвы «О Тебе радуется» с библейскими песнями от «Поим Господеви» Моисея и Мариам (Исх 15, 1-19) и «Утвердися сердце мое в Господе» Анны, матери Самуила, (1Цар 2, 1-11) до «Величит душа моя Господа» Пресвятой Богородицы (Лк 1, 46-55) и «Ныне отпущаеши» старца Симеона (Лк 2, 29-32). В словах совершенно разных людей, живших в абсолютно разные времена, кристаллизуется одно и от же – торжество и радость предстояния Живому Богу, исповедание Величества Его.

Вот почему, услышав на Литургии в великопостное воскресение пение «О Тебе радуется», мы явственно ощущаем это общее ликующее предстояние «всей твари», т.е всего, что сотворено Всевышним: звенит капель, журчат ручейки, щебечут птицы, шумит ветерок, в окна стучат капли дождя. Непостижимым образом наполняется звуками даже то, что звучать не может: солнечный свет, первые цветы, робко пробивающаяся сквозь тающий снег трава. Когда мы писали эти строки, то услышали первое в этом году «турканье» горлицы на крыше.

Греческого распева в гармонизации Н. М. Данилина (1878-1945). Исполняет хор Свято-Владимирской церкви г. Гродно, Беларусь.

Во всех библейских песнях торжество и ликование направлено на Бога, творение прославляет Творца: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Пс.18; 2). Это естественно и понятно. А в молитве «О Тебе радуется» творение Божие с таким же восторженным трепетом воспевает Богородицу, что на первый взгляд может показаться странным.

В нашем обществе много людей, которые являются абстрактными теистами. В их представлении есть некая довольно неопределенная трансцендентная Сущность, называемая Богом. Некоторые из теистов даже согласны, что Ему можно покланяться, возвеличивать, прославлять. Но вот что касается кого-то другого… Иногда слышишь: «А что особенного в Деве Марии? Ну, родила она Христа, но ведь она такая, как все. » – подобные вопросы многие несут с собой в Церковь, сживаются с ними, так и не найдя на них приемлемых для себя ответов. В конце концов они становятся чем-то привычным и переходят в разряд кажущегося смирения: «Так у нас принято», хотя в глубине души не перестают нести болезненную остроту. Не менее опасно противоположное отношение, когда Богородица становится как бы самостоятельным божеством, а Ее многогочисленные иконы – пантеоном самодостаточных идолов. Если мы считаем себя православными христианами, очень важно найти «царский путь» и не уклоняться в крайности. Суть его хорошо сформулировал о. Георгий Чистяков в книге «Над строками Нового Завета»: «почитание Матери Божией связано с нашей верой в Бога и верой во Христа, пришедшего в этот мир. Но не просто связано – оно не может быть никаким образом оторвано от нашей веры во Христа, оно неотделимо от этой веры. Ни в коем случае нельзя противопоставлять наше поклонение Христу и почитание Матери Божией.»

Антифонное исполнение одноголосного греческого распева. Исполняет хор под управлением Александра Говорова “Согласие” Скачать

Задача поиска догматического «царского пути» для христиан упростилась с тех пор как в Церкви просиял святой Иоанн Дамаскин. О его замечательном поэтическом таланте свидетельствует то, что соборный разум Церкви избрал как для повседневных, так и для самых важных и торжественных Богослужений многие из его произведений. Мы редко вспоминаем, что слова, которые трогают наши сердца за каждым Богослужением, принадлежат перу этого замечательного святого. Но еще реже мы задумываемся о том, что за в высшей степени лиричным и художественным изложением стоит безукоризненное богословие. «Этот великий подвижник веры при изложении святых догматов проникает своим облагодатствованным умом в святилище Божественного Откровения, изъясняя каждый догмат Священным Писанием и озаряя его светом святого апостольского соборного Предания Вселенской Церкви. Как Богом посланная пчела, он собрал Божественный мед догматических истин разместил его в сотах своей догматической системы, чтобы вечно насыщать им души.» – пишет преподобный Иустин Попович в своей «Догматике Православной Церкви». – «Благодаря такой кропотливой работе святой Иоанн Дамаскин навсегда остался самым лучшим и самым надежным проводником каждого православного догматиста по несказанным тайнам святых догматических истин Православной Церкви.»

Знаменного распева в гармонизации диакона Сергия Трубачева (С. З. Трубачева (1919-1995)). Испоняет мужской хор Института певческой культуры “Валаам”. Скачать

Молитва «О Тебе радуется» является прекрасным примером соединения поэзии с богословием в творчестве преподобного Иоанна. Она как бы объясняет саму себя. С первого взгляда бросается в глаза то, что в тексте использованы разные риторические фигуры. Молитва обрамлена фразой «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которая служит своего рода рефреном. Однако ее предназначение в обоих случаях различно. В начале она вводит нас в повествование; глубинный же смысл остается до времени скрытым. Из-за того, что развитие сюжета прерывается славословием Богородицы, объяснение причин радости происходит во второй части молитвы. Таким образом богословское объяснение текста начнается со слов «Из Неяже Бог воплотися». Итак:

Из Неяже Бог воплотися

И Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш.

Ложесна бо Твоя Престол сотвори.

И чрево Твое пространнее небес содела.

Бог воплотился! Давайте вдумаемся в это словосочетание, как предлагает нам святой поэт: Младенцем стал Бог, Который Существовал еще до начала времен, Который Сам сотворил время, Который существовал и существует не просто всегда, а в НАДвсегда, дольше, чем всегда – хотя такие слова и кажутся нам не имеющими смысла. Вдруг Безначальный Бог получает начало в мире, который Он Сам создал. Он рождается подобно одному из Своих творений. Но рождается не Сам по Себе, а из одного из Своих творений, из девушки, которая действительно во многих отношениях была такая же как все.

Сам Иоанн Дамаскин в своем «Точном изложении Православной веры» (III, 12) разъясняет это так: «Святую Деву мы прославляем как Богородицу в собственном и истинном смысле. Ибо как Родившийся от Нее — истинный Бог, так и Родившая истинного Бога, от Нее воплотившегося, — истинная Богородица. Мы говорим, что Бог родился от Нее не в том смысле, что Божество Слова от Нее получило начало, но в том, что Само Божие Слово, прежде веков, вне времени от Отца рожденное, безначально и вечно со Отцем и Духом пребывающее, в последок дний (Евр 1, 2) для нашего спасения вселилось в утробу Святой Девы и от Нее без изменения воплотилось и родилось. Ибо Святая Дева родила не простого человека, но Бога истинного, — не просто Бога, но Бога воплощенного, не с неба принесшего тело и прошедшего через Нее, как бы через канал, но воспринявшего от Нее единосущную с нами плоть и принявшего ее [плоть] в Свою собственную Ипостась.»

Распева Киево-Печерской Лавры. Исполняет хор Киевской Духовной Академии и Семинарии. Скачать

Эта последняя мысль очень хорошо раскрыта у о. Георгия Чистякова: «В языческих мифологиях боги иногда спускались с Олимпа или с каких-то иных высот, где они пребывали, в дольний мир, для того чтобы побыть среди людей. Но языческие боги спускались в мир каким-то своим, особым образом, как бы присутствуя и одновременно не присутствуя в нём. А через Марию Христос родился, как рождается всякий человек. Благодаря Марии Христос стал таким, как мы все. От Марии Господь получил Свою плоть, от Марии Господь получил Свою кровь, то Тело и ту Кровь, которые Он потом нам отдал на Тайной Вечере.»

Не случайно в самом важном месте Литургии Василия Великого (по этому чину литургия совершается всего десять раз в году, пять из которых приходятся на пять первых воскресений Великого Поста) – евхаристическом каноне – Богородица воспоминается не только возгласом в конце: «Изрядно (т. е. в особенности) о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии» (после него в воскресные великопостные дни как раз и поется «О Тебе радуется»). Слова о ней есть и в самом сердце евхаристических молитв: «Благоволи Единородный Твой Сын, сущий в недрех Тебе, Бога и Отца, быв от жены, Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, быв под Законом, осудити грех во плоти Своей, да во Адаме умирающе оживотворятся в Самем Христе Твоем.»

С одной стороны нам становится ясно, что после Рождества Пресвятая Дева Мария уже точно не может быть такой как все. С другой стороны, если мы по-настоящему ощутили, какая невероятная пропасть разделяет Творца и творение, мы начинаем недоумевать, как вообще возможно, чтобы Невместимый Бог сотворил Свой Престол в ложеснах (т.е. в материнской утробе) женщины. От таких недоумений нас предостерегает святитель Иоанн Златоуст («Беседы на Евангелие от Матфея» IV, 3):

«Ничего больше не знаю а знаю только, что событие совершилось силою Духа Святого. Пусть стыдятся те, кто старается постигнуть сверхъестественное рождение! Если никто не может изъяснить того рождения, о котором есть тысячи свидетелей, которое за столько веков предвозвещено, которое было видимо и осязаемо, то до какой степени безумны те, которые с любопытством исследывают и тщательно стараются постигнуть рождение неизреченное? Ни Гавриил, ни Матфей не могли ничего более сказать, кроме того, что родившееся есть от Духа; но как и каким образом родилось от Духа, этого никто из них не объяснил, потому что было невозможно. Мы еще многого не знаем, например: как Невместимый вмещается в утробе? Как Всесодержащий носится во чреве жены? Как Дева рождает, и остается Девою? Скажи мне, как Дух устроил этот храм? Итак, и ты не разыскивай, но верь тому, что открыто, и не старайся постигнуть того, что умолчано.» Преподобный Иустин Попович добавляет: «Неизреченные тайны Триблаженного Божества внедрились в удивительном Лице Святой Богоматери и стали Ее тайнами. Православный чувствует и знает, что эти святые тайны не могут быть постигнуты никаким умом: ни ангельским, ни человеческим; посему растроганная молитвой душа воспевает: Вся паче (т. е. за пределами) смысла, вся преславная Твоя, Богородице, таинства, чистоте запечатанной и девству храниму, Мати позналася еси неложна, Бога рождши Истиннаго; Того моли спастися душам нашим. (Воскресный богородичен 2-го гласа, автором которого тоже скорее всего является преподобный Иоанн Дамаскин – прим. Ю. и Е. П.)».

Греческого распева в гармонизации П. Г. Чеснокова (1877 – 1944). Исполняет Архиерейский хор Свято-Ильинского кафедрального собора г. Архангельска. Скачать

Таким образом, мы видим, что в 4-х строках приведенной выше молитвы заключен смысл, который находится за пределами нашего разумного понимания. Этот образ не вписывается в логику нашей повседневной жизни. Остается только одно: поверить или не поверить. И как вывод, своего рода резюме этих слов выступает повтор: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Но нам все еще может быть непонятно, какая связь между непостижимым Богорождением и тем, что мы все радуемся о Богородице. На помощь опять приходят богословы. «Само Слово сделалось плотию, будучи носимо во утробе Девою, (исшел же из Нее) Бог вместе с воспринятым естеством человеческим, так как и оно было обожествлено Словом, одновременно с приведением его в бытие, так что одновременно совершились три события: восприятие, бытие, обожение человечества Словом. И таким образом Святая Дева мыслится и называется Богородицею не только ради (Божеского) естества Слова, но и по причине обожествления человеческой природы,» – пишет Иоанн Дамаскин.

В учении святителя Григория Паламы, память которого мы совершаем в это воскресение, отчетливо выражена именно эта мысль – мысль об обожении человеческой природы посредством Божественной благодати. Примечательно, что слова «благодать» и «обожение» у святого Григория обычно сопутствуют друг другу. Протоиерей Георгий Флоровский в своем труде «Святой Григорий Палама и Традиция Отцов» отмечает, что слово «обóжение» для современного уха «звучит странно и претенциозно. Да, это смелое слово. Обожение означает личную встречу. (выделение прот. Г.Ф.) Это общение человека с Богом, при котором Божественное присутствие как бы пронизывает всю полноту человеческого существования. Спасение — не только прощение. Это подлинное обновление человека.» Но, по апостольским словам, «мы соработники у Бога» (1Кор 3, 9), «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак 2, 17-18). Поэтому подлинное обожение, обновление невозможно без постоянного соработничества действию Божией благодати, а прежде того –желания и решимости принять ее.

И «пронизывание Божественным присутствием», и смиренная готовность ко всему вплоть до мучений и смерти, и смиренномудрое сотрудничество в течение церковной истории многообразно проявились в бесчисленном сонме святых. Но никто из них, конечно, не мог даже приблизиться к тем же качествам Пречистой Девы, Которая соединилась с Богом так тесно, как это вообще возможно для человека, навсегда став идеалом, недостижимым не только для людей, но даже для ангелов, о чем словами преподобного Космы Маиумского ежедневно напоминает нам Богослужение: «Чеснейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова родшую сущую Богородицу Тя величаем».

Интересно, что, по словам отца Георгия Чистякова, смиренномудрие Девы Марии видно даже не из одного слова, а буквально всего лишь из пары букв известного евангельского отрывка о Благовещении: «В ответ на слова архангела Мария восклицает: «Да будет Мне по слову твоему» (Лк 1: 38). Очень обидно, что это «да будет» совершенно не передано ни в одном переводе. Дело в том, что в греческом языке кроме изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений есть ещё optativus – желательное наклонение, которого нет ни в латинском, ни в славянском, ни в английском, ни во французском, ни в каком-либо другом из более или менее употребляемых языков В греческом тексте Евангелия от Луки Мария восклицает Своё «Да будет Мне по слову твоему» именно в желательном наклонении. Она говорит не просто «Да будет», а «Да будет, как Я того радостно желаю» – γνοιτ (генойто). Какие-то две буковки, один дифтонг – суффикс -ой – абсолютно изменяют зачение всего текста: не просто согласие, но согласие, исполненное радости и желания. «Да будет Мне, как Я радостно того желаю, по слову твоему». То есть уже здесь, в самом начале Евангелия от Луки, Мария делает удивительный первый шаг в Своём служении. Она многого не понимает, но, не спрашивая ни о чём, радостно принимает волю Божию.»

Через свое смиренное соработничество Богу Богородица преисполнилась благодати. «Преисполненная Духом Святым, как плодовитая маслина, она сделалась жилищем всякой добродетели, устранив ум от всякого житейского и плотского пожелания и таким образом сохранив девственною душу вместе с телом, как и приличествовало той, которая имела принять в недра свои Бога, ибо Он, будучи Святым, во святых почивает. Таким образом Богородица восходит к святости и является святым и удивительным храмом Бога Вышнего» (Иоанн Дамаскин, там же, IV, 14). Именно поэтому преподобный восклицает в своем славословии Деве: «Освященный Храме, Девственная Похвало…»

Обращение «Раю Словесный» требует отдельного разъяснения. Его смысл становится ясным из одного из тропарей канона Субботы Акафиста, в котором есть такие слова: «…Одушевленный Раю, Древо посреде имущи жизни Господа, Егоже сладость оживотворяет верою причащающихся, и тли подклонившихся». Как в Эдемском Раю произрастало Древо Жизни, так и Дева произрастила Христа-Жизнодавца, источающего всем нам Бессмертие. Почему Иоанн написал «Словесный», а не «Одушевленный»? «Словесный», по-гречески λογικέ, означает одновременно и «разумный, рациональный, мыслящий», и буквально «словесный, связанный со словом» – в данном случае «со Словом». В отличие от Рая Эдемского, Богородица, выполняя свое поистине вселенское предназначение воплощения Слова Божия, не является какой-то искусственной конструкцией, теряющей всякий смысл вне своей основной функции. Она – живое, мыслящее, разумное существо со своей волей и суждениями. При всем космическом значении своей миссии Мария оставалась обычной девушкой, жизнь которой во многих отношениях ничем не отличалась от жизни множества женщин ее времени – имела свои мелкие радости и горести, заботы и тревоги. Она трудилась, посещала родственников, бывала на праздниках, повседневно заботилась о своем Божественном Сыне как любая другая мать.

Подобно евангельской притче о закваске (Мф 13, 33; Лк 13, 20-21) благодать, осенившая Пречистую Деву, не оставалась только на Ней. Она изливалась и изливается на все вокруг. Как говорит об этом преподобный Иустин Попович, «она есть Матерь Бога, а потому и Матерь всего Божественного, всего святого, всего небесного, всего самого лучшего. Из всего лучшего Она – наилучшая, из всего святого – самая святая, из всего чистого – чистейшая, из всего досточудного – самая досточудная. Она есть самый совершенный образец всего совершеннейшего. Ведь если через Неё Бог вошел в мір, в человека, как тогда не войдет через Неё в человека всё Божие, всё небесное, всё бессмертное, всё вечное, всё блаженное?»

Это свойство благодати современным христианам лучше всего известно по высказываниям преподобного Серафима Саровского: «Стяжайте Духа Святаго» и «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Теперь мы в полной мере можем понять смысл слов преподобного Иоанна «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», особенно если вспомним, что в греческом языке «благодать» (χρις) и «радость» (χαρ) – однокоренные слова.

Святой Иустин заключает: «Пресвятая Богоматерь – «всей вселенной крепкое заступление». Первая истинная и нетленная радость вошла в мір через Её Богорождение, поэтому в Ней и благодаря Ей радуется всякая тварь и весь человеческий род».

Молитва перед иконой Богородицы “О Тебе радуется”

Задостойник

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, Освященный Храме и Раю Словесный, Девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш. Ложесна бо Твоя Престол сотвори. И чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.

Вы прочитали статью Икона О Тебе радуется. Читайте также:

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал “Православие и мир”, но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Что мы хотим увидеть за вратами, станет ли служба «общим делом» или просто – так проще

Понтифику не нравится нынешний перевод

И наш путь по жизни должен пройти сквозь храм

Лицензия Минпечати Эл № ФС77-44847

может не совпадать с позицией редакции.

(книгах, прессе) возможна только с письменного

Оценка 4.2 проголосовавших: 41
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here